Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Экологический подход в психологии





 

К 60-м годам XX в. в среде психологов возникло понимание того, что существующая лабораторная психология не может дать полного представления о поведении человека "в реальном мире", в силу отсутствия учета всех факторов, которые определяют его в естественных условиях. Остро встал вопрос о низкой "экологической валидности" получаемых в лабораторных экспериментах данных, выражающейся в их малой пригодности для описания поведения человека вне рамок искусственно созданной экспериментальной ситуации.

 

В поисках выхода из этого тупика психологи обратили свое внимание на методологические подходы, разработанные в экологии. (Следует отметить, что в аналогичном направлении велись поиски и в других научных дисциплинах, поэтому экологический подход реализуется сейчас в самых разных науках: социологии, географии, политологии и т.д., а не только в психологии)

 

Результатом методологических поисков в направлении "экологизации" психологии явилось возникновение так называемого экологического подхода (Ecological Approach), который в западной научной традиции чаще обозначается как экологическая психология (Ecological Psychology).

 

Центральной оппозицией для этого формирующегося методологического направления стала оппозиция "лаборатория — поле". Являясь попыткой преодолеть ограниченность лабораторного исследования, экологический подход провозгласил в качестве главного требования необходимость исследования психики человека в естественных, "реальных", "экологических" условиях, во всем многообразии оказывающих влияние на ее функционирование переменных.

 

Добиться соответствия конкретного исследования данному требованию можно двумя путями: или проводя его непосредственно в "поле", или пытаясь моделировать в лаборатории все экологически значимые переменные (или, по крайней мере, большинство из них), достигая тем самым экологической репрезентативности[1] условий, в которых протекает изучаемое явление.

 

Но требование исследовать психику в "экологических" условиях заставляет переосмыслить и "экологизировать" не только применяемые в психологии методы получения эмпирических данных, не только принципы построения эмпирических исследований в целом, но и саму методологическую основу теоретических моделей, служащих основой выдвижения гипотез и объяснения имеющихся результатов.

 

В результате в рамках экологического подхода в психологии как общего методологического направления возникло много различных моделей его реализации. Одной из наиболее известных является подход, который разрабатывал в США с конца 60-х годов Дж. Гибсон (в западной психологии есть даже тенденция отождествлять гибсоновскую модель с экологическим подходом в психологии вообще).

 

Методологические особенности экологического подхода Дж. Гибсона. Исходная для экологического подхода в психологии оппозиция "лаборатория — поле" трансформируется у Гибсона в оппозицию "физический мир — экологический мир": с его точки зрения, человек реально живет не в "физическом", а в "экологическом мире".

 

Физический мир — это мир как он существует безотносительно к взаимодействующему с ним субъекту (человеку, животному и т.д.), сам по себе, в своем "в-себе-и-для-себя-бытии",— именно такой мир исследуют и описывают физика, химия и другие подобные науки.

 

Экологический мир — это мир, представляющий собой совокупность жизненно значимых связей субъекта со своим окружением; поскольку экологический мир субъекта зависит от характеристик самого субъекта, то они всегда взаимодополнителены и друг без друга немыслимы,— по Гибсону, взаимодействие человека именно с экологическим, а не физическим миром должно исследоваться и описываться психологией.

 

Различие между этими двумя мирами можно проиллюстрировать следующим примером. В физическом мире и собаки Рекса, и кошки Машки, живущих в квартире хозяина, существуют верхние поверхности шкафов, полок, антресолей и т.п. Но в экологическом мире Рекса они отсутствуют (!), поскольку он просто-напросто не может на них забраться

(да и не хочет: они никак не связаны с удовлетворением значимых для него потребностей). В то же время в экологическом мире Машки они могут быть самыми любимыми местами квартиры (поскольку удовлетворяют ее потребности: для ее генетических предков — лесных котов ползание по деревьям — это естественный образ жизни).

 

Итак, для подхода Дж. Гибсона характерны две важнейшие методологические особенности: 1) исследователь абстрагируется от тех свойств и качеств объектов, которые не являются значимыми для жизнедеятельности данного организма, и рассматривает только те из них, взаимодействие которых и создает реальную, "экологическую" (а не "физическую") среду его обитания, 2) функционирование психики изучается в естественных, "экологических" условиях.

 

Эти методологические положения наглядно иллюстрирует следующий эксперимент, выполненный в русле его подхода. В лабораторных условиях было установлено, что наблюдатель оказывается практически неспособным адекватно оценивать соотношение высоты двух объектов, находящихся на разном удалении от него. Но когда эксперимент был проведен на реальной земле, в которую были вбиты два колышка, оказалось, что испытуемые достаточно успешно справляются с этой задачей.

 

Дж. Гибсон дает следующее объяснение: каждый колышек закрывает от наблюдателя то или иное количество однородных (вне зависимости от их относительных угловых размеров) текстурных элементов поверхности земли, что и позволяет испытуемому правильно ориентироваться по этой природной "линейке" в определении соотношения высот колышков.

 

Эксперимент Дж. Гибсона демонстрирует принципиальное различие между абстрактными "плоскостями", не имеющими цвета, текстуры, плотности и т.д., свойственными "физическому миру" (который обычно и моделируется в лаборатории), и "поверхностями", реально существующими в мире "экологическом".

 

Задачей экологического подхода Дж. Гибсона является разработка психологии "человека в экологическом мире", дополняющей существующую сейчас психологию "человека в физическом мире".

 

Психология окружающей среды

 

Предмет. Психология окружающей среды как отдельная отрасль психологии сформировалась под влиянием идей экологического подхода. Но если в экологическом подходе в целом взаимодействие человека со средой рассматривается как переменная, которую обязательно необходимо учитывать при анализе различных проблем (начиная от восприятия и заканчивая социальной организацией общества), то психология окружающей среды сделала это взаимодействие предметом исследований.

 

Проблема влияния окружающей среды на человека была поставлена еще V в. до н.э. Гиппократом в его труде "О воздухе, водах и местностях". Она была весьма популярна и в научных изысканиях позднего средневековья. В XVI-XVIII вв. французскими учеными активно исследовалось влияние климата на историю.

 

В XX в. сформировалось научное течение, называемое инвайронментализмом (от англ. environment — окружающая среда), согласно которому природное окружение жестко регламентирует условия жизни людей, а человеческое поведение видится строго ориентированным на приспособление к обстоятельствам, формируемым природной средой.

 

Важное значение имела дискуссия между сторонниками географического детерминизма и поссибилистами (от англ. possibility — возможность).

 

С позиций географического детерминизма, особенности социальной организации и культуры разных народов формируются в тесной связи с особенностями природных условий и детерминируются последними. Например, приписываемая Западу "склонность" к демократии объясняется тем, что в Европе территория была ограничена, и живущие на ней народы волей-неволей были вынуждены постепенно вырабатывать навыки мирного сосуществования и взаимного учета интересов друг друга и каждой отдельной личности. В отличие от них древнеславянские племена, населявшие Россию, не были так территориально ограничены и в случае конфликта могли просто разойтись подальше друг от друга (не случайно истории России — это история освоения новых земель); аналогично вел себя и каждый отдельный человек: постоянные миграции от одного князя и другому "в поисках лучшей доли" довольно распространенное явление того времени. Отсутствие навыка вырабатывания компромисса и взаимного учета интересов и объясняет, с позиций прямолинейного географического детерминизма, "склонность" России к тоталитаризму.

 

Поссибилисты, наоборот, утверждали, что "нигде не существует необходимости, повсюду есть только возможности, и человек как хозяин возможностей является распорядителем их использования"[2].

 

В дальнейшем возобладало мнение, что географический детерминизм теоретически порочен, в результате чего само это словосочетание превратилось в уничижительный ярлык-"пугало". "В течение некоторого времени казалось более спокойным вообще избегать исследований каких бы то ни было связей между природными факторами и социальными явлениям... чем подвергаться риску быть названным "детерминистом"[3]. Это обусловило уход на периферию науки подобных исследований не только в нашей стране, где свой отпечаток накладывали и обвинения в "отсутствии классового подхода", "биологизаторстве", но и на Западе.

 

Поэтому, несмотря на наличие давних традиций исследования взаимосвязи человека и среды, временем появления психологии окружающей среды считают 60-е годы нашего века. Лишь на рубеже 80-х разрозненные исследования были объединены в рамках новой отрасли психологии, которая получила название "психология окружающей среды" (Environmental Psychology), когда в 1982 г. в Эдинбурге была принята первая международная программа исследований. Но до сих пор нет полного единства в отношении того, что считать предметом ее исследований.

 

В общем виде, предметом исследования в психологии окружающей среды являются отношения человека со средой своего окружения, взаимосвязи между переменными среды и различными психологическими характеристиками человека, его поведением.

 

В настоящее время зарубежом главными направлениями исследований по психологии окружающей среды являются: 1) изучение пространственного познания (environmental cognition); 2) пространственного поведения (environmental behaviour); 3) восприятия качества среды (environmental assessment); 4) реакций человека на взаимодействие с окружающей средой и возникающего в связи с этим стресса (environmental stress).

 

В отечественной психологии окружающей среды получили также развитие исследования формирования психики ребенка в процессе взаимодействия со средой как системой, городской среды, психологических последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф и другие.

 

Методологические особенности. Поскольку психология окружающей среды наиболее полно впитала идеи экологического подхода, то его методологические особенности, в той или иной мере, присущи и ей. Можно выделить две такие особенности в качестве важнейших: 1) рассмотрение человека и окружающей его среды (взятой в ее целостности) как единой системы; 2) представление о том, что среда самым существенным образом влияет на поведение человека: ее объективные свойства задают для всех людей более-менее универсальные "рамки", внутри которых разворачивается индивидуальное поведение каждой конкретной личности.

 

Сопоставительный анализ показывает, что психология окружающей среды принципиально отличается от психологической экологии, несмотря на то, что они обе изучают проблемы, связанные со средой. Во-первых, в психологической экологии взаимодействие человека со средой рассматривается, в основном, с психофизиологической точки зрения, а в психологии окружающей среды — в первую очередь, именно с собственно психологической. Во-вторых, в психологической экологии (по крайней мере, в реальной практике исследований, а не на уровне деклараций), изучается влияние на психику отдельных экологических факторов, а психология окружающей среды стремится рассматривать среду как систему, с учетом всех факторов (в частности, пространственных: скученность людей, замкнутость помещения и т.п., которым не уделяется внимания в психологической экологии).

 

Задачей психологии окружающей среды является изучение взаимосвязей между переменными среды и различными психологическими характеристиками человека, его поведением.

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.