Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Открытие культуры тиса и ее основные поселения





Открытие и начало изучения культуры тиса связ! но с раскопками в местечке Чока (теперь входящем состав Северной Югославии), которые с 1907 по 19 13 проводились Ф.Морой34. А исследования поразитель-


hataill. Зенит европейской ци циви заци ии: ентральная и Восточная я вропа, 5500-350 00 г. до н.э н



 


Рис 3-21.1

 


Рис. 3-21

(1) Богиня-птица культуры винча в виде сосуда с пяти­угольной рельефной мас­кой; тонкая светло-корич­невая текстура, каннелюры (вылощен галькой).

(2) Вид с трех сторон; спе­реди и сзади — орнамент из шевронов, выполненный техникой каннелирования. Классическая культура вин­ча, начало Утыс. до н.э.; высота 32,5 см.


 


\


 


 



 



Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Бо яЩ


 


     
 
 
   



Рис. 3-22 Сидящая женская терракотовая стату­этка; классическая культура винча, Чар-шия, Центральная Югославия, прибли­зительно 4700— 4500 гг. до н. э.

Рис. 3-23 Антропоморфные сосуды в виде восседающих на тронах богинь, украшенные пане­лями с орнаментом из шев­ронов, зигзагов, заштрихо­ванных треугольников, по­лос из ромбов, знаков «X» и священными письменами. На руках и запястьях обозна­чены браслеты (нижний ряд, справа). Кёкеньдомб, Юго-Восточная Венгрия, класси­ческий период культуры тиса, начало Утыс. до н.э.; высота (1)33 см, (2) 24 см, (3) 23 см.

Рис. 3-23.1


Рис. 3-22

Рис. 3-23.2


Рис. 3-23.3

 


но богатого телля Кёкеньдомбу рода Ходмезёвашархей (Юго-1 точная Венгрия), в 1922-1944 проведенные Я.Баннером, с ли научную базу — и стали моюн: стимулом — для изучения данн культуры35. Последующие раскопи Сегвар-Тюзкёвеш в Сентеше (1955-1964 гг. осуществлял Й.Чала в 1970-х гг. -Я. Коре к) дали кулы^ ре тиса самостоятельный статуей многом благодаря открытию щ зительной глиняной скульптуры! антропоморфных сосудов (цветня вклейка 12). Мастера Кёкеньдомй и Сегвар-Тюзкёвеша оставили щ уникальные образцы пласиине1 ского искусства, в том числе антро-поморфные сосуды в виде воск дающей на троне богини богат украшенные вставками с символ*

ческими ГСОМСТОИЧССКИМИ V3GDJ1VI

(рис 3-23) и изображения мужски божеств, из которых самым знаЭ ниты м является так называемы! «Бог с сепппм» из Сегвап-Ткпкё» ша (изображение мужчины Э рый на плече держит поелмётсе*! повидной формы)36.

Хронологическое деление

В 1970-х и 1980-х гг. были про-! должены раскопки теллей, богатая культурными остатками ранней! классической тисы. Среди них-| Весте37, Баттонья38, Херпай39 и Ы жа40. Около 60 радиоуглрродный датировок, полученных при иссле­довании ряда теллей, позволяю поместить эту культуру между 5 491 и 3700 гг. до н.э. (Табл. 9). В эта промежутке имели место рання культура тиса или период сака№ хат (5400-5000 гг. до н.э.); классе-: ческая культура тиса (5000-4400 п до н.э.), давшая три подфазыи-са I II III; тисапольгарский пери­од (4400-3700 гг. до н.э.), извсст­ный не столько теллями сколкко захоронениями. Превосходны! обзор последних весьма интенсив­ных раскопок можно найти в вы4 шедшем на английском языке км лективном труде под редакиис! П.Рацки «Поздний неолит в рай-оне реки Тиса»(1987).


I.wa III. Зенит европейской цивил и зации: Центральная я Восточная Европа, 5500- 3500гг. до н.э н


S 3


 


 

Рис. 3-24


IfiT.-


• i ii

I

А


II


ЖЛГ--


 


 


 


_1


 


 


 


Рис. 3-24

План и реконструкция дома. Стены в комнате с боковым входом и самой большой печью (справа в углу) были внутри и снаружи украшены полосами нарезного орнамента в виде меандров и окрашены в красный цвет. Горжа, Юго-Восточ­ная Венгрия, классический период культуры тиса, ок. 4500 г. до н.э.



Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Вт


 


 


Рис. 3-25



Рис. 3-25 Реконструкция двухэтажного дома (святилища?), Херпай, уровень 8, дом 11; Восточная Венгрия, XLVIII - XLVI вв. до н.э. (радиоуглеродные дати­ровки см. в Таблице 4). Все три комнаты первого этажа были заполнены горшками. В двух комнатах справа стояли печи в виде усеченных пирамид в комнате слева находился круf—

эта­же также имелось два больших

ти было скопление сосудов.


Поселения-телли

Необходимым условием для появления теллей было существование построек из дерева и глины. Размеры поселений варьировались от 1,5 га (Кё-кеньдомб)до 11 га (Сегвар-Тюзкёвеш). Самый круп­ный из северных теллей в Чёсхаломе имеет пять уровней последовательной застройки41. Все курга­ны расположены на возвышенностях, рассыпанных по заливным лугам, в районах, пригодных для вы­ращивания зерновых.

Телли можно классифицировать по трем основным категориям: высота в 3-4 м указывает на высокую плот­ность населения; высота в 1—2,5 м - на менее густона­селенные поселки, как правило, с большей территори­ей; что касается однослойных поселений, то он и состоя­ли из отдельных домов. Все эти типы поселений могли существовать рядом, образуя единый поселенческий комплекс42. Дома ставили на близком расстоянии друг от друга, так что они образовывали небольшие группы, в 4—6 домов, или большие, в 10—13 домов, пространст­во вокруг оставлялось свободным.

Архитектура

Примечательной особенностью архитектуры тиса являются многокомнатные и двухэтажные постройки (рис. 3-24,3-25). Многокомнатные дома имели до 18 м в длину (например, в Горже), трехчастное деление, де­ревянный каркас и глинобитные стены. Поставленные вертикально бревна поддерживали двускатную кровлю и укрепляли стены. Плетеная часть стены между брев­нами состояла из прутьев, веток и камыша, которые затем с обеих сторон покрывали слоем глины. Полы также обмазывали глиной, под которой нередко на­ходилась деревянная основа, хранящая отпечатки


тростниковых или камышовых циновок. Носител культуры тиса украшали стены рисованным или гра вированным орнаментом, в некоторых поселен! (Кёкеньдомб, Горжа, Херпай) сохранилась глиням лепнина в форме звериных голов. В каждой комнат была глиняная печь — открытая или закрыта с куполообразным верхом или в форме усеченной ш рамиды. Характерной особенностью домов культур тиса были большие прямоугольные или круглые .iapi для хранения зерна. Их либо вмуровывали в пол, ли& ставили на ножках. Некоторые из этих деревянных^! дуков и корзин чудом сохранились (в Херпае). Кучи глиняных пряслиц указывают на то, что рядом с очага ми располагались вертикальные ткацкие станки. стью богатой внутренней обстановки - которая, напри­мер, встречается в Весте классического ' периода к^ь-туры тиса — могли быть похожие на столы переноснь жертвенники, плоские чаши с четырехугольным осно­ванием крышкидля больших сосудов увенчанныешо-бражен,ием птичьих голов прикрепленные к стена декоративные бычьи головы, ямы для приношений ксоносы — ритуальные блюда на ножках с множество маленьких отделений для различных поиношени?

*,,,t""1" "IWJIK""" AV^ri рилш шшл припиши.™

(рис 3-26 3-271 9ти ппелметы связаны с спвепшени-

были общинными святилищами то по крайней мек. местом домашнего культа







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.