|
Внешние признаки утомления при занятияхфизическими упражнениями (по Н.Б. Танбиану)
Обязательно должны фиксироваться нарушения или отступления от привычного режима (которые почти всегда отражаются и на объективных показателях). В дневнике отмечается характер нарушения: несоблюдение чередования труда и отдыха, нарушение режима питания, употребление алкогольных напитков, курение и др. При более расширенном самоконтроле (измерение отдельных частей тела, фиксации изменений отдельных функиионааьных показателей и т.д.) следует иметь в виду следующие положения. Оценка физического развития с помощью антропометрических изменений дает возможность определять уровень и особенности физического развития, степень его соответствия полу и возрасту, выявлять имеющиеся отклонения, а также определять динамику физического развития под воздействием занятий физическими упражнениями и различными видами спорта (см. разд. 10.5). Антропометрические измерения следует проводить периодически в одно и то же время суток, по общепринятой методике, с использованием стандартных инструментов. Например, масса тела определяется периодически (1 - 2 раза в месяц) утром натошак, на одних и тех же весах, в одной и той же одежде. Следует иметь в виду; что в первом периоде тренировки масса тела обычно снижается, затем стабилизируется и в дальнейшем за счет прироста мышечной массы несколько увеличивается. О резком снижении массы тела следует поставить в известность преподавателя-тренера и врача. Тренировочные нагрузки фиксируются кратко. Вместе с другими показателями самоконтроля они дают возможность объяснить различны отклонения в состоянии организма. Спортивные результаты могут показать, правильно или неправильно применяются средства и методы тренировочных занятий. Их анализ может выявить дополнительные резервы для роста физической подготовленности и спортивного мастерства за счет внесения корректив в учебно-тренировочный процесс.
Контрольные вопросы 1. Врачебный контроль. 2. Распределение занимающихся по медицинским группам. 3. Периодичность врачебного контроля. 4. Основные методы и методики врачебного контроля за занимающимися физической культурой и спортом. 5. Оценка физического развития при врачебном контроле. 6. Оценки функциональных возможностей при врачебном контроле. 7. Педагогический контроль и его характеристика. 8. Врачебно-педагогический контроль и его характеристика. 9. Самоконтроль, его цель и задачи. 10.Дневник самоконтроля. 11.Объективные и субъективные показатели самоконтроля. 12.Основные методы самоконтроля и их оценка. 13.Самоконтроль физического развития. 14.Самоконтроль развития физических качеств (функциональной подготовленности).
Литература: 1. Евсеев Ю. И. Физическая культура.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – С. 271-289 2. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь. – М.: Гардарики. 2007. - С. 242-270. 3. Физическая культура студента /Под ред. профессора В.И. Виленского. – М.: Гардарики, 2001. – С. 352-378. 4. Холодов Ж.К. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания. – М.: Академия, 2004. С. 154-156; 406-414. 5. Шевцов В.В. Теоретические и методические основы формирования военно-прикладных навыков и умений. – Тюмень: Вектор-Бук. 2000. – 56 с. 6. Шевцов В.В., Перов А.Н. Мониторинг физического и психического состояния учащихся кадетских классов – Современные подходы к подготовке кадров для органов внутренних дел и государственной противопожарной службы. Материалы: 9 межвузовская научно-методическая конференция. 5-6 февраля 2004 г. – Иркутск: ВСИ МВД России, 2004 - с. 34-36. 7. Шевцов В.В., Шевцова В.В., Шевцов А.В. Физическое состояние и пригодность учащейся молодежи к военной службе. Монография. – Тюмень: ТЮИ МВД РФ, 2005. – 172 с. 8. Шевцов В.В., Перов А.Н., Шевцов А.В. Оборонно-спортивный профиль: теория и практика, результаты мониторинга физического состояния учащихся. Монография. – Тюмень: ТЮИ МВД РФ, 2006. – 108 с. 9. Шевцов В.В., Шевцова В.В. Динамика показателей физической подготовленности студентов // Проблемы и перспективы физического воспитания и студенческого спорта в условиях модернизации высшей школы. Всероссийская научно-практическая конференция 7-9 июня 2007 г. - Казань: КГТУ им. Туполева, 2007 г. - с. 168-169. 10. Шевцов В.В., Перов А.Н., Шевцов А.В. Мониторинг физического состояния учащихся специализированных классов добровольной подготовки к военной службе. Монография. - Тюмень: ТЮИ МВД РФ, 2007. - 222 с. 11. Шевцов В.В., Шевцова В.В., Перов А.Н. Управление качеством физической подготовки учащихся к военной службе. – Тюмень: ТЮИ МВД РФ, 2008. – 68 с.
Студент должен знать: - формы, средства и основное содержание занятий различной направленности; - основы планирования и организации самостоятельных занятий; - основы оперативного, текущего и этапного самоконтроля при занятиях физическими упражнениями. Студент должен уметь: - применять различные средства и методы физического воспитания для своего самосовершенствования; - планировать занятия различной направленности; - осуществлять различные виды самоконтроля. План лекции: 1. Мотивация, формы, средства и основное содержание самостоятельных занятий. 2. Планирование, организация и методические особенности самостоятельных занятий различной направленности. 3. Самоконтроль и диагностика психического и физического состояния. Ключевые слова: Мотивация, формы занятий, средства и содержание занятий, направленность занятий, планирование, оздоровление, коррекция психофизиологического состояния, гигиена, самоконтроль.
Наряду с широким развитием организованных форм занятий физической культурой существенное значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями в их различных формах: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультупаузы в течение учебного дня, специально организованные самостоятельные тренировочные занятия и т.п. Они нужны для укрепления здоровья, и для более быстрой адаптации к новым условиям обучения в вузе, и к необычным условиям учебных и производственных практик. Некоторым студентам необходимы дополнительные самостоятельные занятия для исполнения зачетных нормативов по учебной дисциплине «Физическая культура». Спортивная тренировка, как правило, также требует и самостоятельной подготовки. 1. Мотивация и целенаправленность
Мотивация – важнейший фактор обеспечения постоянных регулярных самостоятельных занятий физическими упражнениями. Именно она обеспечивает необходимую и неразрвную цепочку действий: мотивация – интерес – знания – регулярные занятия – эффективность. Мотивация определяет и целенаправленность занятий, а она может быть различной: • для укрепления здоровья; • для коррекции недостатков физического развития и телосложения; • для повышения своих функциональных возможностей; • для психофизической подготовки к будущей профессиональной деятельности, для овладения жизненно необходимыми умениями и навыками; • для активного отдыха. И, как уже отмечалось, для получения зачета по физической культуре или для совершенствования личной спортивной подготовленности. Естественно, что в некоторых случаях возможно совмешение двух или более мотивирующих вариантов самостоятельных занятий физическими упражнениями. Однако, как показывает практика, кроме мотивации, существуют и другие факторы: первый - недостаток знаний - «с чего начать?»; второй - «синдром понедельника» - «вот со следующего понедельника и начну!»; третий - отсутствие видимых (ощущаемых) нарушений в состоянии здоровья, хотя регулярные физические упражнения полезны и практически здоровым лицам. В первом случае при вашем обращении преподаватель физического воспитания должен дать вам необходимую консультацию. Во втором случае, когда преобладает широко распространенный феномен присутствия лени и отсутствия волевых качеств, многое зависит от вас. В третьем - обратитесь к дополнительным доводам о необходимости таких занятий - они вокруг нас. Оглянитесь! Посмотрите, как быстро «выходят из формы» (а иногда и из «строя») старшие товарищи, родственники. Болезнь - это проявление нарушений в организме, накопленных в предыдущие периоды жизни! Следовательно, нужна профилактика в настоящее время. То, что мы делаем сегодня, определяет наше здоровье в будущем!
2. Формы, средства и основное 2.1 Формы самостоятельных занятий. Структура урока – это обоснованные в соответствии с определенными психологическими и физиологическими закономерностями соотношение и последовательность расположения во временных рамках урока элементов его содержания. Структура урока и его тип образуется из комбинации основных элементов процесса обучения. Структурное построение урока зависит от биологических закономерностей функционирования организма, определяющих его работоспособность и логики развертываний учебно-воспитательного процесса. Конкретные учебно-воспитательные задачи, содержание совместной деятельности учителя и учащихся определяет творческий подход к формированию структуры, определению типа урока. Не форма ведет за собой содержание, а содержание определяет форму. Учет этих особенностей и закономерностей обусловливает выделение в уроке трех функционально связанных составных частей: вводно-подготовительной, основной, заключительной. Последовательность расположения этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физической нагрузки. Вводно-подготовительная часть урока обеспечивает предпосылки для эффективной деятельность занимающихся в основной части. Задачи и содержание: a. Начальная организация занимающихся (построение, рапорт ведущему, взаимное приветствие, строевые упражнения на месте); b. Создание целевой установки (сообщение задач урока, разъяснение значимости предстоящей деятельности); c. Обеспечение положительного эмоционального состояния и умеренная активация функций организма (функциональная музыка, ритмические и танцевальные упражнения, несложные физические упражнения, различные сочетания ходьбы и бега, хорошо знакомые подвижные игры и т.д.); d. Обеспечение врабатывания систем организма, оперативной готовности занимающихся к результативному выполнению упражнений основной части урока (подводящие и подготовительные упражнения, элементы основных упражнений и т.д.). Содержание и продолжительность вводно-подготовительной части не является стандартными и изменяется применительно к особенностям состояния занимающихся, характеру деятельности, предстоящей и основной части урока, условий его проведения. В часовом урочном занятии подготовительная часть занимает от 7 до 15 минут. Основная часть урока направлена на углубленное решение образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, предусмотренных учебной программой и планом урока. К ним относится: общее и специальное развитие опорно-двигательного аппарата, повышение функциональных возможностей организма, формирование и совершенствование двигательных умений и навыков (обучение и совершенствование техники упражнений), формирование специальных знаний, развитие основных и специальных двигательных качеств, оптимизация психофизического состояния занимающихся, воспитание нравственных, интеллектуальных и волевых качеств. Содержание этой части определяется с учебным материалом программы. Продолжительность основной части урока 30-35 минут. Заключительная часть урока (3-5 минут) направлена на оптимизацию процессов восстановления работоспособности, обеспечение психофизической готовности к последующей деятельности. Типичные задачи и содержание: снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц (различные варианты передвижений с постепенным снижением темпа, управления на расслабление мышц и на осанку), регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, упражнение на внимание), подведение итогов урока с оценкой учителем и самооценкой деятельности занимающихся, сообщение домашнего задания. Содержание и продолжительность каждой части и весьма изменчивы, так как зависит от задач, вида и продолжительности занятия, от особенностей и состояния занимающихся, от условий работы и др. важно избегать в этом каких-либо шаблонов. Так, совсем не обязательно планировать решение всех типичных для каждой части задач. Наиболее целесообразным и экономным является сопряженное решение нескольких задач, посредством подбора соответствующих упражнений, методов и методических приемов их выполнения. Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями определяются их целями и задачами. Существуют четыре формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение учебного дня, самостоятельные тренировочные занятия, попутная тренировка. Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения от сна (более подробно см. в разд. 11.5.1). Упражнения в течение учебного дня выполняются в перерывах между учебными занятиями. Такие упражнения предупреждают наступающее утомление, способствуют поддержанию высокой работоспособности длительное время. Выполнение физических упражнений в течение 10 - 15 мин через каждые 1 - 1,5 ч работы оказывает вдвое больший стимулирующий эффект на улучшение работоспособности, чем пассивный отдых в два раза большей продолжительности. Физические упражнения нужно проводить в хорошо проветренных помещениях. Очень полезно их выполнять на открытом воздухе. Самостоятельные тренировочные занятия можно проводить индивидуально или в группе. Выезд или выход для тренировок за пределы населенного пункта из-за возможных травм и непредвиденных ситуаций лучше проводить группой из 3 - 5 человек и более. Особенно это касается занятий на лыжах и водных видов спорта. Время проведения самостоятельных тренировочных занятий выбирается индивидуально. «Совы», как правило, предпочитают тренироваться во второй половине дня. Попутные тренировки можно проводить ежедневно. Выше отмечалось, что поездки в общественном транспорте можно частично заменить темповой или просто спокойной ходьбой. И вы получите небольшую дополнительную физическую нагрузку оздоровительной направленности. Вместо того чтобы пользоваться лифтом или эскалатором в метро, используйте активный пеший подъем, хотя бы частично. Не пренебрегайте и пешим передвижением по лестницам вниз. Это тоже нагрузка на мышцы спины и ног. Возможности использования попутной тренировки в повседневной жизни очень обширны. Здесь главное темп, характер и время выполнения трудовых физических действий (упражнений).
2.2. Средства и содержание самостоятельных занятий
Средством самостоятельных занятий являются именно физические упражнения различной направленности. Наиболее доступные из них - это ходьба и бег, плавание, ходьба и бег на лыжах, ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика, спортивные и подвижные игры, туристские походы. Подбор средств определяется целенаправленностью этих занятий, индивидуальным уровнем здоровья и физической подготовленности, наличием свободного времени (в «активном» времени суток - утро, день, вечер), которое может быть использовано именно для самостоятельных занятий физическими упражнениями. Содержание самостоятельной подготовки опирается на конкретную ее направленность. Конечно, отдельные упражнения могут использоваться на занятиях с различной направленностью, но характер их выполнения будет всегда иметь свои особенности (по интенсивности, объему и т.д.). Рекомендуются как однопредметные (упражнения одного вида спорта) так и комплексные (упражнения из двух и более видов спорта) занятия. Можно комплексировать упражнения из различных видов спорта, типовые комплексы упражнений разнонаправленного воздействия, упражнения из одного вида спорта с типовым комплексом упражнений разнонаправленного воздействия и т.д.
3. Планирование и организация самостоятельных занятий, управление ими
Планирование самостоятельных занятий физическими упражнениями связано с наличием времени, свободного от учебы и других неотложных обязанностей. Однако один из главных педагогических принципов физического воспитания - систематичность, т.е. постоянство и регулярность проведения тренировочных занятий, полностью распространяется и на самостоятельные занятия. Без соблюдения этого принципа эффективности занятий ожидать не приходится. При планировании занятий следует учитывать и другие (главным образом физические) нагрузки. Например, вряд ли стоит проводить специальные тренировочные занятия любой направленности, если в этот день у вас уже были двухчасовые обязательные занятия по физической культуре. Организация самостоятельных занятий. Все студенты, приступающие к самостоятельным занятиям, должны иметь соответствующее заключение врача (возможны отдельные противопоказания - ограничения). Желательна предварительная консультация и со стороны преподавателя физического воспитания. Это особенно важно для студентов специальной медицинской группы. Студенты, занимающиеся в группах ЛФК (лечебной физической культуры) и освобожденные от практических занятий по физической культуре, обязательно должны получить предварительную консультацию у соответствующих врачей. Сама организация каждого занятия различной направленности может существенно отличаться и по частоте проведения, и по продолжительности, и по другим составляющим. Обычно предусматривается проведение 2 - 7 занятий в неделю по 0,5 - 1,5 ч. Заниматься менее двух раз в неделю неэффективно. Лучшее время для тренировок - вторая половина дня, но не раньше, чем через 2 ч после приема пиши или не позднее, чем за час до отхода ко сну. Не рекомендуется тренироваться натощак. Самостоятельные занятия проводятся по общепринятой структуре: «разминка», основная часть занятия, заключительная часть. При самостоятельных занятиях следует также всемерно использовать положительное воздействие естественных факторов природы и закаливания, не зацикливаясь на занятиях в закрытых помещениях. Управление самостоятельными занятиями осуществляется, главным образом, методом самоконтроля, при этом ориентируются на объективные и субъективные показатели. Например, самочувствие после занятий должно быть бодрым, настроение хорошим, не должно быть чувства разбитости и выраженного утомления. Лучше на занятиях «недодать, чем передать» (ведь внешнего контроля нагрузки нет!). Сон должен быть нормальным, с быстрым засыпанием и бодрым состоянием после него; аппетит после самостоятельных физических упражнений должен быть хорошим. Из объективных показателей существенную информацию о состоянии занимающегося дает пульс (его восстановление после занятия), а также вес, который не должен существенно снижаться в течение недели (если занятия не были направлены специально на снижение массы тела). По результатам самоконтроля вносятся нужные поправки в тренировочный процесс (по объему, интенсивности и т.п.). Таким образом, дневник самоконтроля необходим. Однако следует помнить, что самоконтроль не заменяет первичного и повторного врачебного контроля. 4. Основные методические положения Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|