Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тесты на выявление интеллекта





Не существует согласованно принятого точного определения природы интеллекта, хотя большинство педагогов и клинических специалистов в целом со­гласны с ранним определением: интеллект это «спо­собность толково рассуждать, хорошо соображать и понимать» (Binct & Simon, 1916, p. 192). Так как ин­теллект скорее является осознанным качеством, чем определенным физическим процессом, то его можно измерять лишь косвенным путем. В 1905 году фран­цузский психолог Альфред Бине (Alfred Binct) и его

помощник Теодор Симон (Theodore Simon) создали тест па выявление интеллекта, состоящий из серии задач, при решении требующих от индивида различ­ных вербальных и невербальных навыков.

Тест на выявление интеллекта — тест, созданный для измерения умственных способ­ностей человека.

Общий результат, полученный при проведении названного и разработанных позднее тестов на выяв­ление интеллекта, называется коэффициентом ум­ственного развития, или IQ.

Сейчас существует более 100 тестов по выявлению интеллекта, включая широко используемые тесты, такие как Интеллектуальная шкала Векслера для взрослых (Wechsler Adult Intelligence Scale), Интеллек­туальная шкала Векслера для детей (Wechsler Intelligence Scale for Children), а также Интеллекту­альная шкала Стенфорд-Бине (Stanford-Binet Intelligence Scale). Как будет рассмотрено в 15-й главе, тесты на выявление интеллекта играют важную роль при диагностировании умственной отсталости, а также помогают специалистам выявлять и другие психические проблемы (Hackеrman ct al., 1996; Skelton, Boik, & Madero, 1995).

Коэффициент умственного развития

(IQ) — общий показатель, полученный при по­мощи тестов на выявление интеллекта, кото­рый рассматривается как предельный уровень интеллекта индивида.

Из всех клинических тестов тесты на выявление интеллекта проводятся наиболее тщательно. Подоб­ные тесты стандартизированы на больших группах испытуемых, поэтому специалисты хорошо себе представляют, как соотносятся результаты каждого индивида с результатами большого количества лю­дей. Тесты на выявление интеллекта также показы­вают и высокую надежность: люди, повторно про­шедшие спустя несколько лет тот же самый тест IQ, получают примерно те же результаты (Kline, 1993). И, наконец, тесты IQ показывают довольно высокую валидность: результаты IQ у детей часто подтверж­даются их успехами в школе (Ceci & Williams, 1997; Neisser et al., 1996).

Вопросы для размышления_______________________

Как могли бы неправильно толковаться ре­зультаты теста IQ (коэффициента умственно­го развития) руководством школы, родителями или другими людьми? Как вы думаете, по­чему американское общество так интересует­ся понятием интеллекта и величиной IQ?

Тем не менее, тесты на выявление интеллекта име­ют серьезные недостатки. На результаты теста могут сильно влиять факторы, не связанные с интеллектом, такие как низкая мотивация и высокая степень тре­вожности (Vander-Molen et al., 1995; Frederiksen, 1993, 1986). Кроме того, язык, темы или поставлен­ные задачи могут помочь одним людям получить ус­пешные результаты, а других отодвинуть на задний план (Suzuki & Valencia, 1997; Helms, 1992). Подоб­но этому члены каких-либо групп меньшинств могут не иметь опыта в проведении подобных тестов или же могут чувствовать себя неловко с проводящими тест представителями этнического окружения. Дру­гими словами, их результаты могут пострадать.

 

Пересмотренный вариант интеллектуальной шкалы Векслера для взрослых (The Wechsier Adult Intelligence Scate-Reviesed (WAIS-R).

Широко применяемый интеллек­туальный тест содержит 11 предметов, которые охваты­вают такие области, как фактическая информация, па­мять, словарный запас, арифметический счет, расчет, а также координация глазрука.

Клинические наблюдения

Кроме проведения интервью и тестов с индивида­ми, врачи могут систематически наблюдать их пове­дение (Sticker & Trierweiler, 1995).

При использовании одной из методик, которая называется естественное наблюдение, специалис­ты наблюдают своих пациентов в повседневной об­становке. При другой методике, а именно при прове­дении формализованного наблюдения, пациентов наблюдают в искусственной обстановке — это каби­неты специалистов или лаборатории. И, наконец, при самонаблюдении пациентов обучают умению наблю­дать самих себя.

Естественные и формализованныенаблюдения

Большинство естественных клинических наблю­дений проводятся дома, в школах, в таких органи­зациях, как больницы и тюрьмы, и в других обще­ственных местах. При подобных наблюдениях ос­новное внимание уделяется взаимоотношениям родители — дети, братья—сестры, учитель—ученик, а также агрессивному, разрушительному и пугающе­му поведению. Наиболее часто естественные наблю­дения проводятся так называемыми включенными на­блюдателями, наиболее значимыми людьми в окру­жении пациента, результаты наблюдения затем передаются специалисту.

Когда естественное наблюдение не дает нужных результатов, специалисты могут наблюдать пациен­тов в специально созданной для наблюдения обста­новке. Комнаты наблюдения при медицинских офи­сах или в лабораториях используются для наблюде­ния взаимоотношений детей со своими родителями, ссорящихся супругов, людей, боящихся произносить речи во время произнесения речи, людей, испытыва­ющих страх при приближении к пугающему объек­ту (Floyd, O'Farrell, & Goldberg, 1987; Field, 1977).

Несмотря на то, что специалистам очень помогает непосредственное наблюдение за поведением паци­ентов, клинические наблюдения имеют некоторые недостатки. Во-первых, подобные наблюдения не всегда надежны (Banister et al., 1994; Foster & Cone, 1986). Разные исследователи, наблюдая за одним и тем же человеком, могут обратить внимание на раз­личные аспекты поведения, по-разному оценить это­го человека и сделать неодинаковые выводы. Тща­тельная подготовка наблюдателей и применение кон­трольных списков наблюдения могли бы повысить уровень надежности наблюдений (Goodwin, 1995). Во-вторых, на надежность и точность наблюдений могут повлиять ошибки наблюдателей (Banister et al., 1994; Foster & Cone, 1986). Наблюдатель может быть очень перегружен работой, а это мешает ему наблюдать все важные события и поведение пациен­тов. Иногда при наблюдениях может проявиться «пассивность наблюдателя», которая заключается в том, что в результате усталости специалиста не­уклонно снижается точность наблюдения или же происходит постепенное изменение критериев, при­нятых при наблюдении, что случается, если наблю­дение проводится в течение слишком длительного периода (O'Leary & Kent, 1973). Другая возмож­ность — это «предвзятость наблюдателя» — на оцен­ки наблюдателя могут влиять информация и предпо­ложения, связанные с пациентом, которые ему уже из­вестны (Goodwin, 1995; Shuller & McNamara, 1980).

Угнетение, рабство и психическое здоровье: политика и диагноз

На всем продолжении истории стоящие у власти пользовались яр­лыком «психически больной» при попытках контролировать людей, чьи взгляды являлись угрозой со­циальному порядку. В бывшем Со­ветском Союзе это было обычной практикой. Там политическое не­согласие считалось симптомом па­тологической функции мозга, и многие диссиденты отправлялись в психиатрические лечебницы.

При более тонком подходе культурные ценности страны мо­гут повлиять на клинические оцен­ки, сделанные специалистами. Ис­торики Линн Гэмуэлл и Нэнси Томз (Gam well & Tomes, 1995) от­мечают, например, широко распро­страненное в Америке в XIX веке медицинское убеждение, что сво­бода приведет таких «примитив­ных людей», как коренные амери­канцы, к безумию.

Действительно, медицинские эксперты того времени заявляли, что насильственное переселение некоторых племен в резервации было в интересах этих людей: это должно было, по их мнению, спа­сти индейцев от умопомешатель­ства, которое грозило им в усло­виях свободного общества.

Медицинский служащий, под надзором которого проводилось «перемещение» племени чероки из родных мест в Оклахому, впослед­ствии с удовольствием отчитывал­ся, что в течение всего времени пе­ремещения 20 тысяч индейцев пле­мени чероки (более 4-х тысяч их них умерло) он не наблюдал ни од­ного случая умопомешательства.

Рабовладельцам тоже хотелось верить, что рабам было психологи­чески комфортно, а те, кто пытался бежать, или уже были безумны или близки к этому. Секретарь Штата Южная Каролина Джон Колхаун (John Colhoun) приводил в качестве свидетельства перепись населения США 1840 года, которую проводи­ло его ведомство: перепись почти не выявила па Юге душевнобольных рабов, но зафиксировала многих бывших рабов с душевным рас­стройством на севере страны. Кол­хаун утверждал: «Данные по умопо­мешательству, выявленные перепи­сью, безупречны. Исходя из этого наша страна должна сделать вывод о том, что уничтожение рабства бу­дет для африканских негров в Аме­рике проклятием, а не благом».

Работы медицинских специали­стов того времени подтверждали существующее убеждение. Один из специалистов утверждал, что неко­торые виды умственного расстрой­ства свойственны только амери­канцам африканского происхожде­ния, к таким заболеваниям относится и драпетомания (drapetomania) (от латинского слова drapeta, что означает «беглый») — на­вязчивое стремление к свободе, что приводит некоторых рабов к побегу. Любой раб, который пытал­ся бежать более двух раз, считался умалишенным.

Драпетомания давно забыта, но взгляды, которые хранит история культуры, продолжают влиять на психологические оценки и категории. Многие специалисты признают, что на примере таких понятий, как «гомосексуализм», «фригидность» и «мазохистская личность» — которые рассматривались как клинические категории в течение большей части XX века — хорошо видно влияние на клиническую оценку и диагноз исторических культурных взглядов, су­ществующих в нашем обществе.

Естественное (включенное) наблюдение — методика наблюдения за поведением, при которой врачи-клиницисты и исследователи на­блюдают людей в их повседневной обстановке.

Формализованное наблюдениеметоди­ка наблюдения за поведением, при которой лю­дей наблюдают в непривычной обстановке, в условиях медицинских офисов или лаборато­рий.

Реактивность индивида также может влиять на валидность клинических наблюдений, т. с. на пове­дение пациента может действовать само присутствие наблюдателя (Goodwin, 1995; Barker ct al., 1994). Например, если школьники знают, что кто-то специ­ально наблюдает за ними, они могут изменить свое обычное поведение в классе, возможно, чтобы произ­вести хорошее впечатление на наблюдателя.

И, наконец, при клинических наблюдениях может отсутствовать межситуативная валидность. Ребе­нок, который ведет себя в школе агрессивно, необя­зательно агрессивен дома или с друзьями после шко­лы. Так как поведение часто специфично проявляет­ся в определенных ситуациях, то наблюдения, проведенные в одних условиях, нельзя применить в другой обстановке (Simpson & Halpin, 1986).

Самонаблюдение

Как мы ранее отмечали, личностные опросники и опросники для получения ответов являются тестами, при которых люди сообщают о собственном поведе­нии, чувствах или познавательных способностях. Самонаблюдение примыкает к подобным оценоч­ным тестам, в этой процедуре пациенты наблюдают самих себя и подробно сообщают о частоте появле­ния определенного поведения, чувств или проявле­ния познавательных способностей, которые происхо­дят за время наблюдения (Nietzel ct al., 1994).

Самонаблюдениеметодика для наблю­дения за поведением, при которой пациенты наблюдают самих себя.

Самонаблюдение имеет некоторые преимущества (Barker et al., 1994). Во-первых, это может оказаться единственно возможным путем для наблюдения ред­ко проявляющихся эффектов.

Во-вторых, данная методика удобна при наблюде­нии за поведением, например, курением, употребле­нием алкоголя или наркотиков — в подобных случа­ях очень часто может оказаться, что другой способ наблюдения просто невозможен.

В-третьих, самонаб­людение — это единственный путь для наблюдения и оценки собственных мыслей и восприятий.

Однако, подобно другим клиническим оценочным методикам, самонаблюдение не лишено недостатков. И в этом случае валидность является проблемой (Barker et al., 1994). Люди не всегда получают точ­ные инструкции по проведению подобного наблюде­ния и не всегда стараются точно сообщать о своих наблюдениях. Более того, когда люди наблюдают са­мих себя, они могут непреднамеренно изменить свое поведение. Например, курильщики при самонаблю­дении выкуривают меньше сигарет, чем обычно (Kilmann, Wagner & Sotile, 1977), наркоманы реже принимают наркотики (Hay ct al., 1977), а учителя ставят больше хороших, чем плохих оценок своим ученикам (Nelson et al., 1977).

Резюме

Практикующие врачи-клиницисты, прежде всего, интересуются сбором индивидуальной информации о своих пациентах. Они пытаются, как можно полнее попять специфическую природу и происхождение проблем личности при помощи оценки.

Клиническая оценка. Большинство оценочных кли­нических методов можно разделить на 3 основных категории: клинические интервью, тесты и наблюде­ния. Интервью могут быть неформализованными или формализованными. Типы тестов включают про­ективные, психофизиологические, неврологические, нейропсихологические тесты, а также тесты ответов и тесты на выявление интеллекта.

Типы наблюдения делятся на естественные и фор­мализованные наблюдения, а также на самонаблюде­ние.

Для того чтобы быть результативными, оценочные средства должны быть стандартизированы, надежны и валидны. Каждое из употребляющихся в настоящее время средств не обладает хотя бы одной из назван­ных характеристик. Поэтому специалистам лучше пользоваться батареей оценочных методик.

ДИАГНОСТИКА

Когда специалисты заканчивают проведение ин­тервью, тестов и наблюдения, им предстоит сделать основные выводы о пациентах (Strieker & Tricrweiler, 1995).

Эти выводы могут составить клиническую карти­ну, то есть полную картину различных факторов, ко­торые вызывают функциональные расстройства организма пациента (Tucker, 1998).

До некоторой степени выводы, которые делает клиницист, зависят от его теоретической ориента­ции. Врач, который занимался лечением Анжелы Саванти, придерживался бихевиористских взглядов на патологию, поэтому ее клиническая картина от­ражала формирующие и поддерживающие принци­пы, а также надежды, размышления и интерпрета­ции Анжелы.

Анжела редко получала от матери поощрение за свои школьные успехи, но ее всегда ругали за все то, что, по мнению миссис Саванти, дочь вы­полняла плохо, будь то в школе или дома. Миссис Саванти неоднократно говорила своей дочери, что та ни на что неспособна и что все неудачи, которые происходят, связаны с ней самой, с ее недостатками. Когда мистер Саванти ушел из се­мьи, первой реакцией Анжелы было чувство, что она каким-то образом ответственна за этот уход. Из прошлого поведения матери Анжела научи­лась ждать, что ее могут в чем-то обвинить. В мо­мент разрыва со своим женихом она не винила Джерри, а считала виноватой только себя. В ре­зультате уровень ее самооценки опустился еще ниже...

Супружеские отношения между отцом и мате­рью, их несогласие и ссоры, которые наблюдала Анжела, составили ее представление о семейной жизни. Из своих наблюдений Анжела сделала вывод о том, что такие же отношения, в конце кон­цов, ждут ее и Джерри.

Неуверенность Анжелы усилилась после того, как она лишилась основного источника поддер­жки, которую ей давали отношения с Джерри. Несмотря на то, что девушку терзали сомнения, выходить ей замуж или нет, ей доставляло большое удовольствие общаться с Джерри.

Какие бы чувства ни испытывала Анжела, она могла разделить их только с Джерри и ни с кем другим. Анжела определила разрыв их взаимоот­ношений со стороны Джерри как доказательство того, что она недостойна интереса другого чело­века. Она представляла себе, что случившееся несчастье будет продолжаться, и связывала это с какой-то своей ошибкой. В результате у Анже­лы началась сильная депрессия.

(Leon, 1984, р. 123-125).

Когда данные оценки получены и составлена кли­ническая картина, врачи могут поставить диагноз (греческое слово diagnosis означает «умение разби­раться») то есть они устанавливают, что психологи­ческие проблемы инвалида являются определенным типом расстройства (см. рис. 3.4). Когда врачи решат, поставив диагноз, что тип дисфункции отражает не­кое определенное расстройство, они могут сообщить, что подобный тип заболевания был выявлен у мно­гих других людей, что этот тип заболевания был предметом изучения многих исследовательских ра­бот и что он, возможно, будет поддаваться особым формам лечения (Bourgeois, 1995). Врачи смогут ис­пользовать в лечении все то, что известно о лечении подобного заболевания, чтобы помочь своему паци­енту. Они, например, могут лучше прогнозировать течение болезни пациента и подобрать лечение, ко­торое может оказаться эффективным.

Диагноз — определение того, что проблемы индивида отражают определенное расстрой­ство.

Системы классификации

Принцип, лежащий в основе диагноза, прост. Ко­гда определенные симптомы проявляются вместе (сочетание симптомов называется синдромом) в те­чение определенного периода, врачи считают, что эти симптомы составляют специфическое психологичес­кое расстройство. Когда у людей проявляется опре­деленное сочетание симптомов, диагносты относят их к определенной категории. Список таких катего­рий с описанием симптомов и указаниями о том, как относить расстройства индивидов к определенным категориям, называется классификационной систе­мой.

Рис. 3.4. Сколько людей в Соединенных Штатах в те­чение своей жизни диагностировались по системе DSM? По сообщениям одного обзора почти половина. Не­которые из них перенесли два или более расстройств, явление, известное как сопутствующий патологический процесс (comorbidity). (Адаптировано по Kesster et at., 1994.)

Синдром — сочетание симптомов, которые обычно проявляются вместе.

Система классификации — перечень рас­стройств с описанием симптомов и указаний по постановке соответствующего диагноза.

В 1883 году Эмиль Крепелин (EmilKraepelin) раз­работал первую современную классификационную систему патологического поведения (см. Главу 1). Его категории легли в основу психологической части Международной классификации болезней (ICD), классификационной системы, которая в настоящее время используется Всемирной организацией здраво­охранения (World Health Organization) (Jablcnsky, 1995). Выше названные категории повлияли и на со­здание Диагностического и статистического руко­водства психических расстройств (DSM), класси­фикационной системы, разработанной Американской психиатрической ассоциацией (American Psychiatric Association).

НОРМАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Преобладающая симптоматика: характеризуется ненарушенными функциями в профессиональной, социальной и сексуальной сферах в течение года или дольше. В течение этого периода у индивида нет ни невротических, ни психических симптомов, т. е. он не испытывает тревожности, депрессии, галлюцинаций, навязчивых идей. Суждения трезвы, самооценка высокая. Начальный возраст: рождение. Обычно этот

диагноз ставился в начале XX века, сейчас такое состояние наблюдается редко.

Нормальное состояние кончилось? По мере того как расширяется перечень психических расстройств, некоторые клини­ческие исследователи считают, что нормальное поведение все чаще рассматривается как сомнительное отсутствие проявления патологии (® by Doug Miiman and Gedad Mayerhofer, Are You Normal?, New York: Quiit).

Международная классификация болез­ней (ICD)система классификации физичес­ких и психических расстройств, которые при­меняются Всемирной организацией здравоох­ранения.

Диагностическое и статистическое руко­водство психических расстройств (DSM ) -система классификации психических рас­стройств, разработанная Американской психи­атрической ассоциацией.

DSM-IV — четвертое, находящееся в настоящее время в обращении из­дание Диагностического и статистического ру­ководства психических расстройств.

С течением времени как система DSM, так и ICD претерпели изменения. Сейчас в Соединенных Шта­тах современное издание DSM-IV (АРА, 1994) явля­ется наиболее широко используемой системой клас­сификации. Описание психических расстройств, представленных в данной книге, соответствуют категориям этого варианта системы (см. в Приложении «Диагностическая таблица DSM»).

История Давида Хелфготта: Когда ярлыки не действуют

Звезда австралийского пианиста Давида Хелфготта (David Helfgott) вспыхнула на мировой сцене зимой 1997 года. История его превраще­ния из талантливого мальчика-пи­аниста в нервного, неуравновешен­ного юношу и, наконец, во вдохно­венного концертного исполнителя рассказана в популярном кино­фильме «Блеск» («Shine»), Поло­жение пианиста волновало людей во всем мире, его игра заворажива­ла, его концерты, билеты на кото­рые распродавались полностью, по­сещало много людей.

Каждый, кто видел фильм «Блеск», знаком с симптомами Хелфготта, включая его порывис­тые, неоднократные объятия, сверхбыстрые объяснения и разго­вор с самим собой, например, «Это ужасно, это ужасно, это ужасно,..», «Улыбайтесь, улыбайтесь, все улы­байтесь» (Chang & Gates, 1997 p. 62). Меньше ясности в том, к чему отнести эти симптомы. Обозрева­тели туманно намекали на психи­ческое или нервное расстройство. Жена пианиста Джиллиан предпо­читает считать его «восхитительно оригинальным». Психиатр Хелф­готта отмечает, что «он не аутист, он не шизофреник, и его состояние можно назвать маниакальным ско­рее на словах, чем подтвердить клинически» (Chang & Gates, 1997, p. 63). Похоже, что отсутствие чет­кого диагностического ярлыка ни­кого не волнует. Пожалуй, это при­бавляет Хелфготту шарма и толь­ко усиливает восхищение публики.

Вопросы для размышления________

Почему проблема с четким диагнозом состояния Хелфготта столь сложна? Как мо­жет отсутствие диагности­ческого ярлыка помочь лю­дям видеть в Хелфготте личность, а не человека с психическим расстрой­ством?

DSM-IV

В перечне DSM-IV содержится приблизительно 400 психических расстройств. Каждая запись содер­жит описание критериев диагностирования заболе­вания и его основные клинические признаки — при­знаки, которые типичны для заболевания. В списке также описываются сопутствующие признаки, кото­рые проявляются часто, но не всегда, а также особен­ности возраста, культуры и пола. И, наконец, вклю­чены сведения о распространенности заболевания, о риске, о течении заболевания, осложнениях, предрас­положенности, проявлениях в семье.

Когда врачи используют DSM-IV для того, чтобы поставить диагноз, им необходимо оценить состояние пациента по пяти разделам (категориям) информа­ции, представленной в данной системе. Подобное тре­бование заставляет врачей рассматривать и использо­вать большой объем результатов наблюдений и дру­гих данных. Во-первых, они должны решить, одно или больше заболеваний выявлено у индивида по 1-й ка­тегории (Axis 1), которая представляет собой обшир­ный перечень клинических синдромов, которые обыч­но являются причиной многих расстройств. Некото­рыми из наиболее распространенных расстройств, перечисленных в 1 категории (Axis 1), являются рас­стройства, связанные с тревожностью и сменой на­строения — проблемы, которые будут рассмотрены в последующих главах:

Расстройства, связанные с тревожностью. Тре­вожность является основным видом нарушений в этой группе расстройств. Люди испытывают различ­ные беспокойства и тревоги (тревожность). Тревож­ность проявляется при особых ситуациях или перед особыми целями (фобии), люди переживают перио­ды паники (паническое расстройство), их преследу­ют навязчивые мысли или навязчиво повторяющее­ся поведение, а иногда и то и другое вместе (состоя­ние навязчивых идей), или это затяжные реакции тревожности на необычные травматические события (острое стрессовое расстройство или посттравмати­ческое стрессовое расстройство).

Расстройство поведения. Для расстройств этой группы характерны серьезные нарушения в поведе­нии. Люди в течение длительного периода чувству­ют крайне подавленное или, наоборот, слишком при­поднятое настроение. К таким расстройствам отно­сятся депрессия и биполярные расстройства (при которых периоды мании чередуются с периодами депрессии).

Далее диагносты должны определить, выявляется ли у индивида одно из расстройств по II категории (Axis II), куда включаются проблемы длительного характера, которые часто упускают из вида на фоне расстройств из I категории (Axis I). Только две груп­пы расстройств относятся ко II категории (Axis II): умственная отсталость и расстройство личности. Эти виды расстройств мы также рассмотрим в пос­ледующих главах.

Умственная отсталость — люди с таким расстройством к 18 годам показывают ниже среднего умственные способности и способно­сти к адаптации. Расстройства личности. Люди с такими рас­стройствами показывают слишком большую стро­гость и неспособность к адаптации в своем внутрен­нем опыте, а также при внешнем поведении, кото­рые длятся в течение многих лет. Люди с социальными расстройствами личности («антисо­циальная личность») постоянно игнорируют и на­рушают права других людей. Те люди, чье расстрой­ство называется «зависимая личность» (dependent personality disorder), постоянно зависят от других, цепляются за других, покорны им и очень боятся потерять эту связь.

Хотя обычно людям ставят диагноз в соответствии с I категорией или со II категорией (Axis I или Axis II), диагноз может быть поставлен и на основании данных из обеих категорий. Анжеле Саванти поста­вили бы первый диагноз по I категории (Axis I) — депрессия (одно из расстройств настроения). Давай­те дополнительно предположим, что врач считает, что в рассказе о своей жизни Анжела отразила зави­симость поведения. В этом случае ей бы поставили диагноз в соответствии со II категорией (Axis II) — зависимость личности.

Оставшиеся категории системы DSM-IV предо­ставляют врачам другие факторы. III категория (Axis III) включает информацию об общем физи­ческом состоянии индивида, которое может беспо­коить его в данное время. IV категория (Axis IV) содержит информацию о специальных психосоци­альных проблемах или проблемах окружения, с ко­торыми сталкивается человек, это могут быть школьные или семейные проблемы. V категория (Axis V) собирает информацию об общей оценке функционирования (GAF) — это общая оценка пси­хологической, социальной и профессиональной ак­тивности пациента.

Если бы у Анжелы Саванти, к примеру, был диа­бет, врач мог включить этот факт в информацию III категории (Axis III). Факт разрыва отношений Ан­желы со своим женихом мог быть отмечен в IV кате­гории (Axis IV). Из-за того, что во время постановки диагноза у Анжелы наблюдались признаки легкого расстройства социального функционирования, оцен­ка ее активности по V категории (Axis V) составляет примерно 55 GAF, что соответствует среднему уров­ню дисфункции.

Полный диагноз Анжелы Саванти был бы таким:

I категория (Axis I): Депрессия

II категория (Axis II): Зависимая личность

III категория (Axis III): Диабет

IV категория (Axis IV): Проблема, связанная с социальным окружением (расторжение помолвки)

V категория (Axis V): GAF = 55.

Психологические заметки

Семейные врачи-терапевты выявляют ме­нее одной трети всех клинических рас­стройств, с которыми они сталкиваются. Боль­шинство не выявленных случаев заболевания имеют слабые симптомы. Врачи обычно пра­вильно определяют лишь пациентов, страдаю­щих от главного расстройства — депрессии (Coyne, Schwenk & Fechner-Bates, 1995).







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.