Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Педагогическая антропология как философская база воспитания





Педагогическая антропология — философская база воспитания, позволя­ющая понять структуру воспитания лишь соотнеся её со структурой целост­ной природы человека и его потребностей; система педагогических взгля­дов, основанных на данных наук, изучающих человека.

Особенности педагогической антропологии

целостная система взглядов на воспитание;

восприятие человека как активного субъекта воспитательного процесса;

• анализ процесса воспитания в диалектическом единстве воспитательного воздействия на человека, с одной стороны, и самовоспитания, саморазви­тия — с другой;

признание решающего значения самовоспитания и саморазвития воспитан­ника в воспитательном взаимодействии.

И

Развитие личности ребенка составляет внутреннее содержание объектив­но-закономерного процесса воспитания. Формирование воспитуемого должно осуществляться согласно его возможностям, одаренности, имею­щемуся потенциалу. Сочетание различных наук в рамках педагогической ан­тропологии является выражением идеи целостности человека. Воспитатель должен знать природу воспитанника «во всех отношениях».

Ведущие идеи педагогической антропологии

®= Целостность и неделимость духовной и биологической природы человека.
в» Субъектность человека как его сущностная характеристика.
®= Единство общего, особенного и отдельного в каждом человеке.
®= Совокупность умственного, нравственного и физического в развитии чело­
века.. *
®= Воспитуемостъ и обучаемость человека.
<г Пластичность всех личностных свойств.

О

Воспитанника надо воспринимать таким, каким он станет через определен­ное время на основе раскрытия своих задатков и способностей, а не замк­нуто — каков он сегодня. Замкнутая картина человека типична для автори­тарно управляемого воспитания.


Личность как объект и субъект воспитания

Личность — человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможнос­тью выбора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя; «идеальная представленность» индивида в жиз­недеятельности других людей, в том числе и за пределами их наличного взаимодействия как результат активно осуществляемых человеком смыс­ловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер личности других людей.

И

Личность существует, проявляется и формируется только в человеческом обществе в деятельности и общении.

В каждую историческую эпоху формируется свой тип личности, определяемый содержанием его культуры.

Культура личности

 

Мотивационная Информационная Операциональная
Социальные установки, желания, ценностные ори­ентации, убеждения и т. п. Система знаний всех ти­пов и уровней Система умений и навы­ков всех уровней
Закладывается воспита­нием Является результатом образования Является результатом обучения и воспитания

Движущая сила развития личности — противоречия

• Между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможно­стями их удовлетворения.

• Между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами дея­тельности. *

• Между растущими требованиями со стороны общества, группы, референт­ных лиц и наличным уровнем развития личности.

Парадигмы развития личности: социогёнетическая, биогенетическая, персоге-нетическая, на которых формируются различные теории развития личности.

Теории развития личности

с& психоаналитическая (3. Фрейд и его последователи); с» теория научения (бихевиоризм)(Б. Скиннер и др.); сз> экзистенциальная (К. Ясперс и др.); с» гуманистические (К. Роджерс, А. Маслоу и др.); о» антропософия (Р. Штайнер);


<з> когнитивная (Ж. Пиаже и др.);

с» интеракционистские (Дж. Мид, Э. Берн и др.);

с» теологические (Ж. Маритен и др.);

«> деятельностная (А. А. Ухтомский, Л. С. Выготский и др.) и др.


В


Отечественная наука стоит на позициях признания значимости влияния на развитие личности как биологических, так и социальных факторов при ак­тивной позиции самой личности.



Соотношение воспитания и развития личности

 

Влияние воспитания Зона развития
Воспитание отстает от развития личности До зоны актуального развития («я это давно умею делать сам»)
Воспитание идет на одном уровне с развитием личности Зона актуального развития («я это могу сделать сегодня сам»)
Воспитание ускоряет развитие лично­сти (развивающее воздействие) Зона ближайшего развития («я это могу сделать сегодня, но с определен­ным усилием и помощью»)
Воспитание тормозит развитие из-за неправомерно высокого уровня предъ­являемых требований или полного лишения растущего человека возмож­ностей проявления активности и ини­циативы (гиперопека) Далеко за зоной ближайшего разви­тия («я не смогу этого сделать даже с чьей-либо помощью» или «я это де­лаю с посторонней помощью на пре­деле своих сил и возможностей». При гиперопеке: «я ничего не могу сделать сам», а со временем: «я не хочу и не умею ничего делать сам»)






Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.