|
ИСОН КомпаНав-2 (ф. «Текнол», г. Москва) в составе пилотажно-навигационной системыАвтономное Пилотажно-Навигационное Средство (ПНС-А) разработано компанией Текнол на базе малогабаритной инерциально-спутниковой навигационной системы КомпаНав-2 и программного обеспечения с "образной индикацией". ПНС-А является автономным средством определения параметров навигации и ориентации летательного аппарата. ПНС-А отображает данные параметры на экране графического дисплея в виде символов на фоне электронной карты или 3-х мерной карты рельефа местности с использованием цветового кодирования. Автономность использования ПНС обеспечивается независимым функционированием ПНС от штатного бортового оборудования в течение 2 часов непрерывной работы, а также возможностью эксплуатации ПНС при нахождении ЛА вне основного аэродрома базирования. ПНС является переносным (дополнительным) легко устанавливаемым оборудованием, которое дублирует основные функции штатного пилотажно-навигационного комплекса ЛА (в том числе индикацию углов ориентации). Комплектация "Стандарт" 1 - малогабаритная интегрированная навигационно-пилотажная система КомпаНав-2; 2 - переносной персональный компьютер Panasonic CF-18; 3 - приемник СНС Garmin-35; 4 - блок коммутатации с батареей резрвного питания; 5 - эксплуатационный накопитель полетной информации; 6 - СВС. КомпаНав-2: Малогабаритная Интегрированная Навигационная Система
КомпаНав-2, используя оригинальный алгоритм интегрирования данных GPS с измерениями инерциальных датчиков, система выдает в цифровой форме полный набор навигационных данных и параметров ориентации: - координаты местоположения и высота; - углы ориентации: курс, крен, тангаж; - скорость в земной СК, воздушная скорость; - вертикальная скорость; - ускорения, угловые скорости. КомпаНав-2 является многофункциональной системой, объединяющей свойства целого ряда авиационных приборов: - интегрированная (ИНС-GPS) система навигации; - курсовой индикатор; - магнитный компас; АГД; - датчик воздушной скорости; - барометрический высотомер; - датчик вертикальной скорости; - датчик перегрузки; - датчик скольжения. Применение:
Современное состояние ЭКНИС Современные ЭКНИС отличают следующие определяющие моменты: использование той или иной версии операционной системы Windows, когда на экране монитора в одном из окон можно увидеть фрагмент одной карты, а в другом - другой, причем даже в ином формате; наложение на ЭНК радиолокационной информации. При этом в некоторых системах на ЭНК выводится лишь информация о целях («вторичная»), а в некоторых - и первичная, идентичная информации на индикаторе кругового обзора радара; сопряжение с авторулевым для решения задачи удержания судна на курсе или линии заданного пути с учетом динамических характеристик судна; наличие в базе данных ЭКНИС сведений о приливах, отливах и течениях на район плавания (либо модели, позволяющей их рассчитывать), что резко упрощает плавание в прибрежной зоне, а также позволяет выбрать оптимальный маршрут движения; включение в состав аппаратуры ЭКНИС интерфейсного модуля для сопряжения с системой INMARSAT, обеспечивающей глобальную связь. Именно такие функции заложены, например, в систему Sea Pro 2000 фирмы Euronav Ltd. (Великобритания). При этом пока ИМО решает судьбу векторных и растровых карт, большинство передовых производителей идет по понятному пути обеспечения работы ЭКНИС с картами разных форматов. Так, например, американо-германская фирма “Raytheon Marine Company - Raytheon Anschutz GmBH” разработала ST MK 2ECDIS, работающую как с векторными картами (форматы S57/DX-90 [ИМО], DNC VPF [NIMA], С-93 [С-МАР]), так и с растровыми (форматы ARCS [Великобритания], BSB [США], SRF [Австралия]). Эта ЭКНИС кроме радара, радиолокационного прокладчика и авторулевого, упоминавшихся ранее, сопрягается с эхолотом, приемником GPS (в том числе работающим в дифференциальном режиме), гирокомпасом, лагом, датчиком ветра, датчиком оборотов судового двигателя, датчиком пера руля и датчиком скорости поворота судна. Легко понять, что такая ЭКНИС позволяет решать практически все задачи навигации и управления движением судна. К такому же классу ЭКНИС относится и система Tsunamis, предлагаемая фирмой “Software” (Великобритания), являющейся дочерней по отношению к фирме “Transas Marine”. Фирма “Software” обладает собственной коллекцией из 3500 векторных ЭНК, хранимых на компакт-диске. В этой ЭКНИС обеспечивается сопряжение с приемником GPS по каналу NMEA для ввода в него маршрута движения судна, а также имеется графический семицветный редактор, позволяющий выносить на экран монитора любую дополнительную (к хранящейся в базе ЭНК) информацию. Целый ряд фирм выпускает проблемно-ориентированные ЭКНИС. Так, фирма “Cetrek Ltd.” (Великобритания) разработала систему Pro Chart для рыбопромысловых судов. Эта система отображает на экране монитора траекторию не только судна на фоне ЭНК, но и трала, и имеет три режима поиска «цели» (косяка рыбы) по данным гидролокатора. Фирма “Simrad Shipmate AS” (Дания) выпускает систему Shipmate RS2900, сопрягаемую с различными системами позиционирования (GPS, Loran-C, Decca и т.д.) и позволяющую индицировать на фоне ЭНК путь судна по пяти любым из них. Более того, линия пути судна может менять свою окраску в зависимости от диапазонов глубин или температуры воды, что опять-таки существенно для рыбаков. Интересную разработку CAN Star 3000 провела фирма “Computer Aided Navigation” (ФРГ). В этой системе реализуется псевдотрехмерное изображение на экране целей от радиолокационного прокладчика, имитирующее их наблюдение через лобовое стекло ходовой рубки. При этом окраска целей меняется в зависимости от того, каким бортом они обращены к наблюдателю («правый - зеленый»). На экран, где автоматически индицируется кривая глубины под килем за последние 5 мин, выводится информация от теле- или видеокамеры (можно наблюдать за машинным отделением или палубой). Имеется и задача контроля за положением судна на якорной стоянке при вводе данных от датчика ветра. ЭКНИС Navmaster разработала фирма “PC Maritime Ltd.” (Великобритания). В системе реализованы мультимедийные возможности: в базе данных ЭКНИС можно хранить фотографии, комментарии и видеокадры, привязанные к маршруту, которые могут быть выведены поверх ЭНК. ЭКНИС использует векторные и растровые карты, причем коллекция растровых карт в формате ARCS покрывает весь Мировой океан и размещается на 11 компакт-дисках, каждый из которых вмещает 350 карт. Еженедельно фирма выпускает компакт-диск с корректурами для всей коллекции карт. Наконец, система способна принимать выводимую на экран карту погоды, а также извещения мореплавателям о навигационных опасностях. Как отмечалось ранее, новейшие ЭКНИС представляют собой основу интегрированного мостика на современном судне. Поэтому многие фирмы разрабатывают разнообразные пакеты прикладных программ, которые могут быть реализованы в вычислителе ЭКНИС. Так, фирма “Litton” (США), поглотившая недавно широко известную компанию “Sperry Marine Inc.”, выбросила на рынок целый ряд разработок вновь созданной Litton Marine Systems. Наиболее интересными из них являются: «черный ящик», осуществляющий запись комплексной информации, речевых команд и информации с экрана радара для разбора несчастных случаев и тренировки экипажа; система контроля качества работы судового оборудования. Используя данные на сервере «черного ящика», этот модуль оценивает «настройку» параметров судового двигателя, качество топлива, погодные условия и прочность корпуса, сопоставляя их со «стандартными», заложенными при испытаниях судна и тестировании его модели. Результаты используются для подтверждения эффективности работы систем энергосбережения судна, определения оптимального интервала между осмотрами судна в сухом доке и т.д.; система поддержки принятия решений (экспертная система) рассчитывает оптимальные скорость и курс судна, минимизирующие риск повреждения от штормов, уменьшает стоимость жизненного цикла корпуса и механизмов, прогнозирует слеминг, изгибающий момент, перерезывающую силу, скорость и число оборотов двигателя в соответствии с прогнозом погоды или ручным вводом данных о погодных условиях и параметров волнения. И, как подобает всякой экспертной системе, дает ответы на многочисленные сценарии типа «Что если?». В России одним из ведущих разработчиков ЭКНИС для МПО является АО “Транзас Марин” (г. Санкт-Петербург). Продукция этой фирмы в настоящее время получила широкое распространение как на отечественных судах, так и на судах иностранных компаний. В соответствии с международными нормами о безопасности плавания системы отображения электронных карт должны стать обязательной составной частью судовых навигационных систем. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|