Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методика «Уровни воспитанности школьников»





(Н.Е. Щурковой) [9]

Цель методики: определение уровня воспитанности школьников с помощью метода наблюдения.

Инструкция: «Уважаемые студенты! Вашей целью является определение уровня воспитанности учащихся класса. Определение уровня воспитанности осуществляется в процессе наблюдения за учащимися как в урочное, так и внеурочное время. Вам необходимо отметить фамилии учащихся в «примерной рабочей таблице по определению уровня воспитанности» в соответствии с определенным уровнем их воспитанности, опираясь на предлагаемые критерии («Отношение к ценностям»). Полученные данные используйте при составлении психолого-педагогической характеристики личности учащегося или класса».

Таблица - Примерная схема определения уровня воспитанности

Отношение к ценностям Уровень отношений
Примитивно-поведенческий Эмоциональный Мотивированно-поведенческий
К человеку Усвоили элементарные нормы поведения, дисциплину, этикет Фамилии учащихся Способны к сопереживанию Фамилии учащихся Поведение, построенное на убеждении важности значения ценностей Фамилии учащихся
К труду Выполняют трудовые обязанности Фамилии учащихся Трудолюбивы Фамилии учащихся Участвуют в общественно-полезной работе Фамилии учащихся
К знаниям Выполняют учебные обязанности Фамилии учащихся Проявляется познавательный интерес к знаниям, книгам Фамилии учащихся Самообразовательная работа Фамилии учащихся
К прекрасному Замечают, реагируют на прекрасное Фамилии учащихся Стремление к общению с прекрасным Фамилии учащихся Самостоятельное общение с прекрасным Фамилии учащихся
К себе Не позволяют себя обижать Фамилии учащихся Оценивают свои достоинства Фамилии учащихся Культивируют свои достоинства, самовоспитание Фамилии учащихся
К обществу Отсутствие правонарушения Фамилии учащихся Интерес, переживают успехи, неудачи, сочувствуют Фамилии учащихся Общественно активны, инициативны Фамилии учащихся

Краткая характеристика содержания уровней воспитанности:



Примитивно-поведенческий уровень: учащиеся соблюдают элементарные нормы поведения и общения, дисциплины, этикета, учебные и трудовые обязанности, правовые нормы, не посягают на общественное и личное имущество и т. д.

Эмоциональный уровень: отражает формирование нравственных отношений как эмоционального сопереживания людям, обществу, отдельному человеку. Радуются успехам страны и товарищей, умеют идентифицировать себя с другим человеком, сочувствуют ему, положительно переживают трудовой процесс, его результативность.

Уровень нравственно-мотивированного поведения – способность избирать поведение соответственно интересам других людей, устанавливая верные соотношения интересов своего «Я» и «другого человека». Этот уровень определяется в конкретных действиях, практических делах и повседневных, жизненных ситуациях.

Обработка данных:

Анализируя полученные данные, ответьте на следующие вопросы:

· На каком уровне воспитанности находится классный коллектив?

· Что является высшей ценностью в данном коллективе?

· Сколько учащихся класса (в %) находится на примитивно-поведенческом уровне (других уровнях)?

· Какие воспитательные задачи стоят перед педагогом, классным руководителем?

 

Методика «Самооценка учащихся»[10]

Цель методики: определение уровня самооценки учащихся методом наблюдения.

Инструкция: «Уважаемые студенты! На основании наблюдения за особенностями поведения учащегося на уроке и во внеурочное время, анализа высказываний о себе и других определите уровень самооценки учащегося. Критерии наблюдения приведены в таблице «Особенности поведения учащихся с различным уровнем самооценки».

Таблица - Особенности поведения учащихся с различным уровнем самооценки

 

Самооценка Особенности поведения Отношение к ошибкам
Своим Чужим
Адекватная Активность, общительность, оптимизм В целом — адекватное: могут огорчиться; свои ошибки стараются исправить В целом — адекватное: могут огорчиться; чужим ошибкам сочувствуют
Высокая Стремление к успехам в разных видах деятельности, уверенность в своих силах Чаще предпочтут не исправить, а забыть, не думать о них Сравнительно безразлично
Завышенная Высокомерие, бестактность. Переоценка своих и недооценка чужих возможностей Считают случайными, вызванными посторонними факторами («плохо себя чувствовал», «учитель придирался») Считают закономерными, само собой разумеющимися
Низкая Неуверенность в себе, застенчивость, повышенная тревожность Переживают, но не стремятся исправить Сравнительно безразлично
Заниженная Пассивность, замкнутость. Постоянная недооценка своих возможностей, переоценка чужих Считают закономерными, воспринимают как должное Оправдывают, считают случайными

 

Методика «Диагностика перцептивно-интерактивной компетентности (модифицированный вариант Н.П. Фетискина)» [11]

Цель методики: изучить особенности восприятия и взаимодействия между членами группы в процессе общения в малых группах.

Инструкция: «Уважаемые ученики! По пятибалльной системе оцените особенности межличностного взаимодействия в вашей группе (классе). Степень согласия с высказываниями оцените по 5-балльной шкале, где 5 – всегда; 4 – почти всегда; 3 – трудно сказать; 2 – редко; 1 – никогда.

 

Высказывания Баллы
I  
Я хорошо разбираюсь в людях  
Многие делятся со мной своими секретами  
Я хорошо знаю стороны моих друзей  
Я хорошо знаю вкусы и привычки членов своей группы  
Стремлюсь понять, что за человек рядом со мной  
II  
Многие понимают меня с полуслова  
Я легко нахожу общий язык с окружающими  
Обычно я легко угадываю, в каком настроении мои друзья  
Мои идеи положительно оцениваются окружающими  
Стремлюсь к тому, чтобы другие всегда легко и быстро могли понять меня  
III  
Я легко могу убедить в чем-то другого человека  
Я часто руковожу работой моих друзей  
Часто окружающие переходят на мою сторону  
Я легко могу расположить к откровенности  
Многие увлечения разделяются моими сверстниками  
IV  
В принятии решения я полагаюсь только на себя  
Я дорожу не только ценностями группы, но и своим мнением и отношением к чему-либо  
Я всегда делаю то, что соответствует моим убеждениям  
В конфликте я всегда пытаюсь аргументировать свою позицию  
Мои поступки мало зависят от мнения окружающих  
Я почти никогда не отступаю от своих планов  
V  
Я конфликтую с окружающими очень редко  
При выработке отношения к кому-либо я учитываю мнение окружающих  
Если окружающие меня люди не согласны со мной, я готов пересмотреть свою точку зрения  
Мнение окружающих меня сверстников является для меня очень важным  
При принятии важных решений я всегда советуюсь со статусными людьми  
VI  
Стараюсь точно и быстро выполнять различные задания  
Переживаю свои промахи и ошибки, связанные с социальной деятельностью  
Успех или неудачи моего класса волнуют меня не меньше, чем собственные достижения и успехи  
Участие в социальной деятельности является для меня важным и необходимым  
Я считаю, что достижение моих результатов возможно только при взаимодействии с другими людьми  

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.