Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Метод социологии: его возникновение и становление





ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ Приступая к изучению той или иной.науки, И МЕТОД научных пытаясь понять ее специфику, прежде всего мы исследовании определяем объект, предмет и метод данной науки.

Объект науки — это область окружающей Действительности, на которую направлен исследовательский поиск. Природа, животный и растительный мир, человек, общество, этнос, культура и т.д..— все это объекты, но сразу нескольких наук. Так, животный мир может быть предметом изучения биологии, зоологии, зоопсихоло­гии, палеонтологии и др.; человек, общество, культура, этнос и т.п. наряду с социологией изучаются историей, психологией, куль­турологией, этнографией.

Предмет науки — это свойства, аспекты, признаки, характери­стики, которые интересуют данную науку в этом объекте. Так, че­ловек является объектом изучения таких наук, как антропология, биология, философия, психология, но каждая из них выделяет в человеке те специфические особенности, которые важны именно для данной науки.

Метод науки — это совокупность, система основных познава­тельных приемов, процедур, с помощью которых осуществляется научное исследование.

Каждая наука обладает своим методом. Но этот метод, в самом общем виде включает в себя общенаучные элементы (в частности, логику, ее основные процедуры, требования к обоснованию зна­ния, правила выведения умозаключения и т.д.) и специальные, при­сущие прежде всего этой науке принципы организации научной деятельности. Так, философское рассуждение, интерпретация ка­кого-либо исторического факта, явления по «стилю» существенно отличаются от рассуждений историка на ту же тему. Зачастую мы ощущаем эти различия на интуитивном уровней ^'

15


Для того чтобы сознательно регулировать, контролировать про­цесс социологического познания общественных явлений, необходи­мо представить определенный образ познавательной деятельности, т.е. остановиться на главных познавательных процедурах, которые в основном и характеризуют метод социологии.

Характеристике социологического метода мы уделим особое внимание, так как именно этот метод в первую очередь отличает социологическое познание общественной жизни от философско­го, исторического, этнографического и т.п. и, на наш взгляд, во многом определяет особую роль социологии в развитии современ­ного обществознания.

В настоящее время сложились различные типы познания социальной действительности, которые ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ взаимодействуют и взаимодополняют друг дру­га. Выделим в самом общем виде три основных:

обыденное познание («здравый смысл»). Это фрагментарное, в основном несистематизированное, т.е. не теоретичное, понима­ние социальных явлений, окружающего мира вообще. Такое по­нимание формируется на основе житейского, а не научного (т.е. соответствующего определенным научным требованиям предста­вительности, неслучайности и т.д.) опыта повседневной жизни человека. Знания о социальном мире не специально добываются, а являются, как правило, «случайным», «побочным» продуктом практической жизни. В силу этого обыденное сознание ориенти­ровано на постулирование (а не на доказательство) и наряду с безусловно точными сведениями о социальной жизни зачастую порождает фантазии, мифы, слухи о тех или иных социальных явлениях;

философское познание. Это целостное, систематизированное, те­оретико-концептуальное осмысление действительности на основе преимущественно умозрительных, логических процедур («мыслен­ный эксперимент»). Оно носит предположительный, неоднознач­ный характер, положения формулируются на основании логически и теоретически допустимого (непротиворечивого). Философское по­знание имеет оценочный характер (т.е. оценивает явления с точки зрения желательного, положительного и отрицательного);

опытно-рационалистическое познание. Это систематическое, це­лостно-концептуальное (теоретическое) описание окружающей действительности на основе эмпирических фактов, отобранных в соответствии с научными требованиями к представительности, однозначности толкования-и т.д. Исследуется лишь то, что может быть объяснено, доказано фактами. Опытно-рационалистический тип познания стремится к идеологической нейтральности: давать знание о явлениях, а не их оценку.


В реальной жизни все эти типы познания взаимосвязаны и взаи­мообогащаются. Опытно-рационалистический тип не может суще­ствовать без философского. Здравый смысл постоянно обогащается выводами, постулатами философского и опытно-рационалистичес­кого знания. Со временем могут возникнуть и новые типы социаль­ного познания.

Для нашего дальнейшего анализа особое значение имеет фило­софский тип осмысления общественной реальности, поскольку социология, как и все другие науки, вышла из недр философии, связана с ней, и не только происхождением, но и некоторыми общими чертами метода.

ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ

1. Философское исследование социальной жиз­ни — социальная философия — имеет много­вековую историю. При всем.многообразии ис-

ПОЗНАНИЯ --- ■>--

социальной жизни: торических форм основным методом философ-
достоинства ского познания является теоретическое мыш-

И ограничения ление, опирающееся на совокупный опыт че­ловечества, достижения всех наук и культуры в целом. Непреходящее достоинство философского, т.е. предельно широкого, теоретического осмысления социальной жизни заключа­ется, на наш взгляд, в следующем.

• Социальная философия играет ведущую роль в выявлении
конечных причин, вечных основ социального существования ин­
дивида, понимании основополагающих начал, которые образуют
смысл его бытия. Ценности, которыми живет современный чело-

. век, которые утвердились в нашей цивилизации, были в теорети­ческой форме концептуально осмыслены и выдвинуты мировой философией. Без великих философских идей, которые развивались, уточнялись, к которым возвращались на новых витках истории но­вые поколения философов, наш мир не просто был бы беднее — он не состоялся бы в его современном виде: люди не ориентирова­лись бы на те ценности, не стремились бы к тем жизненным це­лям, которые являются основными для нас и наших современни-

КОВ. ■ .- " ^,, ш ■***■ ^^

• Философия за многие века своего ра^иТий выработала выс­
шие формы теоретического познания. С та%й*'"зре1?йч'1йе\ода, т.е.
организации мыслительного процесса, фм&Ъс о^щя^ — э\о квинтэс- i
сенция теоретического познания. Имению врач&<|5^ш1о<5Ьфии до­
стигли совершенства приемы анализа иусит'еза з4$аний* обобще­
ния, движения от элементарных явлений кЛк^щнор™. умения'"'в
единичных фактах видеть общие и всеобщиЧ^еЛденции^Для фило­
софского мышления характерна не тдлько Bce"b6tHjitJeTb, но и це­
лостность, системность, концептуальность постижения объекта.t
Любой ученый, занимающийся фундаментальнымй-областями зна-?


ния — социолог, историк или физик, — так или иначе проявляет свою философскую культуру в теоретической всеобъемлемости и масштабности мышления.

Мы попытались вычленить основные, решающие, непреходя­щие достижения, преимущества философского постижения соци­альных явлений: Социология опирается на великие завоевания со­циально-философской мысли. Предпосылкой научной деятельнос­ти социологов как исследователей являются как минимум две от­правные точки анализа, связанные с философией:

• осознанная или неосознанная реализация определенных </>«-
лософских идей, способов видения окружающего мира, ко­
торые обусловливают направление социологического поис­
ка, общие подходы в интерпретации данных;

• зависимость глубины интерпретаций, мышления социолога
от его философской культуры. Один социолог может не заме­
тить глубокого содержания им же добытых эмпирических
фактов, а другой сумеет увидеть в них свидетельство слож­
нейшего социального процесса, ранее неизвестного или иначе
понимаемого. Речь идет не просто о таланте, способностях,
а об овладении принципами теоретизирования, которым учит
философия: целостный анализ проблем, умение в единич­
ном находить всеобщее, стремление увязывать один вывод
с другим и как следствие более емко оценивать изучаемые
явления. Иначе говоря, когда перед социологом возникает
задача теоретического обобщения и появляется потребность
внутренне осмыслить проблемы, имеющиеся факты, выво­
ды, его философская культура проявляется особенно яв­
ственно.

2. Вместе с тем философский метод осмысления социальной дей­ствительности имеет границы применения. Философия по своим методам — наука преимущественно умозрительная, созерцатель­ная. Ее познавательные приемы (например, мысленный экспери­мент) дают значимый результат лишь при осмыслении «вечных» проблем человеческого бытия: свобода, совесть, смысл жизни, счастье и т.д. Именно для решения подобных общечеловеческих проблем (которые возникают и повторяются в жизни каждого), не столь значимо, насколько строго.отобраны факты, достаточно ли количество единиц наблюдения для тех или иных выводов. Ведь речь идет о выявлении всеобщих тенденций, касающихся как любого человека, так и человечеству в целом.

Когда же требуются познание реальных явлений, ответ на конк­ретные вопросы, то выявляется ограниченность попыток умозри­тельного их решения..Это все равно что использовать весы, предназ­наченные для,8звешивания многотонных грузов, для измерении веса о

18


маломерных предметов — степень точности оставляет чересчур боль­шой простор для определения веса последних. Не будучи предназна­ченной для ответа на конкретные вопросы, не имея для этого необ­ходимого познавательного инструмента, философия вынуждена в поисках ответа на подобные вопросы ориентироваться не на логику конкретных явлений, а на предположения и внутренние установки исследователя. Поэтому попытки чисто умозрительно, опираясь на догадки, интуицию, решить конкретные социальные, политические и другие вопросы неминуемо порождают несоизмеримую с задача­ми научного анализа степень предположительности. Открывается путь к появлению ничем не подтвержденных, но, как мы убедились на примере нашей истории, с претензией на мессианство фантомов, утопий (идеи всемирно-исторической роли пролетариата, объектив­ной необходимости социалистической революции и т.п.).

Это происходит не только потому, что философия использует умозрительный метод, но и потому, что она включает в себя цен­ностный, аксиологический аспект. Философ трактует реальные со­циальные явления, факты с точки зрения идей, ценностей, кото­рые он разделяет. Иначе говоря, использование философского ме­тода, включающего элементы оценочного отношения к миру, в анализе конкретных явлений таит опасность идеологической при-

З} верженности, субъективизма в понимании и трактовке социальных явлений. Философия по сути своей и не ставит задачу жесткого,

* однозначного, объективного (т.е. научного в классическом смысле слова) постижения мира. Главная ее задача— при помощи преимуще­ственно умозрительного метода и использования оценочных суждений дать возможность человеку осознать свое место в мире, обратиться к вечным общечеловеческим вопросам, т.е. философия решает в первую очередь мировоззренческие задачи.

Однако при отсутствии строго научных концепций, раскрываю­щих те или иные стороны социальной действительности, филосо­фия выдвигает догадки, предположения, не поддающиеся эмпири­ческой проверке, т.е. выполняет функции «интеллектуальной раз- ведки». Примером могут быть идея Гегеля о проявляющей себя в истории «хитрости мирового разума», учение Фейербаха о вечной и неизменной «природе человека» и т.п.

Особый акцент на философском типе познания нам был необхо­
дим потому, что, во-первых, именно на основе социальной фило­
софии возникла социология. Во-вторых, социология развилась из
потребности преодолеть ограничения, которые присущи философе -
исторические кому познанию социальной действительности.
УСЛОВИЯ Общественная наука есть не что иное, как одна

возникновения из высших форм познания обществом самого себя. Социологии Соответственно, выбор путей и методов самопоз-


нания общества определяется тем, в каком знании нуждается со­циум, что необходимо ему узнать о себе.

Социальные условия

К середине XIX в. потребности социального развития и внутрен­няя логика эволюции науки об обществе обусловили острую по­требность в новой модели, типе социальных знаний.

Социология возникла в ответ на потребности формирующегося гражданского общества. Привычный порядок феодально-абсолю­тистского строя с его жесточайшей тотальной регламентацией эко­номической, общественно-политической и духовной жизни людей вытеснялся процессом становления общества, утверждавшим тор­жество прав и свобод человека, духовную, экономическую незави­симость и автономность гражданина. Именно в условиях самоорга­низующегося общества возникает массовая потребность в знании, ориентированном на точное и глубокое описание реальных соци­альных явлений и процессов.

Качественное расширение границ свободы человека, существен­ное увеличение возможностей выбора пробудили интерес гражда­нина к знанию основ жизни социальной группы, общности, со­циальных процессов, чтобы рационально, с наибольшей эффек­тивностью воспользоваться обретенной свободой. Если в феодаль­но-абсолютистском обществе организация людей обеспечивалась беспрекословным выполнением ими установлений верховной вла­сти, то в самоорганизующемся обществе свободным и независи­мым людям требуются конкретные знания и понимание интере­сов партнеров, причин и обстоятельств, побуждающих их к взаи­модействию, и т.д.

С другой стороны, свободная конкуренция в экономике, поли­тике, духовной сфере поставила результативность деятельности предпринимателей, политиков в прямую зависимость от того, на­сколько они опирались в своей деятельности на знание конкретных социальных механизмов, настроений и ожиданий людей, их пред­почтений.

Отметим и еще один момент. В условиях обретенной свободы углубляется процесс дифференциации людей, их устремлений, ин­тересов. Тоталитарное общество предельно стандартизирует лю­дей, усредняя их. Гражданское общество —' это состязание, комп­ромисс дифференцированных граждан. В связи с этим возникла необходимость не рассматривать общество как однородную мас­су, а учитывать его дифференцированность, многоплановость. Та­кая точка зрения становится условием жизни в самоорганизую­щемся обществе. -■■■

>/>>■■ ■-

20


Вследствие этих и других причин сформировалась настоятельная потребность в достаточно конкретном, дифференцированном, точ­ном, доказательном, приближенном к реальной социальной прак­тике знании. Социология и была ответом на потребность развиваю­щегося гражданского общества (такая потребность явно ощущается сейчас в России) в определенном типе науки, которая в силу сво­ей достоверности, доказательности, обращенности к практике пред­ставляет качественно новую форму социального познания.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.