Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Культурно-обусловленная патология





Красный Медведь сидит с обе­зумевшим взглядом, его тело по­крыто потом, каждый мускул на­пряжен. Ужасы кошмарного сна по-прежнему не отпускают, его душит страх. Борясь с приступами тошноты, он смотрит на свою мо­лодую жену, спящую в дальнем углу вигвама, освещенного дого­рающими углями.

Его неприятности начались не­сколько дней назад, когда он вер­нулся из охотничьей экспедиции с пустыми руками. Стыдясь своей неудачи, он стал жертвой глубокой, затяжной депрессии. Другие жите­ли деревни, заметив перемену в Красном Медведе, нервно наблюда­ли за ним, опасаясь, что его начал околдовывать виндиго. Красный Медведь был также испуган. Все признаки виндиго были налицо; деп­рессия, отсутствие аппетита, тошно­та, бессонница, а теперь еще и снови­дения. Ошибки быть не могло.

Ему приснился виндиго монстр с ледяным сердцем, — и этот сон утвердил его приговор. Сердце Красного Медведя охватил холод. Ледяной монстр проник в его тело и овладел им. Он сам стал виндиго, и теперь он не мог сделать ничего, что­бы изменить свою судьбу.

Вдруг облик спящей жены Крас­ного Медведя начинает меняться. Перед его взором уже не женщина, а олень. Глаза охотника сверкают. Молча он вытаскивает свой нож из-под одеяла и начинает двигаться ук­радкой в сторону неподвижной фи­гуры. С уголков его рта капает слю­на, а внутренности скручивает страшный голод. Его охватывает неукротимое желание съесть сырую плоть.

Когда тело «оленя» оказывается у его ног, Красный Медведь высоко поднимает нож, готовясь нанести удар. Неожиданно, олень просыпа­ется, вскрикивает и уклоняется в сторону. Но нож, сверкая, опускает­ся вниз, снова и снова. Опоздавшие соплеменники Красного Медведя врываются в вигвам. С криками возмущения и ужаса они вытаски­вают его наружу в холодную ночь и не раздумывая убивают.

(Lindholm & Lindholm, 1981, p. 52)

Красный Медведь страдал винди-го (windigo), расстройством, когда-то распространенным среди охотников индейского племени алгонкинов, ко­торые верили в сверхъестественного монстра, поедающего людей, а также способного околдовать их и превра­тить в каннибалов. Подобно Красно­му Медведю, некоторые поражен­ные этим недугом охотники действи­тельно убивали и пожирали своих домочадцев.

Виндиго - одно из необычных психических расстройств, обнару­живаемых по всему миру; каждое является уникальным для определенной культуры, каждое, очевид­но, уходит корнями в определен­ные условия, историю, традиции и идеи культуры (Lindholm & Lindholm, 1981; Kiev, 1972; Lehmann, 1967; Yap, 1951). После­дователи социокультуральмой мо­дели считают расстройства, подоб­ные виндиго, свидетельством того, что общественные системы часто способствуют возникновению ано­мального поведения у их членов.

Вот ряд других известных на се­годняшний день экзотических рас­стройств:

Cycrno (susto), расстройство, обнаруживаемое среди представи­телей индейских племен Централь­ной и Южной Америки и обитате­лей Андских высокогорий Перу, Боливии и Колумбии, наиболее ча­сто поражает младенцев и малень­ких детей. Симптомами являются крайняя тревожность, возбуди­мость и депрессия, наряду с поте­рей веса, слабостью и учащенным сердцебиением. Согласно местной традиции, это расстройство вызывается контактом со сверхъесте­ственными существами или с наво­дящими страх незнакомцами или же дурным запахом, идущим с кладбищ и других якобы опасных мест. Лечат его втиранием в кожу определенных снадобий, приготов­ляемых из растений и животных.

amok (amok), расстройство, встречающееся в Малайзии, на Филиппинах, на Яве и в некоторых частях Африки, наиболее часто по­ражает взрослых мужчин и жен­щин. Страдающие им неистово скачут, громко кричат, хватают оружие, например ножи, и напада­ют на любого человека и объект, который попадается им навстречу. Местная традиция считает, что причиной амока является стресс, недосыпание, злоупотребление ал­коголем и сильная жара.

Кора (koro) тревожное расстройство, обнаруживаемое в Юго-Восточной Азии, при котором мужчина внезапно начинает очень бояться того, что его пенис втянет­ся в брюшную полость и что за

этим последует смерть. По мест­ным поверьям, это расстройство вызвано нарушением равновесия «инь» и «ян», двух природных сил, которые, как считается, являются основными компонентами жизни. Общепринятые формы лечения со­стоят в том, чтобы заставить чело­века крепко удерживать пенис, пока не пройдет страх, часто с по­мощью членов семьи или друзей, и в закреплении пениса в специаль­ном деревянном футляре.

Латах (latah) расстрой­ство, встречающееся в Малайзии, обычно среди необразованных женщин средних лет или пожило­го возраста. Определенные обстоя­тельства (например, когда человек слышит, как кто-то произносит слово «змея», или когда его щеко­чут) вызывает сильный страх, ха­рактеризуемый повторением слов и жестов других людей, употребле­нием непристойных слов и совер­шением действий, противополож­ных тому, что человека просят сде­лать.

Психологические заметки

Согласно опросам, почти две трети взрос­лых полагают, что супружеским парам с ма­ленькими детьми нельзя так легко давать раз­вод, как это происходит сейчас (Kirn, 1997).

Семейные терапевты могут придерживаться лю­бой из основных моделей, но все большее и большее их число берет на вооружение социокультуральные принципы теории семейных систем. Среди сегодняш­них терапевтов 7% считают себя главным образом системными семейными терапевтами (family systems therapists) (Prochaska & Norcross, 1994).

Семейная терапиятерапевтический ме­тод, в котором терапевт встречается со все­ми членами семьи и помогает им измениться посредством терапевтических приемов.

Как мы замечали ранее, теория семейных систем утверждает, что каждой семье присущи свои соб­ственные правила, структура и коммуникационные паттерны, которые влияют на индивидуальных чле­нов. В одном из подходов семейной терапии - структурной семейной терапии (structural family therapy), терапевты пытаются изменить структуру семейной власти, роли, которые играют члены семьи, и альянсы, возникающие между членами (Minuchin, 1997, 1987, 1974). В другом подходе, иитегративной семейной терапии (conjoint family therapy), терапев­ты стараются помочь членам семьи увидеть и изме­нить ущербные паттерны коммуникации (Satir, 1987, 1967, 1964).

Исследования показывают, что семейные терапев­ты различных направлений могут оказать большую помощь некоторым людям и разрешить определен­ные проблемы. В исследованиях установлено, что в целом улучшения отмечаются у 50-65% семей, подвергаемых такому лечению, в сравнении с 35% для контрольных семей (Gurman et al., 1986; Todd & Stanton, 1983). Участие отца, по-видимому, значи­тельно увеличивает шансы добиться успешного ре­зультата.

Супружеская терапия

В супружеской терапии, или терапии пар, те­рапевт работает с двумя людьми, состоящими в дол­говременных отношениях. Часто это муж и жена, но

необязательно, чтобы партнеры были женаты или даже жили вместе. Подобно семейной терапии, су­пружеская терапия зачастую фокусирует внимание на структуре и коммуникационных паттернах в от­ношениях (Baucom et al., 1998; Epstein, Baucom & Rankin, 1993).

Супружеская терапия (терапия пар) (couple therapy) — терапевтический метод, в котором терапевт работает с двумя людьми, состоящими в долговременных отношениях.

Хотя определенная долю конфликта присутствует в любых долговременных отношениях, многие взрос­лые люди в нашем обществе сталкиваются с серьез­ным разладом супружеской жизни (Bradbury & Кагпсу, 1993; Markman & Hahlweg, 1993) (см. рис. 2.5). Сейчас в Канаде, США и Европе распадаются почти 50% браков (NCHS, 1995; Tnglehart, 1990; Doherty & Jacobson, 1982). Многие пары, живущие вместе, не вступая в брак, очевидно, имеют аналогичный уровень проблем (Greeley, 1991).

Супружеская терапия, подобно семейной и груп­повой терапии, может следовать принципам любой из основных терапевтических ориентации (Baucom et al., 1998; Livingston, 1995). Поведенческая супру­жеская терапия (behavioral couple therapy), к приме­ру, использует многие приемы поведенческой школы (Cordova &Jacobson, 1993;Jacobson, 1989). Терапев­ты помогают партнерам увидеть и изменить про­блемное поведение, главным образом прививая им конкретные навыки коммуникации и решения про­блем. При более широком социокультурном вариан­те, называемом интегративной поведенческой супру­жеской терапией (integrative behavioral couple therapy), партнерам помогают также принять то по­ведение, которое они не могут изменить, и восприни­мать отношения в целом (Cordova & Jacobson, 1993). Партнеров просят рассматривать подобное поведе­ние как закономерный результат базовых трудно­стей, существующих между ними.

Пары, подвергающиеся супружеской терапии, по-видимому, демонстрируют больший прогресс в сво­их отношениях, чем пары с аналогичными проблема­ми, не получающие лечения; при этом ни одну из форм супружеской терапии нельзя считать превос­ходящей остальные (Baucom et al., 1998; Bray &

Jouriles, 1995). В то же время только около полови­ны пар, подвергающихся супружеской терапии, к окончанию ее становятся «счастливыми в браке». И, согласно ряду исследований, у 38% пар, успешно прошедших курс лечения, через 2-4 года после тера­пии могут возникнуть прежние трудности (Snyder, Wills & Grady-Fletcher, 1991). Наилучших результа­тов достигают обычно пары более молодые, хорошо адаптирующиеся и менее скованные в своих гендерных ролях. Парный подход может также использо­ваться, когда психологические проблемы ребенка связаны с трудностями, существующими между ро­дителями (Fauber & Long, 1992).

Психологические заметки

Сейчас ежегодно разводятся 46 из каждых 10 тыс. жителей США, что в два раза больше, чем полвека назад. 26% сегодняшних семей воз­главляет одинокий родитель, в сравнении с 2% 50-летней давности (Stacey, 1996; NCHS, 1995).

Общинный метод лечения

Следуя социокультурным принципам, программы поддержания психического здоровья сообщества (community mental health treatment) работают с людьми из ближайших районов и семейного окруже­ния, оказывая им помощь в выздоровлении. В 1963 году президент Кеннеди выступил в поддержку «ка­чественно нового подхода» к лечению психических расстройств — общинного подхода, который позволил бы большинству людей с психологическими пробле­мами пользоваться услугами близлежащих учрежде­ний. Вскоре после этого Конгресс утвердил Закон о психическом здоровье сообщества (Community Men­tal Health Act), дав старт всеамериканскому движению за психическое здоровье сообщества.

Ключевой принцип «общинного» метода лечения — профилактика (Larnb, 1994). В данном случае кли­ницисты идут навстречу людям, а не ждут, когда те обратятся за помощью. Исследования показыва­ют, что профилактические усилия часто оказывают­ся весьма успешными (Heller, 1996; Munoz, Mrazek & Haggerty, 1996).

Подержание психического здоровья со­общества — лечебный подход, делающий упор на заботу о людях с психологическими трудно­стями, проявляющуюся в их ближайшем окру­жении.

Профилактика — ключевая особенность программ психического здоровья сообщества, заключающаяся в предупреждении психических расстройств или снижении их числа.

Работники, проводящие патронаж, могут прибегать к трем видам профилактики: первичной, вторичной и третичной.

Первичная профилактика сводится к уси­лиям по совершенствованию общественных устано­вок. Ее цель — предупредить психические расстрой­ства в целом (Burnеttc, 1996; Martin, 1996). Работни­ки патронажа могут лоббировать в органах власти более качественные программы отдыха или ухода за детьми, совещаться с местным школьным советом при разработке учебного плана или проводить с населени­ем занятия по предупреждению стресса.

Вторичная профилактика заключается в выявле­нии и лечении психических расстройств на ранних стадиях, до того как они примут серьезный характер, Социальные работники могут работать со школьны­ми педагогами, священниками или полицией, помо­гая им распознавать ранние признаки психологичес­кой дисфункции, и учить их тому, как помочь людям обратиться за помощью (Newman et al., 1996; Zax & Cowen, 1976, 1969).

Социальные работники, занимающиеся третич­ной профилактикой, стараются помешать превраще­нию умеренно тяжелых или тяжелых расстройств в долговременные проблемы путем обеспечения эф­фективного лечения, как только в нем возникает не­обходимость. Современные общинные учреждения успешно оказывают третичную помощь миллионам людей с психологическими проблемами умеренной тяжести, но часто неспособны предоставить услуги, в которых нуждаются сотни тысяч людей с тяжелы­ми нарушениями.

Почему же подход, ставящий целью поддержание психического здоровья сообщества, не может помочь множеству людей с тяжелыми нарушениями? Одна из основных причин — недостаток средств. В 1981 году, когда в наличии были только 750 региональных центров психического здоровья из запланированных 2000, почти все федеральные финансирование было прекращено и заменено меньшими денежными дота- циями штатов (Humphreys & Rappaport, 1993). Про­должится или нет эта тенденция в XXI веке, зависит от того, какой будет реформа здравоохранения (Kiesler, 1992) и как штаты потратят сотни милли­онов долларов, которые будут сэкономлены после закрытия крупных больниц (Тоггеу, 1997).







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.