Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Распространение земледелия из Фессалии и Македонии через Центральную Югославию и Западную Болгарию по Дунайскому бассейну





Распространение земледелия и скотоводства шло из Греции к северу: это подтверждают раскоп­ки поселений Центральной Македонии, в особен­ности телля Анза в Овче-Поле, который находится примерно на равном расстоянии от Эгейского моря иот долины Дуная19. Изучение Анзы (раскопки проводились автором) показало, что климатиче­ские изменения сделали экологические условия благоприятными для распространения земледелия. Ко времени основания первого поселения Анза I (примерно 6300-6200 гг. до н.э.) климат по срав­нению с нынешним был более прохладным и влаж­ным. В лиственных лесах люди добывали древеси­ну, охотились на диких животных, собирали желу­ди ооехи кизил дикий виноград и лесные ягоды Ассортимент окультуренных растений и одомашнен­ных животных был примерно тем же, что в Греции. Сперва были одомашнены овцы и козы затем — крупный скот и свиньи. Их кости составляют 96,5% от общего числа обнаруженных тут останков жи­вотных Что касается злаков то в псовую очередь злись выпншивали эммео кроме того однозернян-kv и карликовую мягкую пшеницу шестирядный ячмень горох и чечевицу.

На сегодняшний день в Центральной Югославии, врайоне Вардара и Моравы не было найдено ни од­ной мезолитической стоянки охотников и рыболо­вов. Можно предположить, что первые земледель­цы в югославской Македонии были выходцами из Фессалии: это подтверждает изучение человеческих костяков, из которого следует, что население Анзы в основном принадлежало к средиземноморскому типу Эгейского региона. Материальная культура так­же позволяет связать македонских колонистов с фес-салийцами, носителями культуры сескло. Печати-штампы, лощеные сосуды с белыми символически­ми рисунками на красном фоне, нефритовые поделки глиняные свирели ритуальные сосуды антропоморфные и зооморфные статуэтки - все го­ворит о сходстве их обрядов и мифологии По всему Нижнему Дунаю ранние земледельческие поселения имели удивительно единообразный характер Пора­жает также сходство форм керамики и ее росписей в Румынии и Македонии20.



На современном этапе научных исследований археологические данные заставляют предположить, что в северные придунайские области производя­щее хозяйство пришло вместе с мигрантами из Македонии. По всей видимости, их группы прошли долинами Вардара и Струмы, затем поднялись по


бассейну Моравы к западу от Родопских и Балкан­ских гор к долине Дуная (рис. 2-14, стрелки).

Население: физический тип

В большинстве изученных поселений (Течич в Центральной Сербии, Обре в Боснии, Деск в Юго-Восточной Венгрии) население по своему физиче­скому типу принадлежало к грацильным средизем­номорцам (низкорослым, узколицым). Однако в некоторых центральнобалканских (Дивостин), трансильванских (Гура-Бачулуй), расположенных в бассейне Тисы поселениях, особенно в районе Кё-рёша (Юго-Восточная Венгрия), были обнаружены костяки, которые указывают на смешение долихо­цефальных (длинноголовых) средиземноморцев с местными кроманьонскими и альпийскими брахи-цефальными (круглоголовыми) типами21. Эта гетеро­генность говорит о том, что иммигранты смешива­лись с аборигенным мезолитическим населением. К.ак уже было отмечено в первой главе грацильные средиземноморцы продолжали продвигаться на се­вер до тех пoD пока не достигли района Железных Ворот, то есть долины Дуная в Северной Югославии и в Южной Румынии. Там они были остановлены

местным мезолитическим населением охотниками

и рыболовами принадлежавшими к массивному кро-маньонскомутипу227оторые были представителями культуры лепенски-вир, названной в честь одноимен-ного поселения где было найдено более 50 святилштт и множество каменных скульптур (радиоуглеродную

Хозяйственный уклад

Хотя иммигранты и принесли с собой хозяйст­венный уклад, практически идентичный тому, ко­торый существовал в неолитической Греции, его необходимо было приспособить к лесной, умерен­но-влажной климатической зоне, где основными способами добывания пищи были охота и рыболов­ство. Большое количество гарпунов из оленьего рога, глиняных грузил для сетей, рыбьих костей и толстый слой речных раковин, которые находят в этих посе­лениях, сравнимы с высоким процентом обнаружи­ваемых там же костей диких животных — оленей, косуль, туров кабанов, медведей, рысей, лис, бар-суков и разных птиц.

Основными видами одомашненных животных по-прежнему оставались козы и овцы, хотя, как показало изучение нескольких поселений в Южной Венгрии, здешние жители делали попытки разво­дить и крупный рогатый скот: об этом говорит на­личие промежуточной разновидности между мест­ной дикой породой (Bos primigenius) и завезенным одомашненным видом (Bos tauras)23. К северо-вос­току от Сараево (Босния) в Обре I кости крупного



Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Богини


 



Рис. 2-14

 


 


Рис. 2-14 Неолитические культу­ры Балканского полу­острова и Восточной и Центральной Европы, 6300-5300 гг. до н.э.


Поселения культуры старчево (кёрёш - криш):

1. Анза, Центральная Македония (Юго-Восточная Югославия); стра­тифицированное поселение, где под слоем ранней культуры винча име­ются еще три культурных слоя;

2. Кырча, поселение на Нижнем Дунае (Юго-Западная Румыния);

3. Деваванья, поселение культурной группы кёрёш, Восточная Венг­рия;

4. Дивостин, поселение неподалеку от г. Крагуевац (Центральная Юго­славия) со старчевскими и поздневинчевскими культурными слоями;

5. Эндрёд-Суйошкетест, область Бекеш, Восточная Венгрия, поселе­ние культурной группы кёрёш;


а- е-

- Г 6.

Глава П. Неолитические культуры Юго-Восточной и Центральной Еввопы

6. Галабник, бассейн Верхней Струмы, Западная Болгария, поселение культур­ной группы струма; 7. Градешница, поселение неподалеку от г. Враца (Северо-Западная Болгария) со старчевскими и винчевскими культурны­ми слоями; 8. ГурааБачулуй, поселение в Трансильва-нии, Северо-Западная Румыния; 9. Копанч, поселение культурной группы кёрёш, Юго-Восточная Венгрия;   10. Котачпарт-Вататанья, поселение куль­турной группы кёрёш, Юго-Восточная Венгрия; 11.Леи, стратифицированное поселение в бассейне Верхнего Олта, Северная Ру­мыния; 12.Обре I к северо-западу от г. Сараево, Босния, стратифицированное поселение позднестарчевской культуры; в располо­женном рядом Обре II на смену ей при­шла культура бутмир; 13. Периени, поселение на реке Прут, Се­веро-Восточная Румыния; 14. Породин, поселение-телль в окрестно­стях г. Битола, Пелагония (Южная Юго­славия); 15.Рёске-Лудвар, поселение культурной группы кёрёш, Юго-Восточная Венгрия; 16. Перник и Слатино, поселения в доли­не Верхней Струмы, Западная Болгария; 17. Сайол-Фелшёфёлд, поселение куль­турной группы кёрёш, Юго-Восточная Венгрия; 18. Течич, поселения и погребения в бас­сейне реки Морава, Центральная Югосла­вия; 19. Велушина, телль неподалеку от гг. Би­тола и Породин, Пелагония (Южная Юго­славия); 20.Вршник, поселение неподалеку от Анзы, район г. Штип, Юго-Восточная Югославия; 21-23. Власац, Падина и Лепенски-Вир, мезолитические и ранненеолитические поселения в районе Железных Ворот, Се­верная Югославия (заштрихованный пря­моугольник). Местная культура была про­должением верхнепалеолитической куль­туры граветт и, в конце концов, была по-глоидена культурой старчево; 24. Мехтелек, поселение культуры прото-бюкк(сашар); месторождение обсидиа-на и кремня. Поселения культуры караново: 1. Азмак, стратифицированное поселе­ние-телль у г. Стара-Загора, Центральная Болгария; 2. Чавдар, стратифицированное поселе­ние-телль к западу от г. София; 3. Караново, стратифицированное посе­ление-телль у г. Нова-Загора, Централь­ная Болгария; 4. Мулдава, поселение у г.Пловдив, Цен­тральная Болгария.

рогатого скота составляли от 50% до 60% от общего числа костей до­машних животных24. Крупный скот разводили ради мяса и молока. А вот количество свиней оставалось минимальным.

 

Архитектура

По всему Дунайскому бассейну для позднего периода культуры стар­чево характерны постройки со стенами из кольев, оплетенных прутья­ми, и слоя глиняной обмазки; полы у них тоже были глиняные (рис. 2-15). Как показали раскопки поселения позднестарчевской культуры Обре I (Босния), к 5500 г. до н.э. дома в основном были прямоуголь­ной формы (до 9 м в длину и 7 м в ширину), с круглыми очагами и нередко с каменным фундаментом25.

Как и в культуре сескло, святилищами служили дома из двух по­мещений. Из пяти раскопанных в Обре I жилищ святилище — самая крупная постройка, которая отличается от прочих небольших одно­комнатных домов не только размером, но и рядом архитектурных деталей. Например, в святилище пол главной комнаты был выложен каменными плитами, а в других домах — покрыт хорошо утрамбо­ванным слоем глины. Посреди комнаты был расположен очаг в фор­ме подковы, перед которым обнаружены культовые предметы, вы­полненные с исключительным мастерством, — сосуды с большими круглыми ручками, плоские блюда, сосуды на ножке26. Можно пред-

Рис. 2-15.2

Рис. 2-15.1

Рис. 2-15

(1) Приблизительная рекон­струкция жилища культуры старчево (кёрёш), Тисайенё, Юго-Восточная Венгрия.

(2) Глиняная модель бревен­чатого дома (или святили­ща) с бычьей головой на фронтоне, Рёске-Лудвар, Юго-Восточная Венгрия.



Гимбутас М Цивилизация Великой Богини 1±


 



Рис. 2-16.2

Рис. 2-16. 1

 

 

положить, что жители использо­вали эти предметы при исполне­нии общественных ритуалов.

Торговля

Главным предметом торговли по-прежнему оставались эгей-ские раковины спондилус, кото­рые использовались для изготов­ления браслетов, колец и бус, а также некоторые минералы, в том числе кремень и обсидиан, из которых делали лезвия, скребки, резцы, наконечники, топоры и тесла.

Необходимый для производст­ва инструментов обсидиан импор­тировался по крайней мере из двух мест: один маршрут шел из Сар­динии через Адриатическое море по берегу Далмации и через пере­вал Неретва в Боснию27; другой -от подножья Карпатских гор Се­веро-Восточной Венгрии и Вос­точной Словакии, снабжая куль­турную группу кёрёш. Показате­лен пример поселения Мехтелек, расположенного в долине реки Самош более чем в 150 км на се­веро-восток от основного ареала кёрёш28. 80 % производившейся здесь обработки камня было свя­зано с обсидианом, из которого изготовляли инструменты и,кро­ме того продавали в виде загото-вок.

Керамика

Что касается керамики, то в 5900-5800 гг. до н.э. наблюдается несомненный отход от стиля куль­туры сескло. Для керамики куль­туры старчево характерны оранже­вый фон с коричневым криволи­нейным рисунком и сосуды для хранения зерна с отпечатками ног­тей. Кроме того, самое примеча­тельное достижение этой культу­ры - керамика барботин (укра­шенная тонким слоем ангоба): сферические кувшины, чаши на ножках блюда и сосуды в форме птиц обнаруживаются даже в се­верных и западных районах рас­пространения старчево (рис. 2-16


Рис.2-17

 


 


Рис. 2-16 В начале VI тыс. до н. э. одним из основных орнаментальных мотивов в керамике стали спиральные линии, ожив­лявшие древнеевропейские изделия своим плавным ди­намизмом. Эти самые ранние спиральные мотивы были выполнены темно-коричне­вым цветом на оранжевом фоне. Культура старчево, 5800-5500 гг. до н.э.

(1) Старчево и Винковци, Се­
верная Югославия.

(2) Анза II неподалеку от
г. Штип, Юго-Восточная
Югославия.

Рис. 2-17 Чаши и блюда на ножке, харак­терные для позднестарчевской культуры в Боснии, Западная Югославия. Обре I, к северо-западу от г. Сараево, ок. 5300 г. до н.э.


н

п

т 5 В п

 

О

II т II п I

с Д С I г Е

.


Гмча И. Неолитиччские культуры Юго-Восточной и ЦентральнойЕвропы

им ых ли

IB-

ие

,и-ие ли ie-эм ю,

 

от ая

LK-

 

ой ая ю-)к


 


и 2-17). Об изощренности и высоком уровне творче­ской фантазии можно судить по удивительным ант­ропоморфным и орнитоморфным сосудам со слож­ным символическим рисунком (цветная вклейка 6).

Раскопки поселения Анза (бассейн реки Вардар, Центральная Македония) позволили, при помощи стратиграфии и радиоуглеродной датировки, уточ­нить хронологию и эволюцию различных видов ке­рамики (рис. 2-18). Все изящно расписанные глиня­ные изделия культуры старчево — сосуды с рельеф­ными изображениями (рис. 2-19), антропоморфные иорнитоморфные (рис. 2-20), миниатюрные обря-довые сосуды на четырех ножках (рис. 2-21) и жен­ские фигурки — имели ритуальное назначение. Что касается глиняных статуэток, то их больше на юге, чем на севере: не исключено, что на севере их изго­тавливали из дерева, поэтому они не сохранились.

На заключительных фазах культуры старчево ста­новится ощутимо стороннее влияние, шедшее из Бол­гарии и с побережья Адриатики. Им во многом объ­ясняются те изменения, которые где-то около 5400— 5200 гг. до н.э. привели к формированию культур винча, бутмир, тиса и лендель, о которых мы будем говорить в третьей главе. В западных районах Юго­славии старчевские традиции продолжали существо­вать приблизительно до 5000 г. до н.э.29.

Культура караново Центральной Болгарии

Центральная Болгария была настоящей землей обетованной для земледельцев, осевших здесь не позднее 6300 г. до н.э. (Табл. 2-3). Особенно много теллей в бассейне реки Марица, где почва плодород­на, а мягкий климат идеален для земледелия. Эти поселения существовали на протяжении длительно­го времени, на что указывает толщина культурного слоя: втелле Караново, давшем имя культурной тра­диции данного региона, она достигает 13 м. В силу сравнительной изолированности — с одной стороны, Родопы, с другой - Балканы - культура караново имеет несколько иной характер, нежели центрально-балканский комплекс старчево.

Основные раскопки

Наиболее существенная информация о культуре караново была собрана при раскопках одноименного кургана вблизи города Нова-Загора, которые в 1936-1937 гг. и в 1947-1954 гг. проводили археологи В.Миков и Г.И.Георгиев; в 1984-1990 гг. эта работа была про­должена С.Хиллером и Б.Николовым30. Первоначаль­но исследователи выделили шесть фаз развития (I—VI) культуры; позднее эта классификация была дополне­на и расширена, благодаря раскопкам телля Азмак у г. Стара-Загора, которые в 1960-1963 гг. осуществил Г.И.Георгиев. При проведении новых работ в Карано­во под Караново I был обнаружен еще один слой, так-


ш

же содержащий остатки построек (материалы эти еще не опубликованы). Нет сомнения, что это поможет пролить свет на начальные фазы Караново I. После­довательные раскопки телля Казанлык у г. Стара-За-гора (неолитический слой толщиной в 8 м)31 и других поселений32 дают достаточно ясное представление о жизненном укладе культуры караново.

Поселения и жилища

Ранние поселения культуры караново были хо­рошо организованными общинами, объединявши­ми до 300 жителей на площади в 3га (1 га = 10 000 кв. м). Однокомнатные дома в 6-7 кв. м стоя­ли параллельными рядами (рис. 2-22), между кото­рыми были проложены мощеные бревнами улицы. Дома строили из кольев, которые оплетали прутьями и покрывали толстым слоем глины. Было подсчита­но, что в первом слое Караново сохранились остатки примерно 60 строений. В домах имелись массивные глиняные печи и было найдено множество мрамор­ных сосудов и керамики (рис. 2-22. 2). Печи также сооружали в пространстве между домами. Внутрен­ние стены некоторых помещений были покрыты росписями: возможно, что часть поселковых строе-ний использовалась в качестве святилищ. Среди земледельческого инвентаря были зернотерки пес­тики оукоятки для серпов из оленьего рora (см рис 1-1 1) Там же были обнаружены костяные ложки удивительно тонкой работы (рис. 2-23).

Хозяйственный уклад

Выбор мест для поселений в окрестностях г. Нова-Загора говорит о том, что их обитатели всегда подыс­кивали поддающиеся обработке земли33. Территория вокруг поселка возделывалась примерно в радиусе двух километров, а вокруг более крупных поселений могла охватывать более 760 га34. Так как поселения эти существовали на протяжении долгого времени, можно предположить, что население практиковало какие-то формы севооборота. По-видимому, полови­ну земель оставляли под паром или засевали культу­рами которые способствуют восстановлению содер-жания азота в почве. Основными зерновыми в этих местах были эммер пшеница-однозернянка, ячмень, горох и чечевица. Однако в основном разводили толь-ко эммер, ячмень и бобовые, — на это указывает на­личие их крупных и очищенных образцов Во всех неолитических слоях также есть серпы из оленьего рога с кремневыми вкладышами зернотерки и кос-тяные лопаточки, с помощью которых, возможно, скоблили полы.

Первое место среди одомашненных животных за­нимали овцы и козы, за ними шел крупный рогатый скот и свиньи. Однако по берегам реки было слиш­ком мало подходящих лугов для круглогодичного со-


 



 



 

и

Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Богини


Рис. 2-18.3

Рис. 2-18.2


v____________________ У


<^g~7


Рис. 2-18.1



 


 

Рис. 2-18 Типы керамических изделий трех периодов развития старчевской культуры, представленные в стратифицирован­ном поселении Анза (Анзабегово) в окрестностях г. Штип, Центральная Македония.

(1) 6300—5900 гг. до н.э.: самая древняя фаза 1а (ок. 6300-6100 гг. до н.э.) представлена тонкостенными сосудами крас­ного лощения с темно-бордовым ангобом; вторая фаза lb(ок. 6100-6000 гг. до н. э.) - керамикой с белой росписью на красном, коричневом или черном фоне.

(2) 5900-5600 гг. до н. э.: появляются характерные сосуды с оранжевым ангобом и шоколадно-коричневой росписью, а также криволинейный орнамент и барботиновые (накладные) украшения.

(3) 5600-5300 гг. до н.э.: продолжает появляться утварь с барботиновым и тисненым орнаментом; рисованные узоры становятся более тектоническими; на сосудах рисуют вертикальные линии, расположенные снизу доверху.



Глава II. Неолитические еультуры Юго-Восточнойи ЦентральнойЕвропы

■41

Рис. 2-19 Олень с неестественно боль­шими рогами. Рельефное изображение на крупном со­суде из Цепы, культурная группа кёрёш, Юго-Восточ­ная Венгрия, ок. 5500-5300 гг. до н. э.

Рис. 2-20 Сосуды в форме птиц, куль­турная группа кё'рёш, Юго-Восточная Венгрия, ок. 5500 г. до н. э.; высота 11 см.

 

Рис. 2-21 Сосуды для приношений: (1)Лепенски-Вир. (2) Дудешти-Веки, Тими-шоара, Западная Румыния, ок. 5700-5500 гг. до н.э.

 


]



Гимбутас М. Цивилизация Великой Богини


 


     
   
 
 


~с\._/\_у~э^-^—Х.^^-^

держания скота; скорей всего, вес­ной и ранним летом его перегоня­ли в холмистые местности.

Керамика

В древних слоях всех теллей, где проводились систематические раскопки, встречается удивитель­но зрелая, крепкая, хорошо обож­женная керамика без каких-либо следов органических примесей. Это в первую очередь чаши тюль-панообразной формы и высокие кувшины с полым круглым осно­ванием или на цилиндрических ножках, с красным ангобом и бе­лым рисунком (рис. 2-24). Эту ке­рамику никак не назовешь «при­митивной», и конечно, в этом ре­гионе она — не самая древняя. Свидетельство ее высокого уров­ня — сосуды на ножках (рис. 2-25) и целый ряд небольших треуголь-ных и прямоугольных в плане ем-костей В эпоху культуиы кара-ною II появилась новая технология

f ПЙП\/_ПиГ)\/СМОС уменьшение ЛОСТУПЭ

воздуха)благодаря чему получают­ся сосуды с чепной поверхностью с шЛленьши^

ментом Вовоемякультурной.Ьазы кашнс^оШув^

rifitT-Я'ЧНР ГПОГ^АЛ f РОЯАЛИЧРРК'ИYиТГТР -

лий^^^лаЛчетоЛят^
ются высокиГсос^
Ги L ГХ nvTZ

Гпис 2 26^ Типология керамики

7ыТн1 ри? 227 представ-

Фигурные изображения

По видам и стилю статуэтки из поселений культуры караново об­наруживают типологическое сход­ство с изделиями культур сескло и старчево. Хорошо представлены терракотовые изображения Боги­ни-птицы с клювообразным носом и выступающими яйцевидными ягодицами; беременные богини, держащие одну руку на животе; столбообразные обнаженные фи­гуры (бабы) с огромным лобковым треугольником и зооморфные ста­туэтки. Обнаженные женские фи-


Рис. 2-22

(1) Схематический план поселения культуры караново I.

(2) Внутреннее устройство однокомнатного дома культуры карановоI, телль Мулдава в окрестностях Пловдива. Слева в дальней части поме­щения — печь в форме улья и яма для золы, справа — скопление сосу­дов, грузиков и каменных инструментов. Начало VI тыс. до н.э.


Ста II. Неолитические культуры Юго-Восточной и Центральной Евро



Рне. 2-23



 


Рис. 2-23 Костяные ложки или, возможно, лопаточки для сбора зерна, культура караново I, телль Азмак, Центральная Болгария, начало VI тыс. до н.э. Музей г. Стара-Загора; 31,5 см, 14,4 см, 13,2 см.




Рис. 2-24 Характерные для культуры ка­раново I тюльпановидные со­суды: (1) с белой росписью на красном фоне и с сетчаты м ор­наментом из треугольников и точечных полос; высота 17 см; (2) с белой росписью на красном фоне и спиралевид­ным орнаментом; на высокой конусообразной ножке; вЫСО-та 28 4 см Начало VI тыс. [1о нэ телль Азмак у г Стат>а-За-гора, Центральная Болгария.


Рис. 2-24.1


Рис. 2-24.2



Гимбутас M. Цивилизация Великой Богини


 


Рис. 2-25.1


Рис. 2-25.2


 



 


 


Рис. 2-26.1


Рис. 2-26.2


 



 


Глава II, Неолитические культуры Юго-Восточной и Центральной Европы



 




Рис. 2-27

w7^!

Рис. 2-25 Полукруглый горшок и блю­до с круглым основанием и выемками: (1) сосуд по всей окружности украшен орна­ментом из висящих и пере­вернутых треугольников, за­полненных сетчатым узо­ром;^) блюдо украшено белой росписью из полуме­сяцев и 8-образных спира­лей на красном фоне. Куль­тура караново I, поселение Мулдава, Центральная Бол­гария, ок. 5800 г. до н. э.


п



Рис. 2-26 Сосуды культуры карано­во III с ручками в виде со­бак (1,2) и орнитоморф-ной/антропоморфной руч­кой крышки (3). Черное лощение Телль Азмак у г. Стара-Загора, середина VI тыс. до н.э.; высота 14 см.



Рис. 2-27 Типология керамики из Ка­раново I (ок. 5900-5800 гг. дон.э.), Караново II (5700-5600 гг. до н.э.) и Карано­во III (ок. 5600-5500 гг. дон.э.).



Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Богини


 


 
 


гурки часто вырезаны из белого мрамора35, что сви­детельствует о наличии у здешнего населения торго­вых связей с Эгейскими островами. Изображения женских божеств были преобладающими на столь обширной географической территории, что это долж­но указывать на существование сложной и последо­вательной системы религиозного поклонения мно­голикой богине.

Неолит в Центральной Европе: культура

линейно-ленточной керамики

Рис. 2-28

«Это самая известная из всех центральноевропей-ских культур и, возможно, наиболее классический вариант неолита во всем древнем мире», — писал в 1925 г. В. Гордон Чайлд в книге «Рассвет европейской цивилизации». И через семьдесят лет нельзя отри­цать, что, если брать территорию между Восточной Францией и Румынией (рис. 2-28), то самая гром-


кая международная известность выпала на долю именно этой культуре, во многом благодаря замеча­тельным раскопкам, которые в последние десяти­летия проводили французские, датские, немецкие, чешские, польские и американские археологи. Чайлд назвал ее дунайской I культурой, однако этот термин неточен, поскольку в ее ареал не входил нижнедунайский регион. Археологи по-прежнему пользуются немецким термином «ленточная кера­мика» (Bandkeramik) или английским - «линейная керамика» (Linear Pottery).

Используемый нами термин «линейно-ленточ­ная керамика» (Linearbandkeramik) часто сокраща­ется до аббревиатуры LBK. Однако этот вид кера­мики не является исключительно линейно-ленточ­ным: среди характерных для него орнаментов есть спирали, змеи, меандры, прямоугольники, кон­центрические квадраты, треугольники, знаки в виде «V», шевроны, двойные и тройные линии, зна-


 


1.Эльсло

2. Ситтард

3. Кельн-Линденталь

4. Альденхофен

5. Фломборн

6. Риксхайм

7. Лаутерек


 

8. Хинхайм

9. Рессен

10. Зондерсхаузен
И.Биланы
12.Ольшаница
13. Нитра


Рис. 2-28 Распределение культуры линейно-ленточной керамики в Центральной Европе. Заштрихованные участки указывают на скопление поселений. ]Ок. 5500-4900 гг. до н.э.


Шва П. Неолитические культуры Юго-Восточной и Центральной Европы



Рис. 2-29

Рис. 2-29 Характерные для ранней культуры линейно-ленточной керамики сосуды, украшенные спиралями, грудями, двойными линиями, рогами и концентрическими треугольниками; поселения в окрест­ностях Зноймо неподалеку от Брно, Моравия, 5500-5000 гг. до н.э.



Гимбутас М. Цивилизация Великой Боги


 



Рис. 2-30

 
-*-.;-"- *•••..—
-*•..„««« i « • игёйЯР
 
./*>

isSiiiH^i^

Рис. 2-30 Сосуды культуры линейно-ленточной керамики с резным символическим ор­наментом: змеями, крестами, знаками «V», ромбами, шевронами, двойными треугольниками («песочными часами») и лягушками. (1, 3, 5) - ранний пери­од; (2,4,6-9) - средний и поздний период; ;(1 3, 5) Эльсло, Голллндия; ;2,4, 8, 9) Кёнигсауэ; (6) Халле-Трота; (7) Зеехаузен, Восточная Германия; масштаб (1, 3, 5) - 1/2, (2, 4, 6, 7) - 1/3, (8, 9) - 2/3.


ки в виде «М», «X» и др. (рис. 2-29 и 2-30). А еще- рельефные антропоморфные и зооморфные изображения, рога, груди и другие символы, универсальные для кера­мического искусства всей Юго-Восточной Европы. Своими фор­мами, материалами и символике) культура линейно-ленточной ке­рамики схожа с поздним перио­дом культуры старчево (кёрёш), хотя ей в общем не свойственна раскрашенная керамика.

Пятьсот лет отделяют балкан­
ский неолит (старчево) от той эпо­
хи, когда эта культура и земледе­
лие начали распространять свое
влияние по умеренной климати­
ческой зоне Центральной Евро­
пы. Безусловное сходство между
культурой старчево (кёрёш) и
культурой линейно-ленточной ке­
рамики убеждает в том, что мигра­
ция населения шла с юго-востока
Первоначальная фаза культуры
линейно-ленточной керамики
Среднедунайского бассейна дати­
руется примерно 5600—5400 гг. до
н.э. и непосредственно связана с
культурными традициями старче­
во (кёрёш)36. Что касается физи­
ческого типа то в своем боль-
НП1 нст ВС носители культуры ЛИ-
нейно-ленточной керамики были
в родстве с невысокими грациль-
ными средиземноморцами оби-
тателями Балкан37. ,









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.