|
Раздел II. ИСХОДНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИСтр 1 из 59Следующая ⇒ ГЛАВА IV. СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ КАК РОДОВОЕ ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ............................................................... „........... 109 § 1. Проблема родового понятия в социологии..................................... 109 § 2. Единичное действие............................................................................... 114 § 3. Специфика социального действия ..'....<............................................. 120 Раздел VI. КУЛЬТУРА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГЛАВА XIV. КУЛЬТУРА КАК ЯВЛЕНИЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ........................................................................................ 330 § 1. Культура и природа................................................................................. 331 § 2. Культура — сознание — деятельность................................................ 336 § 3. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры..................-................................................... 339 § 4. Культура: преемственность и социализация..................................... 342 ГЛАВА XV. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ: ЯЗЫК. ТИПЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ § 1. Язык........................................................................................................... 344 § 2. Основные социально-исторические типы социокультурной регуляции....................................................... 350 § 3. Традиционная регуляция в современном обществе...................... 355 ГЛАВА XVI. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ. § 1. Специфика мифологического обоснования социального поведения................................................................ 361 § 2. Особенности и социально-историческая роль религии..:................................................................................. 365 § 3. Идеология.........................................,......................................................381 ГЛАВА XVII. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ. § 1. Ценности............................................................... ^.................................. 387 § 2. Ценностно-нормативный механизм социальной регуляции... 403 § 3. Порядок. Отклоняющееся (девиантное) поведение........................................ 410 ГЛАВА XVIII. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС............................................... 418 § 1. Целостность культуры и механизмы ее воспроизводства,,,„1/...................................................................... 418 § 2. Изменения в куль.ту¥>е ,........................»..........;.................................. 426 § 3. Многообразие культур....................................... ь................. ■.-.................. 444 Раздел VII. ЛИЧНОСТЬ ГЛАВА XIX. ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ § 1. Личность в социологии: социальный робот или автономный § 2. Мир социальных статусов..................................................................... 459 § 3. Иерархия статусов. Статусные коллизии..........................................465 ГЛАВА XX. ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ РОЛИ.................................................................. 470 § 1. Социальная роль как поведенческая характеристика...................... 470 § 2. Социальные роли и поведение личности.;....................................... 475 § 3. Автономия личности. Ролевое поведение -г это притворство?.............................................................................. 485 § 4. Социализация.................:....................................................................... 492 Раздел VIII. ОБЩЕСТВО ' ГЛАВА XXI. ОБЩЕСТВО КАК ЦЕЛОСТНОСТЬ................................................ 504 § 1. Признаки общества..........._..;..............;......................*..*..;.................. 504 § 2. Структурная композиция общества..................................................... 507 § 3. Общество как система............................................................................. 513 ГЛАВА XXII. ОБЩЕСТВО: МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ И РАЗРУШЕНИЯ........................................................................ 517 § 1. Механизмы функционирования общества как целостности................................................................................. 517 § 2. Разрушение общества. Аномия............................................................. 523 § 3. Развитие общества.................................................................................. 526 § 4. Типология общества............................................................................... 532 Раздел IX. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ГЛАВА XXIII. СТРАТИФИКАЦИЯ: ОБЩЕСТВО В РАЗРЕЗЕ......................................................... 537 § 1. Социальная дифференциация и социальное неравенство....537 § 2. Социальное пространство............. а.-................................................... 541 § 3. Основания социальной стратификации........................ ".................. 543 § 4. Профиль стратификации....................... ::?У......................................... 549 ГЛАВА XXIV. ДИНАМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТИФИКАЦИИ..................................................................... 555 § 1. Социальные механизмы воспроизводства стратификационной структуры общества............................ 555 § 2. Социальная мобильность..................................................................... 560 § 3. Индивидуальная социальная мобильность...................................... 562 § 4. Маргинапьность...................................................................................... 564 РАЗДЕЛ X. СОЦИОЛОГИЯ ВАЖНЕЙШИХ ЯВЛЕНИЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ГЛАВА XXV. СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ § 1. Социология организаций как специальная ._> социолого-управленческая теория...................................................... 568 -,•_:>§ 2. Условия и предпосылки возникновения организации....................................................................................... 575 § 3. Внутренняя среда организации............................................................ 587 § 4. Внешняя среда организации и ее модели.......................................... 597 ГЛАВА XXVI. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ.................................. 607 § 1. Основные характеристики экономического поведения: социологический анализ.............................................................. 607 § 2. Типы и виды экономического поведения и их особенности............................................................................. 613 § 3. Модели экономического поведения..................................................... 628 ГЛАВА XXVII. СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ........................................................ 631 § 1. Институализация политической жизни.............................................. 631 § 2. Политическая власть и общество....................;................................... 636 § 3. Дифференциация политической власти........................................... 639 § 4. Легитимность власти............................................................................... 646 Список литературы........................................................................................... 649 ПРЕДИСЛОВИЕ Среди наук, призванных дать нашему современнику глубокое рационалистическое понимание общественной жизни, социология имеет основополагающее значение. Общепризнанно ее место как ведущей, базовой отрасли современного обществознания. Огромными интеллектуальными усилиями плеяды выдающихся ученых за относительно небольшой срок (полтора столетия) было создано впечатляющее здание социологической науки, поражающей разнообразием концепций, подходов, направлений, ярких самобытных имен. По известным причинам наука, составляющая фундамент современного социального знания, стала доступна широким слоям отечественной общественности лишь в последние годы. Первые учебники по социологии появились только пять-семьлет назад, накоплен первый опыт (в том числе опыт наивных ошибок примитивизма и чрезмерного упрощения сложных социологических идей и подходов). Введение нового учебного предмета во всех случаях процесс не простой. В наших условиях он существенно осложнен и тем, что и в сугубо научном плане лишь в последние годы началось глубокое позитивное осмысление богатства, накопленного мировой социологией. Предлагаемый курс социологии, несомненно, опирается на полученный за последние годы опыт исследования и преподавания социологии в нашей стране и в то же время стремится избежать ошибок, упущений предыдущего этапа. Не нам судить, насколько удалось соединить доступность, популярность изложения с научной глубиной, теоретической основательностью и содержательностью, не допустив при этом вульгаризации, примитивизма в трактовке сложнейших проблем современного социологического знания. Современная социология, адекватно отражая многообразие механизмов соорганизации людей в социуме, разнообразие факторов, участвующих в социальных сцеплениях, взаимодействиях индивидов, представляет собой многообразие теорий, концепций, дающее плюралистическую интерпретацию социальной, жизни, в рамках которого не оказывается предпочтений ни одной теории как единственно правильной. Многообразные социологические концепции лишь на первый взгляд несовместимы. Мы осознанно стремились делать акцент не на том, что разъединяет различные концепции и школы мировой социологии, а на том, что их объединяет, взаимно дополняет, обогащает, углубляет. Акцент на синтез социологических теорий и подходов сделан во имя главной цели, которую мы перед собой ставили, — дать более или менее доступное, популярное (в лучшем смысле этого слова) и в то же время глубокое, научно последовательное описание проблемного поля современной социологии, структурировав его посредством системы основных понятий, категорий, их логических связей и взаимодействий в единую понятийную сеть, «паутину» описания социальной реальности. Именно овладение проблемным полем социологии, ее понятийной сеткой, на наш взгляд, должно помочь читателю обрести социологическое видение социальной реальности, сформировать социологическое воображение, понимание процессов, происходящих в обществе. Пожалуй, ничто так не важно для нас, как формирование у читателя существенно отличающегося как от обывательского, так и от умозрительно-спекулятивного, подлинно социологическо-рационалистического видения социальной жизни. Вынося на суд читателя свой труд, коллектив авторов испытывает двойственное чувство: удовлетворенность проведенной работой и естественное беспокойство о том, насколько удалось реализовать этот непростой замысел. В ходе написания учебного пособия авторы вели невидимый диалог с теми, кому адресовали свой ТРУД, — читателями, желающими глубже узнать себя и общество, в котором живут. Этот диалог будет еще успешнее, если читатель будет знать, какие идеи, подходы, принципы мы стремились реализовать в данном учебном пособии. Мы ставили перед собой задачу написать именно учебное пособие, учебник, а не «зубрильник», не некий набор тезисно изложенных понятий, категорий, схем, который необходимо запомнить («вызубрить») перед экзаменами. Не ради экзамена (зачета) мы писали эту книгу, хотя наверняка она должна быть использована и в этих прагматических целях, а ради того, чтобы с помощью социологической науки объяснить читателю общество, социальную жизнь, в которую он вовлечен. Акцент делается на аналитически-разъяснительном, объясняющем подходе, мы стремились увлечь читателя, сделать его соучастником нашего анализа, размышлений. И это делалось не только в учебных целях, а для того, чтобы обеспечить внутреннее усвоение, переживание социологического анализа читателем, выработать у него социологическое воображение, мышление, которое, надеемся,дак или иначе проявится в его последующей конкретной деятельности. Акцент на аналитическо-разъяс-нительном подходе (а не на.«описательно-запоминательном») обусловил сам «дух» нашей книги, сказался на стиле изложения большинства разделов и на объеме учебного пособия, который благодаря понимание/издательства «ИНФРА-М» позволил более или ме- 10 нее точно реализовать этот подход (за что авторский коллектив признателен издательству). Далее. Это российский учебник социологии, что имеет свое проявление во многих аспектах. Отметим лишь некоторые из них. Прежде всего мы стремились с помощью научно-социологического анализа помочь нашему соотечественнику понять наше общество, социально-исторические корни его своеобразия, специфики мы (где явно, а где неявно) обращаемся к истории нашего общества и к проблемам, которые возникли сегодня, в один из самых острых периодов развития нашего народа не только в его новейшей, но, может быть, и всей многовековой истории. И более широко — мы стремились научно-социологически проанализировать историю возникновения и развития основных социальных форм и институтов. Во многом такой социолого-исторический подход, который прослеживается во многих главах данного учебного пособия, осуществлен для того, чтобы читатель в ракурсе социологического анализа постиг прошлое и настоящее (и прежде всего прошлое и настоящее нашего общества) смог оценить ступени, этапы развития его институтов, культуры и благодаря этому глубже понять сущность происходящих сегодня событий. Наше учебное пособие — российское еще и потому, что мы считаем необходимым сохранить присущую российскому обществоз-нанию выработанную в предыдущие годы традицию теоретической культуры, стремление основывать анализ важнейших проблем социальной жизни на глубоком теоретико-понятийном фундаменте. Мы не хотели бы превращать учебное пособие по социологической науке в нечто околонаучное, а еще хуже — мнимонаучное. Мы не стремились избегать изложения трудных социологический идей, категорий («социальное действие», «социальная реальность», «социальная система», «социальная структура» и др.) — без них не может быть воссоздана подлинно социологическая картина социального мира; но мы старались изложить самые трудные социологические идеи, категории в ясной, образной и доступной форме. Отметим и еще один важный для нас момент. Логика изложения основ социологической науки воспроизводит один из главных принципов современного социологического понимания общественной жизни, общественно-исторического процесса: социальная жизнь есть не что иное, как активное и целенаправленное созидание людьми социальных отношений, форм жизни, но в определенных рамках, которые налагают определенные бграничения на эту активность, ее направленность, содержание. Акцент^ на активность людей, самодетерминацию социальной жизни Способствует преодолению фатализма в понимании общественной жизни, ее предопределенности, что достаточно глубоко укоренилось всозййн-ии нашего на- 11 рода. В этом свете судьба того или иного общества фатально не предопределена, не предписана, а зависит в решающей степени от того, вокруг каких идей, каких целей объединилось это общество, насколько оно сумело найти эффективный ответ на вызовы истории и природы. Активистское понимание социальных процессов, к чему подводит нас вся современная социологическая наука, — это, если так можно сказать, теоретический и нравственный «нерв» нашей книги. И в этом есть своя неизбежная логика, к тому нас подводит непредвзятый научно-социологический анализ как всего мирового исторического процесса, так и развития нашего общества, особенно за последние 10 лет. Поскольку на изломе истории внутренние пружины, тенденции общественного развития всегда проявляются в наиболее неприкрытой, яркой форме, так и взлеты и падения нашего народа, в особенности в последние годы, годы тяжелых и непростых испытаний, со всей очевидностью обнажили ответственность самого общества, самих людей за свою историю, настоящее и будущее. Предлагаемое учебное пособие — результат коллективных усилий. Авторский коллектив стремился к достижению единства как общенаучных, так и методических подходов. Вместе с тем это единство не исключает определенного различия — и не только стиля, но и некоторых акцентов, научных подходов и идей. Мы стремились сохранить в учебном пособии по социологии присущую нашей науке эмпирическую Операциональность, факту-альность. Там, где это возможно и необходимо, общие рассуждения подкрепляются данными конкретно-социологических, этнографических исследований, историческими фактами и примерами и т.д. Надеемся, что это не только углубит понимание соответствующих проблем, но и позволит лучше ощутить своеобразие социологии как науки, тяготеющей к фактуальному анализу социальных явлений. Как правило, подобный материал выделен шрифтом. Щ Акцент на описание сердцевины единого проблемного поля со-Ш циологии привел к тому, что вне нашего внимания, к сожалению, осталось немало увлекательных тем, а многих мы лишь коснулись, не подвергая специальному анализу. Думается, предложенный курс социологической науки в реальной практике преподавания может и должен быть откорректирован в зависимости от профиля подготовки студентов, их познавательных интересов, возможностей учебного процесса. Какие-то главы, параграфы составят основу изучаемого курса, другие могут быть изучены факультативно, третьи оставлены без внимания. Научный аппарат ввиду ориентированности учебного пособия на массового читателя, прежде всего студентов, аспирантов, пре- подавателей, преследует преимущественно.учебные цели. В конце книги дан список литературы, которую мы рекомендуем студентам для подготовки к занятиям по этому курсу. В него вошли главным образом работы ведущих представителей мировой и отечественной социологической мысли, опубликованные в нашей стране в последние годы и поэтому более или менее доступные для читателя. Д-р ф. н., проф. А. Г. Эфендиев Раздел I. ВВОДНЫЙ Когда во второй трети XIX в. Огюст Конт и Герберт Спенсер закладывали основы социологии, трудно было предположить, что рождается наука, которую ждет столь большое будущее. Сегодня социология — признанный лидер научных дисциплин, исследующих реальные социальные процессы во всем их многообразии. За небольшой для науки срок социология превратилась в широко разветвленное многоуровневое знание, во многом определяющее как представления нашего современника о себе и окружающей социальной реальности, так и культуру его социального мышления, стремление к доказательности, конкретности социальных идей и теорий. __ Термин «социология» (от франц. sociologie), впервые употребленный О. Контом и буквально означающий «наука об обществе, социальной жизни», дает нам пусть общее, но первое представление о том, что изучает эта наука. Однако оно требует, на наш взгляд, некоторого уточнения. Ведь социальная жизнь —это жизнь людей, включающая как простые, так и сложные формы их взаимодействия, и не что иное. Поэтому, не проводя еще глубокого анализа внутреннего содержания социологии, можно в общем виде вслед за Питиримом Сорокиным определить ее как науку, изучающую поведение людей, живущих в среде себе подобных*. Во все времена стремление понять механизмы социальных процессов, найти ответы на вопрос о своей роли и месте в жизни социума составляло предмет наиболее серьезных размышлений человека. Научное постижение основ жизни общества имеет глубокие исторические корни. Но социологическое знание представляет собой качественно новый этап в истории научного осмысления общественных явлений. Можно согласиться, что социология, рожденное в ее недрах социологическое видение в своеобразной форме выражают (и в то же время порождают) некоторые важные особенности современной цивилизации, для которой характерны особый акцент на многообразии потребностей и способностей человека, принципе рационализма,/доказательности знания, самостоятельности и критичности мышления. * См.: Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество, — М., 1992, с. 534. 14 Как свидетельствуют опыт и научная традиция, прежде всего следует определить, какие же свойства социологического подхода обусловливают качественные особенности, достоинства социологической науки, т.е. выявить отличия социологии от других наук, изучающих человека и общество. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|