Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Усложнять – просто, упрощать - сложно





 

Однажды мне позвонила женщина из Нью Йорка. Её дочка берет уроки фортепиано. У неё неплохая техника, и она легко запоминает музыку, но почти не читает с листа - типичный случай «музыкальной инвалидности» в буквенной системе обучения. Купив нашу программу, мама с дочкой принялись наверстывать упущенное: один за другим они читали сборники пьес из раздела «Джентл Пиано» («Интеллигентное, или мягкое пианино») - программы, которая соединяет пьесы фортепиано с компьютером.

Вскоре мама позвонила мне, чтобы выразить признательность и восхищение программой. Я спросила её: а занимаются ли они и другими упражнениями, кроме прочтения пьес? А зачем?.. – удивилась она. Годы частных уроков приучили её: теория и практика - два разных мира, которые никак не пересекаются!

- Зачем учить теорию? – настороженно спросила мама. - Моя дочка уже знает все правила!

- Это не совсем теория, мэм! Это упражнения, которые развивают видение нотных последовательностей, зрительное восприятие отдельных нот и аккордов, связь нотного текста и слуха. Из этих навыков и складывается чтение нот с листа.

- А зачем знать последовательность нот? – продолжала недоумевать она.

- Чтобы читать их в любом направлении и с любого места. Так вы мгновенно распознаёте клавиши.

- Хм… Нас никто не учил этому! Вот еще вопрос: а зачем та игра, в которой линейки как деревья?

- Чтобы уметь сразу распознавать каждую линейку из десяти. Читая ноты, вашей дочке нужно щелкать это, как семечки!

- О, как у вас всё замечательно и логично! Вы просто разбили музыцирование на мелкие, хорошо усвояемые кусочки!

- Спасибо, мэм! А как же иначе? Вы же не кушаете в воскресенье весь недельный запас – наверняка случится заворот кишок! Игра по нотам – большой и сложный навык, и его тоже нужно «есть по кусочкам»!

 

Исполнение музыки – цельный сплав, симбиоз всех навыков. Нота воспринимается и мышцами руки, и зрительно, и гортанью, и внутренним слухом. Гортань или палец тут же рождают внутренний звук и образ ноты. Звук вызывает мгновенный импульс нужных мышц и картинку нотного знака. Увиденная нота означает её звук и реакцию нужных мышц. В музыкальном прочтении все едино, и развивать навыки можно только одновременно - облегчая одно, чтобы усвоить другое. На сегодня это возможно только с помощью компьютера и нашей программы.

 

Самый древний и естественный способ обучения…

через компьютер!

«Я видел вашу программу на втором канале в Хьюстоне и был просто поражен, как хорошо играет совсем еще малышка! Но я думаю, что вы должны быть чересчур зависимы от этой новой системы. Я так думаю, потому что я тоже играл на фортепиано. Я учился около семи лет, и даже был звездой класса у моего учителя. И я предполагаю: если попросить этого ребенка сыграть на фортепиано без программы, он не сможет, потому что он зависит от компьютера. Так случалось когда-нибудь, или я просто дурак?

Искренне, Бен, 12 лет»

 

Мальчику Бену, «звезде» класса, очень трудно представить, что музыке можно учиться во много раз быстрее. Вряд ли он может осознать, что учился чудовищно медленно и трудно, и результатов добился, в общем-то, не за счет качества самого обучения. Снимаясь для программы «Новостей», моя трехлетняя ученица Грейси легко исполняла Менуэт, который и после двух лет обучения сыграет не всякий. С помощью программы она уже достигла тех же результатов, что и многие ученики обычных классов за пять-шесть лет.

И здесь нет никакого секрета. Начиная с самого первого урока, Грейси активно и много ЧИТАЕТ и ИГРАЕТ этот Менуэт. По аналогии с освоением языка, Грейси просто постоянно «разговаривает» на этом языке. Она осваивает музыку, как любой ребенок осваивает язык своих родителей – путём постоянной практики. А практика – самый древний и продуктивный способ обучения, выучивший каждого из нас! В то время, как другие дети учат правила и «разбирают» музыку, с трудом переползая от ноты к ноте, Грейси просто считывает и играет её. И это ей очень нравится.

Компьютер умеет то, чего не может учитель: он без устали, мгновенно, абсолютно точно и верно реагирует на действия ученика. В этом смысле компьютер – идеальное средство обучения. Хорошая программа глубоко «погружает» в процесс тренировки, потому что способна немедленно оценивать действия и давать «ценные указания» - и делать это лучше, чем самый хороший репетитор.

Встречаясь с учеником раз ли два в неделю, традиционный учитель не должен заниматься репетиторством. В то же время, неспособность ученика читать музыку делает бессмысленным и наставничество. Но заниматься как-то надо, и скоро учителя перестают задумываться, в чём состоит их работа.

 

Для чего нужен учитель?

 

Часто мне возражают так: «Ничто не может заменить «живого общения» с учителем!» Но с чем же тут спорить? Я с этим совершенно согласна! С той лишь оговоркой, что «живое общение» - далеко не всё, что нужно ученику.

Давайте разберемся, где «живое общение» действительно необходимо, а где оно становится пустым разбазариванием сил, времени и денег.

Что необходимо для того, чтобы:

- помочь координировать обе руки при игре,

- научить читать нотный текст,

- подыграть правую руку, пока ученик разучивает левую, и наоборот,

- подсказать, где ошибка и что нужно сделать, чтобы фраза звучала правильно,

- разбить пьесу на небольшие части и помочь ученику справиться с «локальными» сложностями,

- помочь в разучить пьесу наизусть, анализируя текст на слух и указывая ученику на ошибки.

Нужен ли здесь неповторимый и живой талант учителя? Отнюдь нет! Со всем этим справится хорошая компьютерная программа. И справится намного лучше учителя!

Превращая развитие элементарных навыков в «живое общение», учитель подменяет разговорами ценнейшее время практики – и резко тормозит развитие ученика. Только учитель способен думать, что его умные речи и нотации полезнее для учёбы, чем конкретная игра, читка и пение! Компьютер такой наивности не допустит никогда.

С компьютером мой ученик проигрывает пьесу минимум 15-20 раз за урок. При этом он быстро совершенствует технику каждой руки и координацию обеих рук, отделяет и отрабатывает сложный пассаж до полной победы, развивает при этом слух и тренирует все виды памяти. А в «традиционном» классе почти всё это время происходит «живое общение» - учитель старательно объясняет, «как это надо играть» - и всерьёз думает, что от этого ученик действительно должен заиграть, как сказано.

Совершенно иное дело, когда ученик уже сам способен читать музыку. Вот тут живое общение пишется уже без кавычек! Учитель намечает стратегию развития ученика, помогает выбрать подходящий репертуар, разобраться в штрихах и оттенках, освоить тонкости интерпретации и передать характер музыки. Никакой компьютер тут не заменит педагога – да никто и не пытался говорить об этом.

Я не знаю, насколько реально сделать подобную программу для обучения иностранным языкам. Она должна уметь контролировать голос ученика, его мелодику и артикуляцию, и вовремя поправлять ошибки - как в произношении, так и в грамматике. Но в музыкальном языке такой контроль вполне реален, потому что главная опора здесь - координация работы с клавишами инструмента. При этом голос и слух развиваются параллельно, как результат практического музыцирования.

 

Главное - слушать. Но что?

Психологи утверждают: зрительная память быстрее «схватывает», зато слуховая дольше помнит.

Что происходит, если ученик на уроке делает ошибки? Учитель постоянно останавливает его, указывает на его ошибки и показывает, как это надо поправить. Хорошо, если ошибки не координационные – тогда их нетрудно исправить. Но если не желают «сотрудничать» мышцы, то указания и призывы ничуть не помогают. Наоборот, они вредят - попусту забирают время.

Компьютер не объясняет – он заставляет работать. Компьютерная графика ярко выделяет все ошибки. Видя на мониторе одну и ту же ошибку, новичок быстро понимает, что именно не так. Он тут же пробует сыграть верно, и повторяет попытку до тех пор, пока навык не закрепится – а компьютер не «поставит пять».

Слух при этом многократно прослушивает правильный вариант, запоминает его и становится опорой для исполнения. А зрение всё это время усердно связывает звуки с нотным текстом.

Ноты сначала выглядят как бутонов цветов, каждый из которых распускается сообразно длительности. Если отпустить клавишу преждевременно, цветение цветка останавливается, вместо него появляется анимационный «гномик» и разочарованно разводит руками. Он помогает увидеть ошибку за долю секунды. Такие приёмы учат не только озвучивать длительности. Таким же образом программа контролирует правильность всех действий пальцев и рук.

И даже правильность выучивания наизусть. Обычное запоминание музыки порой мучительно: очень трудно себя проверить, а учитель помогает слишком редко. В программе «Софт Моцарт», с помощью графики, ученик может выучить пьесу с идеальной точностью. Например, если текст проигран верно, он засчитывается в очки, а если не удачно - он выплывает в виде яркой подсказки, и очки не засчитываются. Более того, текст одной или обеих рук по желанию может исчезать из поля зрения, и появляться только в случае ошибки.

Если раньше музыкальная память развивалась, как придётся, то теперь, с помощью компьютера, ученик точно видит, насколько правильно он запомнил пьесу и как сделать исполнение идеальным.

А теперь вернёмся к педагогу, который из последних сил пытается растолковать ученику, в чём же тот ошибся. Происходит ли тут хоть какая-то наработка навыков?.. В основном только одного: ученик эффективно учится пропускать эти нотации мимо ушей. Интерактивная графика побеждает «живую речь» с огромным перевесом в счёте!

Компьютер объективно обладает намного более мощным арсеналом средств. Он создаёт целенаправленные и точные коммуникации со зрением, слухом, мышцами и голосом – и по отдельности, и вместе. Учитель физически не в состоянии использовать все эти средства одновременно.

Но самое главное: конечный результат любого подхода - развитое умение нотного чтения. Если человек свободно читает с листа, для него открыты в музыке все возможности, и никого уже не интересует, добывалось ли мастерство с помощью «живой души учителя» или с помощью «бездушной машины». А если так, борьба за «традиционные» методы не имеет под собой никаких реальных оснований.

 

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.