Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Роль русской православной церкви в становлении и укреплении ед иного государства .





 

 

В объединении русск их земель, формировании единого государства важную роль играла православная церковь, которая стала одним из самых авторитетных институтов в русско м обществ е.

Православие служило духовно - нравств е н н ой опорой русского народа в самые суровые годы л и шений. Во врем я татаро - монгольского ига знач ение православия еще более возросло. Великие моск овские князья, проводя сво ю объединительну ю политику, опирались на авторитет церкви. Известн о, что глав а Русской православной церкви митрополи т Владимирский Петр был в тесной дружбе с Иваном Калитой, подолгу жил в Москве, где и умер в 1326 г. и был погребен в Успен с ком соборе. Еще не став ст ольным городом, Москва превратились в общерусский церковный центр: туда в 1326 г. была перенесена митрополия. Это способствовало укреплению политической роли московск ого княжества. В ли це церкви Москва приобрела мощн ого и весьма влиятельного союзника.

Православное духовен ство игра л о активную роль в освободительном процессе от татаро - монгольского ига. Особые заслуги в этом имеет основатель Троице - Сер гиева монастыр я Сергий Радонежский, став ши й одни м из наиболее почитаемых святых русской православной церкви. Он в м ест е с Дмитрием Донским по праву может быть назван организ атором и вдохнов ителем победы русских войск над татарскими войсками во время Кули к о вской битвы.

В период подготовки Руси к отпору надвигав шимся полчищам Ма ма я ве л и к а роль Сергия Радонежского в создании


соответствующего духовно - нравств е н н ого настроя в русском обществ е. Именно в это время Сергию пришло видение: во сне ему явилас ь Богороди ц а и обещала св ое покрови тельство русской земле. В Средневековье та к о го рода откровения имели огромное влияние на настроение и состояние духа людей. Весть о " явлен и и Богороди ц ы " Сергию быстро распространилась по русск им землям, что способствовало подъему патриотического чувства, единении русско г о народа в подгот о вке к отпору новому золотоордынскому нашествию.

Дмитрий Донской накануне Куликовско ю сражени я получил благословение Сергия " на битву за землю русскую ". Вмест е с благословен и ем Сергий Ра донежский отп р авил для духовн о й и воинской поддержки двух иноков своего монаст ыря богатырей Андреи Ослябя и Алек сандра Пересвета.

Преподобный Сергий стреми лся прео долеть конфликты между русскими князьями, способствовал их консолидации в o имя интересов Руси. Перед Куликовской битвой он п р едостерег Рязанского князя Олега от выступлен и я на стороне Орды, что способствовало победе русских войск. В 1387 г. Сергий настоя л на браке дочери Дмитрия Донского с сыном рязанского князя Олег а Федором. Заключение этого брака помогло снять проблемы в отношениях Москвы и Рязани, и между ними надолго был заключен мир.

В формировании еди ного русского госудаоства боь ш ое знач ение имело становление национальной русско й православной церкви.

Процесс становления национальной русской православной церкви начался с обрет е ния ее самостоятельности по отношению к Византи й ской, получения стат уса авт о кефальной (независимой) церкви. Как известно, с начала своего


образования русская православная церковь была метрополи е й Константинопол ь ской патриархии. Высшее должностное лицо на Руси - митропол ит Киев ский, зате м Владимирский и М о сковск ий назначались Константинополем и был и по национальности греки. В XIII-XV вв., в связи с татаро - монгольски м нашест вием на Балк анский полуостров и захватом крестоносцами Византи и, процедура назначения и утверждения митрополита несколько изменилась. Чаще всего митрополит посвящался на Руси, а патриарх лишь утверждал это п о священ не.

В конце XV века в отношениях православных церквей Руси и Константинополя произошли существ е нные изменения. В 1439 г. для того, чтобы обеспечит ь защиту Византии от нашест вия турок, на Вселенском соборе во Флоренции провославная церковь подписала с ка толичес к ой церковью унию - документ об объединении восточной и зап а д н о й христи а нских церквей. Этим документом признавалось глав енство папы Римского над всеми христианскими церквями, но для православия сохранялось пра в о совершат ь обряды по его канонически м правилам. Флорентийская уния была расц енен а русской православной церковью и всем р у сски м обществом как предательство, отступничество от истинной веры, так как православная Русь воспитывалась в духе ненависти к католич еству. Флорентийская уния была отвергнута, и это послужило пов одом для отделения русской п р авославной церкви от Константинопольской патриархии.

По приказу Великого князя моско вского Василия I I I митрополит Исидор, участво вавший во Вселенско м соборе и подписавший унию, был арестован и брошен в темницу. Несколько лет спустя, в 1448 г. Собор русских эпископов


впервые без уч ас т и я Константинопол я избрал митрополитом русского человека - Ио ну, епископа Рязанского.

Окончат е льно русская православная церковь ст ан овится самосто я тельной в 1589 г., когда создастся авток е фальн а я Москов ск ая патриархия, и на Пом е стном соборе первым русским патриархом избирается Иов.

Следующим шагом в становлении национальной православной церкви было создание общерусски х святынь, что имело большое знач ение для укрепления духовн о го единства на Руси. Еще с времен Киев ской Руси жители кажд ой местности имели свои иконы и своих местных святы х угодн иков, под покровительством которых находился их край. Естественно, что такие местные угодники и чтились лишь в пределах своего края, а другие области их игнорировали.

Интересы обьединения русских земель требовали соз д ания общерусских святынь, которым бы поклонялись во всех регионах. Объединяя уделы, мо ск овские князья перевозили важней шие местные святыни в новую столицу. Таки м обра зом появились в Успенском соборе икона Спаса из Новгорода, икона Благовещения из Устюга, ик она Бож ь е й Мат е ри из Смолен ск а и др.

С объединением русских земель вокр уг Москвы в единое государство возникла необходимость централизации культа. В целях укрепления государственности началось создани е общерусского пантеона святых: мест ные святые стали переводиться в ранг общецер ковных. На решение этой задачи была направлена работа двух духовных соборов в период правления Ивана Грозного. На перво м соборе (1547 г.) было канонизаровано, то есть причислено к лику святых, 22


угодн ика. На втором (1549 г.) - еще 17 угодников. Таким образом, в Русской православной церкви за 3 года было канонизировано столько святых, сколько не было канонизировано за пя ть предыдущих веков ее сушествования.

На фон е возвышения международного авторитета р у сского государства, роста на циона л ь н ого самосознания уже в конце XV в. формируется религиозно - п о литическая теория о всемирно - исторической роли Москов ского царства, о Мо скве, как " третьем Риме ". Эта идея опиралась на пред став лен и е о спасительной роли для всего человечества русского православия, как единственно го хранителя " истинного христианства " после заключения Флорентийской уни и и захват а Константинопол я турками.

В XV веке формирование национальной церкви приобретает новые чер т ы. Национальная русская православная церковь превращается в государств енную церковь. Предпосылки этого были заложены в самой традиции вост очного христианства. Вост очная церковь признавала над собой верховенство государственной власти и входила в рамки правительственных учрежден ий. На Руси эту традицию стреми лся продолжить князь Владимир I, Андрей Боголюбский, Владимир Мономах. После распада единого русского государства на удельные кня ж еств а союз церкви и государства был нарушен. Этот со юз н а чинает восст анавлив а ться по мер е формирования единого русского государства. Так, великий князь Моско вский Иван III добился подчинении митрополичьей каф е д р ы своей воле. С конца XV век а назначения на высши е ступени в ц е рковной иерархии стали зависет ь исключительно от воли ве л и к о го князя. Одновременно церковь пос тепенно санкциониру ет


обожествление личност и государя - " помазанника Божьего ". Эта тенденция отчетливо проявилась в 1498 г. в обряде коронации митрополитом Симоном внука Ивана III - Дмитрия, а также в венчании на царство Иван а I V митропол итом Макарием в

1547 году. Чин венчания на ца рс тв о Иван а IV был составлен митрополитом Макарием. Митрополит в торжеств е нной обстановке (в Успен с ком соборе) возложил на молодого царя венец, золотую цепь и бармы Мономах а. При этом он говорил об Иване I V как о " богом возлюбленн ом и богом избранном ", " богом венчанном " царе.

Васили й III и Иван IV жестко контролировали лояльность церкви по отношению к в е ликокняжеской, а за тем и цар с ко й власти. Однако они хорошо понимали роль церкви ка к одного из устоев социально й стабильности и законопослушания в государстве. Сурово карая строптив ых иерархов не желавших примириться с проявлениями жестокости р у сских государей, они последовательно сохраняли за цер к овью монополию в вопросах вероисповедания и всячески демонстрировали свое личное благочестие.

Таким образом, русская православная церко вь сы грала важную роль в станов лении и укреплении единого российского государства, выступая носительницей национальной православной идеологии.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.