Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Древ няя Восточная цивилизация и ее характерные черты .





 

 

Одним из древнейших районов возникновения цивилизации стало южное Двуречье (долины рек Еврат а и Тибра), где в IV тыс. до н. э. появились но вые политические структуры в форме городов - государст в. Эти города - государства долго воевали друг с другом, но в XXIV в. до н. э. правите л ь города Аккада Саргон объединил все города и создал крупное государство Шум е р. Позже, в XIX в. до н. э. Шумер был захвачен семит с ки ми племен ами аморитами и на его ра з в ал и н а х возникло Вави л онское государство.

Шумер с кое и Вави л онское государства был и первыми, вступившими на путь цивилизации. И них сложились основные характерные черты древней восточной цивилизации. В чем они проявились?

1. Высо кая ст еп ень з а в и симост и человека от природы.

 

2. Господство религиозно - мифологических представлений в духовн о й жизни общества. На протяжении почти всей жизни древних восточных цивилизаций религиозные представления и сам окружающий мир воплощались в виде миф о в, когда действительность воспринималось не только в реальности, но и через приз м у веры в сверхъестественные си лы.

3. Стабильность и традиционализм в развитии. В восточных обществ а х из м е не ния прои сходят крайне медленн о, поэтому многие поколения люд е й могут существовать в одних и тех же условиях, повторять один и тот же социальный опыт. В связи с этим в таких обществах выс о к о уважени е к опыту старших, существует культ предков, полное взаимопонимание поколений.


4. Обществ е нная жизнь построена на принципах коллект ивизма. Это связано с большой ролью общины, которая контролировала все стороны жизнедеятельности человека: принципы социальной справедливости, форму и характер труда, нравственные нормы и духовн ые приоритеты.

5. В таких обществ а х огромную роль играет централизованное государство, контролирующее все сф ер ы жизни. При ослаблении государства это общество распадалось. Тип государства - деспотия, которая предполагает ничем не ограниченную власть верховного правителя (фараона, халифа, императора). Личность его обожеств л я е тся. В Египте, например, фараона считали живым воплощени е м бога Хора, владыки небес. Впоследствии фараон был наделен " со лнечны м им е н ем ” - он стал богом Ра. В Ки тае императора называли Сын о м Неба. В древнейшей ре ли ги оз н о й индийской кн иге Веды было написано, что царь создан из частиц тела ра з н ых богов, " и поэ т ом у он блеском превосходит все созданные существ а... Подобно солнцу он жжет глаза и сердце, и никто на зем ле не может смотреть на него …”.

По отношению к подданным проводится политика принуж д ения и насилия, основная цель которой нагнетани е страха перед властью. Во всех десп отиях Древнег о Востока страх перед правителем соч е тался с безграничной верой и преданностью ему.

6. Для восточных деспотий характерна обществ е нно - государствен ая собственно сть, отсутствие рыночных отношений.

7. Личность на Востоке не имела собственной ценности. О соответствии с восточными представ ления ми: человек - это песчинка на берегу огромного океана вечности. От каждого,


конкретного человека ничего не зависело. В государств е отсутствовали демократия и права че лове ка.

8. В таком обществ е развитие идет циклами. Его исторический путь графически мо жно изобразить в виде пружин ы, где каждый виток - это один цикл, в катором можно выделить 4 ст ад ии:

1) усиление централизованной власти и государства;

 

2) кризис власт и;

 

3) упадок власти и ослабление государства;

 

4) социальн ая катастрофа: бунт народа, нашестви е иноземцев.

При таком медленном циклическом развитии обществ о имело богатейшую духовную жизнь, высокоразвитые науку, культуру. Имен но на Востоке возникают древнейшие си стемы письменности, зарождаются науки (арифметик а, география, астрономия), современные мировые религии (буддизм, христианство, ис ла м).

Восточн ы й тип цивилизации был шир о ко распространен в

 

Азии, Африке.

 

Античная цивилизация Древ ней Греции и Др евнего

 

Рима - западный тип цивилизации.

 

Западный тип цивилизации начал возникать на берегах Средиземного моря и наивысшего расцвета достиг в Древней Греции и Древнем Рим е. Эти обществ а принято именоват ь античным миром (пер иод с IX-VIII вв. до н. э. до IV-V вв. н. э.), поэтому за па дный тип цивилизации нередко называют античным или средиземноморски м.


Характерные черты западной цивилизации, сложившейся в древности.

1.B отличие от восточных обществ антич ное общество развивалось весьма динамично. Коренные изменения в обществе происходили уже па протяжении жизни одного поколения. Жизнь та к ре з к о менялась, что опыт старшего поколения быстро устаревал и отвергался молодежью, отсюда конфликт поколения, проблема " отцов и детей ".

2. В ан тичной цивилизации на пе рв ый план вышли частнособствен нические отношения, прояв и лось господство частного товарного производства, ориентированного на рынок.

3. Появился пер в ый в истории образец народовластия – демократия. Де м о к р а т ия, республиканская форма правления возникли и были теоретически обосн о ваны в Древней Греции. Предусматривалось равенство всех граждан ка к принцип равных возмож ностей. Существовала свобода слова, выборн ость органов власт и. Однако дсмократия носила ограниченный характер. Она не распространялись на женщин, иноземцев, рабов.

4. В ант и чном мире были заложены основы гражданского обществ а, предусматривающего пр аво каж д ого гражданина участво вать в управлении, признании его личного достоинства, прав и свобод. Государство не вмешивалось в част ую жизнь граждан или это вмешательство было незначи т ельны м. Римское право со держало си стему норм, регулирующих частнособствен нические отношения. Гра ж да не были законопослушны.

5. В античности вопрос о взаимодействии личности и обществ а решался в по льзу первой. Личность и ее нра в а были признаны первичными, а коллектив общество - втори чными.


6. Демократнческие традиции, религия, ориентированная на земную мораль, н а ло жили отпечаток на сознание человек а западной цивилизации. Сфор мировался психологич еский тип индивидуума, которому присущи такие качес тва, как независимость, рационализм, пра г м а тиз м (в отличие от Востока, где веками восп итывалась ра бск а я покорность).

7. Развитие науки (философии, естествознания) прив ело к появлению атеизма (безверия, без религиозности). У этой цивилизации не сложилось мощной духовшой основы, которая сплачив а ла бы обществ о.

Западный тип цивилизации получил распространение и

 

Европе, в Северной Америке.

 

Таким образом, в условиях древности определились два основных типа цивнлизации: вос т очный и западный.

В истории цивилизации с падением Римской империи (в V

 

в.) начи нает ся новая эпоха - Средневековье.

 

Тема II. МЕ СТО СРЕДНЕВЕК О ВЬ Я ВО ВСЕ М ИРНО -

 

ИСТОРИЧЕСК ОМ ПРОЦЕССЕ

 

Характерны е черты и основные цивилизационны е регионы

Сраднев е кового мира.

 

Среднев е ковье - период всемирной истории, временные рамки которого с V в. по XVII в. В современной историческо й литературе существу ет следующая пер и одизация сред невековья: раннее сред невековьс (V- нач. XI вв.), к л ассич е ское среднев е ковье (XI-XV вв.), позднее средневековье (XV- c е p. XVII вв.).


Среднев е ковье обладает особыми типологически м и чертами, отличающими его от други х исторических эп ох.

Среднев е ковое обществ о - это, по преимуществу, аграрное обществ о, баз и рующееся на ручном труде и фе ода л ь н ых обществ е нно - экономических отношениях. Переход к феодали зму в различных странах происходил не одновре м енно. Это зависело от конкретно - исторических условий, но содер жание этого п роцесса содер жало общ и е черты.

1. Разло жение свободн о й сельской общины, общинной собственности и выделение из неё крестьян ской собственности.

2. Создание крупной феодальной собст венност и на зе мл ю. В странах Восток а земля являлась собственностью феодального государства. Феодальная собствен ность на землю име л а иерархическую структуру. На ее основе создав ались вассальные отношения между феодалами.

3. В условиях господства фе ода л ь н ых порядков земля, ка к правило, не являлась объектом свободной купли - продажи, и, следовательно, не находилось в чьей - то полной частной собственности. Владение землей нер а зрывно было связ анно с осуществлением государственных функций (военной, судебной), а государственная вл ас ть не мож е т быть чьим - то частн ы м делом.

4. Превращение свободных крест ьян - общинников, а также несвободных землед ельцев, рабов, в зависимы х крестьян. Крест ья нская община также подчинялись феодалу или феодальному государству.

5. Ускорение об ществ е нного разделения труда

 

6. Особсшю с ти феодальной экономики опре деляли и сущност ь государственности, для которой характерна была


феодальная раздробленность. В стр а нах Вост ока сох р анялись централизованные государства, что объяснялось пр еобладани е м государственной собст венност и на землю и наличием крупных ирригац ионных сооружений, для поддержания и охраны которых нужна была сильная государственная власт ь. К XI II- XIV вв. в значительной части европейских государств проявляются тенденции к центр а лизации.

7. Для средневекового обществ а характерна корпоративная замкнутость сословий и других социальных групп, слабо е развитие индивидуализма.

8. В период с р едневековья происходит зарождение и формирование современных народов: французов, немцев, англичан, чсхов, поляков, болгар, русских, сербов и т. д. Причем, для одних стран этот процесс брал свое начало от древнейших цивилизаций, для других - от племенных образований периода первобытности.

9. Оразо ванис государств и народностей вызвало потребность в монотеизме (религии единобожия). Важную роль и создании духовного единства средневековых государств сыграли иудаизм, христианство, ислам.

Наряду с уже п е речи сленными наиболее общими черт ами в средние века в различных регионах мира происходили процессы, имевшие св ои существ е нн ые различия. Основными цивилизациопными регионами в этот пери од были Азия и Европа. В Азии в соответствии со спец ифическ и ми особенностями географической среды, сист емы ведения хозяйства, соц и альной органи з ации, культурного наследия и религии сформировалась арабо - мусуль ман с к а я цивилизация. Она явилась в како й - то мере исторической преемницей цивилизации вос т очного типа и проявила все наиболее


характерные для нее черты. Отличительные особенности араб о - мусулъман с кой цивилизации связ аны с особенностями ее культуры, основу которой составили арабский язык, вероучения и культ ислама.

Ислам ка к сист ема духовных ценностей возник в VII в. на Ближнем Во стоке. Вер оучение этой религии испытало влияние иудаизма и христианства. Родиной ислама являют ся арабски е города Мекка и Меди на. Осн о ватель ислама и первой общины мусуль ман - пророк Мухаммед. Осно ву мусуль ман с кого вероисповедания сост авляет ве ра в единого Бога Аллаха и Мухаммеда - его посланн и ка, а также неуко с нительное соблюдение ку льтовых предписаний. В исламе си льн о выражен а идея безусловной покорности божественно й воли, которая наложи ла глубокий отпечаток на ве сь уклад жизни и исламскую культуру. Ислам включает в качеств е первоосновы не только свя щен ные духовные тексты, но и свод закон о в, который касается отправления религиозного культ а, семейной и государственной жизни. В исламе шир о ко представлены правовые вопросы: уголовное, гражданское право, общегосударственные установлення. Вся жизнь верующего человека должна полностью соответствовать требованиям и установкам ислама.

Глубокое проникновение религии во все сферы жизни приводит к тому, что исламские духовные институты стремя тся подчинить себ е государство и превратить его в религиозн у ю организ ацию. В совр еменном мир е это явлен и е принято называть исламским фундамен тализ м ом. Пример современного подобного государстве - Исламская республи ка Иран.


Принятие ислама арабск ими племен ами способствовало их консолидации. На базе ислама выросло в VIII в. могущественно е государство - Арабский Халифат. Под его властью оказалась огромная территория от Атлантического океан а до границ Китая: Северная Африка, Испания, Сицилия, Армени я, Азербайджан, Иран, Афгани стан, час т ь Индии и т. д.

Арабо - Исламский мир отличался высоким уровнем культурного и экономического развития. Арабская астрономия, медицина, алгебра, философия намного опережали ев ропейск ие науки того времени. Многие европейские народы заимствовали у арабов систему орошения полей, некоторые сельско хозяйственные культуры (рис, цитрусовые). Од нако христианскую Европу и арабо - исламский мир разделяли глубоки е религиозные различия, которые привели к началу крестов ых походов (конец XII- конец XIII вв.).

В Европе в период средневековья на ча л о сь станов ление новой формы за па дной цивилизации - европейско й христианской цивилизации. Она формируется на территории бывшей Римской империи. Формирование ев ропейск ой цивилизации происходило на основе синтеза античной цивилизации и уклада жизн и варв арских племен в ходе процессов христианизации, становления государствсшюстн и культуры новых народов Европы.

Во времен а античности христианство не представляло собой единой организ ации. На территори и Римской империи существ о вал ряд христианских церквей, имевших вероучительные, обрядовые, организационные отличия. Руководство этих церквей вело между собой борьбу за гегемонию в христианском мире. Наиб олее активно боролись за лидерст во глава Западной Римской церкви - папа Римский и


глава Византийской церкви - Константинопол ь ский па триа рх. Папа Римский объявил себя наместником Иисуса Христ а, преемником апостола Петра, верховным понтификом Вселенской (католической) церкви; патриарх Константинопол ь ский принял титул Вселенского патриарх а православной, то ест ь истинно Христианско й церкви, т. к. он признавал решения только первых семи Вселенских соборов Христианских церквей. 16 июня 1054 г. папа Римский и Константинопол ь ский па триа рх предали друг друга взаимно й анаф еме (церковному проклятию), чт о послужило формальным актом ра ск ол а христианства на ка толиче скую и православную церковь.

Две ветви христианства (православие и католич ество) стали основой формирования двух разновидн о стей европейской цивилизации: западной и восточной.

Византи й ская империя как самостоятельное государство просуществов а ло до XV века, когда он о было завоевано турками. Византия заложила основы восточноевропейско й православной цивилизации, носителями которой являют ся русские, болгары, украинцы, белорусы, греки, сербы и ряд други х народов Европы.

Становление западноевропейской католическо й цивилизации связано с Велики м переселением народов (IV-VII вв.) - вторжением варваров (герман ских племен, гуннов. сар мато в и др.) в пре д елы Римской империи. В V-VII вв. на захваченных варварскими племенами территориях начинают формироваться новые государственные образования, а в VI I-X вв. они достигают расцвета. Среди этих государст в особенн выделяются сначала королевство, а затем империя франков, достигшая сво е го наивысшего развития во время правления


Карла Вели кого (768-814 гг.); королевство германцев, преобразованное при короле Оттоне I в 962 г. в Священную Римскую империю.

Среди всех достижени й античной цивилизации, которые впитала в себя европейск ая цивилизация, наибольшее значен и е принадлежит христианству.

В условиях распада Рим с к о й империи, ее политических основ и хозя й ства, упадка культуры христианство стало духовн о й основ о й всей европейской цивилизации, несмотря на существ о вавши е противоречия между православием и католич ество м. Христ и анство спосо б ствовало формированию единого мировоззрения, нравств е н н ых н орм и ценностей народов Европы. Като л ическ а я и православная цсрковь были в средние века не только духовн ы ми, но и в л иятельными политическими организ ациями.

Итак, в средневеко вом мире в Азии и Европе сформировались основные цивилизациоиные регионы: арабо - мусуль ман с кий, западноевропейский и восточ ноевропейский.

 

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.