Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Рабочие режимы электроприводов экскаваторов





Работа экскаватора характеризуется в основном двумя следую­щими друг за другом процессами: копания (черпания) и пово­рота экскаватора в обоих направлениях. Процессы эти, чере­дуясь, следуют один за другим и в целом работа экскаватора протекает циклически.

Полный цикл выемки (черпания) и разгрузки осуществля­ется тремя рабочими механизмами: подъемным, напорным и по­воротным у экскаватора с оборудованием механической лопаты и тяги, подъемным и поворотным — у драглайна. Для разгрузки ковша на экскаваторе-лопате имеются специальный привод и механизм открывания днища.

Рабочий цикл экскаватора состоит из следующих основных элементов: копание, подъем ковша и одновременный поворот на выгрузку, разгрузка ковша, поворот к месту копания и одно­временное опускание ковша в забой.

Изменения вращающего момента и частоты вращения элек­тродвигателей графически изображаются в виде так называе­мых нагрузочных диаграмм. Изучение нагрузочных диаграмм позволяет установить сущность работы экскаватора и способ­ствует совершенствованию приемов управления машиной.

На рис. 12.1 представлены расчетные нагрузочные диа­граммы механизмов экскаватора с оборудованием механической лопаты. На рис. 12,1, а сплошной линией показана нагрузочная диаграмма подъемного механизма за один цикл. Пунктирной линией показана диаграмма частоты вращения подъемного двигателя. Работу подъемного механизма за один цикл экскава­ции можно разбить на следующие рабочие периоды: t1 — копа­ние; t2 — подъем груженого ковша и равновесное удержание его на определенной высоте при повороте платформы экскаватора на разгрузку; t3 — разгрузка; t4 — равновесное состояние порож­него ковша во время поворота к месту копания после разгрузки; t5 — опускание порожнего ковша с применением торможения.

 

На рис. 12.1, б представ­лены диаграммы поворотного механизма за один рабочий цикл. Здесь имеют место сле­дующие рабочие периоды: t6 — разгон и торможение по­воротной платформы с груже­ным ковшом; t7 — разгон и торможение поворотной плат­формы с порожним ковшом. Длительность поворотных дви­жений составляет до 70—80 % общего времени цикла, т. е. определяет собой в значи­тельной мере производитель­ность экскаватора.

На рис. 12.1, в представ­лены диаграммы напорного механизма за один цикл. Ра­бочий цикл привода напора состоит из следующих перио­дов: t8 — напор при копании; t9 — возврат рукояти с груже­ным ковшом назад; t10 — пе­ремещение рукояти с груже­ным ковшом вперед при пово­роте на разгрузку; t11 — вытя­гивание рукояти при подаче порожнего ковша в забой.

Приведенные нагрузочные диаграммы основных рабочих ме­ханизмов построены на основании теоретических расчетов. Хотя действительная нагрузка механизмов несколько отличается от теоретической (расчетной) вследствие изменения сопротивления грунта и других факторов, общий характер нагрузочных диа­грамм остается примерно таким же, какой представлен на рис. 12.1.

Как видно из рассмотренных выше диаграмм, режим работы основных механизмов одноковшового экскаватора характери­зуется частыми пусками и реверсами, быстрыми разгонами и остановками. Частота включений подъемного двигателя доходит до 300 в час, а напорного и поворотного — до 700 в час.

Работа драглайна характеризуется следующими друг за дру­гом процессами: черпанием (заполнением ковша грунтом), подъемом груженого ковша и поворотом к месту разгрузки, раз­грузкой ковша, поворотом к забою и установкой ковша для нового черпания.

На рис. 12.2 представлены теоретические (расчетные) нагру­зочные и скоростные характеристики приводов рабочих меха­низмов драглайна.

Работу механизма тяги (рис. 12.2, а) можно разбить на сле­дующие основные рабочие периоды: t1 — внедрение ковша в грунт; t2 — черпание.

На рис. 12,2, б представлены диаграммы подъемного меха­низма. Здесь имеют место следующие рабочие периоды: t3 — от­рыв ковша от грунта; t4 — подъем ковша с одновременным пово­ротом экскаватора на разгрузку; U — разгрузка ковша; t 6 — опу­скание порожнего ковша с одновременным поворотом к забою.

Для поворотного механизма (рис. 12.2, в) следует выделить два основных периода: t 7 — поворот груженого ковша к месту разгрузки; t 8 — поворот порожнего ковша к месту черпания.

Как и для экскаватора с оборудованием механической ло­паты, режим работы основных механизмов драглайна характе­ризуется быстрыми разгонами и остановками, частыми пусками и реверсами.

12.3. Требования, предъявляемые к электроприводам и электрооборудованию экскаваторов

Работа электроприводов основных рабочих механизмов экскава­тора характеризуется большой частотой включений, резкими из­менениями нагрузки, частыми изменениями направления враще­ния (реверсированием). Поэтому к электроприводу экскаватора предъявляются особые требования. Например, наиболее харак­терной особенностью работы механизма напора, как иногда и механизма подъема, является возможность его вынужденной остановки во время работы в случае встречи ковша с непреодо­лимым препятствием. Такой режим называется работой на упор или стопорением. Следовательно, для обеспечения надежной и безаварийной работы главного рабочего механизма требуются снижение момента (нагрузки) до допускаемых пределов при стопорении и «мягкость» характеристики его приводного двига­теля, с тем, чтобы частота вращения двигателя могла быть авто­матически замедлена (иногда до нуля) при достаточно большом увеличении нагрузки. Это требование является основным и предъявляется к электроприводам главных механизмов экска­ваторов.

С другой стороны, для сохранения нормальной производи­тельности экскаватора частота вращения двигателя с увеличе­нием момента должна мало меняться.

Автоматическое изменение частоты вращения двигателя в за­висимости от момента осуществляется по так называемой экска­ваторной характеристике.

В экскаваторных характеристиках с увеличением нагрузки угловая скорость двигателя вначале изменяется мало, а затем резко падает. При достижении максимально допустимого для данного механизма момента двигатель останавливается. Такой режим работы предохраняет двигатели главных приводов от пе­регрузок, толчков и ударов.

Форма экскаваторной характеристики электропривода дол­жна быть такой, чтобы при рабочих нагрузках обеспечивалась высокая производительность механизма с ограничением момента допустимыми значениями при возможных перегрузках (рис. 12.3).

Привод, обладающий характери­стикой 1, обеспечит наибольшую про­изводительность машины. Однако ха­рактеристика 2 обеспечивает возмож­ность своевременно снизить нагрузку механизма при перегрузке двигателя и избежать полной остановки.

Качество экскаваторной характери­стики определяется коэффициентом за­полнения, который представляет собой отношение площади, образованной кривой ω = f(M)

площади прямоугольника Оω0аМст. Чем ближе этот коэффициент к едини­це, тем большую производительность экскаватора может обеспечить привод. Следует также отметить особые ус­ловия, в которых протекает работа приводов экскаватора. Экскаваторы работают на открытом воздухе, по­этому в кузов и корпуса отдельных машин и аппаратов прони­кают пыль, грязь, влага и снег. Экскаватор, а следовательно, и все смонтированное на нем оборудование подвергаются меха­ническим воздействиям, возникающим вследствие различных препятствий при копании грунта, колебаний и вибраций отдель­ных частей экскаватора.

 

Вследствие тяжелых условий работы экскаватора должны быть предъявлены особые требования к механической и элек­трической прочности и конструктивной надежности всего элек­трического оборудования.

В заключение следует отметить, что двигатели, устанавли­ваемые на экскаваторах, предназначены для повторно-кратко­временного режима работы, т. е. для работы с частым чередо­ванием периодов включения и выключения. Однако обычные крановые двигатели, рассчитанные на работу в повторно-крат­ковременных режимах, имеют слишком малую нормированную продолжительность включения (15, 25 и 40 %). В условиях ра­боты одноковшовых экскаваторов продолжительность включения двигателей бывает значительно выше (50—80 %), поэтому для экскаваторов изготовляют двигатели специального экскаватор­ного типа, отличающиеся особенно высокой электрической и ме­ханической прочностью.

Системы электропривода

Для осуществления требуемых механических экскаваторных ха­рактеристик приводов главных рабочих механизмов одноков­шовых экскаваторов могут применяться следующие системы электропривода: асинхронный привод, генератор—двигатель с трехобмоточным генератором (ТГ—Д), генератор—двигатель с электромашинным усилителем (Г—Д с ЭМУ), генератор—дви­гатель с силовым магнитным усилителем (Г—Д с СМУ), гене­ратор—двигатель с электромашинным усилителем и промежу­точным магнитным усилителем (Г—Д с ЭМУ и ПМУ), генера­тор— двигатель с силовым и промежуточным магнитными усилителями (Г—Д с СМУ и ПМУ), генератор—двигатель с ти-ристорным возбудителем (Г—Д с ТВ), тиристорный преобразо­ватель—двигатель (ТП —Д).

Асинхронный привод. В качестве приводного двигателя при­меняются асинхронные двигатели с короткозамкнутой и фазной обмоткой ротора. Механические характеристики асинхронных двигателей мало подходят для привода экскаватора.

К недостаткам этого типа привода следует отнести громозд­кость и малую надежность аппаратуры управления.

Указанные недостатки ограничили в настоящее время об­ласть применения асинхронного привода экскаваторами неболь­шой мощности.

Привод по системе ТГД. Получение экскаваторной харак­теристики в системе ТГ—Д достигается применением на генера­торе трех обмоток возбуждения: 1) обмотки независимого воз­буждения; 2) параллельной обмотки возбуждения, действующей согласно с первой; 3) последовательной обмотки возбуждения, включенной в главную цепь генератора и действующей на­встречу двум выше указанным обмоткам.

Обмотка независимого возбуждения является задающей, она получает питание от возбудителя. Управление приводом осу­ществляется с помощью командоконтроллера.

К основным недостаткам системы ТГ—Д относятся: сравни­тельно большая величина постоянной времени привода, что сни­жает его быстродействие; низкий коэффициент заполнения ха­рактеристики; значительные токи управления в цепи обмотки возбуждения генератора.

Система ТГ—Д применялась на экскаваторах СЭ-3, а также:на экскаваторах ЭКГ-4, ЭШ-5/45 и ЭШ-6/60 первых выпусков.

Привод по системе (Г—Д с СМУ). Принципиальная схема привода по системе Г—Д с СМУ приведена на рис. 12.4. В этой системе привода независимая обмотка генератора Гн получает питание от силового магнитного усилителя СМУ, а управление приводом сосредоточено в цепи задающей обмотки 03 СМУ. Генератор имеет и шунтовую обмотку Гш, м. д. с. которой дей­ствует согласно с м. д. с. независимой обмотки Гн. Таким обра­зом, в системе привода осуществлена положительная обратная связь по напряжению генератора и за счет этого уменьшается м. д. с. и ток возбуждения независимой обмотки Гн генератора. В системе привода имеется и отрицательная обратная связь по напряжению генератора, которая создается обмоткой ОН СМУ.

Результирующая м. д. с. СМУ равна разности м. д. с. F3Fn. Следовательно, чем меньше Fн, тем больше результирующая м. д. с. и тем больше напря­жение на выходе СМУ. Это в свою очередь вызывает уве­личение м. д. с. Fнг независи­мой обмотки возбуждения ге­нератора и, следовательно, увеличение напряжения гене­ратора. За счет отрицательной обратной связи по напряже­нию генератора повышается жесткость внешней характери­стики генератора и механиче­ской характеристики привода. Кроме того, отрицательная обратная связь дает возмож­ность осуществить форсировку возбуждения генератора при пуске привода. При пуске при­вода напряжение генератора мало, поэтому результирующая м. д. с. СМУ определяется в ос­новном м. д. с. F3 задающей обмотки. Напряжение на выходе СМУ и на обмотке Ги будет значительно больше напряжения при нормальной работе. Ток возбуждения и м. д. с. обмотки Гн возрастают быстро.

По мере разгона привода (увеличения напряжения генера­тора) возрастает м. д. с. FH и результирующая м. д. с. СМУ уменьшается до номинальной величины.

Форсировка возбуждения генератора дает возможность уменьшить длительность разгона привода и, следовательно, дли­тельность цикла экскавации.

Для получения экскаваторной характеристики привода в си­стеме Г—Д с СМУ имеется отрицательная обратная связь по току с отсечкой. Узел этой связи в схеме состоит из обмотки ОТ СМУ, источника напряжения сравнения £/ср и сопротивле­ния R в цепи якорей генератора и двигателя. Рассмотрим действие этой обратной связи. Напряжение UR, представляющее собой падение напряжения на сопротивлении R, при протекании тока якоря Iн (UR = lяR), направлено встречно напряжению сравнения Ucp. Таким обра­зом, ток в цепи обмотки ОТ определяется разностью этих двух напряжений URUcv. Но так как в цепи обмотки ОТ включен диод Д, то ток в обмотке может протекать только в направле­нии UR. Если VR<UCV, ток в цепи обмотки ОТ не протекает и обратная связь по току не действует. При UR>UCV под дей­ствием напряжения ΔU=URUcp по обмотке ОТ протекает ток и создает м. д. с. FT, направленную встречно м. д. с. задающей обмотки F3. М. д. с. Ft: размагничивает СМУ, напряжение на выходе его резко уменьшается, что в свою очередь приводит

к уменьшению м. д. с. Fнг и напряжения генератора почти до нуля.

На рис. 12.5 приведена внешняя характеристика генератора системы Г—Д с СМУ. На участке характеристики U0 а отрица­тельная обратная связь по току не действует, так как UR = = Iя R<Uср. В точке а вступает в действие обратная связь при токе отсечки Iотс, при этом UR = Iотс R>Uср. При стопорном токе Iст напряжение генератора становится равным нулю.

Так как сопротивление R, к которому подключена обмотка ОТ, величина постоянная, то напряжение UR зависит только от тока якоря Iя.

Ток отсечки Iотс и стопорный ток Iст зависят от напряжения сравнения Uср. Уменьшение напряжения сравнения вызывает уменьшение токов Iотс и I ст (точки а” и I” ст) и, наоборот, с уве­личением Uср токи Iотс и I ст возрастают (точки а" и I "ст). Та­ким образом, в системе привода Г—Д с СМУ при наладке при­вода довольно просто можно регулировать величину стопорного тока.

Достоинством привода по системе Г—Д с СМУ являются:

высокий коэффициент заполнения экскаваторной характери­стики;

высокое быстродействие привода, что уменьшает длитель­ность переходных процессов (разгона, реверса и торможения);

малый ток цепи управления задающей обмотки;

высокая надежность работы системы управления за счет со­кращения релейно-контакторной аппаратуры и применения ста­тических аппаратов — магнитных усилителей.

Система Г—Д с СМУ применяется на экскаваторах ЭКГ-4,6, ЭКГ-8И, ЭШ-5/45М, ЭШ-10/70.

Привод по системе ГД с ЭМУ. В этой системе привода в качестве возбудителя генератора используется электромашин­ный усилитель поперечного поля ЭМУ. Эта система отличается от системы Г—Д с СМУ только видом усилителя.

Система Г—Д с ЭМУ применялась на первых мощных экска­ваторах (ЭШ-14/75, ЭГЛ-15), но из-за присущих ей недостат­ков от нее отказались. К недостаткам этой системы относятся: наличие петли гистерезиса ЭМУ, которая обусловливает значи­тельную остаточную э. д. с. и, следовательно, появление остаточ­ных токов и «ползучих» скоростей; низкая стабильность работы ЭМУ и привода в целом; сложность наладки привода.

Привод по системе Г—Д с ЭМУ и ПМУ. В системе Г—Д с ЭМУ и ПМУ в значительной степени устранены недостатки системы Г—Д с ЭМУ, отмеченные выше.

В системе Г—Д с ЭМУ и ПМУ кроме электромашинного усилителя применяется еще и промежуточный магнитный усили­тель ПМУ.

Принципиальная схема привода по системе Г—Д с ЭМУ и ПМУ приведена на рис. 12.6.

В этой системе в качестве возбудителя генератора исполь­зуется электромашинный усилитель поперечного поля. Задаю­щая обмотка ЭМУ получает питание от промежуточного магнит­ного усилителя ПМУ.

Управление приводом осуществляется в цепи задающей об­мотки ПМУ (командоконтроллер КК и обмотка 03). ПМУ имеет обмотки отрицательной связи по напряжению ОН и по току ОТ. Как видно на рис. 12.4 и 12.6, цепи управления и обратных свя­зей аналогичны. Все, что было сказано о них при описании дей­ствия привода по системе Г—Д с СМУ, является справедливым и для системы Г—Д с ЭМУ и ПМУ. Внешние характеристики генератора системы Г—Д с ЭМУ и ПМУ аналогичны характери­стикам системы Г—Д с СМУ (см. рис. 12.5).

Система обладает недостатками, связанными с наличием в системе вращающихся усилителей — ЭМУ поперечного поля. Привод по системе Г—Д с ЭМУ и ПМУ применяется на некото­рых типах мощных экскаваторов (ЭКГ-8, ЭШ-14/75, ЭВГ-35/65).

Привод по системе Г—Д с СМУ и ПМУ. Для управления приводами мощных экскаваторов целесообразно использовать вместо электромашинного усилителя силовой магнитный усили­тель, оставив в системе привода и промежуточный усилитель, т. е. сделать систему Г—Д с СМУ и ПМУ.

Преимущества такой системы по сравнению с Г—Д с СМУ следующие: уменьшаются размеры силового магнитного усили­теля; возрастает коэффициент усиления при одновременном уве­личении быстродействия; уменьшаются размеры аппаратуры управления и элементов обратных связей; облегчается получе­ние сигнала обратной связи по току главной цепи.

Принципиальная схема системы Г—Д с СМУ и ПМУ приве­дена на рис. 12.7. Эта схема отличается от схемы привода по системе Г—Д с ЭМУ и ПМУ только усилителем второй ступени: вместо ЭМУ применен СМУ. В остальном схема, ее работа, на­значение отдельных элементов аналогичны схеме системы Г—Д с ЭМУ и ПМУ.

Замена ЭМУ силовым магнитным усилителем СМУ в зна­чительной степени повышает надежность работы привода экска­ватора.

Применение тиристорного управления электроприводами од­ноковшовых экскаваторов. Дальнейшее совершенствование си­стем электропривода идет по пути применения управляемых кремниевых вентилей (тиристоров) либо для питания обмоток возбуждения генераторов (система Г—Д с тиристорным возбу­дителем), либо для питания приводных двигателей (система тиристорный преобразователь — двигатель).

На рис. 12.8 показана структурная схема электропривода по системе Г—Д с тиристорным возбудителем ТВ. Особенностью этой системы является реверсивный тиристорный возбудитель ТВ, питающий обмотку возбуждения ОВГ генератора Г. Ток возбуждения регулируется изменением величины угла отпира­ния тиристоров при помощи блока управления БУ, который по­лучает управляющий сигнал от промежуточного усилителя ПУ.

В схеме предусматривается отрицательная обратная связь по скорости вращения, осуществляемая через тахогенератор ТГ.

Сигнал, пропорциональный частоте вращения двигателя, сравнивается в блоке сравнения БС с задающим сигналом U3, определяющим величину установившейся скорости и направле­ние вращения двигателя. Ток нагрузки Iн ограничивается обрат­ной связью по току. Сиг­нал, пропорциональный току нагрузки, снимается с сопротивления R

Применение тиристор­ных возбудителей в электроприводах мощных экскаваторов дает воз­можность обеспечить ши­рокий диапазон регулиро­вания частоты вращения
двигателя, улучшить ус­тойчивость, повысить форсировку по напряжению генераторов и крутизну токовой отсечки и таким образом существенно улучшить статические и
динамические характеристики электроприводов.

Наиболее перспективным является применение тиристорного возбуж­дения генераторов и дви­гателей (система Г—Д с ТВ) для экскаваторов с ковшами емкостью 8 м3 и более, где устанавли­ваются электродвигатели мощностью от 500 до не­скольких тысяч киловатт. В настоящее время сис­тема Г—Д с ТВ приме­няется на экскаваторах ЭКГ-12,5, ЭШ-15/90 А. Для одноковшовых экскаваторов с ковшами емкостью до 5 м3, где мощность самых крупных электродвигателей не превы­шает 250 кВт, целесообразно применение привода по системе ТП-Д.

В настоящее время разработаны тиристорные приводы глав­ных механизмов экскаваторов ЭКГ-3,2 и ЭКГ-5. Имеются опыт­ные образцы экскаваторов ЭКГ-4,6, где привод основных меха­низмов осуществляется по системе ТП—Д.

На рис. 12.9приведена структурная схема тиристорного электропривода экскаватора ЭКГ-4,6 по системе ТП—Д. На экскаваторе ЭКГ-4,6 вместо пятимашинного преобразователь­ного агрегата (Г—Д) установлен тиристорный преобразова­тель. Установка преобразователя потребовала комплексной за­мены электрооборудования экскаватора.

Комплект установленного оборудования включает силовые тиристоры, систему импульсно-фазового управления, систему автоматического управления, силовой трансформатор, транс­форматоры собственных нужд, защитную, коммутационную и контрольно-измерительную аппаратуру.

Двухдвигательный привод поворота питается от отдельных тиристорных преобразователей ТПВ1ТПВ2, Обмотки возбуж­дения двигателей получают питание от двух выпрямителей В1 и В2, собранных по однофазной двухполупериодной схеме. Пи­тание тиристорных преобразователей, выпрямительных мостов и вспомогательных механизмов осуществляется от масляного силового двухобмоточного трансформатора Tpl мощностью 630 кВ • А. В преобразователях предусмотрена защита от токов к. з. автоматами А-3144 на стороне как переменного, так и по­стоянного тока.

Внедрение регулируемых тиристорных электроприводов вза­мен машинных преобразователей на одноковшовых экскавато­рах позволяет сократить расход электроэнергии, снизить дина­мические нагрузки в механизмах, улучшить условия труда машинистов экскаваторов и повысить их производительность.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.