Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Недостатки клинических интервью





Из интервью можно получить ценную информа­цию о человеке (Giron et al., 1998), но в достижении этого существуют определенные ограничения. При проведении интервью, к примеру, можно собрать только ту информацию, которую вам предоставит интервьюируемый. Индивиды могут пытаться пред­ставить себя в лучшем свете или им бывает трудно коснуться некоторых трудных тем (Barker et al., 1994; Nietzel et al., 1994).

Иногда испытуемые просто не могут дать точную информацию. Например, те люди, которые страдают от депрессии, очень пессимистичны и могут описать себя как слабых работников или негодных родителей (Beck, 1997,1991,1967). Ошибочная концепция вра­ча, проводящего интервью, может исказить собирае­мую информацию. Обычно врачи придают очень большое значение первому впечатлению о пациенте и высоко оценивают отражающую дисфункцию ин­формацию о нем (Aiken, 1985; Meehl, 1960). Пред­убеждения и пристрастия врача, включая расовые, а также пол пациента, могут влиять на интерпретацию того, о чем говорит пациент (Nietzel et al., 1994).

И, наконец, люди по-разному реагируют на тех, кто проводит интервью. Люди склонны предоставить меньше информации строгому и холодному врачу, чем мягкому и сердечному (Eisenthal, Koopman & Lazare, 1983). Расовая принадлежность врача, его возраст, пол и внешность также могут повлиять на ответы пациен­та (Paurohit, Dowd & Cottingham, 1982).

При таких обстоятельствах различные врачи мо­гут получить разные ответы и сделать разные выво­ды даже тогда, когда они задают одни и те же вопро­сы одним и тем же индивидам (Langwieler & Linden, 1993). В связи с этим некоторые исследователи счи­тают, что хотя интервью и является общепризнан­ным методом оценки, от него надо отказаться. Это предложение можно было бы счесть разумным, если бы взамен старой методики существовала новая, без­укоризненная. Однако, как мы увидим, и другие ме­тоды клинической оценки также не лишены серьез­ных недостатков.

Клинические тесты

Тесты являются способом сбора информации о некоторых аспектах психического состояния челове­ка, по которым можно сделать о нем более подроб­ные выводы (Goldstein & Herzen, 1990). В настоящее время в Соединенных Штатах используется более 500 клинических тестов. На первый взгляд может показаться, что сконструировать эффективно дей­ствующий тест достаточно просто. Каждый месяц в газетах и журналах можно найти тесты, которые, как предполагается, рассказывают нам о нас самих, о на­ших взаимоотношениях, о сексе в нашей жизни, о наших стрессах и о наших возможностях преуспеть. Такие тесты могут показаться убедительными, но в большинствеслучаев в них отсутствует надежность, валидность и стандартизация. Поэтому подобные те­сты не могут выявить четкой, достоверной информа­ции или сообщить что-то значительное о том, что мы собой представляем по сравнению с другими. Тесты, которыми чаще всего пользуются исследователи, на­считывают шесть типов: проективные тесты, личностные опросники, перечни ответов, психофизиологические тесты, неврологические и нейро-психологические тесты, а также тесты интеллекта.

Тест — способ сбора информации о некото­рых аспектах психического состояния челове­ка, по которым можно сделать более подроб­ные выводы об этом человеке.

Оценивая Ван Гога

Винсент Ван Гог прожил мучи­тельную и несчастливую жизнь. Легендарным стал случай, когда художник отрезал себе ухо. Ван Гога неоднократно помещали в психиатрические лечебницы, и, в конце концов, он покончил с со­бой. Художник часто сообщал в письмах к брату о своей боли и душевных муках, описывая пси­хические и физические мучения и галлюцинации. В течение многих лет специалисты размышляли о том, что заставляло страдать Ван Гога: расстройство настроения, шизофрения или то и другое вме­сте. В последнее время такая оценка заболевания оспаривает­ся. Так, неврологи из Гарвардско­го университета предположили, что в действительности Ван Гог страдал от синдрома Гешвинда (Geschwind's syndrome), известно­го как расстройство личности, рас­положенное в континууме между двух психических и неврологических расстройств –– судорогами, возникающими в результате мозговой дисфункции, и эпилепсией. Ван Гог проявил многие симптомы этой бо­лезни, включая лихорадочное рисо­вание (гиперграфия), сверхрелиги­озность и агрессию (Trotter, 1985).

Медицинские специалисты из Колорадо, наоборот, считают, что Ван Гог страдал от острой формы синдрома Меньера (Menierc's syndrome), расстройства, которое было вызвано избыточным накоп­лением жидкости во внутреннем ухе. Чрезмерное давление, которое при этом возникает, может вызвать тошноту, головокружение, наруше­ние равновесия, боль, глухоту и ощущение постоянного шума или звона в ушах. Вполне возможно, Ван Гог отрезал себе ухо, чтобы заг­лушить боль. Вероятно, что и боль и другие симптомы были связаны с тяжелыми вторичными психичес­кими проблемами, которыми мо­жет сопровождаться синдром Ме­ньера (Scott, 1990).

Вопросы для размышления________

Если бы люди знали, что расстройства Ван Гoгa были связаны со средним ухом, а не являлись психическими, стали бы они относиться к нему по-другому? Почему людям интересно занимать­ся клинической оценкой из­вестных людей, особенно тех, кто связан с искусст­вом, даже спустя много вре­мени после их смерти?

Проективные тесты

При проведении проективных тестов от испытуе­мых требуется интерпретация неясных стимулов, таких как чернильные пятна или нечеткие картины, или же они получают неопределенные инструкции, например: «Нарисуйте человека». Теоретически, при таких расплывчатых намеках и инструкциях испыту­емые «проецируют» аспекты своей личности на ре­шение поставленной задачи. Проективными тес­тами чаще всего пользуются исследователи психо­динамической направленности, чтобы оценить бессознательные проявления и конфликты, которые, как они считают, лежат в основе патологического поведения. Наиболее широко применяемые проек­тивные тесты — это тест Роршаха, Тест тематической апперцепции (ТАТ), тесты незаконченных предложе­ний и рисуночные тесты.

Проективный тест — тест, при котором испытуемый должен интерпретировать не­четкие стимульные материалы или реагиро­вать на них.

Тест Роршаха. В 1911 году швейцарский психиатр Германн Роршах (Hermann Rorschach), занимаясь клинической диагностикой, пользовался чернильны­ми пятнами.

Он капал чернила на бумагу, а затем складывал листы пополам, получая симметричные, но совер­шенно случайные пятна. Роршах обнаружил, что каждый человек видел в этих пятнах какие-то опре­деленные образы.

Более того, образы, которые представляет человек, смотрящий на эти пятна, связаны с его психическим состоянием. Предполагается, что пациенты с диагно­зом шизофрения, например, увидят совершенно дру­гие образы, чем те, кого страдает от тревожности.

Роршах отобрал 10 чернильных пятен и в 1921 году опубликовал их вместе с инструкцией по применению при клинической оценке. Этот материал был назван Психодинамическим тестом чернильных пятен Рор­шаха. Спустя восемь месяцев в возрасте 37 лет Рор­шах умер, но коллеги продолжили его работу, и чернильные пятна Роршаха заняли свое место среди са­мых популярных проективных тестов XX века. Вра­чи проводят «Роршаха», как обычно называют этот тест, следующим образом: пациенту на некоторое время дается одна карточка с пятнами, и он должен сказать, что видит, чем ему представляются эти пят­на или что они ему напоминают. Раньше, когда тест Роршаха только появился, применявшие его иссле­дователи в первую очередь интересовались темами и образами, которые вызывают в сознании респон­дента чернильные пятна. В настоящее время иссле­дователи обращают большее внимание на тип отве­тов:

· Воспринимают ли испытуемые изображение пятен целиком или видят детали?

· Обращают ли они внимание на сами пятна или на белые промежутки между ними?

· Используют в ответах или игнориру­ют тени и полутона, которые представлены на неко­торых карточках?

Тест тематической апперцепции. Тест тематичес­кой апперцепции (ТАТ) это проективный тест с изоб­разительными материалами (Murray, 1938; Morgan & Murray, 1935). Во время подобного теста испытуемым обычно показывают 30 черно-белых фотографий людей, показанных в некой неясной обстановке, и про­сят придумать историю о каждом персонаже. Нужно рассказать, что именно изображено, что привело к та­кой ситуации, каковы мысли и чувства персонажей и чем все это могло бы закончиться.

Исследователи, которые пользуются Тестом тема­тической апперцепции, считают, что испытуемый отождествляет себя с одним из персонажей, изобра­женных на каждой карточке. В придуманных исто­риях люди стараются отразить свои собственные об­стоятельства, потребности, выразить свои чувства, показать свое восприятие реальности и свои фанта­зии. Например, пациентка, участвующая в Тесте те­матической апперцепции, возможно, пытается про­явить свои чувства в рассказе по карточке теста, представленной на рис. 3.1. Это одно из немногих изображений в Тестах тематической апперцепции, которые разрешены к показу в учебниках.

Тест незаконченных предложений. Тест незакон­ченных предложений впервые был разработан в 1920-х годах (Payne, 1928). При его проведении тес­тируемых просят закончить ряд незаконченных предложений, таких как «Я хочу...» или «Мой отец...». Этот тест рассматривается как хороший трамплин для обсуждения быстрого и простого пути получения тем, которые можно использовать в иссле­довании.

Рисуночные тесты. Принимая во внимание тот факт, что рисунок что-то раскрывает нам о художни­ке, исследователи часто просят пациентов нарисо­вать человеческие фигуры и рассказать о них. Оцен­ка таких рисунков основывается на качестве и фор­ме самого рисунка, твердости карандашной линии, учитывается расположение рисунка на листе, размер фигур, характерные особенности изображенных фи­гур, использование фона, а также замечания, которые делает тестируемый во время рисования.

Тест «Нарисуй человека!- (DAP) наиболее попу­лярен у исследователей среди тестов по примене­нию рисования (Machover, 1949). Исследуемых просят нарисовать «человека», после того как они это сделают, их просят нарисовать другого челове­ка, противоположного пола. Некоторые исследова­тели считают, что необычно крупная или, наоборот, очень маленькая голова, изображенная на рисунке, свидетельствует о проблемах в умственной деятель­ности, социальном поведении и контроле физиоло­гических импульсов, а большие глаза могут указы­вать на сильную подозрительность или тревож­ность.

Искусство оценки. Исследователи часто рассматривают произведения искусства как неофициальные проективные тес­ты, в которых художники отражают свои конфликты и психическую нестабильность. Причудливые портреты кошек, нарисованные в начале XX века Луисом Уэйном (Louis Wain), интерпретировались некоторыми исследователями как отра­жение психозов, которые в течение многих лет мучили художника. Другие считали такую интерпретацию неправильной и отмечали, что декоративный стиль последних работ художника явно связан с текстильным дизайном.

Ценность проективных тестов. До 50-х годок про­ективные тесты были самым распространенным ме­тодом оценки личности. Однако в последние годы исследователи и практикующие врачи широко исполь­зуют такие тесты для сбора «дополнительных» данных (Clark, 1995; Lerner & Lerner, 1988). Одной из причин такого изменения отношения к методике является то, что практики, которые пользуются но­выми типами тестов, находят проективные тесты менее ценными, чем это считают исследователи, при­держивающиеся психодинамического направления (Kline, 1993),Но более важно то, что проективные тесты редко проявляют высокую надежность и валидность (Weiner, 1995; Lanyon, 1984). Например, при определении надежности разные исследователи могли по-разному зафиксировать результаты проек­тивного теста, в котором участвовал один и тот же пациент (Kline, 1993; Little & Shnеidman, 1959). По­добным образом при определении валидности, когда исследователи пытаются описать личность пациен­та и его чувства на основе результатов проективных тестов, их выводы часто уступают сведениям, полу­ченным психотерапевтом пациента или взятым из обширной истории болезни (Golden, 1964; Sines, 1959).

Другой проблемой валидности является то, что иногда проведение проективных тестов затрудняется с представителями национальных меньшинств. К при­меру, люди при составлении рассказов о себе хотят сравнить себя с теми персонажами, которые изобра­жены в Тесте тематической апперцепции (ТАТ), но среди фотографий, собранных в этом тесте, нет изоб­ражений представителей данной этнической группы. В ответ на возникновение подобных трудностей не­которые исследователи разработали новые тесты, похожие на Тест тематической апперцепции, но с включением изображений афроамериканцев и ис­панцев (Ritzier, 1996; Costantino, 1986).







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.