Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Густав Шмидт, Артур Бергольц, Густав Киндерман и Вера Нитч





Начиная с 1928 года история пятидесятнического движения в Польше неразрывно связана с именами служителей Евангелия - работников Восточно Европейской Миссии (ВЕМ) Густава Шмидта и Артура Бергхольца. По национальности они оба были немцами, но Шмидт был немцем русского происхождения, а Бергхольц - польского.

Густав Герберт Шмидт родился в немецкой колонии Анаполь на украинской земле - под Новоград-Волынском на Житомирщине в 1891 году. В 1905 году семья Шмидтов уехала в Германию. Там, в ранней юности, когда ему исполнилось 17 лет, Густав Шмидт обратился к Богу. О своем обращении к Богу Шмидт впоследствии расскажет на страницах своего журнала «Примиритель» так:

«…Это было в 1908 году. Молодой, равнодушный к религии человек посетил впервые собрание. Он уже неоднократно слышал проповедь Евангелия, как неоднократно был предостерегаем от последствия греха, но ничто не могло тронуть его черствого сердца. К концу собрания на кафедру вышел седой старик. В прошлом это был знаменитый оперный певец, который, предавшись Господу, посвятил свой талант на служение Ему. Он пел Евангельский зов и молодой человек, любящий пение, был так растроган чудным исполнением и словами песни, призывающими грешника верить в радостную весть Евангелия, возвещающую спасение каждому грешнику, верящему во Христа и Его искупительную жертву.

Он пел так хорошо, что пишущему эти строки - а это он и был тем неверующим, о коем здесь идет речь, - казалось, что ангелы сошли на кафедру и поют, призывая его придти ко Христу. Свет Голгофы пронизал Его сердце и в тот же вечер он предался Господу. Он не только получил спасение, но рука Господня легла на него, побуждая его к благовествованию. С тех пор он привел многих ко Христу, которого сам обрел в вышеописанный вечер. Песнь оказалась тем орудием, которое пробудило в нем стремление к Господу… [47]

Он продолжал свое образование в Колледже бизнесса в Берлине, затем эмигрировал в США, где учился в Библейской школе в Рочестере, Нью-Иорке с 1915 по 1919 годы.

Густав Шмидт был интеллигентным и высокообразованным человеком. Он хорошо знал богословскую науку и Священные Писания - и не только проповедовал, но и писал статьи и брошюры на духовные темы.

Проповедуя Евангелие и проводя Библейские курсы для проповедников, не смотря на состояние своего здоровье, которое никогда не было крепким, он объездит многие страны и приобретет заслуженное уважение, признание как один из самых крупных и признанных теоретиков всемирного пятидесятнического движения.

«Волна пробуждения есть надежда и ожидание каждого христианина» - этими словами Густав Шмидт обозначил чаяния и устремления своей души в статье «Образование и рост церквей в пробуждении» [48]

Густав Шмидт аргументировано разъяснял, каким образом во свете Священного Писания должно совершаться духовное служение в церкви при упражнении различных даров Святого Духа, удерживал от любого рода крайностей, выступал за духовное единство и сотрудничество всех христиан.

Есть данные, что Шмидт трудился в Польше в период с 1920 по 1925 год, как миссионер пятидесятнического союза «Ассамблеи Божии». Кроме проповеди Евангелия он также оказывал гуманитарную помощь и помогал с одеждой и продуктами питания нуждающихся, которых было великое множество в те дни. За четыре месяца проповеди Шмидта около 100 человек были крещены по вере.

Трудился он, вероятно, большей частью среди немецкого населения в Лодзи, где и создалась пятидесятническая церковь, избравшая своим пастором Артура Бергольца, который впоследствии возглавит Всепольский Союз церквей христиан веры евангельской.

В 1920 году по приглашению шведских церквей Шмидт приезжает в Стокгольм и, вместе с руководителем шведских пятидесятников Леви Петрусом, много проповедует Евангелие в этой скандинавской стране. В 1925 году он снова вернулся в Америку, старался найти средства для создания Библейской школы в Польше, но средств тогда не нашлось.

Он четко понимал разницу между рождением свыше, которое необходимо для личного спасения во Христе Иисусе и крещением Духом Святым, которое посылается от Бога его святым детям как особая сила для служения. В статье «Святой Дух в век благодати» Шмидт так изложил свои взгляды: «…Возрождение не для земли, а для неба, а потому знамение, которое сопровождает возрождение, воспринимается не нашими органами чувств, а является нашим внутренним переживанием. Крещение же Духом Святым установлено для мирского (т.е. земного - В. Ф.) служения, служения на земле (Деян. 1:8), и потому оно сопровождается знамением доступным восприятию органов чувств, т. е. знамением разговора языками…» [49]

Шмидт не только любил музыку, но и сам ее писал. Им, в частности, написана музыка чудесного гимна христиан:

 

Блажен союз, что нас

В любви Христа связал,

Общенью душ, которых спас

Он образ неба дал.

 

К отцу небесных благ

Свои мольбы несем

В надеждах, целях и трудах

Едины мы с Христом…

Грустна разлука нам,

Но верим мы, что вновь

Мы встретимся иль здесь иль там,

Где вечный Бог Любовь…

 

У Шмидта были причины по-особенному относится к Скандинавии: это была родина жены Густава Шмидта - Карри. Она родилась в Норвегии, а обратилась к Господу в США в 1919 году.

Тем не менее, проживая в Америке, Г. Шмидт не забыл о земле, на которой родился, о земле своего детства. Впоследствии он напишет: «…Сам я американский гражданин, но родом из Волыни, и потому привязанность моя к русскому народу не только духовная, но и родственная». [50]

Думы его были с теми, кого он привел к Господу в Польше. Было совершено очевидным, что молодым проповедникам необходимо Библейское обучение. Вначале Шмидт смог записать нескольких из них в Библейскую школу в Англии, но высокие цены не позволяли восполнить эту нужду таким образом. Создание Библейскоей школы в Восточной Европе было единственно возможным решением.

В Соединенных Штатах Америки Шмидт издавал журнал на английском языке «Евангельский зов России». Средства для издания этого журнала были получены от богатого верующего американца-спонсора С.В. Свансона, бизнессмена из Калифорнии. Затем весной 1927 года Густав Шмидт встретил в Чикаго Пауля Бернхарда Петерсона, бывшего миссионера в России и Восточной Европе. Вместе с Петерсоном и с тем же Свансоном, они создали Русскую и Восточно-европейскую Миссию (Russian and Eastern Euoropean Mission) для проповеди Евангелия в Восточной Европе, прежде всего для славянских народов. Центр миссии находился Чикаго. И, наконец, летом 1928 года, Густав Шмидт направился для работы в город Данциг в качестве Суперинтенданта поля новообразованной Восточно-Европейской Миссии. [51]

Полевой квартире (или - полевой канцелярии) ВЕМ предстояло выполнять работу в странах Восточной Европы: в Румынии, Венгрии, Польше, в Прибалтике и на Балканах. И поэтому для размещения миссии был выбран город Данциг (сейчас - Гданьск в Польше). Этот город в то время имел особый статус.

28 июня 1919 года в г. Версале (Франция) был подписан Версальский мирный договор, которым официально была закончена первая мировая война (1914 – 1918 гг.). Согласно этого договора, в целях решения извечного спора за обладание приморской полосой, Данциг и прилегающие к нему земли стали именоваться Польским (Данцигским) коридором, через который Польша получила доступ к Балтийскому морю, а Германия - к своим владениям в Восточной Пруссии.

Эта территория получила статус Вольного города Данцига и находилась под юрисдикцией Лиги Наций, имея свое самоуправление и свою денежную систему (гульден). Здесь могли жить люди различных подданств, национальностей, политических убеждений, вероисповеданий.

Данциг являлся крупнейшим транспортным узлом - здесь проходили железные дороги, связывавшие все страны восточной Европы, здесь находился международный морской порт на Балтике. Особое значение имело то обстоятельство, что на въезд в Данциг или на выезд из него не требовалось сложной процедуры оформления документов и виз, как в других странах. Исходя из этих соображений, Полевая Квартира Восточно-Европейской Миссии была размещена в Данциге. Здесь по адресу Дритте Дамм № 1 в пятиэтажном доме для этой цели были сняты три верхние этажа. (На первом этаже находился магазин по продаже автомобилей).

Много лет плодотворно будет работать в Данциге суперинтендант (генеральный директор) Густав Шмидт. Ему придется пережить горькую утрату жены - верной помощницы и сотрудницы. Карри Шмидт умрет 25 декабря 1929 года. Отсюда он будет выезжать в многочисленные поездки в Эстонию, Латвию, Румынию, Америку, Польшу, Венгрию, Болгарию, Великобританию. В Данциге часто будут бывать проповедники и миссионеры из разных стран, президенты Восточно-Европейской Миссии Ц.В. Свансон и сменивший его П. Петерсон. После захвата Гданьска немецкими армиями во времена дикого разгула власти фашистов он будет схвачен, и шесть месяцев его будут держать в концлагере. Наконец он сумеет бежать, спрятавшись в порту в трюме шведского корабля, и перебраться в нейтральную Швецию.

Густав Герберт Шмидт после войны работал в США и умер во время своих евангелизаций в Германии в 1958 году. (Спустя несколько лет, в начале 60-х годов, Господь отозвал в вечные обители свои и Артура Бергольца в Нью-Йорке, где он находился в последние годы своей жизни. За несколько дней до своей смерти он проповедовал в церкви на тему из 14 главы Евангелия от Иоанна, как бы предчуствуя, что пришел час его водвориться в вечных обителях, что ему приготовил Христос, которому он служил и во имя которого трудился до последних своих дней). [52]

А в ту пору, самые близкие друзья и сотрудники Г. Шмидта находились в Польше. На многих съездах ему довелось присутствовать, десятки Библейских курсов проводил он в церквах. И не напрасно имя Густава Шмидта с таким уважением произносят в пятидесятнических церквах и сегодня!

Вместе со Шмидтом прибыли еще два сотрудника Восточно-Европейской Миссии - Артур Бергхольц, который вскоре стал председателем Союза христиан веры евангельской в Польше и Вера Нитч из Англии, которая взяла на свои плечи всю хозяйственную заботу о Полевой Квартире Миссии, а затем и Библейских курсов и Библейского института.

В ноябре 1929 году на должность секретаря Полевой квартиры ВЕМ прибыл из Америки в Данциг с большой семьей Густав Киндерман, немец польского происхождения, уроженец города Лодзи, который в 1913 году эмигрировал в США. Там, в Штатах, в городе Филадельфия он присоединился к пятидесятнической церкви, там же познакомился с Густавом и Карри Шмидт. Оставив в Америке блестящую карьеру делового служащего, он вернулся на свою родину. На его плечах будет лежать вся канцелярская и организационная работа, деловая переписка и другие текущие дела. Г. Кинцерман отвечал за внешние связи, в совершенстве владея несколькими языками, переводил статьи и сообщения для журнала «Примиритель», переводил лекции преподавателей-иностранцев на курсах и в Библейском институте, а также сам проповедовал и учил. (Известно, что после войны Густав Киндерман поселился в США. Он работал в Ассамблее Божьей в качестве разъездного секретаря по Европе в отделе Иностранных миссий. Когда военные действия в Европе прекратились, он очень много помогал в деле переселения многих пятидесятнических славянских семей, как в США, так и в другие страны).

Более десяти лет будет плодотворно работать в Данциге Полевая Квартира Восточно-Европейской Миссии. Ее многогранная интенсивная деятельность, разумеется, требовала больших финансовых расходов. Средства поступали из штаб-квартиры ВЕМ в Чикаго, а также из источников частных пожертвований. Есть также сведения, что Карри Шмидт имела большое состояние, и после смерти Карри, согласно её завещания, оно было передано для нужд миссии.

Уже в 1928 году работники Восточно-Европейской Миссии начали вести в Польше самую активную работу, целью которой было помочь объединить множество пятидестнических общин, которые еще не вошли в Союз, возглавляемый Иваном Герисом. Необходимо было коренным образом реорганизовать Союз, объединив украинские, польские, белорусские, немецкие, русские общины воедино под общим руководством, укрепить связи между церквами в органичном единстве христианского братолюбия и церковной дисциплины. В перспективе стояла задача достичь полного единства взглядов, полного единомыслия в вопросах вероучения пятидесятнического братства, наладить должное духовное воспитание и теоретическое Библейское обучение в среде верующих.

Руководитель Восточно-Европейской Миссии в Чикаго брат Ц.В. Свансон, а также Густав Шмидт и Артур Бергхольц начали вести переговоры с Иваном Герисом и с руководством союза о расширении задач Союза, о совместном служении, о реорганизации работы...

Следует отметить, что Иван Герис был миссионером пятидесятнического всемирного союза «Церковь Бога», а Восточно-Европейская Миссия большей частью контактировала с другим пятидесятническим всемирным союзом «Ассамблеи Божии». То ли по этой причине, то ли были какие-то другие, которые сегодня установить чрезвычайно трудно, но Иван Герис, Демьян Герасевич, близкий сотрудник Ивана Гериса - Тимофей Андреевич Донинский и некоторые другие братья к этому предложению отнеслись весьма настороженно. Впоследствии эта настороженность будет давать о себе знать еще много лет - в 30-е годы в рядах пятидесятнического Союза Польши, а также на Полесье и Волыни возникнет группа оппозиционно настроенных церквей, которые будут себя называть Церковь Божия (духовные) (или по-польски Костел Божий). Выразителем настроения оппозиции станет журнал «Будівничий Церкви Божої» (Строитель Церкви Божьей), который будет издавать с 1935 года в Кременце Демьян Герасевич на средства Ивана Гериса. В журнале также часто использовались материалы, которые Герис регулярно присылал своему брату из Америки.

Однако существование оппозиции никогда не вызывало каких-либо организационных преобразований - церкви Божии (духовные) имели между собою только духовную связь, центрального своего руководства не избирали, съездов не проводили и официально из Союза пятидесятников Польши не выходили. Эта оппозиционно настроенная группа церквей существовала в союзе на правах своеобразной автономии и сотрудничала с другими пятидесятническими церквами.

В 1937 году между редакциями журнала «Евангельский голос» (Михаил Вербицкий, Григорий Федышин) и «Будівничий Церкви Божої» (Демьян Герасевич, Петр Сорокопуд) будет достигнута договоренность о совместном труде, будет образован объединенный издательский комитет.

Совместный труд сплотит две эти пятидесятнические группировки, а в начале 40-х годов война - общая большая беда - побудит все церкви к глубокому единению, и руководители церквей примут единственно правильное решение - устранить дух отчуждения и настороженности и придти к полному единству.

Забегая вперед, следует сказать, что в 1930 году Восточно-Европейская миссия поддерживала Николая Ивановича Пейсти (отца знаменитого радиопроповедника Ярла Пейсти), как миссионера в Манчьжурии и Восточной Сибири. В 1935 году после оккупации Манчьжурии японскими войсками Н.И. Пейсти вернулся в США и вскоре стал издавать в Нью-Йорке газету «Путь веры» на русском языке. Начались также его еженедельные русскоязычные программы.[53]

Восточно-Европейская миссия продолжала свою работу как межденоминационное миссионерское общество, которое поддерживало иностранных миссионеров и национальных работников в Восточной Европе. Интересно, что даже были сделаны первые шаги в этом отношении применительно к Советскому Союзу – в 1928-29 г.г. миссия через И.Е. Воронаева и центр Союза ХЕВ в Одессе поддерживала нескольких сотрудников Воронаева. Впоследствии они за это заплатят очень высокой ценой, будучи обвиненными «в сотрудничестве с буржуазными империалистическими подрывными антисоветскими центрами». В течение многих лет ВЕМ работала очень близко с Отделом Иностранных Миссий Ассамблей Божиих США, помогая друг другу персоналом сотрудников и обеспечивая взаимную поддержку работы в Европе и Советском Союзе. В 1940 году сотрудничество охладело в силу разного видения продолжения работы, а затем прекратилось совсем. [54]

В связи с началом войны ситуация в Европе полностью изменилась. Все иностранные миссионеры вынуждены были вернуться в Америку, а ВЕМ сфокусировала свою деятельность на славянском и восточно-европейском населении, проживающем в Западной Канаде и Южной Америке. Миссия поддерживала миссионеров и евангелистов, которые создавали церкви в этих местах. В частности, Николай Пейсти руководил служением радиопередач для славянского населения в Эквадоре и прилегающих странах. Начиная с 1945 года, миссия колоссально много помогала беженцам, которые в результате войны были оторваны от своего дома, посылая в лагеря беженцев продовольствие и одежду. Там же, в этих лагерях, миссионеры, посланные миссией, проповедовали Слово Божие для обездоленных, обессиленных людей, переживших ужасы войны. В 1953 году миссией был создан специальный центр в Западном Берлине, обеспечивавший материальную и духовную помощь тем людям, которые бежали на Запад. Этот центр закрылся в 1961 году, когда была построена Берлинская стена, и поток беженцев прекратился. [55]

Начиная с 50-х годов, ВЕМ стала снова расширять свою деятельность в Восточной Европе. Были созданы центры работы миссии возле Амстердама, в Афинах, Мюнхене и Венне. Из центра под Амстердамом ВЕМ помогала евангелизировать Голландию через Заочные Библейские курсы, радиопередачи и создание специальных кафе для евангелизаций. Такие же кофейни были созданы возле Мюнхена. В Афинах миссия публиковала материалы для воскресных школ – для детей и взрослых. Там же был создан центр для конференций и дом для престарелых. Центр ВЕМ в Венне руководил евангелизационными программами для Восточной Европы. Он продолжал снабжать христианской литературой и гуманитарной помощью церкви и церковные организации в Болгарии, Польше, Румынии, Югославии. В Польше миссия выпускала в эфир еженедельные радиопрограммы под названием «Голос Евангелия из Варшавы». Из некоторых других стран миссия вела шесть еженедельных радиопередач на Советский Союз и делала все возможное для переправки Библий в СССР. С 1985 года, когда началась перестройка в Советском Союзе, миссия стала направлять для краткосрочных евангелизаций в СССР группы верующих с Запада, которые привозили духовню литературу и гуманитарную помощь. [56]

Миссия была переименована (сейчас она называется Evrovision). В 1952 году главный оффис миссии был перенесен из Чикаго в Пасадену, в Калифорнию. Сейчас центр миссии находится в Калифорнии, в городе Кларемонт. [57]

А в том далеком 1928 году начало работы Полевой Квартиры Восточно-Европейской Миссии встретило некоторое недопонимание со стороны отдельных руководящих братьев в тогдашней Польше, однако, в целом, дети Божии почувствовали благотворное веяние от труда и намерений миссии. Вначале - осторожно, а потом все более уверенно, стали они сплачиваться вокруг миссионеров...







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.