Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Россия во 2 четверти XVIIIв. Эпоха дворцовых переворотов.





Получить сведения об истории России сер. 18в. мы можем в основном из археологич. и письм. источников. До наших дней дошли мемуарные свидетельства того времени как иностранного, так и отеч. происхождения, образцы устного нар. творчества, истор. и геогр. описания, а также памятники архитектуры. Среди отеч. ученых, уделявших особое внимание данному вопросу, - В.О.Ключевский, С.Ф.Платонов, Н.Я.Эйдельман и др.

Понятие «эпохи дворц. переворотов» Петр I скончался 28 янв. 1725г. после продолжительной болезни, не успев назначить наследника. Спор о наследнике решили гвардейские полки. Дворянские по своему составу они с этого времени превратились в осн. орудие борьбы за власть между соперничавшими группировками. Военная сила гвардии, ее корпоративный дух часто использовались политическими авантюристами для захвата власти, в результате чего 18в. стал «веком дворц. переворотов». Для послепетровского периода была характерна ожесточенная борьба придворных аристократических группировок за власть и права доступа к казне.

В рассматриваемое время росс. гос-во в целом продолжало идти по пути, проложенному Петром I. Вплоть до эпохи Екатерины II все императоры и императрицы – Екатерина I (1725-27) , Петр II (1727-30), Анна Иоанновна (1730-40), Иван VI вместе с регентшей Анной Леопольдовной (1740-41), Елизавета I (1741-61), Петр III (1761-62) – мало занимались гос. делами. Поэтому в период этих царствований для управления гос-ом существовал особый властный орган. В него входили ближайшие советники монарха, в руках которых сходились реальные нити управления страной. Названия этих органов менялись – Верховный тайный совет (при Екатерине I), Кабинет министров (при Анне Иоанновне), Конференция при Высочайшем дворе (во времена Елизаветы). Но суть оставалась той же: фактически это были правительства России, которым подчинялись все созданные в 1 пол. 18в. институты власти.



Осн. события эпохи «дворц. переворотов».Выдвинувшиеся при Петре Iпредставители новой знати, заручившись поддержкой гвард. полков, возвели на престол его супругу Екатерину I.Фактически вся власть оказалась в руках князя А.Д.Меньшикова. В 1726г. был создан Верховный тайный совет – новый высший орган власти, который оттеснил на вторые позиции Сенат. После смерти Екатерины I в 1727г. императором, согласно ее завещанию, был провозглашен внук Петра I – Петр II, а к Верховному тайному совету (фактически к Меньшикову) перешли функции регента. Борьба за власть вокруг трона закончилась падением бывшего фаворита Петра I – в сентябре 1727г. Меньшиков был арестован, сослан в г. Березов, где вскоре и умер. Добившись преобладающего влияния в Верховном Тайном совете, аристократическая группировка во главе с князем Долгоруковым попыталась закрепить свое влияние на молодого императора брачным союзом. Однако незадолго до свадьбы с княжной Екатериной Долгоруковой в янв. 1730г. Петр II простудился во время охоты и скоропостижно скончался. В ходе обсуждения возможных кандидатов на престол выбор пал на курляндскую герцогиню Анну Иоанновну, дочь брата Петра I – Ивана Алексеевича. В глубокой тайне были составлены кондиции – условия вступления Анны Иоанновны на престол. Кондиции ограничивали самодержавие, но не в интересах всего дворянства, а в пользу его аристократической верхушки, заседавшей в Верховном тайном совете. Согласно кондициям право заключения мира и объявления войны, установление новых налогов, производство в чины, командование армией, выбор приемника государю и многие др. вопросы переходили в руки Верховного тайного совета. Т.о. на, подписавшая кондиции после прибытия в Москву, превращалась в безропотную марионетку. Однако платы подобного устройства гос. власти не нашли поддержки ни у дворян, ни у гвардейцев. Воспользовавшись этим, Анна Иоанновна провозгласила себя самодержавной императрицей, разорвала кондиции, упразднила Верховный тайный совет, а его наиболее активных членов отправила в Сибирь.

В царствование Анны Иоанновны небывалых размеров достигло влияние иностранцев. Тон задавал фаворит императрицы курляндский герцог Бирон, пользовавшийся ее безграничным доверием и занявший господствующее положение при дворе. В годы бироновщины на доходные должности выдвигались в основном иностранцы, что вызвало протест со стороны русс. дворянства. Вместо Верховного тайного совета был восстановлен Сенат, который уже через год отнесен на 2 план Кабинетом, составленной Анной Иоанновной. Незадолго до смерти бездетная императрица назначила себе приемника – сына дочери своей племянницы Анны Леопольдовны, причем регентом ребенка была не мать, а Бирон. В условиях всеобщего недовольства Бироном Фельдмаршалу Миниху без особого труда удалось совершить очередной дворцовый переворот, который в ноябре 1740г. лишил Бирона прав регента. Регентом малолетнего Ивана VI Антоновича была провозглашена его мать Анна Леопольдовна. Этот переворот, однако, не решил окончательно вопроса о власти. В ход событий в очередной раз вмешались придворные группировки и гвардейские полки, свергнувшие в 1741г. Ивана VI в пользу дочери Петра I Елизаветы. Представители брауншвейгской семьи были арестованы, а участники переворота получили щедрые награды из царской казны.

Внут. полит. Елизаветы Петровны в целом отличалась стабильностью, продворянской направленностью, тенденциям к реформам в духе просвещенных монархов. Помимо реформаторской деятельности Елизавета вошла в историю потому, что за 20 лет ее царствования не был казнен ни один человек, аналог чему трудно найти в европейской истории ср. веков.

За полгода своего пребывания на престоле император Петр III (1761-62гг.) успел издать ряд законодательных актов. В первую очередь это «Манифест вольности дворянства» (1762г.), окончательно освободивший дворян от обязательной службы гос-ву. Однако, его преклонение перед Пруссией и ее королем Фридрихом II, неуравновешенность хар-ра, а так же нежелание русской гвардии воевать за голштинский престол, привели к свержению Петра III его собственной женой Екатериной.

Особенности соц-эк развития России в эпоху дворц. переворотов. Для внут. пол. рос. гос-ва в этот период было характерно сочетание 2-х направлений деятельности – расширение двор-х прав и усиление креп. зависимости крестьянства. Уже при Анне Иоанновне в 1736г. дворянство добилось замены бессрочной службы 25 годами, отслужив которые, дворянин получал право выйти в отставку. Кроме того, она отменила закон Петра I о недорослях, предусматривавший обязательную службу дворян с юных лет, причем с низших чинов (солдатом). При ЕлизаветеПетровне дворянских детей стали записывать в соответствующие полки уже с рождения. Расширяя дворянские вольности, правительство Елизаветы Петровны одновременно содействовало закрепощению крестьян. В 1742г. вышел указ, запрещавший помещичьим крестьянам добровольно записываться в солдаты. В 1760г. Елизавета предоставила помещикам право ссылать провинившихся крепостных в Сибирь с зачетом их как рекрутов. Именно в ее царствование была фактически узаконена широкомасштабная торговля крепостными людьми.

Деятельность Елизаветы Петровны особо выделяется среди череды правителей. Внут. политика, проводившаяся ее администрацией, благоприятствовала развитию России и оставила заметный след в истории гос-ва.Характерным для этого периода были быстрое развитие дворянского предпринимательства, пробуждение у землевладельцев интереса к агротехническим улучшениям. Важнейшим потребителем товарного зерна стало винокурение, которым с большим размахом занимались сами помещики. Видимо, по их просьбе в 1754г. поощряя дворянское предпринимательство, она по предложению П.И.Шувалова приказала в 1753г. учредить Дворянский заемный банк, дававший ссуды помещикам под залог земли. В 1754г. был учрежден Купеческий банк. С середины XVIIIв. дворяне начали устраивать в своих имениях конные заводы, заниматься промышленным разведением рыбы и продажей леса. Значительная часть производимой продукции закупалась гос-ом для нужд армии и флота. В торг. политике правительство Елизаветы Петровны по инициативе Шувалова в дек. 1753г. приняла важное по своим последствиям решение об отмене внут. тамож. пошлин и сборов, тормозивших развитие всероссийского рынка. Потери от сбора внут-их пошлин правительство компенсировало увеличением сборов от внеш. торговли, оборот которой уже в 1750г. возрос по сравнению с 1725г. в 2 раза. Принятые правительством меры заметно активизировали внут. торговлю и покончили с эк. раздробленностью России.

На протяжении 18в. продолжалось интенсивное создание мануфактур и наблюдалось постоянное увеличение объема пром. продукции. Особенно быстро росло металлургическое пр-во. К сер. 18в. Россия уже полностью удовлетворяла спрос внутр. рынка на собственную продукцию легкой пром-ти. Характерно, что и в гос. и в частном секторах существовала не вольнонаемная, а креп-я система принудительного труда, что снижало его производительность. Успехи Росс. металлургии и легкой пром. в сер. 18в. объяснялись их бурным экстенсивным развитием, исчерпавшим свои возможности уже к нач. 19в. В то время как Зап. Европа, и прежде всего Англия, на рубеже 2-х веков вырвалась вперед на волне пром. революции, Россия с характерным для нее мануфактурным производством и полукрепостнической орг-ей труда стала заметно отставать.

Проводившиеся в России переписи податного населения, а также введение паспортной системы сократили число свободных людей и ограничили перемещение населения из одного района в др. В городах проживало не более 5% населения. В результате создалась ситуация, при которой темпы роста пром-ти значительно опережали темпы предложения рабочей силы.

 

13.Реформы и реформаторы в России во второй половине 19 века.Получить сведения по данному вопросу мы можем в основном из архивных документов, мемуарной и публицистической литературы того времени. Реформам 1860-1870 гг. и их инициаторам посвящены многочисленные труды отечественных и зарубежных историков, среди которых Ключевский, Чернуха, М. Палеолог.

Отмена крепостного права привела к необходимости проведения буржуазных реформ и в других областях государственной жизни. Были проведены: земская, городская, судебная, военная и др. реформы. Их основная цель – привести гос-ый строй в административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой многомиллионное крестьянство получило личную свободу.Реформа местного самоуправления (земская 1864г. и городская 1870г.)

После отмены крепостного возникла необходимость изменения местного управления.

В 1864г. проведена земская реформа Александром II. В губерниях и уездах создавались земские учреждения – ЗЕМСТВА. Это были выборные органы из представителей всех сословий. Земства были лишены каких - либо политических функций. В ведении земств находились хозяйственные вопросы местного значения: Строительство и содержание дорог, открытие школ, больниц, забота о торговле и промышленности.

В губерниях и уездах создавались земские собрания, выполнявшие функции распорядительных органов, и земские управы – исполнительные органы. Выборы в уездные земские собрания проводились 1раз в 3 года. Губернатор контролировал земства и мог отменить любое решение земского собрания или управы. Земства сыграли позитивную роль в культурной и хозяйственной жизни на местах, а также в развитии просвещения и здравоохранения.

Городская реформа.В 1870 «Городовое положение» создало в городах всесословные органы – городские думы и городские управы. Они ведали в основном хозяйственными вопросами: благоустройство города (улиц, парков, садов); обеспечивали просветительские и медицинские нужды; занимались благотворительностью; торговли (открытие магазинов, базаров).Избирался городской глава, который возглавлял городскую думу и управу, координируя их деятельность. Право избирать и быть избранными имели жители, обладающие высоким имущественным цензом: банкиры, владельцы домов. Т.о. главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Судебная реформа. 1864г « Новые судебные уставы» вводили в России принципиально новую систему судопроизводства.Они предусматривали : всесословность суда, гласность и состязательность судебного процесса(прокурор и адвокат); несменяемость судей ( уволить судью можно было только по суду); независимость суда от администрации ; + присяжные заседатели ( 12чел. Выбирались от всех сословий кроме рабочих и прислуги).Были учреждены две системы судов:мировые – суды рассматривали мелкие гражданские делаобщие – окружные суды рассматривали уголовные и тяжкие дела

Особо важные гос-ые и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал СЕНАТ.Созданная система отражала самые прогрессивные тенденции в мировой судебной практике. Однако, проводя реформу, правительство оставило множество лазеек для вмешательства в судопроизводство. Некоторые принципы лишь декларировались. Например, крестьяне подлежали своему сословному суду. Для политических процессов было создано Особое присутствие Сената, заседания которого имели закрытый характер, что нарушало принцип гласности.

Военная реформа (1874г.)Поражение России в Крымской войне показало, что необходимо реконструировать всю военную систему. К преобразованиям приступили в 1861г., когда военным министром стал Милютин. Милютин исходил из принципиального положения о необходимости сокращения армии в мирное время и её значительного увеличения во время войны за счет обученных резервов. Для (всех сословий) подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии – Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и т.д. Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять её боеспособность. В результате реформы были отменены рекрутские наборы и введена всеобщая воинская повинность. Её отбывали все мужчины без различия сословий, достигшие 20-ти лет, годные к службе по здоровью. Срок службы в армии был значительно сокращен: вместо 25 лет в сухопутных войсках – 6 лет, на флоте – до 7лет. От военной службы освобождались: - единственный сынединственный кормилец в семье призывник, у которого старший брат служит или отслужил в армии народы Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и СибириДля тех, кто имел высшее образование, служба составляла полгода, для выпускников гимназии – полтора года, для окончивших городскую школу – до 3-х лет, для получивших начальное образование - до 4-х лет.В 60-х годах началось перевооружение армии : замена гладкострельного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка. Особенное значение имело ускоренное развитие военного парового флота. Была изменена система военного управления: в России вводилось 15 военных округов, они подчинялись военному министру. Были отменены телесные наказания, улучшено питание, переоборудованы казармы, солдат стали обучать грамоте. Т.о. в результате военной реформы Россия получила массовую армию современного типа.Реформы в сфере образования и печати (1864г.).Реформы управления, суда и армии логически потребовали изменения системы образования. В 1864 были изданы «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование. Фактически было введено доступное всесословное образование. Наряду с государственными, возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные.В1863г. автономия университетам была возвращена (ликвидированная Николаем 1 в 1835г.). Реформы печати (1865.) - ослаблена цензура. В1865г. Были введены «Временные правила» о печати. Отменена предварительная цензура для ряда печатных изданий – книг рассчитанных на образованную часть общества.

ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМ Проведенные преобразования имели прогрессивный характер. Был сделан первый шаг по расширению роли общественности в жизни страны и превращения России в буржуазную монархию (но реформы были половинчатые, закрепляли пережитки феодализма). Логическим продолжением реформ 60- 70-х могло бы стать принятие умеренных конституционных предложений разработанных в 1881г. Лорис-Меликовым. Они предполагали развитие местного самоуправления. Однако убийство народовольцами императора Александра II 1марта 1881г. изменило общее направление правительственного курса.

Крестьянская реформа Получить сведения по данному вопросу мы можем в основном из архивных документов, мемуарной и публицистической литературы того времени. Реформам 1860-1870 гг. и их инициаторам посвящены многочисленные труды отечественных и зарубежных историков, среди которых Ключевский, Чернуха, М. Палеолог.

С окончанием Крымской войны (1856) в истории России началась Эпоха Великих реформ. Требование отмены крепостного права было выдвинуто передовой общественно-политической мысли ещё в конце 18в. все говорили об аморальности крепостного права, за его отмену боролись тайные общества. Главными причинами отмены крепостного права были следующие

1) Крепостничество сдерживало развитие промышленности, медленно шло накопление капитала. Россия могла перейти в разряд второстепенных государств.

2)Крестьянские хозяйства разорялись, так как помещики увеличивали барщину в Черноземье, а оброчные крестьяне уходили на заводы, подрывалась основа крепостнической экономики, базирующейся на принудительном, крайне неэффективном труде крепостных крестьян.Кризис крепостничества явился одной из главных причин поражения страны в Крымской войне (которая показала военно-техническую отсталость России). Была подорвана финансовая система; крестьяне разорялись из-за рекрутских наборов, роста повинностей. Началось массовое бегство крестьян от помещиков. Рост числа крестьянских волнений (в1860 произошло 126 выступлений крестьян) создавал реальную угрозу превращения разрозненных выступлений в новую пугачёвщину.Осознание правящими кругами, что крепостное право- пороховой погреб под государством. От либеральных помещиков, учёных, даже родственников царя (младший брат Константин), в адрес правительства стали поступать предложения, проекты реформирования земельных отношений. Александр II выступая в1856г. перед представителями Московского дворянства, говорил: «Если мы не освободим крестьян сверху, то они освободят себя с низу».Крепостное право как форма рабства осуждалась всеми слоями русского общества.ПОДГОТОВКА КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ.

Подготовка реформы началась сразу же после окончания Крымской войны. В1857г. был образован Секретный комитет для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян, который негласно начал разрабатывать план освобождения крестьян. В ноябре 1857г. АлександрII дал указания учредить губернские комитеты для подготовки местных проектов улучшения быта помещичьих крестьян. Т.о. реформа стала разрабатываться в обстановке гласности. В1859г. при Главном комитете были созданы две так называемые Редакционные комиссии для рассмотрения материалов, подготовленных губернскими комитетами, и для составления проекта закона об освобождении крестьян. При обсуждении проекта реформы помещиками выдвигались разные предложения об условиях освобождения крестьян: крупные помещики- крепостники предлагали освободить крестьян, сохранив помещичью собственность на землю, а крестьянам разрешить пользоваться землей за барщину и оброк.среднепоместные дворяне нечерноземной полосы предлагали освободить крестьян с землей, но за огромный выкуп дворяне черноземной полосы предлагали освободить крестьян лишь с маленькими наделами, чтобы потом заставить крестьян арендовать землю или батрачить.Помещики либералы предлагали освободить крестьян с землей, т.е. с пахотными наделами, но остальную часть земли оставить у помещиков.Демократы (Герцен, Чернышевский) считали, что надо освободить крестьян с землей, без выкупа. 19 февраля 1861г. В государственном совете Александр II подписал « Положение о реформе» И «Манифест об отмене крепостного права». Эти документы были опубликованы в печати 5 марта 1861г. Манифест и «положение» касались трёх основных вопросов Личное освобождение крестьян, наделение их землёй и выкупная сделка. Личное освобождение. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. Отныне крестьянин мог владеть движимым и не движимым имуществом, заключать сделки выступать как юридическое лицо. Он освобождался от личной опеки помещика, мог без его разрешения вступать в брак, поступать на службу и в учебные заведения, менять место жительства. Вместе с тем личная свобода крестьянина ограничивалась. В первую очередь это касалось сохранения общины. Общинная собственность на землю, переделы наделов круговая порука - (платежи-налоги поступали от всего общества, за отсутствующих вынуждены платить все члены общины). Крестьяне оставались единственным сословием, которое платило подушную подать, несло рекрутскую повинность и могло быть подвергнуто телесному наказанию. Наделы «Положения» регламентировали наделение крестьян землёй. Размеры наделов зависели от плодородности почвы. Территория России была условно разделена на три полосы: черноземную, нечерноземную и степную. Если до реформы крестьяне пользовались большим количеством земли, чем устанавливалось «Положениями», то теперь часть земли у них отбиралась в пользу помещиков – это называлось отрезками. В целом крестьяне получили на 20% меньше, чем они обрабатывали до реформы. При наделении помещик предоставлял крестьянам худшие земли. Часть наделов располагалась среди помещичьих земель - чересполосица. (За проход или прогон скота через поля помещика взималась особая плата) Чересполосица заставляла крестьян арендовать помещичью землю, выплачивая её стоимость либо деньгами, либо полевыми работами (отработки).Выкуп. Получая землю, крестьяне были обязаны оплатить её стоимость (разработанная правительством формула расчета повысила цену в 1,5 раза - следовательно, как наделение землей, так и выкупная сделка осуществлялись исключительно в интересах дворянства). У крестьян не было денег, необходимых для выкупа земли и государство предоставляло крестьянам ссуду 80%, а 20%община платила сама. В течение 49 лет крестьяне должны были выплатить ссуду в форме выкупных платежей государству с % - ми (6% годовых). К 1906, когда крестьяне добились отмены выкупных платежей, они уже выплатили гос-ву около 2-х млрд. рублей. До выкупа земли крестьяне считались временнообязанными по отношению к помещику, должны были нести старые повинности барщину или оброк.Только в1881 был издан закон о ликвидации временнообязанного положения крестьян.ЗНАЧЕНИЕ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВАВеликой назвали современники реформу 1861. Она принесла свободу 30-ти миллионам крепостных крестьян. Были созданы условия для развития рыночных отношений. Россия вступила на путь капитализма. Вместе с тем реформ имела половинчатый характер. Она была сложным компромиссом между государством и всем обществом, между двумя основными сословиями (помещикам и крестьянами). Процесс подготовки реформы и её реализация позволили сохранить помещичье землевладение, но обрекли российских крестьян на малоземелье, нищету и экономическую зависимость от помещиков. Реформа не сняла аграрный вопрос в России, который оставался центральным и наиболее острым во второй половине 19-нач 20в.

 

 

12. ЭВОЛЮЦИЯ РОССИЙСКОГО ГОС-ВА И ОБЩ-ВА В ПЕР. ПОЛ. 19В. АЛЕКСАНДР I (1801-1825гг) И ЕГО ПОПЫТКА МОДЕРНИЗАЦИИ СТРАНЫ.Получить сведения по данной проблеме мы можем в основном из археологических и письменных источников. Благодаря творчеству выдающихся российских литераторов Пушкина, Лермонтова, Гоголя и др. мы можем судить об укладе жизни современного им российского общества перв. полов. 19в. В отечественных и зарубежных архивах имеются многочисленные документы этого времени, принадлежавшие государственным организациям и частным лицам. Проблемы политического и социально - экономического развития России в перв. пол. 19в. рассматривали в своих трудах отечественные историки Соловьев, Богданович, Кизеветтер и др.ВООБЩЕМ О ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКЕ.Главная цель внутренней политики царского правительства состояла в том, чтобы сохранить существующую соц-полит. и экон-ю систему, усовершенствовать её в соответствие с потребностями времени. В целом доминировала тенденция, направленная на сохранение абсолютизма, привилегированного положения дворянства и крепостного состояния крестьян, поддержку православной церкви, подавления инакомыслия и предотвращение возможного революционного взрыва. Укрепление внутреннего положения способствовало внешнеполитическому усилению России. Во внутренней политики России первой половины 19в. было два важных рубежа: окончание Отечественной войны 1812г. и в1825г. смена царствования и восстание декабристов. В центре внимания правительства стояли три важнейшие проблемы: 1) административная – совершенствования гос-го управления (решение этого вопроса видели в создании кадров образованных профессионально грамотных чиновников, преданных лично императору) 2) Социальная - аграрно-крестьянский вопрос – главное надо было снять соц-ю напряженность в деревне, ликвидировать возможность крестьянских выступлений (для этого необходимо было уничтожить уродливые проявления крепостничества)

3) Идеологическая - улучшение системы просвещения и образования (это могло способствовать упрочению самодержавия и привилегированного положения дворянства; модернизации экономики, обеспечивавшей обороноспособность страны и возможность проведения активной внешней политики. В ночь с 11 на 12 марта 1801г. в России совершился последний дворцовый переворот, заговорщики убили императора Павла I. На Российский престол взошёл его старший сын Александр. В его деятельности можно выделить два периода: 1- либеральные реформы (1801-1815); 2- консервативные (1815-1825). В1801г. АлександрI - восстановил отменённые Павлом I «Жалованные грамоты» дворянству и городам; - объявил амнистию людям, которых преследовали при Павле I, улучшалось содержание заключенных дворяне освобождались от телесных наказаний; - разрешен свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, отменялись ограничения на торговлю с Англией.

В 1801г. был образован Непременный совет – совещательный орган при императоре. Однако основным центром, в котором разрабатывались идей преобразований, стал Негласный комитет. В него вошли молодые друзья царя: граф Строганов, князь Чарторыйский, граф Кочубей и Новосельцев. Реформы государственного управления В 1802-1811гг. была проведена министерская реформа. Вместо 12 коллегии было создано 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Позже их число увеличилось до 12, а функции были ещё более четко разграничены. Для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов был учрежден Комитет министров. Сенат становился высшей судебной инстанцией и осуществлял контроль за местными властями. Духовными делами ведал Святейший Синод, члены которого назначались императором. Сторонником идеи реформы системы государственного управления был статс-секретарь Непременного совета Сперанский (1772-18391). Он разработал проект реформы государственного управления под названием «Введение к уложению государственных законов». В нём содержались следующие положения:принцип разделения властей законодательная власть должна находиться в новом парламенте – Государственной думе.исполнительную власть исполняют министерствасудебные функции - у СенатаГосударственный совет – совещательный орган при императоре, рассматривает проекты законов до их поступления в Думу Против Сперанского выступил консерватор Карамзин, он настаивал на сохранении старых порядков. По реформе Сперанского в 1810 был создан Государственный совет, который состоял из министерств. В 1811г. были изданы постановления о функциях министерств, о Сенате. Но дворянство выразило свое недовольство проводимыми реформами, и Алекс I уволил Сперанского, отослал в Нижний Новгород. В последующие года Александр I ввел конституцию в Царстве Польском (1815) и в Финляндии. Аракчеевщина. В последнее десятилетие Александр I вел консервативную политику. По имени её проводника она получила название «аракчеевщина». Политика была нацелена на упрочение абсолютизма и крепостного права. Как следствие этой политики – это создание военных поселений – особая фора комплектования и содержания армии. Цель создания военных поселений - добиться самообеспечения и самовоспроизводства армии. Однако затея с самоокупаемостью армии провалилась. На их организацию правительство тратило огромные деньги. Военные поселения не стали особым сословием, расширившим соц-ю опору самодержавия, наоборот они волновались и бунтовали. Т. о. Правительство от них отказалось.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.