Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Краткосрочная психодинамическая терапия





В последние годы несколько терапевтов разрабо­тали метод краткосрочной психодинамической тера­пии (Sifncos, 1992, 1987; Davanloo, 1980). Они по­буждают пациентов сосредоточиться на какой-то од­ной проблеме — динамическом фокусе (dynamic focus) — на раннем этапе терапии, например, на не­способности ладить с другими людьми. Терапевт по­могает человеку придерживаться этой проблемы на протяжении всего лечения и работает только над теми психодинамическими вопросами, которые свя­заны с ней, например, над неудовлетворенными оральными потребностями. Проведено лишь ограни­ченное количество исследований, но они все же по­зволяют предположить, что эти более новые, крат­косрочные психодинамические подходы иногда за­метно помогают пациентам (Crits-Christoph, 1992; Messer et at., 1992).

ОЦЕНКА ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ

Фрейд и его последователи способствовали изме­нению взгляда па аномальное функционирование (Nietzel et al., 1994). Главным образом благодаря их трудам, огромное число современных теоретиков ищет ответы и объяснения за рамками биологичес­ких процессов. Кроме того, теоретики психодинами­ческого направления помогли нам понять, что ано­мальное функционирование может уходить корнями в те же самые процессы, что и нормальное функцио­нирование. Психологический конфликт — распро­страненное явление; он приводит к отклонениям в поведении только в том случае, если конфликт ста­новится избыточным.

Фрейд и многие его последователи оказали также огромное влияние на методику лечения. Они были первыми, кто систематически использовал в лечении теорию и специальные приемы. Кроме того, они пер­выми продемонстрировали потенциал психологичес­кого лечения, в противовес биологическому, и их идеи послужили отправной точкой для многих дру­гих психологических методов лечения.

В то же время психодинамическая модель имеет свои недостатки. Формулировка и исследование ее понятий может оказаться нелегкой задачей (Nietzel et al., 1994; Erdelyi, 1992, 1985). Поскольку такие процессы, как влечения ид, защитные механизмы эго и фиксация носят абстрактный характер и предполо­жительно происходят на бессознательном уровне, часто бывает невозможно определить, имеют ли они место. Поэтому неудивительно, что психодинамичес­кие объяснения и методы лечения получают ограни­ченное подтверждение в исследованиях, а теоретики и терапевты, придерживающиеся психодинамическо­го направления, вынуждены полагаться в основном на изучение индивидуальных случаев (Teller & Dahl, 1995; Prochaska & Norcross, 1994).

Частично в ответ на эти проблемы, в последние несколько десятилетий получили признание другие модели. Тем не менее, в настоящее время 11% теоре­тиков продолжают считать себя терапевтами фрей­дистского направления (см. рис. 2.3), а 22% — совре­менными психодинамическими терапевтами (Proc­haska & Norcross, 1994). Интересно отметить, что многие практикующие врачи, придерживающиеся других моделей, сообщают, что когда они обращают­ся за помощью с собственными проблемами, то ос­танавливают свой выбор на психодинамической те­рапии (Norcross & Prochaska, 1984).

Быть может, видеть сны (Шекспир)

Все люди видят сны; видят их и собаки, а возможно, даже рыбы. Но какой цели служат сновиде­ния? Некоторые утверждают, что сновидения открывают нам буду­щее; другие рассматривают их как путешествия по внутреннему миру или как альтернативные ре­альности. Греческий философ Платон считал сны отражениями внутренних волнений и неиспол­ненных желаний. Как и Платон, Зигмунд Фрейд (1900) полагал, что сновидения — это механизм, посредством которого мы выра­жаем неудовлетворенные жела­ния и пытаемся их осуществить. Его коллега Альфред Адлер счи­тал, что сны служат тому, чтобы подготавливать нас к состоянию бодрствования, создавая для нас обстановку, в которой можно от­репетировать новые модели пове­дения, или предупреждая нас о внутренних проблемах, которые мы не осознавали (Kramer, 1992).

Биологические теоретики стоят на иной позиции, которая, однако, не является полностью несовмес­тимой с вышеприведенной. В 1977 г. Дж. Аллан Хобсон и Роберт Мак-Карли (Hobson & McCarley) предложили модель активации-синтеза. Они заявили, что во время быстрого сна (стадия сна, характе­ризуемая быстрым движением глаз) оживляются воспоминания посредством беспорядочных сигна­лов, идущих от различных участков мозга. Кора головного мозга, зона высшего когнитивного функциони­рования, пытается придать смысл этой беспорядочной бомбардировке электрическими импульсами. Ре­зультатом становится сновидение, часто иррациональное или причуд­ливое, но являющееся наилучшей аппроксимацией, учитывая разно­образие сигналов, принимаемых корой (Bеgley, 1989). Хобсон по­зднее предположил, что на резуль­тирующее сновидение могут также влиять влечения, страхи и стремле­ния спящего.

Через некоторое время невролог Джонатан Уинсон (Winson, 1990) измерил электрическую актив­ность головного мозга спящих и бодрствующих животных и устано­вил, что мозговые волны (электро­энцефалограмма) животных во время сновидений подобны вол­нам, регистрируемым у них, когда они заняты деятельностью, связан­ной с выживанием. Он заключил, что сновидения перерабатывают и переоценивают дневную деятель­ность, подготавливая животное к борьбе за жизнь, предстоящей ему на следующий день.

Опросы и исследования, посвя­щенные содержанию человеческих снов, указывают на ряд интересных закономерностей. Две трети людей видят сны, содержащие неприят­ный материал, например, агрессию, угрозы, неприятие, замешательство или неспособность установить кон­такт (Van de Castle, 1993). Обычно спящего преследует или атакует ка­кая-то угрожающая личность. По­добные сны, как часто считается, оз­начают, что спящие убегают от внутренних страхов или вопросов, которые они не хотят рассматри­вать, или от какого-то известного им человека, которому они не верят.

80% студентов колледжей сооб­щают, что им спится, как они куда-то падают. Подобные сны, как счи­тается, имеют место, когда нашему чувству безопасности что-то угро­жает или когда мы опасаемся утра­тить контроль над происходящим. Многие люди говорят, что сны, свя­занные с падением, — первые, кото­рые они способны вспомнить, хотя человек может видеть их на любом этапе своей жизни (Van dc Castle, 1993; Cartwright & Lamberg, 1992).

Другая часто встречающаяся тема — публичное обнажение. Рас­пространенность таких снов, по-ви­димому, варьируется в разных об­ществах. В ходе одного исследова­ния о том, что видят подобные сны, сообщили 43% опрошенных амери­канцев студенческого возраста, в сравнении с 18% опрошенных япон­цев (Vieira, 1993). Фрейд (1900) рассматривал сны, связанные с об­нажением, как неосознаваемое желание оголиться. Другие теоретики полагают, что люди, видящие такие сны, возможно, опасаются, что ок­ружающие увидят их истинное лицо (Van de Castle, 1993).

Кроме того, сновидения разнят­ся в зависимости от половой при­надлежности. В одном показатель­ном исследовании Калвин Холл (Hall) установил, что мужчины ви­дят сны о мужчинах в два раза чаще, чем сны о женщинах, тогда как женщины видят одинаковое количество снов о мужчинах и женщинах. Вдобавок, декорацией большинства мужских сновидений являлась улица, в то время как со­бытия в женских сновидениях чаще происходили внутри соб­ственного дома или какого-то помещения. В сексуальных снах муж­чин чаще фигурировали женщины, которых они не знали, тогда как женщины видели больше снов о мужчинах, к которым питали инте­рес наяву. В 1980 году Холл и его коллеги сравнили содержание снов мужчин и женщин студенческого возраста с данными, полученными в 1950 году, и не обнаружили за­метных изменений (Van de Castle, 1993). Другие исследователи обнаруживают, что сны мужчин и жен­щин становятся более андрогинны­ми, что события в сновидениях женщин теперь чаще, чем в про­шлом, происходят на улице и что сейчас женщины агрессивно ведут себя в своих снах столь же часто, как и мужчины (Kramer, 1989).

Резюме

Сторонники психодинамической модели считают, что поведение человека, будь то нормальное или ано­мальное, обусловлено скрытыми психологическими силами. Они полагают, что психологические конф­ликты уходят корнями в ранние взаимоотношения между родителями и ребенком и травматические пе­реживания.

Психодинамические объяснения. Психодинами­ческая модель была впервые разработана Зигмундом Фрейдом, который предложил как общую теорию психоанализа, так и лечебный подход. Согласно Фрейду, три динамические силы — ид, эго и супер-эго — взаимодействуют и порождают мысли, чувства и действия. К другим психодинамическим теориям относятся эго-психология, селф-психология и теория объектных отношений.

Психодинамические методы терапии. Терапевты, придерживающиеся психодинамического направления, помогают людям выявить прошлые травмы и проистекающие из них внутренние конфликты. Они используют ряд приемов, например, свободную ассо­циацию и интерпретацию явлений, таких как сопро­тивление, перенос и сновидения.

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Подобно теоретикам психодинамики, ученые, при­держивающиеся поведенческой теории (бихевиористы), считают, что наши действия обусловлены глав­ным образом нашим жизненным опытом. Однако поведенческая модель акцентирует внимание на по­ведении, реакциях организма на его окружение. По­ведение может быть внешним (например, человек ходит на работу) или внутренним (возникновение чувства или мысли). С поведенческой точки зрения, люди — это общая сумма выученных поведений.

Поведение — реакции организма на его ок­ружение.

Многие выученные поведенческие реакции помо­гают людям справляться с повседневными трудно­стями и вести счастливую, плодотворную жизнь. Однако и аномальное поведение также может быть усвоено. Бихевиористы, пытаясь объяснить пробле­мы Филиппа Бермана, могли бы посчитать его чело­веком, получившим неправильное воспитание: он усвоил поведенческие реакции, которые причиняют боль другим людям, которые раз за разом работают против него.

В то время как психодинамическая модель воз­никла в результате клинической работы врачей, поведенческая модель зародилась в лабораториях, в которых психологи проводили эксперименты по обусловливанию, простым формам научения. Уче­ные манипулировали стимулами и вознаграждения­ми, а затем наблюдали, как их манипуляции отража­ются на реакциях испытуемых.

Обусловливание — простая форма науче­ния, при которой определенный стимул начи­нает вызывать определенную реакцию.

В 1950-е годы многие клиницисты разочаровались в психодинамической модели, считая ее расплывча­той и медленно срабатывающей. Некоторые из них начали применять принципы обусловливания к ис­следованию и лечению психологических проблем (Wolpe, 1997, 1987). Их усилия привели к возникно­вению поведенческой модели патологии.

Поведенческие объяснения

Существует несколько различных форм обуслов­ливания, причем каждая может вызвать как ано­мальное, так и нормальное поведение. К примеру, при оперантном обусловливании люди и живот­ные научаются вести себя в определенной манере, получая вознаграждения или удовлетворительные результаты всякий раз, когда они поступают таким образом. При подражании (моделировании) люди усваивают реакции, просто наблюдая за другими людьми и повторяя их действия.

Третья форма обусловливания, классическое обу­словливание, предполагает научения посредством временной ассоциации. Когда два события раз за ра­зом происходят через короткий промежуток времени, они сливаются воедино в сознании человека и вскоре он начинает реагировать на оба события одинаковым образом. Если одно событие продуцирует радостную реакцию, второе также вызовет радость; если одно со­бытие приносит чувство облегчения, то же чувство вызовет и второе. Более подробное ознакомление с этой формой обусловливания показывает, как пове­денческая модель может объяснить аномальное фун­кционирование.

Оперантное обусловливание — процесс научения, при котором поведение, приносящее удовлетворительные последствия или возна­граждения, будет, скорее всего, повторено.

Подражание — процесс научения, при ко­тором человек усваивает реакции, наблюдая за другими и копируя их.

Классическое обусловливание — процесс научения посредством временной ассоциации, при которой два события, которые раз за ра­зом происходят через короткий промежуток времени, сливаются в сознании человека и вы­зывают одну и ту же реакцию.

Иван Павлов (1849-1936), русский физиолог, был первым, кто продемонстрировал классическое обусловливание в исследованиях животных. Ученый по­местил перед собакой миску с провернутым мясом, вызвав естественный рефлекс, который бывает на мясо у всех собак: они начинают выделять слюну (см. рис. 2.4). Затем Павлов внес одно дополнение: непо­средственно перед тем, как предъявить собаке провернутое мясо, он включал метроном. После несколь­ких таких сочетаний звука метронома и предъявле­ния мяса Павлов заметил, что собака начинает выделять слюну, как только слышит метроном. Со­бака научилась выделять слюну в ответ на звук.

В терминологии классического обусловливания мясо в этом демонстрационном эксперименте — это безусловный стимул (unconditioned stimulus, US). Он вызывает безусловный рефлекс (unconditioned response, UR) слюноотделения (т. с. естественный рефлекс, с которым собака родилась). Звук метронома — это условный стимул (conditional stimulus, CS), ранее нейтральный стимул, который в мозге собаки начинает ассоциироваться с мясом. Поэтому он так­же вызывает рефлекс слюноотделения. Когда реф­лекс слюноотделения вызван условным стимулом, а не безусловным, его называют условным рефлексом (conditioned response, CR).

До обусловливания

CS: Звук Нет рефлекса

US: Мясо

UR: Слюноотделение

После обусловливания

CS: Звук CR: Слюноотделение

US: Мясо UR: Слюноотделение

Классическое обусловливание объясняет многие знакомые действия. Скажем, нежные чувства, кото­рые молодой человек испытывает, когда чувствует запах духов своей подруги, могут представлять собой условный рефлекс. Сначала духи могли не оказывать на него никакого эмоционального воздействия, но поскольку этот аромат присутствовал во время не­скольких любовных свиданий, он начал пробуждать условный рефлекс.

Аномальные виды поведения также могут быть ус­воены посредством классического обусловливания. Представьте себе маленького мальчика, которого раз за разом пугает большая немецкая овчарка соседа. Всякий раз, когда мальчик проходит мимо сада перед домом соседа, собака громко лает и бросается в его сторону, останавливаемая только поводком, привязан­ным к крыльцу. В этой ситуации родители мальчика не удивятся, обнаружив, что он начал боятся собак. Однако они будут озадачены другим сильным страхом, появившимся у мальчика, — боязнью песка. Они не могут понять, почему ребенок плачет всякий раз, когда они берут его на пляж, и кричит от страха, если песок всего лишь попадает ему на кожу.

Что же явилось причиной этой боязни песка? Классическое обусловливание. Выясняется, что в соседском саду стоит большая песочница, в которой играет собака. Каждый раз, когда собака лает и бро­сается в сторону мальчика, он видит песочницу. Пос­ле многократных повторений такого сочетания ребе­нок начинает бояться песка не меньше, чем собаки.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.