|
Методика «Уровни воспитанности школьников»
(Н.Е. Щурковой) [9]
Цель методики: определение уровня воспитанности школьников с помощью метода наблюдения.
Инструкция: «Уважаемые студенты! Вашей целью является определение уровня воспитанности учащихся класса. Определение уровня воспитанности осуществляется в процессе наблюдения за учащимися как в урочное, так и внеурочное время. Вам необходимо отметить фамилии учащихся в «примерной рабочей таблице по определению уровня воспитанности» в соответствии с определенным уровнем их воспитанности, опираясь на предлагаемые критерии («Отношение к ценностям»). Полученные данные используйте при составлении психолого-педагогической характеристики личности учащегося или класса».
Таблица - Примерная схема определения уровня воспитанности
Отношение к ценностям
| Уровень отношений
| Примитивно-поведенческий
| Эмоциональный
| Мотивированно-поведенческий
| К человеку
| Усвоили элементарные нормы поведения, дисциплину, этикет
Фамилии учащихся
| Способны к сопереживанию
Фамилии учащихся
| Поведение, построенное на убеждении важности значения ценностей
Фамилии учащихся
| К труду
| Выполняют трудовые обязанности
Фамилии учащихся
| Трудолюбивы
Фамилии учащихся
| Участвуют в общественно-полезной работе
Фамилии учащихся
| К знаниям
| Выполняют учебные обязанности
Фамилии учащихся
| Проявляется познавательный интерес к знаниям, книгам
Фамилии учащихся
| Самообразовательная работа
Фамилии учащихся
| К
прекрасному
| Замечают, реагируют на прекрасное
Фамилии учащихся
| Стремление к общению с прекрасным
Фамилии учащихся
| Самостоятельное общение с прекрасным
Фамилии учащихся
| К себе
| Не позволяют себя обижать
Фамилии учащихся
| Оценивают свои достоинства
Фамилии учащихся
| Культивируют свои достоинства, самовоспитание
Фамилии учащихся
| К обществу
| Отсутствие правонарушения
Фамилии учащихся
| Интерес, переживают успехи, неудачи, сочувствуют
Фамилии учащихся
| Общественно активны, инициативны
Фамилии учащихся
| Краткая характеристика содержания уровней воспитанности:
Примитивно-поведенческий уровень: учащиеся соблюдают элементарные нормы поведения и общения, дисциплины, этикета, учебные и трудовые обязанности, правовые нормы, не посягают на общественное и личное имущество и т. д.
Эмоциональный уровень: отражает формирование нравственных отношений как эмоционального сопереживания людям, обществу, отдельному человеку. Радуются успехам страны и товарищей, умеют идентифицировать себя с другим человеком, сочувствуют ему, положительно переживают трудовой процесс, его результативность.
Уровень нравственно-мотивированного поведения – способность избирать поведение соответственно интересам других людей, устанавливая верные соотношения интересов своего «Я» и «другого человека». Этот уровень определяется в конкретных действиях, практических делах и повседневных, жизненных ситуациях.
Обработка данных:
Анализируя полученные данные, ответьте на следующие вопросы:
· На каком уровне воспитанности находится классный коллектив?
· Что является высшей ценностью в данном коллективе?
· Сколько учащихся класса (в %) находится на примитивно-поведенческом уровне (других уровнях)?
· Какие воспитательные задачи стоят перед педагогом, классным руководителем?
Методика «Самооценка учащихся»[10]
Цель методики: определение уровня самооценки учащихся методом наблюдения.
Инструкция: «Уважаемые студенты! На основании наблюдения за особенностями поведения учащегося на уроке и во внеурочное время, анализа высказываний о себе и других определите уровень самооценки учащегося. Критерии наблюдения приведены в таблице «Особенности поведения учащихся с различным уровнем самооценки».
Таблица - Особенности поведения учащихся с различным уровнем самооценки
Самооценка
| Особенности поведения
| Отношение к ошибкам
| Своим
| Чужим
| Адекватная
| Активность, общительность,
оптимизм
| В целом — адекватное:
могут огорчиться;
свои ошибки стараются исправить
| В целом — адекватное:
могут огорчиться;
чужим ошибкам сочувствуют
| Высокая
| Стремление к успехам в разных видах деятельности, уверенность в своих силах
| Чаще предпочтут не исправить, а забыть, не думать о них
| Сравнительно безразлично
| Завышенная
| Высокомерие, бестактность. Переоценка своих и недооценка чужих возможностей
| Считают случайными, вызванными посторонними факторами («плохо себя чувствовал», «учитель придирался»)
| Считают закономерными, само собой разумеющимися
| Низкая
| Неуверенность в себе, застенчивость, повышенная тревожность
| Переживают, но не стремятся исправить
| Сравнительно безразлично
| Заниженная
| Пассивность, замкнутость. Постоянная недооценка своих возможностей, переоценка чужих
| Считают закономерными, воспринимают как должное
| Оправдывают, считают случайными
|
Методика «Диагностика перцептивно-интерактивной компетентности (модифицированный вариант Н.П. Фетискина)» [11]
Цель методики: изучить особенности восприятия и взаимодействия между членами группы в процессе общения в малых группах.
Инструкция: «Уважаемые ученики! По пятибалльной системе оцените особенности межличностного взаимодействия в вашей группе (классе). Степень согласия с высказываниями оцените по 5-балльной шкале, где 5 – всегда; 4 – почти всегда; 3 – трудно сказать; 2 – редко; 1 – никогда.
Высказывания
| Баллы
| I
|
| Я хорошо разбираюсь в людях
|
| Многие делятся со мной своими секретами
|
| Я хорошо знаю стороны моих друзей
|
| Я хорошо знаю вкусы и привычки членов своей группы
|
| Стремлюсь понять, что за человек рядом со мной
|
| II
|
| Многие понимают меня с полуслова
|
| Я легко нахожу общий язык с окружающими
|
| Обычно я легко угадываю, в каком настроении мои друзья
|
| Мои идеи положительно оцениваются окружающими
|
| Стремлюсь к тому, чтобы другие всегда легко и быстро могли понять меня
|
| III
|
| Я легко могу убедить в чем-то другого человека
|
| Я часто руковожу работой моих друзей
|
| Часто окружающие переходят на мою сторону
|
| Я легко могу расположить к откровенности
|
| Многие увлечения разделяются моими сверстниками
|
| IV
|
| В принятии решения я полагаюсь только на себя
|
| Я дорожу не только ценностями группы, но и своим мнением и отношением к чему-либо
|
| Я всегда делаю то, что соответствует моим убеждениям
|
| В конфликте я всегда пытаюсь аргументировать свою позицию
|
| Мои поступки мало зависят от мнения окружающих
|
| Я почти никогда не отступаю от своих планов
|
| V
|
| Я конфликтую с окружающими очень редко
|
| При выработке отношения к кому-либо я учитываю мнение окружающих
|
| Если окружающие меня люди не согласны со мной, я готов пересмотреть свою точку зрения
|
| Мнение окружающих меня сверстников является для меня очень важным
|
| При принятии важных решений я всегда советуюсь со статусными людьми
|
| VI
|
| Стараюсь точно и быстро выполнять различные задания
|
| Переживаю свои промахи и ошибки, связанные с социальной деятельностью
|
| Успех или неудачи моего класса волнуют меня не меньше, чем собственные достижения и успехи
|
| Участие в социальной деятельности является для меня важным и необходимым
|
| Я считаю, что достижение моих результатов возможно только при взаимодействии с другими людьми
|
|
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|