Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Российская государственность в начале20 века: от самодержавия к думской монархии.Столыпинская аграрная реформа: подготовка, осн. направления, итоги.





Центральное место во внутренней политике занимал аграрный вопрос. Борьба крестьян заставила крестьян отменить (ноябрь 1905) выкупные платежи с 1906 г. наполовину, а с 1907 г. - полностью. Но этого было недостаточно. Крестьяне требовали земли. Правительство вынуждено было вернуться к идее отказа от общинного и перехода к частному крестьянскому землевладению. Она высказывалась еще в 1902 г. но тогда правительство отказалось от ее реализации. П. А. Столыпин настоял на проведении реформы и, поэтому ее назвали «Столыпинской». Основными целями реформы Столыпина были следующие:Создание прочной социальной базы самодержавия в лице крепкого зажиточного крестьянства;развитие капиталистических отношений в деревне, разрушение общины, передача крестьянам земли в частную собственность, создание хуторских и фермерских хозяйств; образование широкого рынка для промышленности;переселение революционно настроенных, малоземельных крестьян из центра на окраины. Реформа осуществлялась по трем направлениям: разрушение общины, закрепление земли в частную собственность крестьян, их полное уравнение с другими сословиями;помощь крестьянам через Крестьянский банк для покупки казенных или дворянских земель; создание хуторов или отрубов; возникновение фермерского высокопроизводительного, свободного хозяйства; переселение безземельных или малоземельных крестьян из центра на окраины (Сибирь, Кавказ, Средняя Азия, Дальний Восток).9 ноября 1906 г. был издан указ о передаче крестьянину его надела в частную собственность. Этот указ стал законом в 1910 г., когда его утвердила III Государственная дума.Реформа способствовала подьему экономики страны. Сельское хозяйство приобрело устойчивый характер. Увеличились покупательная способность населения и валютные поступления, связанные с вывозом зерна. Реформа началась в благоприятных условиях, росли цены на хлеб, были отменены выкупные платежи. Столыпин решил насильственно сломать общину, отдать крестьянам землю в частную собственность, которую они могли передавать по наследству. Крестьянин мог потребовать свести все участки в единый – отруб. Более того, по закону крестьянин мог выселиться за пределы деревни на отведенную ему землю и основать хутор, который Столыпин считал идеальной формой землевладения. Реформа, безусловно, была выгодна богатым крестьянам, которые имели деньги, чтобы создать крупное хуторское хозяйство. Кулаки чаще выходили из общины, чем бедняки. Первые покупали землю у обедневших односельчан, заводили рентабельное товарное хозяйство. Бедняки уходили в города или становились сельскохозяйственными рабочими. Даже помощь Крестьянского банка, который давал большую ссуду на приобретение земли, не выравнивала положение. Крестьянин, взявший ссуду, зачастую разорялся и терял землю.(20%). Все же за период с 1907 по 1914 г. вышло из общины и взяло землю 26% крестьянских дворов, т.е. более четверти общинников. На отруба и хутора вышли 10,5% дворов, а 11,7%крестьян продали землю и ушли в город. Крестьяне не хотели брать землю в частную собственность по следующим причинам:

1.община брала на себя заботу о каждом общиннике;2. большинство крестьян не умело хозяйствовать единолично на свой страх и риск; 3. разрушался патриархальный уклад жизни крестьянина. Итоги аграрной реформы:

1. Составной частью аграрной реформы являлась переселенческая политика. Правительство не было заинтересовано в разорении крестьян, т.к. это представляло большую социальную опасность. Поэтому оно установило многочисленные льготы для желающих переселяться на новые места: прощение всех недоимок, низкие цены на ж/д билеты, освобождение от налогов на 5 лет, беспроцентные ссуды. За 1907 – 1914 г.в Сибирь переселилось 3,3 млн. человек, из них 2/3 человек составляли малоземельные или безземельные крестьяне, получившие ссуду. Не все смогли обзавестись хозяйством, часть подалась в батраки к местным сторожилам, свыше полумилиона вернулись обратно. И все таки в результате переселения посевные площади за Уралом увеличились в 2 раза. В целом по России в результате семи лет фактического действия реформы посевные площади увеличились на 10%, н а 1/3 возрос экспорт зерна.Аграрная реформа не была полностью реализована, т.к. проводилась бюрократическим аппаратом, доказавшим свою способность загубить на корню любую идею. Столыпин заявлял, что для успеха преобразований необходимы «20 лет покоя внутреннего и внешнего», но реформа оказалась прерванной начавшейся мировой войной и последовавшими революционными событиями.

2. Реформа укрепила позиции богатого крестьянства, которое стало шире использовать наемный труд. Но она не решила основных противоречий в деревне. Сохранилось помещичье землевладение, не была разрушена сельская община, большинство крестьян обрабатывали землю примитивными орудиями. Около 500 тыс. переселенцев вернулись на прежнее место жительства. Столыпинская реформа положила начало частной собственности на землю у огромной массы крестьян. Приток разорившейся массы крестьян в город увеличил рынок рабочей силы, возрос спрос на с/х продукцию. Это способствовало развитию торговли и промышленности. В целом реформа способствовала развитию капитализма в России. Становление российского парламентаризма. Думская монархия.

В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа (в новейшем понимании этого термина) было созвано лишь в 1906 году. Оно получило название Государственная Дума. Дважды ее разгоняло правительство, но она просуществовала около 12 лет, вплоть до падения самодержавия, имея четыре созыва (первая, вторая, третья, четвертая Государственные Думы).

Во всех четырех думах (в разном, конечно, соотношении) преобладающее положение среди депутатов занимали представители поместного дворянства, торгово-промышленная буржуазии, городской интеллигенции и крестьянства. Они принесли в это учреждение свои представления о путях развития России и навыки общественных дискуссий. Особенно показательным было то, что в Думе интеллигенция использовала навыки, приобретенные в университетских аудиториях и судебных прениях, а крестьяне несли с собой в Думу многие демократические традиции общинного самоуправления. В целом работа Государственной Думы являлась в России начала XX века важным фактором политического развития, оказывающим воздействие на многие сферы общественной жизни.

После поражения декабрьского восстания 1905 г. многие в стране считали. Что проблемы можно решить через Гос. думу. В декабре 1905 г. был издан закон о выборах в I Гос думу – первый в истории представительный орган управления, парламент, высший законодательный орган, который также был наделен правом утверждать исполнительную власть – правительство.По закону о выборах избирательное право не было всеобщим и равным. Избирательные права имели: крестьяне, рабочие, дворяне, буржуазия. Не имели изб. прав: батраки, поденщики, солдаты, матросы, ремесленники, женщины. Возрастной ценз-25 лет. Гос. Совет был преобразован в верхнюю законодательную палату Думы – половина его членов назначалась царем. Законопроекты получали силу закона лишь после утверждения царем. 1906 г. определение императорской власти как неограниченной было устранено. Первая Дума просуществовала с апреля по июль 1906 года. Состоялась всего одна сессия. В Думу входили представители разных политических партий.

Ее самой многочисленной фракцией были кадеты - 179 депутатов. Октябристы насчитывали 16 депутатов, социал-демократы - 18. От так называемых нацменьшинств было 63 представителя, беспартийных - 105. Внушительную фракцию составляли представители аграрной трудовой партии России, или, как они тогда назывались, "трудовики". Фракция насчитывала в своих рядах 97 депутатов, и эту квоту практически сохранила все созывы. Председателем первой Думы был избран кадет С.А.Муромцев, профессор Петербургского университета.

С самого начала своей деятельности Дума продемонстрировала, что она не намерена мириться с произволом и авторитаризмом царской власти. Это проявилось с первых дней работы российского парламента. В ответ на тронную речь царя 5 мая 1906 года Дума приняла адрес, в котором потребовала амнистии политических заключенных, реального осуществления политических свобод, всеобщего равенства, ликвидации казенных, удельных и монастырских земель и т.д. Через восемь дней председатель Совета министров И.Л. Горемыкин отмел все требования Думы. Последняя в свою очередь провела резолюцию о полном недоверии правительству и потребовала его отставки. Вообще за 72 дня своей работы первая Дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства. В конце концов она была распущена царем, войдя в историю как "Дума народного гнева". Вторая Дума просуществовала с февраля по июнь 1907 года, председателем которой был Головин Федор Александрович. Также состоялась одна сессия. По составу депутатов она была значительно левее первой, хотя по замыслу царской администрации должна была быть более правой. Характерно, что большинство заседаний первой Думы и второй Думы было посвящено процедурным проблемам. Это стало формой борьбы с правительством в ходе обсуждения тех или иных законопроектов, которые, по мнению правительства, Дума не имела права ставить и обсуждать. Правительство, подчиненное только царю, не желало считаться с Думой, а Дума, рассматривавшая себя в качестве народной избранницы не хотела подчиняться такому положению вещей и стремилась тем или иным способом добиться своих целей. Остро обсуждались репрессивные меры правительства, применяемые для подавления революционного движения. Эта деятельность шла вразрез с интересами власти, и та пошла на правокацию, обвинив фракцию социл – демократов в подготовке гос. переворота. Дума была распущена 3 июня 1907 г. (третьеиюньский переворот) В результате введения нового избирательного закона была создана третья Дума. В ней резко сократилось количество оппозиционно настроенных депутатов, зато увеличилось число верноподданных избранников. Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок - с ноября 1907 года по июнь 1912 года. Состоялось пять сессий. Эта Дума была значительно реакционнее двух предыдущих. Об этом свидетельствовал и партийный расклад. В третьей Думе было 50 крайне правых депутатов, умеренно правых и националистов - 97. Появились группы: мусульманская - 8 депутатов, литовско-белорусская - 7, польская - 11. Председателем Думы избрали октябриста Н.А. Хомякова, которого в марте 1910 года сменил крупный купец и промышленник А.И. Гучков. Несмотря на свое долгожительство, третья Дума с первых же месяцев образования не выходила из кризисов. Острые конфликты возникали по разным поводам: по вопросам реформирования армии, по извечно не решенному в России крестьянскому вопросу, по вопросу об отношении к национальным окраинам, а также из-за личных амбиций, раздиравших депутатский корпус и в те времена. За 5 лет существования III Гос. дума обсудила и одобрила ок 2000 законодат. актов (большинство незначительные). Не были решены – рабочий, национальный, аграрный вопросы. Четвертая, последняя в истории самодержавной России, Дума возникла в предкризисный для страны и всего мира период - канун мировой войны. С ноября 1912 по октябрь 1917 года состоялось пять сессий. По составу четвертая Дума мало отличалась от третьей, разве что в рядах депутатов значительно прибавилось священнослужителей. Председателем четвертой Думы весь период ее работы был крупный екатеринославский землевладелец, октябрист М.В.Родзянко. Образование буржуазной партии прогрессистов (выступала за конституционно-монархоческий строй, расширение прав Гос думы и ответственность министров перед ней)было шагом к объединению всех либеральных сил страны.Обстановка не позволила четвертой Думе сосредоточиться на крупномасштабной работе. Ее постоянно лихорадило. К тому же с началом в августе 1914 года мировой войны, после крупных провалов русской армии на фронте дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.

3 сентября 1915 года после принятия Думой выделенных правительством кредитов на войну ее распустили на каникулы. Вновь Дума собралась только в феврале 1916 года.

Но проработала Дума недолго. 16 декабря 1916 года была вновь распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 года в канун февральского отречения Николая II. 25 февраля опять распущена. Больше официально не собиралась. Но формально и фактически существовала. Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства. При нем она работала под видом "частных совещаний". Большевики не раз требовали ее разгона, но тщетно. 6 октября 1917 года Временное правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание. 18 декабря 1917 года одним из декретов ленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия самой Государственной Думы. Чему учит опыт деятельности Государственной Думы? Становление и развитие парламентаризма происходило в острой борьбе с авторитаризмом, самодержавием, самодурством чиновничества и исполнительной власти. В ходе становления российского парламентаризма был накоплен ценный опыт работы и борьбы с авторитарными тенденциями в деятельности властей.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.