|
Научно-теоретические предпосылкиЭволюцию от умозрительно-философской к рационально-опытной модели научного знания в первую очередь претерпели естественные науки. Напомним, первая (натурфилософская) модель в свое время породила такие «химеры» физической картины мира, как представление о планетарной системе с Землей в центре, особом веществе «теплороде», порождавшем процесс горения, и т.д. Сформировавшаяся в Новое время модель конкретного, достоверного, экспериментально доказанного (а не предположительного), практически применимого знания о природных явлениях так или иначе была связана с необходимостью массового использования природных процессов в производстве сложных орудий труда, создании машин. Необходимость практического использования во всех случаях ставит перед наукой новые задачи, побуждает к пересмотру своего инструментария, методов познания. К 30-м jr. XIX в. естественные науки, и прежде всего физика, выработали целый ряд требований, процедур, которые обеспечивали достоверность опытно-экспериментального, рационалистического типа знания. Не случайно, что задолго до возникновения научной социологии многие естествоиспытатели (Лаплас, Лавуазье, Галлей и др.) пытались применять эмпирические методы в исследовании социальных явлений. Использовался даже термин «социальная физика». И одна из самых характерных черт метода социологии заключается в том, что генетически этот метод стремится дать знание, которое по многим своим параметрам —■доказательности, обоснованности, однозначности, воспроизводимости и т.д. — в той или иной степени приближается к требованиям естественно-научного знаниями _->»• : Следует назвать и предпосылки, которые возникли в рамках собственно философии (XVII—XVIII вв.')у — это учение Ф. Бэкона, Дж. Локка, Т. Гоббса об эмпирической достоверности научного знания, рационалистические постулаты Р.Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница. Тем самым закладывались основная парадигма культуры Нового времени, общая познавательная ориентация эпохи: на опыт, эксперимент — с одной стороны, и разум, логику — с другой. возникновение к 30—40-м гг. XIX в. формирующееся в Западной социологии. Европе гражданское общество стало предъявлять со- соиио/югии о ее циальномУ знанию новые требования, что вызвало основных ЧЕРТАХ кризис социально-философского знания. Предлагалось несколько путей выхода из этого кризиса. Основоположник социологии Огюст Конт (1728—1857) основные усилия направил на разработку принципиально новой позитивной социальной науки, которая преодолела бы умозрительность философского (метафизического) метода. Рассмотрим те идеи О. Конта и других классиков мировой социологии, которые определили суть метода социологии, не останавливаясь при этом на дискуссионных моментах в их наследии по этому вопросу. Сам термин «позитивный» О. Конт рассматривал в пяти значениях: 1) реальный — как антоним химерического (фантастического); 2) полезный — как антоним бесполезного; 3) определенный — как антоним амбивалентного, многознач 4) точный — как антоним нечеткого; 5) положительный — как антоним отрицательного. По Конту, истинная наука должна опираться на наблюдаемые, фиксируемые и повторяющиеся явления, тенденции, исключать сугубо спекулятивные, мистические элементы, не поддающиеся проверке, отказаться от вопросов, на которые в принципе нет ответа, которые не могут быть подтверждены или опровергнуты фактами, установленными при наблюдении. Рассматривая проблему метода изучения социальных явлений, Конт, с одной стороны, подчеркивал особое значение факта, с другой стороны, последовательно выступал против «голого» эмпиризма, сведения науки к отбору и интерпретации фактов без попыток на основе фактов построить какую-либо теоретическую модель изучаемого явления. Эмпирический материал, по Конту, должен контролироваться теорией, иначе социология не достигнет ничего, кроме конгломерата изолированных, случайных фактов. Конт, по замечанию Ю. Давыдова, предложил «захватывающий» проект новой науки об обществе, которая отвечала бы всем высоким требованиям, критериям научности, выработанным в человеческой культуре. Но возможна ли подобная наука об обществе, социальной жизни? Не является ли это утопией? Ведь общество состоит из людей, имеющих различные пристрастия, действия кото-рых имеют определенный смысл, преследуют определенные цели, а в природе все бесстрастно, не наполнено смыслом. В борьбе этих двух начал — естественнонаучного и гуманитарного—и реализуется проект Конта новой науки об обществе. Огромную роль в разработке и утверждении метода социологии сыграл великий французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858— 1917), посвятивший этой проблеме ряд специальных исследований. Для Э. Дюркгейма социология есть прежде всего исследование, социальных фактов, а также социологическое объяснение этих фактов. Выделим две основные его идеи. 1.' «Социальные факты нужно рассматривать как вещи». Это утверждение с первого взгляда шокирует. Однако своим ут-, верждением Дюркгейм стремился подчеркнуть, что социальные явления должны изучаться так же тщательно, непредвзято, скрупулезно, как и природные явления в естественных науках, — ведь никому не придет в голову судить о силе тока, его мощности лишь на основе интуитивных прозрений. Вещь, по Э. Дюркгейму, — это «всякий объект познания, который сам по себе непроницаем для ума». Для его однозначного толкования недостаточно только мысленного анализа — этим достигается лишь предположительное, неточное знание. Для получения ^достоверного знания «уму необходимо выйти за пределы самого -себя, путем наблюдений и экспериментов последовательно переходя от наиболее внешних и непосредственно доступных признаков к менее видимым и более глубоким»*. Э. Дюркгейм утвердил в социологии уважение к факту, эмпирической проверяемости, доказательности. Он продолжил традицию, стремясь еще в большей степени утвердить статус социологии как особой позитивистской науки об обществе, которая должна доказать свое сходство с естествознанием. Вследствие этого происходит 4 отделение объекта исследования от познающего субъекта; первое есть некая «внешняя», сторонняя, только наблюдаемая вещь. Познавать явление необходимо без всяких предубеждений, и лишь то, что ясно наблюдаемо и интерпретируемо, — прежде всего послед-. ствия действий т.е. функции. 2. Второй важный тезис Э. Дюркгейма безусловно также вошел в сокровищницу социологической науки: «Социальные факты должны объясняться другими социальными фактами». Это утверждение в узком смысле слова означает, что социальные факты преимущественно должны быть объяснены не биологическими, географическими и тому подобными обстоятельствами, условиями, а в первую очередь социальными: характером взаимодействия людей, «правилами игры», ценностями, которыми они руководствуются в конкретной ситуации. * Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии — М,
22 23 Не менее, а может быть, еще более важен широкий смысл этого утверждения: социальные факты должны объясняться другими социальными фактами, а не абстрактными построениями мысли. Именно доказательство с помощью фактов является, с точки зрения Дюркгейма, рациональным, ясно и четко понимаемым доказательством. * * * Подчеркнем особую роль Макса Вебера (1864—1920) в становлении и развитии метода социологии. Стремление получить знание о социальных явлениях, близкое по своей достоверности, факту-альной обоснованности к знанию, добываемому в естественных науках, т.е. создать и развить позитивную науку об обществе, с самого начала наталкивается на препятствия, вызванные, во-первых, спецификой социальных явлений, а во-вторых, спецификой социального знания, которое ввиду своей «завязанности» на интересы отягощено идеологическими предпочтениями исследователя как реального субъекта. Итак, в чем специфика социальных явлений, следует ли и можно ли исследовать их так же, как естественные явления, природу? То, что социолог должен в своих теоретических построениях опираться на факты, — и для Вебера является бесспорным, так же как и то, что мы имеем дело с особой реальностью, которая живет по своим законам, а потому социальные факты должны объясняться прежде всего социальными причинами, фактами. Но реальность людей, или социальная реальность, решительно отличается от природы тем, что свои действия субъекты наполняют смыслом. Поэтому о действиях людей нельзя судить лишь по их внешне наблюдаемым последствиям, которые могут иметь десятки интерпретаций, если не понять мотивы этих действий. Следовательно, учитывая мотивированность как специфику социальных явлений, анализ смысла действий, их понимание и становится важнейшей первоосновой социологической интерпретации социальных явлений. М. Вебер достаточно ясно сформулировал и некоторые положения (подчас интуитивно используемые и ранее в социальной науке), наметил основные принципы, позволившие социологии хотя бы приблизиться к идеологической нейтральности. Марксистско-ленинская теория открыто заявляла о своей приверженности интересам рабочего класса; русская философия осмысляла себя как особую сиогему теоретического обоснования ценностей православной культуры. Могут ли социологические идеи, теории быть одинаково приемлемыми для всех людей независимо от их классовой, национально-культурной, социальной принадлежности? Возможно ли в принципе идеологически нейтральное соци- ологическое знание, каковы основные логико-познавательные процедуры, которые способствовали бы нейтрализации личной идеологической позиции социолога? Для того чтобы реализовать стремление социологии к идеологической нейтральности, Вебер принял за точку отсчета идею философов-современников (в частности, В. Дильтея и Г. Риккерта) о разделении наук о природе и наук о культуре (обществе). Последние имеют дело с такими явлениями, которые не могут быть поняты без тех мотивов, переживаний, которые вкладывают люди в свои действия. Но означает ли это, что исследователь должен сам стать на позиции действующих лиц, полностью проникнуться этими идеями, чтобы анализировать их (как думал В. Дильтей)? По М. Веберу (и он это блестяще подтвердил своими социологическими исследованиями), это вовсе не так. В своих работах о методе социологии Вебер утверждает необходимость разграничения двух познавательных актов — оценки (утверждения ценности) и отнесения к ценности. Именно последним и должен заниматься социолог, анализируя какое-либо явление. Оценка — это субъективное предпочтение той или иной пози Отнесение к ценности — это умение нейтрально рассмотреть те или иные действия (идеи), определить, интересам каких социальных сил они выгодны, к каким возможным последствиям для этих и других социальных сил, субъектов могут привести. При этом исследователь уклоняется от прямой оценки, ничего и никого не осуждая и не одобряя, не считая желательным или нежелательным, но вскрывает причины, породившие эти явления, и их последствия для различных социальных сил, чьи интересы и в какой мере выражают эти явления, события. Это и есть, с точки зрения М. Вебера, отнесение к ценности, т.е. выяснение того, в каком социокультурном контексте возникло и развивается данное явление. Именно таким образом,, с одной стороны, мы выявляем идеи, ценности, приверженности,; действующие на социальной арене (т.е. выполняем «понимающую» функцию науки), а с другой стороны, сохраняем идеологическую нейтральность, подлинную научность. Но, будучи (в идеальном варианте, который, однако, трудно достижим в реальности) идеологически нейтральной, избегая прямых оценок, навязывания их своему читателю, социоло- гия имеет огромное значение для разъяснения социального мира человеку и для принятия им компетентных, рационально обоснованных решений относительно собственной жизни. Социология ничего не навязывает ему, но рационально-научно объясняет суть происходящего и его возможные последствия. Это консультационно-экспертная функция социологии* (не следует путать ее с воспитательной, идеологической и др.), которую подчеркивал М. Вебер: «Мы можем, если понимаем свое дело... заставить индивида... дать себе отчет в конечном смысле собственной деятельности. Такая задача мне представляется отнюдь не маловажной, даже для чисто личной жизни... Такой учитель служит «нравственным» целям, поскольку вносит ясность»**. Итак, мы выделили основные идеи, положения, высказанные классиками мировой социологии о социологическом методе. Именно эти идеи и заложили фундамент социологии как особого метода научного познания социальной реальности. Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|