Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Of traumatized children and adolescents





Manual for the treatment

Of traumatized children and adolescents

Syed Arshad Husain, M. D.

William R. Holcomb, Ph. D.

Издано при финансовой поддержке

НО «Норвежская Народная Помощь»

© «СОСТРАДАНИЕ» Перевод на русский Язык, 1997

Перевод с английского М. И. Берковской

Компьютерная верстка: Л. Л. Расковская


РУКОВОДСТВО ПО ЛЕЧЕНИЮ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

С. Аршад Хусейн, M.D. Вильям Р. Холкомб, Ph. D.

ВСТУПЛЕНИЕ

Катастрофические события, такие как землетрясение, торнадо, сель, похище­ние, война, могут вызывать психологическую травму, оказывающую глубокое влия­ние на духовное, межличностное, эмоциональное, социальное, интеллектуальное и нейробиологическое развитие ребенка. Переживание событий, угрожающих жизни ребенка, приносящих ущерб ему самому или его семье, внезапная потеря дома и разрушение ближайшего окружения, насильственная смерть или ранение людей на его глазах вызывают у ребенка психологическую травму.

Воздействие травматического события на душу ребенка зависит от его возра­ста, стадии развития, конституции, предшествующего жизненного опыта. Семей­ное и культурное окружение также влияют на характер проявления травмы. Для клиницистов, работающих с травмой у детей, важно знать основные аспекты нор­мального развития детей и подростков.

НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗЕЙ И ПРИВЯЗАННОСТИ

Обычно к году у ребенка развивается сильная привязанность к родителям, и он враждебно реагирует на попытки разделить его с родителями. Это очень важное явление в эмоциональном развитии ребенка.

Опираясь на классический труд Лоренца (1935) об «импринтинге», не­сколько авторов предложили концепцию сенситивного периода для развития привязанности у человека. В данном исследовании мы, однако, не настаиваем на строго определенном периоде формирования привязанности. По теории Боулби, для нормального развития младенец и маленький ребенок должны получать до­статочно тепла и нежности от тех, кто его растит. Привязанность к воспитателям формируется на уровне нескольких поведенческих систем и приводит к возник­новению близости с ними; такие поведенческие механизмы называются механиз­мами привязанности.

Степень и характер привязанности после трех лет меняются. В подростковом возрасте привязанность к родителям может ослабевать. При этом степень привя­занности подростка к родным и другим взрослым может варьироваться от полного отказа от близости до буквально прилипания к ним. В большинстве случаев, одна­ко, граница проходит где-то посередине. У большинства детей остается сильная привязанность к родителям, при значимости других взрослых.


Следствия формирования привязанности

Во-первых, связи и привязанности распространяются на других людей. Во-вторых, развиваются предпосылки к установлению связей с посторонними и трево­га, связанная с разлукой.

Боязнь чужих

До шести месяцев младенец не избегает незнакомых лиц и ситуаций и не бо­ится их. Около восьми месяцев при появлении незнакомых людей он насупливает брови, морщится, у него могут отходить газы или ускориться сердечный ритм. Эти реакции, известные как «тревога трех месяцев», наблюдаются практически у всех детей с небольшими отклонениями по времени.

Между шестью и девятью месяцами у ребенка формируется такой сильный по­ложительный «мысленный образ» лица матери, что лица других людей он отвергает. Они вызывают тревогу, так как младенец не может совместить эти лица с лицом ма­тери. По мере роста он меньше отвергает чужих и меньше тревожится по этому по­воду. Дети в детдомах редко боятся чужих, так как постоянно с ними сталкиваются.

Генетический фактор также играет некоторую роль в развитии страха перед чужими. Фридман (1965) выявил, что у однояйцовых близнецов страх перед чужи­ми развивается более идентично, чем у разнояйцовых. Шаффер (1971) показал, что у девочек он развивается раньше, чем у мальчиков.

Страх разлуки

Страх разлуки появляется и достигает пика между 10 и 18 месяцами. В норме он включает в себя два компонента: 1) чувство отверженности, когда ребенок оказы­вается в незнакомой обстановке без матери; 2) неспособность ребенка добиться большей близости с матерью. Чем больше ребенок привязан к матери, тем сильнее страх разлуки. Если мать возвращается достаточно быстро, ребенок предпринимает действия для восстановления контакта и подтверждает свое место в их отношениях.

Если мать не возвращается, ребенок проходит через стадию протеста против разлуки, описанную ранее. К сожалению, болезненные проявления будут скорее/­всего всю жизнь преследовать покинутого ребенка.

Влияние слабого развития привязанности на будущее поведение

Все яснее становится, что у ребенка со слабо развитой привязанностью или выросшего без родителей высока вероятность развития антисоциального поведе­ния, отклонений, депрессии или суицидальных тенденций.

Привязанности и депрессия

Изучая анамнез детей, совершивших суицид, исследователи в большинстве слу­чаев обнаружили, что эти дети в то или иное время были разлучены с родителями.

Итак, мы видим, что ребенок с самого начала является существом социаль­ным. С рождения его поведение направлено на то, чтобы устанавливать связи с ок­ружающими его людьми, в частности, с матерью. За счет этих связей ребенок полу­чает защиту, питание и другие вещи, необходимые для выживания. Основная роль той, кто растит ребенка, незаменима. Ее способность понимать сигналы младенца, выражающие его потребность в любви и безусловном принятии, ее привязанность к ребенку, защита, обеспечивают ему оптимальные условия для роста и развития.

Любые нарушения взаимодействия ребенка с миром, будь то недостаток вза­имодействия, его потеря, расстройство, прерывание, лишение, нарушают нормаль­ное социальное, интеллектуальное, эмоциональное развитие ребенка. Но этот про­цесс обратим при положительных изменениях окружения ребенка.


РЕЗЮМЕ

Следствия формирования привязанности:

Боязнь чужих

Страх разлуки

Депрессия

Антисоциальное поведение

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА

Томас, Чесс, Бирч и др., (1965) в своем долгосрочном исследовании 130 детей из семей, принадлежащих среднему классу, выявили, что уже в три месяца дети яв­но различаются по темпераменту. Выделено девять основных характеристик темпе­рамента: 1) уровень активности; 2) ритмичность; 3) приближение и уход; 4) приспо­собляемость; 5) интенсивность реакций; 6) порог чувствительности; 7) расположе­ние духа; 8) отвлекаемость; 9) удержание внимания и настойчивость. Ниже мы опи­сываем каждую характеристику:

1) Уровень активности

Это характеристика моторного компонента жизни ребенка. Она измеряется в континууме, от высокой активности до низкой. У ребенка высокий уровень актив­ности, если он двигается во сне, постоянно в движении, плещется в ванне. При низ­кой активности ребенок не кричит, когда голоден, тихо лежит в ванне, не хватает бутылку, когда ест, и т.д.

2) Ритмичность

Под ритмичностью подразумевается регулярность или нерегулярность повторя­емых жизненных функций (сон, отправление естественных надобностей, еда, аппетит и др.). Ребенок ритмичен, если он каждый день в одно и то же время ложится спать и просыпается. Он неритмичен, если его график сна изменчив и непредсказуем.

3) Открытость и замкнутость

Это характеристика изначальной реакции ребенка на новую ситуацию. Это может быть новая еда, новая игрушка или новый человек. Ребенок, для которого все люди - друзья, открыт; если ребенок теряется в новой ситуации, прячется за мами­ну юбку, когда видит незнакомого человека, он замкнут.

4) Приспособляемость

Измеряется тем, насколько легко реакция ребенка меняется в желательном направлении. Например, ребенку сначала не понравилась новая еда, и он ее выплю­нул, но потом привык к ней и охотно ест. При слабой приспособляемости ребенок как отказался от новой еды, так и не будет ее есть, как его ни уговаривай.

5) Интенсивность реакции

Отражает энергию реакции независимо от ее качества и направления. Реак­ция может быть интенсивной или слабой (например, при голоде или боли). Реакция интенсивная, если ребенок пугается громкого звука и начинает плакать. При сла­бой реакции ребенок пугается, но не плачет; проголодавшись, хнычет, но не кричит.


6) Порог чувствительности

Определяется силой стимуляции, необходимой для вызова реакции, незави­симо от ее формы. У ребенка высокий порог визуальной стимуляции, если он не щурится от яркого света в глаза. То же касается социальной сферы. Если ребенок улыбается и смеется при виде незнакомого человека, но начинает плакать, если тот не обращает на него внимания и не играет с ним, значит, у ребенка низкий порог чувствительности. Если же ребенок не обращает на незнакомых внимания и не ре­агирует на них, у него высокий порог чувствительности.

7) Расположение духа

Расположение духа может быть отрицательным или положительным, в зависи­мости от того, как часто ребенок бывает довольным, радостным, дружелюбным. У ре­бенка положительное расположение духа, если он всегда улыбается незнакомым лю­дям, смеется, подпрыгивает, любит смотреть в окно. При отрицательном расположе­нии он вечно хнычет, задирает других детей, чуть что — плачет, и вечно все не по нем.

8) Отвлекаемость

Определяется тем, как легко меняется поведение ребенка в ответ на внешний стимул. Если ребенок тянется к горячему утюгу, но забывает о нем, стоит предло­жить ему игрушку, значит, он легко отвлекается. Если же никакими игрушками его от утюга не оттянешь, значит, он отвлекается с трудом.

9) Удержание внимания и настойчивость

Удержание внимания определяется тем, как долго ребенок может заниматься чем-то одним: играет ли он сам в песочнице или слушает чей-то рассказ.

Настойчивость определяется тем, как долго ребенок может сражаться с пре­пятствиями. Например, настойчивый малыш, когда он учится вставать, будет мно­го раз падать и снова пытаться встать. Ненастойчивый ребенок быстро откажется от этих попыток.

На основе данных наблюдений Чесс и Томас разделили детей по темперамен­ту на три основных типа. Легкий ребенок: ритмичный, положительно относится к новым стимулам, легко приспосабливается к изменениям, у него положительное расположение духа. Такие дети быстро привыкают к графику сна и кормления, лю­бят новую еду, улыбаются незнакомцам, быстро осваиваются в новой школе, легко принимают лишения, быстро понимают правила новой игры. 40% детей относятся к этой группе.

РЕЗЮМЕ

Типы темперамента:

Уровень активности

Ритмичность

Открытость и замкнутость

Приспособляемость

Интенсивность реакции

Порог чувствительности

Расположение духа

Отвлекаемость

РЕЗЮМЕ

Характеристики легкого, трудного
и заторможенного ребенка:

Легкий ребенок

Регулярный ритм

Открытость

Высокая приспособляемость

Трудный ребенок

Нерегулярный ритм

Закрытость

Слабая приспособляемость

Заторможенный ребенок

Умеренно закрыт

Умеренно выраженная

Нерегулярность ритмов

ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Предоминантная теория психосоциального развития разработана Эриком Эриксоном. Он родился в Германии, в семье датчан. Большую часть жизни он рабо­тал в различных клиниках и преподавал в Соединенных Штатах. Его теория восьми стадий психосоциального развития основана на самоидентификации.

Первая стадия — Базовое доверие/Базовое недоверие — захватывает первый год жизни. В это время у младенца развивается либо чувство доверия, либо чувст­во недоверия к миру. Эта стадия обусловлена взаимодействием матери и ребенка; Эриксон считает, что первое социальное достижение ребенка — его готовность дать матери выйти из поля его зрения, не проявляя при этом ни тревоги, ни гнева, так как он уверен и в ней, и в предсказуемости внешнего мира.

Когда ребенок чувствует себя покинутым, растерянным, оставленным без ре­сурсов к выживанию, у него развивается базовое недоверие к миру.

Вторая стадия — Самостоятельность/Стыд и Сомнение — захватывает второй и третий годы жизни. Первичные социальные действия в этой стадии: «удержать и освободить». Физически, ребенок учится в это время пользоваться туалетом, и он решает, потерпеть или освободить кишечник немедленно. Психологически, он ре­шает, держаться за свое, будь то игрушка или одобрение, которое он читает в глазах родителей, или не обращать внимание на то, что в данный момент ему не очень нужно. На этой основе в самоидентификацию ребенка входит либо враждебность, либо любовь и желание отдавать.

Третья стадия — Инициатива/Вина — приходится на четвертый и пятый годы. Первичные социальные действия на этой стадии: «делать самому» или «быть пас­сивным объектом действия». Мальчики при этом стремятся к вторжению, а девоч­ки ищут подтверждения своей способности нравиться. Если у детей возникают при этом «задние мысли», у них развивается чувство вины.

Четвертая стадия — Умение/Несостоятельность — приходится на 6-11 лет. Энергия мечты и больших ожиданий обуздывается и становится управляемой. Ра­бота приобретает такую же важность, как и игра. Теперь, когда ребенок уже создал основы безопасности, общество входит в его жизнь.

Основное внимание ребенка переключается с дома на школу. В этом новом мире ребенка подстерегают новые опасности. Ребенок теперь соревнуется в мире, где ставкой являются как его сиюминутные успех и счастье, так и успешность всей жизни. Если на предыдущих стадиях у него были трудности в приспособлении к миру, может развиться чувство несостоятельности. Это чувство может быть скры­тым и выявиться в экстремальных условиях, например при насилии по отношению к ребенку, или в переходном возрасте.

Пятая стадия — Самоидентификация/Смешение ролей — приходится на пе­реходный возраст. Детство сменяется юностью, возникает волна физиологических изменений, и подросток оценивает себя и свое прошлое с большей степенью зрело­сти. Его волнует, как воспринимают его окружающие, и насколько это совпадает с его самовосприятием, как совместить его прежние роли и навыки с новыми воз­можностями.

Основная проблема в этом периоде — смешение ролей, или гиперидентифи-кация. Это излишнее расширение идентификации объясняет, почему подростки объединяются в компании с общими интересами и целями и отвергают тех, кто на них непохож. Влюбленность занимает особое место в их жизни: лучший способ по­нять себя — увидеть свое отражение в другом.

Шестая стадия — Близость/Изоляция — начинается в переходном возрасте и переходит во взрослую жизнь. Эриксон определяет близость как способность к при­вязанности и партнерству и моральную силу сохранять эти отношения, даже если это требует жертв и компромиссов. Оборотной стороной близости является способ­ность жестко отстранять от себя людей, представляющих опасность.

Заключительные стадии развития, по Эриксону, — Творчество/Застой и Зре­лость, целостность/Отчаяние, на этом завершается жизненный цикл. Жизнь челове­ка, достигшего зрелости, продуктивна; при нарушениях на более ранних стадиях в жизни возникает застой. Восьмая стадия определяет, насколько человек готов к смерти. Человек подводит итоги: насколько успешна была его жизнь, и если жизнь воспринимается как неудачная и прожитая зря, наступает отчаяние, несравнимое ни с чем по силе и глубине.

РЕЗЮМЕ

Восемь стадий психосоциального развития
(Эриксон):

Базовое доверие \ недоверие к миру

Самостоятельность \ стыд, сомнение

Инициатива \ вина

Умение \ несостоятельность

Близость \ изоляция

Творчество \з астой

Зрелость \ отчаяние

Психологические задачи

переходного возраста:

Автономия

Идентификация

Сексуальность

Депрессия

Расстройства питания

Суицил

Алкоголизм, наркомания


ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ

Подростки редко сами обращаются к врачу. Обычно их приводят родители и учителя, обеспокоенные их состоянием. С подростком значительно труднее и в то же время важнее, чем с ребенком, установить доверительные отношения. Психопа­тология подростка часто драматична. Но к немедленной помощи взывают обычно родители, учителя, но не сами подростки.

Врачу лучше занять нейтральную позицию (за исключением случаев, когда пациент опасен для себя или окружающих). Необходим объективный взгляд на про­блемы подростка, тщательная диагностика состояния на основе беседы как с самим пациентом, так и с родителями, учителями и другими значимыми людьми.

Госпитализация показана при острой необходимости контроля или медика­ментозного лечения (суициды, тяжелые психозы, пищевые расстройства на грани органических изменений). Возможности и виды терапии следует обсудить с самим пациентом и с его семьей. Ни один тип терапии не является универсальным для всех подростков. Во многих случаях изолированная терапия одного вида неэффек­тивна.

Что такое ПТСР?

Характерный симптомокомплекс, развивающийся после
психологической травмы, вызванной событием, выходящим
за рамки обычного человеческого опыта, как-то:

Угроза жизни

Симптомы избегания

Обеднение чувств

Раздражительность

Сверхбдительность

Взрывные реакции

Физиологическая реакция на события
символизирующие или напоминающие травму

Обычно ребенок проходит пять фаз развития ПТСР: 1) отчаяние, 2) отрица­ние, 3) навязчивость, 4) прорабатывание, 5) завершение.

Отчаяние: немедленная реакция на травматическое событие; выражается в острой тревоге, при том, что ребенок еще не может осознать произошедшее.

Отрицание: возможны бессонница, амнезия, реакции отказа, бесчувствен­ность, лобная расторможенность, соматические симптомы.

Навязчивость: испуг, эмоциональная лабильность, постоянное возбуждение, нарушение сна.

Прорабатывание и завершение — заключительные фазы: ребенок осознает причины произошедшего; оплакав потери, он обретает надежду и способность строить планы на будущее.


РЕЗЮМЕ

Фазы ПТСР (Хоровитц, 1985):

1. Отчаяние — острая тревога без ясного осознания значимости
произошедшего

2. Отрицание — бессонница, амнезия, реакции ухода, оцепенение,
соматические симптомы

3. Навязчивость — взрывные реакции, эмоциональная лабильность,
хроническое состояние гипервозбудимости с нарушениями сна

Психодинамические

Поведенческие

Нейробиологические

ДИАГНОСТИКА ПТСР

При диагностике ПТСР у детей важно выявить специфические особенности травмы или насилия, которому подвергся ребенок, как-то:

1. Насколько реальна в представлении ребенка была угроза его жизни или опасность серьезных повреждений.

2. В какой степени ребенок был вовлечен в насилие и какие аспекты травмы были наиболее пугающими.

3. Насколько велика в представлении ребенка была опасность для значимых для него людей.

4. Реальная степень опасности ситуации.

5. Реакция значимых для ребенка людей на травматическое событие.

Иногда дети не могут управлять своими чувствами и эмоциями, связанными с травмой, и прибегают к реакциям ухода и избегания. Тем не менее, нужно поста­раться получить информацию о травме от самого ребенка.

РЕЗЮМЕ

 

Диагностика ПТСР:

Интервью с использованием
индекса реакций,

Шкалы реакций,

Заполняемые самим клиентом

Индекс реакций при ПТСР

1. Событие воспринимается как сильный стрессогенный фактор

2. Расстраивается при мыслях о событии

3. Боится повторения события

4. Пугается, когда думает о событии

5. Избегает того, что напоминает о событии

6. Возбужденный/нервный/легко пугается

7. Хочет избежать чувств

8. Навязчивые мысли

9. Плохие сны

10. Нарушения сна

11. Навязчивые образы и звуки

12. Потеря интереса к ранее значимой деятельности

13. Трудности концентрации внимания

14. Отстраненность (увеличение межличностной дистанции)

15. Мысли о событии вмешиваются в учебу

16. Чувство вины

Иногда используется шкала самооценки для взрослых «Шкала влияния события (пе­ресмотренная)» (Хоровитц, Вилнер, Алварец, 1979).

Фокусирование

Поздоровавшись с ребенком, дайте ему понять, что Вам важно то, что он пе­режил, и Вы говорили с другими детьми, которые тоже через это прошли.

«Мы говорили с другими детьми, которые пережили то же, что и ты».

«Ты не один. Мы говорили с другими очень смелыми, мужественными ребя­тами, с ними тоже такое случилось».

«Мы хотим постараться понять, что с тобой случилось, и помочь тебе».

Особые детали события

Какая-то деталь события может быть особенно болезненной для ребенка и иметь символическое значение. Необходимо помочь ребенку разделить себя и жертву или себя и насильника.

Самый страшный момент

Терапевт спрашивает ребенка, что было для него самым страшным. Даже ма­лыши могут выделить самый страшный момент события.

Насилие \ Физическое увечье

Терапевт подводит ребенка к осознанию воздействия на него насилия и фи­зического увечья. У ребенка может зафиксироваться в памяти травматический ви­зуальный образ. Он может снова и снова рисовать изуродованного или раненого от­ца. Хорошо во время интервью посмотреть с ребенком «хорошие» фотографии от­ца — это позволит обратиться к ранним образам и смягчить недавнюю травматиче­скую память. Ребенок должен принять реальность — смерть или увечье. Только ког­да ребенок примет физическую смерть родителя и почувствует свою безопасность, он сможет открыто говорить о своем горе.

Наказание или Возмездие

Терапевт может поддержать идеи возмездия, чтобы помочь справиться с чув­ством беспомощности. «Я понимаю, что ты желаешь зла человеку, который уда­рил ножом твоего отца. Представь себе, что бы ты хотел с ним сделать».


Страх возвращения убийцы

Ребенок может думать о мести, но бояться, что убийца вернется и нападет на
него.

Контроль над импульсами

Если ребенок связывает действия преступника с яростью, ненавистью, безу­мием, можно обсудить, что он сам делает, когда он в ярости. Ребенок часто не толь­ко теряет веру в то, что взрослые всегда могут справиться с собой, но и боится соб­ственных неконтролируемых эмоций, особенно если у него есть фантазии, связан­ные с местью.

Страшные сны

Ребенок часто видит страшные сны, связанные с травматическим событием, и это его волнует, т.к. в этих снах он видит предсказание будущего.

Ориентация на будущее

Полезно обсудить с ребенком, как он видит свое будущее, особенно его пред­ставление об отношениях с людьми в будущем.

Текущие проблемы

Когда ребенок справится с травмой, он начинает волноваться по поводу теку­щих проблем: где он будет жить, кто о нем будет заботиться, будет ли он в безопас­ности и т.д.

Резюме

Следует обсудить с ребенком сессию. Терапевт должен показать ребенку, что он принимает его чувства как понятные, реалистичные и нормальные для любого человека в подобной ситуации — ребенок не будет чувствовать себя одиноким и бу­дет готов принять дальнейшую помощь и поддержку. Можно снова посмотреть с ре­бенком его рисунки.

Реальные страхи

Повторите, что совершенно нормально чувствовать беспомощность и страх, а затем печаль и гнев. Обратитесь к опыту других детей, с которыми произошло по­добное, и они испытывали такие же чувства.

Чего ожидать

Расскажите ребенку, что с ним может происходить в дальнейшем. «Иногда во время уроков ты можешь вдруг вспомнить маму и расстроиться». «Ты можешь ис­пугаться, увидев нож». «Ты можешь вздрагивать от громких звуков». «Ты мо­жешь видеть страшные сны, но постепенно это пройдет». Скажите ребенку, что он может поделиться этими чувствами со взрослыми, и они его поймут и поддержат.

Смелость ребенка

Ребенок нуждается в повышении самооценки. Оцените его смелость, похва­лите за поведение во время интервью. «Ты проявил настоящую смелость, расска­зав мне о том, что произошло».


Отзыв ребенка об интервью

Спросите ребенка его мнение об интервью, что для него было полезным, что особенно трудным.

Заключительные слова

Поблагодарите ребенка за то, что он поделился с вами своими переживания­ми, выразите желание встретиться с ним еще.

 

РЕЗЮМЕ

Стадии интервью:

Начало интервью

Работа с травмой

Заключение

 

ТЕРАПИЯ ПТСР

Терапия начинается с интервью. Несколько видов терапии могут быть исполь­зованы одновременно: фармакотерапия, когнитивно-бихевиоральная терапия, иг-ротерапия, индивидуальная и групповая терапия.

РЕЗЮМЕ

Типы терапии ПТСР:

Фармакотерапия

Релаксация

Индивидуальная терапия

Групповая терапия

ФАРМАКОТЕРАПИЯ

Целью фармакотерапии являются облегчение симптомов навязчивости, избе­гания и автономных симптомов, а также снятие таких сопутствующих симптомов, как тревога, депрессия и диссоциация.

Обычно используются трициклические антидепрессанты, ингибиторы МАО и ингибиторы обратного захвата серотонина, эффективные при симптомах навязчи­вости, флэш-бэках и ночных кошмарах.

Клозапин эффективен при симптомах навязчивости и флэш-бэках. Препара­ты лития, клозапин и вальпроевая кислота также используются как седативные средства для снижения возбудимости и гиперактивности.

Но наиболее эффективной является когнитивная терапия.


РЕЗЮМЕ

Фармакотерапия:

Трициклики и ингибиторы МАО

Клозапин

Препараты лития

Вальпроевая кислота

РЕЗЮМЕ

Когнитивно-бихевиоральная терапия:

Раппорт, сбор информации

2. Моделирование и тренировка механизмов совлалания,
включая релаксацию и разговор с собой

3. Постепенное раскрытие с использованием воображения,
игр с куклами, рисования и т. д.

Системное восстановление

Ребенок обучается глубокой мышечной релаксации. Он создает иерархию стимулов, вызывающих тревогу, от слабого до самого сильного. Затем он устанав­ливает связь между тревожным стимулом и релаксацией.

Кисти и руки

Начни с левой кисти. Сильно сожми ее. Почувствуй напряжение в кисти и руке при сжатии. Теперь расслабь руку. Посмотри, насколько лучше она чувству­ет себя расслабленной. Опять сожми. Хорошо. Теперь расслабь и опусти руку. (Повторить то же для левой руки).

Руки и плечи

Вытяни руки вперед. Подними их над головой. Заведи их назад. Почувствуй напряжение в плечах. Сильнее вытяни руки. Теперь дай рукам упасть вдоль тела. Хорошо. Теперь снова вытяни. Протяни руки перед собой. Подними их над голо­вой. Заведи их назад. Сильнее. Теперь быстро опусти. Хорошо. Почувствуй, как расслабились плечи. Теперь потянись сильно-сильно. Старайся достать руками потолок. Вытяни руки перед собой. Сильно заведи назад. Почувствуй напряжение в руках и плечах. Потянись как можно сильнее. Отлично. Теперь быстро урони ру­ки вниз и почувствуй, как они расслабились. Они теперь такие теплые и ленивые.

Плечи и шея

Подними плечи к ушам и втяни голову в плечи. Напряги их. Хорошо, теперь расслабь и почувствуй тепло. Опять подними плечи и втяни голову, сильнее. Хо­рошо, расслабься. Почувствуй, как плечам и шее хорошо, когда они расслаблены. Еще раз: втяни голову в плечи и подними плечи. Подержи их так. Почувствуй на­пряжение в шее и плечах. Хорошо. Теперь расслабься и почувствуй себя удобно.

Рот

Сильно сожми зубы. Напряги мышцы шеи, чтобы зубы сжались посильнее. Теперь расслабься. Почувствуй, как это приятно. Теперь снова сожми зубы. Рас­слабь. Еще раз. Сильнее. Изо всех сил. Еще сильнее. Хорошо работаешь. Теперь расслабься. Постарайся расслабить все тело.

Лицо и нос

Наморщи нос. Чтобы было как можно больше морщинок. Сильно-сильно. Хорошо. Расслабь нос. Снова наморщи. Сильней. Так и держи. Хорошо. Теперь мо­жешь расслабить лицо. Смотри, когда ты морщишь нос, твои щеки, и рот, и лоб те­бе помогают. А когда ты расслабляешь нос, все лицо расслабляется, и это так при­ятно. Теперь сделай как можно больше морщинок на лбу. Расслабь лоб. Просто расслабься. Пусть лицо станет гладким. Никаких морщинок. Лицо такое милое, гладкое и расслабленное.


Живот

Напряги мышцы живота. Живот напряжен. Не двигайся. Держи живот. Теперь расслабься. Живот становится мягким. Расслабь как можно больше. Правда, так приятней? Так, снова напряги. Хорошо, расслабь. Устройся поудобней. Заметь разницу, когда живот напряжен и когда расслаблен. Нам так приятно, когда жи­вот расслаблен. Хорошо. Напряги еще раз. Сильнее. Еще сильнее. Хорошо. Рас­слабь. Совсем расслабь. Почувствуй себя удобно, расслабленно.

Теперь втяни живот изо всех сил. Прижми его к позвоночнику. Стань сов­сем худым. Расслабься. Больше не надо быть худым. Живот теплый, расслаблен­ный. Теперь опять втяни, до самого позвоночника. Опять стань худым. Стой так. Теперь расслабься. Пусть живот вернется на место и станет естественным. Хоро­шо себя чувствуешь? Ты славно поработал.

Ноги и стопы

Упрись подошвами в пол. Можешь помочь себе всей тяжестью ног. Упирай­ся, разведи подошвы в стороны. Теперь расслабь ноги. Почувствуй, как это прият­но. Хорошо. Снова упрись подошвами в пол. Помоги мышцами ног. Сильнее упи­райся. Расслабь стопы, ноги. Приятно, никакого напряжения. Может, ты почув­ствуешь тепло и покалывание.

Процедура

Для создания раппорта используется клиент-центрированный подход. Затем Вы просите описать травматическое событие.

1. Клиент называет эмоции, связанные с травматическим воспоминанием. Обычно это страх, но может быть также отвращение, депрессия, вина, гнев и т.д. За­тем он оценивает по 10-балльной шкале (от 0 до 10) степень травматичности воспо­минания.

2. Затем клиент называет физические симптомы или ощущения в теле, вызы­ваемые воспоминанием. Вы просите клиента мысленно пройти по всему телу, отме­чая как можно больше ощущений.

3. Затем клиент вербализирует свои мысли о себе в связи с событием, напри­мер: «Это была моя вина», «Это случилось из-за меня», «Я растерялся», «Я дол­жен был действовать лучше», «Я думал, я тоже погибну», «Ситуация совершенно вышла из-под контроля» и т.д. Вы просите его сформулировать обратные, позитив­ные утверждения: «Это не моя вина, виноват насильник», «Я сделал все возмож­ное в таких обстоятельствах» и т. д.

4. Объясните клиенту, что Вы будете двигать пальцем перед его глазами, а он должен следить за пальцем, не поворачивая головы, и при этом как можно подроб­нее воспроизводить в памяти травматическое событие, включая визуальные карти­ны, свои чувства и физические ощущения, свои слова, связанные с событием. Тера­певт делает 20-40 движений, останавливается, просит клиента закрыть глаза, сде­лать несколько глубоких вдохов, открыть глаза и рассказать о своих ощущениях. Объясните, что многим тяжело вспоминать, это естественно, что само событие уже прошло, это только воспоминание, и ничего нового не происходит, что в ходе тера­пии событие уйдет в прошлое и перестанет причинять боль. Попросите клиента поднять руку, если он хочет остановить процедуру и обсудить происходящее, что­бы двигаться дальше. Если Вы видите, что клиенту очень тяжело, или он диссоциирован, успокойте его: «Все хорошо, с тобой все в порядке», но во время процедуры старайтесь говорить как можно меньше.

Некоторые клиенты слишком многословно и долго рассказывают о деталях события. В этом случае лучше мягко прервать его и попросить сократить рассказ и больше говорить о своих ощущениях. Подчеркните, что то, что он говорит, не мо­жет быть правильным или неправильным, у каждого человека свои ощущения. По­том скажите: «Сосредоточься на этом» и продолжайте процедуру.


РЕЗЮМЕ

Процедура ГАПТ:

РЕЗЮМЕ

Эффект ГЛПТ:

Десенсибилизация памяти

Изменение отношения к событию и
переформирование воспоминаний о нем

ГРУППОВАЯ ТЕРАПИЯ

Многие методы бихевиорально-когнитивной терапии эффективны при при­менении их в группе. В ходе групповой терапии дети с ПТСР приобретают навыки рационального мышления, решения проблем и межличностных отношений. Эти же навыки необходимы детям и взрослым для совладания со стрессовыми ситуациями в жизни.

Формирование групп

Ведущий должен обладать базовыми знаниями когнитивно-бихевиоральной терапии и этапов нормального развития ребенка. Кроме того, он должен обладать такими детскими чертами, как воображение, любопытство, способность играть.

Размер группы зависит от возраста детей и типа проблем. Пять детей с деви-антным поведением могут оказаться сложнее, чем десять с замкнутостью и стесни­тельностью. Малыши требуют больше индивидуального внимания и структуриро­ванности группового процесса. Имея ко-терапевта в помощь ведущему, вы можете увеличить размер группы.


Мотивация участников

Успех групповой терапии определяется интересом и мотивацией участников. Групповой процесс должен быть построен так, чтобы детям было интересно. Как можно больше игр, мозаик и всего, что может вовлечь и заинтересов







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.