Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Внешние признаки утомления при занятиях





физическими упражнениями (по Н.Б. Танбиану)

 

Признак усталости Степень утомления
небольшая значительная резкая (большая)
Окраска кожи Небольшое покраснение Значительное покраснение Редкое покраснение или побледнение, синюшность
Движение Быстрая походка Неуверенный шаг, покачивание Резкие покачивания, отставния при ходьбе, беге, в альпинистских походах, на марше
Внимание Хорошее, безошибочное, выполнение указаний Неточность в выполнении команды, ошибки при перемене направлений Замедленное выполнение команд, воспринимаются только громкие команды
Самочувствие Никаких жалоб Жалобы на усталость, боли в ногах, отдышку, сердцебиение Жалобы на усталость, боли в ногах, головную боль, «жжение» в груди, тошноту и даже рвоту. Такое состояние держится долго.

Обязательно должны фиксироваться нарушения или отступления от привычного режима (которые почти всегда отражаются и на объективных показателях). В дневнике отмечается характер нарушения: несоблюдение чередования труда и отдыха, нарушение режима питания, употребление алкогольных напитков, курение и др.

При более расширенном самоконтроле (измерение отдельных час­тей тела, фиксации изменений отдельных функиионааьных показателей и т.д.) следует иметь в виду следующие положения.

Оценка физического развития с помощью антропометрических изменений дает возможность определять уровень и особенности физического развития, степень его соответствия полу и возрасту, выявлять имеющиеся отклонения, а также определять динамику физического развития под воздействием занятий физическими упражнениями и различными видами спорта (см. разд. 10.5).

Антропометрические измерения следует проводить периодически в одно и то же время суток, по общепринятой методике, с использованием стандартных инструментов.

Например, масса тела определяется периодически (1 - 2 раза в месяц) утром натошак, на одних и тех же весах, в одной и той же одежде. Следует иметь в виду; что в первом периоде тренировки масса тела обычно снижается, затем стабилизируется и в дальнейшем за счет прироста мышечной массы несколько увеличивается. О резком снижении массы тела следует поставить в известность преподавателя-тренера и врача.

Тренировочные нагрузки фиксируются кратко. Вместе с другими показателями самоконтроля они дают возможность объяснить раз­личны отклонения в состоянии организма.

Спортивные результаты могут показать, правильно или неправильно применяются средства и методы тренировочных занятий. Их анализ может выявить дополнительные резервы для роста физической подготовленности и спортивного мастерства за счет внесения корректив в учебно-тренировочный процесс.

 

Контрольные вопросы

1. Врачебный контроль.

2. Распределение занимающихся по медицинским группам.

3. Периодичность врачебного контроля.

4. Основные методы и методики врачебного контроля за занимающимися физической культурой и спортом.

5. Оценка физического развития при врачебном контроле.

6. Оценки функциональных возможностей при врачебном контроле.

7. Педагогический контроль и его характеристика.

8. Врачебно-педагогический контроль и его характеристика.

9. Самоконтроль, его цель и задачи.

10.Дневник самоконтроля.

11.Объективные и субъективные показатели самоконтроля.

12.Основные методы самоконтроля и их оценка.

13.Самоконтроль физического развития.

14.Самоконтроль развития физических качеств (функциональной подготовленности).

 

Литература:

1. Евсеев Ю. И. Физическая культура.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – С. 271-289

2. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь. – М.: Гардарики. 2007. - С. 242-270.

3. Физическая культура студента /Под ред. профессора В.И. Виленского. – М.: Гардарики, 2001. – С. 352-378.

4. Холодов Ж.К. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания. – М.: Академия, 2004. С. 154-156; 406-414.

5. Шевцов В.В. Теоретические и методические основы формирования военно-прикладных навыков и умений. – Тюмень: Вектор-Бук. 2000. – 56 с.

6. Шевцов В.В., Перов А.Н. Мониторинг физического и психического состояния учащихся кадетских классов – Современные подходы к подготовке кадров для органов внутренних дел и государственной противопожарной службы. Материалы: 9 межвузовская научно-методическая конференция. 5-6 февраля 2004 г. – Иркутск: ВСИ МВД России, 2004 - с. 34-36.

7. Шевцов В.В., Шевцова В.В., Шевцов А.В. Физическое состояние и пригодность учащейся молодежи к военной службе. Монография. – Тюмень: ТЮИ МВД РФ, 2005. – 172 с.

8. Шевцов В.В., Перов А.Н., Шевцов А.В. Оборонно-спортивный профиль: теория и практика, результаты мониторинга физического состояния учащихся. Монография. – Тюмень: ТЮИ МВД РФ, 2006. – 108 с.

9. Шевцов В.В., Шевцова В.В. Динамика показателей физической подготовленности студентов // Проблемы и перспективы физического воспитания и студенческого спорта в условиях модернизации высшей школы. Всероссийская научно-практическая конференция 7-9 июня 2007 г. - Казань: КГТУ им. Туполева, 2007 г. - с. 168-169.

10. Шевцов В.В., Перов А.Н., Шевцов А.В. Мониторинг физического состояния учащихся специализированных классов добровольной подготовки к военной службе. Монография. - Тюмень: ТЮИ МВД РФ, 2007. - 222 с.

11. Шевцов В.В., Шевцова В.В., Перов А.Н. Управление качеством физической подготовки учащихся к военной службе. – Тюмень: ТЮИ МВД РФ, 2008. – 68 с.

 

 


 

  ЛЕКЦИЯ 9 Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом.

 

Студент должен знать:

- формы, средства и основное содержание занятий различной направленности;

- основы планирования и организации самостоятельных занятий;

- основы оперативного, текущего и этапного самоконтроля при занятиях физическими упражнениями.

Студент должен уметь:

- применять различные средства и методы физического воспитания для своего самосовершенствования;

- планировать занятия различной направленности;

- осуществлять различные виды самоконтроля.

План лекции:

1. Мотивация, формы, средства и основное содержание самостоятельных занятий.

2. Планирование, организация и методические особенности самостоятельных занятий различной направленности.

3. Самоконтроль и диагностика психического и физического состояния.

Ключевые слова:

Мотивация, формы занятий, средства и содержание занятий, направленность занятий, планирование, оздоровление, коррекция психофизиологического состояния, гигиена, самоконтроль.

 

Наряду с широким развитием организованных форм занятий физической культурой существенное значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями в их различных формах: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультупаузы в течение учебного дня, специально организованные самостоятельные тренировочные занятия и т.п. Они нужны для укрепления здоровья, и для более быстрой адаптации к новым условиям обучения в вузе, и к необычным условиям учебных и производственных практик. Некоторым студентам необходимы дополнительные самостоятельные занятия для исполнения зачетных нормативов по учебной дисциплине «Физическая культура». Спортивная тренировка, как правило, также требует и самостоятельной подготовки.

1. Мотивация и целенаправленность
самостоятельных знаний

 

Мотивация – важнейший фактор обеспечения постоянных регулярных самостоятельных занятий физическими упражнениями. Именно она обеспечивает необходимую и неразрвную цепочку действий: мотивация – интерес – знания – регулярные занятия – эффективность.

Мотивация определяет и целенаправленность занятий, а она может быть различной:

• для укрепления здоровья;

• для коррекции недостатков физического развития и телосложения;

• для повышения своих функциональных возможностей;

• для психофизической подготовки к будущей профессиональной деятельности, для овладения жизненно необходимыми умениями и навыками;

• для активного отдыха.

И, как уже отмечалось, для получения зачета по физической культуре или для совершенствования личной спортивной подготовленности.

Естественно, что в некоторых случаях возможно совмешение двух или более мотивирующих вариантов самостоятельных занятий физическими упражнениями. Однако, как показывает практика, кроме мотивации, существуют и другие факторы:

первый - недостаток знаний - «с чего начать?»;

второй - «синдром понедельника» - «вот со следующего понедельника и начну!»;

третий - отсутствие видимых (ощущаемых) нарушений в состоянии здоровья, хотя регулярные физические упражнения полезны и практически здоровым лицам.

В первом случае при вашем обращении преподаватель физического воспитания должен дать вам необходимую консультацию. Во втором случае, когда преобладает широко распространенный феномен присутствия лени и отсутствия волевых качеств, многое зависит от вас. В третьем - обратитесь к дополнительным доводам о необходимости таких занятий - они вокруг нас. Оглянитесь! Посмотрите, как быстро «выходят из формы» (а иногда и из «строя») старшие товарищи, родственники. Болезнь - это проявление нарушений в организме, накопленных в предыдущие периоды жизни! Следовательно, нужна профилактика в настоящее время. То, что мы делаем сегодня, определяет наше здоровье в будущем!

 

2. Формы, средства и основное
содержание самостоятельных занятий

2.1 Формы самостоятельных занятий.
Типовая структура и содержание урока физической культуры.

Структура урока – это обоснованные в соответствии с определенными психологическими и физиологическими закономерностями соотношение и последовательность расположения во временных рамках урока элементов его содержания. Структура урока и его тип образуется из комбинации основных элементов процесса обучения. Структурное построение урока зависит от биологических закономерностей функционирования организма, определяющих его работоспособность и логики развертываний учебно-воспитательного процесса. Конкретные учебно-воспитательные задачи, содержание совместной деятельности учителя и учащихся определяет творческий подход к формированию структуры, определению типа урока. Не форма ведет за собой содержание, а содержание определяет форму.

Учет этих особенностей и закономерностей обусловливает выделение в уроке трех функционально связанных составных частей: вводно-подготовительной, основной, заключительной. Последовательность расположения этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физической нагрузки.

Вводно-подготовительная часть урока обеспечивает предпосылки для эффективной деятельность занимающихся в основной части. Задачи и содержание:

a. Начальная организация занимающихся (построение, рапорт ведущему, взаимное приветствие, строевые упражнения на месте);

b. Создание целевой установки (сообщение задач урока, разъяснение значимости предстоящей деятельности);

c. Обеспечение положительного эмоционального состояния и умеренная активация функций организма (функциональная музыка, ритмические и танцевальные упражнения, несложные физические упражнения, различные сочетания ходьбы и бега, хорошо знакомые подвижные игры и т.д.);

d. Обеспечение врабатывания систем организма, оперативной готовности занимающихся к результативному выполнению упражнений основной части урока (подводящие и подготовительные упражнения, элементы основных упражнений и т.д.).

Содержание и продолжительность вводно-подготовительной части не является стандартными и изменяется применительно к особенностям состояния занимающихся, характеру деятельности, предстоящей и основной части урока, условий его проведения. В часовом урочном занятии подготовительная часть занимает от 7 до 15 минут.

Основная часть урока направлена на углубленное решение образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, предусмотренных учебной программой и планом урока. К ним относится: общее и специальное развитие опорно-двигательного аппарата, повышение функциональных возможностей организма, формирование и совершенствование двигательных умений и навыков (обучение и совершенствование техники упражнений), формирование специальных знаний, развитие основных и специальных двигательных качеств, оптимизация психофизического состояния занимающихся, воспитание нравственных, интеллектуальных и волевых качеств. Содержание этой части определяется с учебным материалом программы. Продолжительность основной части урока 30-35 минут.

Заключительная часть урока (3-5 минут) направлена на оптимизацию процессов восстановления работоспособности, обеспечение психофизической готовности к последующей деятельности. Типичные задачи и содержание: снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц (различные варианты передвижений с постепенным снижением темпа, управления на расслабление мышц и на осанку), регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, упражнение на внимание), подведение итогов урока с оценкой учителем и самооценкой деятельности занимающихся, сообщение домашнего задания.

Содержание и продолжительность каждой части и весьма изменчивы, так как зависит от задач, вида и продолжительности занятия, от особенностей и состояния занимающихся, от условий работы и др. важно избегать в этом каких-либо шаблонов. Так, совсем не обязательно планировать решение всех типичных для каждой части задач. Наиболее целесообразным и экономным является сопряженное решение нескольких задач, посредством подбора соответствующих упражнений, методов и методических приемов их выполнения.

Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями определяются их целями и задачами. Существуют четыре формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение учебного дня, самостоятельные тренировочные занятия, попутная тренировка.

Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения от сна (более подробно см. в разд. 11.5.1).

Упражнения в течение учебного дня выполняются в перерывах меж­ду учебными занятиями. Такие упражнения предупреждают наступающее утомление, способствуют поддержанию высокой работоспособности длительное время. Выполнение физических упражнений в течение 10 - 15 мин через каждые 1 - 1,5 ч работы оказывает вдвое больший стимулирующий эффект на улучшение работоспособности, чем пассивный отдых в два раза большей продолжительности.

Физические упражнения нужно проводить в хорошо проветренных помещениях. Очень полезно их выполнять на открытом воздухе.

Самостоятельные тренировочные занятия можно проводить индивидуально или в группе. Выезд или выход для тренировок за пределы населенного пункта из-за возможных травм и непредвиденных ситуаций лучше проводить группой из 3 - 5 человек и более. Особенно это касается занятий на лыжах и водных видов спорта.

Время проведения самостоятельных тренировочных занятий выбирается индивидуально. «Совы», как правило, предпочитают тренироваться во второй половине дня.

Попутные тренировки можно проводить ежедневно. Выше отмечалось, что поездки в общественном транспорте можно частично заменить темповой или просто спокойной ходьбой. И вы получите небольшую дополнительную физическую нагрузку оздоровительной направленности.

Вместо того чтобы пользоваться лифтом или эскалатором в метро, используйте активный пеший подъем, хотя бы частично. Не пренебрегайте и пешим передвижением по лестницам вниз. Это тоже нагрузка на мышцы спины и ног.

Возможности использования попутной тренировки в повседневной жизни очень обширны. Здесь главное темп, характер и время выполнения трудовых физических действий (упражнений).

 

2.2. Средства и содержание самостоятельных занятий

 

Средством самостоятельных занятий являются именно физические упражнения различной направленности. Наиболее доступные из них - это ходьба и бег, плавание, ходьба и бег на лыжах, ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика, спортивные и подвижные игры, туристские походы.

Подбор средств определяется целенаправленностью этих занятий, индивидуальным уровнем здоровья и физической подготовленности, наличием свободного времени (в «активном» времени суток - утро, день, вечер), которое может быть использовано именно для самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Содержание самостоятельной подготовки опирается на конкретную ее направленность.

Конечно, отдельные упражнения могут использоваться на занятиях с различной направленностью, но характер их выполнения будет всегда иметь свои особенности (по интенсивности, объему и т.д.).

Рекомендуются как однопредметные (упражнения одного вида спорта) так и комплексные (упражнения из двух и более видов спорта) занятия. Можно комплексировать упражнения из различных видов спорта, типовые комплексы упражнений разнонаправленного воздействия, упражнения из одного вида спорта с типовым комплексом упражнений разнонаправленного воздействия и т.д.

 

 

3. Планирование и организация самостоятельных занятий, управление ими

 

Планирование самостоятельных занятий физическими упражнениями связано с наличием времени, свободного от учебы и других неотложных обязанностей. Однако один из главных педагогических принципов физического воспитания - систематичность, т.е. постоянство и регулярность проведения тренировочных занятий, полностью распространяется и на самостоятельные занятия. Без соблюдения этого принципа эффективности занятий ожидать не приходится.

При планировании занятий следует учитывать и другие (главным образом физические) нагрузки. Например, вряд ли стоит проводить специальные тренировочные занятия любой направленности, если в этот день у вас уже были двухчасовые обязательные занятия по физической культуре.

Организация самостоятельных занятий. Все студенты, приступающие к самостоятельным занятиям, должны иметь соответствующее заключение врача (возможны отдельные противопоказания - ограничения). Желательна предварительная консультация и со стороны преподавателя физического воспитания. Это особенно важно для студентов специальной медицинской группы. Студенты, занимающиеся в группах ЛФК (лечебной физической культуры) и освобожденные от практических занятий по физической культуре, обязательно должны получить предварительную консультацию у соответствующих врачей.

Сама организация каждого занятия различной направленности может существенно отличаться и по частоте проведения, и по продолжительности, и по другим составляющим. Обычно предусматривается проведение 2 - 7 занятий в неделю по 0,5 - 1,5 ч. Заниматься менее двух раз в неделю неэффективно. Лучшее время для тренировок - вторая половина дня, но не раньше, чем через 2 ч после приема пиши или не позднее, чем за час до отхода ко сну. Не рекомендуется тренироваться натощак.

Самостоятельные занятия проводятся по общепринятой структуре: «разминка», основная часть занятия, заключительная часть.

При самостоятельных занятиях следует также всемерно использовать положительное воздействие естественных факторов природы и закаливания, не зацикливаясь на занятиях в закрытых помещениях.

Управление самостоятельными занятиями осуществляется, главным образом, методом самоконтроля, при этом ориентируются на объективные и субъективные показатели. Например, самочувствие после занятий должно быть бодрым, настроение хорошим, не должно быть чувства разбитости и выраженного утомления. Лучше на занятиях «недодать, чем передать» (ведь внешнего контроля нагрузки нет!). Сон должен быть нормальным, с быстрым засыпанием и бодрым состоянием после него; аппетит после самостоятельных физических упражнений должен быть хорошим.

Из объективных показателей существенную информацию о состоянии занимающегося дает пульс (его восстановление после занятия), а также вес, который не должен существенно снижаться в течение недели (если занятия не были направлены специально на снижение массы тела). По результатам самоконтроля вносятся нужные поправки в тренировочный процесс (по объему, интенсивности и т.п.). Таким образом, дневник самоконтроля необходим.

Однако следует помнить, что самоконтроль не заменяет первичного и повторного врачебного контроля.

4. Основные методические положения
самостоятельных занятий







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.