Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Психология экологического сознания





 

Предмет. Психология экологического сознания[4] начала формироваться в отечественной

экологического психологической науке в начале 90-х годов сознания на фоне осознания того, что экологический кризис невозможно преодолеть без изменения господствующего экологического сознания, являющегося его "психологической базой".

 

Ключевой проблемой экологической психологии является исследование индивидуального и группового экологического сознания. Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических представлений, существующего субъективного отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней.

 

Таким образом, предметом исследования в психологии экологического сознания является индивидуальное и групповое экологическое сознание, рассматриваемое в социогенетическом, онтогенетическом[5] и функциональном аспектах.

 

В психологии экологического сознания выделяется четыре основных направления исследований: 1) экологического сознания в целом, 2) подструктуры экологических представлений, 3) подструктуры субъективного отношения к природе и 4) подструктуры стратегий и технологий взаимодействия с ней.

 

Методологические особенности. Формирование психологии экологического сознания как самостоятельной отрасли было обусловлено тем, что "мир природы" занимает, в определенном смысле, промежуточное положение между "миром вещей" и "миром людей". С одной стороны, взаимодействию с природными объектами (особенно с животными) свойственны такие особенности и закономерности, которые не могут проявляться, когда человек сталкивается с "вещами", а с другой — это взаимодействие все-таки не может быть полностью отождествлено с человеческим общением.



 

Эта промежуточность определяет три важнейшие методологические особенности экологической психологии; 1) природа рассматривается именно как "мир природы", а не как "природная среда", 2) основной акцент делается не на объективных связях человека с природой, а на субъективных, 3) для исследования взаимодействия человека с миром природы привлекается концептуальный, понятийный и методический аппарат социальной психологии, психологии личности и т.д.

 

"Природная среда" выступает по отношению к личности как целостная, нерасчлененная система, обеспечивающая жизнедеятельность человека как биологического вида. "Мир природы" — как совокупность конкретных природных объектов и природных комплексов, взятых в их субъективной единичности и неповторимости. Если "природа как среда" функционирует объективно, вне зависимости от взаимодействующего с ней субъекта, существует в сфере материального, то "мир природы" конструируется самой личностью, существует в сфере идеального, как бы "надстраивается" над природой как таковой[6]. Различие между ними можно продемонстрировать с помощью терминов гештальтпсихологии "фон" и "фигура": "природа как среда" для человека субъективно является своего рода "фоном", "мир природы" — "фигурой".

 

Поскольку различие между "природной средой" и "миром природы" лежит не в плоскости объективных связей, а в их субъективной трактовке, то в центре внимания психологии экологического сознания находится такая подструктура экологического сознания, как субъективное отношение к природе, анализ которого является не средством объяснения объективного поведения в природной среде, а собственно предметом исследования.

 

Взаимодействие с "миром природы", который является порождением человеческой субъективности, необходимо исследовать иначе, чем взаимодействие с объективной в своей сущности "природной средой": для этого недостаточно методологического аппарата, разработанного в психологии окружающей среды, а необходимо привлечение и адаптация аппарата социальной психологии, психологии личности и т.д.

 

Психология экологического сознания имеет несколько принципиальных различий с психологией окружающей среды и психологической экологией. (Методологические принципы, разработанные в экологическом подходе, могут использоваться во всех трех областях исследований.)

 

Во-первых, в психологии экологического сознания анализируется взаимодействие человека только с природой, а в психологии окружающей среды — взаимодействие со всей средой, в том числе и с антропогенной (а в психологической экологии — воздействие факторов всей среды).

 

Во-вторых, в психологии окружающей среды природа исследуется именно как "среда" (в психологической экологии как "факторы среды"), а в психологии экологического сознания — как "мир природы", иными словами, психология окружающей среды исследует те ситуации, в которых природа субъективно выступает как фон, на котором действует человек, а психология экологического сознания — те ситуации, в которых природа субъективно является тем, с чем человек взаимодействует.

 

Задачей психологии экологического сознания является изучение развития экологического сознания в процессе социогенеза и онтогенеза, механизмов его формирования и функционирования, индивидуальной и групповой специфики, разработка типологии и методов диагностики.

 

* * *

 

Таким образом, в психологической науке существуют четыре самостоятельных области исследований, ориентированных на изучение различных экологических аспектов, отличающиеся друг от друга по предмету, задачам, методологическим особенностям, основному категориальному аппарату и т.д., для обозначения которых используется обобщающий термин "экологическая психология".

 

Но в дальнейшем, при изложении результатов исследований экологического сознания под экологической психологией будет иметься ввиду только психология экологического сознания[7].

 

[1] Репрезентативность (от фр. reprusentatif) — представительность; соответствие характеристик, полученных в результате частичного (выборочного) обследования какого-либо объекта, характеристикам этого объекта в целом, позволяющее распространить выводы частичного обследования на весь изучаемый объект.

[2] Голд Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии. М., 1990,—С. 236.

[3] Голд Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии. М., 1990,—С. 55.

[4] Вероятно, наиболее удачным английским эквивалентом русского термина "психология экологического сознания" является термин Green-mindedness Psychology, который был предложен Д.А. Леонтьевым.

[5] Социогенез (от лат soci(etas) — общество и греч genos — рождение, происхождение) — процесс возникновения высших психических функций, становления личности, развития межличностных отношений в ходе развития общества. Онтогенез (от греч yn — родительный падеж ontos — сущее и genesis — рождение, происхождение) — процесс развития индивидуального организма.

[6] Подробнее о понятиях "природная среда" и "мир природы" см. Ясвин В.Л. Психология отношения к природе.— 1998.

[7] О правомерности такого использования термина "экологическая психология" только и именно для обозначения психологии экологического сознания см. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методологические проблемы становления и развития экологической психологии.— Психологический журнал, Т. 17, 1996, № 6, С. 4 -18.

Заключение

1. В настоящее время термин "экологическая психология" применяется в научной литературе как обобщающее понятие для обозначения четырех близких, но не тождественных областей исследований: психологической экологии, экологического подхода в психологии, психологии окружающей среды и психологии экологического сознания (или собственно экологической психологии), которые имеют самостоятельные предметы исследований, свои задачи и методологические особенности.

2. Предметом исследования в психологии экологического сознания является экологическое сознание, рассматриваемое в социогенетическом, онтогенетическом и функциональном аспектах.

3. Психология экологического сознания характеризуется двумя основными методологическими особенностями, отличающими ее от близких областей исследований: во-первых, в ней рассматривается взаимодействие человека только с природой, а не со всей окружающей его средой, во-вторых, объектом исследований является не "природная среда", а "мир природы".

4. В психологии экологического сознания существуют четыре основных направления исследований: экологического сознания в целом, а также трех его подструктур — экологических представлений, субъективного отношения к природе, стратегий и технологий взаимодействия с ней.

5. Перед психологией экологического сознания стоят следующие задачи: создание типологии, анализ развития в процессе социогенеза и онтогенеза, изучение механизмов формирования и функционирования, индивидуальной и групповой специфики, разработка принципов и методов диагностики,— которые решаются в рамках каждого из четырех направлений исследований.

 

Приложение 4

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.