|
Ариософы, фёлькиш, арманы, лебенсреформеры и консервативные революционеры: базовые понятия.Поскольку движением фёлькиш затронуты были (по разным оценкам) многие сотни интеллектуалов, а предметом данной работы являются лишь их религиозно-философские воззрения, будет уместным определить те группы (общины, круги и союзы), в которых религиозно-философские проблемы исследовались первостепенно, определив тех «религиозных виртуозов» (М. Вебер[129]), от кого исходило «генерирование идеи». При внимательном изучении, подобных генераторов оказывается немного. Схематично картину фёлькиш-религии можно было бы представить как производную от ирминизма, арманизма, и «прасимволической школы» с теозоологией, с последующим наложением поверх научных теорий того периода, имевших эзотерическую тенденцию. Говоря по простому, «религия фёлькиш» может быть сведена к «творению гениев»: двух австрияков (Листа и Ланца), нескольких немцев (Вилигута, Горслебена, Шу, фон Бюлова и Рюдигера), одного голландца (Г. Вирта) и ещё, может быть, десятка фигур, значение которых было второстепенным или, по крайней мере, не фиксировалось в письменной форме: исследуем мы в основном лишь тексты. Теперь перейдём к самим понятиям. Фёлькиш. Мыслителей, выдвигавших «народный дух» в качестве самостоятельной религиозной ценности, было немало и в странах, не относящихся к числу немецкоязычных. Однако движение фёлькиш (и, соответственно, фёлькиш-мысль, der voelkische Gedanke) считается явлением австрийско-немецким. Отчасти оно коренится в немецкой Реформации, которая, по мысли многих фёлькиш, явилась освобождением немецкого духа (Volksgeist) от «интернациональной религии Ватикана». Поэтому мы считаем неверным замалчивание протестантских корней фёлькиш-мысли, свойственное, в основном, исследователям арманизма с ариософией. С другой стороны, рождение многих фёлькиш-идей как минимум в эпоху Реформации значительно изменяет периодизацию, побуждая начать изучение идеи с первейших её проявлений на почве Германии. Как мы увидим из дальнейшего изложения, к Лютеру, как великому немцу (а заодно и антисемиту, выразителю «индоевропейской религиозности») апеллировали многие авторы фёлькиш-религии, предлагавшие провести Вторую Реформацию, разбавив протестантизм германским язычеством и утвердив для Германии «Третью Церковь». Также и фёлькиш-философы видели в лице немецких идеалистов (особенно – Фихте и Шеллинга) своих непосредственных предшественников: не удивительно, что «Общество Фихте» превратилось в межвоенной Германии в своего рода собрание немецких мыслящих патриотов. Выстраивая «духовную родословную» религии фёлькиш, не нужно забывать и алхимию (арманизм Перит Шу именовал «немецким герметизмом»), и розенкрейцерство, и мартинизм, и масонство, с которым у арманов была осознанная преемственность. И лишь представители «людендорфовского» типа веры (Т. Фрич, Г. Шварц-Бостунич), предпочитающие эзотерике поиск международного заговора, видели в масонах «еврейских агентов», пусть даже и не являющихся часто евреями, но всё равно для Германии крайне опасных[130]. Здесь, как и во многих других случаях, показывает себя неоднородность фёлькиш-движения, таящего в себе возможности как отрицания, так и пересоздания уже существующих религий. В первом случае оно подтверждает идею «континуитета германской традиции» (Отто Хёфлер) и существования особой ЕМТ («европейской мистической традиции», по терминологии А. А. Фёдорова[131]), во втором же открывает в истории религии новую эпоху, подобно религиям «Нового века». New Age и акваризм. Главным признаком так называемого «Нью-Эйджа» является знаменитая теория «The Aquarian Conspiracy» (Заговор Водолея), а, поскольку в явном виде она присутствует у мистиков фёлькиш (провозгласивших наступление «Эры Водолея» устами Зигфрида Куммера – в 1932 и устами Фридриха Марби – в 1967 году), мы предлагаем ввести понятие «акваризм» для обозначения той самой мессианской интонации, что считается специфически «водолейским» в «религиях Эры Водолея». В духовном пространстве фёлькиш (im voelkischen Umfeld, как сказали бы немецкие авторы) акваритами были и рунические йоги, и жившие в вегетарианских коммунах арийские спортсмены-нудисты из «Ложи голых» под названием A.N.N.A. (Aristokratische Nudo-Natio-Allianz)[132], и многие другие реформаторы жизни («лебенсреформеры»), не говоря уже о том, что акваритом был Алистер Кроули, как и все кроулианцы, признающие «Эон Гора» наступившим в 1904 году. У кроулианца и акварита Самаэля Аун Веора вся система рунической йоги (в основе – 18-рунный Футарк арманов) целиком позаимствована из работ З. А. Куммера – рунического йога из лагеря фёлькиш. Даже сама иллюстрация «Вселенского Кристалла», вокруг которого рунойоги ведут свою практику, перешла из «Священной власти рун» в книги Самаэля Аун Веора и других пророков «Нью-Эйджа»[133]. Однако поскольку акваризм – это особенность всех мессианских религий (начиная с четвёртой эклоги Вергилия, позднеиудейского мессианства, раннехристианских эсхатологий и иранского учения о Саошьянтах[134]), странным выглядит борьба их сторонников против акваризма нью-эйджеров (так называемый «антикультизм»), а также и против эзотерики фёлькиш[135]. Теперь о претензиях, выдвигаемых в этой полемике. Сатанизм. В обильной литературе, разоблачающей «сатанинскую природу оккультизма нацистской партии»[136], делается, как правило, два допущения: что нацизм являлся «сектой сатанистов» сам по себе и что у истоков его находились похожие на него расистски-извращенческие секты сатанистов. Ничем не подтверждённые обвинения предъявляются при этом Гвидо фон Листу («его братство применяло свастику и устраивало оргии с сексуальными извращениями и ритуалами, прибегая к чёрной магии»[137]), Х. С. Чемберлену, который творил свои книги «в состоянии глубокого транса, под влиянием злых духов»[138], и особенно «обществу убийц» и «извращенцев» под названием «Туле» которое якобы возглавлялось Дитрихом Эккартом («это был зловещий и коварный магистр магии, искавший способа обрушить на человечество всю ярость Зверя Апокалипсиса»[139]) и даже отождествлялось с «Телемой» - сицилийским аббатством Алистера Кроули[140]. Весь этот непрерывный поток обвинений, вызывавший в сознании обывателя наихудшие ассоциации, адресован был мистикам движения фёлькиш: аффективно воздействуя на общественное подсознание, обвинители не стремились приводить доказательства, это было даже и невозможно, так как доктрина и практика фёлькиш-общин не имела с сатанизмом ничего общего. Вдобавок к уже существующей «сектантски-черномагической» репутации религии фёлькиш время от времени появляются заявления самих руководителей сатанистских организаций, которые, стремясь расширить престиж своих сект в кругах эзотериков, либо же ради эпатажа и эстетической провокации признают сатанистами К. М. Вилигута, а также других фёлькиш-эзотериков, учения которых делаются «сырьём» для изготовления сектанских теорий. Так, например, поступает фратер Саториус, основатель «Чёрного Ордена Люцифера» и Томас Карлссон, основатель «Ордена Красного Дракона». Оба приора пишут работы о коричневой эзотерике, стилизуя её под сатанизм лавеевского типа и совмещая издательскую работу с блэк-металлическими музыкальными проектами. И если Корлссону удалось превратить в сатаниста христианского розенкрейцера Йоханнеса Буре и даже профессора филологии (кстати, слависта!) Сигурда Агрелля, то брату Саториусу было проще: у ирминизма была политическая история, которую легко было использовать по методу Равенскрофта для доказательства сатанизма в сфере религии. И хотя всё это делается совершенно безосновательно, рождается новая эстетическая тенденция, проверить религиозно-философскую обоснованность которой – наша прямая религиоведческая задача. Начнём с того, что в движении фёлькиш, как и в любой эзотерической системе, отношение к Сатане, Люциферу и «Красному Дракону» намного сложнее, противоречивее и глубже, чем в официальных теологических документах христианских церквей Запада. Разумеется, это ещё не основание, чтобы говорить о «фёлькиш-сатанизме»: от обвинения в сатанизме тамплиеров и гностиков западное христианство уже отказалось, так что и это недоразумение будет со временем позабыто. Зная работы Х. С. Чемберлена и Д. Эккарта, над обвинением их в сатанизме можно было бы лишь посмеяться. Это – христианские мистики, не стыдившиеся своей веры в Иисуса Христа и многократно об этом писавшие. Несколько сложнее ситуация с теми авторами, которых принято считать создателями ритуальных систем – ирминистской, арманической и тулеанской. Здесь, при использовании рунического кода, многие темы христианской эзотерики совмещены с наследием тайных обществ, часть из которых у многих авторов по-прежнему находится под подозрением. Психиатрические истоки конспирологической подозрительности, давно уже объяснённой американскими авторами через паранойю[141], снимают с движения фёлькиш многие обвинения, тогда как внимательное изучение религиозных теорий призвано рассеять остатки этой тёмной мифологии. Присутствующее в арманизме учение о Теониуме и Демониуме (светлой и тёмной стороне) каждой руны[142], с помощью которых пробуждалась или нейтрализовывалась та или иная активность – это ещё не сатанизм: подобные идеи мы находим и в даосизме, и в других школах, работающих со вселенскими потоками энергий. Опытные духовидцы разных религий сходятся в том, что энергии миров Света и миров Тьмы имеют в физическом мире своих восприемников, активизируются с помощью знаков, каждый из которых может служить как Богу, так и Дьяволу. И если арманы видели в Люцифере присущий ему Изначальный Свет (Lux), то это тоже христианское утверждение, идущее через всё христианское Средневековье как минимум от Климента Александрийского и Оригена. Точно так же и орден «Туле», свободный от каких-либо связей с кроулианством, никогда не взывал к Сатане или Люциферу, как это делают новоявленные «приоры». Несколько сложнее лишь ситуация с Вилигутом, отдельные тексты которого руководители сатанистских организаций берутся публиковать с собственными комментариями. Отбрасывая эти (большею частью нелепые и ничем не подтверждаемые) дополнения, тексты ирминов действительно содержат гностические идеи, родственные тому, что у западных историков эзотерики принято называть LHP (Left Hand Path[143]), «контринициацией» или «субверсивным эзотеризмом». Ариософия в изначальном смысле – «мудрость ариев», синоним понятия «индоевропейская религиозность». В узком смысле – учение Йорга Ланца фон Либенфельса, названная им самим «расовокультовой религией» (Rassenkultreligion) и имевшая научное продолжение в лице разработанной Либенфельсом науки теозоологии. В понимании Ланца, «Ариософия есть древнейшая религия, из которой произошли все другие религии… Все они были в основе своей чандалоборческой ариософией, поскольку они проповедовали воплощение Бога в Арийце, но также и Его страдания, его погребение в расовом смешении с низшими, тёмными расами обезьяньих существ, а также Его конечное славное воскресение из могилы расовой мешанины ради прояснения грядущего Бога-Сына Эры Водолея»[144]. Эта расовокультовая религия, с признаками акваризма, ариохристианства и расового дуализма, сочетала в себе учение об Асгарде-Атлантиде, находившейся на Северном Полюсе, о единстве Христа и Небесного Адама, о происхождении ариев от Богов и борьбе со зверолюдьми, проходящей сквозь всю историю. Вопреки распространённому заблуждению, ариософия Ланца не была язычеством, но принадлежала к учениям фёлькиш – наряду с Ursymboldeutung-кругом Германа Вирта, ирминизмом, арманизмом и гляциальной школой Ганса Гёрбигера. Один из наиболее известных адептов ариософии Август Стриндберг характеризовал главную книгу Ланца («Теозоология, или Наука о содомских эффлингах и об Электроне Богов. Введение в древнейшее и новейшее Мировоззрение и опровержение обвинений, предъявляемых в адрес князей и наследственных аристократов»[145]) как самый сильный пророческий труд, после известной фёлькиш-работы Юлиуса Лангбена «Рембрандт как воспитатель». В другом письме Стриндберг рекомендовал своему корреспонденту читать «Теозоологию (Религию эффлингов Содома)» как «грозную книгу против неоязычников», в чём был отчасти прав, так как у Ланца в «Теозоологии» (и особенно в «Библиомистиконе») действительно есть серьёзные аргументы против язычества, поклонения демонам под видом притягательных истуканов[146]. В послевоенные годы судьбы теозоологии (как своеобразной палеоисторической гипотезы) и ариософии (как гностического ариохристианского культа) разошлись: первая вошла в плагиат, созданный криптоисториками из общества «Палео-СЕТИ» (Эрих фон Дэникен и др.)[147], а вторая получила развитие внутри основанной Ланцем общины неотамплиеров, дополнившись учением Генриха Минера (1895-1968) о феях и космическом свете, духовными практиками «европейской тантры» Рихарда Андерса (1894-1965) и др.[148] В широком смысле «ариософия» (как синоним учений ирминов, арманов и других донацистских расовых эзотериков) происходит от книги Н. Гудрик-Кларка, сделавшего при исследовании этих традиций много открытий, но также и добавившего много путаницы, отождествив ариософию с «оккультными корнями нацизма», вопреки официальному запрету на проведения культовых действий в Верфенштайне (замке Ланца), на издание журнала «Остара» и других ариософских публикаций. Этот запрет со стороны Гестапо, а также заключение в концлагерь Дахау близкого к ариософам рунолога Ф. Б. Марби, послужил поводом к травле ариософии в официальных изданиях Третьего Райха, и если следовать логике Гудрик-Кларка, отождествившего ариософию с «оккультными корнями нацизма», то нужно признать, что ариософии не существовало, так как в конце своей книги Гудрик-Кларк постулирует отсутствие у нацизма «оккультных корней». Консервативная революция (КР) – принятое в политологии обозначение националистов, тяготевших к левым (социалистическим) экономическим системам, а также социалистов, выдвигавших правые (национал-патриотические) лозунги. Для историков религии авторы КР, в отличие от авторов фёлькиш, представляют малый интерес, за исключением отдельных эзотериков традиционалистского лагеря. В целом причисление движения фёлькиш к ряду КР-идеологий является лишь гипотезой А. Молера, давно опровергнутой западными религиоведами. Лебенсреформеры – искусственно (за неимением лучшего) вводимая нами калька с немецкого понятия Lebensreform, обозначающего круги фёлькиш-богоискателей, реформировавших свою жизнь на основе германских практик[149]. Коммуны рунических йогов, расовочистых тевтонских эзотериков, «Дом-Атлантида», евгенические общины и тайные союзы – всё это входит в понятие Lebensreform. То было практическое воплощение арийской религии, расовый культ германских родноверов. Многие из проектов лебенсреформеров обсуждаются часто как «неоязыческие утопии», хотя при детальном рассмотрении неоязычества в этих проектах оказывается ещё меньше, чем утопизма. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|