|
Торговля и разработки месторождений медиЭкономика культуры винча развивалась быстро не только за счет земледелия и скотоводства, но также торговли и добычи меди. Обсидиан для изготовления серпов и других режущих инструментов добывали в бассейне Верхней Тисы. Алебастр и мрамор для статуй, раковины спондилус для украшений, скорей всего, поступали с берегов Адриатического и Эгейского морей. Залежи цинабарита, использовавшегося для красильных работ, были в Шупля-Стене (Центральная Югославия). Но самым значительным достижением этой культуры следует считать разработки месторождений меди, начатые не позднее 5000 г. до н. э. Древнейшая шахта была найдена в местечке Рудна-Глава, в 140 км к востоку от Белграда (подробнее о металлургии, торговле и ремеслах см. ниже). Хронология Когда в 1930 г. профессор Васич впервые опубликовал в «Иллюстрированных лондонских новостях» результаты раскопок телля Винча, то он назвал его «центром эгейской цивилизации во II тыс. до н. э.». По мнению ученого, это поселение возникло в эгейском среднем бронзовом веке и продолжало существовать вплоть до завоевания этого региона римлянами. В этом убеждении он был непоколебим и незадолго до смерти вновь повторил, что Винча — греческая колония. Некоторые современные историки Балкан до сих пор ссылаются на эту точку зрения Васича, чтобы усилить свои позиции его авторитетом. Однако это не соответствует археологическим данным, согласно которым культура винча сформировалась в последние века VI тыс. до Гимбутас М. Цивилизаци я Великой Бог ш Рис. 3-15.1 Рис. 3-15.2
Столбовые ямы О Биконические сосуды О Грузики сСЗ Антропоморфные статуэтки • Сосуд на трех ножках S рнуальныч сосудов 14 сосудов 4 сосуда Рис. 3-15 Двух- и трехкомнатные дома из поселения по» невинчевской культуры Дивостин, Центральная Югославия. (1) Двухкомнатный дом (дом № 17) и предположительная реконструкция его стен и кровли; (2) план трехкомнатного дом (дом № 14), скорее всего, — святилища. Площадь северной комнаты - 25,3 кв. м, средней -37,5 кв. м, южной - 25,5 кв. м.
Гмм 111. Зенит евр опейской ц цвилизации: Ц е нтральная и Вос точная Е в ропа, 5500- 3500гг. д до. н. ______________________ 77
н.э. и просуществовала около тысячи лет. Поселения культуры винча - убедительное свидетельство того, что развитие материальной культуры, искусств и религии является единым и непрерывным процессом. Современные археологи считают винчу туземной культурой, а ее расцвет - результатом постепенных сошю-экономических изменений, ускоренных появлением металлургии и ростом численности населения. За тысячу лет поселения стали больше почти в два раза, меж тем как физический тип их обитателей - грацильных средиземноморцев - не изменился по сравнению с эпохой старчево28. Согласно радиоуглеродной датировке и с учетом дендрохронологической корректировки, культуру винча следует поместить в промежутке между 5400-5300 и 4300-4100 гг. до н.э. (Табл. 8). Общая классификация ее примерно такова: ранняя культура винча — ок. 5400—4900 гг. до н.э., поздняя или классическая культура винча — ок. 4900—4300 гг. до н.э. (лишь в одном случае была получена более поздняя датировка, нежели 4300 г. до н. э.)29. Оба периода имели ряд фаз, однако в целом это была единая эволюция, чье постепенное движение хорошо прослеживается на протяжении более ысячи лет. Керамика Примерно в 5400-5300 гг. до н.э. в керамике возникает новый стиль, для которого характерны черные изделия с лощеным орнаментом: это заставило некоторых ученых предположить, что новая волна иммигрантов из Западной или Центральной Анатолии принесла сюда свою традицию темной керамики. На самом деле новый стиль появился под воздействием болгарской культуры караново, где производство черной керамики началось на несколько веков ранее и получило достаточно широкое распространение. К концу VI тыс. до н. э. темные сосуды появились не только в Югославии, но и в Фессалии, и даже в Южной Греции. Переход от старчевской керамики к изделиям культуры винча хорошо прослеживается на примере поселения Анза (Македония), раскопки которого были осуществлены автором данного труда в 1969— 1970 гг.зи В Анзе самые ранние материалы культуры винча были найдены поверх позднестарчевского
cflofl, их радиоуглеродная датировка — ок. 5300— 5000 гг. до н.э. Для слоя культуры винча характерен высокий процент высококачественных черных изделий с лощеным орнаментом (серо-черная керамика счерным ангобом, хорошо обожженная), разнообразие форм и ручек которых намного превышает ассортимент предшествующего периода. Они постепенно вытеснили оранжевые изделия культуры старчево. Теперь основными формами высококачественных изделий стали биконические сосуды, глубокие и плоские блюда, зооморфные и орнитоморфные кувшины и сосуды на высоких ножках (рис. 3-17). Лучшие экземпляры вылощены до зеркального блеска как снаружи, так и внутри. Большая часть сосудов украшена каннелюрами, которые делались при определенном способе лощения (рис. 3-18.1). Эта декоративная техника, равно как биконические формы (рис. 3-18.2) и разнообразие ручек и ушек являются характерными чертами всего периода винча. В эпоху ранней культуры винча появились также сосуды с черным верхом. На изделия наносился коричневый, желто-коричневый или красный ангоб, а затем их лощили. Черная окраска верхней части не была случайной и, скорей всего, чтобы ее получить, сосуды во время обжига переворачивали и верхнюю часть погружали в золу, в то время как остальные их части окислялись31. Искусство скульптуры Искусство культуры винча обладало уникальным своеобразием32, которое позволяет легко отличать его от других культурных групп; большое значение здесь имеет тот факт, что от нее сохранились тысячи мелких и крупных глиняных скульптур. Только на месте давшего ей имя поселения Винча было обнаружено около 2000 фигурок и антропоморфных сосудов, относящихся к разным фазам ее развития. Из них 630 были представлены Васичем в третьем томе его труда «Винча» и нашли приют в Белградском университете и в национальных музеях. Раскопки практически любого поселения культуры винча дают значительное количество статуэток. Самые интересные скульптуры (цветные вклейки 8 и 9) были найдены в Южной Югославии, особенно в районе Приштины (Косово и Метохия), одном из беднейших мест современной Европы, населенном албанцами. I Гимбутас М. Цивилизаци я Великой Бог ат
Рис. 3-17
Рис. 3-17 Керамика ранневиневсккй культуры черного узорного лощения: биконические сосуды с ш нелюрами, блюда, кувшины ручками, сосуд на ножке и большой кувшин с ликом Богини-птицы на горлышке. Ок. 5200-5000 гг. до н.э., Анза IV, Македония, Юго-Восточная Югослави ; Ш. Зенит европейской цив и лизации:: ентраль ная и Восточная Европа,, 50 0 —3500 гг г до н.э.
Рис. 3-19 Богиня-птица в маске с клювом, Винча, (1) начало Утыс. до н.э., (2, 3) середина Утыс. до н.э. Статуэтки культуры винча, в особенности изображения Богини-птицы, представляют ряд ценных деталей: характерную безротую маску с большим носом или клювом (рис. 3-19 и 3-20); такие детали туалета, как лямки (рис. 3-20), набедренные ремни или узкие юбки (см. рис. 7-87 и 7-89-7-94), а также вырезанные или нарисованные символические обозначения божественности — знаки в виде «V», шевроны, волнистые, параллельные, двойные и тройные линии (см. рис. 7-14). В некоторых случаях изображения Богини-птицы появляются на горлышках сосудов (см. рис. 7-17) или прикрепляются к ним в качестве маски (рис. 3-19.2). Птицеобразные сосуды с человеческими масками можно считать настоящими шедеврами этого искусства. Маски характерны для всех скульптур с ясно выраженными чертами кото-рые представляют божественных существ. У Богини-птицы и других богов классического периода культуры винча лица закрыты пятиугольными масками с полукруглыми глазницами (рис. 3-19 и 3-20). У поздних скульптур культуры винча глазницы имеют миндалевидную форму (рис. 3-21). На плоских частях маски вырезали символические знаки. Крупные маски в натуральную величину были найдены в Южной Югославии (цветная вклейка 11). Среди скульптур преобладают изображения Богини-птицы; это позволяет предположить, что именно она была главным божеством, которому поклонялись в святилищах культуры винча. Однако встречаются изображения и других божеств - богинь в образе змеи, мадонн (матерей с младенцами на руках, в медвежьей или птичьей маске: см. рис. 7-5 и 7-6). Около 20% статуэток составляют зооморфные фигурки - змеиные, лягушачьи, ежиные, песьи и рыбьи - и антропоморфные фигурки мужчин в бараньих или козьих масках. Чрезвычайно любопытны обнаруженные в Южной Югославии кентавры с человеческой головой, лицом-маской и туловищем быка (цветная вклейка 22). Ха-
Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Бо,
рактерной чертой более раннего этапа искусства винча являются крышки в виде совиной головы, которыми покрывали большие биконические сосуды, скорей всего использовавшиеся как емкости для жидкости во время религиозных обрядов (цветная вклейка 10). Некоторые зооморфные и антропоморфные статуэтки вырезали из мрамора, алебастра или из опалита: прекрасный тому пример — песьи головы из светло-зеленого опалита и белого мрамора. Вместе со статуэтками археологи нередко находят столы для приношений, сосуды и мас-ляные лампы с ножками антропоморфных или зооморфных очертаний, символической резьбой или яркой раскраской (цветная вклейка 13). Как и тысячу лет назад, в эпоху сескло, на каждой стадии культуры винча встречаются и шедевры реалистического искусства, и схематически выполненные реплики более крупных скульптур. Схематизированные или миниатюрные статуэтки обычно покрыты символическими рисунками и знаками: их в значительных количествах изготавливали в эпоху ранней культуры винча. Не исключено, что многие фигурки со знаками имели вотивный характер. Здесь мне хотелось бы привести пример, связанный с моими раскопками раннего поселения культуры винча в Анзе (Македония). Там в одной из построек — очевидно, разрушенном святилище — были найдены не только обычные статуэтки небольших размеров, но и огромный сосуд высотой в 92 см, украшенный красными треугольниками и шевронами, на горловине которого вырезан лик Богини-птицы (см. рис. 7-17). Неподалеку от этого места были также обнаружены сосуд в форме водоплавающей птицы длиной в 60 см (см. рис. 7-18) и скульптурное изображение свиньи в натуральную величину^. Размер и детальность скульптуры, естественным образом, зависели от ее предназначения. Эстетические достижения, воплощенные в керамике и скульптуре культуры винча, заставляют по-новому взглянуть на творческие традиции Древней Европы. Ее искусство было не только пронизано мифологическими ценностями, оно достигло того уровня технического мастерства, который способствовал появлению как схематически обобщенных, так и в высшей степени реалистических изображений. По части совершенства в изображении женского тела некоторые торсы культуры винча вполне достойны соперничать с древнегреческой скульптурой (рис. 3-22). Культура тиса в бассейне реки Тиса Своим названием эта культура обязана реке ' иса, которая катит свои воды с Карпатских гор по Восточной Венгрии и Северной Югославии и впадает! Дунай (см. выше рис. 3-14). По аллювиальным вовышенностям на заливных лугах рек Тиса, Мароши Кёрёш было рассыпано немало поселений. Они от четливо делятся на три группы, каждая из которш получила свое название: группа горжа в окрестностж Сольнока (Южная Венгрия), херпай поблизости 01 Дебрецена (Восточная Венгрия) и чёсхалом рядомс городом Ньиредьхаза (Северная Венгрия). Как и винча, культура тиса берет начало в культуре старчево (кёрёш): среди ее носителей преобладает грацильный средиземноморский (старчевскй) физический тип. Она отлична от культуры винчавс специфических экологических характеристик бассейна реки Тиса; ее обособление в качестве самостоятел! ной культуры совпало с появлением теллей и их хозяйственного уклада. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|