|
РЕГУЛИРОВАНИЕ СКОРОСТИ ЭЛЕКТРОПРИВОДА6.1. Основные сведения о регулировании скорости электропривода Регулированием скорости электропривода называют принудительное изменение скорости в зависимости от требований производственного процесса. Основными показателями, характеризующими различные способы регулирования скорости двигателей, являются: а) диапазон или пределы регулирования; б) экономичность применения того или иного способа регулирования; в) плавность регулирования; г) стабильность работы на заданной скорости; д) допустимая нагрузка. Диапазон или предел регулирования скорости определяются отношением максимальной угловой скорости вращения к минимальной при моменте вращения на валу двигателя, равном номинальному, т. е. Экономичность регулирования определяется потерями в регулировочных устройствах и характеризуется к. п. д. установки: где Р2 — мощность на валу двигателя; Δр — потери мощности в регулировочных устройствах и двигателе. Плавность регулирования характеризуется отношением двух соседних скоростей при регулировании. Коэффициент плавности регулированиягде ωi; и ωi-1 — скорости при различных ступенях регулирования. Плавность регулирования определяется количеством ступеней регулирования. Чем больше ступеней имеет регулировочное устройство (например, реостат), тем большую плавность можно получить. Стабильность работы на заданной скорости характеризуется изменением угловой скорости при заданном отключении момента нагрузки и зависит от жесткости механической характеристики. Стабильность работы тем выше, чем больше жесткость механической характеристики. Допустимая нагрузка при регулировании скорости зависит от способа регулирования и определяется допустимым по условиям нагрева моментом. В этом отношении возможны две регулировочные характеристики: регулирование при постоянном моменте М = const и при постоянной мощности Р = const. Если двигатель имеет принудительную вентиляцию, то по условию допустимого нагрева двигатель может длительно работать с током нагрузки, равным номинальному, при любой скорости. Если регулирование скорости осуществляется при Ф = Фном = const, то Мощность на валу двигателя будет изменяться пропорционально скорости: Зависимости M = f(ω) и Р = f(ω) представлены на рис. 6.1, а. При регулировании скорости изменением магнитного потока при постоянной величине тока якоря скорость изменяется обратно пропорционально магнитному потоку Откуда
Учитывая что
Мощность Как видно, при этом способе регулирования момент уменьшается с увеличением скорости выше номинальной, а мощность остается постоянной. Зависимости М = f(ω) и Р = f(ω) для данного способа регулирования приведены на рис. 6.1, б Таким образом, регулирование скорости можно производить или при постоянном моменте М = const, или при постоянной мощности Р = const. 6.2. Регулирование скорости электродвигателей постоянного тока Если обратиться к уравнению скоростной характеристики то можно выяснить возможные способы регулирования скорости. Из уравнения видно, что регулировать скорость двигателей постоянного тока можно путем изменения трех величин: сопротивления цепи якоря R я, магнитного потока двигателя Ф и напряжения U, подводимого к якорю двигателя. Двигатели параллельного возбуждения. Регулирование скорости путем введения в цепь якоря дополнительного сопротивления (регулировочного реостата) является весьма простым. Скоростные характеристики двигателя при этом способе регулирования приведены на рис. 6.2. С увеличением сопротивления Rя скорость вращения уменьшается. Недостатками этого способа регулирования являются: а) значительные потери мощности при регулировании, которые пропорциональны изменению скорости; б) уменьшение жесткости характеристик при увеличении в) уменьшение пределов регулирования с уменьшением на Этот способ применяют в основном для кратковременного регулирования скорости. Регулирование скорости двигателя параллельного возбуждения путем изменения магнитного потока Ф производится при помощи реостата, включенного в цепь обмотки возбуждения. Так как магнитный поток Ф = iв, то изменением сопротивления регулировочного реостата можно изменять магнитный поток Ф, изменяя ток возбуждения iB. С уменьшением магнитного потока Ф скорость увеличивается и наоборот. Но электрические машины нормального исполнения рассчитывают так, что их магнитная система в номинальном режиме работы насыщена, поэтому увеличение тока возбуждения не вызывает заметного увеличения потока, а следовательно, и снижения скорости. Ввиду этого этот способ регулирования применим только для регулирования скорости выше номинальной. Скоростные характеристики при изменении!! магнитного потока приведены на рис. 6.3, а. Все характеристики при со = 0 сходятся в одной точке на оси абсцисс. Эта точка соответствует току короткого замыкания. Взаимное расположение механических характеристик при регулировании скорости изменением потока Ф несколько отличается от расположения скоростных характеристик. При уменьшении Ф с увеличением скорости идеального хода со0 уменьшается величина момента короткого замыкания, поэтому механические характеристики принимают вид, показанный на рис. 6.3, б. Регулирование скорости изменением магнитного потока является экономичным, так как ток возбуждения двигателя составляет 1 —10 % номинального тока якоря. Регулирование скорости при помощи изменения напряжения, подведенного к якорю возможно при питании двигателя от отдельного регулируемого источника постоянного тока. Для получения постоянного магнитного потока обмотку возбуждения двигателя подключают к другому источнику тока — возбудителю. Схемы и способы регулирования скорости этим способом подробно освещены в главе 7. Двигатели последовательного возбуждения. Для двигателей последовательного возбуждения возможны также способы регулирования скорости, что и для двигателей параллельного возбуждения. При увеличении сопротивления в цепи якоря (путем включения последовательно с ним регулировочного реостата) скорость якоря будет уменьшаться. Скоростные характеристики при таком регулировании скорости приведены на рис. 6.4. Жесткость характеристики уменьшается с увеличением сопротивления. Недостатки этого способа регулирования были отмечены выше, при рассмотрении регулирования скорости двигателя параллельного возбуждения. Несмотря на большие потери мощности при регулировании и другие недостатки, тот способ применяют на электровозах, кранах и других установках. Изменение магнитного потока в двигателе последовательного возбуждения можно осуществить путем включения регулировочного реостата параллельно обмотке якоря или обмотке возбуждения. На рис. 6.5, а представлена схема шунтирования якоря сопротивлением R ши получаемые при этом скоростные характеристики. При таком включении регулировочного реостата ток возбуждения
С увеличением сопротивления R шток Iш уменьшается, следовательно, уменьшается и ток Iв, а скорость возрастает. При R i = ∞ получаем естественную характеристику 1 (рис. 6.5, б). Если сопротивление R шуменьшать, то токи Iш и Iв будут увеличиваться, а скорость уменьшаться. Получим искусственные характеристики 2 и 3. При таком включении реостата при холостом ходе двигателя, т. е. при Iя = 0, скорость вращения якоря будет конечной, так как Iв =Iш≠0. Этим способом можно регулировать скорость ниже номинальной. На рис. 6.6, aприведена схема шунтирования сопротивлением обмотки возбуждения и скоростные характеристики, получаемые при таком регулировании. В этом случае ток возбуждения Iв = Iя-Iш С увеличением сопротивления Rш ток Iш уменьшается, при R ш = ∞ Iш = 0 и Iв = Iя. При этом получаем естественную характеристику 1 (рис. 6.6, б). С уменьшением Rш увеличивается ток Iш, уменьшается ток возбуждения Iв, а скорость возрастает. Получаем искусственные характеристики 2 и 3. Этим способом возможно регулирование скорости выше номинальной. Пределы регулирования скорости при шунтировании обмотки якоря достигают (4—5): 1, а при шунтировании обмотки возбуждения — 2:1. Регулирование скорости изменением подводимого напряжения применяется на электровозах путем переключения двигателей с последовательного соединения на параллельное. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|