|
Основы методики развития гибкости.Основным методом является повторный и повторно-серийный. При воспитании гибкости необходимо: 1 - вводить обязательную разминку перед выполнением упражнений на растягивание; 2 - ставить конкретные цели (например, достать определенный ориентир); 3 - упражнения выполнять сериями в определенной последовательности: верхние конечности, туловище, нижние конечности; 4 - между сериями упражнений на растягивание выполнять упражнения на расслабление; 5 - амплитуду увеличивать постепенно; 6 - комплексное использование упражнений динамического и статического режимов: 40 % - активного, 40 % - пассивного, 20 % - статического; 7 - использовать упражнения, воздействующие на мышцу по всей ее длине; 8 - использовать активный метод на фоне повышенной работоспособности, пассивный - при утомлении; 9 - использование изометричских напряжений, предварительно растянутых мышц (количество упр. 2-3, длительность напряжения 6-12 с, подходов 3-4); 10 - индивидуализация: а) людям с повышенной мышечной напряженностью использовать медленные, пассивные движения; б) имеющим повышенную растяжимость - упражнения медленные, активные маховые. Дозирование упражнений в одном занятии и время,
Наиболее эффективно выполнение упражнений в растягивании дважды в день по несколько серий (прирост гибкости больше в два раза по сравнению с занятиями через день). Период сохранения достигнутой гибкости после прекращения занятий 2-3 месяца. Тесты, используемые для оценки подвижности в различных суставах. Измерителем гибкости является максимальная амплитуда движения. В научных исследованиях ее обыкновенно выражают в угловых градусах, измеряемых специальным прибором - гониометром. В практике пользуются менее точными линейными мерами: 1 - подвижность позвоночного столба: наклон вперед (в см); высота «моста» (в см); 2 - подвижность в тазобедренных суставах: шпагат, шпагат продольный; 3 - подвижность в плечевых суставах: по коэффициенту К.
Л проноса (см) К = ---------------------- ширина плеч (см),
чем ближе К к 1, тем выше подвижность; 4 - подвижность голеностопа: по степени приближения к вертикали, при стоянии на носках ног. Достигнутое за счет упражнений на растягивание увеличение подвижности, так называемый «разминочный эффект», держится при комнатной температуре около 10 минут.
Контрольные вопросы: 1. Общие положения воспитания физических качеств. 2. Силовые способности: виды, физиологические механизмы проявления, задачи, средства, методы развития, режим выполнения упражнений, самоконтроль. 3. Скоростные способности: виды, физиологические механизмы проявления, задачи, средства, методы развития, режим выполнения упражнений, самоконтроль. 4. Выносливость: виды, физиологические механизмы проявления, задачи, средства, методы развития, режим выполнения упражнений, самоконтроль. 5. Координационные способности: виды, физиологические механизмы проявления, задачи, средства, методы развития, режим выполнения упражнений, самоконтроль. 6. Гибкость: виды, физиологические механизмы проявления, задачи, средства, методы развития, режим выполнения упражнений, самоконтроль.
Литература
1. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена. - М., 1966. - 200 с. 2. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. - М., 1991. - 540 с. 3. Матвеев Л. П. Теория и методика спорта. - М., 1997. - С. 144-220. 4. Шевцов В. В. Индивидуальная прикладная физическая подготовка. - Тюмень, 1994. - 82 с. 5. Шевцов В. В., Щеголев В. А. Подготовка молодежи к службе в Вооруженных Силах СССР средствами физической культуры и спорта. - Тюмень, 1985. - 50 с. 6. Шевцов В. В., Пестов В. К., Ческидов Н. В., Прокопенко С. А. Развитие физических качеств слушателей и абитуриентов ТЮИ МВД РФ. - Тюмень, 1998. - 26 с. 7. Шевцов В.В., Развитие физических качеств, Уч. пос. – Тюмень: СУЦ «Аванпост», 2000. – 50 с.
Студент должен знать: - цель, задачи и основные методы изучения физического развития, функциональных возможностей и физической подготовленности человека; - тесты и правила тестирования по оценке спортивно-технической и физической подготовке. Студент должен уметь: - применять простейшие методы самоконтроля для оценки своего физического развития, функциональное состояние, уровень проявления двигательных способностей. План лекции: 1. Врачебный контроль: цель, задачи, содержание, методы обследования. 2. Структура и содержание педагогического контроля. Тестирование и оценка результатов. 3. Самоконтроль: цель, задачи, содержание, методика самоконтроля и оценка результатов. Ключевые слова: Врачебный контроль, антопометрия, сомотоскопия, физиометрия, функциональная проба, двигательный тест, оперативный, текущий, этапный, итоговый контроль, тестирование, мониторинг, критерии оценки.
Занятия физическими упражнениями и спортом оказывают на организм человека необычно сильные, сложные и многообразные воздействия. Только правильно организованные занятия с соблюдением основных принципов физического воспитания под наблюдением преподавателя-тренера и врача укрепляют здоровье, улучшают физическую подготовленность и работоспособность организма человека, способствуют росту спортивного мастерства. В то же время неправильная организация занятий, пренебрежение методическими принципами, планирование объема и интенсивности тренировочной нагрузки без учета состояния здоровья и индивидуальных особенностей занимающихся не дадут желаемых результатов и могут нанести вред здоровью.
1. Сущность, цель, задачи и содержание контроля Врачебный контроль Врачебный контроль является неотъемлемой составной частью системы физического воспитания и спортивной тренировки. Главные задачи врачебного контроля - обеспечение правильности и высокой эффективности всех физкультурных и спортивных мероприятий, широкое использование физической культуры и спорта в интересах всестороннего развития, сохранения и укрепления здоровья занимающихся. Врачебный контроль направлен на изучение состояния здоровья, физического развития, физической (функциональной) подготовленности занимающихся и влияния на них занятий физическими упражнениями и спортом. Он дает возможность своевременно выявлять отклонения в состоянии здоровья и планировать тренировочные нагрузки без ущерба для здоровья занимающихся. Правильная организация физического воспитания студентов предусматривает систематический врачебный контроль в процессе обучения и тренировки. Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах: • регулярные медицинские обследования занимающихся физической культурой и спортом (первичные, повторные, дополнительные); • врачебно-педагогические наблюдения за студентами во время занятий и соревнований; •санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий и спортивных соревнований; • предупреждение спортивного травматизма и заболеваемости; •медицинское обслуживание массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий. Студенты, занимающиеся физическими упражнениями и спортом по учебному расписанию или самостоятельно, должны проходить медицинское обследование. Как уже указывалось, первичное обследование проводится, чтобы решить вопрос о допуске к занятиям физическими упражнениями и спортом. Повторное врачебное обследование проводится, чтобы убедиться, насколько объем и интенсивность нагрузки соответствуют состоянию здоровья, а также для того, чтобы корректировать учебно-тренировочный процесс. Дополнительные врачебные обследования проводятся для того, чтобы решить вопрос о возможности приступить к тренировкам после перенесенных заболеваний или травм. Кроме того, они позволяют определить состояние здоровья и тренированности на данный момент времени, установить наиболее целесообразный режим жизни и тренировок, необходимый для восстановления спортивной работоспособности, а также исключить участие в спортивных соревнованиях недостаточно подготовленных студентов. Установленная периодичность врачебного контроля или осмотра зависит от квалификации спортсмена и от видов спорта. Студенты проходят врачебный осмотр в начале учебного года, спортсмены - 2 раза в год, а участники, например, соревнований по марафонскому бегу, спортивной ходьбе на 50 км, лыжному бегу на дистанциях 50 км и более, участники многодневных велосипедных гонок, дальних заплывов и т.п., кроме того, обследуются дополнительно накануне дня соревнований. Студенты, отнесенные к специальной медицинской фуппе, должны проходить повторный медицинский осмотр не реже 1 раза в семестр. Медицинский контроль физической подготовки в образовательном учреждении осуществляют преподаватели, медицинские работники. Он включает: * проведение медицинских обследований учащихся для определения уровня допустимых для них физических нагрузок с учетом физического состояния; * планирование и проведение мероприятий по улучшению психофизического состояния и укреплению здоровья студентов; * привитие студентам навыков в самоконтроле, самооценке своего физического состояния, личной и общественной гигиены; * наблюдение за санитарным состоянием спортивных сооружений и мест для занятий физической подготовкой и спортом; * контроль за соблюдение правильной дозировки физической нагрузки; * медицинский контроль за членами сборных команд вуза, проведением учебно-тренировочных занятий и спортивных соревнований; * разработку мероприятий по предупреждению травматизма на занятиях по физической культуре и спорту; * персональный учет студентов, временно освобожденных от занятий по физической подготовке по состоянию здоровья.
Педагогический контроль Педагогический контроль - это система мероприятий, обеспечивающих проверку запланированных показателей физического воспитания для оценки применяемых средств, методов и нагрузок. Основная цель педагогического контроля - это определение связи между факторами воздействия (средства, нагрузки, методы), и теми изменениями, которые происходят у занимающихся в состоянии здоровья, физического развития, спортивного мастерства и т.д. (факторы изменения). На основе анализа полученных в ходе педагогического контроля данных проверяется правильность подбора средств, методов и форм занятий, что создает возможность при необходимости вносить коррективы в ход педагогического процесса. В практике физической подготовки используется пять видов педагогического контроля, каждый из которых имеет свое функциональное назначение. 1. Предварительный контроль. Проводится обычно в начале учебного года (учебной четверти, семестра). Он предназначен для изучения состава занимающихся (состояние здоровья, физическая подготовленность, спортивная квалификация) и определения готовности учащихся к предстоящим занятиям (к усвоению нового учебного материала или к выполнению нормативных требований учебной программы). Данные такого контроля позволяют уточнить учебные задачи, средства и методы их решения. 2. Оперативный контроль. Предназначен для определения 3. Текущий контроль. Проводится для определения реакции 4.Этапный контроль. Служит для получения информации о кумулятивном (суммарном) тренировочном эффекте, полученном на протяжении одной учебной четверти или семестра. С его помощью определяют правильность выбора и применения различных средств, методов, дозирования физических нагрузок занимающихся. Осуществляется после прохождения определенного раздела учебной программы для оценки эффективности занятий по данному разделу и в середине учебного года для оценки динамики показателей, характеризующих физическое состояние занимающихся. 5.Итоговый контроль. Проводится в конце учебного года для Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|