|
Вторая главная часть: Учение о тевтоническом Боге (Die Deutschgotteslehre).⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 «Как Бог, я так же велик и как Он – так же мал. Он не может быть надо мной, также как и я – под Ним». (Ангелус Силезиус).
«Если бы в нас не было собственной силы Божией, то как бы Божество смогло нас восхищать?» (Гёте).
«Я есмь Бог, в деснице Коего покоится вся Природа». (Шеллинг).
8. Бог есть нравственная идея, которую мы подчиняем вечной творческой силе Природы, действующей в мире и в человеке. Вера во внеземного или потустороннего Бога имеет не индогерманское, а семитское происхождение. Такая вера в Бога в подлинной религиозности и набожности совсем не является необходимой. 9. В утробе оживляющего мир Бога (des goettlichen Weltlebendigen) вырастает знающая Сущность или Дух. Дух естественно возникает из мира Реальности. Он находится не сформированным в готовом виде в начале, а в самом конце, на вершине процесса развития. 10. К Сущности Божией относится воля, разум и личность. Но они же составляют и отличительные свойства человека (das Besondere am Menschen). В силу этого человек является представителем Бога в этом мире (der Ort Gottes in der Welt). 11. Человек не является Богом. Но он – то место, где Бог рождается. Бог возникает и развивается в человеке. Если Бог не приходит в обличии человека, то Он не приходит никогда. Поэтому тевтоническая религия есть религия высокого почитания человека (Religion des hohen Menschenglaubens). 12. Тевтоническая религия не признаёт никакого дуализма души и тела и никакой их противоположности, равно как и дуализма и противоположности Бога и мира. Наше познание о сущности души и тела – это естественное воззрение, предполагающее единство и целостность. 13. Мир оживляется материнской утробой высокого человеческого духа. Знающее существо и дух суть рождение Всематеринства. Идея Матери и Ребёнка есть поэтому самое верное толкование таинства Бога и мира. В современной естественной религии мы говорим о Боге как духовном Ребёнке (Geistkind Gott), который покоится в утробе Всематери (Allmutter). 14. Чувство единства, чувство святости и чувство блаженства суть основные и главные религиозные чувства. Христианские чувства греха, вины и покаяния вообще не являются религиозными чувствами, но такими комплексами, которые созданы людьми искусственно (Безумными представлениями – Wahnvorstellungen).
Третья главная часть: героическая этика тевтонизма (Die heroische Deutschethik).
15. Этика тевтонической религии осуждает любую веру в наследуемость греха, равно как и иудейско-христианское представление о том, что, якобы, мир и человек подпали под действие некоей вины. Такое учение является не только негерманским и нетевтоническим, но также безнравственным и нерелигиозным. Тот, кто проповедует это учение, угрожает нравственности народа. 16. Тот, кто предаётся греху, санкционирует этот грех. Отдача себя во власть греха подрывает религиозную этику и разрушает народную нравственность. 17. Средоточием религиозной тевтонической этики является забота о благе народа и Отечества, а вовсе не забота о собственном блаженстве. Тевтоническая этика совсем не является этикой индивидуального спасения, каковой является мораль христианства, но, вместо этого, она есть этика блага народного (Volkswohlethik). 18. Тевтонически верующий – это не раб Божий, но господин того Божественного Начала, которое пребывает в нём. Тевтоническая этика отрицает тем самым любые попытки превращения человека в пассивный объект благодати. Такую позицию тевтоническая этика считает позицией антигерманской. 19. В тевтонической религии отсутствует спасение от Жизни, но имеется лишь спасение для жизни. В ней действует принцип: Тот, кто любит человека, тот освящает этого человека прежде, чем этот человек родится, но не прежде, чем он умрёт. Истинный Спаситель радеет о людях ещё до того, как они родились. 20. Этика тевтонической религии – это героическая этика, этика самопожертвования (eine heldische, eine heroische Ethik). Она основывается на трёх древнегерманских добродетелях – на смелости, рыцарстве и верности, причём все эти три добродетели проистекают из верности. 21. Мы, тевтонически верующие, требуем введения в школах уроков по истории религии. Христианские занятия по религии следует считать ничем иным, как полным эрзацем необходимых занятий по истории религии, ибо христианство, в свете нашего учения (Тезисы 1, 2 и 3), есть не более чем одна из религий.
Заключение: Религиозная символика в тевтонической народной церкви.
«Остановись, куда же ты бежишь? Ведь Небо же в тебе! Если будешь искать Бога где-то ещё, то будешь терять Его вновь и вновь!» (Ангелус Силезиус).
22. Мы, тевтонически верующие, символизируем себе Божественное Начало в тех образах, которые верно соответствуют законам Жизни – мужественно-героическим и женственно-материнским. 23. Один из двух образов тевтонической религии – это нордический Световой Герой, понятый как воплощение героического начала мужественности. Этот нордический Световой Герой является символом высокого человеческого духа, героического и помогающего Вождя, который является для своего народа этическим образцом, который ради этого народа сражается и победоносно движется вперёд. 24. Мать с Ребёнком – это наиболее подлинный, исполненный любви, священный и способствующий удачи из всех символов мира и жизни. Образ Матери является изначальным религиозным образом, перед которым теряет свой блеск даже образ самого Бога-Отца. В тевтонической церкви наряду с образом Мужчины-Героя должен присутствовать также священный и мягкий образ Всеблагой Матери, если только эта церковь желает стать церковью народа, существующей на законах Жизни. 25. Культовые формы тевтонической религии и тевтонической народной церкви также должны соответствовать этим религиозным образам и мышлению, которое мыслит саму Жизнь и её законы. Жизнь отдельной семьи, народного государства и (des Volksstaates) и всей нации в целом естественным образом находит своё отражение в этих церковных культовых формах, если только церковь наша желает стать современной, влитой в саму Жизнь церковью народа (Volkskirche).
Приложение III. Йорг Ланц фон Либенфельс. Основные положения ариософии (из «Очерка ариософского тайноведения» [384]):
«Так в чём же состоят основные положения Ариософии? A) В области метафизики: Изначальная Сила всех Сил – это разумная и целеустремлённая (телеологическая) Жизненная Энергия, которая пронизывает собой всё мироздание. Эта Жизненная Энергия, психическая энергия, присутствующая в каждом электроне точно так же, как и в необъятно громадных системах Млечного Пути, - это и есть Бог... Все более низкие разумные и психические силы, подобно грубо-физическим силам, как то силам гравитации, электричества, магнетизма, химизма и т.д., суть, таким образом, модификации этой Изначальной Силы, панпсихической Энергии, то есть, Самого Господа Бога. Таким образом, Бог живёт и действует во Вселенной, которая сама также есть чудовищно огромный целостный Организм. Мы задаём вопрос – что это за Организм? Кристалл? Цветок? Животное? Ариософы древности дают на этот вопрос однозначный и ошеломляющий ответ: Нет, это – Божественный, во всех смыслах полноценный, состоявшийся Человек... B) В области физического мира: Также и физически мы происходим от Божественных Сущностей, которые некогда обладали этим земным шаром и создали на нём культуру, о которой мы не можем теперь даже иметь представление... Гиганты, Никкеры (Nicker) и гномы обитали на нашей Земле на самом деле. Теперь они не выглядят уже так антропоморфно, как это представлено в наших сказках; они выглядят, скорее, как рептилии или подобно драконам... То были «ангелы» Библии, «Боги», «герои», «драконы», «грифоны» различных мифов и древних религий. Эти существа обладали иначе организованным мозгом, нежели мы; они обладали, как я показал в своей основной, изданной anno 1904 книге «Теозоология» и во многих сообщениях «Остары», иным организмом, движимым беспроводным электричеством. Одним словом, они были тем, что сегодня было бы названо «беспроводными станциями, излучающими и принимающими различные сигналы». Эти существа, "Theozoa" или "Anthropozoa", обладают поэтому такими знаниями и такой мудростью, о которых мы не можем даже и мечтать. У них есть, в буквальном смысле, божественная власть. Все организмы, все растения, все животные, и, наконец, человек, суть результат биологических знаний и сил пра-человеческой расы. Часть этих сущностей злоупотребила данной им Божественной силой, то были демоны, дьяволы, и они verpfuschten творение, они привнесли в мир ужасающие катастрофы, в которых погибли они сами и, вместе с ними, вся культура. Наследник той эпохи руин – это ариогероический человек, чья Родина находится в Европе, а именно, на Северо-Западе, в областях, граничащих с Атлантическим океаном. Его непосредственные предки – это атланты (в Библии – Иоанн Креститель, Прачеловек!)… Но также и от демонов остались на земле реликты их пребывания».
[1] http://nsl-archiv.com/Buecher/ [2] Здесь и далее понятие «фёлькиш» будет использоваться нами как в субстантивной, так и в адъективной форме. [3] Цит. по: Puschner Uwe. Weltanschauung und Religion, Religion und Weltanschauung. Ideologie und Formen völkischer Religion // Zeitenblicke 5 (2006), Nr. 1. S. 9-10. [4] Такие же претензии к «Тарсиянину» предъявлял чилийский наследник мыслителей фёлькиш – эзотерик Мигель Серрано. (Serrano, Miguel. Adolf Hitler, der letzte Avatar. Santiago/Chile, 2004). Другие фёлькиш-эзотерики, к примеру, Йорг Ланц фон Либенфельс или Герман Виланд, видели в Павле величайшего ариогерманского мистика, что, конечно, также весьма спорно. [5] Lagarde, Paul de. Religion der Zukunft. // Deutsche Schriften, Goettingen, 4. Aufl., o.J., S. 217 ff. [6] Bergmann, Ernst. Die natuerliche Geistlehre. System einer deutsch-nordischen Weltsinndeutung. Stuttgart, 1937, S. 8. [7] Из-за отсутствия метафизики (вернее, «интрафизики», «природного духоучения» или «толкования смыслов мироздания») Бергман отказывается считать учение Канта полноценной философией, ибо «основной вопрос философии – это вопрос о смысле человеческого бытия» (Ibid., S. 2). [8] Христианин ли ты, иудей или готтентот // Мы веруем все в единого Господа. (нем). [9] См.: Клейн Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. – СПб: Евразия, 2004. Авдеев В. Б. Преодоление христианства. Опыт адогматической проповеди. – Харьков: ООО Див, 2005. [10] См.: Жданов В. В. Изучение эзотерики в Западной Европе: институты, концепции, методики // Мистико-эзотерические движения в теории и практике. История. Психология. Философия. Вторая международная научная конференция. – СПб.: РХГА, 2009, с. 5-27. [11] См.: Gerstenhauer, Max Robert. Geshichte der voelkischen Bewegung, Leipzig, 1933; Gerstenhauer, Max Robert. Der voelkische Gedanke in Vergangenheit und Zukunft. Leipzig, 1933. См. также: Gerstenhauer, Max Robert. Deutscher Glaube im Dritten Reich. Leipzig. 1934. [12] См.: Sebottendorff, Rudolf von. Bevor Hitler kam. Urkundliches aus der Fruehzeit der nationalsozialistischen Bewegung. 1. Aufl., Muenchen, 1933, 267 S. [13] Gerstenhauer, Max Robert. Geshichte der voelkischen Bewegung, Leipzig, 1933, S. 2, 4 u. 1. [14] Например, в популярном расследовании Р.Фройнда: Freund, Rene. Braune Magie? Okkultismus, New Age und Nationalsozialismus. Wien. 1995, или в статье Р.Пелпса, доверившегося фантазиям барона Зеботтендорфа, не понимая, по существу, главной его задачи. Phelps, Reginald H. „Before Hitler came“: Thule Society and Germanen Orden // Journal of Modern History, XXV, 1963, S. 245-261. [15] См.: Rose, Detlev. Die Thule-Gesellschaft. Legende, Mythos, Wirklichkeit. Tübingen 1994, Линденберг, Кристоф. Технология зла. К истории становления национал-социализма. – М.: Энигма, 1997. [16] См.: Повель Луи, Бержье Жак. Утро магов. Введение в фантастический реализм. – М.: Вече, 2005; Равенскрофт, Тревор. Копьё Судьбы. – СПб.: Амфора, 2006. [17] См.: Hakl, Hans Thomas. Nationalsozialismus und Okkultismus // Goodrick-Clarke, Nicholas. Die okkulten Wurzeln des Nationalsozialismus. Wiesbaden, 2004, S. 194-217. [18] См.: Lother, Helmut. Neugermanische Religion und Christentum. Gütersloh, 1934, 171 S. [19] Fahrenkrog, Ludwig. Germanische und christliche Lehre. // Die Nornen. 1914, 3. Jg., Heft 3, S. 23. [20] Биография и общественно-политическая позиция А.Молера хорошо представлены в издании: Lauter Dritte Wege. Armin Mohler zum Achtzigsten. Hg. von Karlheinz Weissmann, Ellen Kositza und Goetz Kubitschek. Bad Vilbel: Edition Antaios, 2000. [21] В августе 2005 года немецкое издательство «Арес» выпустило 6-е переиздание книги, расширенной соавтором А.Молера Карлхайнцем Вайссманом: Mohler, Armin / Weissmann, Karlheinz. Die Konservative Revolution in Deutschland 1918-1932. Ein Handbuch. 6., volllig uberarb. und erweiterte Aufl., ca. 640 Seiten, ca. 100 S/W-Abbildungen. Graz, Ares Verlag, 2005. [22] А именно: группами бюндиш, национал-революционерами, младоконсерваторами и аграрными реформаторами. Подробнее см. в нашей работе: Кондратьев А. В. Религия германских фёлькиш. // Религиоведение. 2009, № 4. С. 3-16. Далее по всему тексту Консервативная Революция будет обозначаться привычной в научной литературе аббревиатурой «КР». [23] Плюралистические расовые учения, такие, как, например, учения Ганса Ф. К. Гюнтера или Людвига Фердинанда Клаусса, являются исторически более поздними; изначально расология имела дуалистический характер, что нашло отклик, к примеру, в «Аристии Иисуса из Назарета» Ганса Блюхера. – Примеч. А. Молера. [24] Именно эта третья трактовка расовой проблемы характерна для «Хроники Ура Линда», опубликованной Германом Виртом в 1934 году. (Вирт Герман Феликс. Хроника Ура Линда. Древнейшая история Европы. / Пер. с нем. Кондратьев А.В. – М.: Вече, 2007) Коренной расой Европы, давшей основы всем высоким культурам древности, там признается отдельно взятый фризский народ, увеличенный в своей значимости до поистине планетарных масштабов. Древние фризы – будем ли мы почитать их как «свободных Асов» (Friesen = freien Asen), либо же как потомков Богини Фрейи (Frayaskinder), являлись непосредственными предками древнего нидерландского семейства Овира Линда, сохранившего фамильное предание о тех временах, когда Вральда создавал Иртху (Землю) и путем расовой алхимии зачинал трех первозданных Богинь. – Примеч. А. К. [25] Так – у географа Эвальда Банзе, в книге «Ландшафт и душа». – Примеч. А. Молера. [26] Эту идею развивали Фридрих Меркеншлагер и Карл Саллер, расовые теоретики из «Круга Сопротивления» Эрнста Никиша. [27] Георг Шмидт-Рор, «Язык как создатель. Изучение сущности и жизни народа». [28] Mohler Armin. Die Konservative Revolution in Deutschland 1918-1932. Darmstadt 1972. S. 130-138. [29] Mohler Armin. Die Konservative Revolution in Deutschland 1918-1932. Darmstadt 1972. S. 130-138. [30] P.Erchard Schlund O.F.M. Neugermanisches Heidentum im heutigen Deutschland. 2. Aufl., Muenchen 1924, S. 8f. [31] Mohler Armin. Die Konservative Revolution in Deutschland 1918-1932. Darmstadt 1972. S. 130-138. [32] Schnurbein Stefanie von. Weiblichkeitskonzeptionen im neugermanischen Heidentum und in der feministischen Spiritualitaet. // Das neue Heidentum: Rueckkehr zu den alten Goettern oder neue Heilsbotschaft? Freiburg, Schweiz, 1996, S. 46. [33] См.: Breuer Stefan. Anatomie der Konservativen Revolution. Darmstadt, 1993. S. [34] Moeller van den Bruck, A. Die Auseinandersetzung mit Spengler. // Moeller van den Bruck, A. Das Recht der juengen Voelker. Berlin, 1932, S. 22. [35] См.: Meier, H. Carl Schmitt, Leo Strauss und der ‘Begriff des Politischen’. Stuttgart, 1988, S. 74. [36] То же самое, что и «Вечное Возвращение», только по-гречески. Эта концепция была популяризирована философами стоической школы, хотя и появилась намного раньше – в циклических доктринах индоевропейцев, на которые опирались как маги орфизма, так и натурфилософ Гераклит. [37] Mohler. S. 82. [38] См.: Breuer Stefan. Grundpositionen der deutschen Rechten (1871 – 1945), Historische Einfuehrungen, Bd. 2, Tuebingen, 1999. [39] Mosse, George L. The Crisis of German Ideology: Intellectual Origins of the Third Reich. New York, 1964. [40] Mosse, George L. Rassismus: Krankheitssymptom in der europäischen Geschichte des 19. und 20. Jahrhunderts, Königstein/Ts. 1978. [41] Mosse, George L. Ein Volk. Ein Reich. Ein Fuehrer. Die voelkischen Urspruenge des Nationalsozialismus, Koenigstein, 1979. [Neuaufl. u. d. T.: Mosse, George L. Die voelkische Revolution. Ueber die geistigen Wurzeln des Nationalsozialismus, Weinheim, Frankfurt/Main., 1991. [42] Mosse, George L. Die voelkische Revolution. Weinheim, Frankfurt/Main., 1991, S. 21. [43] См.: Mosse, George L. The Mystical Origins of National Socialism. // Journal of the History of Ideas. 1961, Vol. XXII, P. 81 – 96. [44] См.: Шишков А. М. Средневековая интеллектуальная культура. – М.: Савин С.А., 2003, с. 456-479, 558-565. [45] Цит. по: Klages, Ludwig. Die psychologischen Errungenschaften Nietzsches. 3. Aufl., Bonn, 1958, S. 74. [46] Schnurbein, Stefanie von. Religion als Kulturkritik. Neugermanisches Heidentum im 20. Jahrhundert, Heidelberg, 1992. Schnurbein, Stefanie von. Gottertrost in Wendezeiten. Neugermanisches Heidentum zwischen New Age und Rechtsradikalismus. Munchen 1993. Schnurbein, Stefanie von. Transformation volkischer Religion seit 1945. // Volkische Religion und Krisen der Moderne. Hg. von Stefanie v. Schnurbein und Justus H. Ulbricht. Wurzburg 2001. S. [47] Кон, Норман. Благословение на геноцид. Миф о всемирном заговоре евреев и «Протоколах сионских мудрецов». – М.: Рудомино, 2000. [48] Первое издание (Goodrick-Clarke, Nicholas. The occult roots of nazism - The Ariosophists of Austria and Germany 1890-1935. Wellingborough/ Northamptonshire 1985) вышло по материалам диссертации, защищённой в 1982 году. С тех пор Н.Гудрик-Кларк несколько раз переиздавал свою книгу, вышедшую уже на 13 языках. В продолжение темы им были изданы биография жрицы эзотерического гитлеризма Савитри Деви (Hitler's Priestess: Savitri Devi, the Hindu-Aryan Myth and Neo-Nazism), книга о Чёрном Солнце (Black Sun: Aryan Cults, Esoteric Nazism, and the Politics of Identity) и работа о нацистском оккультизме (Unknown Sources: National Socialism and the Occult co-authored with Hans Thomas Hakl), основанные на материалах Центра по изучению эзотеризма в университете Эксетера (Exeter Centre for the Study of Esotericism, EXESESO), директором которого Н. Гудрик-Кларк является в настоящий момент (http://www.huss.ex.ac.uk/research/exeseso/index.htm). [49] Goodrick-Clarke, Nicholas. Die okkulten Wurzeln des Nationalsozialismus. Wiesbaden, 2004, S. 175. [50] Goodrick-Clarke, Nicholas. Die okkulten Wurzeln..., S. 174. [51] См. недавнее исследование: Wegener, Franz. Alfred Schuler, der letzte deutsche Katharer. Gnosis, Nationalsozialismus und mystische Blutleuchte. Gladbeck 2003. Сокращённый перевод этой книги вышел недавно под именем А. В. Васильченко. [52] См.: Wegener, Franz. Der Alchemist Franz Tausend. Alchemie und Nationalsozialismus. Gladbeck, 2006. [53] См.: Paehlke, Kurt (Pseudonym H. A. Weishaar). Die Evangelien nicht veraltet, Ragnit / Ostpr. 1936. [54] См.: Rauschning, Hermann. Gespraeche mit Hitler. Wien, 1940. Имеется русский перевод: Раушнинг, Герман. Говорит Гитлер. Зверь из бездны. – М.: Миф, 1993. [55] См.: Daim Wilfred. Der Mann, der Hitler die Ideen gab. Joerg Lanz von Liebenfels. 3.Aufl. Wiesbaden, VMA-Verlag, 1994, S. 213ff. [56] Freeqently asqued questions – быстрые ответы на часто задаваемые вопросы (англ.). [57] См.: Lorenz, Horst. 'Rosen aus Germaniens Bergen.' Eine Denkschrift zum 50. Todestag des Begründers des Neutemplerordens Jörg Lanz von Liebenfels (19 VII 1874 - 22 IV 1954). Unter besonderer Berücksichtigung geisteswissenschaftlicher Aspekte (Edition Weltwende; Ilvesheim z.j. [2005]). [58] См.: Токарев, С. А. История зарубежной этнографии. – М.: Высшая школа, 1978. [59]См.: Пименов, Алексей. У истоков «арийской теории»: «парсизм» Отмара Франка. // История философии № 11. – М.: ИФРАН, 2004, с. 165-184. [60] См.: Платов А. В. Магические Искусства Древней Европы. – М.: София, Гелиос, 2002. [61] См.: Марков Г. Е. Немецкая этнология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2004. [62] См.: Одуев С. Ф. Тропами Заратустры. (Влияние ницшеанства на немецкую буржуазную философию). М., Мысль, 1976. [63] См.: Пленков О. Ю. Мифы нации против мифов демократии: немецкая политическая традиция и нацизм. – СПб. – Изд-во РХГИ, 1997. [64] См.: Артамошин С. В. Идейные истоки национал-социализма. – Брянск, Изд-во БГУ, 2002. [65] См.: Дугин А. Г. Абсолютная Родина: Пути Абсолюта. Метафизика Благой Вести. Мистерии Евразии. М.: Арктогея, 1999. [66] См.: Первушин А. Оккультный Гитлер. – М.: Яуза, 2006. [67] См.: Воробьевский, Ю. Ю. Шаг змеи. – М.: Пресском, Яуза, 2005. – 704 с. [68] См.: Кормилицин С. В. Тайны рун. Наследники Одина. – М.: Яуза, 2005. [69] См.: Васильченко А. В. «Наследие предков» без мифов и тайн. – М.: РИПОЛ классик, 2005, - 432 с., Васильченко А. В. Мистика СС. – М.: Яуза, 2005. – 448 с. [70] Hieronimus, Ekkehard. Dualismus und Gnosis in der voelkischen Bewegung. // Taubes, Jacob (Hrsg.): Religionstheorie und Politische Theologie, Bd. 2: Gnosis und Politik, München 1984, S. 82. [71] См.: The Study of Religion under the Impact of Fascism. Ed. by Horst Junginger. Leiden, Boston. Brill, 2008, 663 p. [72] См.: Junginger, Horst. Von der philologischen zur voelkischen Religionswissenschaft: das Fach Religionswissenschaft an der Universitaet Tuebingen von der Mitte des 19. Jahrhunderts bis zum Ende des Dritten Reiches. Stuttgart, 1999. [73] Heiler, Friedrich. Die Religionen der Menschheit: Vergangenheit und Gegenwart. Stuttgart, 1959, S. 15-59. См. также: Винокуров В. В. // Введение в общее религиоведение. – М., 2001, с. 394-454; Пылаев М. А. Западная феноменология религии. Теоретико-методологические основания и перспективы построения религиоведения как науки о святом. – М.: РГГУ, 2006, с. 30-31. [74] См.: Lenz, Manfred. Leben & Werk des deutschen Geheimlehrers Peryt Shou (1873-1953). // Shou, Peryt. Die Edda als Schluessel des kommenden Weltalters. / Die grosse Verwandlung. Lpz., Edition Schattenhold, 2003. [75] См.: Lother, Helmut. Neugermanische Religion und Christentum. Guetersloh, 1934, 171 S. [76] См.: Основы религиоведения. Под ред. И.Н.Яблокова. – М.: Высш. шк., 1994. [77] Никонов К.И., Тажуризина З.А. Протестантская теология XIX века // История религии. В 2 Т. Т. 2. Учебник. Под ред. И.Н.Яблокова. – М.: Высш. шк., 2002. – С. 423. [78] Так, например, позднеантичных гностиков прозвали «гностиками» их враги – христианские апологеты, а буддистов-тхеравадинов «хинаянитами» именовали изначально только махаяниты – «буддисты большой колесницы». [79] Подробнее см.: Кондратьев А.В. Сатана. // Энциклопедия религии…, Трахтенберг, Джошуа. Дьявол и евреи. Средневековые представления о евреях и их связь с современным антисемитизмом. – М.-Иерусалим: Гешарим, 1998. [80] Мюшембле Робер. Очерки по истории дьявола: XII-XX вв. – М: НЛО, 2005, с. 18. [81] Heiler, Friedrich. Erscheinungsformen und Wesen der Religion. Stuttgart, 1961, S. 454. [82] Vries, Jan de. Altgermanische Religionsgeschichte. Bd. I. Berlin, Leipzig, 1935, S. 30, 42, 70. [83] По версии фёлькиш-библеиста Теодора Фрича, главный конфликт заключался в том, что «не всё, что имеется в Ветхом Завете, является иудейским»: племенному Богу евреев постоянно противостоят образы Богов эламитских, египетских, ассиро-вавилонских и прочих теологий, осмысленные иудеями как «низшая мифология». Восстание пророков Израиля против ростовщического цинизма религии Иудеи Фрич понимает как явление закономерное и необратимое. (Frietsch, Theodor. Der falsche Gott. Beweismaterial gegen Jahwe. 9. Aufl., Lpz., Hammer-Verlag, 1921, S. 17 ff.). Само разделение «яхвистов» и «элохистов» происходит, как известно, от школы Велльгаузена. (См.: Wellhausen, Julius. Israelitische und jüdische Geschichte. Berlin, 1894). В известной работе «Бальдр и Библия» фёлькиш-теолог Фридрих Дёллингер говорит о трёх самых крупных конфликтах «немецкого народа (!)» с «мировым еврейством»: это конфликт Ханаана и Иудеи в древности, конфликт германцев и римлян на рубеже новой эры и конфликт немцев и евреев в вопросах современной Дёддингеру библеистики. (Döllinger, Friedrich. Baldur und Bibel. Weltbewegende neue Enthüllungen über die Bibel. Germanische Kultur im Biblischen Kanaan und Germanischem Christentum vor Christus, kürzere Volksausgabe, Nürnberg, 1920, S. 176). [84] Например: Гинзбург, Крало. Образ шабаша ведьм и его истоки. // Одиссей. – М.: Наука, 1990, с. 141. [85] Хотя бы даже в грубой шмиттовской формулировке: «Человеческое лицо – ещё не признак человека» (Цит. по: Кунц, Клаудия. Совесть нацистов. – М.: Ладомир, 2007, с. 23). Puschner Uwe. Die völkische Bewegung im wilhelminischen Kaiserreich. Sprache-Rasse-Religion, Darmstadt 2001. [86] Drews, Arthur. Die Religion als Selbst-Bewußtsein Gottes. Eine philosophische Untersuchung über das Wesen der Religion. Jena und Leipzig, 1906, S. IX. [87] Drews, Arthur. Die Religion als Selbst-Bewußtsein Gottes. Eine philosophische Untersuchung über das Wesen der Religion. Jena und Leipzig, 1906, S. XII. [88] Eugen Diederichs Leben und Werke. Jena, 1936, S. 52. [89] Diederichs, Eugen. Aus meinem Leben. Lpz., 1938, S. 81-84. [90] См.: Койре, Александр. Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии XVI века. – Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994, с. 30 сл. [91] История влияния мобилистской теории на фёлькиш-атлантологию лучше всего: Wegener, Franz. Das atlantidische Weltbild. Nationalsozialismus und Neue Rechte auf der Suche nach der versunkenen Atlantis, 2. Auflage, Gladbeck 2003. [92] См.: Wille, Hermann. Germanische Gotteshaeuser. Leipzig, 1933. См. также: Кондратьев А.В. Ритуальный смысл мегалитических сооружений. // Религиоведение. 2009, № 2, с. 3-8. [93] См.: Gorsleben, Rudolf John. Hoch-Zeit der Menschheit. Leipzig. 1930. [94] См.: Döllinger, Friedrich. Baldur und Bibel. Weltbewegende neue Enthüllungen über die Bibel. Germanische Kultur im Biblischen Kanaan und Germanischem Christentum vor Christus, kürzere Volksausgabe, Nürnberg, 1920. [95] См.: Krause, Ernst (Carus Sterne). Die Trojaburgen Nordeuropas. Ihr Zusammenhang mit der indogermanischen Trojasage von der entführten und gefangenen Sonnenfrau (Syrith, Brunhild, Ariadne, Helena), den Trojaspielen, Schwert- und Labyrinthtänzen. Glogau, 1893. [96] Так поступает, к примеру, Йост Херманд: Hermand, Jost. Der alte Traum vom neuen Reich - Völkische Utopien und Nationalsozialismus. Frankfurt/M. 1988, (2. Aufl. – 1995), S. 47 ff. [97] См.: Breuer Stefan. Grundpositionen der deutschen Rechten (1871 – 1945), Historische Einfuehrungen, Bd. 2, Tuebingen, 1999, Breuer Stefan. Anatomie der Konservativen Revolution. Darmstadt, 1993. [98] Mohler Armin. Die Konservative Revolution in Deutschland. Darmstadt 1972. S. 165. [99] См.: Klemperer, Viktor. LTI. Notizbuch eines Philologen. Berlin, 1947. [100] См.: Cancik, Hubert. “Neuheiden“ und totaler Staat. Völkische Religion am Ende der Weimarer Republik. // Cancik H., (Hrsg.): Religions- und Geistesgeschichte der Weimarer Republik, Düsseldorf, 1982, 176-209, S. 207. [101] Родиной пангерманистского движения (pangermanische Bewegung) считается, как правило, Австрия, болезненно переживавшая собственную провинциальность и желавшая любой ценой присоединиться к германскому Райху. Наряду с волей к реконструкции древнего язычества, совершенно особой неоромантической стилистикой ариософов и как минимум двумя крупными аффектами, геополитический пангерманизм явился одним из столпов движения фёлькиш. [102] Развитие теории о «кровной» связи иудейства и капитализма было продолжено затем знаменитой работой Вернера Зомбарта «Евреи и экономика» и его же книгой «Будущность еврейского народа». (См.: Зомбарт Вернер. Собрание сочинений в 3 т. – СПб.: Владимир Даль, 2005). [103] Lienhardt, Hans. Ein Riesenverbrechen am deutschen Volke und die Ernsten Bibelforscher. 2. Aufl, Weissenburg, 1921, S. 25. В подтверждение своих слов Лиенхард ссылался на три основные работы: Wieland, Hermann. Atlantis, Edda und Bibel. Nuernberg, 1921; Gioberti. Die Jesuiten der Neuzeit. Eger, 1909; Ahlwardt. Der Orden Jesu in seiner wahren Gestalt. Dresden, 1910. [104] См.: Döllinger, Friedrich. Baldur und Bibel. Weltbewegende neue Enthüllungen über die Bibel. Germanische Kultur im Biblischen Kanaan und Germanischem Christentum vor Christus, kürzere Volksausgabe, Nürnberg, 1920, S. 165-166. [105] «Германский Собор будет выстроен без помощи евреев и без помощи Рима!» (нем.) [106] В отношении фёлькиш-язычников понятие «родноверие» намного уместнее «нативизма» и «неоязычества», менее акцентирующих расологическую сторону доктрины, носители которой – «братья по вере и крови». [107] См.: Plumpe, Gerhard. Alfred Schuler, der “heidnische Gnostiker”. // Europaeische Revue, 1942, Bd. 18, S. 340 ff. Schuler, Alfred. Kosmogonische Augen, hg. von Baal Mueller. Muenchen, 1995. [108] См.: Штайнер Рудольф. Оккультные движения XIX и XX столетий. – Ереван: Лонгин, 2005, с. 226 – 230. [109] См.: Whiteside Andrew G. Georg Ritter von Schoenerer. Alldeutschland und sein Prophet. Graz u.a., 1981, S. 182 ff. [110] «Свободное от евреев» (нем.). [111] В 1933 г. Якобом Вильгельмом Хауэром и графом Эрнстом фон Ревентловым было основано «Arbeitsgemeinschaft der Deutschen Glaubensbewegung», (с 1934 г. – просто «Deutsche Glaubensbewegung»). Движение «немецки верующих» (DG, Deutschglaeubige) пересекалось с ариософией донацистской поры, прежде всего, в своем нехристианском, родноверческом (оккультно-гностическом) лагере. (Подробнее см.: Vondung, Klaus. Magie und Manipulation. Ideologischer Kult und politische Religion des Nationalsozialismus. Goettingen, 1971, S. 28 ff.) Это, например, касается основанного в 1925 Эрихом и Матильдой Людендорф (1877-1966) «Tannenbergbund» который, будучи в 1933 г. формально распущен, в 1937 г. возродился под именем «Bund fuer Deutsche Gotterkenntnis» и стал одним из главных движений за «немецкую веру». [112] Junginger, Horst. Von der philologischen zur voelkischen Religionswissenschaft: das Fach Religionswissenschaft an der Universitaet Tuebingen von der Mitte des 19. Jahrhunderts bis zum Ende des Dritten Reiches. Stuttgart, 1999. [113] Полное название этого общества – Studiengesellschaft fuer Geistesurgeschichte Deutsches Ahnenerbe. [114] Там они именуются «Высоким тайным союзом 12-и»: Mund, Rudolf J. Wiliguts Geheimlehre. Fragmente einer verschollenen Religion. O.O., 2002, S. 63. [115] См.: Снорри Стурлусон. Круг земной. – М.: Наука, 1980, с. 11. [116] См.: Яшин, Владимир. “Церковь православных староверов-инглингов” как пример неоязыческого культа. // Страницы. (М: ББИ), 2000, № 5, вып. 3, с. 440-450. [117] Подробный анализ различных совпадений «Библии Гиммлера» («Хроники Ура Линда») и изданной А.И.Асовым «Велесовой Книги» содержится в нашей статье: Kondratjew Andrej W. Das altslawische Weles-Buch im Vergleich zur Ura-Linda-Chronik // STURMGEWEIHT. 2008, № 4. S. [118] См.: Кондратьев А.В. Ведьмы, ритуалисты и мифологисты в религиоведении Третьего Рейха. // Религиоведение, 2006, № 4, с. 3-20. [119] См.: Кондратьев А.В. Немецкий путь в Гималаи. // Васильченко А.В. Тибетская экспедиция СС. Правда о тайном немецком проекте. – М.: Вече, 2009, с. 3-35. [120] См.: Кондратьев А.В. Ритуальный смысл мегалитических сооружений. // Религиоведение. 2009, № 2, с. 3-8. [121] См.: Tilitzki, Christian. Die deutsche Universitaetsphilosophie in der Weimarer Republik und im Dritten Reich. Berlin, Akademie Verlag, 2002, Teil 1 – 767 S., Teil 2 – 770-1473. [122] Hitler, Adolf. Mein Kampf. 78.-84. Aufl. Muenchen: Franz Eher, 1933, S. 395-399, 415-419. Ср. неточный русский перевод: Гитлер Адольф. Моя борьба. – Каунас: Ода, б.г., с. 302 сл. [123] Domarus, Max (Hg. u. bearb.): Hitler. Reden und Proklamationen 1932-1945, Bd. 1. Wuerzburg, 1962, S. 354. [124] Strohmeyer Arn. Der gebaute Mythos. Das Haus Atlantis in der Bremer Boettcherstrasse. Ein deutsches Missverstaendniss. Bremen. 1993, S. 64-84, 78. [125] См.: Nowak, Kurt. Deutschglaeubige Beweungen. // Theologische Realenzyklopaedie. Hg. von Gerhard Krause u. Gerhard Mueller, Bd. VIII, Berlin, 1981, S. 557. [126] Замечательным описанием основных положений нордического мифа является кн.: Godwin, Joscelyn. Arktos. The Polar Myth in Science, Symbolism, and Nazi Survival. Grand Rapids: Phanes Press, 1993. [127] Eisenacher Verhandlungsgrundlage der Nordisch-religioesen Arbeitsgemeinschaft. Zit. nach: Nowak, Kurt, Op. cit., S. 557. [128] См.: Baumgaertner, Raimund. Weltanschauungskampf im Dritten Reich. Die Auseinandersetzung der Kirchen mit Alfred Rosenberg. Bayern, 1977, S. 73. [129] Одно из главных понятий в социологии религии М.Вебера. См.: Вебер, Макс. Социология религии. (Типы религиозных сообществ). // Вебер, Макс. Избранное. Образ общества. – М.: Юрист, 1994. [130] Ludendorff, Erich. Vernichtung der Fraimaurerei durch Enthuellung ihrer Geheimnisse. Muenchen, 1927. S. 12. [131] Фёдоров А. А. «История меня»: традиция европейской философской мистики и строительство персональных миров. – СПб.: Изд-во СПб. университета, 2006. С. 13. [132] См.: Puschner Uwe. Die voelkische Bewegung im wilhelminischen Kaiserreich. Sprache – Rasse – Religion, Darmstadt 2001, S. 25. [133] См.: Samael Aun Weor. Magia de las runas. Barranquilla-Colombia, 1969, p. 123. [134] См.: Norden, Eduard. Die Geburt des Kindes. Berlin, 1924. [135] Книги Э. Гугенбергера с их сильнейшим полемическим пафосом: Gugenberger, Eduard. Boten der Apokalypse: Visionдre und Vollstrecker des Dritten Reichs, Wien, 2002, Gugenberger, Eduard. Hitlers Visionaere. Die okkulten Wegbereiter des Dritten Reichs, Wien 2001. [136] Равенскрофт, Тревор. Копьё Судьбы. – СПб.: Амфора, 2006, с. 291. [137] Там же, с. 92. [138] Там же, с. 157. [139] Там же, с. 286. [140] См.: Там же, с. 212, 214, 226. [141] См.: Pipes, Daniel. Conspiracy: How the Paranoid Style Flourishes and Where It Comes from. N.-Y., 1998. [142] См.: List Guido von. Die Bilderschrift der Ario-Germanen. (Ario-Germanische Hieroglyphik). Leipzig. 1910, 425 S. От Листа идею Теониума и Демониума рунических знаков перешла в книги Ланца, предпочитавшего вместо «рун» говорить о «протокорнях». [143] Путь левой руки (англ.) – буквальный перевод санскритского понятия «вамачара», обозначающего особое направление в тантризме. На эту тему см. нашу работу: Кондратьев А.В. Метафизический имморализм в традиции гностицизма. // Хора. Журнал современной зарубежной философии и философской компаративистики. 2008, № 1, с. 161-167. [144] Zeitschrift fuer Menschenkenntnis und Menschenschicksal. 1926, Jg. 1, S. 4. Цит. по: Daim Wilfred. Der Mann, der Hitler die Ideen gab. Joerg Lanz von Liebenfels. 3.Aufl. Wiesbaden, VMA-Verlag, 1994, S. 202. [145] См.: Liebenfels Georg Lanz von. Theozoologie, oder die Kunde von den Sodoms-Aefflinge und dem Goetterelektron. Eine Einfuehrung in die aelteste und neueste Weltanschauung und eine Rechtfertigung des Fuerstentums und des Adels. Moderner Verlag, Wien-Leipzig-Budapest, 1905. [146] Религиоведческие материалы о Ланце и ариософии, включая «ариософский катехизис» и описание истоков этого культа, собраны в книге: Lorenz, Horst. 'Rosen aus Germaniens Bergen.' Eine Denkschrift zum 50. Todestag des Begründers des Neutemplerordens Jörg Lanz von Liebenfels (19 VII 1874 - 22 IV 1954). Unter besonderer Berücksichtigung geisteswissenschaftlicher Aspekte (Edition Weltwende; Ilvesheim z.j. [2005]). [147] Подробную аргументацию мы уже приводили ранее при издании русской квазиариософской работы 1920-х годов: Кондратьев А. В. Альтернативная наука. // Рубакин Н. А. Миллионы лет истории Русской земли. – М.: Белые альвы, 2009, с. 5-28. [148] См.: Lenz, Manfred. Brust-Minne und tantrische Extravaganzen im ONT. // STURMGEWEIHT, 2009, Nr. 2+3, S. 9-27. [149] См.: Linse, Ulrich. Voelkisch-rassische Siedlungen der Lebensreform. // Puschner Uwe / Ulbricht Justus (Hrsg.), Handbuch der "Voelkischen Bewegung" 1871-1918, Muenchen-New Providence-London 1996, S. 397-410. [150] Ироничный циник Карен Свасьян указал в одной книге на истоки модного ныне понятия «дискурс»: у Плиния Младшего – inanem discursum relinquere, в смысле «бестолковой беготни». (Свасьян Карен. Становление европейской науки. – М.: evidentis, 2002, с. 10). [151] Рюдигер, Эмиль. Эддическая евгеника. – Тамбов: ОБТ, 2008, с. 155. [152] Marby, Friedrich Bernhard. Der Weg zu den Muettern inmitten der Kette der Wiedergeburten wiederentdeckt in dem Raunen der Runen und der Technik der Runen-Uebungs-Anlagen. 4. Aufl., Berlin, 1996, S. 40. [153] Wirth, Herman. Was heißt deutsch? Ein urgeistesgeschihtlicher Rückblick zur Selbstbesinnung und Selbstbestimmung. Jena, Eugen Diederichs Verlag. 1939. [154] Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М.: Республика, 2005. Элиаде Мирча. История веры и религиозных идей. В 3 т. Т. 1. От каменного века до элевсинских мистерий. – М.: Критерион, 2002. [155] Gorsleben, Rudolf John. Hoch-Zeit der Menschheit - Das Welt-Gesetz der Drei oder Entstehen-Sein-Vergehen in Ursprache-Urschrift-Urglaube. Aus den Runen geschöpft. Leipzig, 1930, S. 105-106. [156] Gorsleben, Rudolf John. Hoch-Zeit der Menschheit, S. 197. Тему «кульди» или кельтско-халдейского (шотдандского) христианства Горслебен заимствовал из работ Хиггинса. [157] Idem, S. 198. [158] У Вирта Бог Кродо отождествляется однозначно с Сатурном, но при этом с намёком на Христа и с отказом считать веру саксов «язычеством»: Вирт Герман Феликс. Хроника Ура Линда. Древнейшая история Европы. / Пер. с нем. Кондратьев А.В. – М.: Вече, 2007, с. 232 сл. [159] Gorsleben, Rudolf John. Hoch-Zeit der Menschheit, S. 210. [160] Grimstad, William. Book Review The Occult Roots of Nazism by Nicholas Goodrick-Clarke Wellingborough, Northamptonshire, U.K.: Aquarian Press, 1985. Hardbound, 293 pages, illustrations, $23.50, ISBN 0-85030-402-4. // The Journal of Historical Review, vol. 11, no. 1, pp. 121-127. [161] Suhr, Adolf. Ein Alldeutscher zwischen Asel und Innsbruck. Fortsetzung einer Montage aus Briefen Adolf Suhrs (1897-1974) // STURMGEWEIHT. 2008, № 3, S. 5-8. [162] Ланц фон Либенфельс говорит об этом в своих «Текстах духовной науки», № 3 «Изначальный Электрический Бог и Его Великое Святилище Древнейших времен»: «…древний ариоматик Эвгемер (около 300 года до Р.Х.) предлагает нам решение этой загадки посредством одного-единственного высказывания» «Боги суть ничто иное, как люди древнейших времен!» Это высказывание привело меня к чудовищному для религии и общего развития человечества важному открытию, а именно, к обнаружению так называемых Тео-зоо и электро-зоо древнейших времен». [163] Ланц фон Либенфельс в «Восстановленном святилище венедов – Ретра (Хартерсбург) и арийско-христианской изначальной религии электричества и расы» обозначает Рюген и примыкающее к нему пространство Балтийского моря как исходную точку древнейшей священнейшей традиции. [164] Mund, Rudolf J. Wiliguts Geheimlehre. Fragmente einer verschollenen Religion. O.O., 2002. [165] См.: List, Guido von. Die Religion der Ario-Germanen tn ihrer Esoterik und Exoterik. Zuerich, 1909. List, Guido von. Die Armanenschaft der Ario-Gemanen. Leipzig und Wien, 1911, List, Guido von. Der Uebergang vom Wuotanismus zum Christentum. Zuerich, 1911. [166] См.: Кондратьев А.В. Ожившая Книга Мёртвых: Оккультная египтология Перита Шу. // Пятые Торчиновские чтения. Философия, религия и культура стран Востока: Материалы научной конференции. – С.-Петербург, 7-10 февраля 2008 г. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. С. [167] См.: Shou, Peryt. Die Geheimlehre des aegyptischen “Totenbuches”. 3. Aufl., Lorch-Wuerttemburg, 1931, S. 8. (Ранее книга публиковалась в виде цикла статей: Shou, Peryt. Das Totenbuch. // Zentralblatt fuer Okkultismus, 1914/1915, Jg. 8, H. 10, S. 578 ff; H. 11, S. 613 ff.) [168] Хосроев А. П. История манихейства. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2007, с. 172. [169] Zehn Briefe von Eliphas Levi, mitgeteilt von seinem Schueler Montaut. // Neue metaphysische Rundschau. 1906, Bd. XIII, Heft 1, S. 177. [170] Полная версия этого теозоологического толкования Библии представлена в главном труде Йорга Ланца фон Либенфельса – 3500-страничном исследовании «Библиомистикон». (Liebenfels Georg Lanz von. Bibliomysticon oder Die Geheimbibel der Eingeweihten. Ariosophische Bibeldokumente und Bibelkommentare zu allen Buechern der Heiligen Schrift, auf Grund der anthropologischen und archaeologischen Forschungen und der arischen, klassischen und orientalischen Bibelversionen zusammengestellt. Neuauflage nach 1945. Bde I-X). [171] Либенфельс, Йорг Ланц фон. Теозоология. – Тамбов: ОБТ, 2008, с. 80. [172]См.: Кондратьев А. В. Нордическая религиозность и научные мифы. // Торп, Бенджамин. Нордическая мифология. – М.: Вече, 2008, с. 3-20. [173] См.: List Guido von. Der Übergang vom Wuotanismus zum Christentum. Leipzig und Zürich. 1911, S. 12-13. [174] См.: Мифологема женщины-судьбы у древних кельтов и германцев. – М.: Индрик, 2005. С. [175] См.: Жарникова С.В. Архаические корни традиционной культуры Русского Севера. – Вологда: МДК, 2003, с. 21-48. [176] У Листа встречается различение между двумя разными «Вихинай», а именно, «Древней Вихинай», в качестве Прарелигии, и просто «Вихинай» - в смысле обычного колдовства. Первая существовала задолго до религии Вотана, вторая же появилась из вотанизма как его магическое продолжение. Первая, предвотаническая Вихинай, есть Религия до и по ту сторону эзотерики и экзотерики, вторая же – это выродившийся «финский» шаманизм, чисто экзотерическая колдовская система, набор действенных практик и заклинаний. (List Guido von. Das Geheimnis der Runen. 5. Aufl., Wien, 1938, S. 53). Понятие «Викка», восходящее к тому же самому корню, соотносится именно с последним значением «Вихинай». [177] См.: Schwartz, Wilhelm. Der heutige Volksglaube und das alte Heidentum. Berlin, 1849. S., Schwartz, Wilhelm. Indogermanischer Volksglaube. Berlin, 1885. S. [178] List Guido von. Die Religion der Ario-Germanen in ihrer Esoterik und Exoterik. Leipzig und Zürich. 1910, S. 15. [179] Про эти три стадии дегра< ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|