|
Пуск двигателей постоянного токаТок якоря двигателей постоянного тока определяется уравнением
где Rд — внутреннее сопротивление двигателя. При пуске двигателя, когда он неподвижен, т. е. ω = 0, э.д. с. Е равна нулю. Поэтому пусковой ток двигателя
Внутреннее сопротивление двигателей R дочень мало, поэтому включение двигателя на полное напряжение сети вызывает большой бросок тока, превосходящий номинальный ток во много раз. Для ограничения пускового тока необходимо последовательно с обмоткой якоря включить пусковой реостат или изменять подводимое к двигателю напряжение от нуля до номинального. При реостатном пуске пусковой ток определяется согласно уравнению Где Rп - сопротивление пускового реостата.
По мере увеличения скорости вращения якоря двигателя при пуске будет расти э. д. с. якоря. Ток в этом случае будет равен С увеличением скорости вращения якоря, а следовательно с увеличением э. д. с, будет уменьшаться ток якоря и вращающий момент. Для поддержания величины пускового тока и пускового момента в необходимых для пуска пределах нужно уменьшать величину сопротивления пускового реостата. Таким образом, по мере разгона двигателя сопротивление пускового реостата автоматически или вручную уменьшается. Диаграммы пуска двигателей постоянного тока параллельного и последовательного возбуждения приведены на рис. 5.1. Величину момента Mi, соответствующего полному сопротивлению реостата при неподвижном двигателе, называют максимальным пусковым моментом. Величину момента М2, при котором происходит переключение реостата, т. е. переход на следующую механическую характеристику, называют переключающим моментом. Переключающий момент принимается больше момента статического сопротивления, т. е. М2>МС- Кроме пусковых ступеней, реостат имеет предварительную ступень, на которой пусковой момент меньше момента статического сопротивления, т. е. Мпред<Мс. На этой ступени реостата якорь двигателя, повернувшись на некоторый угол, необходимый для кинематической подтяжки привода, остается неподвижным. При этом шестерни редуктора войдут в зацепление, натягивается канат и т. д. Благодаря наличию предварительной ступени пуск привода происходит плавно, без рывков. Согласно пусковой диаграмме пуск двигателя проходит следующие этапы (см. рис. 5.1). На участке характеристики 0 —/ пусковой момент увеличивается от нуля до Мпред. В точке 1 двигатель еще неподвижен, но произошла кинематическая подтяжка всей системы привода. На участке 1 — 2 пусковой момент увеличивается от Мпреде до М1 На участке 2 — 3 увеличивается угловая скорость до ωi и уменьшается пусковой момент от М 1до М2- В точке 3 происходит выключение одной секции реостата. Сопротивление его уменьшается и разгон двигателя происходит по прямой 4 — 5 от скорости ω1 до скорости ω2 Момент снова уменьшается до М2. В точке 9 (см. рис. 5.1, а) и точке 7 (см. рис. 5.1, б) реостат полностью зашунтирован. Двигатель разгоняется на естественной характеристике 10 —11 (см. рис. 5.1, а) и 8 — 9 (см. рис. 5.1, б). В точках 11 и 9 наступает установившийся режим работы двигателя при М=МС и скорости ωс. На этом пуск двигателя заканчивается. Этот способ пуска отличается сравнительно большими потерями энергии в реостате. Значительно экономичнее получается пуск двигателей при изменении напряжения от нуля до номинального. Но для этого необходимо применять специальные системы привода, например систему генератор — двигатель (Г—Д), тиристорный преобразователь— двигатель (ТП—Д) и т. д. Эти системы привода будут подробнее рассмотрены ниже. Для уменьшения потерь электроэнергии при пуске двигателей последовательного возбуждения, установленных на электровозах, применяют последовательно-параллельное соединение двигателей. При этом на зажимах двигателей напряжение изменяется скачкообразно. Так, например, при двух двигателях напряжение может быть равно 0,5 UH0M и UH0M, при четырех двигателях — 0,25 Uном, 0,5 UH0M и UH0M. Такое соединение двигателей дает возможность уменьшить потери энергии в реостатах при пуске. 5.3. Пуск двигателей переменного тока Пуск асинхронных двигателей с фазным ротором при номинальном напряжении и номинальной частоте осуществляется при помощи пускового реостата, включенного в цепь ротора. Диаграмма пуска (рис. 5.2) получается подобной диаграмме пуска двигателя постоянного тока параллельного возбуждения. По мере увеличения скорости вращения ротора сопротивление реостата уменьшается (автоматически или вручную). По пусковой диаграмме пуск двигателя проходит следующие этапы: на участке 0 —1 момент увеличивается от 0 до Мпред, происходит кинематическая подтяжка всей системы привода; на участке 1— 2 момент увеличивается от Мпрел до М 1(предварительная секция- rпред зашунтирована); на участке 2 — 3 увеличивается скорость вращения ротора от нуля до ω1 и уменьшается момент от М 1до М2; на участке 3 — 4 происходит разгон двигателя на третьей характеристике от ω1 до ω2 Аналогично происходит пуск и на других ступенях реостата. От точки 8 до точки 9 происходит разгон двигателя на естественной характеристике. Пуск асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором осуществляется прямым включением в сеть. Пуск непосредственным включением в сеть на полное напряжение прост, обеспечивает полную величину пускового момента, но связан со значительными пусковыми токами. Пуск синхронных двигателей. В настоящее время синхронные двигатели изготовляют только с асинхронным пуском. При асинхронном пуске синхронного двигателя принципиальные схемы включения обмотки статора аналогичны схемам включения асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором. При асинхронном пуске до подачи напряжения в обмотку возбуждения последняя должна быть замкнута на разрядное сопротивление. При пуске синхронного двигателя необходимо выполнить два условия: а) пусковой (асинхронный) момент Мпуск должен быть б) входной (подсинхронный) момент вращения Л1вх, т. е. Тормозные режимы двигателей Двигатели постоянного тока и асинхронные двигатели трехфазного тока позволяют применять три вида электрического торможения: генераторное торможение с рекуперацией энергии в сеть, динамическое торможение и торможение противовключением.
Двигатели постоянного тока параллельного возбуждения. На рис. 5.3 представлены схемы включения двигателя, а на рис. 5.4 — механические характеристики в тормозных режимах. Генераторное торможение с рекуперацией энергии в сеть (рис. 5.3, а) может быть только при скорости вращения якоря, большей скорости идеального холостого хода, т. е. ω>ω0. В этом случае Е> U и величина тормозного тока определяется уравнением из которого видно, что направление тока меняется на обратное, т. е. ток поступает от двигателя в сеть. Этот режим работы применяется для торможения при спуске груза (подъемные машины, краны и т. п.), когда груз, опускаясь, может вращать якорь со скоростью ω>ω0. Точка 2 механической характеристики (см. рис. 5.4) соответствует этому режиму работы. Очевидно, этот вид торможения можно применять только для поддержания скорости на определенном уровне. Динамическое торможение (рис. 5.3, б) можно применять при любой скорости вращения якоря двигателя, отличной от нуля. Якорь двигателя при динамическом торможении отключается от сети и замыкается на тормозное сопротивление RAnn- Обмотка возбуждения обычно включается в сеть постоянного тока для создания неизменного магнитного потока двигателя. Величина тока якоря при динамическом торможении определяется выражением Участок 3 — 0 механической характеристики (рис. 5.4) соответствует динамическому торможению. Так как Е пропорциональна скорости вращения якоря, то при малых скоростях динамическое торможение малоэффективно. Торможение противовключением (рис. 5.3, в) возможно при всех значениях скорости, вплоть до полной остановки двигателя. При противовключении двигатель вращается в обратную сторону. При этом э. д. с. Е действует согласно с приложенным напряжением (если изменить направление тока в обмотке возбуждения). Ток якорной цепи двигателя определится по выражжению Подобный режим работы может быть осуществлен только при введении в цепь якоря достаточно большого сопротивления с целью ограничения тока якоря. Этому режиму работы соответствует участок 4 — -5 характеристики на рис. 5.4. Двигатели постоянного тока последовательного возбуждения могут иметь два режима торможения: динамическое торможение и торможение противовключением. Генераторное торможение с рекуперацией энергии в сеть при обычной схеме включения двигателя невозможно, так как двигатель не имеет скорости идеального холостого хода. Этот режим торможения возможен, если обмотку возбуждения подключить к независимому источнику тока. Схемы включения двигателя приведены на рис. 5.5, а механические характеристики — на рис. 5.6. Динамическое торможение можно применять при любой скорости, однако при малых скоростях эффективность торможения резко снижается. При этом режиме работы двигатель может быть включен по схемам, приведенным на рис. 5.5, а и б. В первой схеме двигатель отключается от сети и замыкается на тормозное сопротивление. Концы обмотки возбуждения следует поменять местами с целью предотвращения размагничивания двигателя. Вторая схема широкого применения не получила, так как в тормозном сопротивлении, включенном последовательно с обмоткой возбуждения, получаются большие потери электроэнергии. В остальном этот режим протекает так же, как и в двигателе параллельного возбуждения. Участок 2 — 0 механической характеристики соответствует динамическому торможению. Торможение противовключением (рис. 5.5, в) осуществляется и протекает точно так же, как и в двигателе параллельного возбуждения. Участок 3 — 4 механической характеристики (рис. 5.6) соответствует торможению противовключением Асинхронные двигатели трехфазного тока. В асинхронных двигателях возможны три тормозных режима: торможение с рекуперацией энергии в сеть; торможение противовключением и динамическое торможение. На рис. 5.7 приведены схемы включения двигателя, а на рис. 5.8 механические характеристики при тормозных режимах. При торможении с рекуперацией энергии в сеть (рис. 5.7, а) направление вращения вращающегося магнитного потока статора совпадает с направлением вращения ротора. Скорость вращения ротора больше скорости вращения магнитного потока, т. е. (о>со0- Механическая энергия, подводимая к валу ротора извне (например, создаваемая опускаемым грузом), преобразуется в электрическую и отдается в сеть. Применяется этот режим торможения для поддержания постоянной скорости при опускании груза в подъемных установках. На механических характеристиках (см. рис. 5.8) этому режиму работы соответствует точка 2. При торможении противовключением ротор двигателя вращается в сторону, противоположную вращению магнитного потока статора. Этот режим работы может быть получен путем реверсирования двигателя на ходу (рис. 5.7, б). Ротор под действием запасенной кинетической энергии продолжает вращаться в прежнем направлении, а поле статора изменяет свое направление вращения. Режиму торможения противовключением соответствуют участки механических характеристик (см. рис. 5.8) 3 — 4 для двигателя с короткозамкнутым ротором и 3' — 4'( на реостатной характеристике двигателя с фазовым ротором) соответствуют динамическому торможению. Динамическое торможение асинхронного двигателя осуществляется подключением обмотки статора к источнику постоянного тока. Обмотка ротора двигателя с фазным ротором замыкается на сопротивление (рис. 5.7, в). Машина работает как синхронный генератор с неподвижными полюсами. Части механических характеристик (рис. 5.8) 5— 0 (для двигателя с короткозамкнутым ротором) и 5'— 0 (на реостатной характеристике двигателя с фазным ротором) соответствуют динамическому торможению. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|