Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Система предварительного расследования





Система предварительного расследования чаще всего характеризуется как последовательность и взаимосвязь прохождения его этапов. Эта последовательность и взаимосвязь задана процессуальным законом и обнаруживается путем использования различных критериев для выделения этапов предварительного расследования. Причем, эти критерии должны носить не только формальный, но и содержательный характер.

Многие авторы говорят о двух таких этапах – непосредственно проведение предварительного расследования и окончание предварительного расследования (М.С. Строгович и др.). Критериев для такого выделения два: формальный – по моменту уведомления об окончании следственных действий, и содержательный критерий – по моменту прекращения доказывания в рамках предварительного расследования. Переход с первого этапа на второй зафиксирован в ст. 215 УПК. Указано, что следователь, признав, что все следственные действия по уголовному делу произведены, а собранные доказательства достаточны для составления обвинительного заключения, уведомляет об этом обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей. После этого следователь организует ознакомление вышеуказанных лиц с материалами дела.

На этапе окончания предварительного расследования собирание и проверка доказательств отсутствуют. Однако всегда есть возможность вернуться на первый этап. Основанием для этого будет являться удовлетворенное следователем ходатайство лиц, знакомящихся с материалами дела, о дополнении расследования. В этом случае есть возможность провести дополнительные следственные действия. Стоит отметить, что дополнение следователем материалов дела по ходатайству одного из участников не препятствует продолжению ознакомления с материалами уголовного дела другими участниками. Венчает этот этап, а, соответственно, и все предварительное расследование, процесс составления обвинительного заключения (акта, постановления) за подписью следователя (дознавателя) и передача его прокурору на утверждение.



Отметим, что данная схема характерна только для дел, по которым следователем (дознавателем) принимается решение о составлении обвинительного заключения (акта, постановления). Второй этап будет отсутствовать в случае прекращения уголовного дела или вынесения постановления о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера.

Одним из устоявшихся в науке является историческое деление предварительного расследования на три этапа, возникшее еще в средние века в период розыскного процесса: общее расследование, суммарное производство и специальное расследование (М.А. Чельцов-Бебутов, И.Я. Фойницкий, А.Б. Соловьев и др.).

Деление на эти этапы воспринято сегодня юридической наукой во многих европейских странах. Основанием для выделения этих этапов является наличие или отсутствие обвиняемого в уголовном деле.

Этап общего расследования проводится еще без обвиняемого, следовательно, в отношении относительно неопределенного (общего) круга лиц. Содержание этапа общего расследования составляет, как правило, производство первоначальных следственных действий, а также (при наличии к тому оснований) задержание подозреваемого. Заканчивается этап выявлением конкретного лица, по отношению к которому есть все основания для предъявления обвинения.

Этап суммарного производства заключается в обобщении, суммировании собранных на данный момент по делу доказательств и предъявлении их выявленному на первом этапе лицу, выяснении его доводов в свою защиту.

Этап специального расследования - это расследование, которое производится в отношении конкретного обвиняемого. На этом этапе деятельность следователя содержательно меняется, а также становится иной и тактическая схема расследования.

Считается, что в российском уголовном процессе этапу общего расследования соответствует период с момента возбуждения уголовного дела до момента предъявления обвинения.

Этапу суммарного производства соответствует вынесение постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, предъявление обвинения, допрос обвиняемого и решение вопроса об избрании ему меры пресечения. Хотя, расследования как такового здесь мы не наблюдаем. На этом этапе имеет место вспомогательный процесс доказывания в случае, если следователем принимается решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста.

Этап же специального расследования начинается после допроса обвиняемого и завершается составлением и подписанием следователем обвинительного заключения.

Ряд авторов делит предварительное расследование на шесть этапов (М.А. Ефимов, Н.Г. Стойко и др.). В качестве критерия они используют своеобразие решаемых на данном этапе задач предварительного расследования.

Применительно к предварительному следствию выделяют следующие этапы:

1. раскрытие преступления и изобличение виновного;

2. привлечение лица в качестве обвиняемого;

3. принятие решения об окончании предварительного расследования;

4. окончание предварительного расследования;

5. составление обвинительного заключения;

6. действия прокурора по поступившему к нему делу с обвинительным заключением.

Первый этап носит ярко выраженный поисково-исследовательский характер. Его основное содержание состоит в выдвижении и проверке версий (путем совершения следственных и иных процессуальных действий), а также в определении правового статуса участников уголовного процесса, имеющих личную заинтересованность в исходе дела (как правило, подозреваемых и их защитников, потерпевших и их представителей). Его основная задача – практически достоверное установление лица, совершившего преступление (когда исключены все версии, кроме версии обвинения конкретного лица в совершении конкретного преступления, но не исключена возможность появления новой версии).

Второй этап включает в себя вынесение постановления о привлечении в качестве обвиняемого, предъявление обвинения и допрос обвиняемого. Здесь наиболее отчетливо реализуются обязанности следователя, корреспондирующие праву обвиняемого на защиту, в том числе путем дачи показаний. Своеобразная задача данного этапа – организация самоопределения обвиняемого (выяснения его позиции) по отношению к предъявленному ему обвинению.

Третий этап предполагает проверку и оценку новых (если они появились) и ранее выдвинутых версий, с точки зрения повышения надежности, уточнения, конкретизации предъявленного обвинения либо его опровержения. На этом этапе должна быть определена форма окончания предварительного следствия (прекращение уголовного дела, направление дела прокурору с обвинительным заключением, направление дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера). Кроме того, здесь могут решаться вопросы, связанные с изменением и дополнением обвинения, а также частичным прекращением уголовного преследования. Задача этапа – вполне достоверное установление лица, совершившего преступление (исключение возможности появления новой версии).

Четвертый этап сводится к ознакомлению с материалами уголовного дела участников процесса, имеющих личную заинтересованность в исходе дела, рассмотрению и разрешению заявленных ими ходатайств. Его основная задача – организация самоопределения участников процесса по отношению к материалам дела (выяснение их позиций).

На пятом этапе оценивается качество завершенного расследования, осуществляется отбор доказательств, удовлетворяющих требованиям законности, обоснованности и мотивированности обвинительного заключения, производится процессуальное оформление (изложение) результатов расследования. Своеобразная задача этапа – обоснование итоговых, достоверных выводов по делу.

Шестой этап носит чисто оценочный характер. Прокурор оценивает собранные следователем доказательства и обвинительное заключение с точки зрения требований закона. Основные задачи этапа – контроль за качеством предварительного расследования и подготовка к поддержанию государственного обвинения в суде.

Указанные выше деления на этапы – только пример наиболее устоявшихся схем системы предварительного расследования. В зависимости от критериев выделения этапов возможны и иные варианты. Главное, чтобы они имели под собой содержательную основу, а не создавали классификацию ради классификации.

Дознание

В современной российской уголовно-процессуальной теории дознание рассматривается как упрощенная или сокращенная форма расследования по отношению к предварительному следствию. Согласно ст. 223 УПК дознание проводится по общим правилам предварительного расследования за исключением некоторых особенностей, которые оговорены в гл. 32 и 32.1. УПК.

Согласно п. 8 ст. 5 УПК дознание – это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Таким образом, для дознания, в первую очередь, характерно наличие собственной подследственности – категория преступлений, по которым производство предварительного следствия не является обязательным, определена ч. 3 ст. 150 УПК. По замыслу законодателя эти преступления не относятся к числу тяжких и не представляют особой сложности в доказывании, поэтому могут быть расследованы в более сжатые сроки и с упрощением некоторых формальных процедур.

Второй особенностью является состав субъектов, осуществляющих дознание. Круг органов дознания определен ст. 40 УПК и ст. 13 ФЗ об ОРД и является весьма широким, причем процессуальную функцию дознавателя начальник органа дознания вправе возложить на должностных лиц различных подразделений, чаще всего оперативных, при том, что специализированных подразделений дознания, в которых штатные дознаватели осуществляли бы только уголовно-процессуальную деятельность, в большинстве органов дознания просто нет. Очевидно по этой причине уголовно-процессуальные полномочия прокурора в отношении органа дознания и дознавателя несравнимо шире, чем в отношении следователя. Кроме того, полномочиями по осуществлению процессуального контроля и процессуального руководства деятельностью дознавателя обладают начальник органа дознания и начальник подразделения дознания, то есть дознаватель не обладает такой процессуальной самостоятельностью, как следователь.

В определенных случаях – по уголовным делам о преступлениях, предварительное следствие по которым не обязательно, совершенных лицами, указанными в п.п. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК, – дознание осуществляется следователями СК РФ.

Третьей особенностью дознания являются сокращенные в сравнении с предварительным следствием сроки производства по уголовному делу – 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток. Возможность дальнейшего продления срока дознания ограничено двенадцатью месяцами и связана с наличием строго определенных оснований (ч.ч. 4 и 5 ст. 223 УПК). Если и в этот срок орган дознания не смог окончить производством уголовное дело, прокурор в соответствии с ч. 4 ст. 150 УПК поручает дальнейшее расследование органу предварительного следствия.

Четвертой отличительной особенностью дознания является отсутствие процедуры привлечения в качестве обвиняемого, предусмотренной гл. 23 УПК. По общему правилу, обвинение формулируется в обвинительном акте, с которым по окончании дознания знакомятся обвиняемый и его защитник. На всем протяжении дознания лицо, в отношении которого возбуждалось уголовное дело, находится в статусе подозреваемого – с момента вынесения в отношении него постановления о возбуждении уголовного дела и до ознакомления с обвинительным актом. В тех случаях, когда уголовное дело было возбуждено по факту, а подозреваемый установлен позже, в процессе дознания, в соответствии со ст. 223.1 УПК осуществляется его письменное уведомление о подозрении в совершении преступления с последующим допросом подозреваемого. Данная процедура практически является прямым аналогом процедуры предъявления обвинения. Тем не менее, собственно привлечение в качестве обвиняемого при производстве дознания также предусмотрено – в случаях, когда в отношении подозреваемого была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, но завершить дознание в течение 10 суток не представилось возможным, так же, как изменить или отменить меру пресечения (ч. 3 ст. 224 УПК).

Пятым отличием дознания от предварительного следствия является итоговый документ расследования – обвинительный акт (ч. 1 ст. 225 УПК). Как уже было сказано выше, одновременно он фактически является формой предъявления обвинения и с момента ознакомления с ним подозреваемый приобретает статус обвиняемого.

По окончании дознания обвиняемый и его защитник должны быть ознакомлены с обвинительным актом и материалами уголовного дела, о чем делается отметка в протоколе ознакомления с материалами уголовного дела. Потерпевшему или его представителю по его ходатайству также могут быть предоставлены для ознакомления обвинительный акт и материалы уголовного дела в том же порядке, который установлен для обвиняемого и его защитника (ч.ч. 2 и 3 ст. 225 УПК).

Обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждается начальником органа дознания, а затем прокурором (ч. 4 ст. 225 УПК).

Гл. 32.1. УПК предусмотрен сокращенный порядок производства дознания. Основанием для производства дознания в сокращенной форме является соответствующее письменное ходатайство подозреваемого, подписанное также и его защитником. Применение сокращенной формы дознания допускается при одновременном, наличии следующих условий:

1) уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица по признакам одного или нескольких преступлений, производство предварительного следствия по которым не обязательно;

2) подозреваемый признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда, а также не оспаривает правовую оценку деяния (квалификацию преступления), приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела.

Дознание не может производиться в сокращенной форме в следующих случаях (ч. 1 ст. 226.2 УПК):

1) подозреваемый является несовершеннолетним;

2) имеются основания для производства о применении принудительных мер медицинского характера в порядке, установленном гл. 51 УПК;

3) подозреваемый относится к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок уголовного судопроизводства, установленный гл. 52 УПК;

4) лицо подозревается в совершении двух и более преступлений, если хотя бы одно из них относится к преступлениям, по которым производство предварительного следствия обязательно;

5) подозреваемый не владеет языком, на котором ведется уголовное судопроизводство;

6) потерпевший возражает против производства дознания в сокращенной форме.

При наличии одного из этих обстоятельств дознаватель отказывает подозреваемому в удовлетворении ходатайства о производстве дознания в сокращенной форме.

Подозреваемый, обвиняемый, потерпевший или его представитель вправе заявить ходатайство о прекращении производства дознания в сокращенной форме и о продолжении производства по делу в общем порядке в любое время до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора. Такое ходатайство подлежит обязательному удовлетворению лицом, в производстве которого находится уголовное дело (ч. 3 ст. 226.3 УПК).

Отличительными признаками сокращенной формы дознания являются: 1) сроки производства (ст. 226.6 УПК); 2) особенности доказывания (ст. 226.5 УПК); 3) особенности окончания дознания (ст. 226.7 УПК).

Дознание в сокращенной форме должно быть окончено в срок, не превышающий 15 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме. Днем окончания дознания в сокращенной форме является день направления уголовного дела прокурору с обвинительным постановлением. Этот срок может быть прокурором до 20 суток при необходимости удовлетворения ходатайств о производстве дополнительных следственных действий или о пересоставлении обвинительного постановления, составленного с нарушением требований УПК, заявленных обвиняемым, его защитником, потерпевшим и (или) его представителем при ознакомлении с материалами уголовного дела (ч. 2 ст. 226.6 и ч. 6 ст. 226.7 УПК).

Ст. 226.5 УПК определяет следующие особенности доказывания при производстве дознания в сокращенной форме:

- доказательства по уголовному делу собираются в объеме, достаточном для установления события преступления, характера и размера причиненного им вреда, а также виновности лица в совершении преступления;

- обязательным является производство только тех следственных и иных процессуальных действий, которые необходимы для предотвращения невосполнимой утраты следов преступления или иных доказательств;

- с учетом конкретных обстоятельств уголовного дела дознаватель вправе:

1) не проверять доказательства, если они не были оспорены подозреваемым, его защитником, потерпевшим или его представителем;

2) не допрашивать лиц, от которых в ходе проверки сообщения о преступлении были получены объяснения, за исключением случаев, если необходимо установить дополнительные, имеющие значение для уголовного дела фактические обстоятельства, сведения о которых не содержатся в материалах проверки сообщения о преступлении, либо необходимо проверить доказательства, достоверность которых оспорена подозреваемым, его защитником, потерпевшим или его представителем;

3) не назначать судебную экспертизу по вопросам, ответы на которые содержатся в заключении специалиста по результатам исследования, проведенного в ходе проверки сообщения о преступлении, за исключением следующих случаев:

а) необходимость установления по уголовному делу дополнительных, имеющих значение для уголовного дела фактических обстоятельств;

б) необходимость проверки выводов специалиста, достоверность которых поставлена под сомнение подозреваемым, его защитником, потерпевшим или его представителем;

в) наличие предусмотренных ст. 196 УПК оснований для обязательного назначения судебной экспертизы;

4) не производить иные следственные и процессуальные действия, направленные на установление фактических обстоятельств, сведения о которых содержатся в материалах проверки сообщения о преступлении, если такие сведения отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам гл. 10 УПК.

Итоговым процессуальным документом дознания, производимого в сокращенной форме, является обвинительное постановление, которое должно быть составлено не позднее 10 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме. Если составить обвинительное постановление в этот срок не представляется возможным вследствие большого объема следственных и иных процессуальных действий, дознание по истечении этого срока продолжается в общем порядке, о чем дознавателем выносится соответствующее постановление.

По структуре и форме обвинительное постановление не отличается от обвинительного акта за исключением отсутствия в нем одного элемента: списка лиц, подлежащих вызову в судебное заседание.

Не позднее 3 суток со дня составления обвинительного постановления обвиняемый и его защитник (а при наличии соответствующего ходатайства – потерпевший и (или) его представитель) должны быть ознакомлены с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела, о чем в протоколе ознакомления участников уголовного судопроизводства с материалами уголовного дела делается соответствующая отметка. В случае невозможности завершить ознакомление указанных участников процесса с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела в указанный срок производство дознания на основании постановления дознавателя продолжается в общем порядке.

По завершении дознания в сокращенной форме обвинительное постановление утверждается начальником органа дознания и вместе с материалами уголовного дела направляется для утверждения прокурору.

В суде уголовное дело, расследованное по правилам сокращенной формы дознания, рассматривается в особом порядке, предусмотренном гл. 40 УПК.

 

Контрольные вопросы:

1. Каково соотношение стадии предварительного расследования со стадией судебного разбирательства (сходства, различия, взаимосвязь)?

2. В чем заключается и как соотносится между собой прокурорский, ведомственный и судебный контроль в стадии предварительного расследования?

3. Какое место занимают общие условия предварительного расследования? В чем их значение? Как они реализуются в предварительном следствии и дознании?

4. В чем заключаются отличительные особенности дознания от предварительного следствия?

5. Каковы отличительные особенности процесса доказывания при производстве дознания в сокращенной форме?

6. При каких обстоятельствах недопустимо производство дознания в сокращенной форме?

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.