Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Коррекция физического развития и телосложения





 

Возможности физической культуры в укреплении здоровья, коррекции телосложения и осанки, повышении общей работоспособности, психической устойчивости очень велики, но неоднозначны.

Известно, что физическое развитие человека как процесс изменения и становления морфологических и функциональных свойств зависит и от наследственности, и от условий жизни, а также от физического воспитания с момента рождения. Конечно, не все признаки физического развития в одинаковой степени поддаются исправлению в студенческом возрасте: труднее всего корректировать рост (правильнее - длина тела), значительно легче - массу тела (вес) и отдельные антропометрические показатели (окружность грудной клетки, бедер и т.д.).

Прогнозы по увеличению роста в основном неутешительны, ибо установлено, что рост человека относится к наследственным признакам. Естественно, что этот «наследственный показатель» в значительной мере зависит и от условий внешней среды, и от питания «строительного материала», и от возможности соблюдения основ здорового образа жизни. Не случайно дети, растущие в значительно лучших условиях, чем их родители, как правило, бывают более высокими.

Однако есть обнадеживающие моменты, основанные на личных активных действиях. Так, по сведениям некоторых авторов (В.В. Бунак и др.), рост в длину у мужчин продолжается до 25 лет, хотя многие исследователи считают, что этот процесс прекращается у девушек к 17 - 18 годам, а у юношей - к 19 годам. По разным причинам, в том числе из-за недостатка двигательной активности, у некоторых нарушается обмен веществ и происходит «сбой» в эндокринной системе организма и нормальный возрастной прирост длины тела иногда замедляется, но не останавливается. Физиологические механизмы влияния недостатка двигательной активности сложны, но в несколько упрощенном изложении они таковы.

Под влиянием физических нагрузок улучшается кровоснабжение всех тканей, усиливается обмен веществ и, что особенно важно, в организме образуется биологически активное вещество - соматотропный гормон (СТГ). Этот гормон (соматотропин) алияет на увеличение длины костей и, следовательно, на рост человека. Непосредственным местом воздействия гормона на кость является ее концевое образование - эпифизарный хрящ, который по мере роста постепенно заменяется костным веществом, т.е. происходит рост кости. Оптимальное механическое раздражение эпифизов усиливает действие гормона. В последние годы установлено. что физические нагрузки умеренной мощности и продолжительностью 1,5 - 2 ч могут более чем в 3 раза увеличить СТГ в организме. Однако не всегда и не все физические нагрузки стимулируют рост. Кратковременные (10 - 15 мин), небольшой интенсивности (пульс не выше 100 - 120 удар/мин), чрезмерно большие весовые, а также длительные (многочасовой бег и т.п.) нагрузки не приводят к увеличению СТГ. Более того, последние могут содействовать быстрому окостенению эпифиза.

Таким образом, здоровый образ жизни, оптимальные занятия физической культурой и спортом могут улучшить функционирование систем организма и активизировать рост тела. Это не фантазия, этому есть примеры: существенное увеличение роста у отдельных студентов, особенно на первых двух курсах. Чаше всего это происходит у тех, кто впервые приобщился к спортивным занятиям именно в студенческом возрасте. Автор, имеющий многолетний опыт работы со студентами, может подтвердить случай, когда рост студента увеличился за время обучения и регулярных тренировок (по вольной борьбе) на первых трех курсах технического факультета на 16 см. Сравнительно часто отмечается прирост тела в длину у студентов и студенток до 5 - 6 и даже до 10 см.

Следующим обнадеживающим моментом в стремлении увеличить свой рост является ваша осанка. Известно, что в течение суток рост взрослого человека может изменяться до 2 - 3 см. Опуская описание суточного изменения тонуса мыши, состояния межпозвоночных хрящевых дисков, мы можем говорить о влиянии осанки человека на его фактический и визуально воспринимаемый рост. Утром, когда распрямляющие мышны в тонусе, рост человека выше. К вечеру эти мышцы особенно устают, кривизна изгибов позвоночного столба увеличивается, человек сутулится и становится ниже ростом. В том же направлении действуют мышцы, сгибающие позвоночник. Тонус этих мыши увеличивается, что приводит к закрепощению изгибов, в результате рост уменьшается на 2 - 3 см и более. Но попробуйте вечером приосаниться, расправить плечи... И рост ваш пойдет вверх... На сколько?

Это зависит от многих факторов, но осанка занимает не последнее место. В своей брошюре «Можно ли подрасти?» кандидат медицинских наук М.З. Залесский приводит интересный факт. Американский цирковой артист Ф. Виллард на протяжении многих лет демонстрировал удивительный номер. Он выходил на манеж - обычный человек среднего роста, а затем на глазах у ошеломленной публики начинал увеличивать свой рост. За несколько минут Виллард, расслабляя одни мышцы позвоночника и напрягая другие, максимально распрямлял все четыре анатомических изгиба позвоночного столба, за счет этого его рост становился больше на 20 см. Именно на этом принципе основана выработка осанки у человека.

Немаловажную роль в этом процессе имеет и повседневный постоянный самоконтроль осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя (подбородок должен быть всегда параллелен земле). Если вы сами идете пружинящей походкой, спина прямая, т.е. вы не горбитесь, если голова не опушена, а приподнята, то ваш рост и фактически, и визуально становится больше. Пусть это всего 2 - 3 см, но все же! Но красивую осанку обеспечивает не только желание ее иметь, но и хорошее состояние, постоянный высокий тонус определенных групп мышц (в основном разгибателей) шеи, туловища, ног.

Существуют специальные методики воспитания осанки у военных. в классическом и народном танцах, в спортивной практике. В некоторых видах спорта над ней работают специально (спортивная, художественная. ритмическая гимнастика, прыжки в воду), в других видах (плавание, волейбол, легкоатлетические многоборья) она формируется естественным путем в ходе многолетней тренировки. Но бесспорно одно - выработка хорошей осанки возможна и в студенческие годы при регулярном выполнении соответствующих упражнений.

Опыт показывает, что наиболее благоприятно на стимуляцию роста влияют спортивные игры (баскетбол, волейбол, бадминтон, теннис и др.). Их рекомендуют сочетать с нагрузками умеренной мощности (в плавании, ходьбе на лыжах, беге) 2 - 3 раза в неделю но 40 - 120 мин. Благотворно воздействуют на рост и ежедневные специальные прыжковые упражнения (скакалки, многократные подскоки), упражнения в висе на перекладине или гимнастической стенке. Упражнения в висе, кроме того, укрепляют мышечный «корсет», противодействуют оседанию позвонков и способствуют сохранению хорошей осанки.

В отличие от роста, масса тела (вес) поддается значительным изменениям как в ту, так и в другую сторону при регулярных занятиях определенными физическими упражнениями или видами спорта (при сбалансированном питании).

Направленное изменение массы тела вполне доступно в студенческом возрасте. Проблема в другом - необходимо изменить привычный образ жизни. Поэтому профилактика или лечение тучности - это в значительной мере проблема и психологическая (см. разд. 11.9). А вот надо или не надо вам существенно изменить массу тела, это вы решите сами при оценке пропорциональности своего тела. Остается выбрать виды спорта (упражнения) для регулярных занятий, тем более что одни виды способствуют снижению веса (все циклические - бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки и т.д.), другие могут помочь набрать массу тела (тяжелая атлетика, атлетическая гимнастика, гиревой спорт и т.п.). Короче говоря, это уже проблема объемной сознательной индивидуальной работы над собой. Так, на­пример, многократно упоминавшийся американский физиолог К. Купер считает, что если масса тела превышает норму более чем на 20 кг, то бег противопоказан, так как при этом резко возрастает нагрузка на сердечно-сосудистую систему и опорно-двигательный аппарат, повышается риск травматизма сухожилий и суставов. Действительно, при наличии выраженного ожирения тренировку лучше начать с оздоровительной ходьбы и попытаться хотя бы немного снизить массу, сочетая занятия с ограничением пищевого рациона. В дальнейшем, при переходе к беговым тренировкам, необходимо соблюдать следующие меры профилактики для предупреждения травм двигательного аппарата:

• длительное время чередовать бег с ходьбой;

• бегать только по мягкому грунту (по дорожке стадиона или парка);

• использовать классическую технику бега трусцой, «шаркающего» бега, чтобы уменьшить вертикальные колебания тела и силу удара стоп о грунт при приземлении; постановка ноги на грунт должна выполняться сразу на всю стопу, сверху вниз (как ходят по лестнице), что также смягчает силу удара;

• длина бегового шага должна быть минимальной;

• бегать можно только в специальных кроссовых туфлях с упругой подошвой и супинаторами, поддерживающими продольный свод стопы;

• регулярно выполнять специальные упражнения для укрепления голеностопных суставов и мышц стопы, рекомендуемые при плоскостопии.

Самое главное условие предупреждения травм - ограничение беговых тренировок в первые 6 месяцев занятий (рекомендуется тренироваться до 30 мин не более 3 раз в неделю). За это время связки, мышцы и суставы нижних конечностей достаточно окрепнут и опасность травмирования уменьшится.

Таким образом, необходима строгая постепенность в увеличении физических нагрузок. Начинать надо с темповой ходьбы, далее переходить на медленный бег, лишь потом - на длительный бег невысокой интенсивности (пульс 110 - 140 удар/мин). Можно широко использо­вать и другие, особенно циклические, виды упражнений, которые не создают большую нагрузку на опорно-двигательный аппарат (ходьба на лыжах, велосипед, гребля, плавание). Несколько сложнее дело обстоит с плаванием, подразумевается длительное достаточно темповое плавание, а не «купание», которое может даже способствовать набору веса.

Возможно использование и ациклических упражнений (аэробика, шейпинг и т.п.), т.е. можно использовать подбор упражнений для выполнения в домашних условиях, что очень важно для тех, кто испытывает некоторое стеснение при выполнении упражнений на людях. И конечно, постоянный самоконтроль веса тела до занятий и после них (сопоставление эффективности занятий с объемом нагрузки и самочувствием).

Не пугайтесь малой эффективности после первых занятий - психологический настрой должен быть на длительные, регулярные занятия. Разговор идет не о приеме «патентованных» таблеток, а о длительном процессе перестройки функциональных составляющих обменных процессов в организме пол влиянием регулярных физических упражнений.

Одним из существенных внешних показателей физического развития яааяется объем грудной клетки, который вместе с дельтовидными мышцами, широчайшими мышцами спины определяет визуальную величину торса. Увеличение общего объема торса у мужчин и бюста у женщин во многом определяется упражнениями на грудные мышцы (у женщин они являются «подстилающими» под молочными железами). Разнообразие упражнений и их регулярность во многом определяют их эффективность.

Мы говорим об общих пропорциях тела, но многих юношей и девушекнормального роста и веса зачастую не удовлетворяют формы отдельных частей собственного тела. Возникает необходимость их коррекции. И это возможно. Возможно при избирательном применении специальных упражнений, развивающих отдельные группы мышц, изменяющих общую форму частей тела.

Так, например, наращивание объемных мышц бедра (в том числе внутренних приводящих мышц), а также развитие ягодичных мыши у штангистов происходит «не от рождения», а от многократных подъемов отягощений из положения глубокого приседа. Заметная гипертрофия внутреннего пучка икроножной мышцы у балерин - следствие ежедневных упражнений с подъемом на носок из так называемой 2-й позиции. Такие упражнения могут помочьлицам с заметной кривизной ног из-за недоразвитости указанных групп мышц. Это частный пример, но он может быть распространен и на другие группы мыши или даже отдельные мышцы (см. разд. 11.9).

Сейчас уже разработаны методики и существуют способы развития практически каждой мышцы. Наибольший опыт такой работы накоплен в тяжелой атлетике, атлетической и спортивной гимнастике, в шейпинге. При этом важно выбрать с помощью преподавателей-тренеров оптимальную систему подготовки, которая опирается на знания анатомии, физиологии, биомеханики движений человека. Но, кроме этого, надо и самому знакомиться и осваивать основы спортивной тренировки. А способы самоконтроля эффективности такой тренировки доступны каждому путем простейших антропометрических измерений (см. гл. 10).

 

 

5.3 Коррекция двигательной и функциональной
подготовленности. Самостоятельные дополнительные занятия, направленные на выполнение обязательных
учебных нормативов

Коррекция двигательной и функциональной подготовленности связана с самостоятельной оценкой уровня подготовленности каждым студентом. Пройдя через тесты общей физической подготовленности в первый же месяц своего пребывания в вузе, каждый студент может произвести самооценку развития у него силы, обшей выносливости и скоростно-силовых качеств. И здесь иногда возникает необходимость заняться теми упражнениями, тем видом спорта, с помощью которого можно самостоятельно подтянуть недостаточно развитое физическое качество и заодно избежать невыполнения зачетных нормативов.

Возникающие трудности можно преодолеть дополнительными усилиями, самостоятельной работой. Тем более что любой тест по физической подготовленности студента на оценку в 1 - 2 очка доступен каждому практически здоровому молодому человеку. Нужно только потрудиться, попотеть, а иногда и потерпеть!

Не все физические качества одинаково поддаются коррекции в студенческом возрасте, так как эта проблема тесно связана с особенностями развития координационных и функциональных способностей человека в онтогенезе. Многочисленные исследования показали, что самый благоприятный период для освоения техники спортивных движений - возраст до 14 - 15 лет. Но это не означает, что в студенческом возрасте нельзя улучшить ловкость. Координационные возможности можно повысить благодаря направленному подбору определенных упражнений на ловкость, а также при занятиях спортивными играми. Правда, достичь высочайших показателей в спортивной технике в подавляющем перечне видов спорта в этом возрасте уже невозможно.

В определенных пределах может быть повышена и гибкость за счет ежедневных упражнений, направленных на развитие этого качества. Но особенно заметных сдвигов можно добиться при самостоятельных занятиях, развивающих выносливость и силу. Методика развития этих качеств достаточно подробно изложена в гл. 8 и в предыдущем разделе настоящей главы.

Сложнее организовать самостоятельные занятия, направленные на развитие быстроты (скоростно-силовых качеств). Это качество формируется только в конкретном тренируемом движении. Здесь без специальной консультации тренера-преподавателя или без ознакомления со специальной литературой не обойтись.

Самостоятельные дополнительные занятий просто необходимы тем студентам, которые затрудняются выполнить обязательный учебный норматив.

Методика самостоятельной дополнительной подготовки в беге на 100 м должна предусматривать в основной части тренировки следующие упражнения:

• повторный бег (до 5 - 10 повторений) на отрезках 30,40,60,80,100 м;

• повторное пробегаиие дистанции 100 м (2 - 5 раз): старт - быстро, середина (40 - 50 м) - свободно, финиш - максимально ускоренно;

• разовые или повторные быстрые пробегания отрезков 100.120,150 м. Естественно, что для одного занятия выбирается доступный объем этих скоростных упражнений. Следует иметь в виду, что стартовый разгон не коррелируется с бегом по дистанции - одно может быть хорошим, другое - плохим. Поэтому старт отрабатывается на каждой тренировке – 4 - 5 раз по 15 - 20 м. Обшая примерная схема построения занятия такой направленности выглядит следующим образом.

Разминка включает бег в медленном темпе 8 - 12 мин; общеразвивающие упражнения - особое внимание уделяется подготовке мышц ног; 3 - 5 ускорений по 40 - 60 м.

В основной части занятий между запланированными и выполняемыми упражнениями отдых - до готовности выполнить следующее упражнение с высокой скоростью. Значительное снижение скорости - ошибка (или недостаточен отдых между упражнениями, или запланировано излишнее количество повторений упражнения).

Заключительная часть занятия - медленный бег 5 - 10 мин, упражнения на расслабление.

Обшая схема тренировочного занятия, направленного на развитие выносливости, такова: разминка - бег 5 - 10 мин, обшеразвиваюшие упражнения – 5 - 10 мин, основная часть - содержание основной тренировочной работы (кросс или повторный бег) с переходом на тихий бег или шаг после ее окончания. Методика развития выносливости достаточно подробно изложена в гл. 10 и в предыдущем разделе настоящей главы. Особенности развития обшей выносливости - тренированность, приобретенная в других циклических упражнениях (плавание, гребля и т.д.), переносятся набег.

Методика развития силы также изложена в предыдущих главах (см. гл. 10) и разделах (11.4). Главное - повторностьтренировочной работы. Особенность тренировки в подтягивании (мужчины) для имеющих большой вес или низкую силовую подготовленность состоит в том, чтобы добиться первого выполнения упражнения. Принято считать, что основную нагрузку при подтягивании берут на себя двуглавая мышца плеча-бицепсы. Это не совсем так. При подтягивании требуется слаженная работа нескольких групп мышц: трапециевидных, верхних пучков широчайших мыши спины, грудных мышц и даже верхних пучков брюшного пресса. Для того чтобы хорошо подтягиваться, нужно укреплять все эти мышцы. Необходимо выполнять предварительные упражнения на тренажерах или блочных системах (а также повторные упражнения типа «подтягивание» с доступным весом для выполнения – 8 - 10 раз в одном подходе). Возможны повторные подтягивания на перекладине с помощью товарища (стоит сзади и хватом за пояс помогает выполнять целостное упражнение). После достижения хотя бы одного самостоятельного подтягивания дальнейший прирост - вопрос частоты и количества подходов к перекладине за одну тренировку в недельном цикле. Обычный прирост - 2 - 3 подтягивания за месяц упорной ежедневной тренировки.

При комплексном построении занятий, когда необходимо развивать и скорость, и выносливость, и силу, схема основной части занятия следующая: тренировка скорости, затем силы, потом выносливости. Возможно поочередное решение отдельных задач в двух-трех тренировочных занятиях.

И главное - помнить о систематичности и регулярности: без этого успеха не бывает!

 

6 Гигиена самостоятельных занятий
и профилактика травматизма







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.