Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Экопсихология развития индивидуальности





Методологической разработкой основных понятий экопсихологического подхода к проблеме развития индивидуальности человека и его сознания занимается Лаборатория экопсихологии развития, созданная в Психологическом институте РАО два года назад. Ее основную тематику составляют методологические, теоретические, экспериментальные и практические проблемы экологической психологии, психологии экологического сознания, вопросы изучения и проектирования средовых условий развития индивидуальности и сознания человека в образовательной, семейной, информационной, техногенной и других средах.

В настоящее время в этой лаборатории намечается перспектива разработки собственной концепции экопсихологии развития, методологическим основанием которой является использование в качестве исходной единицы исследования системы «индивид – среда» («человек – природа»). При этом выделяются три основные методологические парадигмы, в рамках которых могут осуществляться экопсихологические исследования: 1) субъект-объектная, 2) субъект-субъектная и 3) «совокупного субъекта развития» (когда система «индивид – среда» выступает как целостный субъект, реализующий в своем становлении общеприродные принципы развития и тем самым способный к саморазвитию).

В логике этой парадигмы среда развития индивидуальности не сводится к внешним средовым объектам и социокультурным условиям. Экопсихологически среда развития индивидуальности должна иметь системно-порождающий характер и включать в себя все компоненты целостной динамической системы «индивид – среда», системообразующим стержнем которой выступает внешне-предметная и внутренне-предметная (ментальная) деятельность, осуществляемая данным индивидом. Причем «предметом» такой деятельности могут быть не только внешние, природные и социальные объекты или их идеальные формы (образы, понятия), представленные в сознании субъекта, но и сам человек как субъект и объект произвольной регуляции.



Каждый компонент системы «индивид – среда», являясь условием и средством изменения и развития другого, всякий раз порождает иную конкретность взаимоотношений, что феноменологически будет обнаруживаться в развитии индивидуальности человека, в формировании тех или иных составляющих его сознания.

В рассматриваемой логике экопсихологическая система «индивид – среда» на методологическом уровне исследования выступает в качестве единицы анализа развития индивидуальности, на уровне конкретного психологического исследования – в качестве условия развития индивидуальности, на субъективном уровне (субъекта развития) – в качестве средства развития индивидуальности.

При этом средовый компонент в системе «индивид – среда» как бы расщепляется на два взаимопротивоположных компонента: внешнюю среду, представленную природными и социокультурными объектами и условиями, и внутреннюю, представляющую собой сознание самого индивида в отношении к самому себе. Иначе говоря, система «индивид – среда» превращается в систему «внутренняя среда – индивид – внешняя среда», причем субъектифицированные природные объекты как компоненты внешней среды могут использоваться индивидом в качестве субъективного средства для произвольной регуляции своего эмоционального состояния как компонента внутренней среды.

Необходимым условием объединения данных компонентов в единую систему является формирование у индивида личностного отношения к «внешней среде» и «внутренней среде», как личностно значимому другому, а также ощущения их общности, единства и в то же время их взаимного различия.

 

Заключение

Таким образом, в самом общем виде экопсихология направлена на изучение закономерностей развития и поведения человека в системе его взаимодействия с окружающей средой. Ее исходной предпосылкой является представление о том, что психологические проблемы изучения сознания и индивидуальности человека, его психического развития, обучения, поведения, здоровья и т.п. следует рассматривать в контексте системы «индивид – среда» или, более широко, «человек – природа». При этом «среда» понимается в широком смысле – как среда пространственная, семейная, образовательная, информационная, экстремальная, этническая, культурная и т.п. Понятие «природа» рассматривается и как природа вокруг человека, и как природа в человеке (природа бытия и психического как его формы), проявляющаяся в отношении индивида к природной среде, другим людям и самому себе.

Таким образом, актуальность экопсихологических исследований и экопсихологического подхода как самостоятельного направления в психологии в настоящее время очевидна. Ближайшее десятилетие покажет, в какой мере экопсихология оправдала возлагаемые на нее надежды как в теоретическом, так и практическом плане.

 

Литература

1. Абрамова Ю.Г. Особенности представлений учащихся о пространстве школьной среды: Дис. ... канд. психол. наук. М. ,1995.

2. Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия. М., 1990.

3. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.

4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М., 1995.

5. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д., 1996.

6. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методологические проблемы становления и развития экологической психологии // Психологический журнал. 1996а. Т. 17. N6.

7. Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. N1.

8. Материалы I Всероссийской научной конференции по психологии Российского психологического общества «Психология сегодня» (31 января – 2 февраля 1996 г.). Т. 1. Вып. 2. М., 1996.

9. Миракян А.И. Психология пространственного восприятия. Ереван, 1990.

10. Миракян А.И. Константность и полифункциональность восприятия. М., 1992.

11. Миракян А.И. Начала трансцендентальной психологии восприятия // Философские исследования. 1995. №2.

12. Панов В.И. Системогенез перцептивного процесса // Вопросы психологии. 1991. № 2.

13. Панов В.И. Экология детства, одаренный школьник и индивидуализация обучения // Материалы I Всероссийского съезда школьных психологов М., 1994.

14. Панов В.И. Экология и психология (вступ. статья) // Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М., 1995.

15. Панов В.И. Актуальные проблемы экологической психологии // Материалы I Всероссийской научной конференции по психологии Российского психологического общества «Психология сегодня» (31 января – 2 февраля 1996 г.). М., 1996.

16. I Российская конференция по экологической психологии: Тезисы. (Москва, 3–5 декабря). М., 1996.

17. Учителю об экологии детства / Под ред. В.П.Лебедевой, В.И.Панова. М., 1996.

18. Хесле В. Философия и экология. М., 1994.

19. Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989.

20. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 1997.

21. PawlikK., Stapf К. Okologische Psychologie: Entwicklung, Perspektive und Aufbaueines Forschungsprogramms // Umwelt und Verhalten. Bern, 1992.

 

С. Д. Дерябо

Предисловие к «Экологическая психология: диагностика экологического сознания». – М., 1999 – 310 с.

http://childpsy.ru/lib/books/id/8630.php

Одной из характерных тенденций развития науки в последние десятилетия является своего рода "экспансия экологии" в другие области научного знания: "социальная экология", "экологическая социология", "экологическая психология", "экологическая психоакустика", "экопсихология развития", "экология личности", "экологическое сознание", "экологическое восприятие", "экологическая этика" и т.д. и т.п.

 

В ее основе лежат, как минимум, три причины. Во-первых, этому способствовала объективная логика развития самой науки, являющаяся отражением резкого обострения экологических проблем, решение которых требует интеграции всех наук. Такая интеграция сопровождается, с одной стороны, возникновением новых междисциплинарных областей исследований, а с другой — обогащением уже существующих дисциплин методологическим, методическим и понятийным аппаратом, разработанным в экологии. При этом, естественно, неизбежно возникают определенные семантические трансформации исходных категорий.

 

Во-вторых, немаловажную роль играет такой субъективный фактор, как научная конъюнктура. Исследователь не может быть полностью свободен от господствующих общественных и научных приоритетов, поэтому часто невольно появляется искушение использовать "модную" сейчас экологическую терминологию. В результате возникает ряд таких "экзотических" видов экологии, как экология культуры, интеллектуальная экология, политическая экология и т.д.

 

В-третьих, свою лепту внесло и появление в последнее время большого количества переводной литературы. Отсутствие в отечественной науке традиции употребления в качестве соответствующих терминов существующих в русском языке точных семантических эквивалентов некоторых иноязычных понятий зачастую вынуждало переводчиков обходиться вместо них словом "экологический" (порой даже со специальными оговорками).

 

Эта тенденция "экологизации" науки неожиданно породила проблему вполне возможной в перспективе дискредитации самого понятия "экологический": оно стало настолько многозначно-универсальным, применяется в составе таких неологизмов, что может скоро стать уже "подозрительным": "А всегда ли оно обозначает нечто действительно экологическое?"

 

Проблема "размывания" понятия "экологический" затронула и психологию. Это обусловлено тем, что исследования различных экологических аспектов в отечественной психологии начались относительно недавно и терминологический аппарат смежных дисциплин, занимающихся этой проблемой, еще недостаточно устоялся. В результате, когда речь заходит об экологической психологии, приходится уточнять: о какой именно "экологической психологии" идет речь? Как показала 1-ая российская конференция по экологической психологии (1996 г.), более-менее общепризнанным в настоящее время можно считать использование термина "экологическая психология" как общего названия для обозначения четырех направлений исследований: психологической экологии, экологического подхода в психологии, психологии окружающей среды и психологии экологического сознания (при этом представители каждого направления склонны считать, что именно они и занимаются "настоящей" экологической психологией).

 

Психологическая экология

 

Предмет. Экология зародилась в рамках биологии и развивалась как ее раздел, исследующий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и с окружающей средой. В дальнейшем в список изучаемых объектов был включен и человек, в результате чего в 20-х годах нашего века возникла такая научная дисциплина как экология человека.

 

Постепенно в исследованиях экологов, в которых традиционно рассматривалось химическое, физическое и биологическое влияние на человека среды его обитания, все большее внимание стало уделяться психологическому аспекту. Это привело к формированию специального раздела экологии — психологической экологии (Psychological Ecology).

 

Предметом исследования в психологической экологии является воздействие экологических факторов (факторов окружающей среды) на психику человека.

 

Методологические особенности. Исследования по психологической экологии, как правило, проводятся с использованием именно экологического, а не психологического методологического и методического аппарата. Отнесение таких исследований к психологической экологии как специальной отрасли экологии понятно на таком контрастном примере: в них изучается влияние радиационного фона на психику человека, а не радиационная фобия, что является уже предметом собственно психологических дисциплин.

 

Задачей психологической экологии является выделение наиболее значимых для психики человека экологических факторов, изучение с психофизиологической точки зрения их влияния на психическое здоровье и поведение человека, разработка методик оптимальной организации этих факторов.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.