Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







История как наука . Ис т оричес к ое со знание .





ВВЕДЕНИ Е

 

Знакомство студентов нашего университет а с цик л ом гуманитарных дисциплин начинается с истории Отеч еств а. Изучени е истории имеет особую ценность для студентов технических вузов, так как дополняет профессиональное образование помогает расширить кругозор, повысить общекультурный уровень. История представ ля ет собой не только коллект ивную память народа, но и сокровищницу социального опыта, передающегося из поколения в пок о ление. Изучени е истории своей Родины необходимо не только для того, чтобы осмыслить прошлое и понять настоя щее, но и для решения в сего комплекса воспитательных и образовательных задач, возлагаемых обществ о м на высшую шк олу. Это - задачи интеллектуального и нравств е н н ого развития будущих инженеров.

Предлагаемое учебное пособие подготовлено в соответствии с " Государственн ы ми требованиями (Фед е ральный компонент) к обязател ьному миниму м у содержания и уров ню подгот о вки выпускников высшей школы по циклу " Общи е гуманитарные и социально - экономические дисциплины ”.

Содерж ание курса направленно на решение следующих основных задач:

1) формирование у сту д ентов целостного представления об историческом пу ти России и судьбах её

народа;

 

2) глубокое теоретическое осмыслен ие важ н ейших процессов и событий всеми р ной и отечественной истории, повлиявших на масштабы, темп и тип исторического развития России;


3) воспитание чувства па триотиз м а, любв и и гордости за свою Родину;

4) формирование у студенческо й мо лодёжи стремления внести сво й личный вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством, в защи ту природной среды, достижени й отечеств е нн ой и мировой культуры

 

 

История как наука. Ис т оричес к ое со знание.

 

История Росси и явля ется составной част ью мирового исторического процесса, поэтому своеобразие предлагаемого учебного курса, за ключае тс я в том, что отеч еств е нн ая история будет рассматр иваться в контек сте мировых событий. Такой подход способствует раскрытию целостной картины исторического пути России, наиболее глубокому пониманию своеобразия, места и роли нашей стр а ны в мировой цивилизации.

Изучени е любой науки начинается с определения понятий, которыми она оперирует. Пр ежде всего опре делим, что же такое история как наука и что она изучает. Известны й русски й историк В. О. Ключев ски й так писал об истори и как науке: " В научном язы к е слово " история " употребляется в двояком смы с ле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэт ому все, что совершает ся во времени, им ее т свою историю. Со держан ием истории, как отдельной науки, специальной от расли на уч ного знания; служит исторический процесс, т. е. ход, условия и успехи человеческого общежи тия или жизнь человечест ва в ее развитии и результатах ". Таки м образом, если дать краткое определение, то история – эт о


наука, изучаю щая многообразие че лове чес к ого обществ а во времени и пространств е.

Изучени е многообрази я и многомерности человеческого обществ а способствовало тому, что сложились це л ы е отрасли исторических знаний: политическ ая история, история государства и права, гражданская история, археологи я, история культуры, му зыки, языка, литературы. Сфо р мировались вспомогательные исторические дисциплины, разрабатывающие общие вопросы методик и и техники исторических исследований: источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников), палеография (история письма), геральдика (гербы), нумизматика (монеты, мед али, ордена), сфраги стика (печати), топонимика (изучение названий, географических пунктов) и др.

История одна из древнейших наук, ей около 2500 лег. Основоположником истории считает ся древнегреческий историк Геродот, живший в V в. до н. э. Он первым написал кни г у, которая так и на з ы в а л а с ь " История ”.

В ходе изучения истории формируется историческое сознание. Исто рическо е сознание - это одна и ва жных сторон обществ е нного сознания. Под историческим сознанием в нау к е понимается сово купность представлений общества в целом и его отдельных социальных груп п о св оем пр ошлом и прошлом че л о ве че с т ва.

Каждый народ обладает определенным кругом исторических представ лен и й о своем происхождении, важней ших событиях своей истории, деятелях прошлого, о соотношении своей истории с историей други х народов.


Именно истори ческое сознание помогает данной общности людей осознать себя как народ, нацию на основе памяти о своем прошлом.

Национально - историческое сознание - это фактор, обеспеч ивающи й самосохранение народа. Если его разрушить, то данный народ останется не только без прошлого, без св оих исторических корней, но и без будущего. Не случайно, гитлеровские фаши сты в захвач енных ими городах прежде всего стреми лись разрушить и осквернить исторические памятники. Убить и с торическую память народа - значит убить сам наро д, превратить его в раба. История нередко становилась ар ено й политической борьбы, на которой п р отивоборствующие стороны стреми лись к дискредитации истории государст ва сво е го противн и ка. Д о статоч но дискредитировать прошлое, чт обы постави т ь под сомнение настоя щее.

Таким образом, наше прошлое тесно переплетается с настоя щим и будущим, поэтому к отечеств е нн ой истории надо относиться уважительно и бережно, укрепляя свое историческое сознание.

 

 

Исто рические исто чники. Методо логия.

 

Тема I. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНЕГО МИРА.

Античная цивилизация Древ ней Греции и Др евнего

 

Тема II. МЕ СТО СРЕДНЕВЕК О ВЬ Я ВО ВСЕ М ИРНО -

 

ИСТОРИЧЕСК ОМ ПРОЦЕССЕ

 

Характерны е черты и основные цивилизационны е регионы

Сраднев е кового мира.

 

Среднев е ковье - период всемирной истории, временные рамки которого с V в. по XVII в. В современной историческо й литературе существу ет следующая пер и одизация сред невековья: раннее сред невековьс (V- нач. XI вв.), к л ассич е ское среднев е ковье (XI-XV вв.), позднее средневековье (XV- c е p. XVII вв.).


Среднев е ковье обладает особыми типологически м и чертами, отличающими его от други х исторических эп ох.

Среднев е ковое обществ о - это, по преимуществу, аграрное обществ о, баз и рующееся на ручном труде и фе ода л ь н ых обществ е нно - экономических отношениях. Переход к феодали зму в различных странах происходил не одновре м енно. Это зависело от конкретно - исторических условий, но содер жание этого п роцесса содер жало общ и е черты.

1. Разло жение свободн о й сельской общины, общинной собственности и выделение из неё крестьян ской собственности.

2. Создание крупной феодальной собст венност и на зе мл ю. В странах Восток а земля являлась собственностью феодального государства. Феодальная собствен ность на землю име л а иерархическую структуру. На ее основе создав ались вассальные отношения между феодалами.

3. В условиях господства фе ода л ь н ых порядков земля, ка к правило, не являлась объектом свободной купли - продажи, и, следовательно, не находилось в чьей - то полной частной собственности. Владение землей нер а зрывно было связ анно с осуществлением государственных функций (военной, судебной), а государственная вл ас ть не мож е т быть чьим - то частн ы м делом.

4. Превращение свободных крест ьян - общинников, а также несвободных землед ельцев, рабов, в зависимы х крестьян. Крест ья нская община также подчинялись феодалу или феодальному государству.

5. Ускорение об ществ е нного разделения труда

 

6. Особсшю с ти феодальной экономики опре деляли и сущност ь государственности, для которой характерна была


феодальная раздробленность. В стр а нах Вост ока сох р анялись централизованные государства, что объяснялось пр еобладани е м государственной собст венност и на землю и наличием крупных ирригац ионных сооружений, для поддержания и охраны которых нужна была сильная государственная власт ь. К XI II- XIV вв. в значительной части европейских государств проявляются тенденции к центр а лизации.

7. Для средневекового обществ а характерна корпоративная замкнутость сословий и других социальных групп, слабо е развитие индивидуализма.

8. В период с р едневековья происходит зарождение и формирование современных народов: французов, немцев, англичан, чсхов, поляков, болгар, русских, сербов и т. д. Причем, для одних стран этот процесс брал свое начало от древнейших цивилизаций, для других - от племенных образований периода первобытности.

9. Оразо ванис государств и народностей вызвало потребность в монотеизме (религии единобожия). Важную роль и создании духовного единства средневековых государств сыграли иудаизм, христианство, ислам.

Наряду с уже п е речи сленными наиболее общими черт ами в средние века в различных регионах мира происходили процессы, имевшие св ои существ е нн ые различия. Основными цивилизациопными регионами в этот пери од были Азия и Европа. В Азии в соответствии со спец ифическ и ми особенностями географической среды, сист емы ведения хозяйства, соц и альной органи з ации, культурного наследия и религии сформировалась арабо - мусуль ман с к а я цивилизация. Она явилась в како й - то мере исторической преемницей цивилизации вос т очного типа и проявила все наиболее


характерные для нее черты. Отличительные особенности араб о - мусулъман с кой цивилизации связ аны с особенностями ее культуры, основу которой составили арабский язык, вероучения и культ ислама.

Ислам ка к сист ема духовных ценностей возник в VII в. на Ближнем Во стоке. Вер оучение этой религии испытало влияние иудаизма и христианства. Родиной ислама являют ся арабски е города Мекка и Меди на. Осн о ватель ислама и первой общины мусуль ман - пророк Мухаммед. Осно ву мусуль ман с кого вероисповедания сост авляет ве ра в единого Бога Аллаха и Мухаммеда - его посланн и ка, а также неуко с нительное соблюдение ку льтовых предписаний. В исламе си льн о выражен а идея безусловной покорности божественно й воли, которая наложи ла глубокий отпечаток на ве сь уклад жизни и исламскую культуру. Ислам включает в качеств е первоосновы не только свя щен ные духовные тексты, но и свод закон о в, который касается отправления религиозного культ а, семейной и государственной жизни. В исламе шир о ко представлены правовые вопросы: уголовное, гражданское право, общегосударственные установлення. Вся жизнь верующего человека должна полностью соответствовать требованиям и установкам ислама.

Глубокое проникновение религии во все сферы жизни приводит к тому, что исламские духовные институты стремя тся подчинить себ е государство и превратить его в религиозн у ю организ ацию. В совр еменном мир е это явлен и е принято называть исламским фундамен тализ м ом. Пример современного подобного государстве - Исламская республи ка Иран.


Принятие ислама арабск ими племен ами способствовало их консолидации. На базе ислама выросло в VIII в. могущественно е государство - Арабский Халифат. Под его властью оказалась огромная территория от Атлантического океан а до границ Китая: Северная Африка, Испания, Сицилия, Армени я, Азербайджан, Иран, Афгани стан, час т ь Индии и т. д.

Арабо - Исламский мир отличался высоким уровнем культурного и экономического развития. Арабская астрономия, медицина, алгебра, философия намного опережали ев ропейск ие науки того времени. Многие европейские народы заимствовали у арабов систему орошения полей, некоторые сельско хозяйственные культуры (рис, цитрусовые). Од нако христианскую Европу и арабо - исламский мир разделяли глубоки е религиозные различия, которые привели к началу крестов ых походов (конец XII- конец XIII вв.).

В Европе в период средневековья на ча л о сь станов ление новой формы за па дной цивилизации - европейско й христианской цивилизации. Она формируется на территории бывшей Римской империи. Формирование ев ропейск ой цивилизации происходило на основе синтеза античной цивилизации и уклада жизн и варв арских племен в ходе процессов христианизации, становления государствсшюстн и культуры новых народов Европы.

Во времен а античности христианство не представляло собой единой организ ации. На территори и Римской империи существ о вал ряд христианских церквей, имевших вероучительные, обрядовые, организационные отличия. Руководство этих церквей вело между собой борьбу за гегемонию в христианском мире. Наиб олее активно боролись за лидерст во глава Западной Римской церкви - папа Римский и


глава Византийской церкви - Константинопол ь ский па триа рх. Папа Римский объявил себя наместником Иисуса Христ а, преемником апостола Петра, верховным понтификом Вселенской (католической) церкви; патриарх Константинопол ь ский принял титул Вселенского патриарх а православной, то ест ь истинно Христианско й церкви, т. к. он признавал решения только первых семи Вселенских соборов Христианских церквей. 16 июня 1054 г. папа Римский и Константинопол ь ский па триа рх предали друг друга взаимно й анаф еме (церковному проклятию), чт о послужило формальным актом ра ск ол а христианства на ка толиче скую и православную церковь.

Две ветви христианства (православие и католич ество) стали основой формирования двух разновидн о стей европейской цивилизации: западной и восточной.

Византи й ская империя как самостоятельное государство просуществов а ло до XV века, когда он о было завоевано турками. Византия заложила основы восточноевропейско й православной цивилизации, носителями которой являют ся русские, болгары, украинцы, белорусы, греки, сербы и ряд други х народов Европы.

Становление западноевропейской католическо й цивилизации связано с Велики м переселением народов (IV-VII вв.) - вторжением варваров (герман ских племен, гуннов. сар мато в и др.) в пре д елы Римской империи. В V-VII вв. на захваченных варварскими племенами территориях начинают формироваться новые государственные образования, а в VI I-X вв. они достигают расцвета. Среди этих государст в особенн выделяются сначала королевство, а затем империя франков, достигшая сво е го наивысшего развития во время правления


Карла Вели кого (768-814 гг.); королевство германцев, преобразованное при короле Оттоне I в 962 г. в Священную Римскую империю.

Среди всех достижени й античной цивилизации, которые впитала в себя европейск ая цивилизация, наибольшее значен и е принадлежит христианству.

В условиях распада Рим с к о й империи, ее политических основ и хозя й ства, упадка культуры христианство стало духовн о й основ о й всей европейской цивилизации, несмотря на существ о вавши е противоречия между православием и католич ество м. Христ и анство спосо б ствовало формированию единого мировоззрения, нравств е н н ых н орм и ценностей народов Европы. Като л ическ а я и православная цсрковь были в средние века не только духовн ы ми, но и в л иятельными политическими организ ациями.

Итак, в средневеко вом мире в Азии и Европе сформировались основные цивилизациоиные регионы: арабо - мусуль ман с кий, западноевропейский и восточ ноевропейский.

 

 

ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XV ВЕКА

 

 

Руси.

 

Единое Древнер у сское государство на рубеже XI – XII вв. распалось на целый ряд отдельных полусамостоятельн ы х княжест в и земель. Это было начало периода феодальной раздробленности, который дл ился с XIII – XV век. Изучен ие причин феодального дробления Руси целесообразн о начать с рассмот р ения междукняжеских отношений после смерти Ярослава Мудрого. (1054 г.), которые теперь носили носили несколько иной характер. Русские зе мл и были разделены между тремя старшими сыновьями Яр ослав а: Изяславом, Св ятослав о м, Всеволо д ом. Земли были разд елены так, что ни у одного из братьев не было большого княжества. Их владени я располагались чересполостно. Вероятно, Ярослав стремился создать условия при которых бра тья не могли бы править самосто я тельно и зависили друг от друга. Таким образом


Ярослав пыталс я преодолеть возможность дробления государства, создав своеобразный триумвират Ярославичей. Этот треумвират на первых порах был достаточно действенным: братья вместе боролись против Романа Владимновича, захвати вшего Тмутарак ань; против Всеслава Полоцког о.

В 1073 г. начались усобицы между Ярославичами. Их не смог остановить княжеский съезд, проходивший в 1097 г. в Любече по инициативе переслав ского князя Владимира Мономаха. Съезд важен тем, что на нем было принято решен и е закрепи т ь “ отчины ” за кн язьми. Установление этого принципа юридически закрепляло уже начавшееся раз д елени е русского государства на отдельные княжеств а. Русская земля больше не считалась единым владением велико княжеского дома, а была совокупностью отдельных наслед ст венных “ отч ин ” ветвей княжеского дом а.

Усобицы остановились на некоторое время благодаря деятельности Владимира Мономаха, избранного киев ским боярством в 1113 г. великим князем

Княж ен ие Владимира Мономах а (1113-1125 г.) и его сына Мстислава Великого (1125- 1132 гг.) были временем востановления единства Древн е русско г о государства, а зат е м, по выражению летоп и сца " ра з д ра ся вся Зе мл я P усск ая ” на самосто я тельные княжества.

Период феодальной раздробленности нельзя представить себ е как время феодальной анархии. Полит и ческое единство Руси было разрушено, но ее государственн о сть сохранилась, только в новой форме - федерации. Сохранялся государственный центр, титул великог о князя, единая для всех " Русск ая правда ". Отношения между князьями регулировались заключавшимися между ними соглашениями и существ о вавши м


тогда обычным правом. Теперь князья боролись не за за хва т власти во всей стране, а за расширение границ своег о княжества за сч ет сосед ей.

Период феодального дробл е ния - объективный п роцесс, связ анный с общим ходом экономическо го и социально - политического развития Древнерусского государства. Он характерен не только для Руси, но и для все х стран Европы и Азии.

Большинство стран Западной Европы прошло период феодальной раздробленности, с X по XII вв, раньше, че м русские земли.

Очен ь важно разобраться в причинах и последствиях феодального дробления. Рус с кая дворянская историографи я основной причиной феодальной ра здробленности считала раздел земель между великокняжески ми наследниками. Современные историки рассмат р ивают более широкий круг причин.

1. Одной из главных причин являет ся изменение отношений между велики м князем и ег о друж инниками в результате о сед ания дружинников на зе мл ю.

В пер в ые полтора ве ка су ществов а ния Киевской Руси дружин а находилась пол н ос тью на содержан ии у князя. В XI в. усилился проце с с " оседания " дружин ы на землю. Дружинники, получая от князя землю и право собирать нало ги самим, приходили к выводу, что доход от военной добычи мене е надежен, чем сборы с крестьян и горожан. Доходы бывших дружинников уже не зави сели от милости князя, они станови л ись экономически независимыми от него.

2. С первой половины XII в. в Киев ско й Руси преобладающей формой собственности стан овится вотчина,


владелец которой мог распоряжаться ею по своему усмотрению. Владен ие вотчиной на кладывало на феодала обязанность нести воинскую службу, но его экономическая зависи мость от Великого киев ского князя зн ачительно ослабла.

3. Значительную роль в феодальном дроблении сыграл развивавшийся институт феодального иммунит ета (пра в о феодала осуществлять в свои х владениях некоторые государственные функции: сбор налогов, полицейский надзор, суд). Феодальн ый иммунитет предусматривает определенный уровень сувер е нитета феодала. В результате в крупных вотчинах образуется государственный аппарат, друж ина, суд, тюрьмы. Феодал сам собирал налоги, пошлины, вершил су д. Удельн ые князья начинают распоряжаться общинными землями, передают их от своего имени во власть боярам и мо настыря м. Бояре становились главной силой децентрализации государств а

, с их помощью у с тан а вливалась власть местн ы х князей. Формируются местные княжеские династии, а местные феодалы составляют двор и дружину этой дина стии. Огромное значен ие в этом процессе сыграло введ е ние пра в а н а следств е нности на землю и населяю щ их ее людей. Под влиянием всех этих процессов изменился ха ра к т е р отношений местных княжес тв с Киево м. На смену служебн о й зав и симост и от великог о киев ско г о князя приходят отношения политических партнеров, иногда в форме равноправных союзников, иногда сюз е рен а и вассала.

4. Исчер п ал себя и родов ой порядок княжен ия по старшен с тву. В условиях, когда княжеский род развет вился, отношения запутались, создавалась нест абильность власт и, обострялась борьба за нее. Необходи м а была новая организация власти, соответствующая ново му соотношению сил.


5. Децентрализации государст ва и созданию удельных княжест в спосо б ствовало в определенной степени г о сподство натурального хозяйств а, слабость экономических свя з ей.

6. Пал авторитет г. Киев а, как престольного города. Постоянные набеги кочевников, сокращение торговли, которое произошло в связи с те м, что торговый путь “ из варяг в греки ” потреял свое знач ение, так как хр истианским государством Запада в 1204 г. во время четвертого крестового похода (когда был разграблен Константинополь), открылось для судоходства Свя щен ное море. Все это привело к упадку Киев а. Н а с е л е ние Киев а и его предмести й ушло в безопасные места на Запад и Сев еро - Восток.

Государственный центр перемести л ся во Влад имир. Количество уде л ьных княжест в стремительно росло (с 15 в XII в. до 250 в XIV в.).

В конце XII - начале XIII в. на Руси определились три основных пол итических центра, каждый из которых оказывал значительное влияние на политическую жизнь в соседних с ними землях и княжест вах: для Северо - Восточной и Западной Руси – Владимиро – Суздальское кня жество; для Южной и Юго - Западной Руси – Галицко - Волынское княжество; для Северо - Западной Руси – Новгородская феодальная рес п убл и к а.

Децентр а лизация позволила лучше приспособить политическое устройство земель к местным условиям. В одних землях ве ликокняжес кая власт ь установилась в монархической форме (Владими р о - Суздальско е, Галицко - Волынск о е княжест ва), другие ст али боя р с к ими феодальны м и республиками (Новгород, Псков). При этом форма государственного устройства зав и села от соотношения политических сил (боярство и князь). В большинстве земель


князья подавили сеп аратизм боя р и установили единоличну ю власть. В Новгороде и Пско ве бояре подчинили себе князей, установили республиканский строй при своем господстве. На Руси возникла возможность выбора. Как известно, в дальнейшем вы бор был сделан в пользу самодержавия.

Феодальная раздробленность имела свои последстви я для исторического развития русск их земель как положительные, так и отрицательные. Она способствовала более полному использованию ресурсов и возможностей ка ждого княж ества, развитию культуры в новых центрах. С другой стороны раздробленность ослабляла си лы русских земель в борьбе с внешн ей опасностью.

 

XV-XVI ВВ.

 

ВВЕДЕНИ Е

 

Знакомство студентов нашего университет а с цик л ом гуманитарных дисциплин начинается с истории Отеч еств а. Изучени е истории имеет особую ценность для студентов технических вузов, так как дополняет профессиональное образование помогает расширить кругозор, повысить общекультурный уровень. История представ ля ет собой не только коллект ивную память народа, но и сокровищницу социального опыта, передающегося из поколения в пок о ление. Изучени е истории своей Родины необходимо не только для того, чтобы осмыслить прошлое и понять настоя щее, но и для решения в сего комплекса воспитательных и образовательных задач, возлагаемых обществ о м на высшую шк олу. Это - задачи интеллектуального и нравств е н н ого развития будущих инженеров.

Предлагаемое учебное пособие подготовлено в соответствии с " Государственн ы ми требованиями (Фед е ральный компонент) к обязател ьному миниму м у содержания и уров ню подгот о вки выпускников высшей школы по циклу " Общи е гуманитарные и социально - экономические дисциплины ”.

Содерж ание курса направленно на решение следующих основных задач:

1) формирование у сту д ентов целостного представления об историческом пу ти России и судьбах её

народа;

 

2) глубокое теоретическое осмыслен ие важ н ейших процессов и событий всеми р ной и отечественной истории, повлиявших на масштабы, темп и тип исторического развития России;


3) воспитание чувства па триотиз м а, любв и и гордости за свою Родину;

4) формирование у студенческо й мо лодёжи стремления внести сво й личный вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством, в защи ту природной среды, достижени й отечеств е нн ой и мировой культуры

 

 

История как наука. Ис т оричес к ое со знание.

 

История Росси и явля ется составной част ью мирового исторического процесса, поэтому своеобразие предлагаемого учебного курса, за ключае тс я в том, что отеч еств е нн ая история будет рассматр иваться в контек сте мировых событий. Такой подход способствует раскрытию целостной картины исторического пути России, наиболее глубокому пониманию своеобразия, места и роли нашей стр а ны в мировой цивилизации.

Изучени е любой науки начинается с определения понятий, которыми она оперирует. Пр ежде всего опре делим, что же такое история как наука и что она изучает. Известны й русски й историк В. О. Ключев ски й так писал об истори и как науке: " В научном язы к е слово " история " употребляется в двояком смы с ле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэт ому все, что совершает ся во времени, им ее т свою историю. Со держан ием истории, как отдельной науки, специальной от расли на уч ного знания; служит исторический процесс, т. е. ход, условия и успехи человеческого общежи тия или жизнь человечест ва в ее развитии и результатах ". Таки м образом, если дать краткое определение, то история – эт о


наука, изучаю щая многообразие че лове чес к ого обществ а во времени и пространств е.

Изучени е многообрази я и многомерности человеческого обществ а способствовало тому, что сложились це л ы е отрасли исторических знаний: политическ ая история, история государства и права, гражданская история, археологи я, история культуры, му зыки, языка, литературы. Сфо р мировались вспомогательные исторические дисциплины, разрабатывающие общие вопросы методик и и техники исторических исследований: источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников), палеография (история письма), геральдика (гербы), нумизматика (монеты, мед али, ордена), сфраги стика (печати), топонимика (изучение названий, географических пунктов) и др.

История одна из древнейших наук, ей около 2500 лег. Основоположником истории считает ся древнегреческий историк Геродот, живший в V в. до н. э. Он первым написал кни г у, которая так и на з ы в а л а с ь " История ”.

В ходе изучения истории формируется историческое сознание. Исто рическо е сознание - это одна и ва жных сторон обществ е нного сознания. Под историческим сознанием в нау к е понимается сово купность представлений общества в целом и его отдельных социальных груп п о св оем пр ошлом и прошлом че л о ве че с т ва.

Каждый народ обладает определенным кругом исторических представ лен и й о своем происхождении, важней ших событиях своей истории, деятелях прошлого, о соотношении своей истории с историей други х народов.


Именно истори ческое сознание помогает данной общности людей осознать себя как народ, нацию на основе памяти о своем прошлом.

Национально - историческое сознание - это фактор, обеспеч ивающи й самосохранение народа. Если его разрушить, то данный народ останется не только без прошлого, без св оих исторических корней, но и без будущего. Не случайно, гитлеровские фаши сты в захвач енных ими городах прежде всего стреми лись разрушить и осквернить исторические памятники. Убить и с торическую память народа - значит убить сам наро д, превратить его в раба. История нередко становилась ар ено й политической борьбы, на которой п р отивоборствующие стороны стреми лись к дискредитации истории государст ва сво е го противн и ка. Д о статоч но дискредитировать прошлое, чт обы постави т ь под сомнение настоя щее.

Таким образом, наше прошлое тесно переплетается с настоя щим и будущим, поэтому к отечеств е нн ой истории надо относиться уважительно и бережно, укрепляя свое историческое сознание.

 

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.