Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Посткоммунистическая Россия (1991 – 2005 гг.).





Социально-экономические преобразования 1992-1999 гг. Российский вариант рыночных реформ. "Шокотерапия". Либерализация. Приватизация. Экономический курс В.С. Черномырдина. Дефолт. Правительство Е.М. Примакова. Экономическое развитие в период правительственной чехарды. Итоги реформ эпохи Ельцина. Олигархический капитализм. Социальная поляризация общества.

Становление российской государственности и политические изменения 1993-1999 гг. Реформирование государственного устройства в 1991-1993 гг. Противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти. Октябрьские события 1993 г. Конституция РФ 1993 г. Политическая борьба во время выборов в Государственную Думу, Президента РФ, губернаторов и президентов субъектов федерации, мэров и глав администраций в 1995-1996 гг. Противостояние Думы и правительства в 1997-1999 гг. Ослабление основ российской государственности. Чеченская война 1994-1996 гг. Становление отечественной многопартийности.

Внешняя политика РФ в 1992-1999 гг. Изменение внешнеполитического курса страны и места России в мире. Поиски новых союзников и потеря старых. Смена приоритетов внешней политики. А.В. Козырев. Е.М. Примаков. Становление концепции национальной безопасности России. Взаимодействие РФ с международными организациями. Россия и СНГ. Российско-американские отношения. Россия и формирование новой европейской архитектуры. Проблемы взаимоотношений с НАТО. Смена российского руководства. В.В. Путин (2000-2005 гг.). Выборы 1999 г. в Государственную Думу и Президента РФ в 2000 г. Реформы В.В. Путина. Укрепление российской государственности. Экономические реформы. Меры по модернизации системы образования, здравоохранения, социального обеспечения. Усиление мер по борьбе с терроризмом. Вторая чеченская война (1999-2004 гг.). Разработка новой внешнеполитической стратегии. Изменение соотношения политических сил в российском парламенте.



Для Российской Федерации 1990-х – 2000-х гг. характерны качественные изменения, происходящие в новых социальных, политических и экономических условиях. Глубокие социально-экономические преобразования, с одной стороны, влияют на развития сферы образования, а с другой стороны, зависят от него. Это в первую очередь относится к системе профессионального образования, формирующей интеллектуальные ресурсы общества и обеспечивающей высокий уровень качества производительных сил. Как отмечал Президент Российской Федерации В.В.Путин, в новом столетии существенно возрастает роль профессионального образования для социокультурного и экономического развития страны. Переход к рыночной экономике и к рыночным условиям функционирования системы образования потребовал создания большего разнообразия типов образовательных учреждений. В связи с этим возникла необходимость создания адаптивных моделей образовательных учреждений, обеспечивающих равные условия для молодежи через разнопрофильное и разноуровневое образование. С конца 1980-х гг. в стране происходит становление инновационных типов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (лицеев и колледжей), модернизируется содержание и методическая часть профессионального образования и обучения в целом. В этот же период были заложены основы для развития региональных образовательных систем и становления института социального партнерства в профессиональном образовании, что определило базовые принципы его организации в новом столетии. В условиях социально-экономической модернизации страны роль инновационной деятельности в образовательной сфере продолжает возрастать, увеличивается потребность существенного обновления содержания образования, достижения нового качества на основе инновационных инициатив по приоритетным направлениям образовательной деятельности. Развитие этих тенденций нашло отражение в «Федеральной программе развития образования», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и других основополагающих документах по развитию образования.Актуальность темы обусловлена потребностью систематизации и обобщения имеющегося опыта по реализации инновационных моделей профессионального образования, позволяющего достичь необходимого качества подготовки специалистов.Комплексное научное исследование специфики и результатов формирования государственной политики в области модернизации профессионального образования в России конца 1980-х – начала 2000-х гг. позволяет расширить историографическое поле новейшего периода по проблемам истории отечественного образования и науки и внести вклад в процесс формирования концепций развития региональных образовательных систем и учебных заведений инновационного типа.В целом, политика модернизации профессионального образования в России конца 1980-х – 2005 гг. в течение рассматриваемого периода прошла свой начальный этап, в результате которого была сформирована нормативная база реформы и инфраструктура опережающего развития, включающая инновационные образовательные учреждения, научные центры, деловые структуры, корпоративные объединения, периодические издания, информационные ресурсы. Взаимодействие этих компонентов позволяет апробировать различные варианты организации и финансирования образовательных систем, содержит потенциал преодоления проблем и негативных тенденций, существующих на современном этапе в отечественном профессиональном образовании, и возможности последующего поступательного развития.

Важнейшими задачами модернизации системы среднего профессионального образования автор считает восстановление и подъем образования (к 2010 году): вывод системы образования из кризиса на уровень передовых развивающихся стран; рациональное сочетание государственного и негосударственного образования; проведение реформы системы образования с переходом к горизонтальным структурам управления на базе крупных региональных университетов; рост качества обучения и уровня подготовки специалистов на основе дистанционных и мультимедийных технологий; обеспечение 12-летнего обязательного образования и бесплатного среднего профессионального образования. Анализ политики модернизации профессиональной школы в России позволяет сделать вывод о возможности распространения существующего инновационного опыта на всю систему профессионального образования и обучения, что является условием существенного возрастания ее роли в социально-экономической модернизации страны в целом.

Формирование новой государственностиВ конце сентября - начале октября 1993 года разразился затяжной и наиболее острый политический кризис. К этому времени был подготовлен проект новой Конституции Российской Федерации, который предоставлял Президенту все более широкие права. Парламент стал откладывать принятие новой Конституции. 21 сентября Ельцин подписывает указ о поэтапной конституционной реформе, по которой Верховный Совет должен быть распущен. Отказ Верховного Совета подчиниться указу президента привел к противостоянию, закончившемуся 4 октября обстрелом из танков здания Верховного Совета. Руководство Верховного Совета было арестовано. 7 октября последовал указ Президента о роспуске Моссовета и Мособлсовета, а 9 октября - о прекращении деятельности местных Советов. Таким образом, в октябре 1993 года на территории России Советы, как органы власти, прекратили свое существование. Важным шагом в стабилизации общественной жизни явилась поддержка большинством фракций Госдумы Договора об общественном согласии, провозглашавшего гражданский мир до проведения следующих выборов 1996 г.После событий октября 1993 года в стране стала формироваться новая структура политической власти. Главой государства и исполнительной власти являлся Президент, на местах руководили назначенные главы администраций. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся всенародно избираемый Президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) и 49 областей. Законодательно закреплялась двухпалатная структура постоянно действующего законодательного органа РФ - Федерального Собрания (Совет Федерации и Государственная Дума). К ведению высших органов власти России были отнесены: принятие законов и контроль за их исполнением, управление федеральной государственной собственностью, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им также принадлежало решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявление войны, заключение мира. I Госдума была избрана в 1993 г. на 2 года. Лидирующее положение в ней заняли представители либерально-демократической партии 23,9% голосов, правительственный блок "Выбор России" 14,5%, Компартия Российской Федерации - 13,6% голосов. За ранее популярное движение "Демократическая Россия" было подано всего 4,3% голосов. Состав Думы отражал противоречивый характер складывающихся новых общественных отношений. Учитывая экономические трудности, приведшие к тому, что инфляция в 1993 году составила 1000%, можно было ожидать сохранения социально-политической напряженности. Последующие события показали рост влияния оппозиционных партий. На новых выборах в Государственную Думу, состоявшихся 17 декабря 1995 года, за КПРФ было отдано 22,3% голосов, за ЛДПР - 11,2%. Правительственный блок "Наш дом - Россия" получил чуть больше 10% голосов избирателей. Центральное место в работе Государственной Думы I созыва занимали вопросы экономической и национальной политики, социального обеспечения. В течение 1993 - 1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов. Подавляющая часть из них была подписана Президентом.Декабрьская Конституция 1993 г. закрепила важнейшие изменения в политической системе России. Прежде всего, это был выбор в пользу президентской республики, в которой представительные органы играли не первостепенную роль. Сохраняя полноту компетенции в вопросах законодательства, они не могли не вмешиваться в сферу полномочий исполнительной и судебной властей.Вторым итогом года явилась ликвидация вертикали законодательных органов от Центра до мест, выражавшихся в системе Советов. Теперь представительные институты в Центре и на местах стали различаться по типу, названиям, функциям. Высший представительный орган - двухпалатное Федеральное Собрание - отличается от бывшего Верховного Совета тем, что его обе палаты действуют самостоятельно, различаются по функциям, составу, способам формирования и связям с избирателями.В субъектах Федерации на смену Советам или Верховным Советам пришли Законодательные собрания республик, краев, областей. Это уже не подчиненные, а самостоятельные органы, обладающие своим набором полномочий и прав. Ниже их - тоже самостоятельные муниципальные органы власти, занимающиеся местными делами.В январе 1994 г. Президент провел реформу, целью которой было разведение функций президентской исполнительской вертикали и правительства так, как это вытекает из новой Конституции. Правительство сосредоточивает в руках высшие функции хозяйственного управления, превращаясь в орган хозяйственной, экономической политики. Исполнительная власть, утверждение законов и издание указов принадлежали Президенту России, который назначал и смещал правительство. Он же назначал глав местной администрации. Законодательная власть была в руках двухпалатного Федерального Собрания: нижняя палата - избираемая Государственная Дума, Верхняя палата – Совет Федерации состоял из назначаемых Президентом глав администраций и других представителей регионов. 7 декабря 1995 г. в России были проведены выборы в Государственную Думу II созыва. В выборах приняли участие 64% населения страны. В состав Думы вошло 450 депутатов. За места в нижней палате парламента вели борьбу 43 политические партии и объединения. Лишь четырем из них удалось преодолеть 4% барьер. Больше всего голосов получила КПРФ - более 22%, на втором месте оказалась ЛДПР - 11%, на третьем - правительственный блок "Наш дом - Россия" во главе с премьер-министром В.С. Черномырдиным. За блок "Яблоко" Г.А. Явлинского проголосовало 7% избирателей, принявших участие в выборах. Потерпело поражение политическое объединение "Выбор России", получив менее 5% голосов. Эти выборы показали, что значительная часть населения страны не поддерживает политику, проводимую руководством страны.В условиях продолжающегося спада производства, бюджетно-финансовой нестабильности, непопулярного братоубийственного чеченского конфликта на 16 июня 1996 года были назначены новые президентские выборы.Основными соперниками были действующий Президент Б.Н. Ельцин и лидер КПРФ Г.А. Зюганов. По итогам второго тура отдали голоса Б.Н. Ельцину 37,02%, а Г.А. Зюганову - 27,73%.Осенью 1996 г. в 50 российских регионах прошли выборы глав администраций. В Совете Федерации не осталось сенаторов, назначенных в свое время Б.Н. Ельциным. Теперь должность главы администрации стала выборной. Характерно было то, что победителями становились не политики, а опытные хозяйственники и умелые администраторы. Процесс реформ продолжался.19 декабря 1999 г. в России состоялись выборы в Государственную Думу III созыва. Наибольшее количество голосов получили коммунисты - 24,22%; правительственный блок "Единство" - 23,3%; "Отечество - вся Россия" - 12, 64%; "Союз правых сил" - 8,72%; "Яблоко" - 6,13%; "Блок Жириновского" - 6,08%. Многомиллионный рабочий класс России представлял в Думе один рабочий - В.И. Шандыбин. 31 декабря 1999 г. Б.Н. Ельцин заявил об уходе с поста Президента Российской Федерации, и исполняющим обязанности Президента стал премьер-министр В.В. Путин. Кабинет министров, возглавляемый М.М. Касьяновым, принял правительственную программу на 10 лет, включающую реформирование налоговой системы, жилищно-коммунального хозяйства, реструктуризацию естественных монополий, принятие земельного кодекса. Также предполагалось реформирование в области здравоохранения, системы образования и социального обеспечения. На президентских выборах 26 марта 2000 г. В.В. Путин одержал победу. В своей предвыборной кампании он определил национальные приоритеты, включавшие следующие направления: повышение жизненного уровня; борьба с преступностью; обеспечение прав собственности и др. В области внешней политики он исходил из национальных интересов страны. Среди его первых шагов на посту Президента стала реформа федеральной власти, согласно которой создавалось 7 федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента России. Был предложен проект реформирования Совета Федерации.В декабре 2003 года состоялись выборы в Госдуму РФ 4-го созыва. Состав Думы – 304 депутата от «Единой России», 52- КПРФ, 36 – «Родина», 36 – ЛДПР, было избрано 38 женщин и ни одного рабочего. В марте 2004 года прошли президентские выборы, более 72% избирателей отдали свои голоса за В.В.Путина. Он был избран Президентом Российской Федерации на второй срок. Одним из приоритетных направлений деятельности Президента Путина является укрепление федеральной власти. С этой целью создается правовая база, позволяющая осуществить контроль за деятельностью глав субъектов Федерации; законы субъектов Федерации приводятся в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством; образованы федеральные округа во главе с полномочными представителями Президента РФ; принят новый порядок формирования верхней палаты парламента; с 2005 года отменены выборы губернаторов населением. В 2005 году создана Общественная палата президента РФ из 126 опытных профессионалов, уважаемых в стране людей, которые занимаются экспертизой нормативных актов, подготовленных законодателями, осуществляют контроль за деятельностью всех органов власти, включая федеральные министерства. Повышение качества жизни граждан России - ключевой вопрос государственной политики. Акцент на повышении доступности и качества здравоохранения, образования, комфортного жилья - не новые темы. Развитию этих отраслей уделялось существенное внимание, в частности, в Посланиях Президента России Федеральному Собранию в 2004 и 2005 годах. Заявленные Президентом социальные инициативы являются продолжением курса на инвестиции в человека. Эти инициативы развивают проводимый экономический курс, определяют конкретные первоочередные шаги в сфере здравоохранения, образования, жилищной политики. Приоритетной задачей стало также экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности отечественного агропромышленного комплекса. Именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют "человеческий капитал" - образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны. Именно в этих сферах граждане в наибольшей мере обоснованно ожидают более активной роли государства, реальных перемен к лучшему. 26 апреля 2007 года Владимир Путин обратился с традиционным посланием к Федеральному Собранию Российской Федерации, в котором обозначил главные ориентиры развития страны до 2020 года: построение общества, которое задает лучшие стандарты жизни, предоставляет разные возможности для самостоятельной реализации талантов и умений людей, развитие экономики инновационного типа и радикальное повышение ее эффективности, формирование широкого среднего класса. Итак, первые за последние два десятилетия в центре долгосрочной стратегии развития России до 2020 года поставлен человек, построение общества без бедности, общества здоровой и просвещенной нации. В марте 2008 года прошли выборы президента России. Президентом Российской Федерации был избран Д.А. Медведев. В.Путин 8 мая 2008 года был утвержден на должность Председателя Правительства Российской Федерации.Радикальные социально-экономические реформыСобытия августа 1991 года подтолкнули СССР к усилению дезинтеграционных процессов, хотя и не вели неизбежно к полному его развалу. После распада СССР руководство бывших республик выбрало свои пути выхода из кризиса. Руководство России пошло по пути либерального реформаторства, провозгласив в октябре 1991 года переход к рыночным отношениям. Одним из основных шагов стала реформа ценообразования, автором которой выступил Е.Т.Гайдар. Со 2 января 1992 года были установлены свободные цены на большинство продуктов и товаров. Помимо этого предусматривались меры по приватизации государственной собственности. В 1992 году предполагалось приватизировать 20% госпредприятий в промышленности и 70% предприятий торговли и сферы услуг. Ваучерная приватизация должна была нейтрализовать, по замыслу реформаторов, негативные последствия рыночных реформ, и способствовать созданию в России среднего класса. Ваучерная приватизация не привела к желаемым результатам, более того в процессе приватизации было допущено множество злоупотреблений. Другой проблемой явился кризис взаимных неплатежей промышленных предприятий. В результате предприятия оказались на грани краха. Рост денежной массы привел к резкому падению курса рубля. На фоне значительного спада производства, достигшего за год проведения реформ 35%, денежная стабилизация оказалась неосуществимой. Не оправдались расчёты правительства Е.Гайдара на поддержку Запада. Из страны начался активный вывоз капитала за границу, ежегодно от 10 до 40 млрд. долларов. Результатом реформ явилось резкое падение уровня жизни большинства россиян. Реформы Гайдара вызвали неприятие у многочисленных слоев и групп населения. В декабре 1992 года Гайдар был отправлен в отставку, пост премьер-министра занял В.С.Черномырдин. Новый кабинет, подтвердив приверженности курсу рыночных реформ, в то же время провозгласил их умеренность и сбалансированность. Важнейшими задачами в 1994-1996 гг. являлись жесткий контроль со стороны государства за состоянием производства и сдерживание инфляции с последующим достижением финансовой стабилизации. Однако реализация намеченных мер, и, прежде всего, стабилизация промышленного производства, потребовала больших бюджетных вливаний, что неизбежно привело к новому витку инфляции. В 1996-1997 гг. главной задачей руководства РФ в сфере экономики являлось соблюдение жесткой финансовой дисциплины и сокращение бюджетных расходов. Социально-экономическое положение России во второй половине 90-х гг.XX в. продолжало ухудшаться. Весной 1997 г. обновленное правительство В.С. Черномырдина разработало основные направления своей деятельности, связанное с реформированием естественных монополий, коммунальной и пенсионной реформами, а также реформой правительственного аппарата. Кабинет министров принял решение об отмене неоправданных таможенных и налоговых льгот. Не улучшилось положение и в сельском хозяйстве. Не была выполнена государственная программа повышения плодородия земель, являвшихся основой роста урожайности. Внесение минеральных удобрений упало до 30 кг на гектар. Государственная комплексная программа механизации и электрификации сельскохозяйственного производства не финансировалась. Свернуты были и все социальные программы на селе: строительство жилья, объектов культуры и здравоохранения, дорог, газификация, водоснабжение и т.д. Налоговая, ценовая, кредитная, инвестиционная политика расстроила финансовое состояние отрасли.

В 1998 г. Черномырдин был отправлен в отставку и на его место был назначен молодой «реформатор» С.В.Кириенко, но и экономическая политика молодого «реформатора» с неизбежностью вела к кризису, который и произошел 17 августа 1998 года. Последствия кризиса были тяжелы для населения страны. Рост цен и инфляции привели к снижению реальных доходов граждан на одну треть. Произошел кризис банковской системы и рынка ценных бумаг. Правительство С.Кириенко ушло в отставку. В сентябре 1998 г. новым главой правительства стал Е.М. Примаков. Новому правительству Е.М.Примакова предстояло исправлять ошибки предшествующих кабинетов. Правительство отошло от реформаторского натиска и перешло к гибкому политическому маневрированию: снизило налоговую нагрузку на промышленность, сократило налоги на прибыль и добавленную стоимость; установило льготы по выведению из-под налогообложения средств предприятий, инвестируемых в развитие производства, модернизацию и внедрение новой техники. На прилавках магазинов появились отечественные товары ("реформаторы" искусственно сделали неконкурентоспособной большую часть отечественной продукции). Были предприняты меры по поддержке экспорта российской продукции, усилению контроля за деятельностью федеральных государственных предприятий и открытых акционерных обществ, по усилению борьбы с экономическими преступлениями и коррупцией.Правительство решало сложные задачи в условиях ограничения зарубежных кредитов, саботажа ряда чиновников, информационной войны, развязанной обиженными олигархами. Это было сильное Правительство, отличавшееся профессионализмом, опытом и патриотизмом. Весьма быстро правительство Примакова сумело стабилизировать финансово-экономическую обстановку в стране, и приступить к ликвидации последствий августовского кризиса 1998г. В мае 1999 г. Е.М. Примакова сменил С.В. Степашин, которому на смену летом этого же года пришел В.В. Путин, названный преемником Б.Н.Ельцина. Новое Правительство также стало искать пути выхода из кризиса. Планировалось снижение налогов, усиление контроля со стороны государства во внешней торговле. В развитии социальной политики обращалось внимание на повышение пенсий и должностных окладов работникам бюджетной сферы и др. В 1999 году российская экономика, казалось бы, миновала стадию затяжного структурного кризиса. В целом можно достаточно позитивно оценить динамику экономического развития России: в течение 2000 -2005 годов российская экономика находилась в состоянии существенного экономического роста. Средний темп роста российской экономики превышал 6,5% в год. Общему экономическому росту в России после 2000 г. способствовала разумная финансовая политика, обеспечивающая заметный профицит и сбалансированный на всем протяжении цикла колебаний цен на нефть бюджет. Налоговая реформа (прежде всего введение единой ставки подоходного налога, введение единого социального налога, устранение различных налогов с оборота и снижение ставки налога на

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.