|
Святилища и обрядовые сосудыКак и по всей Юго-Восточной Европе, святил ща культуры тиса имели ту же архитектуру, что обычные дома. Представленное на рис. 3-25 ду)к этажное строение, скорее всего, было святилище! на нижнем уровне располагались мастерские, а верх нее помещение было обрядовым. В одном из noMfc fiwz III. Зенит европейской ци циви зации: Центральная я Восточная Европа, 5500- 3500 гг. до, S>
Рис. 3-27 Рис. 3-26 Примерная реконструкция помещения с набором церемониальной утвари: глиняный стол, прямоугольные коробы, крышка, увенчанная головой птицы (см. рис. 3-27), сосуды, керносы (справа) с рогами и с закрепленными по краю маленькими сосудами для приношений статуэтка восседающей на троне Богини (предположительная реконст-рукция) Весте-Мапю Восточ-наяВентия ок 5000 гдонэ или первые векаV тыс.до н.э... Рис. 3-27 Найденная на глиняном столе в святилище (см. рис. 3-26) терракотовая крышка с головой птицы. Разбитый на секции нарезной орнамент из сетей, зигзагов и ромбов. С обеих сторон ручки с двойными насечками. Вестё-Marop, Восточная Венгрия, 5000-4800 гг. до н. э; высота 19,7см. Гимбутас М. Цивилизация Великой I
щений многокомнатного комплекса в Горже (см. рис. 3-24: верхняя комната справа) были стенные росписи и отдельный вход, а кроме того, богатая внутренняя обстановка, большая пирамидальная печь и множество сосудов. Возможно, что его также использовали в качестве святилища. Судя по постройкам культуры тиса, поклонение божествам было переплетено с повседневными делами. В жилищах культуры тиса археологи находят большое количество чаш на массивных ножках, амфоро-видных биконических кувшинов, блюд, горшков и прямоугольных сосудов. Как правило, они украшены меандрами: чаще всего используется именно этот орнаментальный мотив, далее идут шевроны и некоторые другие мотивы. Все это — часть символического языка, связанного с культом Богини-дарительницы жизни. Любопытно, что при гравировке орнамента некоторые участки на сосудах оформлялись как отдельные художественные фрагменты (рис. 3-28, 3-29, 3-30). Среди обрядовой керамики особо примечательны небольшие вместилища или лампы с протомами в виде бараньих голов (цветная вклейка 13). Что касается технологии керамического производства, то тут, в отличие от эпохи неолита, к глине перестали примешивать мякину, так что разница между грубой и тонкой керамикой практически исчезла. Кроме того, появился новый - типичный для классического периода культуры тиса — вид емкостей: их покрывали слоем битума, куда добавляли кусочки мелко нарезанной соломы или мякины, из которых складывался орнамент44. Другой распространенный декоративный мотив — черная роспись с широкими полосами. Захоронения На территории распространения культуры тиса были проведены раскопки около 400 могил, располагавшихся как вне, так и в пределах поселений. В классический период культуры тиса при захоронении использовались деревянные фобы. При раскопках в Весте были найдены дощатые фобы с выступами в верхних углах для переноски (рис. 3-31): это первые из известных в Европе. В пределах поселения в четырех разных слоях были обнаружены 18 захоронений в фобах. Заключительная фаза Появление в Восточной Венфии, Восточной Словакии и примыкающей к ним Трансильвании тиса-польгарского комплекса определяет конец культуры тиса и расширение ее восточной и северной фаницы вплоть до Южной Польши. Согласно радиоуглеродной датировке, данная фаза имела место между ХLIV и XXXIX вв. до н.э. (Табл.9). Ее заключительный этап, лажняны, известен только по ингумационным и кремационным захоронениям в Восточной Сл кии и представляет собой умирающую, изолирова ную культуру, отмеченную упадком медного и об дианового производства, дефадацией керамиче го стиля45. Скорее всего, это угасание явил следствием первой волны курганной культуры, ои| торой речь пойдет в главе X. Культура лендель Среднедуна некого бассейна и северных районов Центральной Европы В Ценфальной Европе и в бассейне Среднего ная на смену культуре линейно-ленточной керами пришла культура лендель с иными архитектурн технологическими и творческими традициями. № селения культуры лендель имели некоторое сходее с культурными комплексами данило и бутмир:: тоже окружали У-образные широкие рвы, а их жт ли изготовляли характерные расписные сосуды rpt шевидной формы и «фруктовницы». Сформирон лась эта культура в Славонии, Сирмии и Паннога под влиянием усилившихся контактов с западным областями - Боснией и побережьем Адриатики: целом этот процесс напоминал формирование rpyi пы бутмир46. По-прежнему шлаторговляобсидиано и раковинами спондилус которые возможно вьщ нивали на соль и сельскохозяйственные продукты.! начала V тыс. до н.э. население западных и севррнь областей Среднего Дуная отчетливо выделилось самостоятельную культурную гоуппу с собственнш художественным стилем Поселение Лендель, давшее имя данной культу как и ее крупные поселения Зенгёварконь и Асод,рк положены в Западной Венфии. Другие места о& ния носителей культуры лендель разбросаны пол статочно большой территории, включая плодородии лессовые низины Северо-Западной Югославии, Во точной Австрии, Моравии, Западной Словакии Южной Польши47 (рис. 3-32). Они не образовыга телли: это были крупные горизонтальные поселен из глинобитных домов. Хронология Согласно радиоуглеродным датировкам рядап селений, формирование этой культурной фуппык ходит приблизительно к 5000 г. до н.э. (Табл. II Стратифафия и типология керамики позволяют делить 5 фаз ее развития, лендель I-V48. Раннийг риод культуры лендель, имевший место в первой ловине V тыс. до н.э., отличает многообразие расл ной керамики. Как и в культурах бутмир и данило, сосудах сперва вырезали спирали, меандры и дру мотивы, а затем окрашивали их красным, желтым черным красителями. Заметно преобладание ярки Г ша III. Зенит европейской ци циви заци ии: ентральная я Восточная я вропа, 5500-350 00 г. до н.э н
Рис. 3-28 Чаш на ножке, украшенная панелями из меандров и линиями точек (сама чаша), шевронами и точками (ножка). Внутри нарисован белый четырехчастный знак. Классический период культуры тиса, Сегвар-Тюзкё-веш, Юго-Восточная Венгрия, ок. ХLV1II-XLVII вв. дон.э.; высота 29,7 см. Рис. 3 -28 1\ Рис. 3 -29 Рис. 3-29 Сосуд на ножке с характерным нарезным орнаментом из меандров. На передней секции меандры меньшего размера и по шесть точек сверху и снизу. Классический период культуры тиса, Сег-вар-Тюзкёвеш, Юго-Восточная Венгрия, ок. Х LVIII — ХLVII вв. до н.э. Гимбутас М. Цивилизаци я Ве ш кой Бо гш
Рис. 3-30 Два антропоморфных сосуда на ножках классического периода культуры тиса. Лик Богини обрамлен (1) шевронами и (2) тройными линиями. На тулове — разбитый на несколько секций выгравированный орнамент из меандров и зигзагов с белой инкрустацией. Сегвар-Тюзкёвеш, Юго-Восточная Венгрия, ок. XLVin-XLVU вв. до н.э. Рис. 3-30.2 Рис. 3-31 Захоронение в гробу, культура тис! Вестё-Магор, Восточная Венгры начало V тыс. до н. э.
кирпичноокрасного цвета гематитных пигментов. Ещедля стиля лендель характерны небольшие «наросты» или «пуговицы», расположенные по четырем сторонам корпуса биконических сосудов или «фрук-товниц» (рис. 3-ЗЗА). Следующий этап развития датируется серединой Утыс. до н.э.: гончарные изделия в эту эпоху в основном окрашивались в белый цвет, а на ее заключительных фазах — оставлялись неокрашенными. Общая типология керамики культуры лендель представлена на рис. 3-ЗЗВ. По завершении фазы V изделия культуры лендель более не находят ни в Западной Венгрии, ни в Западной Словакии; их вытесняет южный комплекс балаган. Однако керамика культуры лендель появляется в контексте западноевропейских культур кортайо и михельсберг, а также на Верхнем Дунае, Эльбе и Одере. Распространение культуры лендель из Баварии, Центральной Германии и Западной Польши49 по северным районам Центральной Европы совпало с проникновением курганной I культуры в Нижнедунайский бассейн. Не исключено, что это продвижение на север было результатом цепной реакции, вызванной событиями в восточных частях Центральной Европы, в результате которых были разрушены культуры караново и винча, что побудило их носителей переместиться в западные и северные регионы.
в Западной Словакии. Поселения располагались неподалеку от источников на естественно защищенных широких террасах. Поселение Асод занимало от 20 до 25 га, и, насколько можно судить, там жило как минимум 300 человек. Довольно трудно определить, каковы были размеры этих поселений в то или иное время, поскольку раскопаны лишь небольшие их части. К. примеру, в Асоде полностью отрыты только пять домов, а окончательные отчеты по Сводину еще не были обнародованы54. Дома были размером примерно 8 на 5 м или 6 на 4 5 м; строи-ли их из вертикально составленных бревен которые затем покрывали слоем глины; крышу делали двускатной Некоторое представление об архитектурных деталях построек можно составить по их миниатюрным глиняным репликам. Так, у одной из моделей имеется пшпокий Rxon увенчанный головой барана или быка" не исключено,,что это модель святилища (рис. 3-34). ' Систематические исследования польских низин показали, что свойственные культуре лендель организация поселений и способы выживания кардинально отличались от тех, что были характерны для культуры линейно-ленточной керамики. Заселявшие эти места носители культуры лендель перешли к постоянному и круглогодичному земледельческому хозяйству. В Куявии (Западная Польша) крупные поселения располагались на черноземных участках по берегам озер и извилистых ручьев. В Бжесць-Куяв-ском идентифицировано более 50 домов, из которых за последние полвека многие были раскопаны польскими и американскими археологами55 (рис. 3-35). В некоторых других местах — например, в Круша-Зам-кове, домов было меньше, но сами поселки также имели перманентный характер. Многое указывает на то что носители культуры лендель выращивали зер-новые культуры и в большом количестве разводили свиней овец коз и оленей А их потребление птицы рыбы моллюсков и черепах превышает ранее известные показатели56. В центре поселений культурылен-дель обычно "стояло несколько длинных сооружений трапециевидной формы длиной от 15 до 40 м (в ос-новном более 20 м), которые возвОДИЛи по пОИНци- тт у засыпания 'канав. Более мелкие поселения оасполагались примерно в радиусе 5 км Можно выделить тмтипапосмений крупные с несколькими длин-н ь ми строениям J Т с ^т^^ш^ъ^тхх - нием и временные'стоянки бе Готедов перманент-
Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Бо г л, Рис. 3-32
/// - основной ареал, ок. 5000-4500 гг. до н.э. ill - распространение на север и на запад после середины Vтыс. до н.э. \\\ - распространение культуры тиса по территории Южной Польши, тисапольгарский период, конец V тыс. до н. э. Основные поселения культуры лендель: 1.Зенгёварконь 2. Лендель 3. Стржелице 4. Сводин 5. Лужянки 6. Асод 7. Бжесць-Куявски Рис. 3-32 Распространение культур лендель.
Гимбутас М. Цивилизация Великой Бк
Рис. 3-ЗЗВ.Н Рис. 3 - 33B.I Рис. 3-ЗЗВ Типология керамики лендель: I — ранняя, в том числе расписная керамика с красными, желтыми и черными узорами, XLK--XLVI вв. до н. э.; II — средняя, менее красочная, с белой росписью, сер. V тыс. до н. э..;II — поздняя яерамика аез росписи, XLIII-ХХХГХвв.дон.э. Г ит Ш. Зенит европейской ци циви заци и : Центральная я Восточная я вропа, 5500-350 0 гг. до н.э н
Рис. 3-34 Рис. 3-34 Глиняная модель дома или святилища культуры лендель; судя по ней, стены были из прямостоящих бревен, промежутки между ними заполнены переплетенными прутьями и покрыты слоем глины. Конек двускатной кровли, покоящейся на 5 центральных и боковых массивных балках, украшен изображением головы какого-то животного. Поселение Стржелице в окрестностях г. Зноймо, Моравия. Там же были найдены и статуэтки животных. Начало Vтыс. до н. э.
ных построек57. Здесь, как и в случае культуры тиса, прослеживается отчетливая иерархия размеров поселений. Искусство Именно искусство культуры лендель — раскрашенные гончарные изделия и в высшей степени индивидуализированные женские изображения — вызвали в начале XX столетия интерес любителей археологии. Одним из его первых ценителей и организаторов раскопок был Фр.Вильдомец из Зноймо (Моравия), который собрал немало образцов классического периода культуры лендель, в основном найденных им во время раскопок Стржелице и других поселений в окрестностях Зноймо. Значительная их часть осталась в его частном собрании и по сей день хранится в одном «близлежащих поселков. Коллекции искусства культуры лендель есть также в археологических музеях Брно, Праги, Будапешта, Вены, Печа и др. Скульптурный стиль лендель имеет ряд отличий от соседних групп. Как и в других случаях, статуэтки по большей части схематичны: биконические головки, обрубки вместо рук, огромные ягодицы. Лица или маски обозначены редко, однако у некоторых бывают намечены глаза, брови, заостренные носы, иногда даже прически и бусы. Характерной особенностью этого стиля являются стоящие фигурки, у которых центр тяжести приходится на нижнюю часть тела, в то время как верхняя редуцирована и практически безгруда (рис. 3-36, 3-37). Встречают- ся и женские статуэтки, сидящие на скамеечках. Помимо обычных разновидностей статуэток, которые производились в больших количествах, иногда можно найти настоящие произведения искусства, поражающие изобретательностью форм. Таковы сосуды на подставке в виде человеческой ноги (рис. 3-38) или опять-таки одноногая модель святилища с птичьей головой на кровле (рис. 3-39). Последняя находка - из могильника Асод (могила девочки). Поразительные сосуды были обнаружены в раннем поселении культуры лендель Ше неподалеку от Сом-батхея (Западная Венгрия). Один из них имеет вид женщины, которая держит над головой кувшин. Еще одна находка из тех мест - скульптурное изображение богини с удлиненным торсом и хорошо развитой грудью, известное как Владычица Ше (рис. 3-40). К списку удивительных творений культуры лендель добавим ритуальные сосуды в виде медведей из поселения Абрахам (Западная Словакия; рис. 3-41), лампы с двурогими звериными головами, сосуды с широким отверстием и круглыми или рогообразны-ми выступами. Культура боян Нижнедунайского региона После середины VI тыс. до н.э. культура старчево (криш), по-прежнему существовавшая в бассейне Нижнего Дуная, перешла в раннюю фазу культуры винча. Около 5000 г. до н.э. к северу от Карпатских гор появились земледельцы—носители культуры линейно-ленточной керамики, которые осели в Молдавии, Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Вт
Рис. 3-35.1 Рис. 3-35.2
• ь * \
Рис. 3-35 (1) Трапециевидные длинные дома из поселения Бжесць-Куявски, Западная Польша; раскопки 1930-х гг. - К.Яжджжп и 1970-х гг. - П. И. Богуцки и Р. Грыгель. (2) Приблизительная реконструкция К.Яжджевского. (3) План соследамим для столбов и канав в северной части постройки. Вдоль стен - контуры ям. Правая сторона дома была разрушен! Поселение культуры лендель в Нова-Гуте в окрестностях Кракова, Южная Польша, ок. 4300-4100 гг. до н.э. Ima 111. Зенит европейск ой цивилиз ации: Ц ентр альная и и осточ ная Европа, ,5 00-3500гг. до н.э.
Рис. 3-36.1 £\ Рис. 3-36.2
Рис. 3-36.3 /f~~\ Рис. 3-36.4 Рис. 3-37 Рис. 3-36 Типичные статуэтки культуры лен-дель: (1) статуэтка с биконической аморфной головой, обрубками вместо рук, маленькой грудью и тяжелой нижней частью тела. (2-4) Головы с волосами, глазами и носом. Ранний период культуры лендель, XLIX-ХЦУНвв.дон.э. Рис. 3-37 Богиня-птица культуры лендель: заостренный нос вместо клюва, руки-обрубки вместо крыльев, маленькая грудь, массивные ягодицы. Вид с двух сторон. Поселение Стржелице в окрестностях г. Зноймо, Моравия. Ранний период культуры лендель, Х1IX-XLVIПвв.дон.э.
Гимбутас М. Цивилизация Великой I
Рис. 3-38 Рис. 3-39
Рис. 3-40 Рис. 3-38 Тройной сосуд для принош ний в форме человечен! ноги. Обожженная глина. Щ боке-Машувки у г. Зной район Брно, Моравия. Pai период культуры ленде*, ХиХ-ХЬУПвв.дон.э. Рис. 3-39 Модель святилища, стояща! на большой человеческой на| и увенчанного птичьей вой: найдена в Асоде к сев от Будапешта, в могиле девон ки (захоронение № 2<Щ Х1ЛХ-Х1М1вв.дон.э.; вы та 25 см.
hmalil. Зенит европейской цивил и зации: Центральная я Восточная Европа, 5500-3500гг. да д .э.
Рис. 3-41 Поселения-телли
В целом известно около ста поселений культуры боян, по большей части — телли, которые тянутся к северу и к югу от Дуная вплоть до Балканских гор. Крупномасштабные раскопки здесь почти не проводились. Поселения в основном располагались к северу от Нижнего Дуная и к югу от Бухареста, на возвышенностях, мысах, высоких речных и озерных берегах. Многие стратифицированные телли были заселены на протяжении более 500 лет. К примеру, раскопки телля в Тангыру выявили 21 строительный уровень (12 — KwibTVDbi боян а остальные—сме-нившей ее культуры гумельница)" Благодаря стратиграфическому и типологическому анализу можно выделить четыре Фазы культуры боян:I болинтиняну II джулешти III видра и IV шпанцов60. В поселениях культуры боян нет длинных домов, которые были характерны для культуры линейно-ленточной керамики. В период боян I люди жили в полуземлянках, в период боян II жилища стали наземными. Как показали раскопки в придунайском поселении Радова-ну (Румыния), в период боян III- IV дома строили из дерева, пол де Рис. 3-41 Сосудвформе медведя с цилиндрическим горлом, расписанным красными поми. Абрахам у г. Пьештяни, Западная Словакия, начало Vтыс. до н.э. Мунтении (район Бухареста) и Трансильвании. Возникший симбиоз ранних форм культуры винча и культуры линейно-ленточной керамики привел к формированию новой культуры, названной «боян». На черноморском побережье в Добрудже возникла обладавшая собственным художественным стилем культура хаманджия, которая после 4700 г. до н.э. была абсорбирована культурой боян (рис. 3-42). Благодаря миграции носителей данной культуры ее вторая ста-щиоказала существенное влияние на Трансильванию иМолдавию, тем самым сыграв некоторую роль в формировании великих культур петрешти и кукутени, речь о которых пойдет в конце главы. Название «боян» дало одноименное островное поселение на озере Боян (Юго-Восточная Румыния), раскопанное в 1924 г.58 Керамика Гончарные изделия культуры боян отличаются большим своеобразием; их характерной чертой является резной, окрашенный белым цветом орнамент. Спиралевидные и прямоугольные мотивы, как правило, процарапывали, а ряды из маленьких треугольников и шахматный узор вырезали, как при резке по дереву. После обжига узорные поверхности окрашивали в белый или в красный цвет (рис. 3-44). Широкое распространение имели сосуды на ножке-«стол-бике» (рис. 3-45), атакже биконические чаши и горшки прямоугольной формы. Высококачественную керамику изготавливали из хорошо очищенной глины; она была тонкостенной, нередко пепельно-серо-г о или черного цвета.
Рис. 3-43 Рис. 3-43 Расчищенные глиняные полы построек культуры боян из телля Радовану, расположенного неподалеку от Дуная, Южная Румыния. Первый жилой горизонт. Культура боян III (видра). Дома стояли рядами. На втором жилом горизонте обнаружено два ряда домов ок. XLVII-XLVIbb.дон.э. - глиняные платформы -г ■ров
|___ Г—раскопанная часть Гранины поселении ра й раковин спондилус), что ее носители были выходцами из Восточного Средиземноморья. Однако у нее скорей всего были местные корни: на это указывает связь ранней керамики культуры хаманджия с культуройстарчево (криш), как и то, что микролитическое кремневое производство здесь было известно с древних времен. Согласно анализу костных останков, обитатели здешних мест принадлежали к средиземноморскому (в нескольких вариантах) и про-
дному грацилизирующему типу. Кроме леды присутствия потомков позднепалео-о т Поселения и хронология Полуподземные жилища культуры хаманджия располагались на низких озерных террасах, как, например, в Головице, неподалеку от Бая-Хаманджия. Типологический анализ помог установить пять фаз развития данной культуры, которые параллельны культурам боян и караново Ш-1У(приблизительно 5500-4700 гг. до н.э.). Существует только одна радиоуглеродная датировка культуры хаманджия III — 5880 до н.в. (данные лаборатории Гронингена), что с уточнением дает приблизительно XLIX-XLV1II вв. до н.э. Могильник Чернаводэ расположен на возвышенности рядом с Дунаем и включает в себя не менее 600 ингумационных захоронений, из которых 400 Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Ет
Рис. 3-44 Рис. 3-44 Сосуд культуры боян III (ф джулешти); выемчатый орна! в виде ромбов и «шахматнск| узора, инкрустированный пастой. XLIX-XLVIII вв.док!| высота 11,8 см.
Рис. 3-45 Рис. 3-45 Сосуд на ножке-«столбике» св чатым орнаментом и белой инк? стацией. Культура боян HI (вщЦ| ок. ХLVHI-XLV1 вв. до н.э.; вы та 27,9 см.
Ima HI. Зенит европе йской цивилизации: Цеетральная и Восточная Еввопа, 5500—3500гг. ддо.н
Рис. 3-46
Рис. 3-46 Скелеты из бухарестского могильника Черника с наручными браслетами из раковины пектункулус и диадемой из перфорированных пластинок из раковин спондилус. Конец VI тыс. до н.э.
было раскопано. Как в мужских, так и в женских могилах обычно имеется один или два сосуда, отполированные каменные инструменты и одна или две глиняных или мраморных статуэтки столбообразного типа. Однако такого рода инвентарь есть далеко не во всех захоронениях, большинство находок было сделано в верхней части могильника, которая считается более поздней. Рядом с головой покойника нередко бывает положена галька или куски мрамора круглой, полукруглой или ромбовидной формы. Более поздние захоронения часто размещали поверх более ранних или же более древние останки вынимали и перезахоранивали вместе с новыми. Особый иНТСОСС пОСЛсТЭ-ВЛЯЮТ ри- туальные захоронения черепов которые вместе с остатками пиршеств обнаружены в нескольких местах к западу и к северу от основного могильника ВI них также были черепа и челюсти Ж И R отнят* — огтеней свиней ifnvnHorn рогатого скота коз -которые возможнг^ служили^имволами оегенерапии Не источено что ^хороненГчер^овбьтивторич ными Другие косГГглисчи та™ся менее важными" Первые отчеты о крупномасштабных раскопках Х.Тодоровой и Т.Димова причерноморского поселения Дуранкулык (Болгария) увидели свет, когда эта книга была завершена65. Эти раскопки были начаты в 1978 г. и по сей день еще не закончены. Однако уже можно сказать, что безусловный интерес представляют найденные там полуподземные жилища культуры ха-манджия и 846 захоронений разных фаз культурного развития, равно как и поселение культуры варна, пришедшей на смену хаманджия. Работа археологов показала, что здесь на протяжении трех четвертей V тыс до н э существовала неггое-рывная преемственность культурных традиций Теперь стало возможным исследовать генетическую связь между культурами хаманджия и варна которые ранее раСС M3TD И " Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Bad
вались как отдельные явления. О богатом материалами могильнике Варны мы еще будем говорить в этой главе, в разделе, посвященном торговому обмену. Искусство Носители культуры хаманджия обладали собственным художественным стилем, для которого характерна черная керамика с лощеным орнаментом (зигзагами и наколами, меандрами и треугольниками) и белой инкрустацией (рис. 3-47) и чрезвычайно индивидуализированная терракотовая и мраморная скульптура. Так, в ряде захоронений были найдены статуэтки Белой Богини смерти. У некоторых сидящих или стоящих женских изображений — тучное тело и штырек вместо головы, у других эти черты редуцированы (рис. 3-48). В одном из захоронений Чернаводэбыли обнаружены две парные статуэтки, представляющие женское и мужское божество: они обнажены, в масках и оба сидят. Скульптуры выполнены из серовато-коричневой лощеной глины с орнаментом и имеют примерно 12 см в высоту. Мужчина сидит на скамеечке, обеими руками подпирая подбородок; у женщины более удобная и непринужденная поза, ее руки покоятся на согнутом правом колене (см. рис. 7-42). За сходство со скульптурой Родена мужское изображение окрестили «Мыслителем»: это одно из самых широко известных произведений европейского энеолита. Кроме того, в могильниках часто встречаются статуэтки столбообразных, а в деревнях - беременных богинь При раскопках поселения Гооовица вдобавок к домам-ямам была найдена одна нU 1емНЭ.Я пОСТООЙКЭ плотна -дью 6 нэ 5 м скоосй всего использовавшаяся для культовых целей. Bhvt-ри на полу было обнаружено четыре теппакотовых статуэтки беремен-ных женщин со сложенными на животе руками. Культура караново-гумельница Фракии и Восточной Македонии
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|