Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Восточное славянство до образования государства.





 

История Киевской Руси - это история раннего государственного образования восточных славян. Хронологически этот период охватывает IХ-ХII вв. IX в. - возникновение элементов государственности у восточных славян, XII век - период ослабления и распада Киевской Руси на отдельные княжества, выделения новых политических центров

Мы употребили термин «восточные славяне», где существительное «славяне» отражает принадлежность к более широкой этнической группе, прилагательное «восточные» показывает, что речь пойдет лишь о восточной ветви славянской этнической общности. А что мы понимаем под этнической общностью, этносом? Этнос - это общность людей, проживающая на определенной территории, вырабатывающая исходя из особенностей ландшафта определенный уклад хозяйственной жизни, характеризующийся общими чертами в культуре и языке. Следует обратить внимание на то, что этнос - это явление, в значительной степени обусловленное географической средой, он тесно связан с природой ареала*, в котором появляется, развивается, живет. Имеется и более простое определение понятия «этнос»: родственная по языку и близкая по культуре общность людей.

Приступая к изучению истории нашего государства, в данном случае к истории Киевской Руси, мы, прежде всего, обращаемся к проблеме происхождения славян, ставя перед собой цель показать сложившееся в исторической науке представление о том, когда, на какой территории родился этот этнос, как он развивался до образования государства. Иногда для обозначения этих явлений используют вместо словосочетания «происхождение славян» более сложное понятие «этногенез славян» Этногенез славян - это рождение, развитие славянского этноса.

Человеческую историю можно представить как историю возникновения, развития, а иногда и исчезновения этносов. В исторической науке есть особый раздел, занимающийся историей этносов - этническая история. Здесь мы лишь хотим подчеркнуть, что история имеет дело с разными человеческими общностями или этносами. Одни народы появляются, формируют свою культуру, государственные образования и исчезают спустя какое-то время, или дают продолжение, включаясь в другую этническую группу. Приведем пример. Римляне как народ появились, по мнению историков, где-то в VII-VI вв. до н.э. и исчезли в IV-V вв. н.э., одновременно с гибелью Римской империи, а современный итальянский народ сформировался на тех же землях несколько позже, где-то в Х-ХI вв. в результате объединения потомков римлян, готов, франков, лангобардов, арабов и норманнов. К исчезнувшему народу можно отнести скифов.

Изучать раннюю историю любого народа очень трудно в силу очень ограниченного числа источников или вообще их отсутствия. Как историческая наука отвечает на вопрос: где, когда появился на исторической арене такой этнос, как славяне?

Сравнение языковых сходств, древних верований и обычаев народов показало, что славяне вполне могли принадлежать к большой семье народов, ведущей свое начало от одного народа праотца - ариев, живших в Азии, на иранской возвышенности. Арийское племя, разрастаясь, выделило из себя части, которые продвигаясь на север и запад, складывались в отдельные племена. В Европе - это греки, итальянцы, германцы, литовцы, славяне, в Азии - иранцы, индийцы.

Выделение праславян из более широкой этнической группы, которую по сходству в языке с другими народами называют индоевропейской языковой группой, по мнению академика Б.А. Рыбакова, произошло в середине II тысячелетия до н.э. Этот период историки связывают с тшинецко-комаровской археологической культурой, подразделяющейся внутри на пятнадцать локальных культур.

Территорию первоначального расселения праславян в Европе относят к рекам Висле или Дунаю. Затем область расселения предков славян расширяется: северной границей их прародины становится побережье Балтийского моря, южной - предгорья Карпат, западной - реки Висла, Одер, восточной - Среднее Поднепровье, река Ока.

Народы, проживавшие на этой территории, античные авторы называли «венетами» или «венедами». Термин «славяне» появляется в V-VI вв. нашей эры.

Сделаем оговорку, что рубежом деления истории на периоды «до нашей эры» и «нашей эры» считается рождение Иисуса Христа.

И еще одно примечание: «античными авторами» мы называем греко-римских авторов, историков, путешественников, оставивших записи, сообщения о том или ином событии.

Итак, славян можно рассматривать как продолжателей народа венетов. Возникновение термина «славяне» исследователи объясняют по-разному. Интересна, на наш взгляд, такая версия объяснения происхождения этого термина. Слово «славяне» образовалось в результате слияния, соединения двух слов, возникших, скорее всего, в период расселения славян на более широкой территории, где первая часть слова «сла» - измененное древнее слово «слы», т.е. выходцы, послы, вторая – «вяне» происходит от корня слова «вене», или от древнего названия праславянской общности. В переводе мы получаем - послы венетов, выходцы из земли венетов или венедов.

В настоящее время выделяют три группы славянских народов: западную, восточную и южную. К западным славянам относятся: чехи, словаки, словене, поляки, к восточным - украинцы, белорусы, русские, к южным - болгары, народы Югославии.

Нет однозначных объяснений причин и определения времени раскола единой славянской общности. Чаще раскол славян на западную и восточную группы связывают с процессами, которые произошли в результате столкновения славян с готами во II-IV вв.

Готы - группа германских племен, пришедших в Северное Причерноморье с берегов Швеции.

В IV в. славяне столкнулись с гуннами, и под влиянием их нашествия часть славян ушла на юг, на Балканском полуострове сливаясь с тюркским народом.

Часть славян появляется в северном Причерноморье и становится широко известна в источниках как народ «анты».

Таким образом, праславяне историческими корнями восходят к древнему народу ариев. Выделившись из индоевропейской общности, они получают название венеты или венеды, которое постепенно вытесняется другим названием этого народа - славяне. Под влиянием двух крупных завоеваний - вначале готов, а затем гуннов славянская общность оказалась разбитой на три группы: западных, восточных и южных славян. Историческая эволюция привела к возникновению разных народов с разными культурными традициями, но сохраняющими общность языка.

Далее поведем разговор только о восточных славянах. Часть славянских предков издревле проживала на территории Восточной Европы. Самые ранние сведения о предках восточных славян мы получаем от римского историка Геродота, жившего в V в. до н.э. он путешествовал по греческим городам северного побережья Черного моря, побывал и в близлежащих землях. Соседями жителей греческих городов оказались скифы. От Геродота мы узнаем, что скифы - в основном кочевой народ, свои жилища они «перевозят за собой», они храбрые воины и отличаются очень жестокими нравами. Для нас наибольший интерес представляют сообщения Геродота о скифах-пахарях. Скифы-пахари живут по берегам Борисфена (римское название Днепра), потому их Геродот называет борисфениты. Они сеют зерно на продажу. Первым человеком в их земле они считают Таргитая, а почитаемыми у них реликвиями, которые по легенде упали с неба, являются золотые плуг с ярмом, чаша и стрелы. У борисфенитов, или скифов-пахарей, есть стоящий над ним Кола-ксай, что наши исследователи переводят, как Солнце-царь. Сам народ называет себя сколотами.

По наружности скифы представляются древним белокожими, краснолицыми, голубоглазыми, с мягкими, длинными, желтыми волосами.

Историки отождествляют сколотов с предками восточных славян. Почему? Во-первых, они проживали по берегам Днепра; во-вторых, это земледельческий народ; в-третьих, имя их вождя - Солнце-царь, а у восточных славян и в позднее время была традиция называть наиболее любимых правителей-князей «Красное солнышко». Таким образом, Геродот в скифском массиве столкнулся с земледельческим народом, а именно - предками восточных славян.

Учитывая сведения Геродота, можно сделать вывод о классовом расслоении этого народа, чему способствовала и торговля хлебом. Показателем зарождения элементов государственности является и наличие главы или вождя племени. Однако сарматское завоевание привело к тому, что культуре этого народа был нанесен существенный удар. Археологические данные показывают понижение уровня материальной культуры, расселение дальше на север, утрату элементов государственности. Заметим, что скифы-кочевники, сливаясь с сарматским племенем, как самостоятельный народ исчезают с исторической арены.

На берегах Днепра, где в скифское время жили так называемые скифы-пахари, в последующее время исследователи находят оседлый народ с земледельческой культурой, связанный торговыми связями с Грецией. После понижения уровня материальной культуры в конце I тыс. до н.э. - нач. I тыс. н.э., во II-IV вв. в районе Среднего Поднепровья археологические данные свидетельствуют о новом подъеме в развитии материальной культуры народа, здесь проживающего.

Академик Б.А.Рыбаков, связывая существовавший на территории Среднего Поднепровья народ с предками восточных славян, определяет период II-IV вв. как «Траяновы века», подчеркивая, что воспоминание об этом периоде сохраняется даже в письменных источниках Киевской Руси. В «Траяновы века» отмечается рост производства зерна, вывоз его в Грецию и Рим, появление богатых кладов римских монет, особенно часто с изображением императора Траяна, жившего в I в. н.э., что и дало основание для названия этого периода. Историки отмечают в этот период заметное классовое расслоение, появление общей для племени оборонительной линии, что указывает на новые ростки государственности. Однако развитие этого народа было приостановлено и даже отброшено назад мощным гуннским завоеванием в IV в.

В VI в. в поле зрения разных авторов попадает племя антов, которое историки в большинстве склонны отождествлять с одним из восточнославянских племен. Проживало это племя на южной окраине Восточной Европы, вблизи Черного моря. Название этого племени иногда предлагается переводить как «окраинные славяне». Очень интересные сведения об антах оставил такой автор, как Маврикий Стратег. Он, в частности, сообщал, что анты свободолюбивы, их никоим образом нельзя склонить к рабству, иноземцам", не порабощают пленных, живут вблизи рек, являются хитроумными воинами, вооружаются двумя небольшими копьями, защищаются щитами, прочными, но трудно переносимыми. Пользуются анты луками и стрелами, намоченными особым для стрел ядом, сражаться любят в лесах. Женщины их после смерти мужа добровольно лишают себя жизни, не считая вдовство за жизнь. Обратим внимание на последний обычай антов - жена следует за умершим мужем в мир иной. Этот обычай в более раннее время встречался у скифов, а в более позднее время - у славян.

Источники VI в. сообщают, что анты ходили походами на Византию (Византия - восточная часть расколовшейся Римской империи). Анты участвовали в составе византийских войск в военных походах, некоторые из них занимали и видные полководческие должности. Известны и их имена - Всегорд, Добрагез. Римский император Юстиниан заключал с антами договор. В последующее время это племя исчезает из источников Скорее всего, произошло изменение названия племени. По мнению ряда исследователей, анты стали называться в более позднее время термином «поляне». Под этим названием они попадают в перечень племен, приводимых летописцем в «Повести временных лет».

Таким образом, позиция историков, нами разделяемая, может быть сведена к следующему положению: восточные славяне уже в первом тысячелетии до н.э. проживали на территории Восточной Европы, и некоторые из этих племен и попали в поле зрения Геродота как скифы-пахари, а в более позднее время как анты. Племена эти, как свидетельствуют археологические раскопки, занимались земледелием, в сочетании с пастушеским скотоводством, охотой, рыболовством. Еще в I тысячелетии до н.э. у восточных славян началась выплавка металла

Есть и другие точки зрения. Так, историк XIX в. С.Ф.Платонов считал, что племена, которые мы стали называть восточнославянскими, только в VII в. появились в пределах будущей Руси.

«Повесть временных лет» приводит названия и порядок расселения славян на территории Восточной Европы: в верховьях Днепра «сидят» поляне, по реке Припяти в лесах - древляне, по реке Десне - северяне, между Припятью и Двиною – дреговичи, около озера Ильмень живут словене, у реки Полоты живут кривичи, по Западному Бугу - волыняне, между реками Сожей и Днепр -родимичи, по реке Оке - вятичи. У ильменских словен был город Новгород, у полян - Киев, у древлян - Искоростень, у кривичей - Смоленск.

Уровень развития славянских племен совершенно различен. В качестве наиболее развитого племени летопись выделяет племя полян. Летопись противопоставляет полян другим племенам: «Поляне имеют обычаи кроткие, и стыдение к снохам своим и сестрам, к матерям и родителям, брачный обычай имеют, а древляне живяху зверинским образом, живуще скотски, и убивают друг друга, едят все нечисто, и брака у них нет, а родимичи и вятичи и северяне один обычай имеют: живяху в лесу, якоже всякий зверь, ядуще все нечисто, и срамословие у них, и брака у них нет...» .

По мнению академика Б.А.Рыбакова, каждое славянское племя состояло из более мелких племен, названия которых летописцу уже были неизвестны. «Племя, - пишет академик Б.А.Рыбаков, - представлявшее совокупность родственных родов, занимало территорию примерно 40-60 км в поперечнике. В каждом племени собиралось, вероятно, вече, решавшее важнейшие вопросы общественной жизни; выбирался военный вождь (князь); существовали постоянная дружина из молодежи и общеплеменное ополчение. В пределах племени был свой град. Там и собиралось вече, находился торг, производился суд. Там же имелось святилище, куда собирались представители всего племени».

Наличие у восточных славян в VI-VII вв. родовых сходов и племенных вечевых собраний отмечал и В.О.Ключевский. Он так же, как и Б.А.Рыбаков, видел у славян деление на более мелкие роды. В.О.Ключевский отмечал складывание у славян в VI в. крупных союзов. Власть, по его мнению, была у многочисленных племенных князьков и родовых старейшин, что несомненно свидетельствует о процессе распада родоплеменных связей.

Анализ археологических данных привел исследователей истории Киевской Руси в советское время к выводам о том, что

- у славян складывалась моногамная семья,

- отдельные семьи объединялись не столько на основе родства, сколько на основе хозяйственной жизни,

- на смену кровнородственной шла соседская или территориальная община,

- в пределах общины складывалась частная собственность,

- выделялась племенная верхушка.

Таким образом, исследователи и XIX и XX вв. отмечали у восточных славян во второй половине IX в. процесс разложения родоплеменных отношений, выделение племенной верхушки, складывание племенных союзов.

Культура восточных славян в догосударственный период известна мало. Представление об уровне материальной культуры дают, прежде всего, археологические данные. В кладе русских вещей XII в., найденном в бассейне реки Рось, имеются серебряные фигурки коней с золотыми гривами, серебряные изображения мужчин в типичной славянской одежде. VII-VIII вв. датируют создание найденных археологами фигурок с изображением человека, зверей, птиц и змей.

Образ жизни славян был достаточно прост. Селились они вблизи рек, озер. Жили в «дрянных избах», - пишет С.М.Соловьев, - которые находились на далеком расстоянии друг от друга. По сведениям Маврикия Стратега, «у них недоступные жилища в лесах, при реках, озерах и болотах, в домах своих они устраивают многие выходы на всякий опасный случай».

Жили особыми поселками, которые укрепляли, огораживали, отчего они и получили название «городища». «Это обыкновенно округлые, реже угловатые пространства, очерченные иногда чуть заметным валом. Такие городища рассеяны всюду по Приднестровью на расстояния 4-8 верст друг от друга. Их происхождение еще в языческую пору доказывается соседством курганов, древних могильных насыпей» - сообщает В.О.Ключевский, при этом замечая, что это не начало городов, а укрепленные большие крестьянские дворы, из которых могли в последующем вырастать и города.

Нравы и обычаи славян производили «выгодное впечатление» на чужеземцев. Они отмечали простоту, доброту, гостеприимство славян, ласковость к иностранцам, отмечали, что славяне хорошо обращались с пленными: сохраняли им жизнь, разрешали выкупить себя, а по прошествии времени освобождали от рабства.

Что касается брака, необходимо отметить, что некоторые племена брака не знали, и летописец по степени развития брачных отношений проводил различие между восточнославянскими племенами. Было распространено похищение невест, у одного мужчины могло быть две и три жены.

Славянские женщины проявляли большую привязанность к своим мужьям, за которыми отправлялись в мир иной.

Ранняя религия восточных славян, как и у всех народов, - язычество. Язычество, по определению Б.А.Рыбакова, часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой для всех позднейших мировых религий. Языческие верования теснейшим образом связаны с освоением человеком природы. По мере изменения отношений человека и природы менялись и религиозные верования человека.

По мнению С.М.Соловьева, религия восточных славян поразительно схожа с первоначальной религией арийских племен. Она состояла в поклонении физическим божествам, явлениям природы и душам усопших.

По мнению исследователей, занимающихся ранней историей славянства, наиболее ранние языческие верования были связаны с верой в злых духов (упырей) и добрых духов (берегинь). Злых духов славяне боялись, опасались и, чтобы задобрить их, приносили им разного рода жертвы. Особо почитали славяне водные пространства и лес, что объясняется их основным занятием - собирательством, охотой и рыболовством.

Наиболее древним божеством восточных славян исследователи считают Рода - творца окружающего мира, одновременно с ним почитались и Роженицы - божества плодородия. Их появление связывают с переходом славян к занятию земледелием. День Рода и Рожениц, по определению исследователей, отмечался 9 сентября, после завершения земледельческих работ. Постепенно главным божеством у славян стал бог Сварог - бог неба. Род потерял свое значение. Сыном Сварога считался Сварожич - бог огня, покровитель кузнецов. Покровителем скота и скотоводов считался бог Велег (Волос). Праздник Велеса отмечался в начале января. Считалось, что этот бог способствует обогащению.

Храмов славяне не имели, и их природными жертвенниками, алтарями служили деревья, реки.

Таким образом, восточные славяне - часть единой славянской общности

- ведут свое происхождение от народа ариев,

- часть племен славян издревле проживали на территории Восточной Европы,

- славянские древности на территории Восточной Европы исследователи чаще связывают с землей полян в верховьях Днепра,

- восточные славяне селились у рек, являлись земледельческим народом, сочетали земледелие с охотой, рыболовством, собирательством,

- культура восточного славянства раннего периода представлена немногочисленными сведениями и передается, прежде всего, через археологические находки и сохранявшиеся длительное время языческие традиции.

 

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.