Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тип Количество ответов Доля Ранг





К 7 58 % 1

И 2 17 % 3

П 3 25 % 2

О 0 0 4

 

Количество выборов того или иного типа представляется как процентная доля от максимально возможного количества выборов по данному типу. Так, максимальное возможное количество ответов в каждом типе – 12. В нашем примере испытуемый дал 7 ответов, указывающих на эстетический тип установки (К). Тогда (7/12)х100=58%. Самой большой доле присваивается первый ранг, следующей по величине доле – второй ранг и т.д.

Как видно из примера, для «мусорных» слов ранг не высчитывается. Однако, нужно обращать внимание на количество выбранных “мусорных” слов. Если их 3 и более, то результаты забраковывают, т.к. испытуемый, вероятно, стремился специально использовать наиболее неподходящие слова. (Даже если таких слов больше трех, выполните полный расчет – прим. методиста).

В приведенном примере у испытуемого доминирующей установкой является эстетическая (природа как нечто красивое), а установка на природу как объект охраны не проявляется вообще.

Сопоставьте доминирующую установку, полученную по 11 первым пунктам и выбор в 12 пункте (Природа - …). В нем исследуемые установки даны открытым текстом, и экспериментальная ситуация является практическим получением ответа испытуемого на вопрос “Природа есть ... (красота, изучение, охрана, польза)?”. При этом вступает в силу фактор “социальной желательности”: лишь единицы выбирают ответ “польза”, поскольку откровенно прагматические установки на природу социально не одобряются.

Существует интересный перевертыш: большинство из тех, у кого в целом по методике преобладает прагматическая установка, выбирают в последнем пункте ответ “охрана”, ведь: “Природу надо охранять!”. И наоборот: лишь для немногих из выбравших в последнем пункте вариант “охрана”, характерно преобладание этической установки на природу по результатам всей методики – а очень многим из них свойственна как раз прагматическая установка. Этот факт является своеобразным показателем достоверности методики: испытуемые не могут “расшифровать” стимульные слова и сознательно сфальсифицировать ответ.



Заготовка для письменного предъявления:

ЛЕС Поляна ЛОСЬ Следы
  Муравейник   Лесник
  Заповедник   Трофей
  Дрова   Камни
  Песок   Рога

 

ТРАВА Поливать ОЗЕРО Улов
  Силос   Шерсть
  Кора   Острова
  Роса   Моллюск
  Стебель   Очищать

 

МЕДВЕДЬ Паутина ДЕРЕВО Осень
  Хозяин   Кольца
  Малина   Вырастить
  Редкий   Мебель
  Шкура   Сено

 

БОЛОТО Головастик УТКА Запрет
  Заказник   Жаркое
  Торф   Рассвет
  Яблоки   Ветка
  Туман   Кольцевание

 

РЫБА Жабры САД Берлога
  Серебристая   Цветущий
  Нерестилище   Опыление
  Жарить   Ухаживать
  Перо   Урожай

 

БОБР Ловкий ПРИРОДА Красота
  Резцы   Изучение
  Расселение   Охрана
  Шуба   Польза
  грибы    

Методика диагностики мотивации взаимодействия с природой

«Альтернатива»

Источник: Ясвин В.А. «Психология отношения к природе». – М, 2000.

Методика «Альтернатива» направлена на диагностику ведуще­го типа мотивации взаимодействия с природными объектами: эс­тетического, когнитивного, практического, прагматического. Испытуемому предлагается выбрать «более подходящий для него/нее» вариант вида деятельности, например: «Для Вашего аквариума Вы бы предпочли завести рыбок:

(А) с красивой окраской; (Б) с интересным поведением».

Предпочитаемый вид деятельности позволяет судить о ха­рактере мотивации взаимодействия с природой. Предъявляется 12 пар, которые составлены таким образом, чтобы каждый тип мотивации встречался 6 раз.

Ответы испытуемого сравниваются с ключом (см. ниже).

Количество выборов того или иного типа представляется как процентная доля от максимально возможного количества выборов по данному типу. Самой большой доле присваивается первый ранг, следующей по величине доле – второй ранг и т.д. (см. пример в предыдущей методике). Тип мотива­ции, получивший первый ранг, интерпре­тируется как ведущий. Как правило, для испытуемых характерно наличие двух основных типов мотивации.

Инструкция:

«В предложенных ситуациях выберите, пожалуйста, один из двух вариантов – А или Б – который Вы считаете наиболее для себя подходящим. Если Вы считаете данную ситуацию для себя маловероятной, или Вам трудно предпочесть один из вариантов, то все-таки поста­райтесь сделать свой выбор. Отвечайте быстро, так как пер­вая данная Вами реакция наиболее точно выражает Ваше мнение».

 

Текст методики:

1. Для Вашего аквариума Вы предпочли бы завести рыбок
А) с красивой окраской;

Б) с интересным поведением.

2. Вы бы сочли для себя более подходящим занятием
А) собирать гербарий лекарственных растений;
Б) собирать растения для изготовления настоек.

3. Если бы Вы были учителем биологии, то с большим удовольствием рассказывали ученикам

А) о строении животных;

Б) о том, как ухаживать за животными.

4. В ботаническом саду Вы скорее всего
А) будете любоваться тропическими растениями;

Б) захотите получить отросток для выращивания дома.

5. Просматривая книгу о грибах, Вы больше обратите внимание
А) на то, как они устроены;

Б) на то, как их лучше сохранить на зиму.

6. Будучи селекционером, Вы бы предпочли выводить новые сорта
А) цветочных культур;

Б) плодовых культур.

7. Купив календарь природы, Вы сначала прочтете
А) стихи хороших поэтов о природе;

Б) заметки из блокнота натуралиста.

8. Получив диплом ученого-агронома, Вы предпочли бы рабо­тать

А) в лаборатории;

Б) на опытной станции.

9. Вы бы завели собаку

А) чтобы ухаживать за ней; Б) для охраны квартиры.

10. Вы предпочтете прочесть

А) книгу о красоте природы;

Б) книгу, которая учит ухаживать за растениями и животными.

11. Если бы Вы работали в лесном хозяйстве, то предпочли бы
А) следить за ростом и развитием деревьев;

Б) руководить заготовкой ценной древесины.

12. Если Вас пригласят провести выходной на даче с фруктовым
садом, то Вы предпочтете доехать туда

А) в мае; Б) в августе.

 

Ключ:

 
А Э П К Э К Э Э К П Э К Э
Б К Пг П П Пг Пг К П Пг П Пг Пг

Расшифровка:

Э – эстетический тип мотивации (стремление получать удовольствие от красоты природы);

К– когнитивный тип мотивации (стремление к познанию природы, получению знаний о ней);

П – практический тип мотивации (стремление к практической деятельности с природными объектами);

Пг – прагматический тип мотивации (стремление к получению пользы от природы).

 

Пример представления первичных данных и обработки результатов:


1. A

2. Б

З. А

4. А

5. Б

6. А

7. А

8. Б

9. Б

10. А

11. Б

12. А


Тип мотивации Количество ответов Ранг
Э
К 3,5
П 3,5
Пг

Если для нескольких типов количество ответов совпадает, то им присваивается общий средний ранг.

Вывод: в данном случае у испытуемого доминирует эстетический тип мотивации, а вторым по значимости является прагматический.

Заданне 2. Аналіз паводзін навучэнца ў канкрэтнай сітуацыі

Гл. "Психологический компонент производственной практики для студентов непрофильных специальностей: учеб.-метод. пособие / М. Ф. Бакунович, А. М. Гадилия, Е. Л. Головашко и др.; под общ. ред. канд. психол. наук, доц. М. Ф. Бакунович. – Минск: БГПУ, 2011. – С. 18.

 

 

Заданне 3. Псіхалагічны аналіз урока: развіццё пэўнага пазнавальнага працэсу на ўроку

Для аналізу Вы можаце скарыстацца адным з трох прапанаваных ніжэй планаў або адным з планаў з"Психологический компонент производственной практики…”. – С. 19 – 24.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.