Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Опросник для изучения внеучебных интересов учащихся





(Л.Н. Рожина, С.И. Коптева, Д.М. Тушинский)

Цели методики: выявление предпочтений и ценностных ориентаций учащихся в сфере досуга; изучение художественных интересов школьников; выявление мотивов чтения и критериев выбора произведений искусства.

Инструкция: «Уважаемые ученики! Вашему вниманию предлагается ряд вопросов, направленных на изучение Ваших предпочтений и интересов. Просим отвечать на вопросы откровенно. Если варианты ответов указаны, то подчеркните тот ответ (или ответы), который отражает Вашу индивидуальность. Если у Вас есть дополнительный вариант ответа, не указанный в анкете, то напишите его».

 

1. Чем Вы любите заниматься в свободное время (напишите в порядке убывания интереса?____________________________________________

_____________________________________________________________

2. Назовите, пожалуйста, Ваши любимые телепередачи. _____________________________________________________________

_____________________________________________________________

3. Что именно привлекает Вас в этих телепередачах?

· они создают хорошее настроение;

· развлекают;

· из них можно узнать о новых интересных явлениях, фактах, событиях;

· они помогают разобраться в окружающей жизни, лучше узнать себя;

· в них показывают яркий незнакомый мир;

· эти передачи очень популярны, их все смотрят, о них говорят;

· они доставляют эстетическое удовольствие;

· они позволяют «отключаться» от действительности;

· что еще, напишите _____________________________________________

4. Назовите фильмы, которые в последнее время произвели на Вас наибольшее впечатление __________________________________________________________________________________________________________________________

5. Кино для Вас – это:

· способ развлечения;

· способ отдохнуть;

· повод для размышления над актуальными социальными проблемами;



· возможность отключиться от повседневной реальности, способ уйти в яркий, незнакомый мир;

· форма эстетического наслаждения;

· общение с творчеством известного режиссера (сценариста, оператора);

· встреча с популярными (любимыми) актерами;

· другое _______________________________________________________

6. Назовите, пожалуйста, Ваши любимые книги, писателей____________________________________________________

_____________________________________________________________

7. Чем Вы руководствуетесь, выбирая ту или иную книгу для чтения?

· хочу «пообщаться» с любимым писателем и его героями;

· ищу художественное наслаждение;

· хочется просто отвлечься от повседневных забот, отдохнуть;

· тянет поразмыслить над серьезными, важными проблемами;

· стремлюсь отключиться от действительности, уйти в яркий, неизведанный мир;

· хочу сопереживать судьбам персонажей;

· для меня важно узнать правду об исторических событиях;

· чтобы лучше понять себя и своих современников;

· возможностью обогатить свой духовный мир;

· чтобы избавиться от плохого настроения;

· желанием найти для себя нравственные ориентиры;

· стремлением приобрести опыт, которого мне недостает.

· другое______________________________________________________

8. Назовите своих любимых художников?___________________________

9. Что привлекает Вас в их картинах?

· высокое художественное мастерство.

· своеобразие стиля, необычность произведений.

· глубокий психологический анализ.

· обогащение моих знаний об исторических событиях, о людях других стран и эпох.

· популярность картин этого художника.

· «пиршество красок».

· «сдержанность и строгость изображения».

· другое ______________________________________________________

10. Какое/какие музыкальные направления вы предпочитаете?________________________________________________

11. Какие у Вас любимые группы, исполнители?_________________________________________________

12. Задумывались ли вы, почему Вам нравится эта музыка, тексты? Если да, то почему?_________________________________________________

_____________________________________________________________

13. Играете ли Вы в компьютерные игры? В какие? _____________________________________________________________

14. Можете ли Вы сказать, почему Вам это нравится (если нравится)?____________________________________________________

_____________________________________________________________

15. Пользуетесь ли Вы Интернетом? Для чего?_______________________________________________________

16. Свое свободное время Вы в основном проводите:

· один/одна;

· с друзьями;

· со взрослыми.

17. Когда Вы проводите свободное время с друзьями, то чем Вы обычно занимаетесь (если не секрет)?____________________________________

18. Относите ли Вы себя к какой-либо неформальной группе (готы, панки, эмо, скины, неформалы вообще и т. д.)?

· да.

· нет.

19. Занимаетесь ли Вы спортом, физической культурой?

· да.

· нет.

20. Если да, то:

· в секции;

· самостоятельно.

21. Каким видом спорта Вы занимаетесь?_____________________________

22. Можете ли Вы сказать, для чего Вы занимаетесь спортом?_____________________________________________________

23. Занимаетесь ли в каких-либо кружках? Каких?_______________________________________________________

24. Можете ли Вы сказать, почему Вам интересно это занятие и что Вам больше всего нравится в этой деятельности?_________________________________________________

25. Любите ли Вы просто гулять? Предпочитаете город или выезд на природу? Одни или с друзьями?__________________________________

26. Читаете ли Вы научно-популярную литературу? Если да, то для чего?_________________________________________________________

27. Ходите ли Вы на дискотеки?_____________________________________

28. Собираете ли Вы какую-нибудь коллекцию? Какую? Можете ли Вы сказать, чем Вас это привлекает? ________________________________

29. Читаете ли Вы газеты? Если да, то какая информация Вам интересна?____________________________________________________

30. Вероятно, в свое свободное время Вы помогаете родителям по дому. Какие Ваши домашние обязанности?_____________________________

31. Что Вас не устраивает в проведении свободного времени? Что бы Вы хотели изменить?______________________________________________

 

Методика исследования долговременной памяти

Цель методики: диагностика уровня долговременной памяти.

Методический (стимульный) материал: ряд слов — стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко.

Инструкция: «Уважаемые ученики! Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно».

Порядок выполнения. Экспериментатор читает приведенный выше ряд слов, который зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Затем через 7 – 10 дней после проведения методики студенту необходимо провести проверку того, как учащиеся запомнили слова (учащиеся по памяти вспоминают слова и записывают их). После этого высчитывают коэффициент долговременной памяти по следующей формуле:

С = B/А* 100%,

 

где А — общее количество слов; В — количество запомнившихся слов; С — коэффициент долговременной памяти.

Обработка и интерпретация результатов. Результаты интерпретируются следующим образом:

75 – 100 % — высокий уровень долговременной памяти;

50 – 75 % — средний уровень долговременной памяти;

30 – 50 % — низкий уровень долговременной памяти;

ниже 30 % — очень низкий уровень долговременной памяти.

 

Методика «Запомни пару»

Цель методики:исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Методический(стимульный) материал:два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют:

Первый ряд Второй ряд
Кукла – играть Жук – кресло
Курица – яйцо Компас – клей
Ножницы – резать Колокольчик – стрела
Лошадь – сани Синица – сестра
Книга – учитель Лейка – трамвай
Бабочка – муха Ботинки – самовар
Щетка – зубы Спичка – графин
Барабан – музыкант Шляпа – пчела
Снег – зима Рыба – пожар
Корова – молоко Пила – яичница

 

Порядок выполнения и инструкция.Экспериментатор (студент) зачитывает одному или нескольким испытуемым (ученикам) 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой — 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Обработка и интерпретация результатов.Результаты опыта записываются в таблице.

Таблица - Обработка данных

Методика «Изучение направленности на отметку» [6]

Цель методики:изучение направленности учащегося на отметку.

Инструкция:учащимся предлагается ряд вопросов, на которые нужно дать ответ, поставив в соответствующей ячейке знаки + (да) или – (нет) (таблица «Изучение направленности на отметку»).

Таблица – Изучение направленности на отметку

Вопросы Да Нет
Помнишь ли ты, когда получил свою первую в жизни двойку?    
Беспокоит ли тебя, что твои отметки несколько хуже, чем у других в группе?    
Бывает ли, что перед контрольной работой сердце у тебя начинает учащенно биться?    
Краснеешь ли ты при объявлении тебе плохой отметки?    
Если в конце недели ты получил плохую отметку, у тебя в выходной день будет плохое настроение?    
Если тебя долго не вызывают, это тебя заботит?    
Волнует ли тебя реакция сверстников на полученную тобой отметку?    
После получения хорошей отметки готовишься ли ты к следующему занятию как следует, хотя знаешь, что все равно скоро не спросят?    
Тревожит ли тебя ожидание опроса?    
Было ли бы тебе интересно учиться, если бы отметок вообще не было?    
Захочешь ли ты, чтобы тебя спросили, если будешь знать, что отметку за ответ не поставят?    
После получения отметки на занятии ты продолжаешь активно работать?    

 

Обработка данных

Начисляется по 1 баллу за ответы «да» на вопросы по позициям 1 – 9, а за ответы «нет» – по позициям 10 – 12. Затем подсчитывается общая сумма баллов.

Выводы

Чем больше набрана сумма баллов (от 6 и выше), тем в большей степени выражена направленность на отметку. Максимальное количество баллов 12.

 

Методика «Типы темперамента» [7]

Цель методики:выявление типов темперамента на основе наблюдения за их внешними признаками.

Инструкция:«В процессе наблюдения за учащимся на уроке и вне урока отмечайте внешние проявления типов темпераментов в предлагаемой ниже таблице. Полученные данные используйте при составлении психолого-педагогической характеристики личности» (см. таблица «Типы темперамента»).

Таблица - Типы темперамента

КАЧЕСТВА САНГВИНИК ХОЛЕРИК ФЛЕГМАТИК МЕЛАНХОЛИК
Эмоциональная позиция в общении общаются радостно-инициативно, с каждым на «равных» стремятся к общению с незнакомыми общаются требовательно, но не с каждым, стремятся к превосходству, доминированию над партнером пассивны в общении зависимы в общении, зависимы от расположения партнера
Роль в общении развлекатель, потешник, смешит подчиняющий своему требованию, непреклонный, властный спокойный созерцатель подопечный, беззащитный
Самооценка неустойчиво повышенная, рассказывают об успехах, всегда на виду наивысшая, открыто стремятся к первенству, соперничают несколько занижена, в группе не на виду, скромен устойчиво низкая, в группе держится в тени, стеснителен
Уверенность в себе надеется на удачу, нет самоуверенности самоуверен, насмешлив к окружающим, игнорирует свои неудачи, скрывает слабости нет ни самоуверенности, ни тревоги за себя, ценят себя объективно, не унывают в себе не уверен, не верит в удачу, преувеличивает свои недостатки
Подчинение обычно подчиняются авторитету сверстника или старшего, допускают шалости подчиняются только если соучаствуют в руководстве, стремятся общаться со старшими на равных, нередко вызывающе сопротивляются воле старших подчиняются авторитетным сверстникам и старшим, не нарушают запретов, неисполнительны по причине инерции   легко подчиняется авторитетам, не нарушая запретов, критичны к несправедливым требованиям
Оберегание достоинства не оберегаются от насмешек, негордые, необидчивые, негневливые оберегая достоинство, гневно реагируют на критику, неподчинение, невнимание не оберегаются от насмешек, не чувствительны к ним, необидчивые, негневливые остро ранимы, оберегаются пассивно, не давая отпора
Дружба и любовь неоднократно преходяще влюбчивы, переживают симпатии легко, ярко и весело дружат с немногими, другом командуют, страстно привязаны, склонны к гневу, ревности, разрыву «из принципа» не склонны к внешнему выражению чувств, приятельство и спокойную привязанность предпочитают волнениям влюбленности глубоко и стойко привязаны, преданы, подчиняются в паре, тоскуют от неразделенной любви, стыдятся открыть свое чувство, однолюбы
Решения поспешные, часто несамостоятельные, по подражанию, неустойчивые быстрые, самостоятельные, непреклонные, негибкие самостоятельные, замедленные несамостоятельные (любят посоветоваться), небыстрые, устойчивые
Речь легкая, певучая, образная, богатая, остроумная авторитетная, громкая, требовательная, немногословная, быстрая, внушающая замедленная, немногословная, негромкая, неэмоциональная (предпочитают роль слушателя) утрудненная, взволнованная, «исповедальная» тихая, с просительно-нерешительными интонациями
Мимика разнообразная, живая, артистичная резкая, выразительная невыразительная небогатая
Выражение лица беспечное, веселое, игриво-смешливое боевито-нахмуренное спокойное, умиротворенное робкое, грустное
Движения, походка подвижные, быстрые, непоседы стремительный, напряженный, резкий замедленные, плавные, расслабленные замедленные, неплавные, неритмичные
Реакция на боль и опасность немного боятся боли, стараются избежать опасности, под влиянием примера идут на риск реакция на боль снижена, стремится к опасности, любят риск, борьбу, открытый конфликт с противником не боится боли и опасности, не избегает их, но не стремится к ним, избегают риска и конфликтов страшатся боли и опасности, долго не забывают боли, угнетены чужой болью и страданием
Аппетит легкий, лакомка едят быстро, много, неизбирательны в еде, плохо переносят голод отсрочку еды насыщаются небыстро, ценят процесс еды, терпимы к отсрочке еды сниженный
Сон средней длительности с красочными сновидениями спят мало и чутко, поздно засыпают, рано просыпаются, любят работать ночью быстро засыпают, спят глубоко и долго, пробудить трудно, склонны к дневному сну, сновидения редки сон повышенной длительности, вечером ощутима усталость, клонит ко сну
Желания разнообразные, изменчивые, неупорные, «капризы» страстные, негибкие, устойчивые, напряженные, их энергия усиливается при запретах, препятствиях не разнообразные, упорные, не слабеют при преградах неустойчивые, при запретах слабеют, но не угасают, типичны долго нереализуемые мечты

 

Методика «Изучение самочувствия, активности, настроения» (САН)[8]

Цель методики: изучения уровня эмоционально-волевой сферы, оперативная оценка функциональных состояний учащихся (С – самочувствие, А – активность, Н – настроение).

Инструкция: «Уважаемые ученики! Вам предлагается описать свое состояние, которое Вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных (противоположных) признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики».

Тестовая карта методики САН

Фамилия, инициалы _______________________________________________________

Пол_________Возраст_______________Дата_____________________

Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое
Чувствую себя сильным 3 2 1 0 1 2 3 Чувствую себя слабым
Пассивный 3 2 1 0 1 2 3 Активный
Малоподвижный 3 2 1 0 1 2 3 Подвижный
Весёлый 3 2 1 0 1 2 3 Грустный
Хорошее настроение 3 2 1 0 1 2 3 Плохое настроение
Работоспособный 3 2 1 0 1 2 3 Разбитый
Полный сил 3 2 1 0 1 2 3 Обессиленный
Медлительный 3 2 1 0 1 2 3 Быстрый
Бездеятельный 3 2 1 0 1 2 3 Деятельный
Счастливый 3 2 1 0 1 2 3 Несчастный
Жизнерадостный 3 2 1 0 1 2 3 Мрачный
Напряженный 3 2 1 0 1 2 3 Расслабленный
Здоровый 3 2 1 0 1 2 3 Больной
Безучастный 3 2 1 0 1 2 3 Увлеченный
Равнодушный 3 2 1 0 1 2 3 Взволнованный
Восторженный 3 2 1 0 1 2 3 Унылый
Радостный 3 2 1 0 1 2 3 Печальный
Отдохнувший 3 2 1 0 1 2 3 Усталый
Свежий 3 2 1 0 1 2 3 Изнуренный
Сонливый 3 2 1 0 1 2 3 Возбужденный
Желание отдохнуть 3 2 1 0 1 2 3 Желание работать
Спокойный 3 2 1 0 1 2 3 Озабоченный
Оптимистичный 3 2 1 0 1 2 3 Пессимистичный
Выносливый 3 2 1 0 1 2 3 Утомляемый
Бодрый 3 2 1 0 1 2 3 Вялый
Соображать трудно 3 2 1 0 1 2 3 Соображать легко
Рассеянный 3 2 1 0 1 2 3 Внимательный
Полный надежд 3 2 1 0 1 2 3 Разочарованный
Довольный 3 2 1 0 1 2 3 Недовольный

 

Обработка данных

При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивности пары – в семь баллов. При этом надо учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные – низкие. Полученные баллы группируются в 3 категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Активность (сумма баллов по шкалам): 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Настроение (сумма баллов по шкалам): 5, 6, 11, 12,17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех баллов свидетельствуют о неблагоприятном состоянии. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0–5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение между собой.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.