Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Оценка социокультурной модели





Социокультурная модель многое добавила к пони­манию и лечению аномального функционирования. Сегодня большинство клиницистов принимают во внимание семейные, социальные и общественные воп­росы — факторы, которые не учитывались еще 30 лет назад (Tamplin, Goodyer & Herbert, 1998; NAMHC, 1996). Вдобавок, клиницисты узнали больше о влия­нии клинических и общественных ярлыков. Наконец, как мы уже замечали, социокультурные методы лече­ния иногда приносит успех там, где традиционные подходы терпят неудачу (Heller, 1996).

В то же время, социокультурная модель, подобно все остальным, имеет свои недостатки. Начать с того, что данные социокультурных исследований часто бы­вает трудно интерпретировать. Исследования могут вскрыть связь между социокультурными факторами и определенным расстройством, однако по-прежнему неспособны доказать, что они являются его причиной. Например, исследования показывают связь между се­мейным конфликтом и шизофренией, но это не озна­чает, что семейная дисфункция обязательно приведет к шизофрении (Miklowitz et al., 1995; Velligan et al., 1995). В равной степени возможно, что функциониро­вание семьи нарушается из-за напряжения и конф­ликта, создаваемого шизофреническим поведением одного из членов семьи (Eakes, 1995).

Еще один недостаток модели — ее неспособность предсказать появление аномалии у конкретных ин­дивидуумов (Reynold, 1998). Если, скажем, такие общественные условия, как предрассудки и дискри­минация, являются ключевыми причинами тревоги и депрессии, почему психологическими расстрой­ствами страдают только некоторые люди, подверга­ющиеся воздействию подобных сил? Необходимы ли для возникновения расстройств и другие факторы?

Учитывая эти недостатки, большинство клиницис­тов рассматривают социокультурные объяснения как идущие рука об руку с биологическими или психоло­гическими интерпретациями. Они соглашаются, что социокультурные факторы могут создавать атмосферу, благоприятную для развития определенных рас­стройств. Однако они полагают, что для того чтобы рас­стройства себя обнаружили, должны существовать био­логические или психологические предпосылки.

Резюме

Сторонники социокультурной модели объясняют и лечат патологию, рассматривая внешние соци­альные силы, которые влияют на членов общества.

Социокультурные объяснения. Некоторые соци­окультурные теоретики сосредоточивают свой взгляд на семейной системе, полагая, что семейная структу­ра или коммуникативные нарушения могут способ­ствовать тому, что члены семьи станут вести себя в аномальной манере. Другие теоретики фокусируют свое внимание на социальных сетях и поддержке, а третьи изучают общественные условия, чтобы по­нять, какие специфические стрессы они могут выз­вать. Наконец, некоторые теоретики внимательно исследуют общественные ярлыки и роли; они счита­ют, что общество навешивает определенным людям ярлык «психически больные» и что этот ярлык мо­жет влиять на то, как человек себя ведет и как на его действия реагируют окружающие.

Социокультурные методы терапии. Социокуль­турные принципы часто используются в таких тера­певтических методиках, как групповая, семейная и супружеская терапия. Исследования показывают, что эти подходы помогают в случае некоторых про­блем и при определенных обстоятельствах. При об­щинном лечении терапевты стараются работать с людьми в обстановке, близкой к домашней, учебной и производственной. Их цель — первичная, вторич­ная либо третичная профилактика.

ПОДВОДЯ ИТОГИ

Ведущие современные модели варьируются в широ­ких пределах. Они смотрят на поведение под разным углом зрения, основаны на различных посылках, при­ходят к разным заключениям и используют различные методы лечения. Ни об одной из моделей нельзя ска­зать, что она превосходит другие. Каждая помогает нам оценить какой-то ключевой аспект человеческого фун­кционирования и обладает как значимыми достоин­ствами, так и серьезными недостатками (см. табл. 2-3).

Фактически заключения, делаемые различными моделями, часто оказываются совместимыми (Friinan et al., 1993). Разумеется, понимание и лечение ано­мального поведения будет более полным, если мы примем во внимание и биологические, и психологи­ческие, и социокультуральные аспекты человеческой проблемы, а не только какой-то один из них. Поэтому неудивительно, что многие клиницисты сегодня отда­ют предпочтение объяснениям аномального поведе­ния, которые учитывают одновременно более чем одну причину возникновения проблемы. К примеру, они могут придерживаться концепции «предраспо­ложенность—стресс», согласно которой люди дол­жны сначала обладать определенной биологической, психологической или социокультурной предрасполо­женностью к тому, чтобы у них проявилось какое-то психическое расстройство, а затем подвергнуться не­посредственному воздействию того или иного стрес­сора. Если бы нам пришлось изучать какой-то част­ный случай депрессии, мы вполне могли бы обнару­жить, что необычная биохимическая активность вызывает у человека предрасположенность к рас­стройству, тяжелая утрата продуцирует начало рас­стройства, а логические ошибки способствуют его не­прерывному течению.

Концепция «предрасположенность — стресс» — точка зрения, согласно которой, для того чтобы у человека проявилось какое-то расстройство, он должен сначала обладать предрасположенностью к этому расстрой­ству, а затем подвергнуться непосредственно­му воздействию психологического стресса.

Когда в этой книге будут описываться различные виды расстройств, мы увидим, как современные мо­дели объясняют каждое расстройство и как клиници­сты, придерживающиеся той или иной модели, лечат людей с этим расстройством. Мы также посмотрим, насколько хорошо эти объяснения и методы лечения подтверждаются исследованиями. Мы сделаем и еще одну важную вещь: проследим не только отличия между различными объяснениями и методами лече­ния, но и то, как одни из них могут произрастать из других, усиливая друг друга.

Ключевые термины

Модель

Биологическая модель

Нейрон

Глия

Отдел головного мозга

Задний мозг

Средний мозг

Большой мозг

Дендрит

Аксон

Нервное окончание

Синапс

Нейротрансмиттер

Рецептор

Эндокринная система

Гормон

Хромосома

Ген

Медикаментозная терапия

Психотропный препарат

Противотрсвожное лекарство

Антидепрессант

Нормотимик

Таблица 2.3.

Сравнение моделей

  Биологическая Психодинами­ческая Поведенческая Когнитивная Гуманисти­ческая Экзистен­циальная Социокуль-туральная
Причина дисфункции Биологическое нарушение Скрытые конфликты Неадекватное научение Неадекватное мышление Самообман Уклонение от ответственности Семейный или социальный стресс
Экспериментальные подтверждения Веские Ограниченные Веские Веские Слабые Слабые Умеренные
Обозначение потребителя услуг Пациент Пациент Клиент Клиент Пациент или клиент Пациент или клиент Клиент
Роль терапевта помощник Врач Интерпретатор Наставник Уговорщик Наблюдатель Товарищ Социальный
Ключевой терапевтический прием Биологическое вмешательство Свободная ассоциация и интерпретация Обусловливание Рассуждение Рефлексия Различные Социальное вмешательство
Цель терапии Биологическое восстановление Обширные психологические изменения Функциональное поведение Гибкое мышление Самоактуализация Аутентичная жизнь Эффективная семейная или социальная система

Контрольные вопросы

1. Каковы основные отделы головного мозга и каким образом по нему распространяются сигналы? Опишите биологические методы лечения психичес­ких расстройств?

2. Какая модель связана с выученными реакци­ями, ценностями, ответственностью, скрытыми кон­фликтами, неадекватными допущениями?

3. Какой метод лечения использует безусловное позитивное отношение, свободную ассоциацию, классическое обусловливание, искусственную фрус­трацию, интерпретацию сновидений?

4. Назовите ключевые принципы психодинами­ческой, поведенческой, когнитивной и экзистенци­ально-гуманистической моделей.

5. Какую роль, согласно теоретикам психодина­мического направления, играют в формировании как нормального, так и аномального поведения ид, эго и суперэго? Каковы ключевые приемы, используемые психодинамическими терапевтами?

6. На какие виды обусловливания опираются бихевиористы, когда объясняют и лечат аномальное поведение?

7. Какие виды когнитивной дисфункции могут привести к аномальному поведению?

8. Сравните гуманистические теории и терапев­тические методы Роджерса и Перлса. В чем их отли­чие от экзистенциальных объяснений и подходов?

9. Каким образом семейные факторы, соци­альные сети, общественные условия и общественные ярлыки могут способствовать развитию аномально­го поведения?

10. Каковы ключевые особенности групповой, се­мейной, супружеской терапии и «общинного» мето­да лечения? Насколько эффективны эти разнящие­ся терапевтические подходы?


Глава 3

КЛИНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА, ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ

Анжеле Саванти было 22 года, она жила дома с матерью, работала в крупной страховой компании. У нее.... уже и до этого случались периоды «хандры», но сейчас ее отчаяние было намного глубже. Анже­лу беспокоила сильная депрессия и частые присту­пы плача, которые не прекращались в последние два месяца. Анжела обнаружила, что ей трудно со­средоточиться на своей работе, ей было трудно засыпать по ночам, у нее был плохой аппетит. Деп­рессия началась после того, как Анжела рассталась со своим женихом Джерри два месяца тому назад.

(Leon, 1984, р.109)

Анжела Саванти договорилась о встрече с врачом в местном консультационном центре. Прежде всего, врач постарался, как можно больше узнать об Анжеле и ее тревогах. Кто она, какова ее жизнь и каковы в действительности симптомы ее заболевания. Такая ин­формация могла пролить свет на причины возникно­вения и течение болезни и помочь врачу определить, какие методы подошли бы для лечения. Лечение дол­жно было соответствовать потребностям Анжелы и присущему только ей типу патологии. Из первой и второй главы мы узнали, как исследователи в облас­ти психопатологии ищут разгадки патологического поведения. Практикующие врачи, наоборот, заинтере­сованы в специфической информации о своих паци­ентах. Им необходимо идеографическое понимание (ideographic understanding) своих больных, а, кроме того, они должны знать природу и происхождение их проблем (Tucker, 1998). Индивидуальная информация о пациенте собирается при оценке его состояния и при диагностировании. Используя такую информацию, врач затем может применить лечение.

Идиографическое понимание — понима­ние поведения определенного индивида.

КЛИНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

Оценка (assessment) — это просто сбор информа­ции, относящейся к человеку. Это касается всех сфер жизни. Можно собирать такую информацию во вре­мя покупок в продовольственном магазине или во вре­мя выборов президента. Члены приемных комиссий в колледжах, которым предстоит определить, кто из по­ступающих будет успешно учиться, рассматривают свидетельства об окончании школы, рекомендации, данные тестов, интервью и другие материалы, чтобы получить информацию о будущих студентах. Работо­датели, которым надо решить, кто из кандидатов ока­жется хорошим работником, собирают о них инфор­мацию из анкет, интервью, рекомендаций, а иногда просто наблюдая их непосредственно за работой.

Оценка — процесс сбора и интерпретации информации, относящейся к пациенту или к здоровому человеку.

Клиническая оценка (clinical assessment ) использу­ется для того, чтобы определить, как и почему чело­век ведет себя «ненормально» и как можно помочь этому человеку. Это помогает врачам оценить состо­яние пациентов, некоторое время уже получавших лечение, и посмотреть, успешно ли продвигается те­рапия или ее следует изменить.

Специальные методы оценки, которыми пользу­ются врачи, зависят от их теоретической ориентации. Врачи психодинамической направленности, напри­мер, пользуются такими оценочными методами, при помощи которых можно получить информацию о личности пациента и о любых неосознанных конф­ликтах, которые он или она могут испытывать (Butler & Satz, 1989). Последователи бихевиоризма и когнитивной психологии, наоборот, пользуются методами, которые помогают собирать подробную информацию об особых нарушениях в поведении и познании (Haynes, 1990; Kendall, 1990). Сотни раз­работанных методик и средств оценки делятся на три категории: клинические интервью (беседы), тесты и наблюдения. И раз эти средства используются в кли­нической практике, они должны быть стандартизова­ны, надежны и валидны.

Свойства оценочных средств

Важно, чтобы все врачи проводили одинаковые процедуры, когда им приходится пользоваться опре­деленной техникой оценки. Достигнуть этого можно при стандартизации методики, обеспечивающей об­щие стандарты, которым надо следовать, где бы они ни проявлялись.

Стандартизацияпроцесс, при котором тест проводится с большой группой людей, и результаты его выполнения служат общим стандартом или нормой, по которым можно измерять показания любого индивида.

Хоть горшком назови?

В 1995 году руководство Феде­рального Бюро Расследований ре­шило использовать в своих мате­риалах и отчетах более мягкие и нейтральные термины для описа­ния людей с умственными рас­стройствами. Проблема оказалась очень сложной и эмоционально на­пряженной, как это вскоре обнару­жили сотрудники ФБР на продолжавшейся семь часов конферен­ции, где присутствовали представители правительства, со­трудники юридических и правоох­ранительных органов, делегаты групп защиты психического здоро­вья, а также профессора-психиатры (Foderaro, 1995).

На конференции явно не было общего понимания проблемы. Офицеры полиции и законодатели показали, что они относятся к лю­дям с умственными нарушениями как к «эмоционально неуравнове­шенным» или как к «умственно-отсталым», но такие термины ре­шительно отвергались теми, кто испытал подобные расстройства на себе. Этим людям больше прави­лись такие термины, как «потреби­тель», «получатель», «победивший психическое заболевание». Неко­торых заинтересовал термин «ум­ственно больной», так как он объе­динял людей с различными про­блемами в единую группу. Этот термин означал также то, что люди с психическими проблемами боль­ны, и болезнь нельзя победить без медицинского вмешательства.

Представители различных групп на конференции согласились с тем, что неприемлемы такие термины, как «псих», «чокнутый», «психуш­ка» (для обозначения больницы), хотя они указывали на неоднократ­ное употребление этих слов в заго­ловках бульварных газет.

Вопросы для размышления________

1. Почему выбор терми­нологии так отличается в различных группах и даже у людей, у которых были пси­хические нарушения? При­сутствующие на конферен­ции в целом предпочитали при выборе термина подхо­дить, прежде всего, к челове­ку, употребляя, например, словосочетание «человек с шизофренией» вместо «ши­зофреник». Почему такой подход предпочтительней?

Как вы можете оценить тесты, которые вам предлагались в школе? Насколько они надеж­ны и валидны? Как вы относитесь к тестам, которые встречаете в журналах?

Врачи также должны стандартизировать записи результатов оценочных средств, чтобы иметь возмож­ность интерпретировать записи по каждому индиви­ду. Они могут, к примеру, провести тест с группой людей, и выполнение такого теста может в дальней­шем служить стандартом или нормой, по которым можно измерять показания любого индивида.

Члены группы, которую первоначально выбирают для проведения теста, должны быть типичными представителями большой группы населения.

Если тест па агрессивность, рассчитанный на ши­рокие круги населения, был стандартизирован по группе моряков, то «норма» может оказаться нео­правданно высокой.

Надежность (reliability) отражает постоянство в оценочных измерениях. Хороший оценочный прием покажет одинаковые результаты в одинаковой ситу­ации (Barker, Pistrang & Elliott, 1994; Kline, 1993). Способ оценки получает высокую степень ретестовой надежности, одного из видов надежности, если достигаются те же результаты при проведении по­вторного теста с теми же людьми. Если в определен­ном тесте женщина указывает на то, что она много пьет, то тест, который будет проведен с ней через не­делю, должен показать те же результаты. Чтобы из­мерить ретестовую надежность типа «тест — повторный тест», данные, полученные индивидами в двух случаях, приводятся в соответствие, и чем выше со­отношение, тем больше надежность, (см. главу 1).

Надежность — измерение постоянства ре­зультатов теста или результатов исследова­ния.

Валидность — точность результатов те­ста или исследовательской работы; то есть это тот предел, до которого тест или иссле­дование в действительности измеряет или по­казывает то, что надо измерить и показать.

Метод тестирования показывает высокое постоян­ство экспертной оценки, другую разновидность на­дежности, если разные специалисты, проводящие оценку, независимо приходят к одинаковому реше­нию, как записывать результаты оценки и как их ин­терпретировать. Тесты, построенные по схеме пра­вильно — ложно, а также тесты с множественными выборами для ответа дают постоянные результаты независимо от того, кто производит оценку, но при проведении некоторых особых тестов требуется, что­бы оценивающий высказал свое мнение. Представьте, что по условиям теста требуется скопировать карти­ну. Сделанная копия оценивается поточности выпол­нения. Одна и та же копия может быть по-разному оценена различными специалистами.

И, наконец, средство оценки должно показать вы­сокую валидность; оно должно точно измерять то, что должно быть измерено (Barker et ah, 1994; Kline, 1993). Представьте, что шкала измерения веса каждый раз показывает 12 фунтов, когда на весы кладется ме­шок с сахаром весом 10 фунтов. Хотя эта шкала на­дежна, т. к. ее показания постоянны, но она непригод­на из-за того, что эти показания не точны. Некоторые средства оценки кажутся пригодными, потому что в этом есть смысл. Данный тип пригодности, который называют очевидная валидностъ (face validity), сам по себе не означает, что оцениваемая техника надежна. Тест на депрессию, например, может включать вопро­сы о том, часто ли пациент плачет.

Поскольку люди с депрессией действительно не­редко плачут, подобные вопросы в тесте могли бы иметь очевидную валидность. Однако оказывает­ся, что некоторые люди много плачут вовсе не из-за депрессии, а некоторые больные с тяжелой фор­мой депрессии могут вовсе не плакать. Таким об­разом, не следует пользоваться средством оценки до тех пор, пока оно не будет иметь высокой про­гностической или совпадающей валидности (Good­win, 1995).

Прогностическая валидность возможность применяемого метода прогнозировать будущее по­ведение или характерные черты испытуемого. Допу­стим, что по условиям теста собирается информа­ция о родителях учащихся начальной школы, их личные характеристики и отношение к курению. На основе таких данных мы могли бы попытаться выя­вить тех детей, которые начнут курить на младших курсах в колледже. Чтобы установить прогности­ческую валидность, следует применить этот текст на группе учащихся начальной школы, подождать, ког­да они станут студентами младших курсов, а затем проверить, кто из них действительно стал куриль­щиком.

Совпадающая валидность это та степень, до которой соотносятся данные одного измерения с дан­ными, полученными при применении других мето­дик оценки. Например, показания пациентов в пла­нируемом новом тесте для измерения тревоги долж­ны в высшей степени соотноситься с другими их показаниями в тестах по тревоге или с их ответами, полученными во время клинических интервью.

«Каждый из нас существует в центре свое­го личного мира, который никто кроме нас не может понять».

Карл Роджерс (Carl Rogers), 1951.

Клинические интервью

Многие из нас понимают, что лучший способ узнать людей — это встретиться с ними с глазу на глаз. Мы можем видеть их реакцию на наши вопросы. Мы мо­жем слышать и наблюдать, как они отвечают, видеть, как они наблюдают за нами, и получить общее пред­ставление о том, кто же они такие. Клинические ин­тервью это то же самое, что неожиданная встреча лицом к лицу (Nietzel et al, 1994; Wiens, 1990). Если, к примеру, человек говорит, что смерть матери чрез­вычайно его опечалила, но при этом выглядит очень счастливым, врач может подозревать, что в действи­тельности чувства этого человека по поводу утраты противоречивы.

Почти все практикующие врачи включают в про­цесс оценки клинические интервью.

Клиническое интервью — встречи (обыч­но без присутствия посторонних), на которых врачи задают пациентам вопросы, оценивают их ответы и узнают о пациентах и об их пси­хологических проблемах.

Проведение интервью

Часто интервью является первым контактом меж­ду врачом и пациентом. Врачи обычно собирают по­дробную информацию о чувствах и текущих пробле­мах пациента, о жизненных ситуациях и взаимоотно­шениях, кроме того, их интересует история жизни пациента. Врачи также могут интересоваться тем, какие надежды на лечение имеет пациент и каковы причины, заставившие его обратиться к врачу. Врач, который занимался Анжелой Саванти, начал имен­но с клинического интервью.

Анжела была аккуратно одета, когда появилась на первом интервью. Она отвечала на вопросы и давала информацию о своей жизни медленно, вялым, почти не интонированным голосом. Она скованно сидела на стуле... Пациентка сообщила, что период времени, ко­торый предшествовал ее расставанию с жени­хом, был эмоционально нестабильным. Она не была уверена, хочет ли выйти замуж за Джерри, а тот хотел, чтобы она твердо сказала или «да» или «нет». Джерри, похоже, не нравился матери Ан­желы, миссис Саванти, и она была очень холодна и равнодушна, когда бы потенциальный зять ни приходил в их дом. На Анжелу давили с двух сто­рон, и она не могла принять решения о своем бу­дущем. После нескольких размолвок по поводу того, выйдет ли Анжела за него замуж, Джерри сказал, что она никогда этого не решит, и поэто­му он уходит...

Анжела считала детство самым несчастным пе­риодом своей жизни. Отец редко бывал дома, а когда появлялся, родители постоянно ссорились...

Анжела вспоминала, что чувствовала вину, ког­да из семьи ушел мистер Саванти... Она призна­лась, что когда бы она ни думала об отце, то все­гда чувствовала, что каким-то образом ответ­ственна зато, что отец их оставил.

Анжела описывала свою мать как «многостра­дальный тип». Мать говорила, что посвятила свою жизнь тому, чтобы сделать детей счастливыми, а взамен получала лишь горе и несчастья... Когда Анжела и ее сестра Дорин начали ходить на сви­дания, миссис Саванти пренебрежительно отзы­валась о юношах, с которыми они встречались, и вообще о мужчинах...

Анжела рассказала, что и раньше она часто бы­вала в подавленном настроении. В студенческие годы, когда она получала более низкую оценку, чем рассчитывала, то сначала очень злилась, а потом наступала депрессия... Анжела чувствова­ла себя подавленной, когда ссорилась с матерью или когда понимала, что ее недооценивают на работе... Глубина и продолжительность (измене­ния настроений), которые она ощущала во время своего разрыва с Джерри, были более серьезны­ми. Анжела не осознавала глубины своей депрес­сии, но начала чувствовать, что ей трудно выйти из дома и идти на работу. Стало тяжело разгова­ривать с людьми. Анжела обнаружила, что ей ста­ло трудно сосредоточиться, она начала забывать то, что ей предстояло сделать... Ей больше хоте­лось оставаться в постели, чем с кем-то общать­ся, и в одиночестве она часто плакала (Leon, 1984,р. 110-115).

Кроме основной информации, которую получают врачи, проводящие клинические интервью, они об­ращают особое внимание на темы, которые считают для себя наиболее важными. Врачи психодинами­ческого направления, например, пытаются узнать о потребностях пациента и его воспоминаниях о про­шедших событиях (Shea, 1990; Pope, 1983). Бихевиористы пытаются провести функциональный анализ патологических реакций индивида и получить информацию о стимулах, которые вызывают такие реакции и их последствия (Reyna, 1989). Предста­вители когнитивной психологии пытаются обнару­жить установки и интерпретации, которые влияют на человека (Kendall, 1990). Психологи гуманисти­ческой ориентации спрашивают обследуемого о его самооценке и о концепции его личности (Aiken, 1985; Brown, 1972). Биологи используют подобные беседы для того, чтобы определить признаки биохи­мической или нейрологической дисфункции. И, на­конец, социальные психологи расспрашивают об­следуемого о семье, о социальных и культурных проблемах.

Форма интервью может быть свободной (нефор­мализованное интервью) или построенной по оп­ределенному плану (формализованное интервью) (First et al., 1995; Barker et al., 1994). При проведе­нии свободного интервью врач задает открытые вопросы, достаточно простые, например: «Не могли бы Вы рассказать мне о себе?» Отсутствие схемы построения интервью позволяет интервьюеру быть ведущим в беседе и касаться значимых для клиента тем, которые не были заранее предусмотрены.

Неформализованное (неструктуриро­ванное) интервью — форма интервью, при котором клиницист спонтанно задает вопро­сы, основанные на темах, которые возникают в процессе беседы.

Формализованное (структурированное) интервью — форма интервью, при котором клиницист задает подготовленные вопросы.

При проведении интервью, построенного по оп­ределенной схеме, врачи задают подготовленные вопросы. Иногда они пользуются специально напе­чатанной для таких целей анкетой, содержащей стандартный набор вопросов, предназначенных для любых интервью. Подобные интервью часто включают исследование психического статуса (mentalstatus exam). Такое обследование состоит из вопросов и наблюдений, которые отражают сте­пень осознанности пациентом того, что происходит вокруг, ориентацию во времени и пространстве, внимание, память, суждения, понимание болезни, содержание и темп мышления, настроение и вне­шний вид. Формализованное интервью, построен­ное по плану, гарантирует то, что все врачи в сво­их интервью охватят одинаковые важные пробле­мы, что даст им возможность сравнивать ответы различных пациентов.

Исследование психического состояния (статуса )набор вопросов для интервью и алгоритм проведения наблюдений, направлен­ных на выявление степени и природы патологи. Хотя при проведении клинических интервью в рав­ной степени используются как свободные (неформа­лизованные), так и спланированные (формализован­ные) варианты интервью, многие врачи предпочита­ют пользоваться каким-то одним из видов интервью (Nietzel et al., 1994). Обычно неформализованными интервью пользуются врачи психодинамической на­правленности и представители гуманистической пси­хологии (Pope, 1983). Формализованные интервью применяются исследователями-бихевиористами, ко­торым требуется иметь подробный анализ поведения исследуемого индивида (Pope, 1983). Такие интервью также популярны и среди представителей когнитив­ной психологии, которые стремятся тщательно вы­явить особенности когнитивных структур и процессов мышления, которые могут влиять на патологическое поведение.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.