Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях





С моментом появления повода к возбуждению уголовного дела непосредственно связно начало уголовно-процессуальной деятельности, в том числе отсчет процессуальных сроков. В связи с этим важнейшее значение для надлежащей организации уголовно-процессуальной деятельности всех уполномоченных на это государственных органов имеет своевременность и полнота регистрации сообщений о преступлениях.

В уголовно-процессуальном законодательстве нет упоминания об обязательной регистрации сообщений о преступлениях, то есть поводов к возбуждению уголовного дела. Данный вопрос урегулирован межведомственным нормативным правовым актом – совместным приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития РФ и ФСКН РФ от 29.12.2005 №39/1070/1021/253/780 /353/399 «О едином учете преступлений», утвердившим Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений и Инструкцию о порядке заполнения и представления учетных документов.

На основании этого документа во всех правоохранительных органах Российской Федерации изданы свои ведомственные инструкции, детализирующие порядок учета и регистрации преступлений применительно к условиям и задачам деятельности каждого ведомства.

Все поступающие сообщения о происшествиях (вне зависимости от их места и времени, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления) круглосуточно принимаются дежурной частью любого правоохранительного органа и незамедлительно регистрируются в Книге учета сообщений – КУС (однако, наименование этого документа в разных ведомствах несколько различается, напр., в МВД РФ это КУСП – книга учета сообщений о происшествиях).



Вне расположения территориальных подразделений правоохранительных органов, а также там, где нет дежурных частей, сообщения о происшествиях обязан принимать любой сотрудник. При этом он фиксирует сведения о заявителе, а полученное сообщение передает нарочным, по телефону или с помощью любого другого вида связи в дежурную часть для незамедлительной регистрации.

Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст.ст. 124 и 125 УПК.

Если сообщение о преступлении поступило при личном обращении заявителя, то одновременно с регистрацией сообщения в дежурной части дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его заявителю. В талоне-уведомлении указываются: сведения о сотруднике, непосредственно принявшем сообщение, дата приема и регистрационный номер по КУС, наименование органа, зарегистрировавшего сообщение, его адрес и служебный телефон, фамилия, инициалы и подпись дежурного.

Порядок и сроки рассмотрения сообщения о преступлении определены ст. 144 УПК: дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа, принявшие сообщение, обязаны проверить его и в пределах своей процессуальной компетенции, установленной УПК, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления и регистрации сообщения. Поскольку по объективным причинам до конца разобраться в ситуации и определить наличие либо отсутствие признаков преступления в указанный выше срок возможно далеко не всегда, руководитель следственного органа или начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя или дознавателя продлить срок проверки сообщения до 10 суток. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз и исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием в постановлении на конкретные обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

Необходимо отметить, что проверка сообщений о преступлениях требуется не всегда. В зависимости от своего характера и объема информация, изложенная в сообщении, может сразу содержать в себе достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а значит, может быть положена в основу незамедлительно принимаемого решения о возбуждении (отказе в возбуждении) уголовного дела без получения каких-либо дополнительных сведений.

Однако нередко вывод о наличии признаков преступления не может быть сделан только на основании данных, предоставленных заявителем. Поэтому отсутствие в поводе к возбуждению уголовного дела достаточных и достоверных данных, указывающих на признаки преступления, является основанием для начала проверки, когда необходимо использование познаний специалистов, получение объяснений, изучение документов (и т.д.) для того, чтобы дать хотя бы предварительную уголовно-правовую оценку события, о котором идет речь в сообщении.

Следует особо подчеркнуть, что действия по проверке информации о преступлении должны быть направлены только на установление признаков преступления, то есть основания для возбуждения уголовного дела и не более того. Не следует возлагать на стадию возбуждения уголовного дела задачи по достоверному установлению всех элементов состава преступления, поскольку это задача следующей стадии процесса – предварительного расследования.

Способы и средства проверки информации о преступлении разнообразны как по видам, так и по своей правовой природе. Используя в качестве критерия классификации порядок нормативно-правовой регламентации, условно их можно разделить на две группы: 1) уголовно-процессуальные средства; 2) средства, указанные в ч. 1 ст. 144 УПК, но регламентированные иными нормативными правовыми актами.

К первой группе следует отнести следственные действия, которые согласно ч. 1 ст. 144 УПК разрешено проводить до возбуждения уголовного дела:

- осмотр места происшествия, документов, предметов и трупов (порядок определен ст.ст. 176-178, 180 УПК);

- освидетельствование (ст. 179 УПК);

- получение образцов для сравнительного исследования (ст. 202 УПК);

- назначение и производство судебной экспертизы (гл. 27 УПК);

- выемка предметов и документов (ст. 183 УПК).

Во вторую группу входят:

- получение объяснений от граждан и должностных лиц (процедура получения и требования к документальному оформлению нормативно не определены, на практике по аналогии применяются правила допроса свидетеля или потерпевшего за исключением предупреждения об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний);

- производство документальных проверок и ревизий (проводятся по письменному требованию (поручению) следователя, дознавателя (органа дознания) в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующим деятельность органов и организаций, которым поручено производство соответствующих документальных проверок или ревизий);

- исследование документов, предметов, трупов (осуществляется компетентными специалистами соответствующих ведомств и подразделений по письменному требованию (поручению) следователя, дознавателя (органа дознания) в порядке, установленном ведомственными нормативными правовыми актами;

- истребование документов и предметов (осуществляется путем направления письменного запроса в органы государственной власти, местного самоуправления, в учреждения и организации);

- истребование в редакциях средств массовой информации (осуществляется путем направления следователем, прокурором или органом дознания письменного запроса в соответствующую редакцию):

а) документов и материалов (имеющихся в их распоряжении), подтверждающих сообщение о преступлении;

б) данных о лице, предоставившем указанную информацию (за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации) (ч. 2 ст. 144 УПК);

- проведение оперативно-розыскных мероприятий в соответствии со ст. 6 ФЗ об ОРД по письменному поручению следователя, дознавателя, обязательному для исполнения соответствующим органом дознания.

В соответствии с ч. 1.1. ст. 144 УПК лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном гл. 16 УПК.

При этом применяется аналогия в отношении процессуального статуса участников проверки: заявитель (пострадавший) – потерпевший, очевидец – свидетель, лицо, в отношении которого решается вопрос о возбуждении уголовного дела – подозреваемый. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном ст. 161 УПК. При необходимости уже при приеме сообщения о преступлении в отношении участника досудебного производства могут быть применены меры безопасности в порядке, установленном ч. 9 ст. 166 УПК.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.