Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Отношения между городами и поселениями





Самые крупные телли Центральной Болгарии,™ торые могли вмещать до 5 тыс. обитателей, раскоп ны еще не полностью, поэтому говорить об ихвн реннем устройстве пока рано. Скорее всего, этоо рода, бывшие центрами тех или иных районов.! Болгарии и Румынии общее число теллей серед Vтыс. до н.э. превышает тысячу (в Болгарии их он ло600, в Румынии - не менее 500), и недалеко то в мя, когда с помощью магнитометра, воздушнойс ки и других приспособлений мы придем к новомуш! ниманию связей между городами и поселениям В Центральной Болгарии в окрестностях крп жилых холмов могильники пока не обнаружены,он нако в Северной Болгарии вокруг таких теллей, l Виница, Голямо-Делчево, Поляница и Овчаром найдено немало захоронений. По ним можно судну о том как было устроено это общество (об этомс_ главу IX). В данный период у жителей Чернммором


[.та III. Зенит европейской цицивизации: Центральная яВосточная Европа, 5500-3500гг. до н.э._______________________ 105

го побережья происходят ссрьееные изменения в оо­щественном устройстве.
 
Керамика
Как в городах, так и в поселках основным заняти -ем носителей культуры караново было изготовление керамики. Судя по постоянному эстетическому и тех­нологическому росту этого искусства, оно требовало огромных затрат времени и творческих усилий. Если даже большая часть керамики была предназначена для сакральных нужд, люди ежедневно соприкаса­лись с изделиями тончайшей работы: иначе говоря, обогащение культуры охватывало все общественные проявления. Для искусства культуры караново первых веков Утыс. до н.э. характерны серые сосуды с белой инкру­стацией. Исчезают типичные для раннего периода культуры караново высокие тюльпанообразные кув-

шины с полыми основаниями, выходят из моды кан­нелюры, ранее украшавшие их поверхность. Середи­на У-гыс. до н.э. - время горшков с цилиндрически­ми горловинами, чаш, блюд и сосудов бочковидной формы (рис. 3-54). Продолжалось и развитие симво­лической системы, порожденной уже известным нам культом Богини, что в итоге привело к единству сим­волической и эстетической системы выразительности. Для культуры караново VI характерны орнаментиро­ванные графитом блюда, внутренняя поверхность ко­торых поделена на четыре части и бывает украшена динамичным узором со спиралевидными, яйцеобраз­ными и серповидными элементами (рис. 3-54, верх­ний ряд). Кроме того, часто встречаются и такие мо­тивы, как шевроны, ряды треугольников, шахматный узор, параллельные линии и ряды неглубоких отпечат­ков, сделанных раковинами.



Особый интерес с технологической точки зрения представляет керамика с графитной и золотой рас-



Рис. 3-49 Культура караново-гумельница и культуры Черноморского побережья середины Утыс. до н.э. Упоминающиеся в тексте места отмечены черными точками.

 



Рис. 3-51 Реконструкция дома из телля Азмак, Центральная Болгария, культура караново VI, середина Утыс.дон.э.

 



hmalll. Зенит европейской цивилизации: Центрыьная и Восточна» Европа, 5500-3500 гг. до н.э.

 

 


Рис. 3-52 Реконструкция модели двух­этажной постройки из Русе, Северная Болгария. Судя по сохранившимся фрагментам, у нее была цокольная часть с круглыми окнами. Верхний этаж был выстроен из горизон­тальных бревен, уложенных между вертикальных столбов. Культура караново VI (гумель-ница), середина V тыс. до н. э.

 

 

Рис. 3-53 Глиняная модель святилища с открытым верхом, с печью в виде дома, глиняной скамьей (алтарем) и толстой каменной стеной по краю платформы. На внешней части стен роспись в виде шевронов, тройных ли­ний и других знаков. Овчаро-во I, Северо-Восточная Болга­рия, период караново VI, сере­дина V тыс. до н. э.




Рис. 3-54 Формы и виды росписей (включая роспись графитом - черные узоры) керамики периодов караново IV, Уи VI, ок. 500DJ4500 гг. до н.э., найденной при раскопках телля Азмак, г. Стара-Загора, Центральная Болгария.

 


hm III. Зенит европейской цививизации: :ентральнаяи Восточная явропа, ,500-3500 гг. до н.э.



 


краской, производившаяся цивилизацией караново вначале и в середине Утыс. до н.э. О том, что ее уровень был высок, свидетельствуют найденные в Варнском могильнике керамические изделия с зо­лотой росписью (рис. 3-55). По-видимому, золотой порошок наносили уже после обжига. Раскраска гра­фитом появилась во время караново V, вышла на первое место в эпоху караново VI. Ею графически декорировали черную или темно-коричневую кера­мику узорного лощения, иногда добавляя белый, желто-коричневый или желтый цвет. В числе ис­пользуемых мотивов—спирали меандры завихрен-нш и косые линии, треугольники, правильные и яйцевидные окружности. Для графитной орнамен­тации сосуды до обжига покрывали ангобом, затем, когда они отвердевали до состояния кожи полиро-вали и после полной просушки наносили графит Далее их. обжигали при умеренной температуре в 850— 1000"С, поместив в некоторое подобие печи для обжи­га, чтобы помешать окислению гоасЬита Графит есть в метаморфиччских скалах Родопских и Балканских ran немалое количество рожков с графитом было найдено в жилых холмах вокруг города Стара-Заго-

ю Можно ППСЛПОЛОЖИТь ЧТО ИТ БоЛГЯПИИ ОН ПЯС-

шешнился потероитории Югославии и Чехосло-шии поскольку изпелия с графитной ппгписып ктречаются также в культурах винча и линейно

ленточной


Искусство скульптуры

За редкими исключениями, скульптурные произ­ведения культуры караново не способны соперни­чать с удивительным совершенством ее керамики. Как и во многих других культурных группах, они от­личались схематизмом и, по-видимому, были пред­назначены для повседневных обрядов. Что касается шедевров, то они, судя по высокому уровню художе­ственного исполнения, предназначались для храмов или для больших празднеств. В вышедших за послед­ние полвека книгах по истории искусства можно найти некоторые образчики скульптуры караново-гумельница. Среди них восседающая на троне Вла­дычица Пазарджика, чьи грушевидные ягодицы ук­рашены ромбическим узором, а вульва отмечена двойной спиралью. У нее крупная голова лицо за­крыто маской а руки сложены на груди73 Другая «звезда», получившая известность более пятидесяти лет назад, занимает почетное место в коллекции Го-родского музея Бухареста Это антропомороЬный со­суд из Видры (Бухарест) в виде богини со сложенны­ми на животе руками: он имеет 42 см в высоту и рас-писан концентрическими кругами и ромбами74 В Гумельнице (Южная Румыния) были найдены весь­ма поимечательные скульптупные изображения жен-

головамиссосудь!Твдшщгапюшпио


 


Рк.3-55


Рис. 3-55 Блюдо с золотой рос­писью (деталь) из Варнского могиль­ника, могила № 1.


по


Гимбутас М. Цивилизацяя Великой I


 




Рис. 3-56

Рис. 3-56 Фигурка женщины, дер­жащей над головой со­суд; вид спереди, сбоку и сзади. У нее огромные уши с дырочками для серег. На платье красные охряные полосы с белой каймой. Изображение участницы какого-то ре­лигиозного ритуала {возможно, имеющего

Отно [ПС НИС к смЕОТИ и

регенерации^ Гумель-ница Южная Румыния

высота 22 5 см

Рис. 3-57 Голова оленя (фраг­мент большого сосу­да). Глаза и надбров­ные дуги изображены рельефом, рога отло­маны. Видра, непода­леку от Бухареста. Се­редина Утыс. до н.э.; высота 9 см.


Рис.3-57


религиозного ритуала (рис. 3-Я Кроме того, следует упомян прекрасно выполненные емко для подношений, крышки, с» ды, а также лампы в форме i ней, псов, быков, ежей и mi (рис. 3-57). В отличие от них, к?: хотные человеческие статуэтки глины, как правило, имеют кр не схематический характер^ представляют собой своеобра скульптурное «стенографирои| ние». О реализме здесь речи! поэтому практически отсутст и стремление точно воспрошк сти те или иные части челов ского тела. Вместо этого основ внимание отдано нанесенными, них символам. Все статуэтки пн крыты резным орнаментомини котированы белым или ш ным цветом Изболее чем 2001 тропоморфных изображен* найденных при раскопках в Э тагрое большинство поина

жИТ к схематИЧССКОМV ТИПУ'

Только в 10% случэ.св МОЖНО ВТ

или инОЙ мепс говопитьопм

ме хотя и тогда детального i"! бражения удостаиваются ли животГягодипы Ни в мной этихскульптур нельзя.пшши мужскоГизобоажение Их Z какправило закрыты Гека?. или же v них заостмнный Й

нГ™7мпжно ^метитьЗ kWhhc 1 S8 3 5Г ВоПС«1

™Тпп бую^тегорХ'кульптуры

тямГ^пя fiana^R Ди2 иго^п^протом^етловТ

пол обозначен большим треуга ником, а лица покрыты масш. с дырочками по краям для сере У масок круглые змеиные тшЯ большие рты, а зубы обозначн рядом точек (см. рис. 7-29).


Гит 111. Зенит европейской цивилизации: Центральная и Восточная Европа, 5500-3500 гг. до н.э.


1ll


 



ематические статуэтки с иволическими знаками зком «V», шевронами, ■загами и тройной лини-между грудей. Культура >аново, Ситагрой, равни-Драмы, Северо-Восточ-[ Греция. (1) Ситагрой I; 3) Ситагрой III,XLVJ.I-VIвв. до н.э. Масштаб

Рис. 3-58.1

к. 3-58.2


 


 

 


 


Рис. 3-59 Головы с клювом от крохот­ных статуэток и голова в маске от более крупной скульптуры с двумя линия­ми и яйцевидным рисунком на каждой щеке и двумя ли­ниями, идущими вниз от подбородка. Ситагрой III, культура караново, середи­на V тыс. до н.э. Масштаб (1,2, 3)11;; (4) 1:3.


*



Гимбутас М. Цившгизацян Великой ЕЩ


 


Культура петрешти в Трансильваиии

Поселения культуры петрешти с характерной для них трехцветной керамикой располагались на плодородных землях Трансильваиии в бассейне реки Муреш (рис. 3-60). Их можно найти на реч­ных широких террасах или на высоких берегах, что также характерно для поселений кукутенской куль­туры, о которой речь пойдет ниже. Культура пет­решти была впервые идентифицирована при рас­копках одноименного поселения, расположенно­го неподалеку от города Себеш; в 1943—1947 гг. их проводили Д. и И.Берну76. С тех пор удалось рас­копать еще 7 поселений, а в целом, благодаря сбо­ру наземных материалов, их известно 5277. Однако на сегодняшний день этой культуре не посвящено ни одного обобщающего труда.


Происхождение

Стратиграфический анализ ряда поселений ]туры петрешти показал, что в их ранних слоях кеД мика типа боян сочетается с материалами ранней куш.туры винча. Так, в Лумя-Нове остатки ранней кул ры винча сменяются слоями культуры петрешв"Можно предположить, что генезис данной культурно группы был связан с колонизацией ТрансильвШ населением, пришедшим с юга по бассейну рекиО* В древнейших поселениях культуры петрешти ва чаются элементы культуры винча, однако на более J лых стадиях произошло формирование особого обрЛ жизни, который ассоциируется только с культурупетрешти. Ее носители принадлежали к грациль низкорослому средиземноморскому типу с долижи фальными головами и узкими лицами78.


 


Рис. 3-60


 


Л л л л%л л л

-л л л л\ л л л

культура

Л д Л . д Л \ Кукутенская

Л л Л


КлужI


Л Л

Л Л


 


 


 

ш

*&Ра


Дева!


А Сибиу\ Л


А Л


Л А Л


(Белград

1.Пианул-де-Жос

2. Турдаш

3. Тартария 4Лумя-Нова

 

5. Петрешти

6. Кэсолц

7. Паукэ

8. Сейка-Микэ


г>


 


I Бухарест


ф

Рис. 3-60 Ареал распространение наиболее важные поселен] культуры петрешти, Vnдо н.э.


ГлавваII. Зенит европейской цивилизации: Центральная и иосточнаяЕвропаа,500-3500гггдо н.э.


ИЗ


 


Хронология

Классификация культурных остатков петрешти включает в себя фазы А, АВ и В, которые соответст­вуют культурам караново VI и кукутени А и АВ—В. Таким образом, можно датировать ее серединой и второй половиной V - началом IV тыс. до н. э.

Архитектура

Ю.Пауль в своем труде о культурной группе пет­решти на территории Трансильвании предлагает ре­конструкцию свайного дома из селения Паукэ в ок­рестностях Себеша (край Хунедоара)79. Согласно его описанию, пол из обожженной глины держался на тяжелых сваях диаметром до 50 см, поверх которых была положена бревенчатая конструкция, покрытая ветками и листьями. Стены были сооружены из вер­тикальных бревен, переплетенных прутьями и обма-шных глиной. Вход был ангобирован и украшен рисованным и рельефным орнаментом. Этот тип «свайной постройки» имеет близкое сходство с мо­делями святилищ: к примеру, с кукутенской (триполь-ской) глиняной моделью двухэтажного строения на ножках (предположительно — святилища), найден­ной под Киевом (хранится в музее г. Киева, см. рис. 7-58). В очень общем виде можно сказать, что куль­тура петрешти состоит в двоюродном родстве с куку-тенской культурой, о которой речь ниже.

Кукутенская культура Молдавии и Западной Украины

Кукутени - одна из наиболее богатых и хорошо изученных культур Древней Европы, цивилизация в точном смысле этого слова. В 1984 г. в городе Яссы (Северо-Восточная Румыния) было отпразд­новано столетие открытия кукутенской культуры, отмечены достигнутые, благодаря интенсивным раскопкам, за этот срок результаты.

Необходимо объяснить, почему данная культура обозначается двумя разными именами и в Румынии зовется «кукутени», а в Советском Союзе — «трипо­лье». Ареал ее распространения захватывал террито­рию Румынии и Украинской ССР. В конце XIX в. В.В.Хвойко осуществил раскопки поселения Трипо­лье на Среднем Днепре в 35 км к югу от Киева, и в России за открытой им культурой закрепилось имен­но это название80. Что касается поселения Кукутени, расположенного на реке Прут, неподалеку от Ясс (Молдавия), которое дало имя западной ветви дан­ной культуры, то оно было открыто в 1884 г.; раскоп­ки там в 1901-1910 гг. проводил Хуберт Шмидт, а в 1961-1965 гг. - М.Петреску-Дымбовииа. При этом в Кукутени было обнаружено пять культурных слоев Однакодоказано, что кукутени и триполье представ-ляютсобой гомогенную культуру. Поскольку есть ос-


нования считать, что сформировалась она в Молда­вии и что поселение Кукутени, отличающееся превос­ходной стратиграфией, является ее ярчайшим вопло­щением, то следовало бы остановиться на названии «кукутени». Существование двойного наименования и, соответственно, двух разных хронологических классификаций сильно усложняет дело. Ниже при­водится таблица, где установлены терминологиче­ские и хронологические соответствия между румын­ской культурой кукутени и русско-украинским три-польем.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.