Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Развитие электропривода в горной промышленности





ЭЛЕКТРОПРИВОД

И ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ

ОТКРЫТЫХ

ГОРНЫХ

РАБОТ

ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ Д-РА ТЕХН. НАУК, ПРОФ. Б. П. БЕЛЫХА

Допущено Министерством высшего и среднего специального образования СССР в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по спе­циальности «Технология и комплекс­ная механизация открытой разра­ботки месторождений полезных ис­копаемых»

 

 


 

 

МОСКВА «НЕДРА» 1983

 

УДК 621.31 +621.31-3.13](075.8):622.271

Электропривод иэлектрификация открытых горных работ. Учебник для вузов/Б. П. Белых, В И. Щуцкий, Б. И. Заславец, Н. И. Чеботаев. М., Недра, 1983, 269 с.

Изложен комплекс вопросов, относящихся к элек­трификации горнодобывающих предприятий с откры­той разработкой месторождений полезных ископае­мых. Рассмотрены особенности электропривода гор­ных машин и механизмов, вопросы управления элек­троприводами. Приведены сведения об особенностях электроснабжения карьеров. Описаны виды, устрой­ства и особенности эксплуатации электроустановок карьеров. Даны методики расчета распределительных сетей и электрического освещения. Проанализиро­ваны основные энергетические показатели эксплуата­ции электрохозяйства карьеров.

Для студентов горных вузов и факультетов, обу­чающихся по специальности (0209) «Технология и комплексная механизация открытой разработки ме­сторождений полезных ископаемых».

Табл. 1, ил. 162, список лит.—23 назв.

Рецензенты:

кафедра электропривода Днепропетровского горного

института, канд. техн. наук В. О.Жидков (Вост. НИИ).

 

ИЗДАТЕЛЬСТВО «Недра»,1983

ПРЕДИСЛОВИЕ

Основным назначением курса «Электропривод и электри­фикация открытых горных работ» является изучение особенно­стей применения электрической энергии на горных предпри­ятиях с открытой разработкой месторождений полезных иско­паемых. Рассмотрение вопросов электрификации производится в неразрывной связи с рабочими машинами, технологией про­изводства и организацией труда.

Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1981 —1985 годы и на период до 1990 года, утвержденными XXVI съездом КПСС, предусмотрено произ­водство электроэнергии в 1985 г. до 1550—1600 млрд. кВт-ч, в том числе на атомных электростанциях до 220—225 млрд. кВт-ч и на гидроэлектростанциях до 230—235 млрд. кВт-ч. В одиннадцатой пятилетке будет осуществлено строитель­ство крупных гидроэлектростанций на реках Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии с учетом комплексного использования гидроресурсов. Ускоренными темпами будет происходить стро­ительство тепловых электростанций, использующих угли Экибастузского и Канско-Ачинского бассейнов, а также природ­ный и попутный газ месторождений в Западной Сибири. Будут продолжены работы по дальнейшему развитию единой энер­гетической системы страны, повышению надежности и каче­ства электроснабжения народного хозяйства.

Дальнейшее развитие горного производства характеризу­ется все большим распространением открытого способа разра­ботки полезных ископаемых как более экономичного. В насто­ящее время в СССР открытым способом добывается около 32 % угля, более 50 % руды и 100 % строительных материалов.

Основными горными машинами на открытых горных рабо­тах являются одноковшовые и многоковшовые экскаваторы, горные комплексы, буровые станки, различные виды тран­спорта, многие из которых снабжены сложным электрообору­дованием. Установленная мощность электрических машин на современном мощном экскаваторе достигает 20 000 кВт и бо­лее, что сравнимо со средним и даже крупным промышленным предприятием.

Горные машины и комплексы, особенно большой единич­ной мощности, требуют применения совершенных систем ав­томатизированного электропривода и электроснабжения гор­ных предприятий, способствующих повышению производитель­ности труда и качества выпускаемой продукции.

Применение регулируемого электропривода в большинстве случаев повышает производительность горных машин и меха­низмов на 10—15 % по сравнению с нерегулируемым электроприводом той же мощности. При этом основные тенденции развития электропривода заключаются в расширении области их применения, создании быстродействующих, надежных и экономичных систем регулируемого автоматизированного электропривода.

Важное значение при электрификации горных машин и ме­ханизмов имеет повышение напряжения. Приводные двигатели мощных экскаваторов выполняются на напряжение 10 кВ, на­пряжение в контактных сетях электровозного транспорта на карьерах предполагается повысить при постоянном токе до 3—6 кВ, при переменном токе — до 20 кВ. На мощных карье­рах проектируется глубокий ввод электроэнергии напряжением 35 и ПО кВ. Особое значение имеет создание различных за­щитных средств и повышение электробезопасности при обслу­живании электрических сетей и электрооборудования.

В книге разделы первый и третий, за исключением главы 9 и 30.2, написаны Белыхом Б. П., глава 9 и 30.2 — Щуцким В. И., раздел второй, за исключением главы 21,— Заслав цем Б. И., глава 21 —Чеботаевым Н. И.


РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОПРИВОДА

Глава 1

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1.1. Определение электропривода

Электрический привод представляет собой электромеханиче­ское устройство, преобразующее электрическую энергию в ме­ханическую и предназначенное для приведения в движение ра­бочих машин, установок и механизмов.

Современный электропривод (рис. 1.1) состоит из преоб­разовательного устройства П, электродвигателя Д, передаточ­ного устройства ПУ и аппаратуры управления АУ.

Преобразовательное устройство служит для преобразова­ния трехфазного переменного тока сети в другой род тока или изменения его параметров (частоты, напряжения и т. д.).

Электродвигатель служит для преобразования электриче­ской энергии в механическую и передаче ее рабочему ор­гану РО.

Передаточное устройство служит для согласования скоро­стей двигателя и рабочего органа машины или преобразова­ния вида движения (например, вращательного в поступа­тельное).

Аппаратура управления предназначена для управления про­цессом преобразования энергии с целью согласования его с технологическими условиями процессов, выполняемых рабо­чей машиной.

По способу передачи механической энергии от вала двига­теля к рабочим органам машины электропривод делят на три группы: групповой, одиночный и многодвигательный.

Групповым называют привод, в котором несколько рабо­чих машин приводятся в движение через передачи (трансмис­сии) одним двигателем. Этот привод имеет ряд недостатков: значительные потери энергии в передачах, малую надежность, сложность управления машинами и т. п.

Одиночным приводом является привод, в котором рабочие органы машины приводятся одним электродвигателем. В этом случае иногда двигатель конструктивно является рабочим ор­ганом машины, например барабан ленточного конвейера со встроенным двигателем.

Под многодвигательным приводом понимается привод, в ко­тором каждый исполнительный механизм рабочей машины приводится в движение от отдельного двигателя. Многодвига тельным приводом является и привод, в котором отдельны! механизм приводится в движение несколькими двигателями Например, для механизма поворота одноковшовых экскаваторов применяют двух-, четырех- и восьмидвигательные электроприводы.

В многодвигательном приводе управление машиной или механизмом (пуск, регулирование скорости, реверсирование, торможение и т. п.) осуществляется путем управления электродвигателями. Многодвигательный автоматизированный электропривод является современным, прогрессивным типом привода горнотранспортных машин и механизмов.

 

Основные понятия и определения

Механической характеристикой электрического двигателя назы­вают зависимость его угловой скорости от вращающего мо­мента, т. е. o) = f(M).

Механические характеристики электродвигателей можно раз­делить натри основных категории:

1) абсолютно жесткая механическая характеристика, при ко­торой угловая скорость при изменении момента не изменяется (такую характеристику имеют синхронные двигатели);

2) жесткая механическая характеристика, при которой угло­вая скорость с изменением момента хотя и падает, но незначи­тельно (такую характеристику имеют двигатели постоянного тока параллельного возбуждения и асинхронные двигатели в пределах рабочей части характеристики);

3) мягкая механическая характеристика со значительным
падением угловой скорости при увеличении момента (такую
характеристику имеют двигатели постоянного тока последова­тельного возбуждения).

Механические характеристики могут быть естественными и искусственными. Естественная механическая характеристика представляет собой зависимость ω = f(M) при нормальных ус­ловиях работы двигателя, т.е. при номинальном напряжении, потоке, частоте и при отсутствии дополнительных сопротивле­ний в силовой цепи (в цепи якоря, ротора и статора). При от­сутствии одного из этих условий механическая характеристика будет искусственной.

Механические характеристики имеют важное значение для оценки электромеханических свойств двигателя и являются од­ним из основных критериев при выборе того или иного двига­теля для исполнительного механизма.

 

Общие понятия и определения

Под переходными процессами электропривода понимаются про­цессы перехода от одного состояния электропривода к другому, т. е. режимы перехода от покоя к вращению и обратно, от од­ной скорости к другой, от одного направления вращения к дру­гому, от одной нагрузки исполнительного механизма к другой. Таким образом, переходные процессы в электроприводе будут при пуске и торможении, регулировании скорости, реверсирова­нии, приеме и сбросе нагрузки. Исследование переходных про­цессов позволяет выяснить зависимости вращающего момента двигателя, его скорости, тока и пройденного пути от времени за период перехода от одного состояния электропривода к дру­гому.

Количество исполнительных механизмов, для которых харак­тер протекания переходных режимов электропривода малосу­ществен, ограничено. К ним можно отнести механизмы дли­тельного режима работы с постоянной нагрузкой и с редкими пусками (вентиляторы, центробежные насосы). Для большин­ства рабочих машин протекание переходных процессов электро­привода имеет существенное значение. Например, при циклич­ном режиме работы с большим количеством пусков производи­тельность машины во многом зависит от длительности пуска и торможения (одноковшовый экскаватор). С уменьшением длительности пуска и торможения уменьшается длительность рабочего цикла — производительность увеличивается. Но при сокращении длительности этих режимов возрастают динами­ческие нагрузки в элементах рабочей машины, что может при­вести к их разрушению. Поэтому только нагрузочные диаграммы, построенные с учетом переходных процессов в элект­роприводе, дают возможность правильно проектировать элект­ропривод.

Основной причиной переходных процессов в электроприводе являются механическая и электромагнитная инерционность. В зависимости от вида инерции, влияющей на переходные про­цессы, их разделяют на механические, электромагнитные и электромеханические.. Механические переходные процессы — учитывается только механическая инерция движущихся частей агрегата; электромагнитные переходные процессы — учитыва­ется электромагнитная инерция индуктивностей обмоток элект­рических машин; электромеханиче­ские переходные процессы — учитыва­ются механическая и электромагнитная инерции.

Общие сведения

Пуск электродвигателя заключается в подсоединении его к ис­точнику энергии и разгоне до требуемой скорости. Режим пуска определяется величиной и характером статического и пускового моментов.

В зависимости от соотношений статического и номинального моментов режимы пуска могут быть: легкими, нормальными и тяжелыми.

Если начальный статический момент не превышает 30—40 % номинального, пуск считается легким (пуск центробежных на­сосов и вентиляторов при закрытых задвижках, компрессоров с выхлопом в атмосферу, машинных преобразователей).

Если начальный статический момент больше 40%, но меньше 100 % номинального, то режим пуска считается нор­мальным.

Тяжелым режимом пуска считается пуск, когда начальный статический момент равен или более 100 % номинального. Этот режим пуска характерен для многих горных машин имеха­низмов.

В процессе остановки электропривода в системе действуют инерционные силы, стремящиеся удлинить время останова. По­этому в большинстве случаев для уменьшения времени оста­новки применяется механическое и электрическое торможение.

В этой главе рассмотрены основные способы пуска и элек­трического торможения электродвигателей.

Тормозные режимы двигателей

Двигатели постоянного тока и асинхронные двигатели трехфаз­ного тока позволяют применять три вида электрического тор­можения: генераторное торможение с рекуперацией энергии в сеть, динамическое торможение и торможение противовключением.

 

Двигатели постоянного тока параллельного возбуждения. На рис. 5.3 представлены схемы включения двигателя, а на рис. 5.4 — механические характеристики в тор­мозных режимах.

Генераторное торможение с рекуперацией энергии в сеть (рис. 5.3, а) может быть только при скорости вращения якоря, большей скорости идеального холостого хода, т. е. ω>ω0. В этом случае Е> U и величина тормозного тока определяется уравнением


из которого видно, что направление тока меняется на обратное, т. е. ток поступает от двигателя в сеть. Этот режим работы применяется для торможения при спуске груза (подъемные машины, краны и т. п.), когда груз, опускаясь, может вращать якорь со скоростью ω>ω0. Точка 2 механической характери­стики (см. рис. 5.4) соответствует этому режиму работы. Оче­видно, этот вид торможения можно применять только для под­держания скорости на определенном уровне.

Динамическое торможение (рис. 5.3, б) можно применять при любой скорости вращения якоря двигателя, отличной от нуля. Якорь двигателя при динамическом торможении отключа­ется от сети и замыкается на тормозное сопротивление RAnn- Обмотка возбуждения обычно включается в сеть постоянного тока для создания неизменного магнитного потока двигателя.

Величина тока якоря при динамическом торможении опре­деляется выражением


Участок 30 механической характеристики (рис. 5.4) соот­ветствует динамическому торможению.

Так как Е пропорциональна скорости вращения якоря, то при малых скоростях динамическое торможение малоэффек­тивно.

Торможение противовключением (рис. 5.3, в) возможно при всех значениях скорости, вплоть до полной остановки двига­теля.

При противовключении двигатель вращается в обратную сторону. При этом э. д. с. Е действует согласно с приложенным напряжением (если изменить направление тока в обмотке воз­буждения). Ток якорной цепи двигателя определится по выра­жжению


Подобный режим работы может быть осуществлен только при введении в цепь якоря достаточно большого сопротивления с целью ограничения тока якоря. Этому режиму работы соот­ветствует участок 4-5 характеристики на рис. 5.4.

Двигатели постоянного тока последова­тельного возбуждения могут иметь два режима тормо­жения: динамическое торможение и торможение противовклю­чением. Генераторное торможение с рекуперацией энергии в сеть при обычной схеме включения двигателя невозможно, так как двигатель не имеет скорости идеального холостого хода. Этот режим торможения возможен, если обмотку возбуж­дения подключить к независимому источнику тока.

Схемы включения двигателя приведены на рис. 5.5, а меха­нические характеристики — на рис. 5.6.

Динамическое торможение можно применять при любой скорости, однако при малых скоростях эффективность тормо­жения резко снижается. При этом режиме работы двигатель может быть включен по схемам, приведенным на рис. 5.5, а и б.

В первой схеме двигатель отключается от сети и замыкается на тормозное сопротивление. Концы обмотки возбуждения сле­дует поменять местами с целью предотвращения размагничива­ния двигателя. Вторая схема широкого применения не получила, так как в тормозном сопротивлении, включенном последова­тельно с обмоткой возбуждения, получаются большие потери электроэнергии.

В остальном этот режим протекает так же, как и в двига­теле параллельного возбуждения. Участок 20 механической характеристики соответствует динамическому торможению.

Торможение противовключением (рис. 5.5, в) осуществля­ется и протекает точно так же, как и в двигателе параллельного возбуждения. Участок 34 механической характеристики (рис. 5.6) соответствует торможению противовключением

Асинхронные двигатели трехфазного тока.

В асинхронных двигателях возможны три тормозных ре­жима: торможение с рекуперацией энергии в сеть; торможение противовключением и динамическое торможение.

На рис. 5.7 приведены схемы включения двигателя, а на рис. 5.8 механические характеристики при тормозных режимах.

При торможении с рекуперацией энергии в сеть (рис. 5.7, а) направление вращения вращающегося магнитного потока ста­тора совпадает с направлением вращения ротора. Скорость вра­щения ротора больше скорости вращения магнитного потока, т. е. (о>со0- Механическая энергия, подводимая к валу ротора извне (например, создаваемая опускаемым грузом), преобразу­ется в электрическую и отдается в сеть. Применяется этот ре­жим торможения для поддержания постоянной скорости при опускании груза в подъемных установках. На механических ха­рактеристиках (см. рис. 5.8) этому режиму работы соответ­ствует точка 2.

При торможении противовключением ротор двигателя вра­щается в сторону, противоположную вращению магнитного по­тока статора. Этот режим работы может быть получен путем реверсирования двигателя на ходу (рис. 5.7, б). Ротор под дей­ствием запасенной кинетической энергии продолжает вращаться в прежнем направлении, а поле статора изменяет свое направ­ление вращения.

Режиму торможения противовключением соответствуют уча­стки механических характеристик (см. рис. 5.8) 34 для двига­теля с короткозамкнутым ротором и 3'4'( на реостатной ха­рактеристике двигателя с фазовым ротором) соответствуют динамическому торможению.


Динамическое торможение асинхронного двигателя осущест­вляется подключением обмотки статора к источнику постоян­ного тока. Обмотка ротора двигателя с фазным ротором замы­кается на сопротивление (рис. 5.7, в). Машина работает как синхронный генератор с неподвижными полюсами. Части меха­нических характеристик (рис. 5.8) 5— 0 (для двигателя с ко­роткозамкнутым ротором) и 5'— 0 (на реостатной характери­стике двигателя с фазным ротором) соответствуют динамиче­скому торможению.

Общие сведения

Для машин и механизмов с частыми пусками и торможением или широким диапазоном регулирования скорости, особенно при больших мощностях, целесообразно применять управление двигателем постоянного тока посредством изменения подводи­мого к якорю напряжения, а асинхронными двигателями путем изменения частоты тока.

Для осуществления таких способов управления применя­ются приводы по системам: генератор — двигатель (Г—Д), уп­равляемый тиристорный преобразователь — двигатель (ТП—Д) и управляемый преобразователь частоты — двигатель (УПЧ-Д).

В горной промышленности широко применяется многодвига­тельный привод (экскаваторы, электровозы, конвейеры, транспортно-отвальные мосты и др.). Основанием для применения многодвигательного привода могут быть конструктивные или эксплуатационные соображения. Когда габариты рабочей ма­шины не позволяют устано­вить один крупный двигатель, устанавливают несколько двигателей с не­обходимой суммарной мощ­ностью. Многодвигательный привод применяют и для уменьшения момента инер­ции установки, так как сум­марный момент инерции ро­торов (якорей) нескольких двигателей меньше момента инерции одного двигателя мощностью, равной суммар­ной мощности нескольких двигателей.

Для регулирования ско­рости асинхронных двигателей применяются каскадные схемы.

Общие сведения

Правильный выбор мощности электродвигателя имеет большое значение и во многом определяет первоначальные затраты и эксплуатационные расходы промышленных установок.

При применении двигателей недостаточной мощности не обеспечивается нормальная работа механизма, снижается про­изводительность, возможен быстрый выход из строя двигателя и т. п. Применение двигателей завышенной мощности ведет к увеличению расхода электроэнергии, снижению коэффициента мощности (для асинхронных двигателей), удорожанию уста­новки и т. д.

Правильно выбранный по мощности двигатель должен быть загружен мощностью, близкой к номинальной, и не должен пе­регреваться свыше допустимой температуры. Кроме того, он должен обеспечивать нормальную работу при возможных крат­ковременных перегрузках и удовлетворять условиям пуска. В подавляющем большинстве случаев выбор мощности двига­теля производится по нагреву с последующей проверкой по перегрузочной способности и по условию пуска.

Допустимая температура нагрева двигателя определяется теплостойкостью применяемых изоляционных материалов. Не­обходимо отметить, что с увеличением температуры нагрева двигателя свыше допустимой резко уменьшается срок службы изоляции, а следовательно, и срок службы двигателя. Работа двигателя с нагревом ниже допустимой температуры также не­желательна, так как при этом не будет полностью использо­ваться его мощность.

Изолирующие материалы, применяемые для электрических машин и аппаратов, разделяются по теплостойкости на сле­дующие классы:


 

Устанавливается также допустимое превышение темпера­туры как разность между предельно допустимой и стандартной температурой окружающей среды τдоп ≤ θдопср. Стандарт­ная температура θср = 40 °С.

Командоаппараты

Командоаппараты — одно- или многоступенчатые переключаю­щие аппараты, предназначенные для коммутации разветвлен­ных электрических цепей. К ним относятся контроллеры, кнопки и ключи управления, путевые и конечные выключа­тели.

Контроллеры применяются в схемах управления двигате­лями постоянного и переменного тока и могут коммутировать как силовые цепи двигателей, так и цепи катушек управления силовых аппаратов, например контакторов. В последнем слу­чае они называются командоконтроллерами.

Барабанные контроллеры могут коммутировать силовые цепи двигателей мощностью до 45 кВт при постоянном токе и до 75 кВт при переменном токе. Устройство такого контрол­лера поясняет рис. 9.2, а.

С валом 3, приводимым в действие оператором (машини­стом), жестко связан подвижный контакт 2, представляющий собой участок цилиндрической поверхности сектора. В опреде­ленных положениях рукоятки привода, сидящей на валу 3, по­движные контакты 2 совместно с неподвижными контактами 1 создают замкнутую цепь тока. В других положениях вала 3 эта цепь разомкнута. На вал 3 насаживается ряд секторов с относящимися к ним подвижными контактами (например, 4 и 5). Эти контакты и соответствующие им неподвижные кон­такты расположены в других плоскостях по сравнению с кон­тактами 1 и 2.

Кулачковые контроллеры способны осуществлять до 600 коммутационных операций в час. Их отключающая способность и износоустойчивость выше, чем у барабанных контроллеров. Как видно из рис. 9.2,6, на валу контроллера 6 посажены ку­лачковые шайбы 4 и с фигурным профилем. При повороте вала ролики 3 и За, оси вращения которых укреплены на дета­лях 5 и 5а, сбегают с выступов на кулачковых шайбах (или набегают на них). При этом детали 5 и 5а, поворачиваясь во­круг своих осей вращения 01 и 02, замыкают (или размыкают) связанные с ними контактные системы 12 и 2а. Движе­ние контактов в сторону замыкания происходит под действием пружин F.

В конструкции регулируемого командоконтроллера вместо кулачковых шайб применяются специальные шайбы с отвер­стиями на наружной цилиндрической поверхности. В этих от­верстиях укрепляются специальные кулачки — выступы. В за­висимости от места их установки может быть осуществлена определенная последовательность коммутации различных кон­тактных цепей контроллера.

В схемах управления электроприводами применяются бара­банные контроллеры с ручным и ножным приводом типов К-1000, ЭК-8000, кулачковые регулируемые контроллеры серий КА400 и КА4000, сельсинные контроллеры с ручным и ножным управлением типов СКАР и СКАП и др.

Кнопки управления — аппараты, применяемые в основном для управления цепями катушек электромагнитных аппаратов постоянного и переменного тока. Они могут иметь несколько контактных систем с замыкающимися (разомкнутыми при от­сутствии внешнего воздействия на кнопку) и размыкающимися (замкнутыми при отсутствии внешнего воздействия на кнопку) контактами.

Наиболее распространены кнопки серий КЕ, КУ121 и ПКЕ.

Ключи управления по устройству сходны "с пакетными вы­ключателями. На валу ключа размещен ряд элементов с по­движными контактными системами. Различная конфигурация контактов позволяет использовать разнообразные варианты по­следовательности переключений контактов.

Ключи управления предназначены для ручного переключе­ния цепей напряжением до 400 В постоянного тока и до 500 В переменного тока. В схемах управления применяются преиму­щественно ключи управления серий УП5300 и ПКУ-3. Ключи управления УП5300 различаются числом секций, диаграммой замыкания контактов, числом фиксированных положений и углом поворота рукоятки. Ключи управления ПКУ-3 имеют ис­полнения по способу установки и крепления, количеству паке­тов, числу фиксированных положений и углу поворота ру­коятки.

Путевые и конечные выключатели осуществляют коммута­цию цепей управления и автоматики на заданном участке пути, проходимом управляемым механизмом. Различают нажимные, рычажные и шпиндельные выключатели. На рис. 9.2, в приве­дена схема устройства рычажного конечного выключателя.

При достижении упором механизма М ролика 1, укреплен­ного на рычаге 2, происходит поворот этого рычага и связан­ного с ним фасонного кулачка 5. Выступ кулачка набегает на ролик 4 и поворачивает деталь 3 вокруг оси 02 по часовой стрелке. Связанный с деталью 3 контактный мостик 6 отходит от неподвижных контактов 7 вправо и нормально замкнутые контакты аппарата размыкаются. Когда упор механизма М бу­дет переведен в исходное положение, элементы конечного вы­ключателя под действием пружины придут в первоначальное положение.

Кроме путевых и конечных выключателей, основанных на механическом принципе действия, существуют бесконтактные путевые выключатели, основанные на принципе использования нелинейных элементов, в том числе дросселей со стальными сердечниками и переменным воздушным зазором, а также на принципе использования магнитных усилителей.

Автоматические выключатели

Автоматический выключатель (автомат) — аппарат, предназна­ченный для нечастых замыканий и размыканий электрической цепи, а также для автоматического размыкания цепей при по­явлении в них недопустимых отклонений от нормальных усло­вий. Принципиальная схема автомата приведена на рис. 9.3. Автомат коммутирует электрическую цепь с током I. В ука­занном положении автомат отключен и силовая электрическая цепь разомкнута. Для включения автомата надо повернуть по часовой стрелке рукоятку ручного включения 14 или подать напряжение на электромагнитный привод 15. В обоих случаях создается усилие, которое, перемещая рычаги 16 и 17 вправо, поворачивают основную несущую деталь 20 автомата вокруг неподвижной оси 01 по часовой стрелке. Первыми замыкаются и включают цепь тока разрывные (дугогаснтельные) контакты 21. Гибкая связь 4 создает цепь тока через подвижный дугогасительный контакт 21, жестко связанный с несущей деталью 20. При дальнейшем движении детали 20 вправо через некото­рый интервал времени замыкаются главные контакты 3, по ко­торым проходит основная часть тока. После завершения опера­ции включения вся система остается в крайнем правом поло­жении с помощью специальной удерживающей защелки (насхеме не показана). Опора 13 не позволяет рычагам 16, 17 пе­реместиться вниз.

Если рычаги 16, 17 перевести вверх за мертвую точку, то отключающая пружина 18, взведенная при включении авто­мата, перемещает подвижную систему автомата влево (поворот вокруг оси 0\ против часовой стрелки) и отключает автомат. Это перемещение осуществляется через механическую связь 12 от любого из четырех расцепителей.

В главную цепь автомата включено добавочное сопротивле­ние 6, падение напряжения на котором подается на нагрева­тель 7 биметаллического разде­лителя 5, осуществляющего за­щиту от токов перегрузки. При увеличении тока биметалличе­ский элемент 5 изгибается вверх и создает усилие, которое пере­дается через механическую связь 12 и переводит рычаги 1617 вверх за мертвую точку, в ре­зультате чего автомат отключа­ется.

Защита от токов короткого замыкания производится макси­мальным расцепителем 8. Когда по катушке этого расцепителя протекает ток короткого замы­кания, на якоре создается сила, переводящая рычаги 16, 17 вверх в мертвую точку, в ре­зультате чего автомат отключа­ется.

На катушку 10 минимального расцепителя подается напряже­ние защищаемой сети. При номинальной величине рабочего напряжения создается электромагнитная сила, достаточная для удержания сердечника катушки расцепителя в притянутом, нижнем положении. При уменьшении напряжения сети эта сила становится меньше силы пружины 9. Подвижная система расцепителя переходит в верхнее положение, осуществляя пе­ревод рычагов 16, 17 за мертвую точку и отключение автомата. Независимый расцепитель 11 позволяет дистанционно от­ключить автомат с помощью кнопки управления КУ.

При отключении автомата сначала размыкаются главные контакты 3, а ток протекает через параллельную цепь разрыв­ных контактов 21. На главных контактах дуга не возникает, в силу чего они не обгорают. Разрывные контакты разойдутся на достаточное расстояние. На контактах 21 возникает дуга, которая выдувается вверх и гасится в дугогасительной ка­мере 22.

 

Главные и разрывные контакты имеют пружины 19 и 2, обеспечивающие необходимое контактное нажатие во включен­ном состоянии. Во избежание самопроизвольного размыкания контактов при протекании по ним тока короткого замыкания применяется компенсатор электродинамических усилий. На рис. 9.3 изображен компенсатор, относящийся к разрывным контактам и искусственно образующий «петлю тока». По двум параллельным шинкам 1, связанным друг с другом общей осью вращения 02, на участках АВ протекают токи разного направ­ления. Возникает электродинамическая сила, которая воздей­ствует на левую подвижную деталь компенсатора в ту же сто­рону, что и контактная пружина 2. Результирующая сила спо­собна противостоять электродинамической силе отталкивания контактов и они самопроизвольно не расходятся.

Наиболее распространены универсальные и установочные автоматы постоянного и переменного тока серий А, АВ, АГ, АК, AM, AC, ACT, A3100, А3700, «Электрон» и др. Универсаль­ные автоматы серии АВ выполняются на номинальные токи от 0,1 до 2 кА. Установочные автоматы серии A3100 выполняются на номинальные токи от 50 до 600 А при напряжении до 220 В постоянного и до 500 В переменного тока. Автоматы серии «Электрон» выполняются на номинальные токи от 0,63 до 4 кА, предназначены для работы в сетях постоянного тока до 440 В и переменного тока до 660 В, имеют ручной, электромаг­нитный или дистанционный привод. Универсальные автоматы не имеют специального защитного корпуса и обычно устанав­ливаются в распределительных устройствах. Установочные ав­томаты имеют пластмассовый защитный корпус и могут уста­навливаться в различных помещениях, камерах и т. д.

Для защиты силовых цепей электродвигателей, как пра­вило, используют автоматы с комбинированными разделите­лями.

Для защиты электродвигателей постоянного тока, а также асинхронных двигателей с фазным ротором при пусковых то­ках, не превышающих двух- трехкратного значения номиналь­ного, автоматы с кратностью отсечки 7—14 по отношению к но­минальному току расцепителя не рекомендуется применять. При защите двигателей с короткозамкнутым ротором номи­нальный ток расцепителя автомата должен быть таким, чтобы каталожное значение тока отсечки автомата было не менее чем в 1,5 раза больше пускового тока двигателя. В силовой цепи двигателя, имеющего дополнительную защиту от пере­грузки в виде теплового реле, для регулирования уставки по­следнего в обе стороны и исключения ложного срабатывания автомата от перегрузки номинальный ток комбинированного расцепителя должен не менее чем на одну ступень превышать номинальный ток теплового элемента реле.

Реле управления и защиты

Реле — это аппараты, служащие для автоматического замыка­ния и размыкания вспомогательных электрических цепей при измерении тех или иных параметров — электрических (напря­жение, ток, мощность и др.) или неэлектрических (скорость, давление, температура и др.).

Характерной особенностью реле является то, что под влия­нием обычно плавного изменения контролируемых величин (тока, напряжения, температуры и т. д.) они действуют скач­кообразно. Такой режим работы получил название релейного режима. Контакты реле рассчитаны на относительно малые токи (обычно не более 5—10 А) и воздействуют на цепи обмо­ток электромагнитного контакторов и других аппаратов с не­большими токами.

Реле принято подразделять на две основные группы: реле управления и реле защиты. Реле управления предназначены для автоматического управления, регулирования и контроля; они воспринимают воздействие входного параметра и по до­стижении им определенной величины скачкообразно изменяют выходной параметр. Реле защиты отключают тот или иной уча­сток электроустановки при нарушении нормального режима ра­боты (прежде всего при коротких замыканиях и перегрузках).

Конструкции и функции реле чрезвычайно разнообразны. По способу присоединения воспринимающего (чувствительного) элемента реле могут быть: первичными, включенными непо







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.