Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Торговля и разработки месторождений меди





Экономика культуры винча развивалась быстро не только за счет земледелия и скотоводства, но также торговли и добычи меди. Обсидиан для изготовления серпов и других режущих инструментов добывали в бассейне Верхней Тисы. Алебастр и мрамор для ста­туй, раковины спондилус для украшений, скорей все­го, поступали с берегов Адриатического и Эгейского морей. Залежи цинабарита, использовавшегося для красильных работ, были в Шупля-Стене (Централь­ная Югославия). Но самым значительным достиже­нием этой культуры следует считать разработки ме­сторождений меди, начатые не позднее 5000 г. до н. э. Древнейшая шахта была найдена в местечке Рудна-Глава, в 140 км к востоку от Белграда (подробнее о металлургии, торговле и ремеслах см. ниже).

Хронология

Когда в 1930 г. профессор Васич впервые опуб­ликовал в «Иллюстрированных лондонских ново­стях» результаты раскопок телля Винча, то он на­звал его «центром эгейской цивилизации во II тыс. до н. э.». По мнению ученого, это поселение возник­ло в эгейском среднем бронзовом веке и продолжа­ло существовать вплоть до завоевания этого регио­на римлянами. В этом убеждении он был непоколе­бим и незадолго до смерти вновь повторил, что Винча — греческая колония. Некоторые современ­ные историки Балкан до сих пор ссылаются на эту точку зрения Васича, чтобы усилить свои позиции его авторитетом. Однако это не соответствует архео­логическим данным, согласно которым культура винча сформировалась в последние века VI тыс. до



Гимбутас М. Цивилизация Великой Богш


Рис. 3-15.1


Рис. 3-15.2


 


Столбовые ямы


О Биконические сосуды О Грузики сСЗ Антропоморфные статуэтки • Сосуд на трех ножках




S


рнуальныч сосудов

14 сосудов


4 сосуда


Рис. 3-15

Двух- и трехкомнатные дома из поселения по» невинчевской культуры Дивостин, Централь­ная Югославия. (1) Двухкомнатный дом (дом № 17) и предположительная реконструкция его стен и кровли; (2) план трехкомнатного дом (дом № 14), скорее всего, — святилища. Пло­щадь северной комнаты - 25,3 кв. м, средней -37,5 кв. м, южной - 25,5 кв. м.

 


Гмм 111. Зенит европейской ццвилизации: Центральная и Восточная Европа, 5500-3500гг. ддо.н.______________________ 77


Рис. 3-16 Букрания (покрытый слоем глины череп вола) из святили­ща поздневинчевской культу­ры (телль Винча, найдена на глубине 2,89 м). Глаза стили­зованы под две резные спира­ли, идущие к носу, который окрашен в синий цвет. Над глазами нарисован красный треугольник (выцвел); рога обломаны. Высота 44 см.

н.э. и просуществовала около тысячи лет. Поселения культуры винча - убе­дительное свидетельство того, что раз­витие материальной культуры, искусств и религии является единым и непрерыв­ным процессом. Современные археоло­ги считают винчу туземной культурой, а ее расцвет - результатом постепенных сошю-экономических изменений, ус­коренных появлением металлургии и ростом численности населения. За ты­сячу лет поселения стали больше поч­ти в два раза, меж тем как физический тип их обитателей - грацильных среди­земноморцев - не изменился по срав­нению с эпохой старчево28.

Согласно радиоуглеродной датиров­ке и с учетом дендрохронологической корректиров­ки, культуру винча следует поместить в промежутке между 5400-5300 и 4300-4100 гг. до н.э. (Табл. 8). Общая классификация ее примерно такова: ранняя культура винча — ок. 5400—4900 гг. до н.э., поздняя или классическая культура винча — ок. 4900—4300 гг. до н.э. (лишь в одном случае была получена более поздняя датировка, нежели 4300 г. до н. э.)29. Оба пе­риода имели ряд фаз, однако в целом это была еди­ная эволюция, чье постепенное движение хорошо прослеживается на протяжении более ысячи лет.

Керамика

Примерно в 5400-5300 гг. до н.э. в керамике воз­никает новый стиль, для которого характерны черные изделия с лощеным орнаментом: это заставило неко­торых ученых предположить, что новая волна имми­грантов из Западной или Центральной Анатолии при­несла сюда свою традицию темной керамики. На са­мом деле новый стиль появился под воздействием болгарской культуры караново, где производство чер­ной керамики началось на несколько веков ранее и получило достаточно широкое распространение. К концу VI тыс. до н. э. темные сосуды появились не только в Югославии, но и в Фессалии, и даже в Юж­ной Греции.

Переход от старчевской керамики к изделиям культуры винча хорошо прослеживается на примере поселения Анза (Македония), раскопки которого были осуществлены автором данного труда в 1969— 1970 гг.зи В Анзе самые ранние материалы культуры винча были найдены поверх позднестарчевского

i

cflofl, их радиоуглеродная датировка — ок. 5300— 5000 гг. до н.э. Для слоя культуры винча характерен высокий процент высококачественных черных изде­лий с лощеным орнаментом (серо-черная керамика счерным ангобом, хорошо обожженная), разнообра­зие форм и ручек которых намного превышает ассор­тимент предшествующего периода. Они постепенно


вытеснили оранжевые изделия культуры старчево. Теперь основными формами высококачественных изделий стали биконические сосуды, глубокие и пло­ские блюда, зооморфные и орнитоморфные кувши­ны и сосуды на высоких ножках (рис. 3-17). Лучшие экземпляры вылощены до зеркального блеска как снаружи, так и внутри. Большая часть сосудов укра­шена каннелюрами, которые делались при опреде­ленном способе лощения (рис. 3-18.1). Эта декора­тивная техника, равно как биконические формы (рис. 3-18.2) и разнообразие ручек и ушек являются характерными чертами всего периода винча. В эпоху ранней культуры винча появились также сосуды с черным верхом. На изделия наносился коричневый, желто-коричневый или красный ангоб, а затем их ло­щили. Черная окраска верхней части не была случай­ной и, скорей всего, чтобы ее получить, сосуды во время обжига переворачивали и верхнюю часть по­гружали в золу, в то время как остальные их части окислялись31.

Искусство скульптуры

Искусство культуры винча обладало уникальным своеобразием32, которое позволяет легко отличать его от других культурных групп; большое значение здесь имеет тот факт, что от нее сохранились тысячи мел­ких и крупных глиняных скульптур. Только на месте давшего ей имя поселения Винча было обнаружено около 2000 фигурок и антропоморфных сосудов, от­носящихся к разным фазам ее развития. Из них 630 были представлены Васичем в третьем томе его тру­да «Винча» и нашли приют в Белградском универ­ситете и в национальных музеях. Раскопки практи­чески любого поселения культуры винча дают зна­чительное количество статуэток. Самые интересные скульптуры (цветные вклейки 8 и 9) были найдены в Южной Югославии, особенно в районе Приштины (Косово и Метохия), одном из беднейших мест со­временной Европы, населенном албанцами.



I

Гимбутас М. Цивилизация Великой Богат


 


Рис. 3-18.1

Рис. 3-18 (1) Типичный сосуд культуры винча черного лоще­ния в виде свернувшейся змеи и с каннелюрами (ранняя фаза классического периода культуры вин­ча, начало Vтыс. до н.э.; высота 14,5 см). (2) Черный лощеный (гладкий) сосуд из Црнока-лачка-Бары у г. Ниш, Южная Югославия. Поселе­ние ранней культуры винча, ок. 5000 г. до н.э.; вы­сота 37 см.

 

Рис. 3-17


 


 

 

 

Рис. 3-17 Керамика ранневиневсккй культуры черного узорного лоще­ния: биконические сосуды с шнелюрами, блюда, кувшины ручками, сосуд на ножке и боль­шой кувшин с ликом Богини-птицы на горлышке. Ок. 5200-5000 гг. до н.э., Анза IV, Македо­ния, Юго-Восточная Югослави


; Ш. Зенит европейской цивилизации: :ентральнаяи Восточная Европа, ,500—3500 гггдо н.э.



Рис. 3-19.3

Рис. 3-19.2

Рис. 3-19.1

Рис. 3-19 Богиня-птица в маске с клювом, Винча, (1) начало Утыс. до н.э., (2, 3) середина Утыс. до н.э.


Статуэтки культуры винча, в особенности изобра­жения Богини-птицы, представляют ряд ценных де­талей: характерную безротую маску с большим носом или клювом (рис. 3-19 и 3-20); такие детали туалета, как лямки (рис. 3-20), набедренные ремни или узкие юбки (см. рис. 7-87 и 7-89-7-94), а также вырезан­ные или нарисованные символические обозначения божественности — знаки в виде «V», шевроны, вол­нистые, параллельные, двойные и тройные линии (см. рис. 7-14). В некоторых случаях изображения Богини-птицы появляются на горлышках сосудов (см. рис. 7-17) или прикрепляются к ним в качестве маски (рис. 3-19.2). Птицеобразные сосуды с чело­веческими масками можно считать настоящими шедеврами этого искусства. Маски характерны для всех скульптур с ясно выраженными чертами кото-рые представляют божественных существ. У Богини-птицы и других богов классического периода культу­ры винча лица закрыты пятиугольными масками с


полукруглыми глазницами (рис. 3-19 и 3-20). У позд­них скульптур культуры винча глазницы имеют мин­далевидную форму (рис. 3-21). На плоских частях маски вырезали символические знаки. Крупные мас­ки в натуральную величину были найдены в Южной Югославии (цветная вклейка 11).

Среди скульптур преобладают изображения Боги­ни-птицы; это позволяет предположить, что именно она была главным божеством, которому поклонялись в святилищах культуры винча. Однако встречаются изображения и других божеств - богинь в образе змеи, мадонн (матерей с младенцами на руках, в медвежьей или птичьей маске: см. рис. 7-5 и 7-6). Около 20% ста­туэток составляют зооморфные фигурки - змеиные, лягушачьи, ежиные, песьи и рыбьи - и антропоморф­ные фигурки мужчин в бараньих или козьих масках. Чрезвычайно любопытны обнаруженные в Южной Югославии кентавры с человеческой головой, лицом-маской и туловищем быка (цветная вклейка 22). Ха-


Бо,

Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Бо,


 


 
 


Рис. 3-20

Рис. 3-20 Типичная статуэтка культу­ры винча в большой пяти­угольной маске с полукруг­лыми глазницами, горизон­тально рассеченной тройной линией, ниже которой идут заштрихованные участки. По плечам — черные лямки с белой каймой. Витошевац-Лукичски-Брег у г. Ниш, Юго-Восточная Югославия, 5000- 4500 гг. до н. э.; высо­та 13 см.

рактерной чертой более раннего эта­па искусства винча являются крыш­ки в виде совиной головы, которыми покрывали большие биконические сосуды, скорей всего использовав­шиеся как емкости для жидкости во время религиозных обрядов (цветная вклейка 10). Некоторые зооморфные и антропоморфные статуэтки выре­зали из мрамора, алебастра или из опалита: прекрасный тому пример — песьи головы из светло-зеленого опа­лита и белого мрамора. Вместе со ста­туэтками археологи нередко находят столы для приношений, сосуды и мас-ляные лампы с ножками антропо­морфных или зооморфных очерта­ний, символической резьбой или яр­кой раскраской (цветная вклейка 13).

Как и тысячу лет назад, в эпоху сескло, на каждой стадии культуры винча встречаются и шедевры реалистического искусства, и схемати­чески выполненные реплики более крупных скульптур. Схематизирован­ные или миниатюрные статуэтки обычно покрыты символическими рисунками и знаками: их в значитель­ных количествах изготавливали в эпоху ранней культу­ры винча. Не исключено, что многие фигурки со знака­ми имели вотивный характер.

Здесь мне хотелось бы привести пример, связан­ный с моими раскопками раннего поселения культу­ры винча в Анзе (Македония). Там в одной из постро­ек — очевидно, разрушенном святилище — были най­дены не только обычные статуэтки небольших размеров, но и огромный сосуд высотой в 92 см, укра­шенный красными треугольниками и шевронами, на горловине которого вырезан лик Богини-птицы (см. рис. 7-17). Неподалеку от этого места были также об­наружены сосуд в форме водоплавающей птицы дли­ной в 60 см (см. рис. 7-18) и скульптурное изображе­ние свиньи в натуральную величину^. Размер и деталь­ность скульптуры, естественным образом, зависели от ее предназначения.

Эстетические достижения, воплощенные в кера­мике и скульптуре культуры винча, заставляют по-новому взглянуть на творческие традиции Древней Европы. Ее искусство было не только пронизано мифологическими ценностями, оно достигло того уровня технического мастерства, который способ­ствовал появлению как схематически обобщенных, так и в высшей степени реалистических изображе­ний. По части совершенства в изображении женско­го тела некоторые торсы культуры винча вполне дос­тойны соперничать с древнегреческой скульптурой (рис. 3-22).


Культура тиса в бассейне реки Тиса

Своим названием эта культура обязана реке 'иса,которая катит свои воды с Карпатских гор по Вос­точной Венгрии и Северной Югославии и впадает! Дунай (см. выше рис. 3-14). По аллювиальным во­вышенностям на заливных лугах рек Тиса, Мароши Кёрёш было рассыпано немало поселений. Они от четливо делятся на три группы, каждая из которш получила свое название: группа горжа в окрестностж Сольнока (Южная Венгрия), херпай поблизости 01Дебрецена (Восточная Венгрия) и чёсхалом рядомс городом Ньиредьхаза (Северная Венгрия).

Как и винча, культура тиса берет начало в куль­туре старчево (кёрёш): среди ее носителей преобла­дает грацильный средиземноморский (старчевскй) физический тип. Она отлична от культуры винчавс специфических экологических характеристик бассей­на реки Тиса; ее обособление в качестве самостоятел! ной культуры совпало с появлением теллей и их хо­зяйственного уклада.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.