|
Метод социологии: его возникновение и становлениеОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ Приступая к изучению той или иной.науки, И МЕТОД научных пытаясь понять ее специфику, прежде всего мы исследовании определяем объект, предмет и метод данной науки. Объект науки — это область окружающей Действительности, на которую направлен исследовательский поиск. Природа, животный и растительный мир, человек, общество, этнос, культура и т.д..— все это объекты, но сразу нескольких наук. Так, животный мир может быть предметом изучения биологии, зоологии, зоопсихологии, палеонтологии и др.; человек, общество, культура, этнос и т.п. наряду с социологией изучаются историей, психологией, культурологией, этнографией. Предмет науки — это свойства, аспекты, признаки, характеристики, которые интересуют данную науку в этом объекте. Так, человек является объектом изучения таких наук, как антропология, биология, философия, психология, но каждая из них выделяет в человеке те специфические особенности, которые важны именно для данной науки. Метод науки — это совокупность, система основных познавательных приемов, процедур, с помощью которых осуществляется научное исследование. Каждая наука обладает своим методом. Но этот метод, в самом общем виде включает в себя общенаучные элементы (в частности, логику, ее основные процедуры, требования к обоснованию знания, правила выведения умозаключения и т.д.) и специальные, присущие прежде всего этой науке принципы организации научной деятельности. Так, философское рассуждение, интерпретация какого-либо исторического факта, явления по «стилю» существенно отличаются от рассуждений историка на ту же тему. Зачастую мы ощущаем эти различия на интуитивном уровней ^' 15 Для того чтобы сознательно регулировать, контролировать процесс социологического познания общественных явлений, необходимо представить определенный образ познавательной деятельности, т.е. остановиться на главных познавательных процедурах, которые в основном и характеризуют метод социологии. Характеристике социологического метода мы уделим особое внимание, так как именно этот метод в первую очередь отличает социологическое познание общественной жизни от философского, исторического, этнографического и т.п. и, на наш взгляд, во многом определяет особую роль социологии в развитии современного обществознания. В настоящее время сложились различные типы познания социальной действительности, которые ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ взаимодействуют и взаимодополняют друг друга. Выделим в самом общем виде три основных: обыденное познание («здравый смысл»). Это фрагментарное, в основном несистематизированное, т.е. не теоретичное, понимание социальных явлений, окружающего мира вообще. Такое понимание формируется на основе житейского, а не научного (т.е. соответствующего определенным научным требованиям представительности, неслучайности и т.д.) опыта повседневной жизни человека. Знания о социальном мире не специально добываются, а являются, как правило, «случайным», «побочным» продуктом практической жизни. В силу этого обыденное сознание ориентировано на постулирование (а не на доказательство) и наряду с безусловно точными сведениями о социальной жизни зачастую порождает фантазии, мифы, слухи о тех или иных социальных явлениях; философское познание. Это целостное, систематизированное, теоретико-концептуальное осмысление действительности на основе преимущественно умозрительных, логических процедур («мысленный эксперимент»). Оно носит предположительный, неоднозначный характер, положения формулируются на основании логически и теоретически допустимого (непротиворечивого). Философское познание имеет оценочный характер (т.е. оценивает явления с точки зрения желательного, положительного и отрицательного); опытно-рационалистическое познание. Это систематическое, целостно-концептуальное (теоретическое) описание окружающей действительности на основе эмпирических фактов, отобранных в соответствии с научными требованиями к представительности, однозначности толкования-и т.д. Исследуется лишь то, что может быть объяснено, доказано фактами. Опытно-рационалистический тип познания стремится к идеологической нейтральности: давать знание о явлениях, а не их оценку. В реальной жизни все эти типы познания взаимосвязаны и взаимообогащаются. Опытно-рационалистический тип не может существовать без философского. Здравый смысл постоянно обогащается выводами, постулатами философского и опытно-рационалистического знания. Со временем могут возникнуть и новые типы социального познания. Для нашего дальнейшего анализа особое значение имеет философский тип осмысления общественной реальности, поскольку социология, как и все другие науки, вышла из недр философии, связана с ней, и не только происхождением, но и некоторыми общими чертами метода.
1. Философское исследование социальной жизни — социальная философия — имеет многовековую историю. При всем.многообразии ис- ПОЗНАНИЯ --- ■>-- социальной жизни: торических форм основным методом философ- И ограничения ление, опирающееся на совокупный опыт человечества, достижения всех наук и культуры в целом. Непреходящее достоинство философского, т.е. предельно широкого, теоретического осмысления социальной жизни заключается, на наш взгляд, в следующем. • Социальная философия играет ведущую роль в выявлении . век, которые утвердились в нашей цивилизации, были в теоретической форме концептуально осмыслены и выдвинуты мировой философией. Без великих философских идей, которые развивались, уточнялись, к которым возвращались на новых витках истории новые поколения философов, наш мир не просто был бы беднее — он не состоялся бы в его современном виде: люди не ориентировались бы на те ценности, не стремились бы к тем жизненным целям, которые являются основными для нас и наших современни- КОВ. ■ .- " ^,, ш ■***■ ^^ • Философия за многие века своего ра^иТий выработала выс ния — социолог, историк или физик, — так или иначе проявляет свою философскую культуру в теоретической всеобъемлемости и масштабности мышления. Мы попытались вычленить основные, решающие, непреходящие достижения, преимущества философского постижения социальных явлений: Социология опирается на великие завоевания социально-философской мысли. Предпосылкой научной деятельности социологов как исследователей являются как минимум две отправные точки анализа, связанные с философией: • осознанная или неосознанная реализация определенных </>«- • зависимость глубины интерпретаций, мышления социолога 2. Вместе с тем философский метод осмысления социальной действительности имеет границы применения. Философия по своим методам — наука преимущественно умозрительная, созерцательная. Ее познавательные приемы (например, мысленный эксперимент) дают значимый результат лишь при осмыслении «вечных» проблем человеческого бытия: свобода, совесть, смысл жизни, счастье и т.д. Именно для решения подобных общечеловеческих проблем (которые возникают и повторяются в жизни каждого), не столь значимо, насколько строго.отобраны факты, достаточно ли количество единиц наблюдения для тех или иных выводов. Ведь речь идет о выявлении всеобщих тенденций, касающихся как любого человека, так и человечеству в целом. Когда же требуются познание реальных явлений, ответ на конкретные вопросы, то выявляется ограниченность попыток умозрительного их решения..Это все равно что использовать весы, предназначенные для,8звешивания многотонных грузов, для измерении веса о 18 маломерных предметов — степень точности оставляет чересчур большой простор для определения веса последних. Не будучи предназначенной для ответа на конкретные вопросы, не имея для этого необходимого познавательного инструмента, философия вынуждена в поисках ответа на подобные вопросы ориентироваться не на логику конкретных явлений, а на предположения и внутренние установки исследователя. Поэтому попытки чисто умозрительно, опираясь на догадки, интуицию, решить конкретные социальные, политические и другие вопросы неминуемо порождают несоизмеримую с задачами научного анализа степень предположительности. Открывается путь к появлению ничем не подтвержденных, но, как мы убедились на примере нашей истории, с претензией на мессианство фантомов, утопий (идеи всемирно-исторической роли пролетариата, объективной необходимости социалистической революции и т.п.). Это происходит не только потому, что философия использует умозрительный метод, но и потому, что она включает в себя ценностный, аксиологический аспект. Философ трактует реальные социальные явления, факты с точки зрения идей, ценностей, которые он разделяет. Иначе говоря, использование философского метода, включающего элементы оценочного отношения к миру, в анализе конкретных явлений таит опасность идеологической при- З} верженности, субъективизма в понимании и трактовке социальных явлений. Философия по сути своей и не ставит задачу жесткого, * однозначного, объективного (т.е. научного в классическом смысле слова) постижения мира. Главная ее задача— при помощи преимущественно умозрительного метода и использования оценочных суждений дать возможность человеку осознать свое место в мире, обратиться к вечным общечеловеческим вопросам, т.е. философия решает в первую очередь мировоззренческие задачи. Однако при отсутствии строго научных концепций, раскрывающих те или иные стороны социальной действительности, философия выдвигает догадки, предположения, не поддающиеся эмпирической проверке, т.е. выполняет функции «интеллектуальной раз- ведки». Примером могут быть идея Гегеля о проявляющей себя в истории «хитрости мирового разума», учение Фейербаха о вечной и неизменной «природе человека» и т.п. Особый акцент на философском типе познания нам был необхо возникновения из высших форм познания обществом самого себя. Социологии Соответственно, выбор путей и методов самопоз- нания общества определяется тем, в каком знании нуждается социум, что необходимо ему узнать о себе. Социальные условия К середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе обусловили острую потребность в новой модели, типе социальных знаний. Социология возникла в ответ на потребности формирующегося гражданского общества. Привычный порядок феодально-абсолютистского строя с его жесточайшей тотальной регламентацией экономической, общественно-политической и духовной жизни людей вытеснялся процессом становления общества, утверждавшим торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность гражданина. Именно в условиях самоорганизующегося общества возникает массовая потребность в знании, ориентированном на точное и глубокое описание реальных социальных явлений и процессов. Качественное расширение границ свободы человека, существенное увеличение возможностей выбора пробудили интерес гражданина к знанию основ жизни социальной группы, общности, социальных процессов, чтобы рационально, с наибольшей эффективностью воспользоваться обретенной свободой. Если в феодально-абсолютистском обществе организация людей обеспечивалась беспрекословным выполнением ими установлений верховной власти, то в самоорганизующемся обществе свободным и независимым людям требуются конкретные знания и понимание интересов партнеров, причин и обстоятельств, побуждающих их к взаимодействию, и т.д. С другой стороны, свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставила результативность деятельности предпринимателей, политиков в прямую зависимость от того, насколько они опирались в своей деятельности на знание конкретных социальных механизмов, настроений и ожиданий людей, их предпочтений. Отметим и еще один момент. В условиях обретенной свободы углубляется процесс дифференциации людей, их устремлений, интересов. Тоталитарное общество предельно стандартизирует людей, усредняя их. Гражданское общество —' это состязание, компромисс дифференцированных граждан. В связи с этим возникла необходимость не рассматривать общество как однородную массу, а учитывать его дифференцированность, многоплановость. Такая точка зрения становится условием жизни в самоорганизующемся обществе. -■■■ >/>>■■ ■- 20 Вследствие этих и других причин сформировалась настоятельная потребность в достаточно конкретном, дифференцированном, точном, доказательном, приближенном к реальной социальной практике знании. Социология и была ответом на потребность развивающегося гражданского общества (такая потребность явно ощущается сейчас в России) в определенном типе науки, которая в силу своей достоверности, доказательности, обращенности к практике представляет качественно новую форму социального познания. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|