|
Поселения на открытых местах и в пещерахПоселения располагались в речных долинах: как правило, на террасах у воды или на береговых склонах, иногда - на вершинах небольших холмов, а в районе Карст - на дне узких ущелий. В горах Бюкк и Матра у входов в пещеры были обнаружены остатки деревянных построек, а внутри самих пещер — следы жилья и культовых сооружений. Например, в пещере Домица (Восточная Словакия) следы обитания заметны в 700 м от входа. Поскольку внутри держалась стабильная температура +10-12°С, там можно было жить. Такие пещеры, как расположенная на границе Восточной Словакии и Венгрии Домица-Аггтелек, Боршод в Венгрии и некоторые другие, были заселены на протяжении долгого времени. В нескольких найдены очаги и следы деревянных опор, равно как и интереснейшие образцы керамики бюкк (рис. 2-37, 2-38). Не приходится сомневаться, что пещеры в первую очередь использовались как святилища. В пещере Домица при раскопках были обнаружены ямы для опор которые поддерживали легкую постройку пло-щадью3 на 4 м, с очагом посредине. Здесь же, в просторной пещерной зале у истока реки, были найдены потрясающей красоты сосуды культуры бюкк. Источником высококачественной глины для глиняных изделий были расположенные рядом колодцы50. Следы небольших построек сходного типа и остатки керамики найдены и в пещере Аггтелек. Там, в 200 м от входа в нише археологи обнаружили алтарь из обожженной глины длиной в 160 см и четыре ямы для приношений одну большую и три маленьких В боль-шой имелись,следы огня, а в маленькие, возможно, помещали обрядовые сосуды (рис 2-391 Воkdvt ал-таря -множество черепков высококачественной керамики культуры бюкк. Полностью раскопаны лишь немногие поселения в долинах или на берегах рек. Прекрасным примером поселения раннего периода (тисадоб) является Орош II площадью в 1000 кв. м, в котором было 12 домов. Из них восемь стояли полукругом и четыре — посередине. Эти землянки и полуземлянки площадью 4,7 на 2 м были ориентированы с северо-востока на юго-запад. Внутри - углубление в 60 см51. Более поздний период (собственно бюкк) представлен раскопками поселка Болдогкёваралья из 5 домов52. Здесь жилища были уже наземными, площадью примерно 4,5 на 2,5 м, и также ориентированы с северо-востока на юго-запад. Ямы для опор отсутствуют. Зато есть крупные булыжники, которые первоначально были прилеплены глиной к плетеным стенам. Рядом с домами располагались мастерские, а в них — большие очаги и ямы с обсидиановыми и Гимбутас М. Цивилизаця я Ве ли кой Богт
кремневыми нуклеусами и лезвиями. В яме к западу от дома № 5 был найден запас из 567 кварцевых лезвий: по-видимому, обитатели данного поселка специализировались на подготовке каменных инструментов для экспорта. Захоронения располагались на территории поселений, прежде всего под строениями у входов в пещеры. В могилы клали сосуды, иногда по четыре— пять штук. Керамика Формы керамических изделий культуры бюкк первоначально несли черты влияния южных земледельцев: в их репертуар входили сферические горшки, полукруглые чаши, круглые блюда, кувшины бутылочной формы, сосуды на ножках и высокие «фруктовницы» с воронкообразной чашей. Гончарные мастера научились делать удивительно тонкую керамику, украшая ее тонкими надрезами, иногда наносившимися перед обжигом вертикальными или широкими горизонтальными линиями, вокруг горлышка инкрустировали красным, белым, желтым и темно-коричневым цветом (рис. 2-38). Тонкую керамику часто покрывали ангобом и лощили, а к глиняному тесту примешивали песок (в случае грубой керамики — мякину). Статуэтки Искусство мелкой пластики культуры бюкк от-. личает ярко выраженное тяготение к абстрактнш формам, нередко превращающее человеческое тело в набор геометрических фигур, на поверхности ко-, торых вырезаны символы (рис. 2-40). Меандры, зигзаги, шевроны, тройные линии и другие специфические древнеевропейские символы украшали ш статуэтки и антропоморфные сосуды, так и стен пещер. Буго-днестровская культура К северо-западу от Черного моря, между Днестром и Бугом, раскинулись плодородные молдавские земли, богатые черноземом и благоприятные для развития земледелия. Местная доместикация Систематические раскопки здешних поселений показали, что их обитатели — мезолитические группы охотников и рыболовов — долго экспериментировали с доместикацией животных и растений. По данным радиоуглеродного анализа, в поселенш Сороки неолит представлен тремя докерамически-ми и пятью керамическими фазами, имевшими место между 6500 и 5000гг. до н.э. (Табл. 2-6)",
Рис. 2-41
II Рис. 2-41 Древнейшая керамика буго-дне-стровской культуры (I - Скиби-нец, II - Соколец, Западная Украина). Конец VII - начало V I тыс. до н. э.
В двух ранних неолитических слоях нет керамики, зато обнаружены кости одомашненного крупного рогатого скота и свиней, зерна дикорастущей пшеницы (Aegiloр суlindrica) и небольшие камни для перетирания зерна54. Доместикацию крупного скота и свиней носители буго-днестровской культуры осуществили самостоятельно, а дикорастущую пшеницу начали собирать еще за 500 лет до столкновения с земледельцами культуры старчево (криш). Характерный для древнейших поселений высокий процент рыбьих костей (представителей семейства частиковых, карповых, угрей и шук) говорит о том, что одной из причин перехода к оседлой жизни могла быть доступность рыбы. В хозяйственном укладе буго-днестровской культуры земледелие всегда иг-рало второстепенную роль, в отличие от рыболовства и охоты (на туров оленей косуль и кабанов) Керамика и пшеница-однозернянка одна из самых распространенных культур Юго-Восточной Европы появляются в слое который датируется приблизительно 5800 гг до н э то есть на третьей фазе буго-днестровской культуры Судя по отпечаткам нагончарных изделиях мякины колосьев и зерен эммера иi спельты эти сорта были распространены в целом ряде поселений Об этом говорит и использование резаной соломы изготовлении керамики. Поселения, дома и инвентарь Древнейшие поселения располагались на сформированных постледниковыми потоками террасах. Во время атлантического периода возросли влажность и количество осадков, что, по-видимому, побудило людей перебраться на более высокие участки. Дома и большие длинные строения,которые на ранних этапах развития этой культуры были полуземлянками, строили из камня. Наземные жилища появились на заключительном этапе. Тогда же начали сказываться и заимствования из централь-ноевропейской культуры линейно-ленточной керамики. Инвентарь буго-днестровской культуры заметно отличается оттого, которым пользовались земледельцы культур старчево и караново. Здесь инструменты из полированного камня были не в ходу, а в качестве рабочего материала нередко выступали оленьи рога: из них делали топоры, которыми, по всей вероятности, обрабатывали землю перед посевом. Кроме того, можно наблюдать постепенную микролитизацию кремневых инструментов — процесс, противоположный общей эволюции обработки камня. Небольшие каменные осколки трапециевидной формы вставляли в рукоятку из кости или оленьего рога и использовали в качестве скребков и ножей. Резцы и сверла также делали из микролитов. .59 Керамика Самая ранняя грубая керамика представлена большими остродонными или плоскодонными горшками, украшенными резным орнаментом в виде волнистых линий или сетчатым рисунком. Их изготовляли из глины с примесью растительных материалов (рис. 2-41). Позднее, под влиянием культуры старчево, появилась качественная, хорошо обожженная керамика, простая (серая или желтовато-коричневая) и расписная (см. сосуд на ножке стиля старчево-криш на рис. 2-18, верхний ряд). Во время фазы IV старчевские элементы были вытеснены воздействием центральноевропей-ской линейно-ленточной керамики. К этому моменту буго-днестровская неолитическая культура практически утратила свой оригинальный характер. Следы влияния культуры линейно-ленточной керамики говорят о том, что ок. 5000 г. до н. э. постепенное распространение обитателей Центральной Европы дошло до столь отдаленных территорий, как долина Днестра. Позднее, в 4800-4700 гг. до н.э., их присутствие в Молдавии сыграет свою роль в формировании кукутенской культуры. Заключение В этой главе речь шла о неолитизации Юго-Восточной и Центральной Европы в 6500-5500 гг. до н.э. Тогда произошел невероятный скачок в развитии земледелия, торговли, ремесел, архитектуры и искусства, во многом благодаря благоприятным климатическим условиям атлантического периода. Засушливые земли Средиземноморья и Эгейского региона тогда покрывала буйная зелень. Климат Центральной Европы был теплей, чем сейчас, что способствовало росту лесной и садовой растительности. О повсеместном увеличении численности населения говорит рост поселений. А полное отсутствие следов территориальных конфликтов и боевого оружия позволяет предположить, что мирное сосуществование было естественно как для различных групп, так и для отдельных людей. Поселения не имели специальных укреплений помимо иногда встречающихся У-образных рвов и в случае конст-руктивной необходимости, опорных стен Чаще все-го они располагались у рек пучьсв или на озерных террасах: на всем протяжении этого мирного периода люди не строили жилья ни на крутых холмах ни в других труднодоступных местах. Первое тысячелетие неолита было отмечено многими достижениями. Удивительный прогресс произошел не только в таких областях, как одомашнивание животных и окультуривание растений, но и в керамике, строительстве жилья и некоторых других ремеслах. Как показали раскопки в Греции, последовательное изменение строительного искусства было связано с климатическими колебаниями. На Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Б а
смену характерным для середины VII тыс. до н.э. постройкам с глинобитными стенами в конце тысячелетия пришли дома с деревянным каркасом и стенами, обмазанными глиной. В начале VI тыс. до н.э. появились прочные постройки со стенами из сырцового кирпича и каменным фундаментом. Серединой VII тыс. до н.э. датируется самая ранняя керамика. Технологическое совершенство, которого достигло керамическое искусство за первые че-тыре-пять столетий, поражает воображение: необожженные изделия сменились обожженными и лощеными, простые округлые формы — огромным разнообразием ассортимента из оранжевой, красной коричневой и черной глины нередко тонкой работы. Примерно с 6300 г. до н.э. глиняные изделия начинают расписывать. Это эпоха расцвета керамики поэтому не следует воспринимать это вре-мя исключительно как «каменный век». Каменные сосуды практически ушли вместе с ранним неолитом и можно сказать что керамика вытеснила резь-бу по камню хотя из него продолжали делать статуэтки, печати,и различные украшения. Появление большого количества статуэток - антропоморфных и зооморфных, мужских и женских, -равно как и антропоморфных, птицеобразных и зве-
рообразных сосудов, миниатюрных копий меб табуретов, столов или тронов, миниатюрных обря вых столов и сосудов, сосудов для возлияний, лам уменьшенных моделей святилищ, совпадает с рам керамическим периодом, то есть приходится нав рую половину VII тыс. до н.э. Сами эти предмет разнообразие их форм указывают на существов развитой религиозной обрядности. Статуэтки с мш[ ками вместо лиц и более крупные скульптуры, нногда с намеками на ритуальные облачения и головни украшения или короны, могут быть найдены в сам разнообразных положениях в тех местах, которы связаны с их конкретными функциями: это свил тельствует о масштабах и богатстве неолитичсски пантеона и многочисленности входивших в негобо гинь и богов В этот период сформировались кульп. которые без существенных изменений просущесш вали вплоть до конца древнеевропейской цивилД ции. Есть несомненные подтверждения TOMV что последние столетия VII тыс. до н.э вюго-восточн, регионах существовали святилища Их строили м-дом с жилищами от которых их отличал ряд приз» ков: наличие в большем помещении деревянного ил каменного алтаря ( возвышения! а в малом — мает-ской для ритуальных предметов В VI и V тыс до hi эта традиция охватывала практически всю теошго рию Балкан иI ЦентральноеI и Восточной Евоош Олнако^поашени^ рах гГтакжё были ^тари и особые мест. ш,я Г ношений Как мы увидим в сельди главе свят • щаи лгигие,обряловые м^6^мн^т^к2 нальны и а^ш.ииповались^ и™ыГ31ии божеств ассоцииР°вались с Р^ными категориям!, В это тысячелетие были заложены основы, зн ние которых необходимо для понимания дальне ших этапов культурного развития.
ь. ГЛАВА III ЗЕНИТ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА, 5500-3500 ГГ. ДОН. Э. i «
Относительно гомогенная культура эпохи неолита дала толчок к развитию региональных традиций с большим разнообразием художественных стилей, более высоким уровнем специализации и развития как медеплавильного производства, так и других ремесел. Поселения этого периода порой имели размеры города. Их площади и число возросли в два-три раза, благодаря значительному приросту населения, интенсификации эксплуатации земель и усложнению системы организации общества. Этот период отмечен целым комплексом новых явлений, из которых можно выделить черную лощеную керамику и медные изделия: по некоторым предположениям, нескольким волнам колонизации из Анатолии или из Восточного Средиземноморья удалось преодолеть Балканские горы. Однако на сегодняшний день преобладает мнение, что в основном этот культурный рост был результатом местного развития, поскольку в нем видны лишь внутренние сдвиги. Беспрецедентное многообразие керамических стилей вряд ли является предсказуемым следствием крупных этнических перемещений. К тому же антропологические материалы указывают на то что большая часть населения обитала здесь на протяжении значительного времени. Хозяйственный уклад был основан на выращивании уже известных злаков и домашнего скота и продолжал неолитические традиции. Постепенно совершенствовались земледельческие и скотоводческие навыки. В первом случае главным новшеством было более широкое использование культурных сортов пшеницы и селекционированного льна, а также большая специализация ячменных культур. Кроме того, существуют косвенные свидетельства появления плуга. Что касается животноводства, то тут заметно повсеместное увеличение поголовья свиней и крупного рогатого скота и уменьшение поголовья овец. От конца неолита до конца медного века во всех поселениях Центральной и Восточной Европы поголовье скота выросло примерно на 20 %'. Местные леса были богаты дичью. В некоторых районах, например, в Венгрии, Молдавии, Западной Украине и Северо-Восточной Болгарии, около 40% костного материала животного происхождения, который был обнаружен в местах поселений, принад- лежало диким животным. Из них самой желанной добычей считался тур (дикий бык), дававший много мяса, затем дикая свинья, олень и косуля2. На поросших лесом возвышенностях собирали фрукты, ягоды и орехи. При раскопках ряда поселений были найдены следы использования диких яблок, кизила, земляники, бузины, крыжовника, лесных орехов и желудей. Зазубренные гарпуны, рыболовные крючки и наконечники копий из кости или оленьего рога изобиловали в поселениях культур тиса, винча, караново и некоторых других, что говорит об интенсификации рыбной ловли. По-видимому, такая крупная рыба, как карп, зубатка полосатая и осетр, была здесь жизненно важным продуктом, а в прибрежных районах — улитки и моллюски. Производство меди началось около 5500 г. до н.э., и на протяжении Утыс. до н.э. значение его возрастало. Разработка залежей меди шла в Центральной Югославии (Рудна-Глава) и Центральной Болгарии (Ай-Бунар и другие). Приблизительно в середине этого же тысячелетия было открыто золото, которое стали использовать при изготовлении религиозных символов и украшений. В этот период достигает высшей точки развитие ремесел и торгового обмена, одновременно наступает расцвет керамики и архитектуры. Поражает разнообразие форм и орнаментации керамических сосудов. В число декоративных техник входили полихромная раскраска, инкрустация, черное лощение, каннелюры, окраска графитом и золотом. Уже - неожиданность для археологов! — использовали гончарный круг и печь для обжига. В качестве яркого примера уровня развития архитектуры можно назвать просторные многокомнатные дома, и двухэтажные святилища. Большие возможности для ре-коhctdvkiihh существовавших тогда верований и ритуалов мы получаем благодаря многочисленным святилищам и их моделям выразительным антропоморфным и зооморфным скульптурам и статуэткам - на многих из них заметны символические изо-бражения святпенные письмена или следы рит\/яль-ных одеяний - сосудам для возлияний или для других ритуальных нужд а кроме того непременным символам и знакам вырезанным или нарисованным на бесчисленных сакральныхпредметах Гимбутас М. Цивили зация Великой Б к
Региональные группы и их хронологические рамки Восточная и Центральная Европа - значительный географический регион, внутри которого получило развитие множество культур, и каждая из них отличалась своеобразием жилых построек и керамики (рис. 3-1). Ниже даются краткие характеристики одиннадцати культурных ареалов от Адриатического до Черноморского побережья: 1) данило-хварская культура (побережье Адриатики); 2) бутмир (Босния); 3) винча (Центральные Балканы); 4) тиса (бассейн реки Тиса); 5) лендель (Среднедунайский бассейн и север Центральной Европы); 6) боян (Нижнедунайский бассейн); 7) хаманджия (Черноморское побережье); 8) караново (Фракия и Восточная Македония); 9) петрешти (Трансильвания);
10) кукутени (Молдавия и Западная Украина); 11) днепро-донецкая (Украина). Мы не располагаем полной информацией о каждой из этих культурных групп, поскольку изучены они в неравной мере. Однако имеющийся материалд статочен для того, чтобы дать представление об] хронологии, устройстве жилищ, архитектуре, ику стве и религии. Лучше всего известны культуры 6)1 мир, винча, тиса и кукутени. Данило-хварская культура Далмации Эта культура возникла на Адриатическом побер* жье Далмации примерно в 5500 г. до н.э. (рис. 3-2)j примечательна своими торговыми контактами щ| западными, так и с восточными регионами. Повви мому, даниловцы были отличными мореходами. По археологи не находили остатков их лодок, но изо6|» жения парусников на керамических сосудах - одно в них было обнаружено в пещере Грабак на адриати* ском острове Лесина (рис. 3-3) — подтверждают pea, ность их существования. Здешние обитатели пощ живали активные связи с Боснией и даже со стольл лекими от побережья областями, как Славония! Паннония, тем самым повлияв на формирование кул тур бутмир и лендель. Они экспортировали ракови спондилус вывозили из Италии обсидиан аихсо_ венные керамические изделия распространялись! боснийским равнинам. Не исключено что некоторм
Рис. 3-1 Рис. 3-1 Культурные группы Во* точной и Централь» ' Европы Vтыс. до н.э.
сельскохозяйственные продукты они получали из более плодородных восточных областей, а соль — из далекой Южной Польши. Поселения Даниловцы строили свои поселения на открытых пространствах и окружали их одним или двумя рвами в 2-3 м шириной и около 1,5 м глубиной. Как правило, они располагались в долинах, поблизости от источника, в нескольких километрах от морского побережья, в удобном соседстве с плодоодными землями. Были обжиты и большие пещеры на ближних островах и вдоль берега моря; не- орые из них явились источником высококаче-твенной керамики позднего периода развития данной культуры. Я считаю, что их также использовали как святилища. Раскопки в Смилчиче неподалеку от Задара (побережье Адриатики) показали, что поверх ран не неолитических слоев керамики импрессо расположены слои высококачественной, раскрашенной керамики данило3, названной по имени поселения неподалеку от Шибеника (Далмация)4. Между отложениями импрессо и данило (всего 13 строительных горизонтов) — слой почвы, в котором отсутствуют следы человеческой деятельности. Керамика Керамика культуры данило отличается удивительным разнообразием форм и декора, которое свидетельствует об очевидном отходе от традиций импрессо и о возникновении нового стилистического направления в развитии керамического искусства и обработки камня. Высококачественные изделия культуры данило схожи с теми, что производились по другую сторону Адриатики, в Италии (Риполи). В их тесте практически нет примесей, для них характерны черный или красный орнамент на белом фоне, наносившийся до обжига, и узорное лощение. Не исключено, что культура этого типа *
Гимбутас М. Цивилизаци я Великой Бо г,
была принесена сюда выходцами Рис. 3-3 с юга, пришедшими по побережью Албании. К сожалению, поскольку эта страна уже полвека изолирована от остального мира, в археологических исследованиях существуют неизбежные пробелы, а имеющаяся информация безусловно недостаточна. Для другой разновидности керамики данило характерны лощение и резной орнамент в виде спиралей, шевронов, заштрихованных треугольников и ромбов, зигзагов, сетей, «елочки», и т.д. (рис. 3-4). Кроме того, нередко встречаются ритоны с массивными круглыми ручками (рис. 3-5), на медвежьих лапах. Обычно они украшены орнаментом того же типа — штриховым, волнистым, Рис. 3-4 спиралевидным, — что и другие керамические сосуды. Скорее всего это — продукт местного производства хотя данная форма первоначально появилась в Гре- цИИ ГДв сОСУДы с KDVF\JIblми руч- ками известны со времен культуры сескло т е с начала VI тыс до н.э. (датировка, полученная в Ахиллейоне IV — примерно 6000-5800 гг до н'э) Считается что они предназначались для каких-то обрядов Из Фессалии и Центральной Греции эти сосуды (или идея их создания) разошлись по западным областям а затемпопобережью Аяшш™ достигли Боснии ^Р Хронология Последняя фаза культуры данило представлена находками с острова Хвар, давшего ей свое имя5. Ни развитие культуры данило, ни ее заключительный этап (хвар) не имеют радиоуглеродных датировок. Однако сходство с итальянскими образцами и типологические параллели с хорошо датированными материалами из Обре (поздний период культур старчево и бутмир) позволяют отнести ее примерно к 5500—4000 гг. до н.э.
Рис. 3-3 Вырезанное на сосуде изображение парусного судна, универсального древнеев-ропейского символа морского сообщения. Пещер Грабак, о. Лесина у поб режья Далмации, Югосл вия V тыс. до н. э. Рис. 3-4 Расписанные (красным желтым и черным) сосуды с резным орнаментом. Да нило, неподалеку г. Шибеник, побережье риатики. Резкий отход от неолитической керамики импрессо. Ок. 5000 г. - на чало V тыс. до н.э.
Культура бутмир в Боснии Культура бутмир была открыта довольно давно, и потому известна лучше данило-хварской. Раскопки поселения Бутмир в пригороде современного Сараево были осуществлены в 1893—1896 гг. археологами Радимским и Фиалой. Их результаты стали известны в 1895 и 1898 гг., благодаря выходу двух огромных роскошно изданных томов с большим количеством цветных иллюстраций6. Сосуды культуры бутмир с бегущим спиралевидным — рисованным или рельефным — орнаментом произвели большое впечат-ление на ученое сообщество начали. XX в. (рис 3-6, 3-7, 3-8; цветная вклейка 7). На протяжении десятилетий считалось что Evtмир яНЛЯ-ется «колыбелью спирального ис-куссTBa» Европhi Обнаружение столь развитой кепамики в долине реки Босна тепеоь занимающей скоомное место на культурной карте казалось чем-то выходящим за рамКИ ROIMOifC ного Торговля Однако семь тысяч лет назад сообщение между западными (Адриатика и Италия) и восточными (Среднедунайский бассейн) областями проходило через цветущие долины рек Босна, Неретва и их притоков. Жители здешних мест поддерживали торговые отношения с весьма удаленными областями, что и способствовало подъему культуры бутмир. Свидетельство тому - завезенный сюда обсидиан, раковины спондилус и раскрашен-ная керамика. Торговля обсидианом, с которой начались контакты с западными районами, установилась примерно к 5500 г. до н.э., еще до формирования культуры бутмир. Судя по обрядовым сосудам с круглыми ручками, на поздний период культуры старчево оказала влияние ранняя фаза культуры данило. В начале VI тыс. до н.э. в Боснию пришли раскрашенные сосуды из Южной Италии, и вплоть до кон-
Гимбутас М. Цивилиза ция Великой Богш
ца этого тысячелетия контакты с Рис. 3-6 западными областями продолжали интенсифицироваться. Хронология Ключом к хронологии данной культуры стали раскопки поселения Обре II в 65 км к северо-востоку от Сараево, осуществленные в 1967-1968 гг. А. Бенацем и автором настоящего исследования7. Это поселение дало идеальную последовательную стратиграфию мощностью в 4 м и целый ряд радиоуглеродных датировок, что позволяет расположить три периода культуры бутмир (бутмир I, II III) между 5300 г. до н э и заключительными веками V тыс. до н.э. (Табл. 7). Бутмир I датируется примерно 5300—4900 гг. до н.э., бутмир II - 4900-4700 гг. до н.э. Последний период Обре бутмир III не имеет радиоуглеродной датировки однако типологически сходен с культурой хвар (побережье Адриатики). Его три фазы
Рис. 3-6 Сосуд культуры бутмир! рельефным орнаментомш бегущих спиралей. Бутан) у г. Сараево, Босния, м, 4900-4800 гг. до н.э.; вы-сота 20,5 см.
Рис. 3-7
Рис. 3-7 Сосуды культуры бутмир со спиралевидным орнаментом. (1,2) Бутмир, (3) Небо, Босния. ХЬK-XLVIII вв. л н.э. Масштаб 1: 2.
и III, Зенит европейской цивилизации: Центральная и Восточная Европа, 5500-3500гг. до н.э. .3-8
Рис. 3-8 Типология керамики культуры бутмир, основанная на хронологии и стратиграфии поселения Обре к северо-западу от Сараево, Босния. I - 5100-4900 гг. до н. э., II- 4900-4700 ггг до н. э.,,II - 4700-4400 ггг до н..э Гимбутас М. Цивилизаци я Великой Б ает
имели место примерно между 4700 и 4300-4200 гг. до н.э. На протяжении всех трех периодов культуры бутмир в эволюции форм керамики и орнамента (рис. 3-8) хорошо просматривается преемственность традиции. Раскрашенные изделия с красной каймой по черному фону и с объемными или выгравированными спиралями (рис. 3-9) являются исключительной особенностью культуры бутмир. Бегущий спиральный мотив и некоторые другие геометрические мотивы — шевроны, ромбы, заштрихованные треугольники, зигзаги, стилизованные змеиные головы — появились под влиянием культуры данило. Они украшают характерные для стиля бутмир крупные грушевидные и луковичные сосуды с длинными или короткими цилиндрическими горлышками. Местоположение поселений Носители культуры бутмир селились в плодородных низинах и на просторных речных террасах. В некоторых случаях их поселения могли растягиваться вдоль речного берега на расстояние до 500 м8, но большая часть раскопанных мест представляет собой компактные поселки, ограниченные естественными очертаниями террасы и изгиба реки. К примеру, Обре II занимало территорию в 20 тыс. кв. м. Поселение на этом месте существовало непрерывно на протяжении почти целого тысячелетия: мы увидим, что подобная стабильность характерна и для культур винча и тиса. Обре 11 состояло примерно из 60 домов, стоявших рядами и разделенных улицами от 3-хдо 5-ти метров шириной. Архитектура В Обре II хорошо сохранилось несколько домов, относящихся к разным уровням застройки (рис. 3-10). Поселение культуры бутмир I в Обре состояло из легких деревянных построек: стены на каменном основании, вертикальные столбы-опоры, тонкий слой глиняной обмазки на стенах и соломенная или деревянная кровля. Эта строительная традиция была унаследована от неолитического Обре I (культура старчево). В домах культуры бутмир II вертикальные опоры стали более массивными, а деревянная чага стены изготовлялась тремя способами: 1) либо ме* ду прямостоящими кольями горизонтальноуклд вали прутья и несколько раз вертикально переплттали лыком; 2) либо вертикально поставленные прута несколько раз горизонтально переплетали лыком 3) либо разрубленные бревна устанавливали вертикально и тесно пригоняли друг к другу. Толщина сеен зависела от облицовки. На плетеные стены с кажд(стороны накладывали от 5 до 8 см глиняной обма. ки, а на бревенчатых ее слой был более толстым, <л 10 до 12 см по обе стороны. Поверх деревянных ооор лежали толстые горизонтальные балки, на которь держалась кровля. Полы были глиняными, а в помещениях с печью — устланы деревянными досками, Внутри домов стенная обмазка была покрыта ангобом и рельефным орнаментом, например, изображу
[жаШ, Зенит европейс кой цивилиз ации: Центральная и иосточная Евро па, 5 5 00- 3500 гг. д до. э.
Рис. 3-10 Двухкомнатный дом культуры бутмир: в меньшем помещении — печь для выпечки хлеба (Обре И, Босния). Между вертикальными опорными столбами стены сплетены из прутьев и с обеих сторон покрыты слоем глиняной обмазки толщиной в 5-8 см. Перед печью на деревянной платформе стояли сосуды с зерном. Слева от печи — место для изготовления кремневых и костяных орудий справа — грузики (место для ткацких работ). В обеих комнатах стояло по несколько больших сосудов для хранения припасов. Культура бутмир II 4900— 4700 гг до н э
Рис. 3-11
Рис. 3-11 Каркас печи из прутьев, переплетенных лыковой веревкой, с каменным основанием; сохранился только в виде головешек или отпечатков на глине. Обре, Босния, культура бутмир II, ок. 4900-4800 гг. до н. э. Гимбутас М. Цив шт аця я Великой Богини
ниями свернувшихся змей. Помимо обычных построек с плетеными стенами, обмазанными глиной и поддерживаемыми деревянными опорами, в Обре имелись более легкие сооружения, полностью выполненные из дерева, которые, как считается, служили сараями: у одного из них тыльная сторона имела полукруглую форму9. Внутреннее убранство домов В одной из комнат дома всегда находилась печь для выпечки хлеба, сооруженная из веток и покрытая глиняной обмазкой в форме пчелиного улья (рис. 3-11). Под глинобитным полом лежал слой плоских булыжников, который образовывал платформу перед очагом. Набор пряслиц, найденных водном из таких домов, указывает на то, что рядом с очагом мог располагаться вертикальный ткацкий станок (рис. 3-12). Скорее всего, в этом же помещении мололи зерно и пряли, а также занимались другими видами хозяйственных работ, поскольку именно около печи обнаружены значительные скопления каменных зернотерок, веретен, инструментов из кости и кремня. Напротив у стены пол был покрыт деревянными досками. Здесь, как и в прилегающем помещении, стояли сосуды для хранения припасов, горшки и жаровни с горизонтальными отверстиями. Рядом с печью неизменно была яма, куда собирали доброкачественную золу По мнению Бенаца ее могли использовать как моющее средство при стирке. Неожиданностью явились обнаруженные в стенах жилищ Обре крупные полые керамические цилиндры, которые, в принципе, могли служить для вентиляции т. Кроме того, в домах имелись глубокие ямы для хранения съестных припасов, некоторые из них до 2 м в глубину и 85 см в диаметре. Их, вероятно, нужно рассматривать как холодильные камеры того времени. Скульптура По-видимому, исследовавшие Бутмир археологи наткнулись на одно или несколько святилищ, поскольку им удалось откопать несколько сотен терракотовых статуэток. Некоторые из сохранившихся женских голов Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|