Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Аппаратура ручного управления





К аппаратуре ручного управления относятся рубильники, пе­реключатели, пакетные выключатели и переключатели.

Рубильники — аппараты, имеющие ручной привод на два коммутационных положения (включено— отключено) с открьь

тыми токоведущими частями и клиновым контактом (нож, вхо­дящий в пружинящие губки). В рубильнике осуществляется видимый на глаз разрыв электрической цепи. Включение со­ответствует положению, когда ножи 1 (рис. 9.1, а), поворачи­вающиеся в шарнирных стойках 2, войдут в контактные стойки 3.

Рубильники изготовляются на номинальные токи от 100 А до 10 кА и напряжения до 900 В. Наибольшее распространение имеют одно-, двух- и трехполюсные рубильники на токи 100— 600 А с центральной или боковой рукояткой и с центральным или боковым рычажным приводом. В комплектных устройствах управления электроприводами применяются в основном рубиль ники типов Р, РБ, РПЦ, РПБ и серии Р2000. Рубильники с центральной рукояткой (Р) служат, как правило, в качестве разъединителей, т. е. для отключения предварительно обесто­ченных цепей. Аппараты с боковой рукояткой, центральным и боковым рычажными приводами (РБ, РПЦ, РПБ) могут ком­мутировать электрические цепи под нагрузкой.

 

Переключатели отличаются от рубильников тем, что имеют добавочный комплект контактных стоек, т. е. по существу пред­ставляют собой двусторонние рубильники. В каждом из двух включенных положений шарнирные стойки соединяются с верх­ним или нижним рядом контактных стоек, что позволяет изме­нять порядок чередования фаз или подключаться к другому источнику питания.

В комплектных устройствах управления электроприводами применяются в основном переключатели типов П, ППЦ и серии П2000. Переключатели с центральной рукояткой (П) служат только в качестве разъединителей. Аппараты с центральным рычажным приводом и полюсным управлением штангой (ППЦ, П2000) могут коммутировать электрические цепи под нагруз­кой. Механическая устойчивость рубильников и переключате­лей — 2- 108 срабатываний.

Пакетные выключатели и переключатели — компактные аппараты закрытого типа, предназначенные для достаточно сложных переключений в нескольких электрических цепях. Об­щий вид пакетного выключателя кулачкового типа показан на рис. 9.1, б.

Два пакета I и II, внутри которых расположены по три по­люса контактных систем, укреплены на основании 11 с по­мощью деталей 4. На общем валу 2 посажены фигурные ку­лачки 3 (по одному на пакет), которые через штоки 6 воздей­ствуют на контактные мостики 8. Контакты 89 размыкаются, если выступ кулачка 3 набегает на шток 6. Когда этот выступ попадает во впадину кулачка, контакты замыкаются под дей­ствием пружин 7. Поворот вала осуществляется рукояткой 10. Внешняя сеть подключается к выводам 1 Герметизированный корпус 5 изготовлен из изоляционного материала.

В пакетных выключателях обычного типа подвижные кон­такты устанавливаются на валу и связаны с ним через специ­альное моментное устройство, которое обеспечивает постоянные скорости включения и отключения контактов независимо от скорости вращения рукоятки.

Пакетные выключатели и переключатели применяют в каче­стве коммутационных аппаратов с ручным приводом для по­стоянного и переменного тока до 400 А напряжением 220 В (типы ПВМ, ППМ), а также для переменного тока до 250 А напряжением 380 В (типы ПВМ, ППМ, ПКВ, ПКП). Пакетные выключатели кулачкового типа обеспечивают до 105 переклю­чений цепи.

Командоаппараты

Командоаппараты — одно- или многоступенчатые переключаю­щие аппараты, предназначенные для коммутации разветвлен­ных электрических цепей. К ним относятся контроллеры, кнопки и ключи управления, путевые и конечные выключа­тели.

Контроллеры применяются в схемах управления двигате­лями постоянного и переменного тока и могут коммутировать как силовые цепи двигателей, так и цепи катушек управления силовых аппаратов, например контакторов. В последнем слу­чае они называются командоконтроллерами.

Барабанные контроллеры могут коммутировать силовые цепи двигателей мощностью до 45 кВт при постоянном токе и до 75 кВт при переменном токе. Устройство такого контрол­лера поясняет рис. 9.2, а.

С валом 3, приводимым в действие оператором (машини­стом), жестко связан подвижный контакт 2, представляющий собой участок цилиндрической поверхности сектора. В опреде­ленных положениях рукоятки привода, сидящей на валу 3, по­движные контакты 2 совместно с неподвижными контактами 1 создают замкнутую цепь тока. В других положениях вала 3 эта цепь разомкнута. На вал 3 насаживается ряд секторов с относящимися к ним подвижными контактами (например, 4 и 5). Эти контакты и соответствующие им неподвижные кон­такты расположены в других плоскостях по сравнению с кон­тактами 1 и 2.

Кулачковые контроллеры способны осуществлять до 600 коммутационных операций в час. Их отключающая способность и износоустойчивость выше, чем у барабанных контроллеров. Как видно из рис. 9.2,6, на валу контроллера 6 посажены ку­лачковые шайбы 4 и с фигурным профилем. При повороте вала ролики 3 и За, оси вращения которых укреплены на дета­лях 5 и 5а, сбегают с выступов на кулачковых шайбах (или набегают на них). При этом детали 5 и 5а, поворачиваясь во­круг своих осей вращения 01 и 02, замыкают (или размыкают) связанные с ними контактные системы 12 и 2а. Движе­ние контактов в сторону замыкания происходит под действием пружин F.

В конструкции регулируемого командоконтроллера вместо кулачковых шайб применяются специальные шайбы с отвер­стиями на наружной цилиндрической поверхности. В этих от­верстиях укрепляются специальные кулачки — выступы. В за­висимости от места их установки может быть осуществлена определенная последовательность коммутации различных кон­тактных цепей контроллера.

В схемах управления электроприводами применяются бара­банные контроллеры с ручным и ножным приводом типов К-1000, ЭК-8000, кулачковые регулируемые контроллеры серий КА400 и КА4000, сельсинные контроллеры с ручным и ножным управлением типов СКАР и СКАП и др.

Кнопки управления — аппараты, применяемые в основном для управления цепями катушек электромагнитных аппаратов постоянного и переменного тока. Они могут иметь несколько контактных систем с замыкающимися (разомкнутыми при от­сутствии внешнего воздействия на кнопку) и размыкающимися (замкнутыми при отсутствии внешнего воздействия на кнопку) контактами.

Наиболее распространены кнопки серий КЕ, КУ121 и ПКЕ.

Ключи управления по устройству сходны "с пакетными вы­ключателями. На валу ключа размещен ряд элементов с по­движными контактными системами. Различная конфигурация контактов позволяет использовать разнообразные варианты по­следовательности переключений контактов.

Ключи управления предназначены для ручного переключе­ния цепей напряжением до 400 В постоянного тока и до 500 В переменного тока. В схемах управления применяются преиму­щественно ключи управления серий УП5300 и ПКУ-3. Ключи управления УП5300 различаются числом секций, диаграммой замыкания контактов, числом фиксированных положений и углом поворота рукоятки. Ключи управления ПКУ-3 имеют ис­полнения по способу установки и крепления, количеству паке­тов, числу фиксированных положений и углу поворота ру­коятки.

Путевые и конечные выключатели осуществляют коммута­цию цепей управления и автоматики на заданном участке пути, проходимом управляемым механизмом. Различают нажимные, рычажные и шпиндельные выключатели. На рис. 9.2, в приве­дена схема устройства рычажного конечного выключателя.

При достижении упором механизма М ролика 1, укреплен­ного на рычаге 2, происходит поворот этого рычага и связан­ного с ним фасонного кулачка 5. Выступ кулачка набегает на ролик 4 и поворачивает деталь 3 вокруг оси 02 по часовой стрелке. Связанный с деталью 3 контактный мостик 6 отходит от неподвижных контактов 7 вправо и нормально замкнутые контакты аппарата размыкаются. Когда упор механизма М бу­дет переведен в исходное положение, элементы конечного вы­ключателя под действием пружины придут в первоначальное положение.

Кроме путевых и конечных выключателей, основанных на механическом принципе действия, существуют бесконтактные путевые выключатели, основанные на принципе использования нелинейных элементов, в том числе дросселей со стальными сердечниками и переменным воздушным зазором, а также на принципе использования магнитных усилителей.

Автоматические выключатели

Автоматический выключатель (автомат) — аппарат, предназна­ченный для нечастых замыканий и размыканий электрической цепи, а также для автоматического размыкания цепей при по­явлении в них недопустимых отклонений от нормальных усло­вий. Принципиальная схема автомата приведена на рис. 9.3. Автомат коммутирует электрическую цепь с током I. В ука­занном положении автомат отключен и силовая электрическая цепь разомкнута. Для включения автомата надо повернуть по часовой стрелке рукоятку ручного включения 14 или подать напряжение на электромагнитный привод 15. В обоих случаях создается усилие, которое, перемещая рычаги 16 и 17 вправо, поворачивают основную несущую деталь 20 автомата вокруг неподвижной оси 01 по часовой стрелке. Первыми замыкаются и включают цепь тока разрывные (дугогаснтельные) контакты 21. Гибкая связь 4 создает цепь тока через подвижный дугогасительный контакт 21, жестко связанный с несущей деталью 20. При дальнейшем движении детали 20 вправо через некото­рый интервал времени замыкаются главные контакты 3, по ко­торым проходит основная часть тока. После завершения опера­ции включения вся система остается в крайнем правом поло­жении с помощью специальной удерживающей защелки (насхеме не показана). Опора 13 не позволяет рычагам 16, 17 пе­реместиться вниз.

Если рычаги 16, 17 перевести вверх за мертвую точку, то отключающая пружина 18, взведенная при включении авто­мата, перемещает подвижную систему автомата влево (поворот вокруг оси 0\ против часовой стрелки) и отключает автомат. Это перемещение осуществляется через механическую связь 12 от любого из четырех расцепителей.

В главную цепь автомата включено добавочное сопротивле­ние 6, падение напряжения на котором подается на нагрева­тель 7 биметаллического разде­лителя 5, осуществляющего за­щиту от токов перегрузки. При увеличении тока биметалличе­ский элемент 5 изгибается вверх и создает усилие, которое пере­дается через механическую связь 12 и переводит рычаги 1617 вверх за мертвую точку, в ре­зультате чего автомат отключа­ется.

Защита от токов короткого замыкания производится макси­мальным расцепителем 8. Когда по катушке этого расцепителя протекает ток короткого замы­кания, на якоре создается сила, переводящая рычаги 16, 17 вверх в мертвую точку, в ре­зультате чего автомат отключа­ется.

На катушку 10 минимального расцепителя подается напряже­ние защищаемой сети. При номинальной величине рабочего напряжения создается электромагнитная сила, достаточная для удержания сердечника катушки расцепителя в притянутом, нижнем положении. При уменьшении напряжения сети эта сила становится меньше силы пружины 9. Подвижная система расцепителя переходит в верхнее положение, осуществляя пе­ревод рычагов 16, 17 за мертвую точку и отключение автомата. Независимый расцепитель 11 позволяет дистанционно от­ключить автомат с помощью кнопки управления КУ.

При отключении автомата сначала размыкаются главные контакты 3, а ток протекает через параллельную цепь разрыв­ных контактов 21. На главных контактах дуга не возникает, в силу чего они не обгорают. Разрывные контакты разойдутся на достаточное расстояние. На контактах 21 возникает дуга, которая выдувается вверх и гасится в дугогасительной ка­мере 22.

 

Главные и разрывные контакты имеют пружины 19 и 2, обеспечивающие необходимое контактное нажатие во включен­ном состоянии. Во избежание самопроизвольного размыкания контактов при протекании по ним тока короткого замыкания применяется компенсатор электродинамических усилий. На рис. 9.3 изображен компенсатор, относящийся к разрывным контактам и искусственно образующий «петлю тока». По двум параллельным шинкам 1, связанным друг с другом общей осью вращения 02, на участках АВ протекают токи разного направ­ления. Возникает электродинамическая сила, которая воздей­ствует на левую подвижную деталь компенсатора в ту же сто­рону, что и контактная пружина 2. Результирующая сила спо­собна противостоять электродинамической силе отталкивания контактов и они самопроизвольно не расходятся.

Наиболее распространены универсальные и установочные автоматы постоянного и переменного тока серий А, АВ, АГ, АК, AM, AC, ACT, A3100, А3700, «Электрон» и др. Универсаль­ные автоматы серии АВ выполняются на номинальные токи от 0,1 до 2 кА. Установочные автоматы серии A3100 выполняются на номинальные токи от 50 до 600 А при напряжении до 220 В постоянного и до 500 В переменного тока. Автоматы серии «Электрон» выполняются на номинальные токи от 0,63 до 4 кА, предназначены для работы в сетях постоянного тока до 440 В и переменного тока до 660 В, имеют ручной, электромаг­нитный или дистанционный привод. Универсальные автоматы не имеют специального защитного корпуса и обычно устанав­ливаются в распределительных устройствах. Установочные ав­томаты имеют пластмассовый защитный корпус и могут уста­навливаться в различных помещениях, камерах и т. д.

Для защиты силовых цепей электродвигателей, как пра­вило, используют автоматы с комбинированными разделите­лями.

Для защиты электродвигателей постоянного тока, а также асинхронных двигателей с фазным ротором при пусковых то­ках, не превышающих двух- трехкратного значения номиналь­ного, автоматы с кратностью отсечки 7—14 по отношению к но­минальному току расцепителя не рекомендуется применять. При защите двигателей с короткозамкнутым ротором номи­нальный ток расцепителя автомата должен быть таким, чтобы каталожное значение тока отсечки автомата было не менее чем в 1,5 раза больше пускового тока двигателя. В силовой цепи двигателя, имеющего дополнительную защиту от пере­грузки в виде теплового реле, для регулирования уставки по­следнего в обе стороны и исключения ложного срабатывания автомата от перегрузки номинальный ток комбинированного расцепителя должен не менее чем на одну ступень превышать номинальный ток теплового элемента реле.

Реле управления и защиты

Реле — это аппараты, служащие для автоматического замыка­ния и размыкания вспомогательных электрических цепей при измерении тех или иных параметров — электрических (напря­жение, ток, мощность и др.) или неэлектрических (скорость, давление, температура и др.).

Характерной особенностью реле является то, что под влия­нием обычно плавного изменения контролируемых величин (тока, напряжения, температуры и т. д.) они действуют скач­кообразно. Такой режим работы получил название релейного режима. Контакты реле рассчитаны на относительно малые токи (обычно не более 5—10 А) и воздействуют на цепи обмо­ток электромагнитного контакторов и других аппаратов с не­большими токами.

Реле принято подразделять на две основные группы: реле управления и реле защиты. Реле управления предназначены для автоматического управления, регулирования и контроля; они воспринимают воздействие входного параметра и по до­стижении им определенной величины скачкообразно изменяют выходной параметр. Реле защиты отключают тот или иной уча­сток электроустановки при нарушении нормального режима ра­боты (прежде всего при коротких замыканиях и перегрузках).

Конструкции и функции реле чрезвычайно разнообразны. По способу присоединения воспринимающего (чувствительного) элемента реле могут быть: первичными, включенными непо­средственно в управляемую цепь; вторичными, включающимися в цепь через измерительные трансформаторы, и промежуточ­ными, предназначенными для усиления сигналов, полученных от первичных реле.

Обычно реле управления — реле первичные, обмотки кото­рых включаются непосредственно в схему управляемой уста­новки. В установках высокого напряжения реле защиты — реле вторичные, так как их обмотки обычно подключаются ко вторичным выводам понижающих измерительных трансформа­торов тока или напряжения.

По принципу действия различаются реле электромагнит­ные, тепловые, пневматические, электронные и др.

Наиболее широко распространенные электромагнитные реле приводятся в действие электромагнитами постоянного или пере­менного тока и выполняют разные функции (реле тока, на­пряжения, промежуточные и др.). Обычно в конструкции этих реле предусмотрена возможность регулирования тока или на­пряжения срабатывания (отпускания).

Электромагнит как привод используется в конструкциях реле времени, позволяющих осуществлять регулируемую вы­держку времени от момента подачи напряжения на катушку реле до момента замыкания или размыкания его контактов. На рис. 9.4, а приведена схема реле времени с электромагнитным замедлением РЭ-500, применяющегося в схемах автоматиза­ции асинхронных двигателей с фазным ротором.

Конструкция этого реле отличается принципиально от дру­гих электромагнитных реле мгновенного действия (реле мак­симального тока) тем, что на магнитопровод 1 надета массивная медная демпферная гильза 2, в которой при протекании по
катушке 15 тока наводится э. д. с. взаимоиндукции, вызываю­щая возникновение вихревых токов. Эти токи приводят к за­держке спадания магнитного потока при отключении реле и
затяжке времени отпадания якоря.

 

Катушка реле размещается на сердечнике менаду шайбой 13 и кольцом 8. Контактное устройство 12 состоит из двух пласт- массовых оснований, которые соединяются пластмассовыми стойками и свинчиваются шпильками. Между стойками за­крепляются неподвижные контакты. На подвижной траверсе укрепляются контактные мостики с прижимающими пружи­нами. Когда якорь 9 реле притягивается, нажимная скоба 10 перемещает траверсу с контактными мостиками. При этом одна пара контактов размыкается, а другая — замыкается. При воз­врате якоря возвратной пружиной 3 (с выдержкой времени) скоба 10 переключает контакты в первоначальное положение. Выдержка времени реле регулируется натяжением возврат­ной пружины регулировочной гайкой 5, давящей на призму 4, подбором толщины немагнитной прокладки 11, а также изме­нением магнитного зазора. Провал контактов и расстояние между ними регулируются изменением толщины прокладок 14 под контактным устройством, изгибом нажимной скобы 10, из­менением места ее закрепления с помощью детали 7, а также изменением положения упорного винта 6.

Тепловые реле предназначены для защиты электродвигате­лей от сравнительно небольших по величине, но длительных по времени перегрузок. Они встраиваются в аппараты управ­ления (автоматические выключатели, магнитные пускатели) или непосредственно в корпуса электрических машин.

Основным рабочим узлом теплового реле является биметал­лический элемент, который при нагреве изгибается и переводит контактную систему в отключенное или включенное положе­ние. Биметаллический элемент представляет собой двухслойную пластинку из сплавов металлов с разными температурными коэффициентами линейного расширения. При нагреве слой тер­моактивного металла существенно расширяется, в то время как слой термоинертного металла почти не деформируется. При жестком креплении одного конца биметаллической пластинки другой свободный ее конец будет изгибаться. Устройство теп­лового реле показано на рис. 9.4, б.

Тепловой элемент / представляет собой нагреватель (из нихромовой проволоки или фигурной пластины), который вклю­чается последовательно в цепь силового тока. Биметаллическая пластинка 2, расположенная внутри или сбоку нагревателя, одним концом жестко прикреплена к стойке 3, а другим упира­ется в рычаг 4. Контакт 5 в этом положении замкнут. При по­вышении тока силовой цепи (в случае перегрузки двигателя) увеличивается нагрев теплового элемента, следовательно, и би­металлической пластинки, которая, расширяясь, изгибается и освобождает рычаг 4. Последний под действием пружины 6 размыкает контакт. При этом отключается магнитный пуска­тель или автоматический выключатель, и двигатель защища­ется от перегрева.

Возврат в исходное положение происходит через 3—4 мин после срабатывания; этого времени достаточно, чтобы пла­стинка остыла. Из-за собственной тепловой инерции тепловое

реле не реагирует на кратковременные токи при пуске двига­теля. При коротких замыканиях, т. е. при большом токе, тепло­вой элемент может сгореть, а пластинка не успеет нагреться и отключить контакт. Поэтому вместе с тепловым реле уста­навливают реле максимального тока.

Так, для защиты от токов короткого замыкания и перегру­зок предназначены реле РТ-80 и РТ-90, которые по принципу действия являются комбинированными и состоят из двух эле­ментов — индукционного с выдержкой времени и электромаг­нитного мгновенного действия, создающего отсечку при боль­ших значениях тока. В качестве реле максимального типа мгно­венного действия применяются реле РТ-40. Для защиты от повышения или понижения напряжения применяются реле на­пряжения РН. Для защиты от замыканий на заземленный кор­пус электрооборудования предназначены реле тока РТЗ-50. Реле импульсной сигнализации РИС предназначены для защиты от импульсов постоянного или переменного тока, возникающих в электрических цепях в результате изменения протекающего по ним тока. В схемах автоматической, полуавтоматической и ручной синхронизации синхронных генераторов и компенсато­ров для защиты от повышения или понижения частоты (при разности частот ± 1 Гц) применяются реле разности частот ИРЧ и т. д.

Электромагнитные контакторы

Контакторы предназначены для частых коммутаций электриче­ских цепей при нормальных режимах работы. На рис. 9.5 при­ведена схема, поясняющая принцип действия контактора.

Главные контакты контактора включены в силовую цепь двигателя Д, втягивающая катушка контактора — в цепь уп­равления, содержащую кнопки «Пуск» и «Стоп». Контактор изображен в состоянии, когда он отключает силовую цепь дви­гателя. В этом случае напряжение с катушки 16, установлен­ной на сердечнике 15, снято, а подвижная система под дейст­вием возвратной пружины 11, создающей усилие FB, пришла в исходное состояние. Возникшая при расхождении главных контактов дуга Дг гасится в дугогасительной камере 5, имею­щей изоляционные перегородки 4, которые способствуют рас­тяжению дуги, увеличению ее длины и сопротивления. На выходе камеры установлены металлические пластины 3 пламягасительной решетки, которая препятствует выходу ионизиро­ванных (горячих) газов за пределы камеры.

Быстрый выход дуги с контактов в камеру обеспечивается системой магнитного дутья. В цепь главного тока включена последовательно катушка 17, которая размещена на стальном сердечнике 1. Две стальные пластины — полюса 18, располо­женные по бокам сердечника 1, подводят создаваемое катуш­кой 17 магнитное поле к зоне горения дуги в камере. Взаимо

действие этого поля с током дуги приводит к появлению сил, которые загоняют дугу в камеру. Дугогасительная камера 5 изготовляется из дугостойкого изоляционного материала.

Включение контактора происходит при подаче напряжения
на зажимы 13 катушки 16 включающего электромагнита, что
осуществляется нажатием кнопки «Пуск». Поток Ф, созданный
током, протекающим через катушку электромагнита, развивает
тяговое усилие и якорь 10 электромагнита притягивается к его
сердечнику, преодолевая силы противодействия возвратной 11 и контактной 8 пружин. При включении контактора кнопка «Пуск» шунтируется блок-контактами 12 контактора, поэтому при ее отпускании цепь катушки 16 не разрывается и контактор остается во включенном поло­жении.

 

 

 

Сердечник электромагнита оканчивается полюсным нако­нечником 14, На якоре 10 уста­новлена немагнитная прокладка 9 из латуни, назначение кото­рой — уменьшить силу, обуслов­ленную остаточной индукцией, и предохранить якорь магнитной системы от залипания при сня­тии с катушки напряжения. Со­прикосновение контактов 2 и 7 друг с другом и замыкание цепи при включении контактора про­исходит раньше, чем якорь элек­тромагнита полностью притя­нется к полюсу. По мере движе­ния якоря подвижный контакт 7 как бы «проваливается», упи­раясь своей верхней частью в неподвижный контакт 2. Он поворачивается на некоторый угол вокруг точки А и вызывает дополнительное сжатие контактной пружины 8, вызывая воз­никновение провала контактов, который обеспечивает надеж­ное замыкание цепи, когда толщина контактов уменьшается вследствие выгорания их материала под воздействием электри­ческой дуги. На контактах имеются накладки 6, выполненные из специального материала, чтобы улучшить условия длитель­ного прохождения тока через замкнутые контакты во вклю­ченном положении.

По роду тока магнитной системы и втягивающих катушек выпускаются контакторы: с магнитной системой и катушками постоянного тока (серии КП1, МК1, КПД100, КПВ600, КТПВ600, КТП600); с магнитной системой и катушками пере­менного тока (серии КТ6000, КТ7000); с магнитной системой переменного тока двух видов — с катушками постоянного или переменного тока (типа КТ6000/1, КТ6000/2, КТ6000/3). Кон­такторы с магнитной системой и катушками постоянного тока имеют более высокую механическую износоустойчивость, но значительное собственное время срабатывания. Номинальные токи контакторов лежат в пределах от 3 А до 4 к А. Номиналь­ные напряжения главных цепей контакторов: 220, 440, 750 В — при постоянном токе и 380, 660 В — при переменном токе.

Контакторы переменного тока с управлением от сети по­стоянного тока используются в тяжелых режимах (частота коммутаций до 1200 циклов в час), главным образом в систе­мах питания тех приводов, когда требуется повышенная элек­трическая и механическая износоустойчивость и надежность.

Пускатели

Магнитный пускатель — аппарат, состоящий из одного или двух контакторов и реле (теплового или максимального тока), раз­мещенных в общем корпусе. Магнитные пускатели предназна­чены для дистанционного управления электродвигателями при напряжении сети до 700 В переменного тока, осуществляют за­щиты от перегрузок, от токов короткого замыкания и нуле­вую, надежно работая при напряжении сети в пределах 85— 105 % номинального.

Магнитные пускатели делятся на нереверсивные (один кон­тактор) и реверсивные (два контактора). В реверсивных пу­скателях для предотвращения одновременного включения обоих контакторов, что привело бы к короткому замыканию, предусмотрены электрическая и механическая блокировки. Электрическая схема реверсивного магнитного пускателя при­ведена на рис. 9.6, а.

При нажатии кнопки «Вперед» по цепи: фаза ЛЗ — ка­тушка В — замыкающий контакт кнопки «Вперед» — размы­кающий контакт кнопки «Назад» — кнопка «Стоп» — размы­кающие контакты реле РТ2 и РТ1 — фаза Л1, включается контактор В, который замыкает свои силовые контакты В и ' подключает зажимы С1СЗ двигателя к фазам сети Л1ЛЗ. При нажатии кнопки «Стоп» цепь питания катушки В разры­вается, контактор В отключается и электропитание двигателя прекращается.

При нажатии кнопки «Назад» по цепи: фаза ЛЗ — ка­тушка Н — замыкающий контакт кнопки «Назад» — размы­кающий контакт кнопки «Вперед» — кнопка «Стоп» — размы­кающий контакты РТ2 и РТ1 — фаза Л1, включается кон­тактор Н, который замыкает свои силовые контакты Н и подключает зажимы С1СЗ к фазам сети, причем порядок подключения (чередования) фаз изменяется, что обусловливает вращение двигателя в сторону, противоположную по сравне­нию со случаем, когда нажимается кнопка «Вперед». Нажатие кнопки «Стоп» приводит к отключению контактора Н и, как следствие, отключению двигателя.

Из магнитных пускателей общепромышленного исполнения наиболее распространены пускатели серий ПА, ПАЕ, ПМЕ. Пу­скатели серии ПА, ПАЕ выпускаются в открытом, защищенном, пылезащищенном и пылебрызгонепроницаемом исполнениях. Пускатели серии ПМЕ выпускаются в открытом исполнении.

 

Электропромышленностью осваивается выпуск бесконтакт­ных пускателей на кремниевых управляемых вентилях (тири­сторах) с необходимым комплексом защит электродвигателя. По сравнению с магнитными пускателями тиристорные пускатели имеют следующие преимущества: отсутствие меха­нических и коммутирующих контактов, что исключает образо­вание электрической дуги при коммутации; наличие большой коммутационной способности и большой срок службы; высокое быстродействие системы; возможность большого числа вклю­чений в час; плавный пуск двигателя; устойчивость к механи­ческим воздействиям (удару, вибрации, тряске и т. п.).

Одна из схем тиристорных пускателей приведена на рис. 9.6, б. При разомкнутой кнопке Кн положительная полуволна тока проходит по цепи: обмотка W3 трансформатора Tp1 — вентиль Д1 — резистор R2 — управляющий электрод тиристора Д5 —вентиль Д2 — обмотка W3. Это обеспечивает открытое состояние тиристора Д5, который шунтирует емкость С2, обес­печивающую нормальное открывание тиристора Д6, шунтирую­щего в открытом состоянии обмотку W2 трансформатора Tp1. Так как емкость С2 разряжается через тиристор Д5, то тири­стор Д6 закрыт, цепь обмотки W0 трансформатора Тр2 разомк­нута и, следовательно, отсутствует ток управления на силовых

управляемых тиристорах В1ВЗ, управляющие электроды ко­торых запитываются от вторичных обмоток трансформатора Тр2. Тиристоры В1ВЗ закрыты, двигатель Д отключен.

При замыкании кнопки Кн положительная волна тока шун­тируется вентилем Д0 и не проходит по вышеуказанной цепи. Это вызывает запирание тиристора, а емкость С2 больше не шунтируется. В этом случае отрицательная волна проходит по цепи: обмотка W3 — вентиль ДЗ — управляющий электрод ти­ристора Д6 — вентиль Да — резистор R1 — вентиль Д4 — об­мотка W3. В результате открывается тиристор Д6, который шунтирует цепь выпрямительного моста. Следовательно, цепь трансформатора Tpl замыкается, по обмотке W0 трансформа­тора Тр2 идет ток, на управляющих электродах силовых тири­сторов В1ВЗ появляется управляющий сигнал, тиристоры от­крываются и подключают двигатель Д к сети.

Защита от токов короткого замыкания в силовой цепи осу­ществляется предохранителями Пр1 и Пр2. При коротком за­мыкании жил управления прерывается цепь тока управления тиристора Д6, который при этом закрывается и отключает пи­тание первичной обмотки W0 трансформатора Тр2, что обуслов­ливает снятие управления с силовых тиристоров В1ВЗ.

Защита при обрыве жилы заземления осуществляется эле­ментами схемы, которые выбраны так, что при определенном сопротивлении жилы заземления ток управления тиристора Д5 вполне достаточен для его открытия. При открытии тиристора Д5 емкость С2 разряжается через него, а тиристор Д6 закры­вается.

Из бесконтактных пускателей наиболее часто применяются тиристорные пускатели ПТ40-380, ПТ40-380РД (реверсивные) и пусковые тиристорные устройства ПТУ-63 открытого испол­нения, рассчитанные для работы при напряжении 380 В пере­менного тока. Номинальные токи этих пускателей равны 46— 63 А, число циклов включено — отключено—(1 —15) 106, срок службы — 1 • 104 ч.

 

Глава 10

УПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОПРИВОДАМИ

Общие сведения

Управление электроприводом — это осуществление ряда опера­ций (пуск, торможение, регулирование скорости и т. п.) в соот­ветствии с требованием технологического процесса.

Управление может быть ручным, полуавтоматическим, авто­матическим.

При ручном управлении все операции, связанные с измене­нием работы электропривода и рабочей машины, осуществляются оператором с использованием простейших аппаратов (ру­бильников, контроллеров и др.).

При полуавтоматическом управлении часть операций осу­ществляется автоматически, часть — вручную. В этом случае оператор подает только командные импульсы, а все остальные операции управления производятся автоматически (управление подъемной машиной, экскаватором).

При автоматическом управлении все операции управления согласно требованиям технологического процесса осуществля­ются автоматически, а оператор подает только начальный им­пульс. Функции, выполняемые системами автоматического уп­равления многообразны: пуск, торможение и реверсирование электродвигателя; регулирование скорости; управление по за­данной программе; слежение за вводимыми в систему сигна­лами, произвольно изменяющимися во времени, и т. д.

В этой главе рассматриваются наиболее простые системы управления, выполняющие автоматически пуск, торможение и реверсирование электродвигателей. Для автоматизации этих процессов применяются разомкнутые системы управления с ис­пользованием контактно-релейной аппаратуры.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.