Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КУРСА





ВВЕДЕНИЕ

 

Методическое пособие «Введение в историю мировых цивилизаций», предлагаемое студентам МЭИ (ТУ), представляет собой руководство для освоения учебной дисциплины «Основы гуманитарных знаний». Данный курс является одним из базовых в цикле гуманитарных дисциплин технического вуза и имеет большое познавательное, развивающее и воспитательное значение для студентов всех специальностей и направлений подготовки. В основу курса «Введение в историю мировых цивилизаций» положен обзор исторического опыта и достижений культуры человечества, прошедшего путь от локальных цивилизаций древности до современного общества, охваченного процессами глобализации. Авторы рассматривают основные и специфические черты цивилизаций, выявляют общее и особенное в их развитии, акцентируют внимание на взаимосвязях экономических, социальных, политических и культурных процессов в структуре каждой цивилизации.

Что же включает в себя понятие цивилизации? В современных гуманитарных дисциплинах сложилась практика различного его истолкования: с одной стороны, как стадиального феномена исторического развития, с другой стороны, как типологической единицы изучения истории. Сколько-нибудь законченного, «стандартного» определения понятия цивилизации ученые до сих пор не сформулировали, однако сущностные черты ее вполне конкретны. Цивилизационное образование включает в себя такие составляющие, как географическая (природная) среда обитания, система ведения хозяйства, социальная и политическая организация, религия, духовные и культурные ценности, ментальность общества. Эти черты не только определяют неповторимость каждой цивилизации, ее характерные свойства, но и позволяют выявить общие, типологические моменты их жизни и развития.

Цель курса «Введение в историю мировых цивилизаций» состоит в том, чтобы предоставить учащимся технического вуза возможность овладения основами знаний об историко-культурном развитии человечества с древности до нашего времени, его социальном, духовном и нравственном опыте, пробудить у студентов стремление анализировать события и явления действительности, а также достижения человеческой культуры с учетом их уникальности и органической принадлежности к единому потоку исторического движения, обнаруживать их корни, логику и динамику, научить излагать свое видение современных концепций историко-культурного развития. Задачи курса «Введение в историю мировых цивилизаций»:

· определить понятие «цивилизация» с точки зрения различных культурологических концепций; уяснить сущность и смысл цивилизационного подхода в рассмотрении историко-культурного процесса;

· рассмотреть структуру и типологию цивилизаций, критерии периодизации исторических циклов, механизмы смены цивилизаций, стадиальную и локальную теории цивилизационного развития;

· проанализировать основные этапы развития цивилизаций с учетом генезиса самого человека как самостоятельной биосоциальной системы, его ментальности и взаимосвязи с развитием природы и общества;

· выявить особенности развития цивилизаций Востока и Запада, ценности локальных цивилизаций различных исторических эпох;

· определить специфику российской цивилизации, раскрыть место и роль России в системе мировых и локальных цивилизаций;

· показать возможные перспективы развития человечества в условиях постиндустриальной (информационной) цивилизации, проанализировав футурологические прогнозы и проекты возможного будущего человечества.

По замыслу авторов пособия оно может стать не только методическим руководством в изучении данного курса, но и эффективным подспорьем для студентов, желающих самостоятельно углубить свои познания в области истории и культуры мировых цивилизаций. В структуре и содержании пособия отражены последние достижения историографии, требования, диктуемые современным состоянием отечественного гуманитарного образования, практический опыт, накопленный преподавателями кафедры истории и культурологии МЭИ (ТУ), а также те рекомендации для студентов дневных форм обучения, которые оправдали себя в практике ведущих российских вузов.

Структура предлагаемого методического пособия позволяет охватить разносторонние аспекты подготовки студентов по курсу «Основы гуманитарных знаний». Во-первых, это знакомство с программой 36-часового лекционного курса, представленной в разделе «Тематическая программа курса». Во-вторых, изучение содержания семинарских занятий по курсу, подробно изложенного в разделе «Темы семинарских занятий: рекомендации по изучению и закреплению материала». В-третьих, возможности использования справочной и библиографической информации, представленной в заключительной части пособия.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КУРСА

 

Тема 1. Цивилизация как предмет гуманитарного знания (2 часа)

 

Категория «цивилизация» и проблема вариативности ее понимания. Историография изучения цивилизационного подхода к осмыслению исторического процесса. Цели и задачи курса с позиций гуманитаризации инженерного образования. Понятие цивилизации, ее сущность и основные типы. Цивилизация и культура. Цивилизация и общественно-экономическая формация. Цивилизация как стадия общественного прогресса. Этапы цивилизационного развития.

Проблема возникновения человеческой цивилизации. Человек, его менталитет и социальное поведение как методологическая основа изучения цивилизаций. Кризисы цивилизаций. Механизм их смены. Материальные основы исторического многообразия цивилизаций. Типы цивилизаций. Теории стадиального и локального развития. Мировые и локальные цивилизации, динамика их взаимодействия. Суперцивилизации «Восток» и «Запад»: социокультурная характеристика.

Тема 2. Первобытность и проблема перехода к цивилизации (2 часа)

 

Первобытный период в истории человечества и его статус (предыстория, праистория, доистория). Проблема определения начала историко-культурного процесса в контексте соотношения понятий «человек», «история», «культура». Происхождение человека: научные гипотезы и концепции. Характеристика основных этапов антропогенеза.

Материальные свидетельства появления культуры и традиций. Их сакральный, экономический и социальный смыслы. Первобытное искусство. Экономико-орудийная деятельность. Ранние формы религии. Отличия человеческого способа жизнедеятельности от животного. Социальная организация человеческого коллектива. Основные этапы ее развития.

Роль земледелия, скотоводства и ремесла в процессе развития первобытного человечества. «Неолитическая революция» и ее последствия. Возникновение первых признаков цивилизационного пути развития человечества. Господство производящих типов хозяйства. Появление городов. Социальная стратификация, власть, разложение родовых структур, изменения в мировоззрении. Появление письменности. Локальные очаги первых цивилизаций.

 

 

Вводная тема

Литература

1. Бердяев Н. А. Воля к жизни и воля к культуре // На переломе: Философские дискуссии 20-х годов. М.: Политиздат, 1990. – С. 73–84.

2. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. СПб.: «Глаголъ», 1995.

3. Сорокин П. Человек. Общество. Цивилизация. М.: Политиздат, 1992.

4. Сравнительное изучение цивилизаций: хрестоматия. М.: Аспект-Пресс, 2001.

5. Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.

6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003.

7. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М.: Мысль, 1993.

8. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.

Тема 1

Развития человечества

Существование человека, человеческого общества и культуры в эпоху первобытности тесно связано с биологическими процессами, характеризующими становление человека современного типа. Эти разнородные процессы изучаются представителями как естественных, так и гуманитарных дисциплин. Знание о первобытности представляет собой комплексную отрасль, в которой органично переплетаются данные биологии, антропологии, климатологии, археологии, этнографии, искусствознания и др. Первобытность – это не только первый период в истории человека и общества, но и наиболее продолжительный (он длился с 4–2,5 млн лет до 5–3 тыс. лет до н. э.). В нем определяются параметры и исходные условия дальнейшего развития истории, закладываются факторы и предпосылки, влияющие на поведение человека и коллективов вплоть до настоящего времени. Первобытность – это и ключ к пониманию причин возникновения цивилизаций и специфики их развития. Тем не менее, следует особенно подчеркнуть, что многие проблемы антропосоциогенеза (происхождения человека и общества) не решены в науке окончательно, а картина первобытной истории, точнее предыстории или доистории, приблизительна и гипотетична.

Человеческое общество и культура складывались постепенно вслед за формированием самого человека. На протяжении сотен тысяч лет мозг наших предков (представителей человекообразных видов, предшествовавших появлению подвида кроманьонцев) постепенно превращался в человеческий мозг, отличающийся автономностью функций правого и левого полушарий. Обособленная работа полушарий головного мозга долгое время была физиологически невозможна. Поэтому формированию абстрактно-логического мышления у человека предшествовал длительный период слитного действия обоих полушарий (интересно, что данная особенность сохраняется у детей до определенного возраста, оказывая влияние на психическую деятельность ребенка). На основе этой слитности формировалось мифологическое сознание первобытных людей. Они еще не были способны воспринимать творения своей фантазии как творческий вымысел, усматривая в них правдивое описание той реальности, которая для современного человека обычно отождествляется со сказкой, аллегорией или метафорой. Таким образом, первобытная физиология обеспечивала механизм складывания и функционирования мифологического сознания, лежащего в основе практически любой деятельности доисторических людей.

Процесс становления культуры, как и всестороннее преобразование животного в человека, начинался в разных регионах земного шара и в разное время (в промежутке от 4 млн до 100 тыс. лет назад). Однако лишь один путь оказался нетупиковым – возникновение подвида кроманьонцев в Африке (предположительно) с последующим его распространением в Европе и Азии. Моментом, определившим направленность этого процесса, оказалась облавная охота на крупного зверя, ставшая основой хозяйственного бытия первобытного общества и выраставшего из нее первого исторического типа культуры.

Охота становилась результативнее, если была коллективной и орудийной, требовавшей большой сноровки и умений. Те племена, которые не воспринимали этого «призыва истории» и пытались привычно существовать за счет более легкой индивидуальной охоты на мелких животных или собирательства, оказывались обреченными как минимум на застойное существование, не создававшее стимулы для развития творческого мышления, для изобретения и совершенствования орудий труда. Только те популяции имели будущее, которые совершенствовали и развивали умение обрабатывать камень.

Основными свойствами первобытной культуры считаются синкретизм и традиционность. Синкретизм выражался, прежде всего, в нерасчлененности, единстве трех форм бытия – культуры, общества и человека. Каждый представитель родоплеменного коллектива воспринимался как равный целому: у всех одно имя, одна раскраска тела, одна прическа, одни украшения, пляски, мифы, обряды. Иначе говоря, «Я» полностью оказывалось растворенным в «МЫ». И точно так же культура этого родоплеменного «МЫ» тождественна каждому входящему в него «Я». Нерасчлененное, целостное мышление первобытного человека (как и сознание любого современного ребенка) давало простор мощной фантазии, которая во всех сферах его деятельности превосходила возможности аналитического мышления.

Второе существенное свойство первобытной культуры – это ее традиционность. Все особенности структуры бытия каждой родоплеменной общности – быт, мифы, обряды, нормы вкуса, способы художественного творчества – оказывались стабильными, жесткими, нерушимыми и передавались из поколения в поколение как неписаный закон, освященный мифологическими представлениями. Власть традиции, выступавшей в качестве культурного заменителя утраченного человечеством генетического способа передачи поведенческих программ, абсолютизировалась именно благодаря ее способности быть мощным социальным регулятором поведения людей, средством сплочения популяций. Это качество первобытной культуры, оставленное ею в наследство последующим эпохам, неразрывно связано с мифологической доминантой. Действительно, мифология по самой своей природе претендует на абсолютность утвержденного ею миропонимания, а значит, требует от каждого индивида безусловного принятия данной системы идей и переживаний, а также их передачи в неприкосновенном виде из поколения в поколение.

В силу нерасторжимого единства всех видов деятельности, первобытная культура, в отличие от эпохи цивилизации, представляет собой синкретический культурный комплекс. В этом комплексе все виды духовной деятельности связаны с искусством и выражают себя через искусство. Функции первобытного искусства были весьма многообразны: познание, самопознание и самоутверждение человека; систематизация мира; колдовство, связанное с верой в магическую силу изображения; формирование эстетического чувства и др. Именно в искусстве получают свое развитие первые представления человека об окружающем мире. Оно способствует закреплению и передаче первичных знаний и навыков, выступая как средство общения между людьми. Искусство упорядочивало систему представлений об окружающем мире, регулировало и направляло психические процессы, служило средством борьбы с хаосом как в самом человеке, так и в человеческом обществе. В искусстве как особом виде деятельности социального существа наиболее полно и плодотворно взаимодействуют труд, речь и мышление – факторы, составляющие главную отличительную особенность человека. Они поднимаются здесь на качественно новую ступень: труд становится творчеством, слово начинает жить во времени, мысль получает дополнительную к речи форму отвлечения от действительности. Появление этой новой деятельности, не направленной непосредственно на удовлетворение материальных нужд, связано с развитием духовных потребностей. Однако потребности эти, на первых порах не осознаваемые, лишь со временем принимают форму «эстетических чувств».

Первобытная культура развивалась в течение длительного времени, и в некоторых частях света – в Австралии и Океании, ряде регионов Америки и Африки – она существовала вплоть до Нового времени. Древнейшие свидетельства первобытной культуры относятся к палеолиту (древнекаменному веку), причем искусство появилось лишь в позднем (верхнем) палеолите – за 40 тысячелетий до н. э. Более поздние этапы его развития относятся к мезолиту (среднекаменному веку) и неолиту (новокаменному веку). В жилищах первобытного человека найдены антропоморфные (человекообразные) скульптурные фигурки. Однако гораздо чаще первобытные художники обращались к изображению животных. Кардинальные изменения в истории общества и культуры первобытности наступают в период «неолитической революции», т. е. при переходе от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство) типу хозяйства. В это время человек начинает овладевать новыми технологиями (например, производством керамики), а также разнообразными строительными материалами (сырцовый кирпич и др.). У людей появляются постоянные укрепленные поселения. Из среды первобытных земледельцев и скотоводов происходит выделение скотоводческих племен, ведущих кочевой образ жизни. Локальные и случайные конфликты между родами и племенами перерастают в войны с целью захвата добычи. Возникает социальное неравенство. В искусстве данного периода, наряду с изображением животных, все более значимую роль играют изображения людей в сценах охоты или военных столкновений. Центральной темой искусства становится деятельность людей, коллектива.

Таким образом, «неолитическая революция» подняла на новую ступень и возделывание земли, и охоту, и войну, и строительную технику, и средства передвижения. Вследствие этого установившаяся и тысячелетиями сохранявшаяся гармония первобытного бытия стала разрушаться, а в наступающем хаосе постепенно вырисовывались новые способы организации человеческих коллективов, резко отличающиеся от прежних. В определенном смысле можно утверждать, что с неолитом заканчивается эпоха первобытности, поскольку производящее хозяйство – это основа всей (в том числе современной) человеческой цивилизации. Иными словами, начался переход к цивилизационному этапу, который характеризуется целым рядом особенностей. В настоящее время ученые выделяют следующие главные признаки цивилизационного пути развития человечества в отличие от первобытной его стадии:

· создание производящего хозяйства, рационально организованной экономики, которая приносит значительный прибавочный продукт, поступающий в распоряжение общества; производящая экономика приходит на смену присваивающему (и, следовательно, бесприбыльному) хозяйству;

· появление частной собственности и владения имуществом (включая землю) и появление возможности концентрации материальных ценностей в руках одних и потери их другими; это приводит к социальному расслоению некогда единой первобытной общины, а также к появлению групп богатых и бедных;

· зарождение государства (и права), регулирующего социальные отношения и конфликты – в противовес тому, что в первобытных общинах отношения регулировались либо обычаями предков, либо произвольными решениями племенных старейшин;

· возникновение города как хозяйственного, административного, военного и культурно-религиозного центра конкретного региона, как места концентрации материальных и интеллектуальных ресурсов, в том числе опыта, энергии и предприимчивости его жителей; город становится мощным инициатором и катализатором общественного развития;

· появление возможности монументального строительства, создания гигантских сооружений – построек, ставших яркой демонстрацией колоссальных возможностей рождающейся цивилизации, эффективного маневрирования ее запасами и трудовыми ресурсами;

· изобретение письменности – системы графических знаков и символов, способных фиксировать и передавать потомству человеческую речь с содержащейся в ней информацией о накопленном в различных сферах жизни человеческом опыте, письменность – это свидетельство рождения нового менталитета, гигантский скачок материальных и интеллектуальных возможностей цивилизации.

Важно учесть, что все эти признаки актуализируются только тогда, когда на авансцену истории выходит город со всеми организуемыми им цивилизационными процессами. Город принято считать одним из главных признаков цивилизации. В эпоху цивилизации земледельческий быт становится маргинальным, крестьянская культура – периферийной, в лучшем случае «подпитывающей» культуру города своими живительными соками и сохраняющей непосредственное ощущение связи человека с природой.

 

Вопросы

1. Происхождение человека и становление человеческого общества.

2. Первобытное искусство: зарождение, сущность, функции.

3. «Неолитическая революция» и переход к цивилизации.

 

Методические советы

1. Изучая первый вопрос, следует иметь в виду, что в современной науке указанные проблемы еще не получили окончательного разрешения. Тем не менее, учеными накоплен огромный материал, позволяющий с достаточно большой долей уверенности выстраивать картину развития истории в первобытный период. Подумайте над следующими вопросами:

· какие существуют гипотезы относительно происхождения человека, в чем их сильные и слабые стороны;

· приведите конкретные свидетельства эволюционного развития форм человекообразных существ;

· в чем заключается проблема «переходных форм»;

· что указывает на недостаточность эволюционного объяснения происхождения человека?

2. По второму вопросу следует четко уяснить, что такое искусство (необходимо знать определение этого понятия и уметь объяснить отличия искусства от прочих явлений человеческой культуры). В чем заключается специфика именно первобытного искусства? Следует помнить, что первобытное искусство невозможно отделить от иных форм бытия по причине синкретического характера первобытной культуры. Тем не менее, всегда есть возможность выявить функции, которые выполняло первобытное искусство. Перечислите эти функции и попытайтесь объяснить, в чем они выражались в реальной жизни первобытного человека и общества. Приведите конкретные примеры, подтверждающие относительно высокий уровень первобытного мастерства. Как, на ваш взгляд, эти примеры могут свидетельствовать в пользу тесной связи искусства с религией, бытом и прочими видами деятельности?

3. При ответе на третий вопрос следует иметь в виду, что первобытность далеко не сразу уступила место цивилизации. Переходный период, связанный с эпохой неолита, растянулся на длительное время. Более того, в различных регионах становление цивилизации шло по-разному и далеко не одновременно. Тем не менее, в неолите появляются предпосылки, без которых цивилизация была бы невозможной. Следует обратить внимание на следующие принципиальные моменты:

· что такое «неолитическая революция»;

· чем присваивающее хозяйство отличается от производящего;

· какие изменения произошли с человеческим обществом при переходе к производящей экономике;

· как именно «неолитическая революция» повлияла на становление цивилизации;

· в чем состоит отличие цивилизационного пути развития человечества от его первобытного состояния?

Отвечая на поставленные вопросы, постарайтесь уяснить, что употребление термина «цивилизация» здесь связано с традиционным его значением как особого этапа исторического развития человечества, сменяющего этап первобытности («дикости» и «варварства»).

 

Обязательная литература

1. Виноградова Г. З., Подкопаева И. А. Первобытная культура. Культура Древнего Египта: конспект лекций. М.: Издательство МЭИ, 1999. – С. 3–14.

2. Древние культуры: CD. М.: ЦНИТ МЭИ, 2000.

 

Дополнительная литература

1. Бутовская М. Л., Файнберг Л. А. У истоков человеческого общества. М.: Наука, 1993.

2. Глебкин В. В. Мир в зеркале культуры. Ч. 1. М.: Добросвет, 2000.

3. Ламберт Д. Доисторический человек. Л.: Недра, 1991.

4. Токарев С. А. Ранние формы религии. М.: Наука, 1989.

5. Тайлор Э. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989.

6. Фрэзер Дж. Золотая ветвь (любое издание).

 

 

Тема 2

Вопросы

1. Ранние цивилизации Древнего Востока: общая характеристика.

2. История и культура цивилизаций Месопотамии.

3. Характерные черты цивилизации Древнего Египта.

 

Методические советы

1. При изучении первого вопроса следует, прежде всего, получить четкое представление о следующих терминах и категориях: «древность» («древний мир»), «Древний Восток», «Ближний Восток», «Передняя Азия», «локальная цивилизация», «архаический». Важно выявить те признаки и черты, которые присущи всем обществам и цивилизациям Древнего Востока. Обратите внимание на хронологические и географические параметры истории древневосточного региона. Попытайтесь ответить на вопрос о причинах возникновения первых цивилизаций в этой природно-географической зоне. Раскройте роль и значение ирригационной экономики как фактора становления и развития цивилизации в данном регионе. Насколько она может считаться эффективной? Какие дополнительные факторы повлияли здесь на цивилизационный скачок?

2. При рассмотрении второго вопроса опишите территориально-географические параметры региона Месопотамии. Дайте характеристику ее природно-климатическим условиям, покажите специфику народонаселения, подчеркните особенности региона, способствовавшие появлению здесь «речной цивилизации». Проследите последовательность смены на данной территории разнообразных локальных цивилизаций. Подумайте над следующими вопросами:

· в чем состоит специфика ирригационной экономики Месопотамии по сравнению с другими цивилизациями;

· какие особенности социальной организации данного региона можно выделить;

· почему Шумерская цивилизация возникает именно как совокупность городов-государств;

· в чем вы видите причины смены локальных цивилизаций, существовавших на территории Месопотамии;

· в чем состоит значение изобретения письменности шумерами, и как ее развитие повлияло на культуру других цивилизаций Месопотамии?

· раскройте особенности и специфические черты мифологии и религии Месопотамии;

· охарактеризуйте канон искусства Месопотамии; расскажите о месопотамском искусстве на конкретных примерах;

· какие научные знания и открытия Месопотамии востребованы в других цивилизациях;

· в чем вы видите влияние культуры Месопотамии на культуру других цивилизаций и народов древности?

3. В ответе на третий вопрос охарактеризуйте Египет как «речную цивилизацию». Рассмотрите и проанализируйте египетскую историю. На какие основные периоды принято делить историю Египта? Какой принцип положен в основу такого деления? В чем состоят характерные особенности каждого периода? Проследите процесс образования египетского государства, формирования его социальной структуры. Дайте определение следующим категориям: «ном», «фараон», «монархия», «сакрализация», «обожествление».

Анализируя развитие культуры, следует помнить, что в Древнем Египте мифология, религия, искусство и наука были тесно связаны между собой целостностью мышления, опиравшегося на традиции. Попытайтесь объяснить, в чем выражается «традиционность» египетской культуры. Попытайтесь ответить на следующие вопросы:

· в чем выражались мифологические представления египтян о происхождении мира, богов, человека;

· раскройте специфику религии Древнего Египта; расскажите о египетском культе, ритуалах, храмовой обрядности;

· можно ли отделить египетскую мифологию от религии;

· приведите примеры египетских мифов и дайте им толкование;

· в чем выразился «протест» египтян против смерти; как это отражалось в их повседневной жизни, труде, социальных отношениях;

· какое место занимали в жизни египтян «Тексты пирамид», «Тексты саркофагов»; что такое «Книга мертвых»;

· можно ли считать реформу Аменхотепа IV (Эхнатона) попыткой перехода от политеизма к монотеизму?

Знакомство с искусством Древнего Египта следует начать с выработки представления о каноне, которым руководствовались мастера и художники страны при создании своих шедевров. Обратите внимание, какие именно виды искусства были развиты в Египте, объясните их предназначение. В чем состоит специфика искусства Амарнского периода? Вследствие чего произошла трансформация искусства? Какая судьба постигла эти новшества? Рассматривая развитие научных знаний в Египте, необходимо обратить внимание на условность применения к ним термина «наука». В чем состоит важность, уникальность и неповторимость достижений египетских ученых? Какие из них повлияли на дальнейшее развитие знаний? Итоговый вопрос, который следует задать себе при рассмотрении культуры Древнего Египта, сводится к тому, оказала ли она какое-то влияние на другие цивилизации и почему?

 

Обязательная литература

1. Мировые цивилизации Древности и Средневековья (Введение в историю мировых цивилизаций) / Под ред. Л. И. Красновой, М. И. Смирновой. М.: Издательство МЭИ, 2003. – С. 9–44.

2. Древние культуры: CD. М.: ЦНИТ МЭИ, 2000.

 

Дополнительная литература

1. Васильев Л. С. История Востока: учебник. В 2-х т. Т. 1. М.: Высшая школа, 2001.

2. Виноградова Г. З., Подкопаева И. А. Первобытная культура. Культура Древнего Египта: конспект лекций. М.: Издательство МЭИ, 1999. – С. 15–23.

3. Глебкин В. В. Мир в зеркале культуры. Ч. 1. М.: Добросвет, 2000.

4. История Древнего Востока: учебник / Под ред. В. И. Кузищина. М.: Высшая школа, 2005.

5. Капустин М. П. История мировой культуры. Древность: учебное пособие. М.: Флинта, 2000.

6. Керам К. Боги, гробницы, ученые (любое издание).

7. Моисеева Л. А. История цивилизаций. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

 

 

Тема 3

Вопросы

1. Этапы развития истории и культуры древнегреческой цивилизации. Полисная система ценностей.

2. Эпоха эллинизма – «синтез» греческих и восточных традиций.

3. Римская цивилизация: зарождение, развитие, крах.

 

 

Методические советы

1. В первом вопросе, изучая основные этапы развития древнегреческой цивилизации, охарактеризуйте их общие и особенные черты. Обратите внимание на то, что Греция никогда не была единым государством (лишь во время греко-персидских войн полисы объединились). Однако регулярные торговые связи между полисами, общность языка, религии, культурных традиций способствовали формированию этнического самосознания: греки считали себя единым народом, отличающимся от других – не эллинов.

Какие основы греческой цивилизации закладываются в эпоху архаики? Почему расцвет греческой культуры приходится на классический период? Назовите памятники искусства Древней Греции V–IV вв. до н. э. Что было создано в этот период в области архитектуры, скульптуры, литературы, театра, образования и воспитания? В чем, на ваш взгляд, непреходящая ценность достижений классической культуры древних эллинов?

Изучая полисную систему устройства древнегреческой цивилизации, определите категорию «полис» и выделите основные принципы существования полисной организации. Какую роль в общественно-политической структуре полиса играло народное собрание? Какие идеалы были характерны для граждан полиса? Дайте сравнительную характеристику Афинам и Спарте. Какие политические права имели граждане афинского полиса? В чем состояли особенности спартанского полиса? Обратите внимание на то, что полисная демократия уживалась с античным (классическим) рабством. Почему? Объясните, в чем причины кризиса полиса и всей древнегреческой цивилизации?


2. Анализируя второй вопрос, раскройте следующие проблемы:

· что означает термин «эллинизм»;

· какой этап в истории Греции называют эллинистическим;

· какие политические структуры характерны для эллинизма;

· чем они отличаются от греческих полисов;

· какие элементы восточных цивилизаций были усвоены греками; что сами греки привнесли в жизнь завоеванных стран Востока;

· почему процесс завоевания римлянами эллинистических государств оказался столь быстрым?

В заключение следует подчеркнуть, что культурное наследие периода эллинизма составляет существенную часть той материальной и духовной основы, на которой вырастает и развивается вся последующая культура Запада и отчасти Востока.

3. Изучая третий вопрос, перечислите основные этапы развития древнеримской цивилизации. Подумайте, какая система ценностей сложилась в римской гражданской общине? Что вкладывали римляне в понятие «гражданский долг»? Какие занятия римляне считали достойными гражданина, а к каким относились пренебрежительно? Что такое римское право? Назовите основные причины гибели Западной Римской империи.

Рассмотрите культурные достижения Римской цивилизации. Какие из них стали частью современной европейской цивилизации? Приведите конкретные примеры, назовите имена выдающихся деятелей римской эпохи.

 

 

Обязательная литература

1. Древние культуры: CD. М.: ЦНИТ МЭИ, 2000.

2. Мировые цивилизации Древности и Средневековья (Введение в историю мировых цивилизаций) / Под ред. Л. И. Красновой, М. И. Смирновой. М.: Издательство МЭИ, 2003. – С. 45–98.

 

Дополнительная литература

1. Античная Греция / Отв. ред. Е. С. Голубцова. В 2-х т. М.: Наука, 1983.

2. Боннар А. Греческая цивилизация (любое издание).

3. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи древней Греции и Рима. М., 1988.

4. История Древнего Рима: учебник / Под ред. В. И. Кузищина. М.: Высшая школа, 2001.

5. История Древней Греции: учебник / Под ред. В. И. Кузищина. М.: Высшая школа, 2001.

6. Капустин М. П. История мировой культуры. Древность: учебное пособие. М.: Флинта, 2000.

7. Культура Древнего Рима / Отв. ред. Е. С. Голубцова. В 2-х т. М.: Наука, 1985.

8. Моисеева Л. А. История цивилизаций. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

9. Человек античности: Идеалы и реальность / Сост. В. И. Исаева. М., 1992.

10. Эллинизм: Восток и Запад / Отв. ред. Е. С. Голубцова. М., 1992.

Тема 4

Вопросы

1. Христианство как религиозная система. Библия и основы христианского вероучения.

2. Римский мир и возникновение христианства. Важнейшие вехи истории раннего христианства.

3. Институциональные (организационные) формы в раннем христианстве: от общины к церкви.

 

Методические советы

1. Первый вопрос предполагает рассмотрение внутренних основ христианства. Что представляет собой христианство как мировая религия? В чем состоят его специфические, т. е. присущие только ему, черты? Чем оно принципиально отличается от других религий (первобытных, архаических, национальных, мировых)? Также следует подробно остановиться на идеалах и морально-этических нормах христианства как такового. Как вы понимаете идеи мессианства, воплощения, богочеловечества, спасения, преображения, искупления?

Охарактеризуйте истоки христианского вероучения. Назовите постулаты и принципы древнееврейской религии (раннего иудаизма), перешедшие в христианство. Какое место в системе христианских «священных книг» занимает Ветхий Завет? Какие ветхозаветные книги особенно популярны в христианстве и почему? В чем выражены принципиальные отличия между иудеями и христианами в понимании одних и тех же идей (первородный грех, единобожие, «Десять заповедей», пророчества, мессианство и др.)? Что вам известно о внеиудейских источниках происхождения христианства?

Что такое Новый Завет? Почему данная часть Библии получила это название? Расскажите о его структуре. Раскройте основное содержание новозаветных книг. Почему в Новом Завете объединены сочинения различного происхождения и содержания? Чем объясняются противоречия в изложении некоторых фактов евангельской истории? Как именно в структуре и содержании Нового Завета отразилось влияние эллинистической культуры?

2. Размышляя над вторым вопросом, попытайтесь реконструировать историческую ситуацию, сложившуюся в Римском государстве накануне появления христианства (т. е. к I в. н. э.). Как именно установление имперского строя отразилось на мироощущении и настроении народов, включенных в империю, а также на внутреннем состоянии отдельно взятого человека?

Что представлял собой иудейский мир к I в. н. э.? В чем проявился кризис иудаизма? Каким образом римское присутствие способствовало его углублению? Почему именно в Палестине получили наибольшее распространение мессианские идеи? Попытайтесь представить, как в реальности происходило возникновение хри







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.