Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие классификации товаров, сравнительная характеристика иерархического и фасетного методов классификации. Достоинства и недостатки методов.





Классификация (от лат. classik – разряд, класс и facere – делать раскладывать) – система соподчиненных понятий (объектов) в какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями (объектами), а так же для точной ориентировки в многообразии понятий (объектов).

Классификация фиксирует закономерности связи между классами объектов с целью определения места объекта в системе, которое указывает его свойство.

В товароведении и торговле классифицируют товары, их свойства, показатели качества и др.

Принципы классификации:

- установление цели;

- выбор метода классификации;

- установление числа классифицируемых признаков.

Признак классификации – свойство или характеристика объектов (товара), положенные в основу классификации (назначение, вид сырья, технология изготовления и др.).

Правила классификации заключаются в распределении объектов (товаров) по отдельным категориям или ступеням от высших к низшим, начиная с наиболее общих признаков.

Ступенями классификации являются раздел, класс, группа, вид, последний подразделяется на подвиды.

Разделяют множество объектов (товаров) на подмножества в соотношении с принятыми методами классификации.

Различают иерархический и фасетный методы классификации.

Иерархический метод классификации характеризуется последовательным делением множества объектов (товаров) на подчиненные подмножества, при этом каждая последующая ступень должна конкретизировать признак вышестоящей ступени.

Ступенью классификации по иерархическому методу называют этап разделения множества на составляющие его части по одному из признаков.

Схематично сущность иерархического метода классификации показана на рис.

Преимущества иерархического метода: возможности группировки объектов по большинству признаков, характеризующих то или иное подмножество, высокая информационная насыщенность.

Недостатки иерархического метода: многоступенчатость, большое число взаимосвязанных подразделений, сложность использования.

Фасетный метод (от фр. facette – грань отшлифованного камня) классификации предусматривает параллельное разделение множества объектов на отдельные, независимые классификационные группировки (фасеты) по одному признаку в каждой из них.

Разные классификационные группировки при фасетном методе независимы и неподчиняются друг другу (рис.).

Преимущества фасетного метода: гибкость и удобство исполнения, возможность применения от органиченногоого количества фасет.

Недостатки фасетного метода: невозможность выделение общих и различных признаков между объектами в разных классификационных группировках.

 

Понятие и этапы оценки качества. Градации качества. Факторы, оказывающие влияние на формирование товарного сорта.

Качество – совокупность характеристик, объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предлагаемые потребности.

Оценка качества – совокупность операций по выбору номенклатуры показателей, определению их действительного значения и сопоставлению с базовыми показателями.

Этапы оценки качества.

Деятельность по оценке качества скидывается из трех групп операций, каждой из которых свойственны специфические особенности:

· выбор номенклатуры потребительских свойств и показателей их определяющих (важно правильно выбрать из всего многообразия такие показатели, которые имеют решающее значение для определенных целей);

· определение действительных значений показателей качеств;

· сопоставление действительных значений измеряемого показателя с базовым.

Градация качества, класс, сорт – категория или разряд, присвоенные объектам, имеющие тоже самое функциональное применение, но различные требования к качеству.

Градация, класс, сорт отражают предусмотренное или установленное различие в требованиях к качеству, которые в свою очередь устанавливают взаимосвязь функционального использования и затрат.

стандартный товар
сорта
природные
товарные
пригодный к использованию по назначению
нестандартный товар
отходы
ликвидный
условно пригодный
неликвидные
непригодные к использованию (опасные)
классы товаров по назначению
Оценка качества товаров
результат оценки
установление
соответствия
несоответствия
градации качества
На рис. приведены возможные результаты сопоставления действительных и базовых показателей качества градации и классы качества.

 

 


Для принятия окончательного решения о градации качества товара необходимо сравнить действительные и базовые значения по всей номенклатуре выбранных показателей.

Стандартным признается товар, который соответствует установленным требованиям по всем выбранным показателям.

Если хотя бы по одному из определяемых показателей выявлено несоответствие, то товару не может быть присвоена стандартная градация, а только пониженная – нестандартная или брак.

К нестандартному относится товар, который не соответствует установленным требованиям по одному или комплексу показателей, но это несоответствие не является критическим (опасным).

Брак – товар с выявленными устранимыми или неустранимыми несоответствиями по одному или комплексу показателей. Различают устранимый и неустранимый брак. Разновидностью брака с не устраненными значительными дефектами являются отходы. Отходы со значительными несоответствиями установленным требованиям относятся к ликвидным, а к критическими к неликвидным.

В результате выявления соответствия или несоответствия установленным требованиям все товары по назначению могут быть подразделены на три класса.

К первому классу относятся товары, пригодные к использованию по назначению. Этот класс представлен стандартными товарами, которые полежат реализации без каких-либо ограничений.

Второй класс – товары, условно пригодные для использования. Принадлежность к нему определяется градациями нестандартных товаров или брака с устраненимы дефектами. Условно пригодные товары могут быть реализованы по пониженным ценам или отправлены на промпереработку либо на корм скоту.

Третий класс – опасные товары, непригодные для использованья по назначению. Эти товары не подлежат реализации, а также поставке для промышленных и кормовых целей. Они должны быть уничтожены или утилизации с соблюдением определенных правил.

В оптовой и розничной торговле преобладают потребительские товары первого класса. Товары второго и третьего классов должны своевременно выявляться при приемочной и текущей оценке качества и не допускаться к реализации.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.