|
Цена оказалась на предпоследнем месте.Людям нравится покупать там, где к ним внимательны и предупредительны. На нашем рынке эти проявления редки. Предприниматели несут убытки, не догадываясь, где "зарыта собака". Какие объявления мы часто видим в магазинах? "Купленные товары обратно, НЕ принимаются, только обмениваются". "Купленные товары обратно НЕ принимаются и НЕ обмениваются". "Товар, купленный на распродаже, обратно НЕ принимается". "Через десять дней товар обратно НЕ принимается и НЕ обменивается". И совсем экзотическое объявление на овощном рынке при продаже винограда: "Пробовать товар нельзя!". Кстати, в США вы можете пробовать товар в любом магазине, вам отрежут кусочек колбасы, сыра, яблока и т.п. На днях в магазине автозапчастей пришлось познакомиться с таким объявлением: "Для замены или возврата товара необходимо заключение станции технического обслуживания". Как это себе представляют авторы? Сейчас ремонтируют автомашины на каждом шагу, но никаких заключений вам, конечно, никто не выдаст. У деловых людей для этого нет ни времени, ни желания, ни бланков, ни печати. А на государственной станции можно получить такое заключение, только для этого нужно заплатить за диагностику, постоять в очереди, помыть машину. Мало того, что покупателю продали товар с браком, покупатель должен еще и разориться, потерять драгоценное время, "потрепать" нервы. Кто же будет ходить в такой магазин? Исследования в США показали причины, по которым потребители прекращают делать покупки: 4% - переезд в другое место или смерть; 5% - дружеские или родственные связи с людьми из других компаний; 9% - конкуренция; 15% - неудовлетворенность качеством товара; 68% - отсутствие контактов с продавцом и его безразличие к потребителю. Итак, основной порок — это безразличие. Лучший клиент — это тот, который ходит за вашим товаром постоянно. Новый клиент обойдется вам в несколько раз дороже. Однажды в магазин преуспевающего предпринимателя в США позвонил один мужчина и стал интересоваться, сколько ему нужно выплачивать денег по кредиту. Его спросили, почему он интересуется своим счетом. У меня умерла жена, а она занималась финансовым хозяйством. Ваш долг 1000 долларов. Через некоторое время этот мужчина получил из магазина письмо, в котором сообщалось, что его покойная жена была одной из лучших клиенток магазина и он может считать, что его счет оплачен до цента. А в день похорон магазин прислал букет цветов. Такое запомнится на всю жизнь и, конечно, этот человек и его знакомые будут постоянными клиентами. Один мой знакомый был как-то в командировке, в Вене. Однажды он оказался свидетелем такой истории. В магазин готовой одежды вошел мужчина и потребовал директора. Он принес пальто, купленное два дня назад, в котором был обнаружен скрытый дефект. К этому человеку сбежались все служащие магазина, принесли несколько десятков различных пальто и предложили ему выбирать любое. Пока покупатель выбирал себе пальто, директор магазина отлучился на несколько минут и вернулся с шестью рубашками, которые он презентовал недовольному покупателю. - Мы вам доставили беспокойство, - сказал директор. - Это вам презент от нашей фирмы, мы приносим вам извинения. НЕ повторяйте без конца НЕ. Говорите - Да. Да, мы вам обменяем товар. Да, мы вернем вам ваши деньги. Да, мы доставим купленный у нас товар в любое удобное для вас время. Да, мы будем осуществлять послепродажное обслуживание. Каким образом привлечь покупателя? Первое - это подготовленная стоянка для автомобилей. В нашей столице и других городах такие стоянки уже есть, где автовладелец может поставить свой автомобиль. Сколько раз самому приходилось искать нужную вещь, но проезжаешь мимо магазина, где эта вещь может быть, только потому, что поставить машину негде, и отправляешься в другой магазин или откладываешь покупку до другого удобного случая. Второй важный фактор - это имя ваших покупателей. Для человека нет ничего приятнее, чем его имя. Знакомясь с покупателями, поинтересуйтесь их именами, запишите номер телефона, попробуйте выяснить у вашего покупателя, какие у него планы на покупки, отметьте в карточке сведения о покупке, произведенной у вас в магазине. Иногда торговые фирмы разносят в близлежащие районы письма, в которых ставится вопрос: "Что бы Вы хотели покупать в нашем магазине?" Ответы могут дать ценную информацию о направлении развития фирмы и увеличении торгового оборота. Вместе с покупкой покупателю презентуется что-либо дополнительное. Это может быть безделушка или купон, дающий право на скидку при следующей покупке. Ну и, наконец, рассылаются письма с благодарностью. Не позднее следующего дня. Такая форма признательности польстит покупателю и, скорее всего, он подумает, что нужно в этот магазин заходить почаще. Исследования, проведенные в США Ф.Райхелдом и У.Сассером свидетельствуют: если бы вам удалось увеличить число покупателей всего на 5%, то можно было бы прибыль увеличить вдвое. Не забудьте, что каждый покупатель - это бесплатная реклама, а средства, затраченные на повышение уровня работы с покупателями - это не убытки, а инвестиции в прибыльное дело. Победительница конкурса торговых агентов в США поведала, что у нее с собой всегда пачка бланков благодарственных писем и конвертов. Тут же после заключения сделки она готовила и направляла в адрес клиента письмо с благодарностью за покупку. Большинство американских торговых и обслуживающих предприятий на привлечение новых клиентов направляет в пять-шесть раз больше энергии, чем расходуется на постоянного клиента. Давайте познакомимся с некоторыми способами превращения покупателей в постоянных клиентов. Зарегистрированные покупатели извещаются обо всех мероприятиях в первую очередь. Например, в вашей фирме организуется показ моделей одежды, ваши покупатели должны узнать об этом первыми. В магазинах фирмы произошло перемещение отделов, замена продавцов, введена новая форма одежды для служащих, в фирму поступили новые товары. Ваши покупатели должны первыми об этом узнать. Всем известно, что у вас будет распродажа - это затоваривание, такое бывает чаще всего под Новый год, перед Рожеством или в связи с другими праздниками. Такое может случиться и при приобретении партии товаров, которые пользуются спросом, и есть необходимость ускорить оборачиваемость. Ваши клиенты должны узнать об этом первыми. Для своих покупателей могут устраиваться и особые мероприятия. Только для них. И неожиданно сообщаете им: "Это особая распродажа только для вас" (лучших покупателей). Результат будет потрясающий - все хотят быть избранными. Для постоянных покупателей мелкие услуги оказываются бесплатно - это может быть доставка на дом покупки, подарочная упаковка. Для разовых покупателей эти услуги производятся за небольшую плату, для постоянных - бесплатно. Постоянным покупателям могут быть сделаны подарки без да. Это могут быть сувениры или недорогие вещи, например, зон; или авторучка, календарь, записная книжка и т.п. За подарком, как правило, нужно зайти в магазин и здесь опять что-нибудь покупается. Ученые, занимающиеся проблемами поведения, считают, что общим свойством преуспевающего человека является умение наладить сотрудничество с окружающими, умение организовать свои действия с условиями окружающей его действительности и обстоятельств. Если хотите иметь постоянных клиентов, то это как раз для вас. Узнавайте любыми путями имена своих покупателей. Вспомните по этому поводу Дейла Карнеги: произнесенное имя человека позволяет почувствовать себя значительным. Практически любой человек купит вещь, даже если у него нет денег, дайте ему вещь в длительную рассрочку и увеличьте благодаря такому шагу свою прибыль. Как-то в застойные времена пришлось принять участие в экскурсии по заводу им. Лихачева. Гид - начальник технического отдела поведал одну историю. Закрытый цех ЗИЛа выпускал в год 25 автомобилей для руководства страны. Автомобили изготавливались в основном вручную и многие комплектующие поступали из-за рубежа. Автомобили были бронированные с пуленепробиваемыми стеклами, весили более восьми тонн. Себестоимость одной машины была 100000 рублей. Однажды за год изготовили 26 автомобилей. К директору завода явился представитель солнечной республики и заявил: Продай машину, даю 200000 рублей. А где ты возьмешь столько денег? Займу у родственников, - ответил тот. Можно себе представить, насколько в солнечной республике поднялся бы престиж этого человека, разъезжающего на "членовозе". Вот так "имидж" купленного автомобиля в представлении владельца утверждает его в той социальной группе общества, с которой он хотел бы себя идентифицировать. Символы достижений, которых люди добиваются и иногда гордо выставляют напоказ, различаются в разных группах. В одних кругах важно посещать оперу - это могут быть люди, очень далекие от классической музыки. В некоторых группах молодежи решающее значение имеет количество сексуальных связей с девушками определенного социального положения. Обладание японской кинокамерой, музыкальным комбайном фирмы "Филипс" или даже американской авторучкой имеет важное значение. Такие вещи стремятся покупать даже те, у кого не представится случая их использовать. Для людей, чуждых этим социальным мирам, такие символы бессмысленны. И у них вызывает удивление, как можно отдавать столько усилий, чтобы стать обладателем совершенно ненужной вещи, либо носить неудобную одежду, или общаться с людьми, вызывающими у окружающих отрицательные эмоции. Создавая обстановку побуждения к искусственному потреблению, реклама дает понять, где человек, находящийся на определенной ступени социальной лестницы, должен подкреплять это положение особенностями потребления и пользоваться вещами, влияющими на закрепление достигнутых социальных ступеней. Дополнительные психологические ценности придают товару выступления известных актеров либо просто знаменитых людей. Советы этих людей являются эффективным средством внушения. Многие помнят, как для чтения и популизации "произведения" Л.И.Брежнева был приглашен на телевидение известный киноактер В.Тихонов. В такой же роли мы видим ведущего программы "Поле чудес" Л.Якубовича и т.д. Форма организации продаж Иногда форма организации продаж лучше всякой рекламы. Часто ли бизнесмены задумываются над тем, как быть более полезным покупателям, чем конкуренты? Если сами вы не можете придумать нечто, попросите дать предложения нескольких своих постоянных клиентов. Например, покупая розы в магазине, одни бросают в воду под розы кусочек сахара, другие бьют молотком по ножкам цветов, третьи заливают в вазу с розами горячую воду. Изготовьте инструкцию о том, как продлить жизнь цветов в комнате, наберите текст на компьютере и снимайте ксерокопии. Каждый букет из вашего магазина уйдет к покупателю с инструкцией. Дешево и сердито. Мебельный магазин снабжает проданные вещи инструкцией об уходе за деревянной, кожаной, либо изготовленной из искусственных материалов мебелью. Дополнительно можно организовать бесплатные семинары для покупателей на тему: "Как сохранить мебель и придавать ей постоянно товарный вид". Затраты здесь небольшие 15-200 тысяч рублей специалистам в качестве гонорара за проведение занятий. При стоимости мебели 6-15 млн. рублей эти затраты копеечны. Но покупатель запомнит неожиданные услуги и снова вернется к вам в ваш магазин, а может быть, и пришлет своих знакомых. Шоферам и грузчикам мебельного магазина целесообразно быть в форменной одежде - это, с одной стороны, дисциплинирует работников, с другой - создает "имидж" фирмы. Неудивительно, что фирмы следующие советам консультантов по менеджменту, пользуются устойчивым успехом у своих клиентов. После доставки товара продавец или коммерческий директор может позвонить клиенту и| поинтересоваться, нет ли претензий или что-нибудь неясно. Такое обращение может привести к дополнительным продажам. Когда мы покупаем мебель или другие крупногабаритные товары, то для доставки даем свой адрес и телефон. Эти важные данные предприниматели, как правило, не используют. А ведь в этих адресах имеются неисчерпаемые возможности. Работники магазинов считают, что клиент купил какую-либо вещь и| ему больше ничего не нужно. Если проанализировать картотеку адресов клиентов, то можно сразу же определить среди них постоянных - таких бывает до 25-30%. По имеющимся адресам можно периодически рассылать рекламные листы, поздравления с Рождеством, Новым годом, приглашения на выставки и т.п. Для привлечения покупателей важнейшее значение имеет послепродажное обслуживание - это тоже своеобразный вид рекламы. Многие товары приобретаются для длительного использования, а не для сиюминутной выгоды. Поэтому услуги, которые предлагает! ваша фирма, должны обеспечить качественное функционирование ваших товаров. Вот высказывания бизнесменов ведущих европейских фирм по поводу поставок запасных частей. Заведующий отделом фирмы "Ренк Ксерокс" (Англия), которая поставляет решающие, копировальные и множительные машины: ] } "Мы гарантируем обеспечение машины запасными частями на] весь период их жизни". Генеральный директор фирмы "Виккерс" (Англия), которая поставляет различные прессы: "В течение всего периода жизни прессов 35-1 40 лет предприятие гарантирует изготовление и поставку любой детали по заказу покупателя". Директор фирмы "Альфа-Лаваль" (Швеция), изготовляющая пище-j вое оборудование: "Для того, чтобы не потерять рынок и клиента, фирма исходит из ответственности за работу поставленного оборудования и обеспечивает свои машины необходимыми запасными частями до конца срока их эксплуатации". Директор фирмы "Смит-Болнес" (Голландия), поставляющая дизели: "Фирма готова поставлять запасные части к своим дизелям до конца срока их жизни". Об этом же заявили руководители итальянских фирм "Иночента", "Оливетти", "Макамо-тессаме". Они утверждают, что их фирмы продолжают поставлять любую запасную часть до конца жизни выпущенного их фирмами оборудования. Дополнительный эффект от подобного сервиса в том, что клиенты, купившие ваш товар, рассказывают о принятой у вас системе обслуживания и тем самым способствуют увеличению сбыта ваших товаров. Имеются четыре основных типа послепродажного обслуживания: · обучение; · установка; · техническое обслуживание; · ремонт. Не традиционный вид обслуживания - обучение. Сложными товарами пользоваться не просто. А инструкции, прилагаемые к товарам, не всегда могут быть поняты покупателями. Давайте при продаже разъяснения, показывайте товары в действии, просите клиентов повторить все в вашем присутствии. Установка и техническое обслуживание необходимы для радио- и телевизионной техники, компьютеров, бытовой техники. В магазине обязательно должны быть запасные части. Важным рекламным моментом является оперативный разбор жалоб. Относитесь к жалобе как к катастрофе. Все усилия - на ее ликвидацию. Иногда на рынке или в магазине встречаешь продавца, который знает свое дело и сразу же пытается угадать желание клиента. - Посмотрите, какой фотоаппарат, компактный, легкий, с самофокусировкой и пятикратным приближением объекта съемки, фотовспышкой. Вы не пожалеете! - убеждает он покупателя. Клиент должен принимать участие в демонстрации, если товар пахнет, дайте его понюхать, если у клиента появляется желание пощупать - дайте ему и это. Чем обходительнее вы будет с клиентом, тем скорее он проникнется положительными чувствами к вам и, скорее всего, надумает приобрести товар.
Вопросы к главе: 1) Приведите свои примеры первых реклам средневековья (в том числе и Каким образом реклама помогает управлять людьми? Какое из средств массовой информации наиболее эффективно в, Что такое внутренние и внешние факторы в рекламе? В каких случаях целесообразней применять тонкий или жирный шрифт Что воспринимается в рекламе благожелательнее: эллипс или квадрат? Что больше нравиться покупателю: отрицание НЕ или обещающее ДА? Какое воздействие производит на человека отрицание НЕ? Какие льготы могут иметь постоянные клиенты?
Каков рекламный эффект послепродажного обслуживания? Как создается имидж фирмы? Придумайте новые формы продаж? ![]() ![]() Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ![]() ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ![]() Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|