Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КОММУНИКАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СИСТЕМЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ





Миссия политических коммуникаций состоит в том, чтобы обеспечить эффективное воздействие на политику и ее реализацию. Для этого обычно необходим вертикальный поток информации от населения к органам политического управления и от них к населению. Характер и эффективность политической коммуникации являются важнейшими факторами политического процесса. Кроме того, необходим горизонтальный поток информации между уровнями и органами политической власти, что особенно важно во взаимоотношениях исполнительных и законодательных органов.

Проблемы политических коммуникаций всегда были актуальны. Сегодня россия переживает глубокие преобразования в рыночных условиях. Их успех определяется восприимчивостью населения к быстро меняющейся среде, его способностью к адаптации. Это обусловливает необходимость постоянного совершенствования политического управления на основе организационных инноваций. Средством осуществления организационных политических изменений являются эффективные коммуникации.

Коммуникация дает жизнь организационной структуре, является ее необходимым элементом. Если вдруг уничтожить каналы связей в организации, она прекратит свое существование. Коммуникация представляет собой политический процесс, имеющий самое широкое отношение к функционированию индивида, любой группы, организации или общества в целом.

Политическая коммуникация пронизывает все виды социальной деятельности. С ее помощью модифицируется поведение, осуществляются социальные изменения, информация приобретает эффективность, и реализуются цели.

Конкретную политическую организацию можно представить развитой сетью каналов коммуникации, которые созданы для сбора, анализа и систематизации информации о внешней и внутренней среде, а также для передачи переработанных сообщений обратно в среду. Но наиболее сложной и значимой проблема информационного воздействия становится в том случае, когда в коммуникации участвуют несколько тысяч человек. Тогда вопрос о методологических подходах в изучении политической коммуникации, ее концептуально-теоретическом и прикладном понимании обретает чрезвычайно важный смысл для политической психологии и занимает по статусу одно из центральных мест.

Поскольку от адекватности и успешности теоретического анализа коммуникации, протекающей в политической деятельности, во многом зависит её эффективность, постольку для понимания политической коммуникации наиболее актуальным является выбор теоретико-методологической базы.

В зарубежной литературе сам термин «коммуникация» появился в начале XX века. Коммуникация рассматривалась в рамках таких течений, как бихевиоризм, символический интеракционизм, персонализм и др. Бихевиоризм в качестве основы коммуникации рассматривает не язык как систему, а непосредственно речевые сигналы, манипулируя которыми можно воспитать человек любого склада. Символический интеракционизм представляет социальную структуру как результат стабилизации процессов межличностного общения и социальное развитие как процесс развития коммуникативных форм. В персонализме коммуникация — внутренняя метафизическая способность личности открывать в себе чувство другого. Только из этого краткого перечисления очевидно, что нет однозначного понимания термина. Причем спектр мнений относительно данного понятия очень широк. Так, Клаус Мартен, известный исследователь проблем коммуникации, приводит 160 определений, собранных им в различных отраслях философии, психологии, языкознания и д.р.

С гносеологической точки зрения, существуют два подхода к изучению коммуникации: рационалистический и иррационалистический. Первый представлен концепциями технологического детерминизма, наиболее влиятельной из которых является теория информационного общества. Она рассматривает средства информации как стимул и источник социального развития, при этом информация понимается как основа культуры. Второй подход представлен понимающей социологией, считающей основным результатом коммуникации понимание одним человеком другого.

Суммируя различные взгляды, следует отметить, что, как в онтологическом, так и в гносеологическом подходах, превалируют три аспекта: рассмотрение коммуникации как средства связи любых объектов материального и духовного мира, что составляет философский аспект; изучение коммуникации как общения, передачи информации от человека к человеку, что является психологическим аспектом; анализ коммуникации как общения и обмена информацией в обществе — социальный аспект.

Исходя из вышесказанного, условно можно выделить две группы определений коммуникации. Первая группа связана с пониманием коммуникации как направленного, субъектно-объектного, чисто информационного процесса, в отличие от общения между двумя активными субъектами, при котором происходит обогащение и увеличение информации.

Вторая группа определений рассматривает коммуникацию как двусторонний активный процесс обмена информацией между субъектами, в результате которого возникает взаимопонимание между партнерами по деятельности.

Классификация определений «коммуникация», исходящая из критерия коммуникативной структуры, предполагает:

1. Тип односторонне структурированного процесса, то есть понимание процесса коммуникации как трансмиссии, действия, интерпретации.

2. Тип двусторонне структурированного процесса, то есть оценку коммуникации как взаимопонимания, обмена, участия, отношения, поведения, интеракции.

Очевидно, что определения «коммуникации», выделенные во вторую группу, соотносятся с традиционной в нашем контексте второй группой определений коммуникации как процесса обмена информацией, протекающего в рамках той или иной деятельности. Разнообразие представлений о коммуникации ставит вопрос о соотношении понятий коммуникации и общения, который активно обсуждается в психологии на протяжении нескольких последних лет.

В большинстве работ отечественных психологов разводятся понятия коммуникация и общение посредством сравнения их функций. Коммуникация есть информационный процесс, передача тех или иных сообщений, а общение имеет, наравне с информационным, также и практический, материальный и духовный характер. При этом коммуникация — однонаправленный процесс, в котором количество информации убывает в ее движении от отправителя к адресату, а в общении информация не убывает, а увеличивается, расширяется, поскольку партнеры равно активные.

О нетождественности коммуникации и общении пишут ученые, считающие общение более широким понятием, чем коммуникация. Коммуникация выступает как средство организации совместной деятельности на основе направленной передачи информации и обмена ею. «Коммуникация предполагает некоторое множество (не менее двух) субъектов, постоянно или временно вступающих во взаимодействие. Однако взаимодействие само по себе еще не есть коммуникация. Сам факт взаимодействия дает лишь возможность передачи информации, главное же заключается в ее обмене»[3].

Наиболее распространенными являются следующие две классификации Андреевой Г.М. В структуре любой коммуникации она различает три взаимосвязанные стороны общения: коммуникативную сторону общения, которая состоит в обмене информацией между общающимися; интерактивную сторону, которая включается в организации взаимодействия между общающимися, т.е. в обмене нетолько знаниями, идеями, но и действиями; перцептивная сторона общения, которая означает процесс обоюдного восприятия партнерами по общению и установления ими на этой основе взаимопонимания[4].

Ломов Б.Ф. выделяет в общении три функции: информационно-коммуникативную, регулятивно-коммуникационную, аффективно-коммуникационную[5].

А.Л. Деркач и Е.В. Селезнева полагают, что наиболее значимой функцией общения, заложенной в самой его природе, является воспитательная функция и функция идеологического воздействия. Данной точки зрения придерживается и А.В. Мудрик. Конкретизируя воспитательные функции общения, он выделяет нормативную, познавательную, эмоциональную, актуализирующую функции общения.

Как видно, в социально-психологической литературе выявляется как минимум четыре возможности установления отношений между коммуникацией и общением:

· понятие коммуникации тождественно понятию общения;

· понятие коммуникации тире, чем понятие общения;

· коммуникация рассматривается как подкатегория общения, а именно - интеракция через символы;

· взаимодействие и коммуникация понимаются как две самостоятельные области, которые могут лишь частично пересекаться.

Таким образом, на настоящий момент существует несколько подходов в определении понятий «общение» и «коммуникация». Одни авторы отождествляют эти понятия, понимая под общением или, что то же самое — коммуникацией, процесс обеспечения взаимопонимания людей посредством обмена информацией, мыслями, идеями — процесс, используемый для установления межличностных связей.

Другие авторы различают коммуникацию и общение. Первая относится к области приема и передачи информации. Вторая — к процессам самоорганизации. Всякая коммуникация — общение, но не каждое общение — коммуникация, то есть, возможно существование ряда ситуаций, когда общение индивидов протекает без коммуникативных связей.

Третьи полагают, что общение и коммуникация имеют соподчиненные отношения. Они считают, что коммуникация — это одна сторона общения, именно коммуникативная, а объем понятия общения значительно шире.

И, наконец, часть авторов исходит из того, что коммуникация — это информационная связь, тогда как общение связывает людей, с передаваемой информацией и практическими действиями в труде, политике, быту и т.д. Общение — это межсубъектное взаимодействие. Коммуникация же — способ увеличивать количество информации у получателя сообщения, не меняя его у отправителя. Поэтому общение представляет собой коммуникационный процесс, который, однако, не сводится к нему.

Общение нельзя сводить только к коммуникативной функции. Кроме этой функции общению присущи поведенческие, ценностные и некоторые другие функция. Поэтому наиболее приемлема точка зрения, что общение и коммуникация – два феномена, не сводимые друг к другу и не имеющие соподчиненных отношений.

Объем понятий «общение» и «коммуникация» не покрывают друг друга, общение лишь одной своей стороной — информационной — входит в структуру коммуникации. Хотя коммуникация и возникает из общения, она не является такой всеобщей всесторонней связью, как общение. Она уже и шире общения, которое может и не носить коммуникативного характера. С другой стороны, коммуникация может не быть общением, а представлять собой лишь форму социального управления, социальной передачи информации. Исходя из этого, можно заключить, что, когда речь идет о «межличностной коммуникации» и о «непосредственном общении», данные понятия попадают и область пересечения понятий «общение» и «коммуникация», и из этой области, следовательно, могут употребляться как синонимы.

Итак, коммуникацию в самом общем виде можно определить как процесс обмена смысловой информацией между людьми (индивидами, группами) посредством знаков и символов, при котором информация передаётся целенаправленно, принимается избирательно и соответствии с определенными пропилами и независимо от того приводит этот процес к взаимопониманию или нет. Коммуникация включает в себя что передастся, как перелается, кем перелается и принимается. То есть коммуникация представляет собой передачу информации от источника (коммуникатора) к получателю (реципиенту) посредством определенного канала.

В силу такого общего и широкого определения, само содержание явлений и процессов, включаемых в понятие коммуникации, также многообразно. Возникает потребность в структурировании этого понятия. Процесс структурирования общего термина «коммуникация» позволит выявить те аспекты, которые наиболее важны для характеристики политической коммуникации.

Термин «политическая коммуникация» только вводится в научный оборот отечественными политологами. Его востребованность и стремление ученых разработать проблему политической коммуникации объясняются прежде всего возросшей ролью политики в жизни российского общества в последнее двадцатилетие XX века и в начале нового столетия, а также той значимостью, которая придается политике массовым сознанием населения России.

Однако следует помнить обо всей сложности такого феномена, как политика. Кратко обозначим общепринятые трактовки политики как системы государственных институтов (президент, парламент, вооруженные силы и министерство внутрених дел, министерства иностранных дел и социального обеспечения, министерство безопасности и т.д.), включающей также ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную и СМИ (средства массовой информации, служащие началом обратной связи между политиками и гражданами страны); политические организации, партии, общественные объединения и движения. Политика как динамический политический процесс, т.е. изменения, которым подвергаются институты, исполнители разных функций и сами правила игры (например, переизбрание Б.Н. Ельцина на второй президентский срок, чеченская война). Политика как система правил игры, складывающихся и изменяющихся в зависимости от эпохи. Законы, регулирующие политику, бывают как писанными (нормы, права), так и неписаными (традиции, обычаи, правила поведения). Политика как система ценностей, норм, установок граждан, носящих, как правило, противоречивый характер, формирующаяся под воздействием приоритетов предлагаемых политических ценностях. Политика как вид человеческой деятельности изучает поступки людей, делающих политику, поведение лидеров и рядовых граждан, как в повседневной жизни, так и в период проведения выборных кампаний. В контексте нашего изложения последнее, пятое, измерение политики наиболее интересно.

В любой коллективной деятельности, в том числе политической, можно выделять два аспекта: собственно предметную деятельность и совокупность процессе, устанавливающих различные связи и зависимости между людьми в процессе деятельности. Коммуникативные процессы, возникающие в группе в результате политической деятельности, следует относиться выделенному второму аспекту.

Политическую деятельность (будь то групповая либо межсубъектная) невозможно представить без процесса обмена информацией (коммуникации).

При разработке понятия «политическая коммуникация» главный акцент сделан на коммуникативных процессах, разворачивающихся в процессе групповой или совместной политической деятельности, поскольку их значимость, а зачастую и необходимость, для успешности работы группы (коллектива) определяется всей социальной практикой.

Психологическое изучение политической деятельности наиболее затруднено в научном плане, поскольку здесь предметом исследования является «нечувственная» психическая реальность. Поэтому в большей степени изучены внешние проявления политической деятельности, чем ее внутреннее содержание. Анализ внешних форм политической деятельности, безусловно, является объективно необходимым этапом глубокого и всестороннего раскрытия этого понятия. Но необходимо сочетать анализ «внешний» — объективированного содержания — и «внутренний» — имплицитного содержания. Данный принцип является основополагающим для психологии деятельности, лишь синтез этих двух планов познания может обеспечить представление о всем многообразии предмета политической деятельности.

В психологической теории деятельности существует закономерность. Чем более крупными являются «единицы», на которые деятельность разделяется для анализа, тем в большей степени они сохраняют ее специфику, но в меньшей мере позволяют раскрыть ее механизмы и закономерности. Напротив, чем более дробны «единицы», тем лучше они способствуют пониманию деятельности и ее закономерностей, но при этом «единицы» становятся неадекватными содержанию деятельности. В связи с этим в психологическом анализе деятельности возникает проблема операционального выбора оптимальной «единицы». Такими главными единицами структуры активной деятельности являются действие и операция. Но действие характеризуется, также как и деятельность, свойствами целенаправленности, произвольности, предметности, активности, осознанности и т.д.

Итак, собственно психологический подход к анализу политической деятельности состоит в том, что он предполагает ее изучение и характеристику, прежде всего на уровне действий и их организации. Действие — основная единица политической деятельности, представляющая собой целенаправленную активность, связанную с достижением поставленной цели. Наличие у политической деятельности постоянной структуры основных компонентов и средств реализации считается ее важнейшей психологической особенностью и обозначается психологии понятием инвариантной структуры.

Поскольку коммуникация — общее явление, процесс, рассматривающийся в политической системе на всех уровнях и во всех структурах, а также практика контактов руководителя с отдельными подчиненными, их группами и подразделениями, и, наконец, особая специфическая функция политического управления, т.е. объект целенаправленного регулирования со стороны субъекта, постольку коммуникация является функциональным компонентом политической деятельности.

Понятие коммуникативной функции с точки зрения политической психологии включает три психологических аспекта: коммуникативное поведение, коммуникативные явления и коммуникативные процессы. Поэтому характеристика содержания коммуникации как функции политико-управленческой деятельности предполагает следующие основные направления:

— определение сущности и выявление специфики политической коммуникативной функции; анализ основных видов и типов коммуникаций в политических организационных системах; определение структурных компонентов и основных этапов политического коммуникационного процесса/характеристику форм реализации коммуникативной функции, стилей коммуникативности; выявление принципов эффективной политической коммуникации и критериев ее продуктивности.

Оставляя анализ сущности, процесса, типов и структуры сетей политической коммуникации, а также вопросы коммуникативных политических стилей и эффективности политической коммуникации для последующего изложения, обратим внимание, что понятийно политическую коммуникацию определить возможно и через названные основные элементы коммуникации. Однако подобное определение в силу выше изложенной аргументации с очевидностью будет страдать односторонностью, поскольку политическая коммуникация — это многофункциональный процесс политической деятельности.

Итак, политическая коммуникация — процесс отношений и взаимодействий между социальными группами, нациями и индивидами в условиях совместной политической деятельности по обмену политической информацией, связанной с организацией и осуществлением политической власти.

В данном определении акцент делается на психолого-деятельностном подходе по изучению политической коммуникации и подчеркивается активность (позитивная, негативная) реципиента в этом процессе и общественная обусловленность, как содержания, так и формы политической коммуникации. Такой подход учитывает своеобразие политических коммуникаций, реализуемых в специфическом виде социальной деятельности — политической.

Психологическая специфика политической коммуникации детерминируется особенностями политической деятельности. Своеобразие политической деятельности состоит в том, что она не является ни только индивидуальной, ни только совместной, а той и другой одновременно. Тем самым она предстает как качественно своеобразный тип деятельности, синтезирующий в себе два других основных типа деятельности — индивидуальную и совместную.

Многие определения политической коммуникации строятся на учете специфики составляющих общественный процесс (в том числе пространственно-временных характеристик). В данном контексте главное отличие понятия «коммуникация» от понятия «политическая коммуникация» состоит в том, что последняя основывается на синергетическом подходе как главном методологическом принципе. Политическая сфера социального пространства никогда не бывает свободной от противоречий. Противоречия между взаимодействием политических субъектов и объектов, между взаимореализацией людей и самореализацией личности могут быть «сглажены», гармонизированы в политической коммуникации на основе синергетики, изучающей механизмы самореализации в открытых системах.

Другое отличие коммуникации от политической коммуникации заключается в использовании деятельностного подхода. Деятельность в категориальном статусе политической психологии означает активное отношение (положительное или отрицательное) субъекта и объекта к действительности на разных этапах политической коммуникации. В коммуникации данная активность может и отсутствовать: (например, в исполнительной деятельности).

Из числа наиболее важных отличий политической коммуникации от коммуникации следует указать еще на одно. Это подход к политической коммуникации как к специфическому социальному феномену, имеющему макро- и микросреду со своими подсистемами. Данный системный подход предполагает выделение и анализ в политической коммуникации многоуровневости субъектно-объектных связей, как по горизонтали, так и по вертикали.

Как все политико-управленческие функции, политическая коммуникация характеризуется множественностью типов и форм. Классификация типов политической коммуникации состоит в следующем. По признаку направленности политических коммуникаций они подразделяются на внешнеорганизационные и внутриорганизационные. Имеют место постоянные и интенсивные коммуникации с внешней средой. Это деятельность по организации политической рекламы и создание (поддержание) имиджа, как организации, так и руководителей; деятельность по проведению политического маркетинга; участие в подготовке регулярных выступлений, сообщений, подготовке политических законопроектов и т.д.

Субъект, представленный в лице политического руководителя любого ранга, постоянно контактирует и с паритетными ему по статусу руководителями других - смежных — организаций-систем. В этом случае он олицетворяет организацию целом, представляет ее во внешней среде. Данный тип коммуникации имеет специфику. Она состоит в том, что руководитель участвует в работе вышестоящих инстанций, выступает одновременно как начальник и как подчиненный. В связи с этим возникает явление маргинальности его коммуникативного поведения.

Внутриорганизационные политические коммуникации подразделяются на вертикальные, горизонтальные и диагональные. Вертикальные коммуникации представляют собой обмен информацией между иерархическими уровнями, а горизонтальные — обмен в пределах паритетных иерархических уровней. Диагональные представляют смешанный тип.

Вертикальная коммуникация обеспечивается с помощью следующих рычагов.

Во-первых, с помощью стандартных правил и процедур. Они применяются в простых повторяющихся ситуациях и позволяют в определенных рамках автоматизировать процесс политического взаимодействия.

Во-вторых, с помощью руководителей высшего ранга. Но их физические возможности становятся фактором, лимитирующим границы коммуникации, поэтому происходит стремительное увеличение уровней иерархии.

В-третьих, с помощью вспомогательных элементов, увеличивающих возможности руководителей — политических специалистов, консультантов, референтов, объединенных в штабные подразделения.

В-четвертых, с помощью целей, задач, лимитов ресурсов. Их четкое определение дает возможность членам коммуникации самостоятельно принимать промежуточные решения, касающиеся путей и способов информационного обмена. Горизонтальная коммуникация между субъектами одного уровня, но принадлежащими к разным группам, осуществляется следующими способами.

Во-первых, на основе прямых контактов в процессе взаимного консультирования по интересующим проблемам.

Во-вторых, на средних и низших уровнях с помощью специальных координаторов — постоянных и временных политических комитетов, специальных представителей высшего руководства.

В-третьих, по средствам целевых групп, решающих задачи совершенствования механизма политического взаимодействия между субъектами. Диагональная коммуникация — это взаимодействие с другими политическими лидерами и руководителями и с другими подчиненными. Диагональная коммуникация обеспечивается с помощью комплекса рычагов горизонтальной и вертикальной коммуникации.

В наиболее общем виде типы политических коммуникаций могут быть представлены в следующей схеме (см. рис. 16).

В целом, если рассматривать политическую коммуникацию как функцию политической деятельности по достижению политического результата — власти, тони один из рассмотренных типов (схем), не является максимально эффективным. В каждом из них достигается определенный уровень эффективности политической коммуникации со свойственными ей плюсами и минусами. Направленность коммуникации не играет решающей роли. Коммуникативные каналы внутри системы, соединяя элементы управленческой политической структуры на разных уровнях, создают сети, которые имеют большое значение не только для характеристики эффективности политической коммуникации, но и для углубленного понимания с позиций политической психологии самих коммуникаций. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

В настоящее время отсутствует целостная и общеприемлемая характеристика структуры и сетей политических коммуникаций. При этом имеется ряд частных подходов к раскрытию структуры политических коммуникаций, каждый из которых сориентирован на описание какого-либо аспекта политической коммуникации. Между тем, определение структуры политических коммуникаций позволяет восполнить пробелы в понимании самого процесса политических комуникаций, факторов их эффективности, а, следовательно, способов, каналов достижения политических целей.

Коммуникативные типы связей — вертикальные, горизонтальные и диагональные — рассматривались выше; они есть не что иное, как информационные потоки. Коммуникационная сеть — это соединение определенным образом, информационных потоков в коммуникативные отношения между индивидами и группами.

Процесс взаимодействия индивидов как членов определенной группы, осуществляющей политические коммуникации, составляет одну из самых актуальных и дискуссионных тем в политической психологии — тему групповой динамики.

Характер групповой динамики существеннейшим образом зависит от эмоционального состояния группы. Каждый участник группы воздействует на ее жизнь, и способствует реальному изменению социально-политического поведения. Группа — это целое, от структуры ее зависит поведение членов, но каждая группа имеет свою динамику. На работу группы оказывают влияние следующие факторы:

- мотивации;

- структура власти в группе, авторитет членов;

- трудности коммуникации, преграды, барьеры;

- личное и идентификация — ощущение принадлежности к группе;

- представление о цели;

- ответственность за результаты;

Существует несколько вариантов описания механизма групповой динамики. В данном случае воспользуемся тем, что предложен американскими психологами М.Вудкоком и Д. Френсисом — описанием основных этапов формирования и развития группы, — в виду его универсальности и «приложимости» к общности, внутри которой идет процесс политических коммуникаций.

Первый этап возникновения группы — «притирка». На данной стадии определяется степень заинтересованности работать в этой группе. Коллективной работы фактически нет.

Второй этап — согласно терминологии ученых, «ближний бой». Это период, когда образуются группировки и происходит борьба за лидерство. Группа пытается наладить взаимоотношения.

Третий этап— «экспериментирование». На этой стадии возникает интерес к работе, и появляется желание экспериментировать.

Четвертый этап — «эффективность». Группа приобретает опыт эффективной работы. Функции ее членов могут делегироваться разным членам группы зависимости от конкретных задач и целей.

Пятый этап — «зрелость». Группа функционирует как сплоченный коллектив. Расширяется делегирование полномочий, возрастает самостоятельность в принятии решений. Классификация полномочий в политических коммуникациях связана с рядом характеристик.

Если распределение полномочий происходит сверху вниз и по горизонтальным уровням, то субъекты получают права для принятия самостоятельных политических решений. Возникает своего рода лестница полномочий, ступеньками которой являются уровни. Это дало процессу распределения полномочий название скалярный (от sса1а - ступень). Скалярная иерархия полномочий, предполагает их субординацию.

Объем полномочий зависит от сложности и важности решаемых проблем. Чем их больше, тем масштабнее должны быть полномочия. Размер полномочий определяется уровнем квалификации, опытом, образованием. Чем выше эти показатели, тем полномочий может быть больше.

Масштабы полномочий зависят также от ресурсов, которыми группа может распоряжаться самостоятельно, и числа лиц, участвующих в политической коммуникации. При распределении полномочий в группе нужно учитывать; во-первых, их достаточность для достижения целей; во-вторых, четкость организации.

Член группы должен знать, от кого получает полномочия, кому их передает, кто отвечает перед ним; в-третьих, возможность самостоятельного решения задачи в рамках своих полномочий.

Другие модели групповой динамики, которые могут приближаться либо удаляться от описанной, связаны с особенностями самой группы (например, группы, работающей в экстремальных, чрезвычайных условиях).

В отечественной и зарубежной литературе при анализе коммуникативной структуры и ее сетей много внимания уделяется взаимодействию формальных и неформальных групп. Неформальная группа — это спонтанно возникающая группа людей, которая взаимодействует для достижения поставленных целей. Деятельность данных групп может быть очень эффективной, поэтому формальным (Официальным, административным и политическим) группам следует работать неформальной группой и не уничтожать ее. Необходимо знать лидеров политических неформальных групп, регулярно встречаться с ними и поощрять группы, которые способствуют достижению целей. Разрешать участвовать политическим неформальным группам в разработке и принятии решений и давать им точную информацию, препятствуя распространению слухов. Неформальные группы, существующие в рамках формальной, могут действовать в направлении ее интересов и целей.

Реально управлять политической неформальной группой в коммуникациях можно с помощью социометрического метода, который активно используется и при изучении ее динамики в политической психологии наряду с применением в социологии.

От формальных и неформальных групп следует отличать формальные и не формальные каналы связи. Неформальные не совпадают с формальными, официально установленными. Формальные каналы отделены административно в соответствии с политической структурой и связывают группы внутри по вертикали и горизонтали. Социально-политические контакты не ограничиваются сугубо официальными рамками. Неформальная информация может опережать формальную. Как известно, она бывает на уровне слухов, т.е. недостаточно достоверной.

Как на формальных, так и на неформальных каналах связи большое значение принадлежит политическому стереотипу. В политическом стереотипе заломы адекватность, упрощение и деформации. Это означает, что стереотип не только деформирует или упрощает общественно-политическую информацию, но и формирует ее как мнение данной группы. Стереотипы создают чувство политической идентичности, выполняют идентификационно-интегрирующие, ориентационные и компенсаторно-регулирующие функции. На уровне больших политических групп они выполняют конституционно-интегрирующую роль, но могут спровоцировать и дезинтегрирующую. Важной для политической коммуникации является понятие политического мифа.

Мифические верования, понятие политического мифа. Мифические верования опираются на безрелигиозную или религиозную веру и навязываются группой. Они иррациональны, поддерживаются политическими авторитетами, но поддаются проверке и существенно влияют на общественно-политическую жизнь.

На уровне небольшой группы политический миф выполняет интегрирующую функцию по отношению к социуму. Он определяет положение индивида и в широком политическом поле координирует связи: индивид — государство, индивид — нация, индивид — мир и т.д. Наличие в коммуникационной структуре формальных и неформальных, горизонтальных, вертикальных и диагональных, параллельных и пересекающихся каналов свидетельствует о ее сложности. В то же время, в сложной структуре заложена потенциальная возможность искажения обмениваемой информации либо ее дефицит.


Страница 520







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.