Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Поселения на открытых местах и в пещерах





Поселения располагались в речных долинах: как правило, на террасах у воды или на береговых скло­нах, иногда - на вершинах небольших холмов, а в районе Карст - на дне узких ущелий. В горах Бюкк и Матра у входов в пещеры были обнаружены ос­татки деревянных построек, а внутри самих пещер — следы жилья и культовых сооружений. Например, в пещере Домица (Восточная Словакия) следы оби­тания заметны в 700 м от входа. Поскольку внутри держалась стабильная температура +10-12°С, там можно было жить.


Такие пещеры, как расположенная на границе Восточной Словакии и Венгрии Домица-Аггтелек, Боршод в Венгрии и некоторые другие, были заселе­ны на протяжении долгого времени. В нескольких найдены очаги и следы деревянных опор, равно как и интереснейшие образцы керамики бюкк (рис. 2-37, 2-38). Не приходится сомневаться, что пещеры в пер­вую очередь использовались как святилища. В пеще­ре Домица при раскопках были обнаружены ямы для опор которые поддерживали легкую постройку пло-щадью3 на 4 м, с очагом посредине. Здесь же, в про­сторной пещерной зале у истока реки, были найде­ны потрясающей красоты сосуды культуры бюкк. Источником высококачественной глины для глиня­ных изделий были расположенные рядом колодцы50. Следы небольших построек сходного типа и остатки керамики найдены и в пещере Аггтелек. Там, в 200 м от входа в нише археологи обнаружили алтарь из обожженной глины длиной в 160 см и четыре ямы для приношений одну большую и три маленьких В боль-шой имелись,следы огня, а в маленькие, возможно, помещали обрядовые сосуды (рис 2-391 Воkdvt ал-таря -множество черепков высококачественной ке­рамики культуры бюкк.

Полностью раскопаны лишь немногие поселения в долинах или на берегах рек. Прекрасным приме­ром поселения раннего периода (тисадоб) является Орош II площадью в 1000 кв. м, в котором было 12 домов. Из них восемь стояли полукругом и четы­ре — посередине. Эти землянки и полуземлянки пло­щадью 4,7 на 2 м были ориентированы с северо-вос­тока на юго-запад. Внутри - углубление в 60 см51. Более поздний период (собственно бюкк) представ­лен раскопками поселка Болдогкёваралья из 5 до­мов52. Здесь жилища были уже наземными, площа­дью примерно 4,5 на 2,5 м, и также ориентированы с северо-востока на юго-запад. Ямы для опор отсут­ствуют. Зато есть крупные булыжники, которые пер­воначально были прилеплены глиной к плетеным стенам. Рядом с домами располагались мастерские, а в них — большие очаги и ямы с обсидиановыми и





Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Богт


 


кремневыми нуклеусами и лезвиями. В яме к запа­ду от дома № 5 был найден запас из 567 кварцевых лезвий: по-видимому, обитатели данного поселка специализировались на подготовке каменных инст­рументов для экспорта.

Захоронения располагались на территории посе­лений, прежде всего под строениями у входов в пе­щеры. В могилы клали сосуды, иногда по четыре— пять штук.

Керамика

Формы керамических изделий культуры бюкк первоначально несли черты влияния южных земле­дельцев: в их репертуар входили сферические горш­ки, полукруглые чаши, круглые блюда, кувшины бутылочной формы, сосуды на ножках и высокие «фруктовницы» с воронкообразной чашей. Гончар­ные мастера научились делать удивительно тонкую керамику, украшая ее тонкими надрезами, иногда наносившимися перед обжигом вертикальными или широкими горизонтальными линиями, вокруг гор­лышка инкрустировали красным, белым, желтым и темно-коричневым цветом (рис. 2-38). Тонкую ке­рамику часто покрывали ангобом и лощили, а к гли­няному тесту примешивали песок (в случае грубой керамики — мякину).


Статуэтки

Искусство мелкой пластики культуры бюкк от-. личает ярко выраженное тяготение к абстрактнш формам, нередко превращающее человеческое тело в набор геометрических фигур, на поверхности ко-, торых вырезаны символы (рис. 2-40). Меандры, зиг­заги, шевроны, тройные линии и другие специфи­ческие древнеевропейские символы украшали шстатуэтки и антропоморфные сосуды, так и стен пещер.

Буго-днестровская культура

К северо-западу от Черного моря, между Днест­ром и Бугом, раскинулись плодородные молдавские земли, богатые черноземом и благоприятные для раз­вития земледелия.

 

Местная доместикация

Систематические раскопки здешних поселений показали, что их обитатели — мезолитические груп­пы охотников и рыболовов — долго эксперименти­ровали с доместикацией животных и растений. По данным радиоуглеродного анализа, в поселенш Сороки неолит представлен тремя докерамически-ми и пятью керамическими фазами, имевшими место между 6500 и 5000гг. до н.э. (Табл. 2-6)",


 


 


Рис. 2-41


 


 


 

 


II


 
 

Рис. 2-41 Древнейшая керамика буго-дне-стровской культуры (I - Скиби-нец, II - Соколец, Западная Ук­раина). Конец VII - начало VIтыс. до н. э.


 


           
   
 
 
   

1 ] з
Глава II. Неолитические культуры Юго-Восточной и Центральной Европы

В двух ранних неолитических слоях нет керамики, зато обнаружены кости одомашненного крупного рогатого скота и свиней, зерна дикорастущей пше­ницы (Aegiloр суlindrica) и небольшие камни для перетирания зерна54. Доместикацию крупного ско­та и свиней носители буго-днестровской культуры осуществили самостоятельно, а дикорастущую пшени­цу начали собирать еще за 500 лет до столкновения с земледельцами культуры старчево (криш). Харак­терный для древнейших поселений высокий про­цент рыбьих костей (представителей семейства час­тиковых, карповых, угрей и шук) говорит о том, что одной из причин перехода к оседлой жизни могла быть доступность рыбы. В хозяйственном укладе буго-днестровской культуры земледелие всегда иг-рало второстепенную роль, в отличие от рыболов­ства и охоты (на туров оленей косуль и кабанов) Керамика и пшеница-однозернянка одна из самых распространенных культур Юго-Восточной Евро­пы появляются в слое который датируется при­близительно 5800 гг до н э то есть на третьей фазе буго-днестровской культуры Судя по отпечаткам нагончарных изделиях мякины колосьев и зерен эммера иi спельты эти сорта были распространены в целом ряде поселений Об этом говорит и исполь­зование резаной соломы изготовлении керамики.

Поселения, дома и инвентарь

Древнейшие поселения располагались на сфор­мированных постледниковыми потоками террасах. Во время атлантического периода возросли влаж­ность и количество осадков, что, по-видимому, по­будило людей перебраться на более высокие участ­ки. Дома и большие длинные строения,которые на ранних этапах развития этой культуры были полу­землянками, строили из камня. Наземные жили­ща появились на заключительном этапе. Тогда же начали сказываться и заимствования из централь-ноевропейской культуры линейно-ленточной кера­мики.

Инвентарь буго-днестровской культуры заметно отличается оттого, которым пользовались земледель­цы культур старчево и караново. Здесь инструменты из полированного камня были не в ходу, а в качестве рабочего материала нередко выступали оленьи рога: из них делали топоры, которыми, по всей вероятно­сти, обрабатывали землю перед посевом. Кроме того, можно наблюдать постепенную микролитизацию кремневых инструментов — процесс, противополож­ный общей эволюции обработки камня. Небольшие каменные осколки трапециевидной формы вставля­ли в рукоятку из кости или оленьего рога и использо­вали в качестве скребков и ножей. Резцы и сверла также делали из микролитов.


.59

Керамика

Самая ранняя грубая керамика представлена боль­шими остродонными или плоскодонными горшками, украшенными резным орнаментом в виде волнистых линий или сетчатым рисунком. Их изготовляли из гли­ны с примесью растительных материалов (рис. 2-41). Позднее, под влиянием культуры старчево, появилась качественная, хорошо обожженная керамика, простая (серая или желтовато-коричневая) и расписная (см. сосуд на ножке стиля старчево-криш на рис. 2-18, верх­ний ряд). Во время фазы IV старчевские элементы были вытеснены воздействием центральноевропей-ской линейно-ленточной керамики. К этому моменту буго-днестровская неолитическая культура практиче­ски утратила свой оригинальный характер.

Следы влияния культуры линейно-ленточной керамики говорят о том, что ок. 5000 г. до н. э. по­степенное распространение обитателей Централь­ной Европы дошло до столь отдаленных террито­рий, как долина Днестра. Позднее, в 4800-4700 гг. до н.э., их присутствие в Молдавии сыграет свою роль в формировании кукутенской культуры.

Заключение

В этой главе речь шла о неолитизации Юго-Вос­точной и Центральной Европы в 6500-5500 гг. до н.э. Тогда произошел невероятный скачок в раз­витии земледелия, торговли, ремесел, архитектуры и искусства, во многом благодаря благоприятным климатическим условиям атлантического периода. Засушливые земли Средиземноморья и Эгейского региона тогда покрывала буйная зелень. Климат Центральной Европы был теплей, чем сейчас, что способствовало росту лесной и садовой раститель­ности. О повсеместном увеличении численности населения говорит рост поселений. А полное отсут­ствие следов территориальных конфликтов и боево­го оружия позволяет предположить, что мирное со­существование было естественно как для различных групп, так и для отдельных людей. Поселения не имели специальных укреплений помимо иногда встречающихся У-образных рвов и в случае конст-руктивной необходимости, опорных стен Чаще все-го они располагались у рек пучьсв или на озерных террасах: на всем протяжении этого мирного перио­да люди не строили жилья ни на крутых холмах ни в других труднодоступных местах.

Первое тысячелетие неолита было отмечено мно­гими достижениями. Удивительный прогресс про­изошел не только в таких областях, как одомашни­вание животных и окультуривание растений, но и в керамике, строительстве жилья и некоторых других ремеслах. Как показали раскопки в Греции, после­довательное изменение строительного искусства было связано с климатическими колебаниями. На



Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Ба


 


смену характерным для середины VII тыс. до н.э. постройкам с глинобитными стенами в конце ты­сячелетия пришли дома с деревянным каркасом и стенами, обмазанными глиной. В начале VI тыс. до н.э. появились прочные постройки со стенами из сырцового кирпича и каменным фундаментом. Се­рединой VII тыс. до н.э. датируется самая ранняя керамика. Технологическое совершенство, которо­го достигло керамическое искусство за первые че-тыре-пять столетий, поражает воображение: не­обожженные изделия сменились обожженными и лощеными, простые округлые формы — огромным разнообразием ассортимента из оранжевой, крас­ной коричневой и черной глины нередко тонкой работы. Примерно с 6300 г. до н.э. глиняные изде­лия начинают расписывать. Это эпоха расцвета ке­рамики поэтому не следует воспринимать это вре-мя исключительно как «каменный век». Каменные сосуды практически ушли вместе с ранним неоли­том и можно сказать что керамика вытеснила резь-бу по камню хотя из него продолжали делать стату­этки, печати,и различные украшения.

Появление большого количества статуэток - ан­тропоморфных и зооморфных, мужских и женских, -равно как и антропоморфных, птицеобразных и зве-

 


рообразных сосудов, миниатюрных копий меб табуретов, столов или тронов, миниатюрных обря вых столов и сосудов, сосудов для возлияний, лам уменьшенных моделей святилищ, совпадает с рам керамическим периодом, то есть приходится нав рую половину VII тыс. до н.э. Сами эти предмет разнообразие их форм указывают на существов развитой религиозной обрядности. Статуэтки с мш[ ками вместо лиц и более крупные скульптуры, нно­гда с намеками на ритуальные облачения и головни украшения или короны, могут быть найдены в сам разнообразных положениях в тех местах, которы связаны с их конкретными функциями: это свил тельствует о масштабах и богатстве неолитичсски пантеона и многочисленности входивших в негобо гинь и богов В этот период сформировались кульп. которые без существенных изменений просущесш вали вплоть до конца древнеевропейской цивилД ции. Есть несомненные подтверждения TOMV что последние столетия VII тыс. до н.э вюго-восточн, регионах существовали святилища Их строили м-дом с жилищами от которых их отличал ряд приз» ков: наличие в большем помещении деревянного ил каменного алтаря (возвышения! а в малом — мает-ской для ритуальных предметов В VI и V тыс до hi эта традиция охватывала практически всю теошго рию Балкан иI ЦентральноеI и Восточной Евоош Олнако^поашени^

рах гГтакжё были ^тари и особые мест. ш,я Г

ношений Как мы увидим в сельди главе свят •

щаи лгигие,обряловые м^6^мн^т^к2

нальны и а^ш.ииповались^ и™ыГ31ии божеств ассоцииР°вались с Р^ными категориям!,

В это тысячелетие были заложены основы, зн ние которых необходимо для понимания дальне ших этапов культурного развития.


 


 


 


 


 


ь.


ГЛАВА III

ЗЕНИТ ЕВРОПЕЙСКОЙ

ЦИВИЛИЗАЦИИ:

ЦЕНТРАЛЬНАЯ

И ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА,

5500-3500 ГГ. ДОН. Э.

i

«


 


 


 


 


 


 



Относительно гомогенная культура эпо­хи неолита дала толчок к развитию региональных тра­диций с большим разнообразием художественных стилей, более высоким уровнем специализации и раз­вития как медеплавильного производства, так и дру­гих ремесел. Поселения этого периода порой имели размеры города. Их площади и число возросли в два-три раза, благодаря значительному приросту населе­ния, интенсификации эксплуатации земель и услож­нению системы организации общества.

Этот период отмечен целым комплексом новых явлений, из которых можно выделить черную лоще­ную керамику и медные изделия: по некоторым предположениям, нескольким волнам колонизации из Анатолии или из Восточного Средиземноморья удалось преодолеть Балканские горы. Однако на се­годняшний день преобладает мнение, что в основном этот культурный рост был результатом местного раз­вития, поскольку в нем видны лишь внутренние сдви­ги. Беспрецедентное многообразие керамических стилей вряд ли является предсказуемым следствием крупных этнических перемещений. К тому же ан­тропологические материалы указывают на то что большая часть населения обитала здесь на протяже­нии значительного времени.

Хозяйственный уклад был основан на выращива­нии уже известных злаков и домашнего скота и про­должал неолитические традиции. Постепенно совер­шенствовались земледельческие и скотоводческие навыки. В первом случае главным новшеством было более широкое использование культурных сортов пшеницы и селекционированного льна, а также боль­шая специализация ячменных культур. Кроме того, существуют косвенные свидетельства появления плу­га. Что касается животноводства, то тут заметно повсеместное увеличение поголовья свиней и круп­ного рогатого скота и уменьшение поголовья овец. От конца неолита до конца медного века во всех по­селениях Центральной и Восточной Европы поголо­вье скота выросло примерно на 20 %'.

Местные леса были богаты дичью. В некоторых районах, например, в Венгрии, Молдавии, Западной Украине и Северо-Восточной Болгарии, около 40% костного материала животного происхождения, ко­торый был обнаружен в местах поселений, принад-


лежало диким животным. Из них самой желанной добычей считался тур (дикий бык), дававший много мяса, затем дикая свинья, олень и косуля2. На порос­ших лесом возвышенностях собирали фрукты, яго­ды и орехи. При раскопках ряда поселений были най­дены следы использования диких яблок, кизила, зем­ляники, бузины, крыжовника, лесных орехов и желудей.

Зазубренные гарпуны, рыболовные крючки и на­конечники копий из кости или оленьего рога изоби­ловали в поселениях культур тиса, винча, караново и некоторых других, что говорит об интенсификации рыбной ловли. По-видимому, такая крупная рыба, как карп, зубатка полосатая и осетр, была здесь жиз­ненно важным продуктом, а в прибрежных районах — улитки и моллюски.

Производство меди началось около 5500 г. до н.э., и на протяжении Утыс. до н.э. значение его возрас­тало. Разработка залежей меди шла в Центральной Югославии (Рудна-Глава) и Центральной Болгарии (Ай-Бунар и другие). Приблизительно в середине это­го же тысячелетия было открыто золото, которое ста­ли использовать при изготовлении религиозных сим­волов и украшений. В этот период достигает высшей точки развитие ремесел и торгового обмена, одновре­менно наступает расцвет керамики и архитектуры. Поражает разнообразие форм и орнаментации кера­мических сосудов. В число декоративных техник вхо­дили полихромная раскраска, инкрустация, черное лощение, каннелюры, окраска графитом и золотом. Уже - неожиданность для археологов! — использова­ли гончарный круг и печь для обжига. В качестве яр­кого примера уровня развития архитектуры можно назвать просторные многокомнатные дома, и двух­этажные святилища. Большие возможности для ре-коhctdvkiihh существовавших тогда верований и ритуалов мы получаем благодаря многочисленным святилищам и их моделям выразительным антро­поморфным и зооморфным скульптурам и статуэт­кам - на многих из них заметны символические изо-бражения святпенные письмена или следы рит\/яль-ных одеяний - сосудам для возлияний или для других ритуальных нужд а кроме того непременным символам и знакам вырезанным или нарисованным на бесчисленных сакральныхпредметах



Гимбутас М. Цивилизация Великой Бк


 


Региональные группы

и их хронологические рамки

Восточная и Центральная Европа - значительный географический регион, внутри которого получило развитие множество культур, и каждая из них отли­чалась своеобразием жилых построек и керамики (рис. 3-1). Ниже даются краткие характеристики одиннадцати культурных ареалов от Адриатического до Черноморского побережья:

1) данило-хварская культура (побережье Адриатики);

2) бутмир (Босния);

3) винча (Центральные Балканы);

4) тиса (бассейн реки Тиса);

5) лендель (Среднедунайский бассейн и север Центральной Европы);

6) боян (Нижнедунайский бассейн);

7) хаманджия (Черноморское побережье);

8) караново (Фракия и Восточная Македония);

9) петрешти (Трансильвания);

 

10) кукутени (Молдавия и Западная Украина);

11) днепро-донецкая (Украина).

Мы не располагаем полной информацией о каж­дой из этих культурных групп, поскольку изучены они


в неравной мере. Однако имеющийся материалд статочен для того, чтобы дать представление об] хронологии, устройстве жилищ, архитектуре, ику стве и религии. Лучше всего известны культуры 6)1 мир, винча, тиса и кукутени.

Данило-хварская культура Далмации

Эта культура возникла на Адриатическом побер* жье Далмации примерно в 5500 г. до н.э. (рис. 3-2)j примечательна своими торговыми контактами щ| западными, так и с восточными регионами. Повви мому, даниловцы были отличными мореходами. По археологи не находили остатков их лодок, но изо6|» жения парусников на керамических сосудах - одно в них было обнаружено в пещере Грабак на адриати* ском острове Лесина (рис. 3-3) — подтверждают pea, ность их существования. Здешние обитатели пощ живали активные связи с Боснией и даже со стольл лекими от побережья областями, как Славония! Паннония, тем самым повлияв на формирование кул тур бутмир и лендель. Они экспортировали ракови спондилус вывозили из Италии обсидиан аихсо_ венные керамические изделия распространялись! боснийским равнинам. Не исключено что некоторм


 


Рис. 3-1


Рис. 3-1 Культурные группы Во* точной и Централь» 'Европы Vтыс. до н.э.



Fmalll, Зенит европейскойцивилизации: :ентральнаяи Восточная Европа, ,500— 3500гг.дон.э

Рис. 3-2 Поселения данило-хвар-ской культуры на побережье Адриатики и поселения культуры бутмир в Боснии.

 


 


сельскохозяйственные продукты они получали из бо­лее плодородных восточных областей, а соль — из да­лекой Южной Польши.

Поселения

Даниловцы строили свои поселения на откры­тых пространствах и окружали их одним или двумя рвами в 2-3 м шириной и около 1,5 м глубиной. Как правило, они располагались в долинах, побли­зости от источника, в нескольких километрах от морского побережья, в удобном соседстве с плодо­одными землями. Были обжиты и большие пеще­ры на ближних островах и вдоль берега моря; не-

орые из них явились источником высококаче-твенной керамики позднего периода развития данной культуры. Я считаю, что их также исполь­зовали как святилища.

Раскопки в Смилчиче неподалеку от Задара (по­бережье Адриатики) показали, что поверх ран не нео­литических слоев керамики импрессо расположены


слои высококачественной, раскрашенной керамики данило3, названной по имени поселения неподале­ку от Шибеника (Далмация)4. Между отложениями импрессо и данило (всего 13 строительных горизон­тов) — слой почвы, в котором отсутствуют следы че­ловеческой деятельности.

Керамика

Керамика культуры данило отличается удиви­тельным разнообразием форм и декора, которое свидетельствует об очевидном отходе от традиций импрессо и о возникновении нового стилистиче­ского направления в развитии керамического ис­кусства и обработки камня. Высококачественные изделия культуры данило схожи с теми, что произ­водились по другую сторону Адриатики, в Италии (Риполи). В их тесте практически нет примесей, для них характерны черный или красный орнамент на белом фоне, наносившийся до обжига, и узорное лощение. Не исключено, что культура этого типа


*


■ш

Гимбутас М. Цивилизация Великой Бог,


 


была принесена сюда выходцами Рис. 3-3 с юга, пришедшими по побере­жью Албании. К сожалению, по­скольку эта страна уже полвека изолирована от остального мира, в археологических исследовани­ях существуют неизбежные про­белы, а имеющаяся информация безусловно недостаточна.

Для другой разновидности ке­рамики данило характерны лоще­ние и резной орнамент в виде спиралей, шевронов, заштрихо­ванных треугольников и ромбов, зигзагов, сетей, «елочки», и т.д. (рис. 3-4). Кроме того, нередко встречаются ритоны с массивны­ми круглыми ручками (рис. 3-5), на медвежьих лапах. Обычно они украшены орнаментом того же типа — штриховым, волнистым, Рис.3-4 спиралевидным, — что и другие керамические сосуды. Скорее всего это — продукт местного производства хотя данная форма первоначально появилась в Гре-

цИИ ГДв сОСУДы с KDVF\JIblми руч-

ками известны со времен культу­ры сескло т е с начала VI тыс до н.э. (датировка, полученная в Ахиллейоне IV — примерно 6000-5800 гг до н'э) Считается что они предназначались для ка­ких-то обрядов Из Фессалии и Центральной Греции эти сосуды (или идея их создания) разо­шлись по западным областям а затемпопобережью Аяшш™ достигли Боснии ^Р

Хронология

Последняя фаза культуры да­нило представлена находками с острова Хвар, давшего ей свое имя5. Ни развитие культуры дани­ло, ни ее заключительный этап (хвар) не имеют радиоуглеродных датировок. Однако сходство с итальянскими образцами и типо­логические параллели с хорошо датированными материалами из Обре (поздний период культур старчево и бутмир) позволяют от­нести ее примерно к 5500—4000 гг. до н.э.


 


 


Рис. 3-3 Вырезанное на сосуде изо­бражение парусного судна, универсального древнеев-ропейского символа мор­ского сообщения. Пещер Грабак, о. Лесина у поб режья Далмации, Югосл вия V тыс. до н. э.

Рис. 3-4 Расписанные (красным желтым и черным) сосуды с резным орнаментом. Да нило, неподалеку г. Шибеник, побережье риатики. Резкий отход от неолитической керамики импрессо. Ок. 5000 г. - на чало V тыс. до н.э.




Глава III. Зенит европейской цившшзации: Цеетральная и иосточная Европа, 5500-3500гг.ддо.э.______________________ 67

 

Рис. 3-5 Сосуды для приношений на медвежьих лапах с кольце­образными ручками. Куль­тура данило. (1-3) Смил-чич, (4) Брибир у г. Задар, побережье Адриатики. Мас­штаб 1:2.

Культура бутмир в Боснии

Культура бутмир была открыта довольно давно, и потому известна лучше данило-хварской. Раскопки поселения Бутмир в пригороде со­временного Сараево были осущест­влены в 1893—1896 гг. археологами Радимским и Фиалой. Их результа­ты стали известны в 1895 и 1898 гг., благодаря выходу двух огромных роскошно изданных томов с боль­шим количеством цветных иллюст­раций6. Сосуды культуры бутмир с бегущим спиралевидным — рисо­ванным или рельефным — орна­ментом произвели большое впечат-ление на ученое сообщество начали. XX в. (рис 3-6, 3-7, 3-8 ; цветная вклейка 7). На протяжении десяти­летий считалось что Evtмир яНЛЯ-ется «колыбелью спирального ис-куссTBa» Европhi Обнаружение столь развитой кепамики в долине реки Босна тепеоь занимающей скоомное место на культурной кар­те казалось чем-то выходящим за

рамКИ ROIMOifC ного

Торговля

Однако семь тысяч лет назад сообщение между западными (Ад­риатика и Италия) и восточными (Среднедунайский бассейн) облас­тями проходило через цветущие долины рек Босна, Неретва и их притоков. Жители здешних мест поддерживали торговые отноше­ния с весьма удаленными областя­ми, что и способствовало подъему культуры бутмир. Свидетельство тому - завезенный сюда обсидиан, раковины спондилус и раскрашен-ная керамика.

Торговля обсидианом, с кото­рой начались контакты с западны­ми районами, установилась при­мерно к 5500 г. до н.э., еще до фор­мирования культуры бутмир. Судя по обрядовым сосудам с круглыми ручками, на поздний период куль­туры старчево оказала влияние ранняя фаза культуры данило. В начале VI тыс. до н.э. в Боснию пришли раскрашенные сосуды из Южной Италии, и вплоть до кон-


 


 


 



Гимбутас М. Цивилизация Великой Богш


 


ца этого тысячелетия контакты с Рис. 3-6западными областями продолжали интенсифицироваться.

Хронология

Ключом к хронологии данной культуры стали раскопки поселе­ния Обре II в 65 км к северо-вос­току от Сараево, осуществленные в 1967-1968 гг. А. Бенацем и авто­ром настоящего исследования7. Это поселение дало идеальную последовательную стратиграфию мощностью в 4 м и целый ряд ра­диоуглеродных датировок, что позволяет расположить три пе­риода культуры бутмир (бутмир I, II III) между 5300 г. до н э и за­ключительными веками V тыс. до н.э. (Табл. 7). Бутмир I датирует­ся примерно 5300—4900 гг. до н.э., бутмир II - 4900-4700 гг. до н.э. Последний период Обре бут­мир III не имеет радиоуглерод­ной датировки однако типологи­чески сходен с культурой хвар (по­бережье Адриатики). Его три фазы


 

Рис. 3-6 Сосуд культуры бутмир ! рельефным орнаментомш бегущих спиралей. Бутан) у г. Сараево, Босния, м, 4900-4800 гг. до н.э.; вы-сота 20,5 см.


 





Рис. 3-7


 


Рис. 3-7 Сосуды культуры бутмирсоспиралевидным орнамен­том. (1,2) Бутмир, (3) Небо, Босния. ХЬK-XLVIII вв. л н.э. Масштаб 1: 2.

 


и III, Зенит европейской цивилизации: Центральная и Восточная Европа, 5500-3500гг. до н.э.



.3-8



 


 





ffiW

 


Рис. 3-8

Типология керамики культуры бутмир, основанная на хронологии и стратиграфии поселения Обре к северо-западу от Сараево, Босния. I - 5100-4900 гг. до н. э., II- 4900-4700 ггг до н. э., ,II - 4700-4400 ггг до н. .э



Гимбутас М. Цивилизация Великой Бает


 


 
 

Рис. 3-9
Рис. 3-9 Сосуды культуры бутмир Обре II, 5100-4900 гг. дон.

имели место примерно между 4700 и 4300-4200 гг. до н.э.

На протяжении всех трех пе­риодов культуры бутмир в эволю­ции форм керамики и орнамента (рис. 3-8) хорошо просматривает­ся преемственность традиции. Раскрашенные изделия с красной каймой по черному фону и с объ­емными или выгравированными спиралями (рис. 3-9) являются ис­ключительной особенностью куль­туры бутмир. Бегущий спиральный мотив и некоторые другие геомет­рические мотивы — шевроны, ромбы, заштрихованные тре­угольники, зигзаги, стилизован­ные змеиные головы — появились под влиянием культуры данило. Они украшают характерные для стиля бутмир крупные грушевид­ные и луковичные сосуды с длин­ными или короткими цилиндриче­скими горлышками.

Местоположение поселений

Носители культуры бутмир се­лились в плодородных низинах и на просторных речных террасах. В некоторых случаях их поселения могли растягиваться вдоль речно­го берега на расстояние до 500 м8, но большая часть раскопанных мест представляет собой компакт­ные поселки, ограниченные есте­ственными очертаниями террасы и изгиба реки. К примеру, Обре II занимало территорию в 20 тыс. кв. м. Поселение на этом месте су­ществовало непрерывно на протяжении почти цело­го тысячелетия: мы увидим, что подобная стабиль­ность характерна и для культур винча и тиса. Обре 11 состояло примерно из 60 домов, стоявших рядами и разделенных улицами от 3-хдо 5-ти метров шириной.

 

Архитектура

В Обре II хорошо сохранилось несколько домов, относящихся к разным уровням застройки (рис. 3-10). Поселение культуры бутмир I в Обре состояло из легких деревянных построек: стены на каменном ос­новании, вертикальные столбы-опоры, тонкий слой глиняной обмазки на стенах и соломенная или дере­вянная кровля. Эта строительная традиция была унаследована от неолитического Обре I (культура старчево). В домах культуры бутмир II вертикальные


опоры стали более массивными, а деревянная чага стены изготовлялась тремя способами: 1) либо ме* ду прямостоящими кольями горизонтальноуклд вали прутья и несколько раз вертикально переплтта­ли лыком; 2) либо вертикально поставленные прута несколько раз горизонтально переплетали лыком 3) либо разрубленные бревна устанавливали верти­кально и тесно пригоняли друг к другу. Толщина сеен зависела от облицовки. На плетеные стены с кажд( стороны накладывали от 5 до 8 см глиняной обма. ки, а на бревенчатых ее слой был более толстым, <л 10 до 12 см по обе стороны. Поверх деревянных ооор лежали толстые горизонтальные балки, на которь держалась кровля. Полы были глиняными, а в поме­щениях с печью — устланы деревянными досками, Внутри домов стенная обмазка была покрыта анго­бом и рельефным орнаментом, например, изображу


 


[жаШ, Зенит европейскойцивилизации: Центральнаяи иосточнаяЕвропа, 5500-3500гг. ддо.э.



 


Рис. 3-10

 


 

Рис. 3-10 Двухкомнатный дом культуры бутмир: в меньшем помещении — печь для выпечки хлеба (Обре И, Босния). Между вертикальными опорными стол­бами стены сплетены из прутьев и с обеих сторон покрыты слоем глиняной обмазки толщиной в 5-8 см. Перед печью на деревянной платформе стоя­ли сосуды с зерном. Слева от печи — место для из­готовления кремневых и костяных орудий спра­ва — грузики (место для ткацких работ). В обеих комнатах стояло по несколько больших сосудов для хранения припасов. Культура бутмир II 4900— 4700 гг до н э


 


 

Рис. 3-11


 


Рис. 3-11 Каркас печи из прутьев, переплетенных лыковой веревкой, с каменным основанием; сохранился только в виде голове­шек или отпечатков на глине. Обре, Босния, культура бутмир II, ок. 4900-4800 гг. до н. э.



Гимбутас М. Цивштацяя Великой Богини


 


ниями свернувшихся змей. Помимо обычных постро­ек с плетеными стенами, обмазанными глиной и под­держиваемыми деревянными опорами, в Обре име­лись более легкие сооружения, полностью выполнен­ные из дерева, которые, как считается, служили сараями: у одного из них тыльная сторона имела по­лукруглую форму9.

Внутреннее убранство домов

В одной из комнат дома всегда находилась печь для выпечки хлеба, сооруженная из веток и покры­тая глиняной обмазкой в форме пчелиного улья (рис. 3-11). Под глинобитным полом лежал слой пло­ских булыжников, который образовывал платформу перед очагом. Набор пряслиц, найденных водном из таких домов, указывает на то, что рядом с очагом мог располагаться вертикальный ткацкий станок (рис. 3-12). Скорее всего, в этом же помещении мололи зер­но и пряли, а также занимались другими видами хо­зяйственных работ, поскольку именно около печи обнаружены значительные скопления каменных зер­нотерок, веретен, инструментов из кости и кремня. Напротив у стены пол был покрыт деревянными дос­ками. Здесь, как и в прилегающем помещении, стоя­ли сосуды для хранения припасов, горшки и жаров­ни с горизонтальными отверстиями. Рядом с печью неизменно была яма, куда собирали доброкачествен­ную золу По мнению Бенаца ее могли использовать как моющее средство при стирке.

Неожиданностью явились обнаруженные в стенах жилищ Обре крупные полые керамические цилиндры, которые, в принципе, могли служить для вентиляции т. Кроме того, в домах имелись глубокие ямы для хране­ния съестных припасов, некоторые из них до 2 м в глу­бину и 85 см в диаметре. Их, вероятно, нужно рассмат­ривать как холодильные камеры того времени.

Скульптура









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.