Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основы методики развития гибкости.





Основным методом является повторный и повторно-серийный. При воспитании гибкости необходимо:

1 - вводить обязательную разминку перед выполнением упражнений на растягивание;

2 - ставить конкретные цели (например, достать определенный ориентир);

3 - упражнения выполнять сериями в определенной последовательности: верхние конечности, туловище, нижние конечности;

4 - между сериями упражнений на растягивание выполнять упражнения на расслабление;

5 - амплитуду увеличивать постепенно;

6 - комплексное использование упражнений динамического и статического режимов: 40 % - активного, 40 % - пассивного, 20 % - статического;

7 - использовать упражнения, воздействующие на мышцу по всей ее длине;

8 - использовать активный метод на фоне повышенной работоспособности, пассивный - при утомлении;

9 - использование изометричских напряжений, предварительно растянутых мышц (количество упр. 2-3, длительность напряжения 6-12 с, подходов 3-4);

10 - индивидуализация:

а) людям с повышенной мышечной напряженностью использовать медленные, пассивные движения;

б) имеющим повышенную растяжимость - упражнения медленные, активные маховые.

Дозирование упражнений в одном занятии и время,
необходимое для достижения 90 % подвижности

Суставы Этапы развития Время, необходимое
  Развивающий Поддержи-вающий для развития
Позвоночный столб      
Тазобедренный     60-120
Плечевой     60-80
Лечезапястный      
Коленный      
Голеностоп      

 

Наиболее эффективно выполнение упражнений в растягивании дважды в день по несколько серий (прирост гибкости больше в два раза по сравнению с занятиями через день).

Период сохранения достигнутой гибкости после прекращения занятий 2-3 месяца.

Тесты, используемые для оценки подвижности в различных суставах.

Измерителем гибкости является максимальная амплитуда движения. В научных исследованиях ее обыкновенно выражают в угловых градусах, измеряемых специальным прибором - гониометром.

В практике пользуются менее точными линейными мерами:

1 - подвижность позвоночного столба: наклон вперед (в см); высота «моста» (в см);

2 - подвижность в тазобедренных суставах: шпагат, шпагат продольный;

3 - подвижность в плечевых суставах: по коэффициенту К.

 

Л проноса (см)

К = ----------------------

ширина плеч (см),

 

чем ближе К к 1, тем выше подвижность;

4 - подвижность голеностопа: по степени приближения к вертикали, при стоянии на носках ног.

Достигнутое за счет упражнений на растягивание увеличение подвижности, так называемый «разминочный эффект», держится при комнатной температуре около 10 минут.

 

Контрольные вопросы:

1. Общие положения воспитания физических качеств.

2. Силовые способности: виды, физиологические механизмы проявления, задачи, средства, методы развития, режим выполнения упражнений, самоконтроль.

3. Скоростные способности: виды, физиологические механизмы проявления, задачи, средства, методы развития, режим выполнения упражнений, самоконтроль.

4. Выносливость: виды, физиологические механизмы проявления, задачи, средства, методы развития, режим выполнения упражнений, самоконтроль.

5. Координационные способности: виды, физиологические механизмы проявления, задачи, средства, методы развития, режим выполнения упражнений, самоконтроль.

6. Гибкость: виды, физиологические механизмы проявления, задачи, средства, методы развития, режим выполнения упражнений, самоконтроль.

 

 

Литература

 

1. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена. - М., 1966. - 200 с.

2. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. - М., 1991. - 540 с.

3. Матвеев Л. П. Теория и методика спорта. - М., 1997. - С. 144-220.

4. Шевцов В. В. Индивидуальная прикладная физическая подготовка. - Тюмень, 1994. - 82 с.

5. Шевцов В. В., Щеголев В. А. Подготовка молодежи к службе в Вооруженных Силах СССР средствами физической культуры и спорта. - Тюмень, 1985. - 50 с.

6. Шевцов В. В., Пестов В. К., Ческидов Н. В., Прокопенко С. А. Развитие физических качеств слушателей и абитуриентов ТЮИ МВД РФ. - Тюмень, 1998. - 26 с.

7. Шевцов В.В., Развитие физических качеств, Уч. пос. – Тюмень: СУЦ «Аванпост», 2000. – 50 с.

 


  ЛЕКЦИЯ 8 Врачебный, педагогический контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и спортом

Студент должен знать:

- цель, задачи и основные методы изучения физического развития, функциональных возможностей и физической подготовленности человека;

- тесты и правила тестирования по оценке спортивно-технической и физической подготовке.

Студент должен уметь:

- применять простейшие методы самоконтроля для оценки своего физического развития, функциональное состояние, уровень проявления двигательных способностей.

План лекции:

1. Врачебный контроль: цель, задачи, содержание, методы обследования.

2. Структура и содержание педагогического контроля. Тестирование и оценка результатов.

3. Самоконтроль: цель, задачи, содержание, методика самоконтроля и оценка результатов.

Ключевые слова:

Врачебный контроль, антопометрия, сомотоскопия, физиометрия, функциональная проба, двигательный тест, оперативный, текущий, этапный, итоговый контроль, тестирование, мониторинг, критерии оценки.

 

Занятия физическими упражнениями и спортом оказывают на организм человека необычно сильные, сложные и многообразные воздействия. Только правильно организованные занятия с соблюдением основных принципов физического воспитания под наблюдением преподавателя-тренера и врача укрепляют здоровье, улучшают физическую подготовленность и работоспособность организма человека, способствуют росту спортивного мастерства. В то же время неправильная организация занятий, пренебрежение методическими принципами, планирование объема и интенсивности тренировочной нагрузки без учета состояния здоровья и индивидуальных особенностей занимающихся не дадут желаемых результатов и могут нанести вред здоровью.

 

1. Сущность, цель, задачи и содержание контроля

Врачебный контроль

Врачебный контроль является неотъемлемой составной частью системы физического воспитания и спортивной тренировки.

Главные задачи врачебного контроля - обеспечение правильности и высокой эффективности всех физкультурных и спортивных мероприятий, широкое использование физической культуры и спорта в интересах всестороннего развития, сохранения и укрепления здоровья занимающихся. Врачебный контроль направлен на изучение состояния здоровья, физического развития, физической (функциональной) подготовленности занимающихся и влияния на них занятий физическими упражнениями и спортом. Он дает возможность своевременно выявлять отклонения в состоянии здоровья и планировать тренировочные нагрузки без ущерба для здоровья занимающихся.

Правильная организация физического воспитания студентов предусматривает систематический врачебный контроль в процессе обучения и тренировки.

Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах:

• регулярные медицинские обследования занимающихся физической культурой и спортом (первичные, повторные, дополнительные);

• врачебно-педагогические наблюдения за студентами во время занятий и соревнований;

•санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий и спортивных соревнований;

• предупреждение спортивного травматизма и заболеваемости;

•медицинское обслуживание массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.

Студенты, занимающиеся физическими упражнениями и спортом по учебному расписанию или самостоятельно, должны проходить медицинское обследование.

Как уже указывалось, первичное обследование проводится, чтобы решить вопрос о допуске к занятиям физическими упражнениями и спортом.

Повторное врачебное обследование проводится, чтобы убедиться, насколько объем и интенсивность нагрузки соответствуют состоянию здоровья, а также для того, чтобы корректировать учебно-тренировочный процесс.

Дополнительные врачебные обследования проводятся для того, чтобы решить вопрос о возможности приступить к тренировкам после перенесенных заболеваний или травм. Кроме того, они позволяют определить состояние здоровья и тренированности на данный момент времени, установить наиболее целесообразный режим жизни и тренировок, необходимый для восстановления спортивной работоспособности, а также исключить участие в спортивных соревнованиях недостаточно подготовленных студентов.

Установленная периодичность врачебного контроля или осмотра зависит от квалификации спортсмена и от видов спорта. Студенты проходят врачебный осмотр в начале учебного года, спортсмены - 2 раза в год, а участники, например, соревнований по марафонскому бегу, спор­тивной ходьбе на 50 км, лыжному бегу на дистанциях 50 км и более, участники многодневных велосипедных гонок, дальних заплывов и т.п., кроме того, обследуются дополнительно накануне дня соревнований.

Студенты, отнесенные к специальной медицинской фуппе, должны проходить повторный медицинский осмотр не реже 1 раза в семестр.

Медицинский контроль физической подготовки в образовательном учреждении осуществляют преподаватели, медицинские работники.

Он включает:

* проведение медицинских обследований учащихся для определения уровня допустимых для них физических нагрузок с учетом физического состояния;

* планирование и проведение мероприятий по улучшению психофизического состояния и укреплению здоровья студентов;

* привитие студентам навыков в самоконтроле, самооценке своего физического состояния, личной и общественной гигиены;

* наблюдение за санитарным состоянием спортивных сооружений и мест для занятий физической подготовкой и спортом;

* контроль за соблюдение правильной дозировки физической нагрузки;

* медицинский контроль за членами сборных команд вуза, проведением учебно-тренировочных занятий и спортивных соревнований;

* разработку мероприятий по предупреждению травматизма на занятиях по физической культуре и спорту;

* персональный учет студентов, временно освобожденных от занятий по физической подготовке по состоянию здоровья.

 

Педагогический контроль

Педагогический контроль - это система мероприятий, обеспе­чивающих проверку запланированных показателей физического воспитания для оценки применяемых средств, методов и нагрузок.

Основная цель педагогического контроля - это определение свя­зи между факторами воздействия (средства, нагрузки, методы), и теми изменениями, которые происходят у занимающихся в состоянии здоровья, физического развития, спортивного мастерства и т.д. (факторы изменения).

На основе анализа полученных в ходе педагогического контроля данных проверяется правильность подбора средств, методов и форм занятий, что создает возможность при необходимости вно­сить коррективы в ход педагогического процесса.

В практике физической подготовки используется пять видов педагогического контроля, каждый из которых имеет свое функ­циональное назначение.

1. Предварительный контроль. Проводится обычно в начале учебного года (учебной четверти, семестра). Он предназначен для изучения состава занимающихся (состояние здоровья, физиче­ская подготовленность, спортивная квалификация) и определения готовности учащихся к предстоящим занятиям (к усвоению нового учебного материала или к выполнению нормативных требований учебной программы). Данные такого контроля позволяют уточ­нить учебные задачи, средства и методы их решения.

2. Оперативный контроль. Предназначен для определения
срочного тренировочного эффекта в рамках одного учебного заня­тия (урока) с целью целесообразного чередования нагрузки и отдыха. Контроль за оперативным состоянием занимающихся (на­пример, за готовностью к выполнению очередного упражнения, очередной попытки в беге, прыжках, к повторному прохождению отрезка лыжной дистанции и т.п.) осуществляется по таким пока­зателям, как дыхание, работоспособность, самочувствие, ЧСС и т.п. Данные оперативного контроля позволяют оперативно регу­лировать динамику нагрузки на занятии.

3. Текущий контроль. Проводится для определения реакции
организма занимающихся на нагрузку после занятия. С его помо­щью определяют время восстановления работоспособности зани­мающихся после разных (по величине, направленности) физиче­ских нагрузок. Данные текущего состояния занимающихся служат основой для планирования содержания ближайших занятий и ве­личины физических нагрузок в них.

4.Этапный контроль. Служит для получения информации о кумулятивном (суммарном) тренировочном эффекте, полученном на протяжении одной учебной четверти или семестра. С его по­мощью определяют правильность выбора и применения различ­ных средств, методов, дозирования физических нагрузок зани­мающихся.

Осуществляется после прохождения определенного раздела учебной программы для оценки эффективности занятий по данному разделу и в середине учебного года для оценки динамики показателей, характеризующих физическое состояние занимающихся.

5.Итоговый контроль. Проводится в конце учебного года для
определения успешности выполнения годового плана-графика учебного процесса, степени решения поставленных задач, выявле­ния положительных и отрицательных сторон процесса физиче ского воспитания и его составляющих. Данные итогового контро­ля (состояние здоровья занимающихся, успешность выполнения ими зачетных требований и учебных нормативов, уровень спор­тивных результатов и т.п.) являются основой для последующего планирования учебно-воспитательного процесса.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.