Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СССР в период холодной войны 1946-1991 гг.





 

С 1946 г. начался новый крупный период в истории ХХ века, который, занял почти полстолетия, завершившись в начале 1990-х годов. Главное содержание этого периода – противоборство 2-х мировых систем и формирование 3-й силы в результате распада колониальной системы. Изменилась расстановка социально-политических сил на мировой арене и внутри стран. Если на предыдущем этапе сложились и боролись между собой 3 центра мировой политики – фашизм, социализм и страны западных демократий, причем последние два объединились, чтобы сокрушить первый, то теперь линия противоборства пролегала между капиталистической системой, возглавляемой США, и социалистической, возглавляемой СССР. В последнюю вошли европейские страны так называемой народной демократии (те государства Восточной Европы, где не без помощи СССР пришли к власти просоветские правительства, - Польша, Румыния, Болгария, Югославия, Венгрия, Чехословакия, Албания, ГДР), затем Китай, Северная Корея, Вьетнам и Куба.

Принято считать, что начало «холодной войне»* положила речь
У.Черчилля в г. Фултоне (США, март 1946 г.). Признав, что военные победы выдвинули СССР в число мировых лидеров, и заявив, что Москва стремится к безграничному распространению своих идей и доктрин, бывший британский премьер-министр предложил разговаривать с СССР с позиции силы, вплоть до использования американского атомного оружия. Заявление Черчилля в феврале 1947 г. конкретизировал президент США Г.Трумэн в своем послании к конгрессу («доктрина Трумэна»). По отношению к СССР были определены 2 стратегические задачи: как минимум – не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и его коммунистической идеологии, как максимум – заставить уйти социализм в свои довоенные границы. Странам Европы оказывалась широкомасштабная экономическая помощь, чтобы крепче привязать их к США («план Маршалла») и в 1949 г. был создан военно-политический союз этих стран во главе с США - НАТО**. У границ СССР началось размещение военных баз США (Греция, Турция).

Меры, принятые СССР, были адекватными мерам США, хотя и менее эффективными. Силы были неравны прежде всего потому, что Союз ССР вышел из войны экономически ослабленным, США – окрепшими. Советский Союз развернул экономическую помощь странам, где утвердились социалистические правления, создав для этой цели специальную организацию – Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) в 1949 г. В 1955 г. часть из них объединились в военно-политический союз – Организацию Варшавского Договора (ОВД). Первой серьезной акцией ОВД стало подавление антисоциалистического восстания в Венгрии (1956 г.). СССР активно содействовал компартиям и рабочему движению в капиталистических странах, способствовал росту национально-освободительного движения, краху колониальной системы и созданию стран «социалистической ориентации».

Символом раскола мира на две противостоящие системы – стал раскол Германии на два государства – ФРГ (1948 г.) и ГДР (1949 г.). Ядром противостояния в эпоху «холодной войны» было советско-американское противоборство.

Гонка ядерных вооружений, локальные войны и конфликты ставили мир на край третьей мировой, ядерной войны (атомную бомбу США испытали в 1945 г. в Японии, СССР – в 1949 г. в Казахстане, на полигоне под Семипалатинском). Особенно близко к катастрофе мир был во время войны в Северной Корее (1950-1953)*, Карибского (Кубинского или ракетного, 1962 г.) кризиса**, Вьетнамской (1964 - 1972) и Афганской (1979-1988 гг.) войн. Не смотря на неоднократные попытки разрядки напряженности, периоды потепления в международных отношениях (начало правления Н.С. Хрущева, «Хельсинкский процесс***», «новое мышление» М.С.Горбачева) «холодная война» продолжалась до начала 1990-х годов. Ее окончание связано с распадом социалистической системы («бархатные» (бескровные за исключением Румынии) революции в странах Восточного блока), роспуском организации Варшавского Договора, Советского Союза. Прекратилось противостояние двух политических систем, в 1991 г. Б.Клинтон, президент США, поздравил американский народ с победой в «холодной войне».

В рассматриваемый период изменилась социально-политическая обстановка и внутри стран. Утвердились демократические режимы в Италии, ФРГ, Японии, во многих освободившихся странах (Индия и др.). Оставались островки полуфашистских режимов (Португалия, Парагвай, Чили, Испания и др.), но они оказались в изоляции и отказались от крайних форм диктатуры. В социалистических странах после смерти Сталина (5.03.1953 г.) смягчился режим партийно-государственной диктатуры, прекратились массовые репрессии (за исключением Китая периода «большого скачка»).

Облик ХХ века и исход соревнования двух мировых систем во многом определяли научно-технические революции, развернувшиеся в развитых странах мира. Первая НТР началась в 1950-60-е годы. Она базировалась на 3-х научно-технических направлениях:

- освоение энергии атома

- электроника

- кибернетика и вычислительная техника.

Головокружительные успехи первой НТР, вершиной которой стало освоение космоса·, имели и негативные стороны:

- создание оружия массового уничтожения;

- - колоссальное загрязнение окружающей среды.

Небывалое ранее вовлечение природных (прежде всего сырьевых) ресурсов производства настолько ускорило их исчерпание, что в 1970-е годы в мире разразился технологический, энергетический и экономический кризис. Материальной основой его преодоления стала вторая научно-техническая революция, развернувшаяся в последней четверти ХХ века и ознаменовавшая начало перехода к постиндустриальному технологическому способу производства. Ее основными направлениями стали:

- микроэлектроника;

- биотехнология;

- информатика.

Не количественные, а качественные показатели роста становятся решающими в развитии национальных экономик и соревновании двух систем. Отставание СССР в области научно-технического прогресса предопределило поражение социализма в соревновании со странами западных демократий.

* * *

 

В послевоенный период в СССР было предпринято три серьезных попытки преодолеть кризис социализма. Первая – после смерти Сталина. При жизни «вождя народов» надеждам на либерализацию общественной жизни не суждено было сбыться. Такие ожидания в ходе войны и сразу после нее были характерны прежде всего для интеллигенции, но и общество в целом в какой-то мере раскрепостилось за военные годы. После победы над фашизмом казалось, что все худшее уже позади. Однако сталинское руководство взяло курс на «завинчивание гаек», так как тоталитарный режим не может существовать без поддержания страха в обществе. Постановления ЦК ВКП(б) 1946 – 1948 гг. по вопросам культуры были «предупреждением» интеллигенции. Борьба за «коммунистическую идейность» творчества вылилась в 1949 г. в широкую кампанию против космополитизма·· и «низкопоклонства перед Западом». Буржуазными науками были объявлены генетика, кибернетика, «реакционным эйнштейнианством» – теория относительности. Духовный террор сопровождался террором физическим. В 1949-51 гг. было сфабриковано «ленинградское дело», в 1952-53 гг. - «дело врачей». Руководители Ленинграда были обвинены в попытке разрушить СССР, противопоставив Россию Союзу ССР, а Ленинград – Москве. Более 2 тыс. руководителей, когда-либо работавших в Ленинграде, были репрессированы, свыше 200 из них казнено. «Дело врачей», по которому врачи кремлевской больницы обвинялись в убийствах руководителей партии и государства, не было доведено до конца в связи со смертью Сталина. К концу сталинской эпохи, по словам Н.С.Хрущева, в концлагерях и ссылке находилось около 10 млн. человек.

В послевоенные годы в советском обществе тесно переплетались два противоречивых курса: курс на фактическое усиление репрессивной роли государства и курс на формальную демократизацию политической системы. Последний проявился в отмене чрезвычайных органов, созданных в период войны, в перевыборах Советов всех уровней (1946-48 гг.), возобновлении после долгого перерыва съездов общественных и общественно-политических организаций СССР. В 1949 г. прошли Х съезд профсоюзов и ХI съезд комсомола (спустя соответственно 17 и 13 лет после предыдущих). В 1952 г. после 13 - летнего перерыва состоялся XIX съезд партии, принявший решение переименовать ВКП(б) в КПСС.

Восстановление народного хозяйства после войны шло быстро прежде всего в приоритетных отраслях промышленности - электроэнергетике, металлургии, угольной промышленности. В целом промышленность была восстановлена уже в 1947 г. Она достигла уровня 1940 года. Особое внимание уделялось оборонной промышленности, в первую очередь созданию атомного оружия. К концу первой послевоенной пятилетки (1946-50 гг.) в строй было пущено 6200 восстановленных и вновь построенных предприятий. Легкая и пищевая промышленности план не выполнили. Положение в сельском хозяйстве, как и до войны, оставалось тяжелым. Государство усилило внеэкономическое принуждение крестьян, но план 4-й пятилетки по развитию сельского хозяйства не был выполнен, хотя, по официальным данным, в 1950 г. уровень сельскохозяйственного производства почти достиг довоенного 1940 г.

Важными событиями первых послевоенных лет стали отмена карточной системы на продовольственные и промышленные товары (1947 г.) и денежная реформа (1947 г.). Деньги обменивались в ограниченном количестве и из расчета 10:1. Эта конфискационная мера укрепила финансовую систему, хотя и вызвала недовольство населения.

5 марта 1953 г. умер Сталин и вместе с ним целая эпоха уходила в прошлое. После похорон генсека (он был похоронен в мавзолее рядом с Лениным, вынесен оттуда после XXII съезда КПСС в 1961 г.) началась борьба за власть, в которой верх одержал Н.С. Хрущев (1894-1971 гг.). Он сумел уничтожить всесильного Л.П.Берию и оттеснить от власти таких много – опытных политиков, как В.М.Молотов, Г.М.Маленков, Л.М.Каганович.

Летом 1953 года, после возвращения из Берлина, где он руководил подавлением антисоветского восстания, Берия был арестован. Его и ближайших сподвижников обвинили в организации массовых репрессий в годы жизни Сталина и подготовке государственного переворота после его смерти. Это был последний крупный процесс над «врагами народа» столь высокого ранга. Инициаторами устранения всесильного Берия были секретарь ЦК КПСС Хрущев и министр обороны Н.А.Булганин. Группой захвата руководил заместитель Булганина маршал Г.К.Жуков. После закрытого суда Берия был казнен.

Летом 1953 г. первые действия послесталинского руководства отражали попытку выработать новую политическую линию. На июльском (1953 г.) пленуме ЦК КПСС Г.М.Маленков поставил вопрос о культе Сталина. Но это не вышло за стены Кремля, для остальных Сталин до ХХ съезда оставался вождем.

ХХ съезд КПСС открылся в феврале 1956 г. При открытии съезда делегаты почтили память И.В.Сталина. На последнем, закрытом заседании съезда с докладом «О культе личности Сталина и его последствиях» выступил Хрущев. Доклад в СССР был опубликован 33 года спустя, в 1989 г.

Критика прошлого, с которой выступил Хрущев, придала серьезный импульс процессу общественного обновления. Съезд осудил культ личности Сталина. На основе доклада Хрущева было принято постановление ЦК КПСС от 30 июня 1956 г. «О преодолении культа личности и его последствий». В нем не было страшных фактов, которые приводились на съезде*, но была попытка разобраться в причинах возникновения культа и его последствиях.

ХХ съезд положил начало широкому процессу реабилитации репрессированных в 1930-х – начале 1950-х гг. Если с весны 1953 г. реабилитация касалась узкого круга партийных руководителей, то затем она коснулась миллионов простых граждан СССР, даже целых народов, репрессированных в годы войны, - калмыков, чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев (1957 г.). была восстановлена их национальная государственность, им позволили вернуться на родину. В 1964 г. был отменен Указ Президиума ВС СССР от 28 августа 1941 г. в отношении советских немцев, в той части, где содержались обвинения в пособничестве оккупантам. В 1967 г. подобное обвинение сняли с крымских татар.

ХХ съезд стал важным этапом в жизни страны. Но первая волна впечатлений, связанных с обсуждением материалов съезда имела скорее характер внешнего реагирования: что делать с портретами Сталина? Является ли теперь Сталин классиком марксизма? Можно ли цитировать Сталина? Эти и другие подобные вопросы говорили о преимущественно ритуальном значении начального этапа десталинизации общества. Осознание того, что культ личности – это не только и не столько Сталин, а целый комплекс общественных отношений, суть тоталитарной системы, пришло позже.

Процесс демократизации, начавшийся в обществе, не мог быть безболезненным. Особенно когда десталинизация стала выходить за рамки критики личности Сталина, ставя вопрос не только об ответственности за ошибки прошлых лет, но и об устоях социализма. Поэтому вскоре после того, как коммунистов, а вслед за ними и остальную общественность стали знакомить с содержанием закрытого доклада Хрущева, было принято решение чтение прекратить. Основной причиной этого решения стал размах критических выступлений, связанных с обсуждением обнародованных фактов.

«После ХХ съезда, когда развернулись активные выступления, мы не были подготовлены… к тому, чтобы дать отпор», - призналась тогдашний 1-ый секретарь МКГ КПСС Е.А.Фурцева. Не были подготовлены – т.е. не знали как реагировать на критику снизу, где предел «дозволенного»? Партийное руководство не знало, как относиться к резкому подъему критической волны. Хорошо это или плохо? По-социалистически или нет?

В 1950е годы руководство оказалось перед выбором: 1) направить общественную активность на углубление принятого политического курса, или 2) пойти по пути «обуздания» инициативы, руководствуясь принципом «как бы чего не вышло». Первый путь вел к первоначально заявленным целям, второй – был шагом назад.

В 50-х был выбран второй, более легкий путь, ибо механизм давления и нажима был привычнее.

Отсутствие уверенности в том, носят развивающиеся в стране процессы социалистический характер или нет, делало курс десталинизации неустойчивым. Сильное влияние оказывал и внешний фактор, прежде всего венгерские события 1956 года. Они долгое время трактовались у на как к/рев. мятеж, но это, по сути, для венгров было то, что у себя мы называем перестройкой. Венгерские события были поняты главным образом, как «издержки» демократии, стали сильным козырем в руках отечественных консервативных сил. В результате в СССР началась борьба с ревизионизмом*.

Ситуация еще более обострилась, когда стало ясно, что назревает кризис власти. Оппозиционные Хрущеву силы – Молотов, Маленков, Каганович, Ворошилов и др. (те, кто «наследил» больше всех при Сталине) получили реальный шанс добиться смены руководства. Добившись арифметического большинства в Президиуме ЦК, они потребовали отставки Хрущева в июне 1957 г.·.

Большинство ЦК на июньском (1957) Пленуме пошло все же за Хрущевым. Молотов, Маленков, Каганович и др. сталинисты были квалифицированы как антипартийная группа Молотова – Маленкова – Кагановича. Это была не столько личная победа Хрущева, сколько победа курса ХХ съезда.

Добившись устранения оппонентов, Хрущев, казалось бы, развязал себе руки. На деле же вышло иначе: борьба за власть на данном этапе подчинила себе судьбу прогрессивных преобразований. От руководства были устранены не только противники, но и некоторые наиболее сильные, с точки зрения возможных «конкурентов», соратники: так по решению пленума ЦК в октябре 1957 г. был смещен с партийных и государственных постов маршал Г.К.Жуков. Произошла и известная корректировка общего политического курса, смысл которой заключался в практическом отказе от дальнейшей демократизации.

Что представлял собой политический курс руководства Н.С. Хрущева? Более или менее цельная концепция общественной перестройки не сложилась. Теоретический вакуум – реальность 1950-х гг. Результатом его стали просчеты в определении перспектив развития советского общества. XXI съезд КПСС (1959 г.) сделал вывод о том, что социализм в СССР одержал полную и окончательную победу, а XXII съезд КПСС (1961 г.) принял новую, третью по счету программу партии·· - строительства коммунизма. Программа 1961 г. – одно из свидетельств авантюризма Хрущева, теоретической слабости и консервативности тогдашнего руководства. По существу она повторяла основные установки проекта программы ВКП(б) 1948 г., сделав лишь поправку на время: материально-техническую базу коммунизма предлагалось построить уже к 1980 году. Программа заканчивалась словами: «Партия торжественно провозглашает: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!».

Таким образом поворот, которого так ждали после войны, чьи контуры обозначились в 1953 г. и окончательно оформились в 1956 г., оказался незавершенным. Вторая половина 1950-х и начало 1960-х гг. прошли под знаком борьбы демократической и консервативной тенденций в развитии общества. В конце этого периода процесс обновления был прерван главным образом в силу непоследовательности действий сверху, увеличилась опасность администрирования, волюнтаризма·.

При отсутствии программы реформ преобладающим в годы Хрущева стал метод прямого реагирования. Например:

1) прогрессирует бюрократизация аппарата – упразднить отраслевые министерства, создать совнархозы (1957 г.);

2) не хватает молока и мяса в стране – изъять коров у крестьян, чтобы увеличить колхозно-совхозное поголовье скота (1957-1958 гг.);

3) не хватает кормов – садить кукурузу вплоть до Ледовитого океана; и т.д.

Бросаясь от одного к другому, проводя одну кампанию за другой, политическое руководство утрачивало целостное восприятие экономической ситуации и она зачастую совсем выходила из-под контроля. Так, финалом аграрной политики Хрущева стали в 1963-1964 гг. очереди за хлебом и карточная система, перебои в продаже молока и мяса.

Октябрьский (1964 г.) пленум ЦК КПСС освободил Н.С. Хрущева от обязанностей 1 секретаря ЦК (1953-1964) и председателя Совмина СССР (1958-1964). Освобождение было произведено в духе тех лет – путем заговора в партийном руководстве, недовольном постоянными перестройками Хрущева. В стране отставка Никиты Сергеевича была встречена с пониманием - тогда казалось, что наступает конец произволу и авантюризму. Первым секретарем ЦК был избран Л.И. Брежнев (1906-1982), председателем Совмина СССР – А.Н. Косыгин (1904-1980).

Ожидания, как выяснилось позже, не оправдались: политическая ситуация после 1964 г. складывалась в целом вразрез с демократическим курсом ХХ съезда. Если у Хрущева была страсть к реформам (зачастую непродуманным), то Брежнев, напротив, был противником перемен. Это выдавалось за стабильность политического курса, а вылилось в застой.

Так валюнтаризм и администрирование Хрущева закончились укреплением административно-командной системы. Но произошло это не сразу: процессы демократизации к середине 1960-х гг. набрали положительную инерцию, переключились из сферы политической в сферу экономики, точнее – продолжились в сфере экономики.

Экономическая реформа 1965 г.

Главное содержание поворота середины 1960-х годов определила хозяйственная реформа. Это была вторая серьезная попытка преодолеть кризис социализма. В обществе уже созрело понимание недостаточности отдельных поправок в экономике, понимание необходимости системы мер. Октябрьский (1964 г.) пленум ЦК КПСС заявил о повороте к усилению научного руководства народным хозяйством, строгому учету объективных законов общественного развития. Новые подходы к управлению народным хозяйством были разработаны мартовским (1965 г.) пленумом ЦК (он был посвящен сельскому хозяйству) и сентябрьским (1965 г.) пленумом ЦК, рассмотревшим проблемы промышленности. Реформа стартовала в январе 1966 г. Ее основными направлениями были 1) управление, 2) планирование, 3) экономическое стимулирование.

Наиболее существенные изменения претерпела система управления промышленностью и строительством. Предусматривалось 1) расширение сферы действия хозрасчета* на предприятиях и в отраслях; 2) введение более эффективных форм экономического стимулирования предприятий: оценка результатов работы не по «валу», а по реализованной продукции, создание поощрительных фондов, размеры которых зависели от прибыли предприятий; и др.; 3) сокращение числа планируемых предприятию сверху показателей (что расширяло самостоятельность предприятий). В 1965 г. были восстановлены министерства – вернулись к отраслевой системе управления производством.

Крупнейшая послевоенная экономическая реформа была попыткой поворота на интенсивный путь развития экономики··. 8-я пятилетка 1966-1970 гг. в результате начавшихся преобразований оказалась лучшей по результатам в послевоенной советской истории. Но первые успехи реформы послужили своеобразным обоснованием достаточности принятых мер. Преобразования остановились на полпути, не дойдя до конкретного рабочего места, с одной стороны, и не затронув эшелона управления – с другой.

На внутреннюю политику, как и в 50-е годы, сильно повлиял внешний фактор. В середине 1960-х гг. практически все страны Восточного блока приступили к экономическим реформам, аналогичным нашей. Наиболее радикальные мероприятия были проведены в Югославии, Чехословакии, Венгрии.

В этих странах почти полностью была отменена система директивных показателей, предприятиям предоставлялись широкие права в распределении полученных доходов, введена гибкая система цен и т.д. В Чехословакии экономические противоречия тесно переплелись с политическими. Следствием этих противоречий стали известные события 1968 г. в ЧССР, в которые вмешались Советский Союз и др. страны ОВД.

События в Чехословакии, как и в свое время в Венгрии, напугали Советское руководство, стали дополнительным стимулом к свертыванию демократических преобразований в экономике.

В силу этих причин поворот середины 60-х гг. так и не смог в полной мере реализовать свой потенциал. Демократические процессы, исчерпав запас положительной инерции 50-х гг., по сути дела, были заблокированы силами бюрократического консерватизма, которые ждали «своего часа» с 1964 года (т.е. с момента прихода к руководству команды Брежнева).

Таким образом на вопрос: почему не пошла реформа 1965 г., почему поворот оказался незавершенным, можно ответить: потому что экономическая реформа не сопровождалась реформой политической системы. Хозрасчет, ведущий к самостоятельности, и административно-командная система не совместимы.

Социально-экономическое развитие СССР в 1970-е – первой половине 1980-х гг. проходило под знаком резкого усиления централизованного управления. Упор был сделан на создание гигантских территориально-производственных комплексов (ТПК), главное место среди которых занял Западно-Сибирский нефтегазовый (ЗСНГК), расположенный в основном в Тюменской области. За 1970-е годы добыча нефти в Западной Сибири выросла в 10 раз, газа – в 16 раз. СССР стал главным экспортером этих видов сырья, получая колоссальные доходы. Это вызвало очередное «головокружение» у руководства страны. Победило мнение, что вкладывать деньги и труд народа в добычу сырья гораздо выгоднее, чем в наукоемкие отрасли. За «нефтедоллары» покупались и наукоемкая продукция, и продовольствие, и товары широкого потребления. Таким образом, тюменские нефть и газ отодвинули перестройку страны на много лет, продлив агонию брежневского режима.

Курс на создание ТПК свидетельствовал, что экономика СССР развивалась экстенсивным путем. А основные конкуренты Советского государства по экономическому соревнованию еще в 1960-е гг. сделали упор на интенсивное развитие, на форсирование наукоемких отраслей, которые определяли научно-технический прогресс - электронику, кибернетику, биотехнологию и т.п. Выиграть экономическую схватку в таких условиях СССР не мог даже ценой усиления эксплуатации трудящихся и безудержной эксплуатации природной среды. Последняя крупная попытка найти выход из кризиса системы была предпринята при М.С. Горбачеве.

Перестройка 1985-1991 гг.

Политическую жизнь страны первой половины 1980-х гг. лихорадила частая смена высшего руководства. В ноябре 1982 г. умер лидер партии и государства Л.И. Брежнев*. После него 15 месяцев был у власти Ю.В.Андропов (до февраля 1984 г.) и 13 месяцев – К.У.Черненко (похороны в марте 1985 г.).

В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал 54-х летний М.С.Горбачев, а главой государства - А.А.Громыко (с июля). Руководство взяло новый курс, который впервые был провозглашен в апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС, конкретизирован и одобрен на XXVII съезде КПСС (1986). Он получил название «курса на ускорение социально-экономического развития». Так началась перестройка Горбачева. В ее истории можно выделить 3 этапа.

Первый этап – с апреля 1985 по январь 1987 г. - романтический. Все общество – «за». Даже партийное руководство, которое восприняло новый курс как очередную смену декораций. Еще не было понимания всей глубины кризиса системы, ее ущербности, ставилась задача - улучшить социализм, не затрагивая его основ.

Второй этап – 1987 – середина 1989 гг. Расширяется гласность, начинается преодоление социалистических догм: социализм – хорошо, капитализм – плохо. Наряду с экономической реформой, суть которой состояла в попытке перевода жестко централизованного, планово-государственного хозяйства на рыночную, товарно-денежную основу· (в рамках социализма), началось «обновление» идеологии. Важным этапом демократизации страны и становления гражданского общества стали первые свободные выборы в марте 1989 г. и I съезд народных депутатов СССР (май – июнь 1989 г.). После съезда политизация масс пошла быстрее, начинают формироваться политические движения и партии. Через год их было уже свыше 50-ти – от монархистов до анархистов. С программными принципами новых политических партий в 1990 г. постоянно знакомил «АиФ» на 8-й странице. Официально новые партии и движения стали регистрироваться с января 1991 г.

На 2-м этапе перестройка сверху встретилась с перестройкой снизу. Начался прямой диалог отдельных групп населения с правительством страны. Начало ему положили забастовки шахтеров летом 1989 г. Забастовки – в самый размер перестройки – показали недовольство народа непоследовательностью реформ, нерешительностью действий руководства.

Но могла ли перестройка идти быстрее? Надо было понять, осмыслить состояние страны. К такому пониманию Горбачев, руководство в целом, пришли не сразу. Этим, а также стремлением вести реформы не выходя за рамки социализма объясняются многие промахи и просчеты. С 1985г. Горбачев демонстрировал способность к политическому динамизму - то есть он отказывался от многих своих взглядов, когда становилось ясно, что они не подтверждаются практикой. Это сильная черта, делающая перспективным любого политика. С другой стороны, все прогнозы Горбачева сбылись с точностью до наоборот. То есть как теоретик он оказался не на высоте.

Демократическая часть общества в бытность Горбачева президентом (избран на этот пост III съездом народных депутатов в марте 1990 г.) хотела большей приверженности его демократическим принципам и большего радикализма. Но нельзя забывать и о политике возможного: лидеру страны приходилось учитывать сотни различных факторов и, вероятно, он выбирал из всех вариантов не самый достойный, но самый возможный. Вплоть до 1990 г. М.С.Горбачев, по данным опросов, был политическим лидером №1, хотя рейтинг доверия к нему неизменно снижался.

На Западе Горбачева любили больше. Неудачи во внутренней политике советский лидер пытался компенсировать активной внешней политикой. «Новое политическое мышление» (означающее приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми), провозглашенное Горбачевым, вывод войск из Афганистана (1989 г.), начало сокращения ядерных вооружений (ракет средней дальности по договору с США), непротивление «бархатным революциям» в Восточной Европе сделали «Горби» весьма популярным за границей, лауреатом Нобелевской премии мира.

Оценка деятельности Горбачева с точки зрения полученных результатов перестройки позволяет сделать вывод, что Горбачев - политик–реформатор, масштабы новаторства которого ограничены социалистическим менталитетом (мировосприятием). Возможно, отрицательные черты Горбачева–политика объясняются тем, что формировался он той самой системой, которую предстояло ломать. Горбачев постоянно присягал на верность «социалистическому выбору»: «Я коммунистом родился и коммунистом умру». Между тем именно КПСС была главным тормозом перестройки. Если на первом этапе (1985-86) перестройку поддерживала даже консервативная часть партруководства, то в дальнейшем партаппарат ушел в глухую оборону. В результате в 1989 г. Горбачев утратил инициативу, а затем и контроль над процессами, происходившими в стране. Жизнь пошла впредь, а КПСС вместе с ее лидером за ней не поспевали*.

Третий этап перестройки – с середины 1989 г. до осени 1991 г. – характеризуется ее спадом, ростом разочарования в обществе, попыткой консервативных сил взять реванш. Руководство страны хронически опаздывало с реакцией на общественные процессы, хотя суть политического руководства – в их прогнозировании. Горбачев в этот период напоминал человека, бегущего перед катящейся с горы вагонеткой: страшно под нее попасть; хочется ее немного затормозить; есть большое желание дать понять зрителям, что на самом деле не вагонетка догоняет тебя, а ты ее ведешь за собой (тем более, что все видели, как ты сдвинул ее с места); и понимание глобальности и исторической необходимости происходящего.

Стремление вести реформы, не выходя за рамки социализма, привело к тому, что не решались основополагающие вопросы – о земле, о собственности, без которых перестройка стала «буксовать». С опозданием решались вопросы федерации, разработки нового Союзного договора. Между тем, уже в 1988 г. начались межнациональные конфликты. В Закавказье - между Арменией и Азербайджаном по вопросу принадлежности Нагорного Карабаха, в Прибалтике был взят курс на выход республик из СССР. Руководство СССР, не в силах пресечь центробежные силы демократическим путем, все чаще прибегало к военной силе, которая была применена в апреле 1989 г. в Тбилиси, в январе 1990 г. – в Баку, в январе 1991 г. – в Вильнюсе, в августе 1991 г. – в Москве.

Весной-летом 1990 г. прибалтийские, а за ними и другие республики приняли декларацию о национальном суверенитете, фактически противопоставив себя Союзному государству. 12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Первым президентом России в результате первых в отечественной истории всенародных выборов 12 июня 1991 г. был избран Б.Н. Ельцин.

Политическая звезда Ельцина стала восходить после октябрьского (1987 г.) пленума ЦК КПСС, где он критиковал (весьма умеренно) ход перестройки. Выступление было оценено как политически ошибочное, а Ельцин отстранен от руководства МГК КПСС. «В политику я тебя больше не пущу» - так, по словам Ельцина, заявил ему Горбачев. Реакция общественного мнения на травлю Ельцина была единодушной: страдает за правду. Партаппарат пытался дискредитировать критика перестройки, но добился обратного результата. Имя Ельцина становится знаменем сторонников перемен. «Ельцин! Ельцин!» - скандировали многотысячные митинги в Москве. «Борис, борись!» - это был действительно народный наказ. Огромная популярность помогла стать Ельцину народным депутатом СССР, нардепом РСФСР, Председателем Верховного Совета России и, наконец, президентом России.

В условиях фактического распада страны Горбачев предложил вариант нового союзного договора по «обновлению СССР» (Новоогаревский процесс), но было уже поздно. В апреле 1991 г. в «обновленный Союз» под названием «Содружество Суверенных Государств» (ССГ) согласились вступить 10 из 15 республик, на 20 августа было намечено подписание нового союзного договора*. 19-21 августа 1991 года консервативные силы попытались силовым путем предотвратить эту перспективу, сохранив СССР. Был учрежден Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП)**, Горбачев изолирован на даче в Форосе (Крыму). Но попытка государственного переворота провалилась. Реальная власть в Москве окончательно перешла от союзных органов к руководству РСФСР.

Начался заключительный этап распада СССР. 8 декабря под Минском лидеры РСФСР, Украины и Белоруссии заявили о роспуске СССР и создании «Содружества Независимых Государств» (СНГ). Это событие, произошедшее в тайне от Президента СССР и народов страны, вошло в историю как «Беловежское соглашение». Его поддержали одиннадцать республик.

25 декабря Президент СССР сложил свои полномочия, а 26-го Верховный Совет СССР решением одной палаты (Совета Союза) официально признал роспуск СССР и самоликвидировался. Перестройка Горбачева закончилась, начинался новый этап отечественной истории.

 

Россия в 1990 годы.

Провал попытки государственного переворота в августе 1991 г. привел к быстрому демонтажу тоталитарной системы, начиная с ее ядра – КПСС. Сосредоточив в конце 1991 г. в своих руках всю полноту власти, российское руководство взяло курс на углубление рыночной реформы. Правительство во главе с и.о. премьер-министра Е.Т.Гайдаром объявило об освобождении (либерализации) цен от государственного регулирования с января 1992 г. Население пережило шок от новых цен. Индекс инфляции за 1992 г. составил 3000 %. Потребление продуктов сократилось, расходы на питание в большинстве семей возросли до 60-70% их бюджета. Однако прогнозы тех политиков, которые предрекали моментальную экономическую катастрофу и социальный взрыв не оправдались.

Этому отчасти способствовала политика либерализации внешней торговли, открывшая границы для широкого проникновения иностранных товаров и свободной конвертации (перевода) рубля. С насыщением рынка рост цен заметно упал, свободная конкуренция товаров сделала цены зависимыми от колебания спроса и предложения. Обратной стороной этого процесса стало падение цен на отечественную продукцию, трудности с ее реализацией, что привело к массовому закрытию предприятий в 1994-1996 гг. В более выигрышном положении оказались регионы, богатые сырьевыми ресурсами. Средняя заработная плата работников нефтедобывающей промышленности составила в 1992 г. 53 тыс.руб. при минимальной заработной плате в целом по промышленности 1,8 тыс.руб. (декабрь 1992 г.) и прожиточном минимуме в 4 тыс.руб. В итоге к концу первого года реформы заработки 10 % наиболее высокооплачиваемых превышали оплату труда самых бедных в 16 раз (в 1991 г. – в 5 раз).

Вторым направлением реформы стала приватизация (перевод государственной собственности в частную). Это коренным образом отличало проводимую российским правительством реформу от рыночной реформы периода перестройки, не выходившей за рамки социализма. Руководителем программы приватизации стал председатель Государственного комитета по управлению имуществом А.Б.Чубайс. Приватизация проводилась в 2 этапа. На первом (1992-1993 гг.) всем гражданам России безвозмездно передавалась часть государственной собственности стоимостью 10 тыс.руб. в ценах 1984 г. путем выдачи на нее приватизационного чека (ваучера).· Второй этап предусматривал приватизацию государственных предприятий через их акционирование. Преимущественные права при этом получали трудовые коллективы, но их возможности после отпуска цен в 1992 г. были невелики, т.к. гиперинфляция «съела» все трудовые сбережения, да и больших денег в советское время честно заработать было нельзя. С началом свободной продажи акционированных предприятий (1994 г.) начался процесс перераспределения собственности, в результате которого значительная часть бывшего национального достояния сосредоточилась в руках менее, чем 10 % населения страны. Крупные предприятия при этом скупались финансовыми группами за бесценок. Либерализация экономики·· предусматривает передачу многих социальных функций государства в руки самих граждан. Сокращаются расходы государства на здравоохранение, образование, культуру. Растет безработица, увеличивается социальное расслоение. В результате начало меняться отношение различных групп населения к







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.