Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Внутр е няя и вн е ш ня я политика древнерусских князей .





 

 

Изучая эту проблему, необходимо принять во внимание тот факт, что внутренняя политика древнерусского государства мало исследована. Кня зь Олег, объединивший Новгородсую и Киев ску ю земли, был первым дост оверным государственным деятелем нашей истории (см.: Новосельц ев А. Н. Образование Древнер у сского государства и первый его правитель // Вопросы истории. 1992. № 2-3). Дело в том, что не только Ки й - основатель Киева, был для летописцев XI- XII вв. фигурой легендарной, о которой они имели, по крайней мер е, две версии эпического расск аза, но и более близ к и е хронист а м политические личности, как Рю рик, Дир, Аскольд и другие, были для них малоизвестными фигурами. От Олега же дошли первые древнерусск ие документы - догов оры с греками, реальность которых подтверждается сви д етельствами иностранных источников.

Активная внутренняя и внешня я политика первых древнерусских князей способствовала формированию Древнер у сского государства. Следует отметить, что у слав ян существ о вало 2 центра формирующегося государства - Новгород и Киев. Хотя истоки вели кокняжеской династии связ ан ы с Новгородом, государство возникло с присоединением Киева. Решающее значение здесь имел геополитический фактор. Киев стал центром формирующегося государства, т. к. находился па перекрестке торговых путей, являлся узловым пунктом экономической жизни и ва жным обороните л ьным форпостом. Как уже отмечаюсь вы ше, государство Киевская Русь возникло при князе Олеге (879-912 гг.). Деятельность кн язя Олег а


способствовала расширению границ Древнерусского государства, укреплению его международного положения, развитию торговых отношений с соседя м и.

В княж еств е Олег а под его властью были объединены земли кие в ских полян, новгородских славян, кривичей, сев еря н, радимичей. В 907 г. он предпринял победоносный поход на Царьград, в котором участвовали не только варяги, но и словян е, кривичи, древляне. Выгодный догов о р Олега с грек ами (911 г.) открыл Руси пу гь на византийский рынок и обеспеч ил получение дани с Византии в качеств е платы за ненападение Руси.

Князь Игорь (912- 945 гг.) подчинил древлян, ул и ч е й, тиверцев; совершил два похода на Царьград (941 и 944 гг.). заключи в в 944 г. догов ор с византийским правительством. При нем произошло первое нар о дное выступление, описанное в летописи. Восстали древляне, возмущенные попыткой Игоря собрать дань с них пов т орно. Князь Игорь был убит, а его же на Ольг а (945-969 гг.) же стоко отомстила тз смерть му жа. Исходя из уроков восст ания, Ольг а вынуждена была пойти на упорядочение сбора дани. Она " установила " " уставы ” и " уроки ", " оброки " и " дани ", т. е. определила размеры дани и наметила " станов ища " и " погосты " - алминисгрвтивно - финансовые центры сбора податей. Была изменена сист ема сбора да ни.

Единицей обложения данью служи л дым (крестьянски й дом, очаг), рало, плуг (т. е. крестьянское з е млевлад е льческ ое хозяйство).

В правление Святослава (969-972 гг.), сына Ольги, продол жались расширяться границы Древнерусского государства. Ему удалось подчинить еще одн у восточнослав ян скую племенну ю груп пу - вятичей. В состав


Руси вошли также низовья Дона, Сев ерный Кав каз, Таман ь, Восточн ы й Крым, где возникло русское Тмут арак анское княжест во.

В то время соседями Руси были: на сев ере Ск андинавия, на юге Византия, на сев ер о - востоке Волжск ая Бул г а рия, на востоке Хазар и я. Главную опасность для Руси представля л Хаз а рский каганат, кон т ролировав ший торговые пути на Вост ок и в Аз ию чер е з реки Итиль (Волга) и Хаз а рское (Каспийское) море. Част ь восточнославянски х племен платила да нь хазарам.

Святослав разгромил Хаз а рский каганат. В результат е военных походов князя Св ятослава изменилась политическая карта Восточной Епопы, укрепилось международное положение Киев ско й Руси. После разгрома Хазарии ее союзники венг ры были потеснен ы на Запад; южные степи заняли печенеги; потерпела поражение Волж ск ая Бул г а рия; были покорены мордовские племена. Святослав не только освободил Русь от дани, уплачиваемой Хазарскому каган а ту, но и открыл ей новые рынки, укрепил ее позиции в Причерноморье, на Востоке и Балканах.

При жизни Свя т ослав сделал своим н а местни ком в Киев е старшег о сына Ярополка. Древлянскую землю передал второму сыну - Олегу, третьего - Влад и м и р а призвали к себ е новгородцы. Владимир одержал победу в междуусобиц ах, которые начались после смерти Свято с лава, за хва т ив в 980 г. Киев.

В годы княжения Владимира I прои зошло событие очень важное для последу ю щего исторического развития Руси - принятие христианства.


 

Рассматривая этот достаточно сло жный вопрос,
необходимо проанализировать причины и значени е приня тия
Русью х р истианства.    

До середины X в. господствующей религией в Древнер у сско м государстве оставалась языческая. Так, в договоре Олега с Византией 911 г. говорилось, что он заключен " межи христианы и Русью ". Первой христи а нкой в княжеской династии, видимо, была Ольга, вдоиа Игоря. Ее сын Святослав отказался принять христианство.

Принятие на Рус и христианства ка к государственной религии определялось рядом причин

1. Формирование мест ны x княжений и создание на их основе в IX в. Древнер у сского государства тр ебовало изменений в религии. Языческая религия, для которой характ ерно многобожие, не отвечала интер есам усиления княжеской власти.

2. Окружаю щие Русь страны исповедывали монотеистические религии (христианство, мусульманство, иудаизм). Испо ведывание той или иной религии делало их формально равными друг другу, принадлеж а щими к одному культурному ми ру, прот ивостоящему язычникам - варварам.

З. Русь в IX- X вв. традиционно была свя зана с Константинопол е м и со славян ами в Центральной Европе и на Балканском полуострове, та кже н а ходившимися в тесно м общении с Византией. Эти связи в значительной степени определили церковную ориентацию Руси на восточнохристи а нский мир.

Велики й князь Киевский Владимир I осознал необходимость религиозной реформы. Мудрость кн язя заключалась в том, чт о он стремился укрепить государство с помощью веры, общей для всех. Его первая религиозная


реформа - попытка превращения языческой религии в государственную - оказалась неудачной. За ней п о следов ала вторая - официальная х р истианизация.

Эго событие было ускорено ходом политических взаимоо т ношен ий меж д у Русью и Византией в конце 80- х г. X века. Для борьбы с очередным мят е жн иком, полководцем Вардой Фокой, византийский им пе ра тор Василий II обратился к князю Владимиру за военной помощью. Важными условиями договора были, по сведениям арабского христианского историка XI в. Яхьи Антиохийс кого, женитьба " царя р у ссов " Владимира на сест ре императора Василия Анне и принятие Владимиром и его страной христианства. Русское войс к о подавило востан ие, но Византия отказалась выполнить свое обещан ие. Чг обы добиться выполнения условий договора Владимиру пришлось осадить принадлежавший Византии г. Корсунь (Херсо н ес). Это византийское в л адени е было возвращено императору в качестве " вена " – выкупа за невесту.

Приняв христианскую веру, великий киев ски й князь ввел ее в качеств е официальной государств енной ре лигии на Руси (988 г.). Однако христианство победило не сразу. Оно проводи л ось кн яжеской власты о и формировав шей ся церковной организ ацией насильно, при с о пративлении не только языческого жречества, но и различных слоев населения.

Введ ение христианства имело важное з н ачени е для русского государства.

1) Христианство, с его у ч ением о божеств е нн ости власти способствовало укреплению авторитета ве лик о го князя Киевского.


2) Русь получила возможность ближе познакомиться с более высо кой византийской культурой, воспринять наследи е античности

3) Принятие христианство, общепринятой тогда религии в Европе, повысило международное значени е Руси, способствовало ее сближению с други м и государствами.

На руси начало сь формирование церко в ной организации.

 

Первоначальная организация р у сской православной церкви была в форме митрополии константинопольского патриарха. Ее возглавлял митрополит, присылавшийся из Константинополя и имев ши й своим местопребыв анием кафедральный собор Св. Софии в Киев е. В церковно - административной отношении Русь делилась на еп архии во главе с епископами, подчинявшимися киев ско м у метрополиту.

Церковь сыграла большую рол ь в укреплении молодой русской государственн о сти.

Вмест е с христианством Древняя Русь получила из Византи и и иде ю монархической власти, которая быстро вош л а в политическое сознан ие. Крещение Руси совпало ка к раз с периодом ст ановлен и я ее государственности, когд а централизация и установления сильной единоличной власт и великог о князя стали жизненной необходимостью. Многие историки полагают, чт о выбор Владимира I па л на православие

– помимо других причин – и потому, что оно в отличие от католич еств а пе ре да вал о всю полноту власти императору. В целом благодаря принятию христианства Ки евская Русь была включина в ев ропейск ий христиански й мир, а значит стала равноправным элементом европейског о цив илизованного процесса. Одн а ко принятие христианства в православном вариант е имело свои негативные послед ст вия. Православие


способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации. С падением Византии русское государство и русская православная церко вь оказались в изоляции от остального христианского мира. Этим обстоятельством мож е т быть отчасти объяснен отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в его противоборстве с иноверцами (татаро - монголами, турками и другими завоевателями).

При Владимире I обнаружились перв ые признаки испорченности политического е д инства Древнерусского государства. Его сын Ярослав, княживший в Новгороде, отказался повиноваться отцу, прекратил выплату дани Киеву. После смерти Влади м ира Киевским князем стал его сын – Святополк, прозванный Окаянн ым за то, что стал инициатором кровавых усоби ц. Опасая сь младших братьев – Бориса и Глеба, он убил их и в с тупил в борьбу с Ярославом. Только в 1019 г. Ярославу удалось за нять Ки евский престол.

Княж ение Ярослава (1019 – 1054 гг.) прозванного М удрым

 

: характеризуется расцветом Дре в не й Руси. В это время возрос авторитет руси, что поз в ол ил о Ярославу впе рвые назначить Киев ски м митрополит ом русского по происхождению - Иллариона (писат еля и государственного деятеля). С именем Ярослава связ ано появление свода законов на Руси – Русской правды.

Однако восст ановить полностью государственное единство великий князь Киевский уже не смог.

Итак, внутренняя и внешняя политика древнерусски х князей была направлена на расширение и укрепление границ государства, з а воев ан ие новых торговых путей, развитие экономических и по литиче ских отношений с сосед ями, укрепление международного авторитета Руси. Древнерусское


государство было одной из крупнейших европейских держав и находилось в тесн ых политических, экономических и культурных отношениях со многими странами и народами Европы и Ази и. Русь сыграла большую роль в истории стран Передней Азии.

Важны м итогом развития Ки ев ской Руси было образование древнерусской нородности, которую объединяла общность языка, территории и культуры.

 

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.